Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Школьные, дидактогенные неврозы и другие психические реакции

Л.К.Хохлов,А.Л.Хохлов, А.А.Шипов
Неврозы— одна из самых частых в современный период форм нервно-психическогорасстройства, имеющая тенденцию к росту, особенно в условиях кризиса вобществе. Так (9), с начала текущего столетия к настоящему времени числобольных неврозами в 15-ти экономически наиболее развитых странах мира возрослос 2, 4 до 148, 1 на 1000 населения (увеличение в 61, 7 раз). В России в периодс 1950 г. по 1993 г. уровень заболевания неврозами и другими пограничными(непсихотическими) видами психопатологии поднялся с 87, 1 до 237, 0 на 1000жителей страны (рост только за 44 года в 2, 7 раза). В детском, подростковом,юношеском возрасте неврозы развиваются не реже (а даже, по некоторым данным,чаще), чем в другие возрастные периоды (4, 12).
Впроисхождении неврозов участвует совокупность (констелляция) факторов:преморбидные характериологические, личностные особенности; всевозможныедействующие в течение жизни вредные факторы, способные изменить реактивностьорганизма, ослабить, сенсибилизировать нервную систему, сделать её болееуязвимой, ранимой. Но ведущей непременной причиной невроза, при всём этом,являются факторы психологические: психологический кризис, психоэмоциональныйдистресс, то, что называют психическими травмами (психогениями). Психическиетравмы, приводящие к возникновению неврозов у детей и подростков, могут бытьсамыми различными: переживания, связанные с психологическим климатом, утратами,конфликтами, неприятностями в семье, обусловленные пребыванием на улице,посещением школы, других детских учреждений. Это могут быть какие-то из рядавон выходящие, экстремальные события, вызывающие испуг; ситуации и лишения,депривации (эмоциональная, сензорная, социальная), изобилия (потворствующаягиперпротекция, воспитание по типу “кумира семьи”).
Вподростковом (да и в детском) возрасте особое значение имеют две группыпсихогенных факторов, обычно приобретающих хронический характер: первая группа— неправильное воспитание, негармоничная семья; вторая группа — конфликтныеситуации (8). Во вторую группу включаются: эмансипационный конфликт (в томчисле “отравление свободой”); конфликт на основе реакции группирования сосверстниками (насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками,отвержение, неумение вступать в контакты, повышенные нереализуемые притязания клидерству); конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительнойили воображаемой, связанной с физическими, психическими качествами, сматериальным положением); конфликт на почве краха завышенных притязаний;конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самомусебе. Из приведённого перечисления, нам думается, очевидно: в значительной(если не в решающей) степени психологические конфликты у ребёнка и подростка —это конфликты не только с самим собой (интраперсональные), но практическивсегда и конфликты с непосредственным окружением (интерперсональные).
Конфликтнымимогут стать отношения в школе, другом учебном заведении, где главнымдействующим лицом является, как известно, педагог. Школа, педагог могутактуализировать или дезактуализировать конфликт, возникший вне стен учебногозаведения. Школьная ситуация, школьные возможности на этот счёт в современныйпериод усложняются: в результате отказа от ряда традиционных форм школьноговоспитания, из-за стремительной переоценки ценностей, изменения социальныхролей, ввиду идущего пересмотра целей образования, падения его социальнойзначимости, престижа вследствие резкого возрастания значения имущественных,финансовых факторов, гипертрофии неписаных привилегий. Это изменяет расстановкусил, характер взаимоотношений в школе (и в учительских коллективах, и вколлективах учащихся), может создавать и создаёт излишнюю психоэмоциональнуюнапряжённость, атмосферу безответственности, тенденциозности, фаворитизма итому подобное. В итоге более частым явлением может быть то, что в медицинскойлитературе называют как дидактогении (греч. didasko — учить, genezis —происхождение), как школьные, дидактогенные неврозы (10). Термином дидактогенииобозначают, с одной стороны, психическую травму, источником которой являетсяпедагог (неуважительное, несправедливое, предвзятое отношение к учащемуся,прилюдное высмеивание его ответов, поведения, внешнего вида, способностей,грубое, унижающее порицание). С другой стороны, дидактогениями именуютпсихическое расстройство, возникающее под влиянием названной разновидности психоэмоциональногодистресса: неврозы, другие психогенные заболевания (1, 10).
Поданным болгарского исследователя И.Божанова (1974), во взаимоотношениях междуучебно-образовательным процессом и развитием невроза обнаруживаются три аспекта(4). Первый аспект — невротизирующее влияние учебно-образовательного процессана обучающегося. Второй аспект — невротизирующее влияние учебной работы напреподавателя. И третий аспект — невротизирующее действие возникающей в ходеучебно-воспитательного процесса коммуникации ученик-учитель. Неврозогенноевоздействие учителя на ученика обозначается, как мы уже говорили, терминомдидактогения, ученика на учителя — именуется как матетогения. Повседневнаялечебная практика, а также сведения из литературы позволяют считать, что учительскийтруд очень нервный (особенно в средней школе), труд, который нередко создаётситуацию хронического стресса. Очень часто приходится видеть учителей сразличными формами неврозов.
Говоряо невротизирующем действии учебного процесса на учащегося, необходимоподчеркнуть (4, 8): неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама посебе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательныйпроцесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободноговремени для реализации личных потребностей (часто из-за ортодоксальногоотношения родителей к высоким оценкам), конфликтные отношения на разных уровняхв период обучения. Отсюда, по И.Божанову (4), отмечается при обследованииучащихся школ и училищ значительная частота невротических проявлений: большейчастью типа астенического невроза, невроза утомления (тогда на первый планвыступает сомато-вегетативная, эмоциональная лабильность, повышеннаяистощаемость интеллектуальных процессов, слабость внимания, нарушения сна) или ввиде невротических страхов (боязнь темноты, персонажей фильмов, одиночества,разлуки с близкими, тяжёлых болезней и тому подобное ). При обследованиибольшой группы учащихся (свыше 5000 человек) в возрасте 7-18 лет определяется,по И.Божанову, возрастающая роль неврозогенных факторов при переходе отначального к старшим классам — от 25, 6% до 50, 5% случаев. В нашей странеситуация с нервно-психической заболеваемостью и болезненностью ещё тяжелее(12). При сплошном обследовании учащихся городских и сельских школ, ПТУневропсихическая патология устанавливается в 70-80% случаев. Выявляетсянеблагоприятная тенденция к увеличению числа больных с пограничныминервно-психическими расстройствами (прежде всего с невротическими состояниями)во всё более раннем возрасте со среднегодовым приростом заболеваемости в 8-11%.Отклонения в психическом здоровье отмечаются у 55 % детей, находящихся вдошкольных учреждениях.
Ивсё же, как показывает повседневная врачебная практика, тяжёлые формы неврозовв школьные годы, в дошкольном возрасте, — явление нечастое. Зато у студентовтехникумов и особенно вузов нередко приходится встречаться с выраженныминевротическими состояниями. Часто здесь, наряду с переутомлением, играет рольпереживание того факта, что поступили учиться не туда, куда хотелось. Если жецель поступить в какое-то престижное учебное заведение достигается, даже ценойневероятных усилий, астенический невроз, несмотря на перегрузку, как правило,не формируется (8). В общем неврозы и другие пограничные формы психопатологии,требующие лечения, реабилитационной помощи, — выявляются у 1, 93 (томские вузы)— 55,6% (Московский медицинский институт) обучающихся студентов (2, 6).
Теперьо невротизирующем влиянии поведения и высказываний учителя, — о собственнодидактогениях. Неосторожное слово, действия педагога могут вызвать болезненнуюпсихическую реакцию и у дошкольников (детей, посещающих дошкольные учреждения),и у школьников, и у студентов техникумов, вузов и тому подобное. Приведёмсоответствующие наблюдения.
Мальчик5 лет; в детском комбинате после завтрака (не переносимая им манная каша)возникает рвота. Воспитатель резко отчитывает его, называет “тошнотиком”, внаказание полураздетого заставляет долго стоять в углу в холодном помещении.После этого у мальчика нервный срыв с отказом посещать детское учреждение.
Ученица1-го класса на уроке попросилась в туалет. В ответ учительница грубо отказала.Девочка обмочилась в классе, это увидели дети. Далее у ребенка отмечаетсяневротическая реакция со слезами, беспокойством. Как следствие такого родапереживаний может потом долго беспокоить урофобия: навязчивый страх переднеожиданными повелительными позывами к мочеиспусканию.
Приходитсявидеть детей, подростков со своего рода социофобиями, болезненнойзастенчивостью: с навязчивыми страхами несостоятельности, бурнойэмоционально-вегетативной реакцией в ответственный неподходящий момент(покраснение, потливость, дрожание рук, затруднения в речи и тому подобное).Причём соответствующие переживания возникают по типу дидактогении, после резкихзамечаний педагога при выходе учащегося для ответа “к доске”: порицание,бесцеремонные комментарии по поводу того, что учащийся потеет, краснеет, сильноволнуется в такой ситуации, допускает промедление. Обычно в подростковомвозрасте (когда начинает проявляться особенно большое внимание к своейвнешности) в результате дидактогении могут возникнуть дисморфофобии (навязчивыйстрах наличия уродства, какого-то мнимого физического дефекта, неприятного дляокружающих, дефекта, который может быть предметом насмешек).
Так,вызванного “к доске” ученика-подростка педагог при всех высмеивает: “от тебяплохо пахнет”. Соученики это подхватывают, во время перерыва называют его“одеколончиком”. Мальчик перестаёт посещать школу, у него возникает петтофобия— боязнь неудержания кишечных газов в присутствии посторонних. Другой пример(тоже речь идёт о конкретном подростке-школьнике). Учитель при ответе мальчикав классе нетактично отмечает непорядки в нижней части его костюма. С тоговремени долго у учащегося наблюдался страх того, что у него неожиданнопериодически “мошонка приходит в напряжение”, это становится заметноокружающим; чтобы ничего не было видно, начал одеваться в длинную куртку; сталзамкнутым, угнетённым.
Случается,что неделикатные высказывания преподавателя приводят к развитию родственногодисмофофобии состояния — к так называемой нервной анорексии. Так, на занятиях вспортзале учитель физкультуры высмеивал ученицу (13-ти лет) занеповоротливость, высказывался по поводу выраженности ягодичной части тела.Девочка становится тоскливой, появляются мысли, что в связи с этим на неёобращают внимание. Начинает резко ограничивать себя в пище, вызыватьискусственно рвоту. В результате — глубокое истощение (теряет половину прежнеговеса), выглядит как маленькая сухонькая морщинистая старушка. Потребовалосьпродолжительное лечение вначале в условиях детской больницы, затем впсихиатрическом стационаре.
Дидактогенныепсихические расстройства могут возникать и у студентов вузов, и не всегда этоговозможно избежать. Скажем, у студентов медицинской академии, после знакомств входе обучения с тяжело больными, порою появляются нозофобии — страх заболеть,заразиться каким-то тяжёлым заболеванием: канцерофобия, кардиофобия на 3-мкурсе, позднее — сифилофобия, диспсихофобия (боязнь “сойти с ума”) и т.д., взависимости от того, с каким контингентом больных работают студенты. Такогорода фобии приходилось наблюдать и у студентов педагогического университета,проходивших медицинскую практику.
Тяжёлыепереживания может доставлять студентам, школьникам такое ответственное,эмоционально и социально значимое событие, как экзамены (особенно утревожно-мнительных, чувствительных личностей). При этом порою возникаетпредэкзаменационное и экзаменационное напряжение, сопровождаемое выраженнымисомато-вегетативными отклонениями — так называемой психосоматической реакциейна тяжёлый стресс, нарушением адаптации (11). Жёсткое поведение преподавателяздесь может сыграть роковую роль, как в следующем наблюдении.
Студент3-го курса технического вуза. По характеру тихий, стеснительный, застенчивый,малообщительный. Пока учился в средней школе, особых затруднений не испытывал —привычные условия. Когда приступил к учёбе в институте, почувствовал себянедостаточно подготовленным к этому, не смог влиться в коллектив студентов. Приопросах, экзаменах робость усиливалась, терялся, волновался, становился “какнемым”. Бросало в пот, озноб, появлялись дрожь в руках, сердцебиение, пульсацияв висках, боли в животе; то бледнел, то краснел. На экзаменах обычно не моготвечать. Во время каникул был вынужден готовиться к пересдаче экзаменов.Появилась повышенная утомляемость, вялость. Состояние ухудшилось после того,как преподаватель грубо посмеялся над студентом (“по-мужски поговорил”): дескать,большой (юноша высокого роста), а плохо соображает. Перестал посещать вуз,заниматься, никуда не выходил, плохо ел, похудел, выглядел угнетённым,пассивным. При осмотре на кафедре психиатрии легко волнуется, весь покрываетсяпотом, тремор пальцев рук. В беседе несловоохотлив. Описывает астению. Тосклив.Пессимистически оценивает свои возможности; суицидальные мысли. В связи сналичием депрессивного невроза направлен на лечение в отделение неврозов.
Ксожалению, дидактогенные психические расстройства у студентов возникают нетолько на экзаменах, но и в ходе текущих учебных занятий. К примеру, у студента4-го курса при обследовании больного появилось волнение, задрожали руки,голова. Преподаватель вместо того, чтобы ободрить студента, бросает реплику:“Пить надо меньше”. И у студента развивается психогенное расстройство сдепрессией, с опасениями, что в трудный момент у него снова появится дрожание(“невроз ожидания неудачи”). Понадобилось продолжительное амбулаторное лечение.В другом подобном случае дрожание пальцев рук возникло у студента 1-го курса вовремя ответа преподавателю, который поспешил по этому поводу пошутить, реакциятоже зафиксировалась по типу “невроз ожидания неудачи”. Кто-то посоветовалстуденту перед учебными занятиями принимать барбамил (сильное снотворное иседативное средство, относимое сейчас к наркотическим веществам). Барбамилпомогал на время устранить тремор, но в конечном итоге сформироваласьнаркоманическая зависимость, которая отрицательно сказалась на всём жизненномпути этого человека.
Иещё одно (тоже о серьёзных последствиях) наблюдение. Студент 1-го курса. Вдетстве страдал заиканием. После лечения речь практически нормализовалась,бывали затруднения лишь при быстром разговоре. Поэтому приучил себя говорить неспеша. Отвечал на занятии в привычном темпе. Преподаватель повёл себя оченьнетерпеливо, резко “прошёлся” по поводу особенностей речи студента (а это дляюноши “ключевое”, говоря языком Э.Кречмера, переживание). В результате устудента развивается выраженная депрессия с заторможенностью. Месяц пролежалдома, пока мать не доставила его на консультацию на кафедру психиатрии ЯГМА.
Речьшла до сей поры в основном о традиционных, обыденных для учебного процессаобстоятельствах, которые могут сыграть для учащегося неврозогенную роль.Приходится встречаться с последствиями и совсем неэтичного поведения педагогов,воспитателей. Например, преподаватель вуза студента, имеющего большуюакадемическую задолженность, приглашает вместе посетить баню, где пытаетсясклонить юношу к гомосексуальным отношениям. Другой случай: во времяпрофессионального тренинга преподаватель активно возбуждает у студенткисексуальные чувства, далее добивается с ней близости, вовлекает её в групповойсекс (плюрализм). После этого девушка в течение месяца лечитсяантидепрессантами и транквилизаторами по поводу депрессивного невроза.Подросток с трудным поведением направляется в трудовой лагерь. Тамвоспитательница (студентка старшего курса вуза) активно добивается с нимблизких отношений (парень до этого сексуальных встреч не имел), заражает еговенерической болезнью — гонореей. После таких “воспитательных” воздействийподросток оказывается на консультации венеролога, затем психиатра. Вмедицинской литературе на этот счёт можно найти описания и более грубых отклонений.Так, в сексопатологии (3) в качестве садистского сексуального извращениявыделяют так называемый диппольдизм: по фамилии Диппольда, студента,выполнявшего обязанности домашнего учителя, который применял столь жестокиенаказания сексуального плана, что довёл своего воспитанника до смерти.
Донастоящего времени мы говорили главным образом о неврозах как расстройстве,которое может развиваться у учащихся в процессе обучения. Но чаще, чем кневрозам, рассмотренные выше неблагоприятные факторы учебного процесса приводяту школьников (особенно подросткового возраста) к характерологическим ипатохарактерологическим реакциям (5, 8). Развитие их тоже может происходить врезультате “непедагогических действий воспитателей и учителей” (5. С.191). Типэтих реакций зависит от своеобразий характера человека (отсюда и название).
Водних случаях (характерологическая или острая аффективная реакция) — это ещё неболезнь, а предболезнь, то есть вариант нормы, пусть крайний (продолжается 1-2суток, не сопровождается дезадаптацией). В других случаях(патохарактерологическая реакция) необычное поведение продолжается недели,месяцы, нарушается адаптация, появляются отдельные невротические симптомы.Характерологическая реакция может смениться патохарактерологической. К характерологическимреакциям относят следующие формы поведения: агрессивную (экстрапунитивную)реакцию; аутоагрессивную (интрапунитивную) реакцию (суицидальные попытки);импунитивную аффективную реакцию (бегство от психотравмирующей ситуации, чтобыостаться безнаказанным, — уход из дома, интерната и тому подобное );демонстративную реакцию (демонстративный приём лекарств, порезы вен на руках,аггравация имеющихся болезней, вызывание у себя новых неопасных заболеваний).
Патохарактерологическиереакции проявляются тоже по-разному: делинквентность (мелкие правонарушения ипроступки); побеги из дома и бродяжничество; ранняя алкоголизация, употреблениедругих дурманящих средств; суицидальное поведение; преходящие сексуальныедевиации; реакция отказа (отказ от притязаний, потеря перспективы, отчаяние,пассивность). Некоторые формы реакций в одних случаях могут оставаться науровне характерологических, в других — достигать степенипатохарактерологических реакций. Это: хобби-реакции; реакции протеста,оппозиции (отказ от еды, избирательный или тотальный мутизм — молчание и др.);реакции имитации (подражание вредным привычкам, асоциальному поведениюокружающих); реакции компенсации (например, уход в мир фантазий у терпящейнеудачи в школе девочки) и гиперкомпенсации (грубости, расторможенное,вызывающее поведение у робкого по характеру подростка) и др. Рядхарактерологических и патохарактерологических реакций (а их вместе называют ещёаномальными реакциями) может быть не только у детей и подростков, но и увзрослых, и, в частности, у студентов вузов. Так, нам приходилось оказыватьмедицинскую помощь студентке 4-го курса вуза, обнаружившей своеобразную реакциюпротеста: после конфликта с преподавателем девушка продолжала посещать занятия,но на занятиях с преподавателем не говорила, сидела с закрытыми глазами.
Термин“дидактогения” был введён вслед за другим обозначением — “ятрогения” (О.Бумке,1925). Ятрогения — тоже психическая травма, но причиняемая врачом. Всовременной медицинской литературе употребляют также наименование “ятропатии”(7). Под ятропатиями понимаются отрицательные для больного действия врача, ноне психологического, а физического и тому подобного порядка. Описываютятропатии травматические (скажем, при неправильно выполненной хирургическойоперации), интоксикационные (например, лекарственная болезнь), инфекционные(нарушения режима, приведшие к распространению инфекции), организационные(несвоевременное оказание медицинской помощи из-за промедления врачей) и томуподобное. С нашей точки зрения, по аналогии с ятропатиями можно и нужно (впрофилактических целях) говорить о дидактопатиях, к числу которых следует, кпримеру, отнести физические травмы, получаемые учащимися на уроках физкультуры(да и во время перемен). Или: у ребёнка в классе появились явные признакифизического неблагополучия (высокая температура тела и др.). Несмотря наочевидную ситуацию, учитель не отпускает школьника домой до окончания учебногодня. В результате соматическое заболевание ребёнка получает необычно тяжёлоетечение, с осложнениями. Это тоже дидактопатия.
Взаключение хотелось бы сказать: приведённые “клинические случаи” дидактогений —во многом, быть может, казуистика. Но об этом нужно знать, это надо помнить,чтобы казуистика не превратилась в повседневную реальность. К. И. Платонов,которому мы обязаны распространению понятия дидактогении, писал: “Дидактогения”проявляется в школьной педагогике чаще, чем можно предполагать, так как в делеобразования и воспитания приходится иметь дело с внушаемостью, особенноприсущей детскому и юношескому возрасту” (10. С.256).
Список литературы
1.Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж,1995.
2.Богомолова Е.Л., Побрус Ю.М. К оценке состояния здоровья студентов I ММИим.Сеченова // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974.С. 8-9.
3.Имелинский К.И. Сексология и сексопатология. М., 1986.
4.Карвасарский Б.Д. Неврозы. Руководство для врачей. М., 1990.
5.Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). М., 1979.
6.Красик Е.Д., Положий Б.Д., Крюков Е.А. Нервно-психические заболеваниястудентов. Томск, 1982.
7.Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.
8.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей. Л., 1985.
9.Петраков Б.Д. Основные закономерности распространения психических болезней всовременном мире и в Российской Федерации // Материалы 12-го съезда психиатровРоссии. М., 1995. С.98-99.
10.Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор (вопросы теории ипрактики психотерапии на основе учения И.П.Павлова). М., 1957.
11.Хохлов Л.К., Хохлов А.Л., Горохов В.И. Психосоматические расстройства: место всовременной классификации болезней, принципы диагностики, ведения больных.Ярославль, 1996.
12.Шеметова Л.Я., Потапкин И.А. Состояние психического здоровья детей дошкольноговозраста // Материалы 12-го съезда психиатров России. М., 1995. С. 416-417.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Концепция онтологической относительности и холистический тезис Куайна
Реферат Развитие славянской мифологии
Реферат Vii городская конференция школьников «Первые шаги в науку»
Реферат Формы государства 2
Реферат Определение концентрации общего кальция в крови как потенциального маркера состояния перетренированности
Реферат Концепція кадрового забезпечення діяльності пенітенціарної систем
Реферат Fahrenheit 451 Essay Research Paper Fahrenheit 451Response
Реферат Языковая личность Л. Парфёнова
Реферат Особенности оценки продуктивности сельскохозяйственных животных
Реферат Аналіз цінової політики ВАТ "Фармак"
Реферат Некоторые системные и методологические аспекты информатики и информатизации
Реферат Микробиологическая и ферментативная оценка нефтезагрязненных участков биоценозов Нижневартовского района
Реферат Туристско-рекреационный потенциал и современное развитие туризма в Карело-Кольском районе
Реферат Сборка оптических деталей с механическими
Реферат Кредиты и их использование в развитии экономики