Вадим Руднев
Характерология- учение о характерах людей, основанное на исследовании соматических данных(строения тела). Основоположник клинически ориентированной характерологии — Эрнст Кречмер (основатели психоаналитической характерологии — Карл Абрахам иВильгельм Райх).
Кречмерразличал три типа характера в зависимости от строения тела: пикнический тип(приземистый, с толстой шеей) — по характеру циклоид, или сангвиник;астенический тип (худой, маленький, лептосомный (узкий) — по характеру шизотим,или шизоид; атлетический тип — Кречмер считал его смешанным (позднее П.Б.Ганнушкин определил его как эпилептоида). Проведенные Кречмером экспериментыдавали явную картину зависимости типа характера от строения тела. В дальнейшемего типология была дополнена и скорректирована П.Б. Ганнушкиным и М.Е. Бурно. Внастоящее время типология основных характеров выглядит примерно так:
1.Циклоид-сангвиник — добродушный, реалистический экстраверт, синтонный (то естьнаходящийся в гармонии с окружающей его реальностью). Синтоник веселится, когдавесело, и грустит, когда грустно. Когда-то этот образ играл большую роль вкультуре — по-видимому, начиная с эпохи Возрождения. В художественнойлитературе сангвиники нарисованы особенно выпукло: это Гаргантюа, Ламме Гудзак,Санчо Панса, Фальстаф, мистер Пиквик — все добродушные толстяки. В ХХ в. отзасилья добродушных героев остались только Кола Брюньон и Швейк. В целом такаяв принципе здоровая жизнерадостная личность не характерна для ХХ в.
2.Психастеник — реалистический, тревожно-сомневающийся интроверт. Этот типхарактерен для культуры конца ХIХ века, его олицетворяет Чехов в своих основныххарактерологических установках — психастевику свойственна повышеннаяпорядочность, боль за других и тревожно-ипохондрическое переживание прошлого всвоей душе. Чехов запечатлел психастеника в драматическом виде в образепрофессора Николая Степановича («Скучная история»), а в комическомвиде — в образе Червякова («Смерть чиновника»). Психастениктревожно-мучительно, по многу раз прокручивает уже сделанные поступки,«пилит опилки», по выражению Дейла Карнеги. Тревожнаяпсихастеническая рефлексия показательна для начала ХХ в., она воплощена в такомхудожественном направлении, как постимпрессионизм (импрессионизм. считается вцелом сангвиническим, синтонным направлением), в частности в творчестве КлодаМоне. Самым знаменитым героем-психастеником в европейской культуре был,конечно, Гамлет.
3.Истерик. Для этого характера важен такой признак, как демонстративность. Повыражению Карла Ясперса, истерик живет не для того, чтобы быть, а чтобыказаться быть. Самый знаменитый истерик в мировой литературе — это Хлестаков.Истерик — парадоксальный характер в том смысле, что это аутистический экстраверт,то есть, с одной стороны, это нереалистический характер, у него совершеннофантастическое представление о реальности, но, с другой стороны, он погружен нев свой внутренний мир, который у него достаточно беден, но в выдуманную имсамим реальность.
4.Эпилептоид. Характер напряженно-авторитарный с атлетическим типом сложения.Реалист и прагматик до мозга костей, экстраверт. Из эпилептоидов рекрутируютсявоины и политики. Два знаменитых современных российских эпилептоида — БорисЕльцин и Александр Лебедь. Впрочем, эпилептоиды могут быть двух типов — примитивно-эксплозивные (Дикой в «Грозе» Островского) иутонченно-дефензивные (Кабаниха, Иудушка Головлев, Фома Фомич Опискин). Дляэпилептоида характерна так называемая иудина маска — выражение льстивойугодливости, за которой прячетея злоба и стремление к власти. Эпилептоид — прекрасный организатор, но почти никогда не бывает литератором или философом.Есть великие художники-эпилептоиды, например Роден и Эрнст Неизвестный.
5.Шизотим, или шизоид, или аутист (см. также аутистическое мышление). Шизоид — замкнуто-углубленный аутистический интроверт. Он во всем замкнут на самогосебя. Внешний мир, как его понимают и чувствуют сангвиник и психастеник, несуществует для шизоида — его мир находится внутри его самого, а проявлениявнешнего мира суть лишь символы, еще глубже раскрывающие структуру миравнутреннего. Весь ХХ век может быть назван шизотимической эпохой. Практическивсе сколько бы ни было фундаментальные открытия в науке и философии, всеважнейшие художественные направления носят шизотимный характер: это ианалитическая философия, и квантовая механика, и теория относительности, ипсихоанализ, и кино, и структурная лингвистика вместе с семиотикой иматематической логикой, и многое другое; шизоидный характер присущэкспрессионизму, символизму, новому роману, постструктурализму, постмодернизму.Почти все великие художественные произведения ХХ в. аутистичны: «ДокторФаустус» Томаса Манна, «Улисс» Джойса, «В поискахутраченного времени» Пруста, «Шум и ярость» Фолкнера,«Человек без свойств» Музиля, «Игра в бисер» Гессе,«Бледный огонь» Набокова. То же самое относится к музыке ХХ века (см.додекафония): Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Булез, Штокгаузен — все этошизотимы. Вся реальность ХХ в. как бы попадает в воронку аутистическогомышления, реальность насквозь символизирована, семиотизирована,концептуализирована. Важна логичность, непротиворечивость построения, а егоотношение к реальности (которой, вероятней всего, как таковой вообще нет) имеетвторостепенное значение. Известно, что когда Гегелю сказали, что некоторые егопостроения не соответствуют действительности, он холодно заметил: «Темхуже для действительности». Вот классическая аутистическая установка.
6.Полифонический, или мозаичный, характер. Он тоже характерен для ХХ века.Мозаика возникает в том случае, когда человек переносит тяжелую психическуюболезнь, например параноидальный психоз или эпилепсию. В этом случае характерчеловека как будто раскалывается на куски, становится многорадикальным, сочетаетв себе несочетаемые черты. Эпилептическими мозаиками были во многомопределившие ХХ в. Лев Толстой и Достоевский. Франц Кафка, перенесший серьезнуюэндогенную депрессию (возможно, психоз), сочетает в своей личности и в своемтворчестве черты дефензивно-психастенические и шизотимные. Его романы, особенно«Замок», не укладываются в чисто шизотимную схемуэкспрессионистического творчества, он подрывает экспрессионизм своейхарактерологической полифонией. Отсюда двойственность, идущая от сочетанияобыденного стиля с фантастичностью происходящего.
Мозаиченв целом сюрреализм, для которого выражение «сочетание несочетаемого»входит в определение. Картины Рене Магритта и Сальвадора Дали, фильмы ЛуисаБунюэля — это явная мозаика.
Разобраннаяздесь характерология является нефрейдистски и даже антипсихоаналитическиориентированной. Это не означает, что психоанализ не предложил своейхарактерологии Она была разработана в трактате В. Райха «Анализхарактера». Психоаналитики в соответствии со своей установкой все объяснятьчерез травмы раннего детства делят человеческие характеры на оральный(примитивно говоря, те люди, которых мать слишком рано отняла от груди),анальный (те, которых слишком унижали в том, что касается личной гигиены) игенитальный (те, которые пережили достаточно серьезные эдиповские проблемы).Психоаналитическая характерология носит также «телесный» характер,концепция психотерапии у Райха и его последователя Александра Лоуэнапредставляет собой работу с телом и называется биоэнергетической. Основное отличиепсихоаналитической концепции от Кречмеровской заключается в том, что перваяимеет не чисто медицинский, а абстрактно-экзистенциальный характер. Второеотличие — в том, что если у психоаналитиков терапия направлена на преодолениехарактера, то кречмерианская характерология считает характер чем-то врожденными неустранимым, и терапия ориентирована на адаптацию имеющегося характера, навыявление его творческих потенций.
Список литературы
КречмерЭ. Строение тела и характер. — М., 1994.
ЛеонгардК. Акцентуированная личность. — Киев, 1979.
ГаннушкинП.Б. Избр. труды. — М., 1965.
БурноМ.Е. Трудный характер и пьянство. — Киев, 1991.
БурноМ.Е. О характерах людей. — М., 1996.
ЛоуэнА. Физическая динамика структуры характера. — М., 1996. />
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/