Морозов А.В.
Впоследние годы активно разрабатываются проблемы служебной и административнойэтики, этики хозяйственного руководителя. Главное внимание обращается наобоснование принципов и норм нравственного поведения всех лиц, участвующих ворганизации и управлении производством (фирмой), необходимости отношения кслужебным правам и обязанностям как к профессиональному долгу. Акцентируетсявнимание на недопустимость наличия у бизнесменов и менеджеров качеств, имеющихповышенную социальную опасность. К таковым в первую очередь относятся:нескромность, несправедливость, взяточничество, необъективный подбор кадров,злоупотребление властью.
Управленческаяэтика – это система теоретико-прикладных этических знаний и практическихрекомендаций, ориентированных на качественное исполнениеадминистративно-хозяйственных функций. Она включает в себя образцы лучшегоопыта нравственного решения конкретных проблем бизнеса и управления [362, с.65].
Однимиз проявлений сознательной духовной жизни является нравственная установкаличности, ориентирующей свое поведение на «голос совести» (вопреки,может быть, голосу эгоистического «Я»). По словам С. Л. Рубинштейна,этика включена в онтологию человека, в ней отражен «общечеловеческий,соотносительный характер моральных положений» [279, с. 345].
Англиюи Францию называют обыкновенно «классическими странами этикета».Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество,поклонение грубой силе и т. п. в XV столетии господствовали в этих странах. ОГермании и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишьИталия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянскогообщества начинается уже в XIV в. Человек переходил от феодальных нравов к духунового времени и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах.Если сравнивать Италию XV в. с другими народами Европы, то сразу же бросается вглаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшатьсвою жизнь. А в это же время Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую,оставаясь до середины XVI в. страной варваров. В Германии свирепствовалижестокие и непримиримые гуситские войны, дворянство невежественно, господствуеткулачное право, разрешение всех споров силой. Франция была порабощена иопустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских,они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученыхсамыми ничтожными из людей.
Такимобразом, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, афеодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новойкультуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родинойэтикета.
Сложившиесянормы нравственности являются результатом длительного по времени процессастановления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможныполитические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать неуважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этикет- слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К немуотносятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современныйэтикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до нашихдней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку онисоблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но ипредставителями самых различных социально-политических систем, существующих всовременном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки идополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ееисторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различаютнесколько видов этикета, основными из которых являются:
придворныйэтикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные придворах монархов;
дипломатическийэтикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах сдруг другом во время различных дипломатических приемов, визитов, переговоров;
воинскийэтикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведениявоеннослужащих во всех сферах их деятельности;
общегражданскийэтикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданамипри общении друг с другом.
Большинствоправил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иноймере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикетадипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них илинарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальнымпредставителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
Помере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры, одниправила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным,становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являютсяабсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может бытьуместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормыэтикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как быхарактер неписаного соглашения о том, что в поведении людей являетсяобщепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать исоблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенныхправил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуручеловека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вестисебя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установлениеконтактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивыевзаимоотношения.
Следуетотметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии снормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлиннаявежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом,чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иныхобстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, нисловом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
Ксожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один — на людях, другой- дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, адома же — с близкими — не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит оневысокой культуре человека и плохом воспитании.
Современныйэтикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местахи на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах,церемониях, переговорах.
Итак,этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры,нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеминародами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости,человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке,благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной.
Однимиз основных принципов современной жизни является поддержание нормальныхотношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь,уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости исдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, каквежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться сгрубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь втом, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры- способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми,употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человекапоходка, жестикуляция и даже мимика.
Вобществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умениеконтролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь ввыражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость,проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении кчужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своейволи и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренномоскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии,употреблении унизительных кличек и прозвищ.
Манерыотносятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикетподразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям,безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себяучтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращенияи приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет вцивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основекоторых лежат принципы гуманизма.
Обязательнымусловием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней,превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалениюувиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видитечто-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтутневеждой.
Всемизвестны выражения: «холодная вежливость», «ледянаявежливость», «презрительная вежливость», в которых эпитеты,прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают егосущность, но и превращают ее в свою противоположность.
Эмерсонопределяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых намиокружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.
Ксожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничегоне стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истиннаявежливость может быть лишь доброжелательной, так как она — одно из проявленийискренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, скоторыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, вобщественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в бытувежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людямвообще – обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения — там, гдепоступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявлениевытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.
Однимиз главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как обэтом говорит Д. Карнеги: «Большинство людей не запоминают имен по тойпричине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться,затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себяоправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чемФранклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить, и при случаевоскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилосьсоприкасаться… Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивыхи самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнисьих имена и внушить им сознание собственной значительности» [121].
Содержаниеследующих двух благородных человеческих качеств – тактичности и чуткости ~-внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желаниеи умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радостьили, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость- это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных ислужебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате нашихслов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногдаи боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницувозраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие илиотсутствие посторонних.
Уважениек другим – обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами.Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании нектонебрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь»,«ерунда» и т. п. Такое поведение нередко становится причиной того,что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждениявстречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят: «Природаотпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только насебя». Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается всамомнение, чванство, высокомерие.
Культураповедения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению квышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своимобязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости,тактичности по отношению к руководителю. То же – по отношению к сослуживцам.Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаетели вы им самим тем же.
Тактичность,чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определятьреакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаяхсамокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это нетолько не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящихлюдей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту – скромность.
«Человек,который говорит только о себе, только о себе и думает, — утверждает Д. Карнеги.- А человек, который думает только о себе — безнадежно некультурен. Оннекультурен, как бы высокообразован он ни был» [121].
Скромныйчеловек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, неподчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никакихпривилегий, особых удобств, услуг.
Вместес тем скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью.Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываютсянамного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно,что спором убедить в своей правоте невозможно.
Д.Карнеги пишет: «Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом,интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говоритеему, что он не прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами?Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, егосамолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желаниенанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение» [120].
Проиллюстрируемвышесказанное следующим фактом: в период своего пребывания в Белом доме Ф.Рузвельт однажды признался, что если бы он был прав в семидесяти пяти случаяхиз ста, то не мог бы желать ничего лучшего. «Если это был максимум того,на что мог надеяться один из самых выдающихся людей двадцатого века, что можносказать о нас с вами?» — спрашивает Д. Карнеги и заключает: «Если выможете быть уверены в своей правоте хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста,то зачем вам говорить другим, что они не правы?» [121].
Идействительно, вам, наверное, приходилось быть свидетелем как кто-то третий,наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумениюдружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точкузрения обоих спорщиков.
Никогдане следует начинать с заявления: «Я вам докажу то-то и то-то». Эторавносильно тому, считают психологи, чтобы сказать: «Я умнее вас, ясобираюсь кое-что вам сказать и заставить вас изменить свое мнение». Этовызов. Это порождает у вашего собеседника внутреннее сопротивление и желаниесразиться с вами прежде, чем вы начали спор.
Чтобычто-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобыникто этого и не почувствовал.
Д.Карнеги — известный мастер искусства манипуляции — считает одним из золотыхправил следующее: «Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. Инезнакомые вещи преподносить, как забытые»[367]. Спокойствие,дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошопродуманная контраргументация, основанная на точных фактах — вот решение этогопротиворечия между требованиями «хорошего тона» в дискуссиях итвердости в отстаивании своего мнения.
Внаше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многихусловностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это – одно из знаменийвремени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро менятьсясоциально-бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому оченьмного из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, можетсейчас показаться абсурдным. Тем не менее основные, лучшие, традицииобщегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить посвоему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость,тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, — вот качества,которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы незнакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которыхсуществует на Земле великое множество.
Основныечерты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правиламивежливости не только в международном общении, но и у себя дома. Но поройбывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение.Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил международногоэтикета. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов,религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладовжизни и культуры требует не только знания иностранных языков, но и умения вестисебя естественно, тактично и достойно, что крайне необходимо и важно навстречах с людьми из других стран. Такое умение не приходит само собой. Этомуследует учиться всю жизнь.
Правилавежливости каждого народа — это очень сложное сочетание национальных традиций,обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в какой бы стране нинаходились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране,уважения к своим обычаям. Рассмотрим некоторые рекомендации по общественномуповедению в различных странах.
Англия
ВАнглии очень важны манеры держаться за столом. Поэтому надо соблюдать основныеправила этого ритуала. Никогда не кладите руки на стол, держите их на коленях.Приборы не снимаются с тарелок, так как подставки для ножей в Англии неупотребляют. Не перекладывайте приборы из одной руки в другую, нож должен всевремя находиться в правой руке, вилка — в левой. Концы приборов обращены ктарелке. Так как различные овощи подаются одновременно с мясными блюдами, вамследует поступать так: вы накалываете маленький кусочек мяса, при помощи ножанабираете на этот кусочек овощей; научитесь реализовывать трудное равновесие:овощи должны поддерживаться кусочком мяса на выпуклой стороне зубьев вилки. Выдолжны добиться этого, так как если вы рискнете наколоть на вилку хоть однугорошину, то вас сочтут невоспитанным.
Неследует целовать рук или делать при публике таких комплиментов, как «какоеу вас платье!» или «как восхитителен этот торт!» — эторасценивается как большая неделикатность.
Застолом не разрешаются отдельные разговоры. Все должны слушать того, кто говорити в свою очередь говорить, что бы быть услышанным всеми.
Геомания
Надоназывать титул каждого, с кем разговариваете. Если титул неизвестен, то можнообращаться так: «Herr Doctor!». Слово доктор не зарезервировано, каку нас только для медиков, а употребляется в любом случае при указанииспециальности или профессии.
Передтем, как выпить, поднимают бокал и чокаются с хозяином (хотя, например, воФранции поднимают бокал, но не чокаются).
Вресторане приветствуют всех находящихся около вас, даже незнакомых, выражением«Mahlzeit», означающим приблизительно «Приятного аппетита».
Испания
Есливас просят остаться на завтрак — не принимайте этого приглашения: оно являетсяпростой формальностью. Если его повторяют – снова откажитесь. Только послетретьего раза можно принять приглашение, так как на этот раз оно будетискренним, а не просто жестом вежливости.
Какни странно, прибывать в точно назначенное время – не принято, непременно нужноопаздывать на 15-20 минут.
Никогдане следует наносить визиты в часы послеобеденного отдыха. В поезде обязательнопредложите вашим соседям закусить вместе с вами. Они откажутся, так же как и выдолжны это сделать, если это будет предложено вам.
Голландия
Вотличие от Испании, в этой стране нужно соблюдать исключительную точность вовремени при каждой встрече или приглашении. Следует избегать рукопожатий, неделать комплиментов. Вообще голландцы любят сдержанность, может быть дажечрезмерно.
Азиатскиестраны
Навостоке суп подают в конце обеда; во многих южных странах и в среднеазиатскихреспубликах гостей часто принимают во дворе, который является по их обычаямпродолжением дома; в турецкой семье могут пригласить провести время в бане; вБразилии не принято носить тропический шлем, а в Таиланде – говорить о жаре.Латиноамериканцы в знак своего особого расположения к гостю часто переходят вразговоре на «ты».
Культурасовременного общества в итоге усваивает наиболее ценную часть культуры всехстран и всех предшествующих поколений. В процессе дальнейшего ее развития могутучаствовать и деловые люди, обогащая в общении с иностранцами или за границейсвой культурный опыт, свою культуру поведения, воспринимая все лучшее, что естьу других народов.
Раньшепод словом «свет» подразумевалось интеллигентное, привилегированное иблаговоспитанное общество. «Свет» состоял из людей, отличающихсясвоим умом, ученостью, каким-либо талантом, или хотя бы своей вежливостью. Внастоящее время понятие «свет уходит, но светские правила поведенияостаются.
Светскийэтикет – это не что иное, как знание приличий, умение держать себя в обществетак, чтобы заслужить всеобщее одобрение; и никакими из своих действий неоскорбить кого бы то ни было.
Вотнесколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре, ведьманера разговаривать — вторая по значимости после манеры одеваться, на которуючеловек обращает внимание и по которой складывается первое впечатление о нем.
Тонразговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным иигривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производитьшума, вежливым, но не утрировать вежливость. В „свете“ говорят обовсем, но ни во что не углубляются. В разговорах следует избегать всякойсерьезной полемики, особенно в разговорах о политике и религии.
Умениеслушать такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, каки умение говорить; и если вы хотите чтобы вас слушали, нужно самому слушатьдругих или, по крайней мере, делать вид, что вы слушаете.
Вобществе не следует начинать говорить о себе, пока не попросят специально, таккак только очень близкие друзья (и то вряд ли) могут интересоваться личнымиделами кого бы то ни было.
Застолом не нужно торопиться раскладывать свою салфетку, лучше подождать, покадругие это сделают. Неприлично вытирать свои приборы в гостях, у знакомых, таккак этим вы показываете свое недоверие к хозяевам, но это позволительно вресторанах.
Хлебнадо всегда ломать кусочками над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть,резать свой кусок хлеба ножом или откусывать от целого ломтя неприлично.
Супследует есть не с конца ложки, а с бокового края.
Дляустриц, омаров да и вообще для всех мягких блюд (таких как мясо, рыба и т. п.)следует употреблять только ножи.
Считаетсяочень неприличным есть фрукты, откусывая прямо от них. Нужно ножом очиститьфрукт от кожуры, разрезать фрукт на части, вырезать сердцевину с зернами итолько после этого есть.
Никтоне должен просить, чтобы ему первому поднесли блюдо, выказывая каким-либообразом свое нетерпение. Если вам за столом захотелось пить, то следуетпротянуть свою рюмку к тому, кто наливает, держа ее между большим, указательными средним пальцами правой руки. Нужно избегать оставлять в своем стакане виноили воду, которые могут пролиться.
Вставаяиз-за стола, вовсе не следует складывать свою салфетку, и очень неприличноуезжать тотчас после обеда, всегда нужно подождать, по крайней мере, полчаса.
Присервировке стола следует иметь в виду, что не принято класть более трех вилокили трех ножей (каждому виду блюд должен соответствовать свой прибор) так каквсе приборы все равно не будут использоваться одновременно. Остальные ножи,вилки и другие дополнительные предметы сервировки подаются в случаенеобходимости к соответствующим блюдам. Вилки должны лежать слева от тарелки впорядке последовательности подачи блюд. Справа от тарелки нож для закуски,столовая ложка, нож для рыбы и большой обеденный нож.
Бокалыставятся в такой последовательности справа налево: бокал (стакан) для воды,бокал для шампанского, бокал для белого вина, несколько меньший бокал длякрасного вина и еще меньший для десертного вина. На самый высокий фужер обычнокладут карточку с именем и фамилией гостя, для которого предназначено место.
Хотяи говорят, что провожают по уму, но встречают-то все-таки по одежке. Одежда –одно из главнейших условий того, насколько хорошее сложится у человека мнение овас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньгидорогой костюм и стал членом гольф-клуба.
Ядумаю, не стоит говорить о том, что одежда должна быть опрятной, вычищенной ивыглаженной. Но вот несколько советов по поводу того, как и в каких случаяхнужно одеваться.
Наприемы до 20.00, мужчины могут надевать любые костюмы неярких цветов. Наприемы, начинающиеся после 20.00, следует надевать костюмы черного цвета.
Вофициальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджакевходят к знакомым, в ресторан, в зрительный зал театра, сидят в президиуме иливыступают с докладом, но при этом следует знать, что нижнюю пуговицу пиджаканикогда не застегивают. Расстегнуть пуговицы пиджака можно на обеде, ужине илисидя в кресле.
Вслучае, когда нужно надевать смокинг, это специально указывается в приглашении(cravate noire, black tie).
Цветмужских носков должен быть в любом случае темнее, чем костюм, что создаетпереход от цвета костюма к цвету обуви. Лакированная обувь должна надеватьсятолько к смокингу.
Журнал»Models of the season" рекомендует придерживаться следующих правил:
пиджакпредпочтительнее классический «английский» (с двумя шлицами сзади). Вотличие от «европейского» (без шлиц) и «американского» (содной шлицей), он позволяет своему обладателю не только элегантно стоять, но иэлегантно сидеть;
брюкидолжны быть такой длины, чтобы спереди чуть спускаться на обувь, а сзадидоходить до начала каблука;
рубашкапод пиджаком допускается только с длинными рукавами. Не следует надеватьнейлоновых и трикотажных рубашек;
воротникдолжен быть на сантиметр-полтора выше воротника пиджака;
жилетдолжен быть не слишком короткий, ни рубашка, ни ремень не должны быть видны;
ременьсоответственно исключает подтяжки и наоборот;
носкик деловому и праздничному костюму подбираются в тон, ни в коем случае не белые,и достаточно длинные.
Женщинапользуется значительно большей свободой в выборе фасона одежды и ткани, чеммужчина. Основное правило, которое следует соблюдать при выборе одежды, — этосоответствие времени и обстановке. Поэтому не принято принимать гостей илиходить в гости в роскошных платьях в дневное время. Для таких случаев подойдетэлегантное платье или платье-костюм.
Есличеловек хочет подчеркнуть белизну своего лица, то ему следует надевать краснуюодежду, в любых других сочетаниях красный цвет одежды подавляет естественныйцвет лица. Желтый цвет белизне лица придает фиолетовый оттенок.
Обычноцвет одежды подбирают с таким расчетом:
блондинкамбольше всего подходит синий цвет;
брюнеткам- желтый цвет;
белыйцвет идет людям с розовым оттенком кожи на лице;
черныйцвет поглощает блеск других цветов.
Визитнаякарточка во многих случаях заменяет «удостоверение личности». Обычноона печатается на языке страны, в которой живет владелец карточки, по-английскиили на языке страны пребывания.
Навизитной карточке печатаются имя и фамилия, должность и адрес фирмы, гдечеловек работает, а также номер телефона (факса, телекса).
Визитнаякарточка вручаются человеку так, чтобы он смог сразу прочитать ее, а дающийдолжен тем временем вслух произнести свое имя и фамилию.
Навизитных карточках жен проставляется лишь имя и фамилия, должность неуказывается.
Визитныекарточки, на которых указано одновременно имя и фамилия мужа и жены,рассылаются или завозятся, главным образом, дамам.
Навизитных карточках, написанных не на русском языке, отчество не указывается,так как в большинстве стран не существует даже такого понятия.
Надписикарандашом в левом нижнем углу визитной карточки могут означать следующее:
p.f.- поздравление,
р.г.- благодарность,
р.с.- соболезнование,
p.p.- заочное представление,
p.f.с.- удовлетворение знакомством,
р.р.с.– вместо личного визита в случае окончательного отъезда,
p.f.N.a.- поздравление с Новым годом.
Завозимыевизитные карточки непосредственно ее владельцем загибаются с правой стороны(загнутый угол означает личное посещение), посылаемые визитные карточки незагибаются.
Наполученные или завезенные визитные карточки полагается ответить в течение 24часов.
Визитныекарточки не должны быть вычурными, экстравагантными, не должны иметь золотыхобрезов. Шрифт может использоваться только черный.
Этикетв письмах, по существу, это все те же формальности, превратившиеся в обычаи.Поздравления с Новым годом, посылаются заранее, для того чтобы они былиполучены накануне Нового года или в день праздника. Этот срок долженсоблюдаться в отношениях с родственниками, относительно же друзей или близкихзнакомых срок поздравлений может быть растянут и на первую неделю после Новогогода, всех остальных можно поздравлять в продолжение всего января.
Письмапишутся только с одной стороны листа, обратная сторона должна всегда оставатьсячистой.
Этикетне требует красоты почерка, но писать неразборчиво так же некрасиво, как ибормотать себе под нос, разговаривая с другими.
Оченьнекрасивым и невежливым считается ставить одну букву с точкой вместо подписи.Какого бы рода письмо ни было: деловое или дружеское – никогда не нужнозабывать ставить адрес и число.
Никогдане следует писать многословно лицам, стоящим выше или ниже вас по положению. Впервом случае многословием можно показать свое неуважение, да и, скорее всего,длинное письмо просто не будут читать, а во втором случае – длинное письмоможно посчитать за фамильярность.
Вискусстве составлять письма играет очень важную роль умение отличить того, ккому мы пишем, и выбрать верный тон письма.
Письмоизображает нравственный облик пишущего, оно, так сказать, мерило егообразования и знаний. Поэтому при переписке следует быть утонченно остроумным,ежеминутно помня о том, что по ней люди заключают о ваших достоинствах инедостатках. Малейшая бестактность в словах и небрежность в выражениях — выставляют пишущего в неприятном для него свете.
Интеллигентностьзаключена не только (и даже — не столько!) в знаниях, но и в способности к пониманиюдругого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительноспорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому,беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью,дурными идеями.
Интеллигентность- это терпимое отношение к миру и к людям.
Воснове всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку,чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Не мешать друг другу надо уметь.Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается вманерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Ненадо запоминать сотни правил, следует запомнить одно – необходимостьуважительного отношения к другим.
Внаше стремительное время постоянно растет спрос на деловых, организованныхлюдей. Спрос на них во все времена превышал, превышает и будет превышатьпредложение, потому что нет более надежных, результативных, точных ивнимательных «изделий рода человеческого».
Организованногочеловека отличает определенная система работы, техника личного труда, уважениеко времени. Он делает в три-четыре раза больше, чем неорганизованный человек,проживая, при этом, как бы три-четыре жизни.
Неорганизованныйчеловек идет на поводу у времени и дел. Организованный умеет управлять временеми делами. Его стиль деятельности, результаты труда показывают, что организациялюбого жизненного процесса в руках человека — огромная сила.
Чтобыстать организованным человеком, нужно преодолеть себя, иметь волю и упорство.
Предлагаемыйтест (№ 34) послужит не только для проверки личной организованности, но и будетсредством, которое может побудить к постижению секретов самоорганизации, квыработке организационных навыков и привычек. Выберите в каждом вопросенаиболее подходящий для вас вариант ответа.
1.Имеются ли у вас главные, основные цели в жизни, к достижению которых выстремитесь?
а)У меня такие цели есть;
б)разве нужно иметь какие-то цели? Ведь жизнь так изменчива;
в)у меня есть главные цели и я подчиняю свою жизнь их достижению;
г)цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.
2.Составляете ли вы план работы, дел на неделю, используя для этого еженедельник,специальный блокнот и т. д.?
а)Да;
б)нет;
в)не могу сказать ни «да», ни «нет», так как намечаю главныедела в голове, а план на текущий день — в голове или на листке бумаги;
г)пробовал составлять план, используя для этого еженедельник, но потом понял, чтоэто ничего не дает.
3.Отчитываете ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?
а)Отчитываю в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость;
б)отчитываю, несмотря ни на какие субъективные или объективные причины;
в)сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще отчитывать самого себя?
г)придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня — хорошо, а что неудалось — выполню, может быть, в другой раз.
4.Как вы ведете свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей,знакомых, родственников, приятелей и т. д.?
а)Я хозяин (хозяйка) своей записной книжки. Как хочу, так и записываю телефоны,фамилии, имена. Если понадобится чей-то номер телефона, то обязательно найду;
б)часто меняю записные книжки с записями телефонов, так как нещадно ихэксплуатирую. Переписывая телефоны, стараюсь все сделать «по науке»,однако при дальнейшем пользовании сбиваюсь на произвольную запись;
в)записи телефонов, фамилий, имен веду «почерком настроения». Считаюважным, чтобы был записан телефон, фамилия, имя, отчество, а на какой страницезаписано, прямо или криво, это не имеет значения;
г)использую общепринятую систему: в соответствии с алфавитом записываю фамилию,имя, отчество, номер телефона, если нужно, то и дополнительные сведения (адрес,место работы, должность).
5.Вас окружают различные вещи, которыми вы часто пользуетесь. Каковы вашипринципы расположения вещей?
а)Каждая вещь лежит там, где ей хочется;
б)придерживаюсь принципа: каждой вещи – свое место;
в)периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов затем кладу их туда,куда придется, чтобы не загружать голову «расположением» спустякакое-то время опять навожу порядок и т. д.;
г)считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.
6.Можете ли вы по истечении дня сказать, где, сколько и по каким причинам вампришлось напрасно потерять время?
а)могу сказать о потерянном времени;
б)могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время;
в)если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал (считала) его;
г)всегда хорошо представляю, где, сколько и почему было напрасно потеряно время;
д)не только хорошо представляю, где, сколько и почему было потеряно время, но иизыскиваю приемы сокращения потерь в тех же самых местах и ситуациях.
7.Каковы ваши действия, когда на совещании, на собрании начинается«переливание из пустого в порожнее»?
а)Предлагаю обратить внимание на существо вопроса;
б)любое совещание или собрание представляет собой сочетание как«полного», так и «пустого». Когда наступает пустое, тождешь полного. Когда подходит полоса полного, то немного утомляешься и дляразрядки… ждешь пустого. В таком чередовании и проходит совещание илисобрание. И ничего тут не поделаешь;
в)погружаюсь в «небытие»;
г)начинаю заниматься теми делами, которые взял с собой в расчете на«переливание».
8.Вам предстоит выступить с докладом. Будете ли вы при подготовке уделятьвнимание не только содержанию доклада, но и его продолжительности?
а)Буду уделять самое серьезное внимание содержанию доклада. Думаю, чтопродолжительность нужно определять лишь приблизительно. Если доклад будетинтересным, то всегда дадут время, чтобы закончить его;
б)уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада, атакже его вариантам в зависимости от времени.
9.Стараетесь ли вы использовать буквально каждую минуту для выполнениязадуманного?
а)Стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок сил,настроение и др.);
б)не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношениивремени;
в)зачем стремиться, если время все равно не обгонишь;
г)стараюсь и пытаюсь, несмотря ни на что.
10.Какую систему фиксации поручений, заданий и просьб вы используете?
а)Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и когда;
б)фиксирую наиболее важные поручения, просьбы, задания в своем еженедельнике.«Мелочи» пытаюсь запомнить. Если забываю о «мелочи», то несчитаю это недостатком;
в)стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, так как это тренирует память.Однако, должен (должна) признаться, что память часто подводит меня;
г)придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть о поручениях изаданиях помнит тот, кто их дает. Если поручение нужное, то о нем не забудут ивызовут меня для срочного исполнения.
11.Пунктуальны ли вы (идя на деловую встречу, на собрание, совещание, заседание)?
а)Прихожу раньше на 5-7 минут;
б)прихожу вовремя, к началу собрания, совещания или заседания;
в)как правило, опаздываю;
г)всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя;
д)если бы было издано научно-популярное пособие «Как не опаздывать», тоя, вероятно, научился (научилась) бы не опаздывать.
12.Какое значение вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений,просьб?
а)Считаю, что своевременность выполнения – это один из важных показателей моегоумения работать, своего рода триумф организованности. Однако мне кое-что невсегда удается выполнить вовремя;
б)своевременность выполнения — это зверь, который может «укусить»именно в ту минуту, когда задание выполнено. Лучше немного затянуть времявыполнения задания;
в)предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания ипоручения в срок;
г)своевременно выполнить задание или поручение — это вер ный шанс получить новое.Исполнительность всегда своеобразно «наказывается».
13.Предположим, вы пообещали что-то сделать или в чем-то помочь другому человеку.Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить данное обещаниедовольно затруднительно. Как вы будете себя вести?
а)Сообщу человеку об изменившихся обстоятельствах и о невозможности выполнитьобещанное;
б)постараюсь сказать человеку, что обстоятельства изменились и выполнить обещаниезатруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежду на обещанное;
в)буду стараться выполнить обещанное. Если выполню — хорошо, не выполню – тоже небеда, так как я довольно редко не сдерживал (не сдерживала) своих обещаний;
г)ничего не буду сообщать человеку. Выполню обещание во что бы то ни стало.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.i-u.ru/