Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны имногообразны удобно ограничить изучение подобного поведения концептуальнымирамками, предложенных Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описатьна основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадаетбольшинство агрессивных действий (Табл.)
Также на основе критериев можно выделить такие виды агрессиикак враждебная (гневная) в случае, когда целью агрессора является причинениестраданий жертве, и инструментальная агрессия, характеризует случаи, когдаагрессоры совершают агрессивные действия, преследуя цели, не связанные спричинением вреда.
Таблица 1.1.
Категории агрессии по БассуТИП АГРЕССИИ ПРИМЕРЫ Физическая —активная—прямая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. Физическая—активная—непрямая Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. Физическая—пассивная—прямая Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). Физическая—пассивная—непрямая Вербальная—активная—прямая Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). Словесное оскорбление или унижение другого человека. Вербальная—активная—непрямая Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. Вербальная—пассивная—прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д. Вербальная—пассивная—непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
По вопросу о типах агрессии в психологии есть некоторая(Бандура, Зипотаки, Родж и Койн). Общим выводом из этого стало утверждение осуществовании двух различных видов агрессии, мотивированных различными целями.
Рисунок агрессивного поведения индивидуален у каждогочеловека, но существуют факторы, влияющие на характер, способы, выраженияагрессивности. К этим факторам относятся: по, возраст, образование,расово-этническая принадлежность, профессия, психофизиологические параметры,социальные и социокультурные аспекты. Рассмотрим некоторые из них болееподробно.
Пол: агрессивность является значительнойхарактеристикой различия мужчин и женщин. Это различие является в первуюочередь отражением поло-ролевых стереотипов. Хотя в последнее время эти рамкизначительно изменились, и женщина получила большую свободу, самоопределение, втом числе и в проявлениях агрессивности, лидирующие позиции занимает вербальнаяагрессия. Мужчины значительно чаще и сильнее проявляют физическую агрессию.
Возраст: наибольшая агрессивность наблюдается вподростковом и юношеском возрасте. Примерно к 25-30 этот показатель выходит назначительно более низкий, но стабильный уровень.
Образование: с повышением уровня образования идетпонижение уровня агрессивности.
Расово-этническая принадлежность: у различныхэтнических групп считаются приемлемыми очень различные формы, способы и степеньагрессивности.
Профессия: речь идет об особенностях деятельности,связанных с общением, его спецификой.
В случае затруднительной ситуации для человека, возможно будетнаблюдать неспецифическое поведение, в том числе и агрессивное, в зависимостиот состояния человека:
— мотивообразующее поведение;
— потеря контроля, но сохранение средства реализации мотива;
— утрата связи мотива и поведения;
— катастрофическое поведение
Социальные аспекты: экономический подъем может даже усилитьфрустрацию и повышать уровень насилия. Когда быстро развивающиеся нацииурбанизируются, когда растет грамотность, люди все больше начинают задумыватьсяо том, что такое настоящее материальное благосостояние. Однако, посколькуизобилие приходит далеко не вдруг, увеличивающийся разрыв между желаемым ивозможным усиливает фрустрацию. Поэтому даже если уменьшается депривация,фрустрация и политическая агрессия могут возрастать.
Социокультурные аспекты: в ходе социализации человекнаучается “вытаскивать” наружу свою агрессию. На собственном опыте и наблюдаяза другими, человек узнает, что агрессия часто вознаграждается. В различныхкультурах оценивание, принятие, разрешенность агрессии имеют различную степеньвыраженности. На это также влияет и экономическая ситуация в данной стране. Напервый план выступает инструментальная агрессия.
Биологические факторы: хотя склонность людей к агрессииможет и не квалифицироваться как инстинкт, агрессия все-таки обусловленабиологически:
— влияние нервной системы (нет четко локализованного центраагрессии в человеческом мозгу);
— генетические влияния (наследственность влияет начувственность нервной системы к возбудителям агрессии);
— биологические факторы (химический состав крови — влияет начувственность нервной системы к стимуляции агрессии, например, тестостерон — мужскойполовой гормон, алкоголь и т.д.);
-случаи: боль, жара, атакующее поведение, теснота,возбуждение. В этих случаях реакции как правило носят форму враждебнойагрессии.
/>
Рис. Элементы враждебной агрессии.
— телевидение — (просмотр передач, включающих сценынасилия и агрессии возможно являются одной из причин роста агрессивности,снижает восприимчивость к агрессии и искажает представление о реальности) — групповые влияния — благодаря социальному “заражению”, в группах агрессивныетенденции усиливаются большей частью потому, что группы вообще склонныполяризировать тенденции. Становления агрессивного поведения — сложный имногогранный процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивностьповедения определяется влиянием семьи, сверстников, средств массовойинформации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкрепленийтак же как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, настановление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близостьмежду родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями исестрами, стиль семейного руководства. Ребенок получает сведения об агрессиитакже из общения со сверстниками, наблюдая за агрессивным поведением другихдетей. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые самистановятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Додж и егоколлеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегаютк агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Основной ее **: способкогнитивной обработки социальных признаков ситуации влияет на стиль поведения.Модель описывает следующие пять шагов: 1) расшифровку социальных признаков; 2)интерпретация социальных признаков; 3) выбор возможной реакции; 4) оцениваниепредполагаемой реакции; 5) осуществление выбранной реакции. По сути дела,моделью предусматривается, что агрессивное поведение есть следствие плохогоразвития социально-когнитивных навыков. В литературе на тему стабильностиагрессивных реакций во времени считается, что поведение в детстве позволяетдовольно надежно предсказать поведение в зрелые годы. Если человек в детствеоценивавшийся как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего будет оцениватьсятак же. Индивидуальные детерминанты: под этим термином подразумеваютсяпредпосылки для возникновения и развития агрессии, сосредоточенные в основном вустойчивых чертах характера и наклонностей потенциальных агрессоров. Хотя“здравый смысл” предполагает наличие прочной прямой связи между различнымичертами личности и агрессией, на самом деле такую взаимосвязь достаточно труднопродемонстрировать. Во многих случаях ситуационные факторы оказывают наагрессию большее воздействие, нежели различные черты личности. В качествепримера можно привести поведение личности в ситуации жесткой конкуренции,соперничества Такие условия как благоприятные для себя, расценивают далеко невсе. Более агрессивные люди ярче демонстрируют в данных условиях доминантность,наступательность, агрессивность, более стремятся к лидерству, пассивны воказании помощи, активны в отстаивании своих интересов. Агрессивные люди болееориентированы на ситуации, в которых можно реализовать свои амбиции. Такиеличности более склонны к инструментальной агрессивности. От такого поведенияличность получает выгоду в виде денег, престижа, статуса. Инструментальнуюагрессию можно охарактеризовать следующими признаками: 1) мнимое признание ееобществом; 2) отсутствие на социальном уровне при действиях на личностном; 3)побудителем являются псевдонормы.
В последнее время были выделены и другие личностные черты,имеющие отношение к агрессивности у нормальных индивидов: 1) тревога о то, чтоскажут другие, может послужить сильным сдерживающим фактором агрессии, покрайней мере, когда сильные ситуационные факторы не в состоянии помешатьподобной сдержанности; 2) склонность приписывать недоброжелательность и дурныенамерения другим лицам, даже если этого нет на самом деле, является важнойчертой, которая может привести индивидов к более частым, чем обычно,агрессивным столкновениям с другими; 3) уверенность индивидов в своейспособности влиять на собственную судьбу влияет на возможные проявленияагрессии; 4) связь между стыдом и агрессией может напрямую зависеть от степенинеодобрения своего собственного “я”. Личностные факторы начинают играть ведущуюроль в ситуациях, смоделированных самими людьми, нежели в ситуациях, имнавязанных. В целом личностные факторы играют важную роль во многих моделяхповедения, в число которых входит агрессия.
Система ценностей и агрессия: в целом имеющиеся данные наводятна мысль о том, что ценности и внутренние стандарты, имеющие отношение кагрессии, зачастую могут влиять на актуализацию подобного поведения. Такоевоздействие скорее всего будет иметь место в том случае, когда индивиды реальносчитаются со своими ценностями — при условии наличия высокого уровнясамосознания
/>
Рис. Повышенное самоосознание усиливает агрессию, если
индивиды одобряют или оправдывают подобное поведе-
ние. Однако повышенное самоосознание уменьшает
агрессию, когда индивиды не одобряют подобное
поведение или находят его неприемлемым
(Carver, 1975; Carver &Sheier, 1981)
Агрессия как ценность тоже может иметь свой вес в случаяхиспользует ее для повышения самооценки, и своей оценки окружающими, самозащиты,в каких-то случаях агрессия, ее выражения могут носить и конструктивныйхарактер. К сожалению люди не умеют использовать агрессию только вконструктивных целях, наоборот, имеет место значительное повышение уровняагрессивности, поэтому остро стоит проблема превентивных мер и управленияагрессией. К ним относятся: наказание за агрессивные действия, разрядканапряженности, демонстрация моделей агрессивного поведения, когнетивные методыконтроля, тренинг социальных умений, эмпатия, юмор, смех, эротика и др. Врамках различных теоретических подходов выделяются различные способы разрешенияи коррекции агрессивного поведение.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru