Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Этапы и закономерности развития личности

В условиях формирующегопедагогически! и вил-действия происходит развитие личности, станов­ление ееважнейших психологических свойств и качеств. Что же является движущими силамиразвития личности, способствующими достижению ею социаль­ной зрелости?
В истории психологиисуществовало два направления в ре­шении вопроса о движущих силах, источникеразвития и ста­новления личности. Эти направления получили название био­генетическойи социогенетической концепций развития.
Биогенетическая концепцияисходит из того, что развитие личности человека определяется биологическим,преимущест­венно наследственным, фактором. Поэтому развитие личности носитспонтанный (самопроизвольный)  характер. Согласно этой точке зрения, человек отприроды имеет предрасположе­ние не только к некоторым особенностям протеканияэмоцио­нальных реакции, особенностям темпа действий, но и к опре­деленномукомплексу мотивов (предрасположение к преступ­ности у одних, к успехам вадминистративной деятельности у других и т. п.). В человеке якобы от природызапрограмми­рованы не только формы его психической деятельности, но и ихсодержание, изначально определены этапы психического раз­вития и порядок ихвозникновения.
Биогенетическая концепция, представляющая личность че­ловекалишенной собственной активности, продуктом действия фатальных биологическихфакторов, делала и педагога пассивным свидетелем рождения этих роковым образомпредопре­деленных качеств личности. Разрешите ребенку быть эгоистом, позвольтеему лгать, обманывать, пока эти силы не исчерпают себя; яркие эгоистическиепоступки порождают у ребенка идею его “Я”,—призывали биогенетпки педагогов,оставляя за по­следними лишь право знать, какие качества личности должныфатально появиться у ребенка, и обязанность не препятствовать их появлению, а,наоборот, способствовать ему.
Социогенетическаяконцепция рассматривает развитие лич­ности как результат прямых воздействийокружающей соци­альной среды, как слепок со среды. При этом, так же как и вбиогенетической концепции, игнорируется собственная актив­ность развивающегосячеловека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося кокружающей обстанов­ке. Если следовать социогенетической концепции, то остаетсянеобъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас стольразные люди.
Таким образом, нибиогенетическая, ни социогенетическая концепции не могут быть приняты за основупонимания зако­номерностей развития личности. Ни та ни другая не способнывыявить движущие силы психического развития. Не позволяет это осуществить итеория механического взаимодействия, или конвергенции, двух факторов (среды инаследственности), в которой не преодолевались ошибки двух концепций развития,а скорее удваивались.
Диалектико-материалистическаяпозиция при решении проб­лемы движущих сил развития личности с необходимостьютре­бует обращения к характеристике тех противоречий, разреше­ние которых иобеспечивает осуществляющийся в развитии пе­реход от низшего (простого) квысшему (сложному). Актив­ность личности обусловливается совокупностьюпотребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных инеосознанных мотивов к деятельности. Однако процесс удов­летворенияпотребностей является внутренне противоречи-в ы м. Потребности, как правило, неудовлетворяются немед­ленно после их возникновения. Для их удовлетворения необ­ходимыматериальные средства, определенный уровень готов­ности личности кдеятельности, знания, умения и т. п. Движу­щие силы. развития личностивыявляются в противоречии меж­ду изменяющимися в деятельности потребностямичеловека и реальными возможностями их удовлетворения.
Удовлетворениепотребностей вновь и вновь воспроизводит ситуацию, в которой обнаруживаетсяпротиворечие между дос­тигнутым уровнем развития потребностей человека и реаль­нымивозможностями их удовлетворения. Преодоление проти­воречий, ведущее к развитиюличности, происходит в деятель­ности путем овладения определенными средствамиее осуще­ствления (приемами, способами, операциями, умениями, зна­ниями и т.д.), что происходит в процессе обучения. При этом удовлетворение потребностейпосредством активной деятель­ности закономерно порождает новую, более высокуюпо уров­ню потребность.
Вот почему развивающаясяличность, постоянно воспроизво­дя новые и новые потребности (а следовательно, иразветвлен­ную систему мотивации), в свою очередь является результа­томразвития потребностей. Развитие, отбор и воспитание пот­ребностей, приведениеих к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна человекукоммунистического обще­ства, является одной из центральных задач формированияличности советского человека.
Формирование личностипроисходит в условиях включения ее в коллектив. Как подчеркивал А. С.Макаренко, личность развивается в коллективе и через коллектив, которыйпредставляет собой группу высокого уровня развития, обла­дающую наиболееблагоприятными условиями для формиро­вания ценных качеств личности. Именно вколлективе полу­чает полноценное удовлетворение потребность индивида бытьличностью, активным участником строительства нового обще­ства, происходитвсестороннее ее развитие.
Ведущая роль вформировании личности принадлежит це­ленаправленным воздействиям на нее —воспитанию. Воспита­ние направляет и организует развитие личности всоответствии с целями, заданными обществом. При этом воспитание не толькоопределенным образом организует, упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, нои создает в соответствии с существующими педагогическими принципами специальнуюсо­циальную среду или ситуацию развития, наилучшим образом выявляющуювозможности конкретной личности, создает ус­ловия для проявления ее активности,формируя и направляя ее. Здесь психология личности уступает место педагогикевос­питания личности, методике коммунистического воспитания, в задачу которыхвходит выявление средств и путей всесторон­него развития личности, формированиянравственного созна­ния, воспитания сознательной дисциплины, социалистическогопатриотизма и пролетарского интернационализма. Осуществле­ние этих высокихзадач и обеспечивает становление личности советского человека—строителякоммунистического общества.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Gender Socialization Essay Research Paper A baby
Реферат Характерные черты публицистических текстов на японском языке
Реферат Цена и ценообразование
Реферат Билеты по предмету Методика преподавания иностранного языка за весенний семестр 2001 года
Реферат Развитие сельского хозяйства в период НЭПа
Реферат Раушен
Реферат The Present State Of Neutrino Masses Essay
Реферат Підвищення економічних показників державного підприємства
Реферат Memory Essay Research Paper MEMORYIntroductionMemory is defined
Реферат Мытье, сушка волос, массаж головы
Реферат Древняя Греция и Рим Общее и особенное в культуре
Реферат Office xp: Microsoft прислушалась к пользователям!
Реферат Шпаргалки по финансовому анализу (4 курс)
Реферат Изучение проблем хирургической стоматологии с разработкой методов диагностики и лечения заболеваний челюстно-лицевой области
Реферат А. Г. Русских, А. В. Шишлов Институт Сильноточной Электроники со ран, Томск, Россия