Реферат по предмету "Разное"


Vii городская конференция школьников «Первые шаги в науку»

VII городская конференция школьников «Первые шаги в науку»«Детские игры и игрушки во время и после Великой Отечественной войны»секция «История»Выполнила: ученица 4-Б класса гимназии «Перспектива» Никитина АринаНаучный руководитель: к.с.н.. доц. Никитина Бэла АнатольевнаСамара 2005ОглавлениеВведение ……………………………………………………………………………….с. 2Глава 1. Глава 1. Как жили советские дети во время и после Великой Отечественной войны ….…………………………………………………………….с.4Глава 2. Во что и как играли дети во время и после войны …………………...с.8Заключение ……………………………………………………………………………с.12Список использованной литературы ………………………………………………с.13Приложения ……………………………………………………………………………с.14Введение Война – грустная тема. О ней пишут военные историки, которым, наверно, даже в голову не приходит исследовать тему детских игр и забав во время войны. Но дети есть дети, и даже в тяжелые времена они не могут не играть. Когда я заинтересовалась вопросом, о том, как же проводили свое свободное время дети во время войны. Во что играли, какие у них были игрушки? Я стала искать книги о детских играх и игрушки во время Великой отечественной войны и после нее, но ничего не нашла. Тогда я стала думать о том, какие же исторические источники можно найти по этой теме. Раскопки здесь не проведешь, в архивах об играх и игрушках документов наверняка нет. Но тут я подумала, что есть другие источники информации, которые гораздо лучше, чем молчаливые свидетели исторических событий. Мои источники будут разговаривать – это те самые люди, которые были детьми во время и после войны. Это мои бабушки и дедушки. Оказалось, что это очень интересный, удивительный источник исторических знаний. Когда я стала расспрашивать своих бабушек и дедушек, я вдруг поняла, что в их памяти хранится очень многое из того, что написано в учебниках и научных книгах, и что я раньше воспринимала, как что-то очень далекое отменяя, почти сказочное. Но ведь время идет, пожилые люди могут что-то забыть, что-то для них будет вспоминать все труднее и труднее. Поэтому я подумала, что у своих бабушек и дедушек я должна узнать как можно больше об их детстве. Это позволит мне не только больше узнать. Благодаря расспросам я смогу лучше понять и своих собственных родных бабушек и дедушек, и других пожилых людей, которые родились в то время. И еще, если понять, чем отличаемся мы, дети начала 21 века, от своих послевоенных предшественников, то можно будет по-другому взглянуть на себя, заново оценить то, как мы живем сейчас. Это и есть зеркало истории. Поэтому я считаю, что моя тема очень актуальна, а мой доклад полезен не только для меня, но и для других детей, которые его прочитают или услышат. Он заставит их задуматься и. наверно, они тоже поторопятся расспросить своих бабушек и дедушек про их детство. Цель моего доклада – изучить, как жили, во что и чем играли дети военной и послевоенной эпохи. Для достижения поставленной цели, я воспользовалась методом «устной истории» и провела интервью с моими бабушками и дедушками (4 человека), записав их рассказы на пленку и впоследствии внимательно ее изучив. И еще историческим источником здесь могут быть книги той поры, в которых игры и игрушки описываются мимоходом, не являются предметом особенного внимания. Значит, они, скорее всего, отражают ту самую действительность, которая и была в те времена. К таким книгам относятся книги Аркадия Гайдара. Кроме этого, как источник можно рассматривать мемуары людей, чье детство пришлось на это тяжелое время.^ Глава 1. Как жили советские дети во время и после Великой отечественной войны.Сегодня уже нет той страны, которая участвовала во второй мировой войне. СССР и Российская Федерация – разные страны и не только по названию и о территории. В этих странах живут уже разные люди: многие из тех, кто участвовал или помнит Великую Отечественную войну, уже умерли, многих подводит память об этих событиях, зато появились новые поколения людей, которые даже не знают о том, когда была война и чего она стоила людям. Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 г. Она принесла советскому народу неисчислимые страдания. Это не только 21 млн. погибших, но и множество раненых, ставших впоследствии инвалидами, это разрушенные заводы и дороги, сожженные поля и дома, это голод и холод, болезни и нищета. Среди погибших было много детей, особенно среди 6 млн. умерших от бомбежек и артобстрелов, убитых на оккупированных территориях (1). Война никогда не обходится без жертв, ее цена для страны очень высока. Кто-то из граждан расплачивается собственной жизнью, а кто-то жизнями родных и близких. Поэтому война оставляет после себя старшые следы не только на земле и на облике городов, но и на людях и их судьбах. Остаются вдовы и сироты, которые всю свою жизнь не смогут забыть о том, что отняла у них война. Про людей, которые родились во время или незадолго до войны, говорят: «это люди с украденным детством». Чтобы понять эту фразу, надо определить для себя, что же такое детство. На мой взгляд, детство – это время, когда человек узнает мир, но при этом находится в безопасности. Ребенок может исследовать то, что находится вокруг него, играя, копировать поведение и занятия взрослых, обучать свое тело красиво и ловко двигаться, выполнять нужные движения. При этом он может быть уверен в том, что всегда рядом будет кто-то из родных, чтобы не дать его в обиду, что его жизнь всегда будет обеспечена едой и теплом, лаской и вниманием взрослых. Все это привычно для большинства современных российских детей. Конечно, и в довоенные годы в первой половине 20 века далеко не все дети имели светлое и доброе детство. Люди жили в трудных условиях: приходилось много работать, иногда, политическая несправедливость лишала детей самых близких родственников. Но Советский Союз всегда гордился тем, какое большое внимание уделяется детям. Это и садики с их бесплатным питанием, обучение в школе, многочисленные кружки, медицинские осмотры, это прогулки в красивых парках и скверах в городах, в лесу и на речке в селах и деревнях. В те времена детям очень рано начинали помогать родителям. Но то, что они выполняли работу, не означало для них мучений и унижений. Они были рядом с родителями, они помогали им обеспечить семью всем необходимым для жизни. И конечно, любящие родители оставляли детям возможности для игры и веселья, делили с ними радости и печали. Когда 22 июня 1941 года в жизнь советских людей ворвалась война, все резко изменилось. Фронт разделил страну на 2 части: тыл и оккупированные, то есть занятые фашистами земли. Люди тоже поделились на несколько групп: те, которые остались у себя дома, даже если фашисты пришли в их города и села;те, кто жил в тылу;те, кого эвакуировали в тыл, то есть перевезли с их родных, насиженных мест в далекие края. Чаще всего, это были сибирские города и села, а также Узбекистан и Казахстан. Кому из этих людей повезло больше? Чьи дети были более счастливыми во время войны? Может быть, кто-то и может взвесить, но ясно, что всем пришлось очень тяжело. Те, кто остался на занятой врагом территории, испытывали тяжелые физические и моральные мучения. Они видели, как убивают их защитников – солдат и партизан, их родных и близких, друзей, соседей, в любой момент их самих могли убить бесчеловечные фашистские захватчики. Ведь целью фашистов было поработить завоеванные народы и намного сократить их количество, оставив только рабов для себя. Поэтому они не делали различий между детьми и взрослыми, когда грабили или расстреливали местное население. Поэтому дети жили в постоянном страхе, полностью беззащитные перед жестокими завоевателями. Никто, даже их собственные родители, не могли их защитить от угрозы смерти, а также уберечь от голода. Им только оставалось прятаться по углам, избегая захватчиков, которые могли их также отнять от родителей и отправить работать в Германию. Другие проблемы были у детей, которых эвакуировали. Они бежали от войны, оставив дом, потеряв друзей и знакомых, очутившись без крыши над головой, без одежды и другого домашнего скарба. Эвакуированных размещали в подвалах и на чердаках, «уплотняли» местных жителей. Люди жили на трехъярусных кроватях, по 10-12 человек в маленькой комнатке. Конечно, у детей не было ни своего угла, ни даже своей кровати. В городах и деревнях жизнь отличалась. Горожане недоедали, но все же получали минимум продуктов по карточкам. Однако правительство РСФСР уже в 1941 г. было ознакомлено с докладом о том, что «набор продуктов, предусмотренный продовольственными карточками не обеспечивает нормального развития ребенка и не создает необходимых условий для предупреждения среди детей высокой заболеваемости и смертности». Так, в детских яслях в Казани в 1941 г. дети получали вместо положенного в связи с войной сокращенного пайка в 600 г. масла в месяц всего 100 г., вместо 15 яиц – 3, вместо 1 кг. крупы – 200 г. , вместо 600 г. сахара – 220 г., вместо 4 кг. картофеля – 1,5 кг. И ни грамма капусты, моркови, фруктов. Ни одного литра молока. Поэтому многие городские дети умирали от недоедания и идущих вслед за ним болезней. Жители деревень находились в худшем положении. Они не только ничего не получали от государства, но почти все отдавали для армии и заводов. (2) В деревне в то время люди не просто недоедали. Там царил голод, и люди питались всем, чем могли, добавляя в муку размолотую кору деревьев, лебеду, часто отравляясь, поедая очистки и остатки, они заражались инфекционными болезнями, смертельно опасными, поскольку не было в то время на селе ни медицинской помощи, ни лекарств. И при этом они много работали, отдавая все силы победе. На небольших деревнях в то время закрылось очень много школ и больниц, потому что очень многие врачи и учителя ушли на фронт или заменили ушедших на фронт. Работали на полях женщины, старики и дети. Очень много детей, потому, что взрослые мужчины были на войне, а хлеб был нужен стране и армии, и его нужно было вырастить любой ценой. Поэтому ни у кого не вызывало удивления, что колоски подбирали 5-летние дети, а семилетние дети погоняли коров, на которых пахали, так как лошадей забрали на войну. Ученые, которые занимаются исследованием здоровья населения. Выяснили, что во время войны и рост и вес детей были намного меньше, чем в довоенные годы и позже, после войны. Послевоенная жизнь тоже была трудной: маленькая зарплата, недоедание, разруха. Даже там, где война не прошлась тяжелым катком по земле, люди жили в очень тяжелых условиях. Не было воды, часто отключалось электричество, сохранившиеся жилые дома много лет не ремонтировались, а там, где были военные действия, жители разбитых и сгоревших домов ютились в землянках. Особенно тяжело было семьям, лишившимся в войну кормильцев. Государство оказывало помощь более 100 тыс. таких семей. Дети, оставшиеся сиротами, передавались в детские дома, часть их были усыновлены. Ежегодно в детские приемники-распределители доставляли до полутора тысяч беспризорных детей. В самих детских домах положение было неблагополучное. При нехватке самых необходимых продуктов они еще и расхищались работниками этих учреждений, руководителями районов. Из-за неустроенности, недостатка средств многие дети не могли получить образование. В 1944 г. обучалась только третья часть советских детей. И даже после войны много школьников не посещали занятия только потому, что не имели одежды или обуви, а гораздо большее число их сверстников занимались в школе от случая к случаю, поскольку вынуждены были зарабатывать на жизнь. Закончив семилетку, многие уходили работать. Обучение в старших классах при этом оставалось платным. Сами школы переживали немало трудностей. Многие здания были непригодны для занятий, требовали капитального ремонта. Классы не отапливались, не хватало парт, поэтому кое-где заниматься проходилось стоя. Учебников имелось лишь половина от необходимого. Крайнюю нужду в учебниках испытывали национальные школы - татарские, казахские. Нередко средства, отпускаемые школам, расходовались сельскими советами на другие цели. В первые послевоенные годы школы не могли дать полноценного образования. Одной из главных примет  послевоенной жизни были сохранившиеся продуктовые карточки. В 1946-1947 гг., когда страна переживала голод, связанный с неурожаем и отсутствием на этот случай зерновых запасов, многие люди остались даже без этой возможности. В сельских районах по-прежнему выкапывали остатки мороженой картоши с колхозных полей, ели очистки и крапивный суп. Когда в городских школах детей стали подкармливать чаем с хлебом и даже с маслом, это был большой подарок для них и подспорье для родителей.^ Глава 2. Во что и как играли дети во время и после войны.О том, как и во что играли дети во время войны, я узнала от своих бабушек и дедушек. Все они родились до или во время войны и являются свидетелями и участниками этих исторических событий. Расспрашивая их, я с удивлением заметила, что об этой, показавшаяся мне с первого взгляда очень забавной теме, они говорят не очень охотно и радостно. Вскоре я поняла, почему это так. Во время Великой отечественной войны дети, как рассказывается в первой главе моего доклада, дети оказались в тяжелых условиях. Те, кто остался на старом месте жительства, о ком заботились родители, жили немного лучше. Особенно тяжело было моему дедушке, который оказался в детдоме после войны. Много горя пережила и бабушка, у которой погибла во время бомбежки поезда с беженцами сестренка. Бабушка рассказала мне, что, приехав на новое место, первую зиму она вообще не выходила из помещения, потому, что не было одежды, и она сидела в одеяле. Так получилось, что среди информантов, от которых я черпала исторические сведения, оказались 3 типа детей, которые я рассматривала в первой глава. Среди моих знакомых, к сожалению, не оказалось тех, кто жил во время войны в оккупации. Все мои информанты указывали на общие черты своего детства: взрослые работали, и дети были полностью предоставлены сами себе до тех пор, пока они были малы для того, чтобы помогать. Во время войны, играли очень мало, не до этого было. Трудно представить, но игрушек у детей тогда попросту не было. Иногда дети сами делали игрушки. Однако, моя бабушка рассказала, что ей мама приносила чурочки с работы, потому что она работала шофером на машине, которая ездила не на бензине, а на дровах. Эти чурочки были смазаны с одной стороны смолой, поэтому она разогревала их около печки, а потом слепляла их друг с другом в разных формах. Другая моя бабушка рассказывала, что они делали кукол из глины, а еще играли с бабками – косточками от свиных ножек, которые оставались после холодца. В обычных, небогатых семьях (так как во время великой отечественной войны богатых людей почти не было) девочки делали себе любимые игрушки сами. Любимой игрушкой обычно была тряпичная кукла. После войны в магазинах появились целлулоидные головки для кукол, к ним можно было пришить тряпичное туловище и кукла становилась похожей на настоящую. Некоторые делали кукол из бумаги, а потом вырезали для них разную одежду. Ещё девочки играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши, рисовали, летом играли в «секретики». Дети, в то время, практически не играли дома. Для этого была улица. Там играли в такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании. Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просо сеяли», даже в городских поселениях, которые в то время были гораздо ближе к сельским. Они были и меньше по размеру, и ближе к природе. Вообще, дети в то время очень тесно были связаны с природой. Даже в городе в голодное время ребята собирали и ели ягоды, которые назывались «вороний глаз», «пуговки», по возможности обирали яблони, боярышник, вишни и другие садовые растения. Причем случалось и забираться в недозволенные места, попросту воровать еще недозрелые, но такие заманчивые плоды. Дети, жившие в деревне, добывали еду не только в качестве игры. Очень распространенной и популярной была рыбалка, когда весь улов маленького рыбака выставлялся на стол всей семье. Рыбу ловили по-разному: кто-то самодельной удочкой, кто-то садком или корзинкой. Дети, жившие в деревне, ходили в лес по малину и по грибы, купались, когда хотели, ведь за ними никто не смотрел. Более сложной и популярной игрой на улице была игра с колесом. К старому ободу от колеса приделывали железную проволоку и бежали, держась за неё, так чтобы колесо не упало. В футбол, конечно, тогда на улице играли редко. Не было мячей, а часто не было сил, времени, а в холодное время года и подходящей одежды ( в длинном пиджаке с отцовского плеча и привязанных к ногам галошах не побегаешь). Кроме того, уже с малых лет дети помогали родителям по дому, приглядывали за младшими братьями и сестрами. Дети, живущие в городе и уже ходившие в школу, играли в подвижные игры на школьных площадках, там, где они были. Конечно, они редко были заасфальтированными, не везде были ворота или баскетбольные сетки. Но чем дальше в историю уходила война, тем больше возможностей для спортивных игр возникало у детей. Играли в баскетбол, футбол, волейбол, становилось все больше спортивных секций. Большую роль в жизни послевоенных детей играл велосипед. Несмотря на бедность, велосипед старались купить ребенку обязательно, так что в средних и старших классах велосипеды были у многих. Конечно, чаще всего это были взрослые велосипеды и малорослым ребятишкам приходилось кататься сначала «под рамкой». Велосипед давал свободу, потому что на нем можно было уехать гораздо дальше, чем уйти пешком. И вот большие компании детей на нескольких велосипедах отправлялись в походы. Сидели на багажниках и на рамке, по нескольку человек на одном велосипеде. Причем ездили и мальчишки, и девчонки. В дальние походы ходили зимой на лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые «с чужого плеча». В то время в некоторых школах разрешали детям брать лыжи на время для лыжных прогулок. Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не очень удобно, но зато ноги долго не замерзали. Зимой катались на санках и на коньках. Коньки были разные - иногда самодельные полозья, иногда «Снегурочки» с загнутыми концами, а некоторым счастливчикам покупали беговые. Это бывало тогда, когда ребенок начинал заниматься в секции. В в то время обязательно заливали катки. Это было место встреч, спортивных соревнований и прогулок, там танцевали и даже встречали веселой компанией новый год. Играла музыка, обязательно было освещение, давали коньки напрокат и даже бывал буфет с теплым чаем и булками. Но дети редко имели возможность пользоваться тем, что стоило денег. Некоторым деньги давали родители. Часто дети и сами себе зарабатывали немного денег на кино, мороженое или буфет. Для этого, они собирали металлолом или находили старые вещи для старьевщика. Но иногда приходилось работать не просто для забавы. Мой дедушка с маминой стороны рассказал, что поскольку он жил без отца, постоянно приходилось подрабатывать просто для того, чтобы купить какие-то вещи или еду. Он часто колол дрова за деньги, летом косил и жал вместе со своей мамой, помогал ей переносить уголь и дрова на ее работе. Детям в военное и послевоенное время очень редко отмечали день рожденья: для этого у родителей не было ни средств, ни сил. На день рождения игрушек не дарили, а дарили вещи. Считалось что вещи полезнее, чем игрушки. А если уж кому-то доставалась игрушка, то это было такое необычайное происшествие, которое запоминали на всю жизнь. Из праздников в детстве многие больше помнят новый год. Наверно, это связано с тем, что поставить елку и сделать для нее самодельные игрушки было не так дорого, но очень торжественно. Для новогодних украшений использовались бумага и картон, фольга и природные материалы. Очень похоже на то, что мне рассказывали бабушки и дедушки, описание подготовки к Новому году в произведении А.Гайдара «Чук и Гек». Это удивительно для современных детей, но стеклянные игрушки были большой редкостью в ту пору. Конечно, по сравнению с современными праздничными елками, послевоенные если были убогими и некрасивыми. Но этот праздник, когда детей веселили взрослые, наряженные в костюмы, да еще и раздавали подарки, глубоко врезался в память неизбалованным детям того времени. Все мои информанты рассказывали о том, что они часто бывали в пионерских лагерях. Надо сказать, что в школах во время и после войны мальчики и девочки учились раздельно, а в лагерях жили вместе. Там было много игр, как для мальчиков, так и для девочек. Например, вожатые прятали что-нибудь, а ребята искали с помощью записок. Тот отряд, который выигрывал, получал на ужин пирог. Ещё в лагере с верхушки столба свисал канат с петлёй. Этот аттракцион назывался «гигантские шаги». В петлю вставали ногой, а другой ногой отталкивалась. Канаты на подшипнике крутились вокруг столба. После того, как ребята сильно разгонялись, они поднимали ноги и летели, держась руками за канат. Это было очень весёло. Описывая все незатейливые игрушки и игры того времени, понимаешь, как сильно изменилась жизнь с того времени. В каких суровых условиях росли мои бабушки и дедушки. Но они не знали, что со временем все будет по-другому. Поэтому они были по-своему счастливы, несмотря отсутствие игрушек и особых развлечений. Война не могла пройти незаметно ни для кого. И даже самые маленькие дети почувствовали на себе ее дыхание. Заключение.Когда я решила написать доклад на тему «Игры и игрушки во время и после Великой отечественной войны», я думала, что это будет очень интересно, но совсем не думала, что доклад получится таким печальным. Анализируя собранный материал, я поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая игрушка была большой ценностью. Сегодня дети больше сидят дома, гораздо меньше времени, чем тогда, проводят на улице, на природе, занимаются спортом. От этих занятий нас отвлекают телевизор и компьютер, много времени дети уделяют учебе. Тогда, ребята жили совсем по-другому. Много времени они уделяли работе. Помогали взрослым. Дети занимались спортом и много общались друг с другом. Они сами развлекали себя, не дожидаясь того, чтобы взрослые занимались с ними. Сами делали игрушки, сами придумывали игры. В то время дети были очень самостоятельными по сравнению с сегодняшними детьми. Они гуляли сами по себе, без взрослых, никто за ними не присматривал, потому что взрослые были очень заняты. Но почему-то, когда они купались, ловили рыбу или ходили в лес, с ними редко происходили неприятные случаи. Мне кажется, что у этого есть две причины. С одной стороны, ребята знали, что в случае беды никого из взрослых может и не оказаться рядом. Поэтому надо быть осторожным и внимательным, брать на себя ответственность и за себя, и за своих братьев и сестер, и за своих друзей. С другой стороны, как в городе, так и особенно в деревнях взрослые относились к чужим детям с вниманием, помогали в случае необходимости, могли посоветовать или предостеречь. Раньше я думала, что Великая отечественная война очень далеко от меня, что ко мне она не имеет почти никакого отношения. Поэтому все, что я слышала о ней, казалось мне глубокой историей, чем-то очень старинным. Но после того, как я расспросила своих бабушек и дедушек об их жизни в это время, я поняла, что просто жизнь очень быстро идет вперед и что она очень сильно изменилась с тех пор, когда мои бабушки и дедушки были маленькими. Я и не задумывалась, что можно жить без телевизора, электричества и горячей воды, что маленькие дети могли ложиться спать голодными, что у них не было своего уголка, где стояли любимые игрушки. Поэтому написание этого доклада произвело на меня большое впечатление. Теперь я лучше понимаю, что значит история: это то, что происходило с людьми реально, а не только в книгах и фильмах. И что поколение наших бабушек и дедушек – это история, которую надо беречь, ценить и узнавать до того, живые источники информации не канут в историю, пока наши прародители живы и здоровы. Что касается набора игр, то общий вывод таков – часть игр, в которые играли во время Великой отечественной войны сохранилась до сих пор и по-прежнему любима детьми. Это игры из третьей группы (см. в приложение 4). Другая часть – игры, о которых уже практически не знают современные дети. Назовем их забытыми играми (группа номер 1 на рисунке в Приложении 4) . Между ними находится промежуточная группа, с играми, в которые сегодня играют все меньше и меньше детей (это группа 2 в Приложении 4). Итак, в прошлое уходят игры с этническими основаниями, массовые игры, требующие большой территории, укромных уголков, парков, пустырей и т.д. Однако среди детских игр практически не появилось каких-то новых, которых не было во время детства моих бабушек и дедушек. Конечно, если не считать развития техники, компьютеров и игровых автоматов. Поэтому историю нужно изучать как можно более пристально, чтобы не растерять ее богатое наследство, а заигравшись в новые игрушки не забывать про старые.Список использованной литературы. 1. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Словарь-справочник. Под редакцией М. М. Кирьяна, Москва. Издательство политической литературы. 1988. 2. Великая Отечественная Война Советского Союза 1941-1945. Новосибирск. 1983 3. Вылцан М.А. Крестьянство России в годы большой войны 1941-1945: Пиррова победа. М., 1995 4. Воспоминания ветеранов., Сборник материалов. И.ФАИР. 2002 5. Гайдар А. Чук и Гек. Собрание сочинений в 4-х томах. М., Детгиз 1959. 6.Человек и война. (Война как явление культуры) Сборник статей Под ред. И. В. Нарского и О. Ю. Никоновой М.: АИРО-ХХ 2001 8. История Второй Мировой Войны 1939-1945 М. Наука 1989 9. Исупов В.А. Демографически кризисы и катастрофы в России в первой половине 20 века. Новосибирск. 2000. 10. Очерки истории Великой Отечественной Войны 1941-1945. М .198511. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Самара и Самарская область в годы Великой отечественной войны 1941-1945.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.