Глава 9 "ВОССТАНОВЛЕНИЕ"-ПОСТРОЙКА ИЕРУСАЛИМА ПОСЛЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ. СКОЛЬКО БЫЛО ТАКИХ ИЕРУСАЛИМОВ И ГДЕ ОНИ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ 1. НАЗВАНИЕ "ИЕРУСАЛИМ" БЫЛО ПОДВИЖНЫМ И В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ПРИКЛАДЫВАЛОСЬ К РАЗНЫМ ГОРОДАМ У средневекового человека был непривычный для нас РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЕОГРАФИЮ. Согласно этому взгляду, некоторые вроде бы чисто географические названия на самом деле были связаны в сознании людей того времени НЕ С МЕСТОМ, то есть с какой-то точкой на карте, А С ВЕРОЙ. Географические названия раньше могли иметь другой смысл, чем сегодня. В частности, могли быть более ПОДВИЖНЫМИ -- по карте. Для средневекового человека эта подвижность и повторяемость названий была понятна и имела свой смысл. Сегодня этот смысл забыт и, разбирая старые источники мы подсознательно, -- и иногда ошибочно, -- стремимся втиснуть их в наши современные представления о географии. Яркий пример такого подвижного названия - это ИЕРУСАЛИМ. Например, известно, что в XIV веке была некая секта ПЕПУЗИАН (или пелузиан), которые утверждали, что ИЕРУСАЛИМ - это некая ПЕПУЗА. При этом Пепуза была просто селением. Вот что говорит Матфей Властарь: "Монтанисты назывались и пепузианами, потому что считали БОЖЕСТВЕННЫМ МЕСТОМ ПЕПУЗУ, селение во Фригии, и именовали ее ИЕРУСАЛИМОМ" [207], с.47. Об этом писал и Евсевий Памфил: "Небольшие города Фригии: Петузу и Тимион, называл он (Монтан - Авт.) ИЕРУСАЛИМОМ". Цит. по[205], с.893. Конечно, надо всегда помнить, что изначально был один,главный, древний Иерусалим, в котором разворачивались евангельскиесобытия XI века. Это был Царь-Град на Босфоре. Но помимо этогодалекого (географически отдаленного) для многих Иерусалима, потомпоявились и местные, более близкие центры религиозного поклонения. Которые иногда и назывались Иерусалимами, поскольку они действительно являлись политико-религиозными центрами той или иной общины или страны. И такие примеры мы еще увидим.^ 2. ОСНОВАНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО РИМА В КОНЦЕ XIV ВЕКЕ КАК "ВОССТАНОВЛЕНИЕ" ИЕРУСАЛИМА В ИТАЛИИ Мы уже говорили, что первое вавилонское пленение произошло вероятно в результате Троянской войны XIII века н.э. и последовавшего за ним великого = "монгольского" завоевания XIV века. Выходцы из разгромленного Иерусалима = Царь-Града на Босфоре осели, в частности, на территории современной Франции в городе Авиньон. Это - событие, оставившее свой след в истории как "авиньонское пленение пап". См. детали в книге [нх-1]. Не очень ясно, было ли оно настоящим пленом, или же напротив, речь здесь идет о наместниках Великой = "Монгольской" Империи. Весь их "плен" мог состоять лишь в том, что будучи на имперской службе, они были вынуждены служить далеко от родного Иерусалима. Затем в конце XIV века, около 1380 года, авиньонские епископы-наместники переселились в Италию, где в это время и был основан Рим, будущая столица католицизма и папства. Здесь был создан центр католической церкви - Ватикан. Вероятно, эти события частично отразились в Библии в виде одного из слоев рассказа о возвращении из вавилонского плена и "восстановлении" Иерусалима. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что это не было действительным восстановлением, так как изначальный Иерусалим, то есть Царь-Град на Босфоре продолжал существовать все это время. Правда, затем он утратил одно из своих прежних громких названий - Иерусалим. Следует подчеркнуть, что Библия по-видимому очень глухо говорит о "воссоздании" Рима-Иерусалима в Италии в XIV веке. Другими словами, этот первый (то есть авиньонский) слой рассказа о возвращении из вавилонского плена очень тонок и темен. Как мы уже начинаем понимать, значительная часть Библии была написана в XV-XVI веках на Руси и в Турции. И рассказывала о событиях того времени, глядя в основном из старого имперского центра Владимиро-Суздальской Руси (из библейской Ассирии и Персии) и из Царь-Града на Босфоре (из Иудеи, Иерусалима). А в некоторых случаях, как мы увидим, вероятно и из Казани. Напомним, что в XVI веке до собора о белом клобуке НОВГОРОДСКИЙ И КАЗАНСКИЙ АРХИЕПИСКОПЫ считались по-видимому выше всех других русских архиепископов. А затем к ним добавился и московский архиепископ. Например, только новгородский и казанский архиепископы "печатали свои грамоты КРАСНЫМ воском", а остальные - ЧЕРНЫМ [156], т.1, с.442. Это считалось признаком более высокого положения. Для того, чтобы разрешить делать то же самое и московскому архиепископу, пришлось собрать целый собор в 1563 году [156], т.1, с.442. По-видимому, в XVI веке Казань являлась вторым после Новгорода = Ярославля, независимым религиозным центром, то есть местным Иерусалимом. Неудивительно, что древние события далекого XIV века н.э., в частности, авиньонского плена, освещались библейскими авторами XVI века, сидевшими в столичной области, довольно глухо. Ведь речь шла о событиях в отдаленных областях Империи (Франция и т.д.), и им в центре Империи, естественно, не придавали особого значения. Но когда написанная в Руси-Орде Восток-Библия, попала на Запад, то в ней естественно увеличили вес именно западно-европейских событий путем присоединения написанной здесь Запад-Библии. В частности, по-видимому в ней появилось описание "авиньонского пленения пап" из XIV века. Основное внимание в библейском описании "возрождения Иерусалима", уделено по-видимому известному событию из XVI века, к описанию которого мы и переходим.^ 3. ПРЕВРАЩЕНИЕ МОСКВЫ В СТОЛИЦУ РУСИ-ОРДЫ В XVI ВЕКЕ КАК "ВОССТАНОВЛЕНИЕ" ИЕРУСАЛИМА В РУСИ-ОРДЕ. События, о которых мы здесь расскажем, составляют по-видимому ОСНОВНОЙ СЛОЙ библейского рассказа о восстановлении Иерусалима после вавилонского пленения.^ 3.1. МОСКВА -- НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ В книге "Империя" мы обосновали нашу гипотезу, что евангельский Иерусалим -- это, скорее всего, Новый Рим = Константинополь. Там, в XI веке был, вероятно, распят Иисус Христос. Таким образом, названия Рим и Иерусалим сильно связаны. Иногда означали (по нашей реконструкции) одно и то же. С Константинополем = Иерусалимом неразрывно связывались также такие христианские святыни, как Софийский Собор, существующий и сегодня в Константинополе, и ГРОБ ГОСПОДЕНЬ. Поэтому Москва, которая в XV-XVI веках действительно стала ТРЕТЬИМ РИМОМ, естественно должна была унаследовать необходимый ОБЛИК города ИЕРУСАЛИМА. Эта идея четко выражена в той же >: и в том граде будет соборная и апостольская церковь Софии Премудрости Божия о семидесяти верхах, сиречь Святая Святых>> [208], с. 12. В царствование царя-хана Бориса > превращение Москвы в Новый Иерусалим уже пошло полным ходом. К тому времени, согласно МОСКОВСКОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ, МОСКВА УЖЕ БЫЛА^ ТРЕТЬИМ РИМОМ. > [208], с. 156. Считается, что Храм Соломона > построить в московском Кремле не успели -- началась смута. Однако успели сделать для этого храма ГРОБ ГОСПОДЕНЬ ИЗ ЧИСТОГО КОВАНОГО ЗОЛОТА и более десятка ЛИТЫХ ЗОЛОТЫХ статуй-изображений апостолов и ангелов [208], с. 157. На московской Красной Площади были изготовлено знаменитое ЛОБНОЕ МЕСТО, которое, оказывается, было задумано какхристианская святыня [208], с. 159. По-видимому, Лобное Место былотак названо в воспоминание о ГОРЕ ГОЛГОФЕ, под которой, -- какхорошо известно и как представлено на многочисленныхсредневековых изображениях, например, иконах, -- находился череп, тоесть > Адама. По этому поводу А. Л. Баталов пишет: Годуновым за пределы не только собора Воскресения, но и Кремля... говорит о другом уровне ПОВТОРЕНИЯ СВЯТЫНИ, чем в середине XVII века в Новом Иерусалиме патриарха Никона>> [208], с. 159. Очень интересно, -- и сегодня уже почти забыто, -- что знаменитый Собор Василия Блаженного на Красной Плошади в Москве> >>[208], с. 190. См.рис.Иерус-1. И.Е.Забелин приводит следующую цитату: "Это (Москва - Авт.) был город, подъезжая к которому благочестивые немцы говаривали, что ЭТО ИЕРУСАЛИМ" [211], с.187. Полный Иерусалимский облик Москва должна была приобрести при царе-хане Борисе >. Многое было подготовлено, собирались начать строить Храм Соломона -- Святую Софию. Но тут началась Великая Смута на Руси. Память об этом великом замысле осталась в виде храма > = Храма Василия Блаженного и Лобного Места на Красной Площади. Несколько десятилетий спустя патриарх Никон решил все-таки построить Иерусалим, хотя и не в Москве, но -- рядом. До сих пор под Москвой существует никоновский Новый Иерусалим. Он тоже задумывался с размахом, собирались возвести Вифлеем и другие евангельские святыни. Весьма многозначительно, что такое предприятие Никона сразу было истолковано как его желание стать ИЕРУСАЛИМСКИМ ПАТРИАХОМ [208], с. 175. Отсюда следует, что в то время > еще воспринимался КАК СИМВОЛ, который можно > и присваивать тому или другому географическому месту. > считался был как бы синонимом >, >. И центр этот мог перемещаться. Сегодня -- здесь, завтра -- там. Как это, кстати, происходит и со светскими столицами. Никон, как известно, был лишен сана патриарха. В частности, и за его Новый Иерусалим [208], с. 175. Больше подобных попыток -- переноса Иерусалима -- не делалось. И понятно почему. Приблизительно в это время, по-видимому, уже договорились считать, что > находится в современной Палестине. Вероятно, сначала просто поставили точку на географической карте. При этом по-видимому не догадываясь, что эти места отнюдь не являются сплошным цветущим садом, а скорее напоминают каменистую пустыню. А проверить было нельзя, потому что турки в то время европейцев в свои владения еще не пускали. Строительство других > выглядело бы после этого как вызов >. Итак, не исключено, что вплоть до XVII века понятие > имело не совсем тот смысл, что сегодня. Сегодня мыпривыкли к тому, что > -- это некий определенный город,географическое место на карте. Однако похоже на то, что в средниевека был другой взгляд на само понятие >. По-видимому,> мог иметь смысл ЦЕНТРА ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ или дажепросто МЕСТНОЙ ЦЕРКВИ. Менялся центр, -- передвигался и Иерусалим.^ 3.2. ИСТОРИЯ "ВОССТАНОВЛЕНИЯ" ИЕРУСАЛИМА ПО БИБЛИИ. ЦАРИ АРТА-КСЕРКС, КИР, ДАРИЙ Начнем с краткого обзора. Согласно Библии, Иерусалим был захвачен и разрушен ассирийским (то есть по-видимому, - русским) царем Навуходоносором (Иваном Грозным). Он уводит в плен часть иерусалимцев и поселяет их в одной из своих столиц, в Вавилоне. Это - так называемое вавилонское пленение. Пленные живут в Вавилоне некоторое время. Считается, что СЕМЬДЕСЯТ лет (Иеремия 25:11-12, 29:10), однако в Библии указан и другой срок - СЕМЬ лет от разрушения Иерусалима до появления указа о его восстановлении (Даниил 9:24-25). См. детали в [нх-2], с.343-344. По прошествии этого срока Ассирийско-Персидский царь Артаксеркс и Персидский царь Кир разрешают иудеям восстановить Иерусалим. Они же принимают решение вернуть в Иерусалимский храм сокровища, захваченные и вывезенные Навуходоносором. Большая группа иудеев отправляется в Иерусалим и начинает его восстановление. Сначала строят храм Иерусалимский, затем возводят стены и строят здания. Строительство было прервано, когда местные сирийские властители воспротивились восстановлению Иерусалима на своей территории. Потребовалось еще одно обращение к Персидским правителям. После чего работы возобновились. Восстановление Иерусалима было продолжено и завершено. И он становится центром иудеев. Восстановление Иерусалима происходит при трех персидских царях - Арта-Ксерксе, Кире и Дарие. Причем, в Библии по-видимому имеется путаница - кто из них за кем правил. Впрочем, здесь нам это несущественно, поэтому мы будем говорить сразу о трех Персидских царях, не уточняя их порядок. Напомним, что Арта-Ксеркс отождествился у нас с одним из царей эпохи "Ивана IV Грозного". А имена КИР и ДАРИЙ означают по-видимому просто ЦАРЬ и ОРДА, то есть это - два царя, непосредственно следующие за Арта-Ксерксом. Поскольку эти события разворачиваются вероятно в рамках русской истории XVI века, то это скорее всего царь Борис Годунов и царь Федор Иоаннович. Может быть, имя ФЕДОР и попало на страницы Библии в форме ДАРИЙ. "Персидские" цари - это, согласно нашей реконструкции, русские цари (п-русские или бело-русские, бело-ордынские). Перейдем теперь к подробному анализу.^ 3.3. ПЕРВОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА НА СЕДЬМОМ ГОДУ АРТА-КСЕРКСА. 1554 ГОД. ВОССТАНОВЛЕНИЕ КАЗАНИ Согласно книге 1 Ездры, в седьмой год Арта-Ксеркса возникает первая мысль о восстановлении Иерусалима (1 Ездры 7:7). Священник Ездра инспектирует развалины сожженного города, возвращается к царю и получает от него указание готовить восстановление Иерусалима на основе добровольных пожертвований и возврата сокровищ, ранее захваченных Навуходоносором (1 Ездры 7). Большая группа иудеев во главе с Ездрой отправляет в разрушенный Иерусалим. Далее описывается некое большое собрание на площади сожженного города. Стоит отметить яркую деталь, показывающую, что в этот момент город был действительно сильно разрушен. Собрание происходит НА УЛИЦЕ, ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ и более того, ПОД ПРОЛИВНЫМ ДОЖДЕМ. Библия почему-то ДВА РАЗА подчеркивает этот эпизод: "И сидел весь народ на площади у дома Божия, ДРОЖА как по этому делу, ТАК И ОТ ДОЖДЕЙ... Народ многочислен и время теперь ДОЖДЛИВОЕ, И НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ СТОЯТЬ НА УЛИЦЕ. Да и это дело не одного дня и не двух... Пусть наши начальствующие..." (1 Ездры 10:9,13-14). Картина совершенно ясная. Город разрушен. То есть разрушена военная крепость, стена, ограда. Кстати, именно старый смысл ОГРАДЫ несет в себе русское слово ГОРОД: огроженное место, крепость. Получено разрешение царя Орды восстановить крепость. Жители собираются, осматривают пепелище. Идет дождь, в разрушенной крепости укрыться негде. Здания повреждены, крытого места для собрания нет. Сход поручает выбранным начальникам заняться "этим делом" (1 Ездры 10:9,13). Собрание закрывается. Люди расходятся по домам. Двойное подчеркивание дождя здесь не очень ясно: в конце концов, что такого ужасного в дожде? Воины, пришедшие для восстановления крепости, вроде должны быть привычными к непогоде. Этой картиной можно было ограничиться и двинуться дальше. Но, как показывает наш опыт, полезно сравнивать канонический библейский перевод с более старыми текстами Библий. Берем Острожскую Библию. И тут мы неожиданно наталкиваемся на очень интересное обстоятельство. Оказывается, канонический синодальный перевод довольно изящно "обходит" некоторые любопытные детали, из которых встает совсем другая картина этой вроде бы заурядной сцены. Вот что написано в Острожской Библии. "И собрашася вси людие Иудины и Вениамини в Иерусалиме... месяц 9, 20-го дня месяца. И седоша вси людие напред Домом Божиим одрожания за грех и С ЗИМОЮ... Обаче людие мнози суть, И ВРЕМЯ СНЕЖНО и несть мощно стояти вне" [1], 1 Ездра, глава 10. Итак, подлинная картина вырисовывается совсем другая. Получено разрешение царя Орды восстановить крепость. Жители собираются, осматривают пепелище. Дело происходит, как четко сказано, в КОНЦЕ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА, то есть в СЕРЕДИНЕ ДЕКАБРЯ. Так как первый иудейский месяц - это март-апрель [8], с.15. ИДЕТ СНЕГ, в разрушенной крепости укрыться негде. Надо думать, на улице - МОРОЗ. В Библии сказано, что "время СНЕЖНОЕ". Потому и дрожат люди. Не потому, что дождь. Потому что СНЕГ И МОРОЗ! Декабрь на Руси - МОРОЗНЫЙ МЕСЯЦ. В это время бывают такие морозы, что долго стоять на улице действительно невозможно. Бывает и под тридцать градусов. Мы снова сталкиваемся с СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ИСТРЕБЛЕНИЕМ поздними редакторами из текста первоначальной Библии МНОГОЧИСЛЕННЫХ СЛЕДОВ ЗИМЫ, СНЕГА и т.п. То есть следов, СОВЕРШЕННО ЯВНО указывавших, что многие библейские события происходили не в жарких раскаленных песках Африки или в не менее жаркой современной Палестине, а существенно севернее. По нашей реконструкции - в Руси-Орде. А в данном случае внимательные редакторы, заменив слово СНЕГ на слово ДОЖДЬ, постарались устранить из библейского текста слишком ЯВНОЕ указание на то, что ВОССТАНАВЛИВАЕМЫЙ ИЕРУСАЛИМ находится где-то на средних, СНЕЖНЫХ в зимнее время, широтах. Надо сказать, что публикация в 1988 году Острожской Библии (по древнему экземпляру, хранящемуся в библиотеке Московского государственного университета) была ПЕРВОЙ после 1581 года. См.[1], выходной лист. Мы должны быть глубоко благодарны "Комиссии по сохранению и изданию памятников письменности при советском фонде культуры", осуществившей это издание, а также библиотеке МГУ. Без такой публикации многое осталось бы скрытым. Хотелось бы, кстати, увидеть наконец изданной и Геннадиевскую Библию. Это издание было начато в последнее время, однако почему-то НЕ С ПЕРВОГО, А С СЕДЬМОГО тома (!?). То есть не с Ветхого, а с Нового завета. Хотя было бы естественнее - наоборот. А Ветхий Завет не издан до сих пор (речь идет о 1998 годе). Более того, по каким-то причинам издание приостановлено. В чем тут дело? Может быть в том, что современные новозаветные тексты МАЛО отличаются от новозаветных текстов XV-XVI веков. Ведь они, как мы теперь понимаем, рассказывают о действительно древнейших событиях из XI века н.э. Бывших глубокой древностью даже для эпохи XV-XVI веков. А вот ветхозаветные книги в XV-XVI веках рассказывали (как мы теперь понимаем) о СОВРЕМЕННЫХ событиях той эпохи. И потому старые редакции ветхозаветных книг (написанные конечно не ранее XV-XVI веков, но все же ДО второй половины XVII века), ЕЩЕ СИЛЬНО ОТЛИЧАЛИСЬ ОТ СОВРЕМЕННЫХ НАМ. Не этим ли объясняется начало публикации Геннадиевской Библии именно с Нового завета, и приостановка публикации Ветхого Завета? Вернемся к библейским событиям. Итак, Иерусалим начинают восстанавливать (по Библии) в правление царя Арта-Ксеркса Долгорукого. Толковая Библия говорит об этом так: "Год выхода УКАЗА О ВОССТАНОВЛЕНИИ ИЕРУСАЛИМА... Подобный указ дан только АРТАКСЕРКСОМ ДОЛГОРУКИМ в двадцатый год его царствования" [3], коммент. к Даниилу (9:25). См. также (Неемия 2:1). Это именно тот самый Арта-Ксеркс Долгорукий, который уже знаком нам по книге Есфирь. И который, следовательно, попадает в эпоху Ивана IV Грозного - во вторую половину XVI века. Как говорит Н.М.Карамзин, Иван IV вместе со своим братом ЮРИЕМ, начал править в 1547 году (год венчания на царство) [75], т.8, гл.3, столб.67, а также т.9, гл.1, столб.26. Отсчитывая 20 лет от 1547 года, получаем приблизительно 1567 год как возможную дату появления указа о восстановлении Иерусалима. Возникает естественный вопрос. Если мы правы, и если восстановление Иерусалима как-то связано с русской историей XVI века, то в ней должны были сохраниться какие-то достаточно яркие следы этого важного события. Попавшего на страницы Библии и описанного в ней ни много ни мало, как в трех достаточно больших книгах: 1 кн.Ездры, кн. Неемии, 2 кн.Ездры. И ЭТИ СЛЕДЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ. О каком СОЖЖЕННОМ городе говорит здесь Библия? Происходит это на СЕДЬМОМ году Арта-Ксеркса, то есть, согласно нашей реконструкции, примерно в 1554 году. То есть, примерно через ДВА ГОДА ПОСЛЕ ВЗЯТИЯ КАЗАНИ и ее СОЖЖЕНИЯ Иваном IV Грозным. Поскольку город Казань стоит до сих пор, следовательно, он был восстановлен. И надо полагать, произошло это вскоре после его захвата Иваном. Как мы понимаем, захват Казани был результатом междоусобной войны в Руси-Орде. Казанцев наказали, но город естественно вскоре стали отстраивать. Сформулируем гипотезу: описанное в 1 кн.Ездры совещание на улицах сожженного города - это начало восстановления Казани примерно в 1554 году. Надо сказать, что Библия об этом восстановлении быстро забывает. И в следующей на кн. 1 Ездры книге Неемии рассказывается о куда более грандиозном строительстве Иерусалима, но уже на ДВАДЦАТОМ году Арта-Ксерса. Поэтому, кстати, в научной библеистике давно известна некая проблема: когда же в действительности начали восстанавливать Иерусалим - на седьмом или на двадцатом году Артаксеркса. Решили, что "данное обстоятельство имело место в промежутке времени... между седьмым и двадцатым годом царствования Артаксеркса" [3], коммент. к Даниилу 9:25.^ 3.4. ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ - ОДНА ИЗ ЗАГАДОК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ Снова напомним, что Иерусалим в средневековом понимании - это священный город той или иной религии. У каждой был "свой Иерусалим". Был, конечно, главный, далекий, древний Иерусалим = Царь-Град на Босфоре. Но он был далек и не всем доступен. "На местах" были свои Иерусалимы - священные города. По-видимому, был Иерусалимом и город Казань для казанцев. И тут мы вплотную подходим к возможному решению одной из интереснейших загадок истории: что такое Хазарский Каганат? Где и в какое время он существовал. И каким образом он якобы исчез со всем своим народом - хазарами? Напомним вкратце его историю. Энциклопедический Словарь сообщает: "Хазарский каганат... государство в середине 7 - конца 10 веков во главе с каганом. Столица - Семендер, с начала 8 века - ИТИЛЬ (то есть Волга - Авт.). В начале 8 века - территория Северного Кавказа, Приазовья, большей части Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра... Религия: иудаизм, мусульманство, христианство. В 964-965 годах разгромлен князем Святославом Игоревичем. Хазарский язык... относится к ТЮРКСКИМ языкам (БУЛГАРСКАЯ группа)" [66], с.1433. Оказывается, КРЫМ НАЗЫВАЛИ ХАЗАРИЕЙ [129], с.19. Скалигеровско-романовская хронология отодвигает Хазарский каганат в эпоху VII-X веков н.э. Это большое и сильное государство расположено, согласно исследованиям историков, в северном Причерноморье [209]. На рис.Иерус-2 показан как Хазарский каганат, так и его распространение [209], с.44. Историк С.А.Плетнева пишет: "История хазарского каганата - одна из УЗЛОВЫХ ТЕМ средневековой истории Восточной Европы" [209], с.3. Считается, что Хазарский каганат занимал огромную территорию (см. рис.Иерус-2), просуществовал около трехсот лет и был разгромлен русскими князьями Святославом, а затем Владимиром. Столица каганата "Итиль превращен (Владимиром - Авт.) в дымящиеся развалины" [209], с.71. Но подлинная эпоха Святослава и Владимира нам уже известна. Это XV-XVI века, как мы показали в книге [нх-6а]. А в эту эпоху всем прекрасно известно мощное государство, с которым действительно воевали русские цари. Это - КАЗАНСКОЕ ЦАРСТВО. Вероятно, оно и является тем самым якобы "древним" ХАЗАРСКИМ КАГАНАТОМ, о котором столько писали византийские и западно-европейские авторы. По нашей реконструкции, Казанское Царство было одним из крупных государств внутри Руси-Орды. Входило в состав Великой = "Монгольской" Империи, находилось недалеко от ее центра - Великого Новгорода = Ярославля (на той же самой реке Волге!). Казанские ХАНЫ, то есть КАГАНЫ, занимали высокое положение в Империи. Отметим, что столица хазар - Итиль называлась также Саксин [209], с.77. Но в имени САКСИН вероятно звучит КАЗАНЬ. Яркие свидетельства отождествления "древнего" Хазарского каганата и средневекового Казанского царства мы обнаруживаем и в знаменитом средневековом письме хазарского кагана (хана) Иосифа в Испанию, в город Кордову. Написано оно на древне-еврейском языке. В этом письме Иосиф перечисляет подчиненные ему и соседние народы. Это перечисление крайне любопытно. Начнем с того, что в этом письме > [209], с.6. Чего стоят например следущие слова из письма кагана (то есть хана) Иосифа: "Я живу у реки по имени Итиль в конце реки ГУРГЕНА... (Здесь, - говорит историк С.А.Плетнева, - имеется, видимо, в виду река Волга и ее левый приток река Белая, считавшиеся в древности Итилем)" [209], с.9. Итак, столица кагана (хана) Иосифа расположена рядом с Волгой и еще какой-то рекой. При этом Волгу он называет рекой ГЕОРГИЯ (то есть ГУРГЕНА). Уже одно это показывает, что речь идет о событиях после великого = "монгольского" завоевания, то есть после XIV века н.э. Историки сами считают, что на месте Казани находился один из крупных "древних" хазарских городов, названный ими БУЛГАРОМ. То есть попросту ВОЛЖСКИМ городом (рис.Иерус-2). Далее следует очень интересное перечисление якобы "древних" народов, живших во времена якобы "древнего" Хазарского каганата. И что же? Эти названия поразительным образом оказываются не просто средневековыми, но как раз теми, которые употреблялись именно в XVI веке. Вот как звучит этот список в обратном переводе с еврейского, приведенном в [209], с.9. "У этой реки расположены многочисленные народы: бурт-с, булг-р, с-в-ар, арису, ц-р-мис, в-н-н-тит, с-в-р, с-л-виюн" [209], с.9. Не правда ли, "глубочайшей древностью" веет от этих загадочных и абсолютно непонятных уже нам названий давно исчезнувших народов? Написанных через черточки. Жили они давным давно и лишь их экзотические названия счастливо донесены до нас средневековыми документами. Но если опустить все эти "черточки" и вспомнить, что перед нами скорее всего - неогласованный текст, то увидим мы следующее. БУЛГ-Р это скорее всего БОЛГАРЫ или ВОЛГАРЫ, ВОЛГАРИ, жители Волги. А в XVI веке это уже могла быть и современная Болгария на Балканах. С-В-АР это скорее всего СЕРБЫ. Ц-Р-МИС это скорее всего ЧЕРЕМИСЫ, название XVI века. Так называли подданных как раз Казанского царства. Название черемисов или марийцев просуществовало до 1918 года [66], с.1479. Причем, черемисы-марийцы жили на территории Казанского царства XVI века. До сих пор здесь Марийская республика. Черемисы хорошо известны во время войны с Казанью. О них упоминает Н.М.Карамзин [75], т.8, гл.4, столб.104. В-Н-Н-ТИТ это явно ВЕНЕТЫ, - хорошо известное средневековое название славян. См. нашу книгу "Империя". С-В-Р это либо снова СЕРБЫ, либо "северяне". Вспомните, например, Новгород Северский на Украине. Известно, что Северской землей называли часть современной Украины, Черниговские земли. Было и Северское княжество со столицей в Новгороде Северском [66], с.1181. А совершенно загадочное имя С-Л-ВИЮН мы позволим себе прочитать как СЛАВЯНЕ. Вывод. По-видимому, В ПИСЬМЕ ЯКОБЫ "ДРЕВНЕГО" ХАЗАРСКОГО КАГАНА (ХАНА) ИОСИФА ПЕРЕЧИСЛЕНЫ НАРОДЫ XVI ВЕКА. А это уже само по себе позволяет практически однозначно отождествить якобы "древний" Хазарский Каганат со средневековым Казанским царством XV-XVI веков. Почему мы так много места отвели на Хазарский Каганат в нашем рассказе о восстановлении Иерусалима по библейской книге 1 Ездры? Сформулируем гипотезу: собрание библейских иудеев на пепелище Иерусалима в седьмом году царя ассиро-персидского Арта-Ксеркса - это совещание казанцев примерно в 1554 году на пепелище Казанского Кремля, разрушенного Иваном IV Грозным в 1552 году. Гибель Хазарского каганата описывается историками так. Все началось с принятия в Хазарии иудаизма при кагане Обадии. После этого "стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рима (то есть из Рима - Константинополя - Авт.)... Большое количество их осело и в Итиле. ОНИ ПЛОТНЫМ КОЛЬЦОМ ОКРУЖИЛИ ТРОН ОБАДИИ... Принятие иудаизма каганом, царем и всей итильской знатью оторвало их от остальной хазарской аристократии... Все, кто не принял иудейской религии, в том числе христиане и мусульмане, объединились против правительства" [209], с.61-62. Война продолжалась в течение нескольких лет [209], с.63. В конце концов Хазарский каганат погиб, завоеванный русскими [209], с.68-69. Вероятно, это еще один вариант описания разгрома Казани Иваном IV Грозным в 1552 году. Это же событие же описано в Библии как разгром Иерусалима ассирийским царем Навуходоносором. Следы последовавшего за этих разгромом вавилонского пленения дошли до нас в рассказе о гибели Хазарского каганата в таком виде. Средневековый арабский автор пишет, что "РУСЫ ОВЛАДЕЛИ ЭТОЙ СТРАНОЙ, и жители Итиля искали убежища на острове Баб-ал-Абваба и укрепились в нем" [209], с.69. По-видимому, "остров Баб-ал-Абваба" это и есть слегка искаженное название ВАВИЛОНА. Во всяком случае, БАБ-АЛ это явно БАБЕЛ (Вавел), то есть Вавилон. А "вавилонский плен" назван здесь "убежищем". Возможно так и было - для кого-то был плен, для кого-то убежище. А затем хазары возвращаются в Итиль и пытаются восстановить город, но уже ПОД РУССКОЙ ВЛАСТЬЮ. При этом они уже оказываются (по словам средневекового арабского автора) не иудеями, а мусульманами. Интересно, что первоисточник называет город именем ХАЗАР (а не Итиль), то есть Казанью. [209], с.70. Да и сегодня в современной Казани много мусульман. Это восстановление Казани вернувшимися туда хазарами вероятно и описано в Библии как первое восстановление Иерусалима на седьмом году Арта-Ксеркса. То есть, повторим, приблизительно в 1554 году, всего через два года после разрушения и сожжения Казани Иваном IV Грозным. А согласно [нх-6а], одним из дубликатов Грозного в русской истории как раз и является "древний" князь Владимир, окончательно уничтоживший Хазарский каганат.^ 3.5. ВТОРОЕ "ВОССТАНОВЛЕНИЕ"-СТРОИТЕЛЬСТВО ИЕРУСАЛИМА НА ДВАДЦАТОМ ГОДУ АРТА-КСЕРКСА. 1567 ГОД. СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ 3.5.1. СТРОИТЕЛЬСТВО ИЕРУСАЛИМА НА ДВАДЦАТОМ ГОДУ АРТА-КСЕРКСА.^ ВОЗВЕДЕНИЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ОКОЛО 1567 ГОДА Следующей за 1 кн.Ездры является книга Неемии. Неемия сообщает, что он обратился к царю Арта-Ксерксу с просьбой разрешить ему посетить разрушенный Иерусалим и выдать царские письма - пропуск (проезжую) для местных областеначальников, дабы помочь Неемии. Царь Арта-Ксеркс выдает Неемии нужные письма и тот отправляется в путь. Он прибывает на место сожженного Иерусалима и осматривает развалины крепости. Затем в Иерусалим прибывают бригады строителей и начинается грандиозная стройка. Возводят стены, ворота, башни. Через некоторое время в возрожденный Иерусалим прибывают переселенцы из Вавилона. Устраивается большой празднество и начинается жизнь в Иерусалиме. Сделаем полезное для дальнейшего замечание. Канонический синодальный перевод, рассказывая о строительстве Иерусалима, употребляет слово "чинили" вместо слова "строили". Хотя Острожская Библия, например, постоянно употребляет слово СОЗДАША или СОЗИДАША, то есть СТРОИЛИ. Таким образом, на самом деле в книге Неемии четко рассказывается о СТРОИТЕЛЬСТВЕ. Легкая подмена слова "строили" словом "чинили" вероятно потребовалось поздним редакторам Библии, чтобы изобразить, будто Иерусалим строился на месте ПРЕЖНЕЙ столицы, то есть будто бы "на старом", а не на новом месте. ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Все наши последующие отождествления будут основаны на КАНОНИЧЕСКОМ СИНОДАЛЬНОМ ПЕРЕВОДЕ Библии. Тем не менее, очень полезно сравнивать его с более ранним переводом Острожской Библии 1581 года. Оказывается, что Острожская Библия часто выражается намного яснее. И позволяет понять некоторые, кажущиеся на первый взгляд темными, места синодального перевода. Но еще раз повторим, что СУТЬ ДЕЛА НЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАКИМ ИМЕННО ПЕРЕВОДОМ БИБЛИИ МЫ ПОЛЬЗУЕМСЯ. Те вещи, которые мы будем обсуждать, настолько яркие, и их настолько много, что годится ЛЮБОЙ ПЕРЕВОД Библии. Мы уже говорили, что во времена опричнины при Иване IV Грозном по-видимому ТОЛЬКО НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, отнесенное затем романовскими историками в эпоху Ивана III, в XV век. Когда на самом деле (то есть в XV веке) строился новый каменный Кремль в Великом Новгороде, то есть в Ярославле. Причем, это строительство (помещенное в XV век) находилось в руках жидовствующих: "Руководство строительством перешло в руки еретиков-латинян" [164], с.105. Поясним, что здесь Р.Г.Скрынников говорит о ереси жидовствующих. Таким образом, в эпоху опричнины разворачивается КРУПНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, которым руководят иудеи ("жидовствующие"). А поскольку все эти события происходят вскоре после вавилонского пленения в результате разгрома Иерусалима (Казани?) царем Навуходоносором = Иваном IV Грозным, то возникает естественная гипотеза, что говоря о втором восстановлении Иерусалима, Библия (в книге Неемии) в действительности рассказывает именно об этом широкомасштабном строительстве на территории Москвы. Которая именно в этот момент и ПРЕВРАЩАЕТСЯ В РУССКУЮ СТОЛИЦУ, вместо Великого Новгорода = Ярославля. Строительство новой столицы Руси-Орды - Москвы - могло быть представлено казанскими (то есть хазарскими) иудеями как "восстановление" их прежнего Иерусалима. Так как по-видимому во время опричнины именно они получили власть при русском дворе. И строили новую столицу в противовес старой как свой "Иерусалим". Конечно, Москва к тому времени уже существует (примерно с 1380 года, после Куликовской битвы), но каменного Кремля там еще нет. Это еще не столица. Поэтому СТОЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ города Москвы начинается по-видимому именно со второй половины XVI века.^ 3.5.2. ШЕСТЬ КРЕПОСТНЫХ ВОРОТ "ВОССТАНАВЛИВАЕМОГО" ИЕРУСАЛИМА И ШЕСТЬ СТАРЫХ ВОРОТ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Согласно библейской книге Неемии, строители крепостной стены Иерусалима сделали в ней ШЕСТЬ крепостных ворот. Их строительство описано в Библии ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СЛОВЕСНОЙ ФОРМУЛОЙ: "и построили такие-то ворота, и вставили двери их". Таких ворот в стене Иерусалима РОВНО ШЕСТЬ. Это - следующие ворота: 1) ОВЕЧЬИ ворота (Неемия 3:1). В Острожской Библии они названы СТАДНЫМИ вратами. 2) РЫБНЫЕ ворота (Неемия 3:3). В Острожской Библии - врата РЫБНЫЕ. 3) СТАРЫЕ ворота (Неемия 3:6). В Острожской Библии - врата СТАРЫЕ. 4) НАВОЗНЫЕ ворота (Неемия 3:13). В Острожской Библии - врата ГРЯЗНЫЕ (Неемия 3). А в другом месте - ГНОЙНЫМИ (Неемия 2). 5) Ворота ДОЛИНЫ (Неемия 3:13). В Острожской Библии - врата ДОЛЬНЫЕ или врата ДОЛУ. 6) Ворота ИСТОЧНИКА (Неемия 3:15). В Острожской Библии - врата ИСТОЧНИКА. Кроме того, в кн.Неемии упоминается еще несколько ворот. Однако все они упоминаются лишь как некие ориентиры и про их строительство НЕ СКАЗАНО НИ СЛОВА. А тем более ни к одним из них НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ описанная выше словесная формула. По-видимому, это - обычные ворота и двери различных зданий и построек, а вовсе не крепостные ворота. КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА - это сложное инженерное сооружение, поэтому их строительство специально обсуждается. Именно поэтому Библия при описании возведения всех перечисленных ШЕСТИ крепостных ворот Иерусалима ПОИМЕННО указывает - кто именно их строил. Обратимся теперь к истории крепостных стен Московского Кремля. Оказывается, старых крепостных ворот здесь тоже было ровно ШЕСТЬ. Известный краевед XIX века, знаток старой Москвы, Иван Кузьмич Кондратьев (1870-1904) писал: "В СТАРИНУ ИХ (кремлевских ворот - Авт.) БЫЛО ШЕСТЬ" [210], с.44. На многочисленных старых изображениях и планах Московского Кремля конца XVI - XVIII веков выделено РОВНО ШЕСТЬ кремлевских ворот. См., например, "Альбом старинных видов Московского Кремля" в книге известного историка города Москвы И.Е.Забелина "История города Москвы" [211]. Современные реконструкции развития Московского Кремля также утверждают, что в конце XV века в кремлевских стенах было ровно ШЕСТЬ ворот. См. [216], с.38. Эти ворота назывались (по крайней мере с XVII века) так. 1) КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКИЕ ворота, "заделанные при царе Михаиле Федоровиче" [210], с.47. Они стоят заделанными и по сей день. Их след виден до сих пор в стене Константино-Еленинской башни. Они назывались также Тимофеевскими воротами [211], с.602 или Нижними [211], с.601. Для простоты, мы будем называть их в дальнейшем ТИМОФЕЕВСКИМИ. 2) СПАССКИЕ ворота. Назывались также Фроловскими