Феномен «Экзистенциально нового»в dasein- и экзистенциальном анализе (антропологическое исследование)
Баранников А.
“Мы не боимся трудных вопросов, хотя невсегда и не на все из них можем ответить ”
А. Лэнгле
Цель настоящей статьи – рассмотрение феноменавстречи Я и Мира, а также некоторых семантических и экзистенциальныхпоследствий этой встречи под углом зрения теории Dasein -анализа иэкзистенциального анализа. В том или ином ракурсе данную тему освещали многиетеоретики указанных направлений. Тем не менее, утверждает автор, она и сегоднякажется столь же неисчерпаемой, как и раньше. В своей работе он предпринимаетпопытку возвращения к проблеме, адресуясь к некоторым старым взглядам в надеждена то, что они помогут увидеть в новом свете ряд ее аспектов, не утратившихзначения и сегодня. Многообразие результатов встречи с Миром для Я автор сводитк двум основным полюсам, которые субъективно воспринимаются личностью как“потери” и “ приобретения”.
…Многообразиепоследствий встречи с Миром для Я и персоны * может быть сведено к двум основнымполюсам, которые представляют собой первичные оценки, первичные пра-содержания,предполагающие некие вполне конкретные содержания и определенный эмоциональныйвектор реагирования. Эти полюса субъективно воспринимаются как потери и приобретения . То и другое обнаруживается в разнообразнойнормальной и патологической феноменологии в виде более или менее отчетливыхоттенков, отражающих одну из сторон феномена. Оба названных полюса всегдавызывали огромный интерес исследователей, поскольку разводили между собой двакруга не только психологических, но и клинических проблем, включающих в себяогромное разнообразие эмоциональных проявлений и столь же разнообразныеповеденческие последствия. Полюс приобретений предполагает различные оттенкиэмоциональных состояний со знаком (+), такие как удовольствие, радость, любовь.В своеобразной форме он присутствует при всякого рода зависимостях ивключенностях (характеризуя некоторые из них, Л.Бинсвангер использовал понятие“одержимость”, или “охваченность”). Не менее многообразны и проявления полюсапотерь, обычно сопровождаемые знаком (–). Сюда можно отнести неуверенность,тревожность, страхи, депрессии, различные формы агрессии. Устанавливая подобноеразделение, необходимо отметить динамичность и сложность сочетаний, в которыхчасто выступают приобретения и потери, требуя при взгляде на них выбораопределенного угла зрения.
Несмотряна то, что дихотомия “приобретения-потери” привлекала внимание многихпредставителей экзистенциальной философии, психологии и психотерапии, доступныелитературные данные позволяют сделать вывод, что никто из авторов не пыталсярассмотреть ее как самостоятельнуюантропологическую проблему, имеющую существенное значение дляпсихотерапии. Как правило, указанные полюса рассматривались изолированно, вневзаимной связи с феноменологией друг друга. Этот вывод предопределил задачинастоящей работы.
Своевнимание мы сосредоточим на исследовании феномена приобретений и потерь исвязанной с ним особой формы Dasein *,наделенной собственными структурными гносеологическими и онтологическимихарактеристиками.
Вдальнейшем будут рассмотрены существующие представления обинтенционально-трансцендентной природе человека, где интересующая насфеноменология занимает свое особое место. Предметом внимания станутноодинамические и психодинамические аспекты феномена “экзистенциально нового”. Наконец, мыпопытаемся взглянуть на возникающие при встрече с “экзистенциально новым”приобретения и потери с точки зрения их символического значения. Будут выделеныприкладные аспекты антропологических данных и сформулированы, хотя бы в общихчертах, некоторые следствия для психотерапии.
*Баранников Александр Сергеевич –доктор медицинских наук, директормедицинского центра, преподаватель МПГУ, председатель секции экзистенциальнойпсихотерапии ППЛ, член совета директоров российско-австрийского Институтаэкзистенциально-аналитической психологии и психотерапии.
*Персона ( Person ) – та пра-основа, изкоторой “Я” черпает свою духовную силу (Лэнгле, 2001), то, что “Я” говорит вомне (Лэнгле, 2002).
*Понятие Dasein отражает единство человека имира. Это два аспекта одной целостности, которые не существуют друг без друга имогут быть поняты лишь посредством друг друга .
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.temenos.ru/