Вряде своих работ Рудольф Флеш инсценировал борьбу человека с помпезностью имрачностью текстов. По его мнению, любой может стать писателем. Флеш предложилсемь простых рекомендаций, соблюдение которых позволят сделать текст ясным ичитабельным.
Фрейзер П. Сейтел (Fraser P. Seitel), управляющийпартнер Emerald Senior Counseling, главный консультант PR-агентстваBurston-Marsteller.
Вряде своих работ покойный Рудольф Флеш (Rudolf Flesch) инсценировал борьбучеловека с помпезностью и мрачностью текстов. По мнению Флеша, любой можетстать писателем. Он считает, что люди, пишущие так, как говорят, смогут писатьлучше. Другими словами, если бы люди были менее склонны затуманивать тексты25-центовыми словами, а использовали бы больше простых слов, то и коммуникаторымогли бы общаться лучше, и получатели сообщений могли бы лучше их понимать.
Приответе на письмо подход Флеша выглядит следующим образом: «Благодарю запредложение, Том. Я обдумаю его и отвечу, как только смогу». Противоположностьподходу Флеша выглядела бы следующим образом: «Ваше предложение было получено;после тщательного изучения мы поставим Вас в известность о результатах». Видитеразницу? При подготовке текстов для Интернета такое прямолинейное написаниематериала — единственно возможный подход. Существует бесчисленное множествопримеров того, как афоризмы Флеша оправдывают себя на практике.
Немногиебы знали Шекспира наизусть, если бы его произведения состояли из такихпредложений: «Должен ли я в своих поступках руководствоваться чувствами, или желучше бездействовать и тем самым прекратить свое существование?» ПроизведенияШекспира выдержали проверку веками благодаря таким фразам, как «Быть или небыть?»
Ученый,привыкший к научному жаргону, с большой охотой написал бы: «Флора и фаунаданного района показала 100%-ный уровень смертности». Но насколько проще (и ужточно понятнее) написать: «Вся рыба вымерла».
Одиниз составителей текстов выступлений президента Франклина Рузвельта однаждынаписал: «Мы стремимся к построению более всеохватывающего общества». Рузвельтзаменил эту фразу на следующую: «Мы создадим страну, ни один житель которой неостанется в стороне».
Дажесамая известная из всех книг — Библия — начинается с простого предложения,которое вполне могло бы быть написано ребенком: «В начале сотворил Бог небо иземлю».
Флешпредложил семь рекомендаций, соблюдение которых позволит сделать текстчитабельным.
1.Используйте допустимые сокращения.
2.По возможности составляйте предложения без использования слова «что».
3.Используйте местоимения «я», «мы», «они» и «вы».
4.Ссылаясь на какое-то понятие, выраженное существительным, повторите само словоили используйте соответствующее местоимение; не стоит искать красочную замену.
5.Используйте краткие, ясные предложения.
6.В параграфе должен освещаться только один вопрос.
7.Пишите на языке, понятном читателю.
Помнению Флеша, текст хорош тогда, когда в нем нет ненужных отклонений от темы.Другими словами, в сфере PR составители текстов для Интернета или другихсредств массовой информации должны помнить следующие прописные истины:
Избегайтегромоздких слов.
Избегайтелишних слов.
Избегайтеклише.
Избегайтелатинских выражений.
Используйтеактивный залог.
Будьтеконкретными.
Будьтепроще.
Будьтекраткими.
Будьтеорганизованными.
Будьтеубедительными.
Будьтепонятными.
Нарядус Флешом некоторые другие специалисты в области коммуникаций занимались тем,как сделать письменные тексты удобочитаемыми. Многие разработали своисобственные инструменты оценки читабельности. Наиболее известным из нихявляется «Индекс туманности Ганнинга» (Gunning Fog Index), разработанныйРобертом Ганнингом (Robert Gunning). Он оценивает легкость чтения текста сточки зрения количества слов и их сложности, количества законченных мыслей исредней длины предложений. Хороший текст не может вводить в заблуждение илибыть неясным. Он должен быть понятным.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/