Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Сущность, функция и структура эзотерической психологии

Обычныйчеловек осознает себя как индивидуальное существо («я»), пребывающеев мире («не-я») и взаимодействующее с ним («я» « «не-я»). Для него это несомненный, тривиальныйонтологический и гносеологический факт, который он и переживает как таковой.Соответственно, его психология – как познавательная, так и преобразовательная –это психология индивидуального существа. Именно такова обычная, житейскаяпсихология. Современная психологическая наука – это в основе своейразновидность житейской психологии, специализирующейся на познавании сущностипсихического.
Вместес тем имеет место и менее тривиальный онтологический факт, заключающийся в том,что человек и мир, психическое и физическое, сознательное и бессознательное,«я» и «не-я» представляют собой целостность. Физическичеловек слит с миром. Психическое есть также свойство целостности. Взаимодействиечеловека с миром есть частный случай целостности человека и мира.
Однакопсихологически человек находится в состоянии отчуждения от целого. Здесь мы небудем останавливаться на причинах создавшегося положения. Скажем только, чтопсихическая расщепленность на «я» и «не-я»(«шизопсихия») может быть преодолена и человек может пережитьцелостность. Онтологический факт может стать психологическим.
Фактцелостности человека и мира был открыт древними мудрецами и популяризированоснователями религий. Они пережили целостность и зафиксировали ее в видезнания. С тех пор этот психологический факт стал гносеологическим. Этацелостность в религиях получила различные названия: в христианстве«бог», в индуизме «брахмо», в буддизме «шунья», вдаосизме «дао» и т.д. Она была мифологизирована, а в некоторыхслучаях и персонифицирована, и превратилась в предмет веры. В религиях такжелейтмотивом звучит мысль об отпадении человека от целого, а эзотерическая цельрелигий заключается в восстановлении целостности.
Знаниео целостности человека и мира было и остается непонятным большинству людей, неимевших осознанного переживания целостности; оно остается непонятным в томчисле и верующим. По этой причине оно было названо тайным(«оккультным»), внутренним («эзотерическим»), доступным узкомукругу так называемых посвященных.
Внастоящее время научная психология подошла вплотную к открытию и теоретическомуизображению психического аспекта целостности человека и мира, и не исключено,что в будущем людям представится возможность понимать целостность чистоумозрительно, без ее переживания. В этом случае эзотерическое знание станетэкзотерическим, общедоступным.
Нокак бы ни развивалось знание о целостности, оно ни в коей мере не можетзаменить непосредственного переживания целостности. Поэтому наряду спознавательной психологией существовала и существует разновидностьпреобразовательной 61 психологии, функцией которой является нетеоретизирование, а указание путей к достижению переживания целостности. Этофункция так называемой эзотерической психологии. В ней есть и теоретическиевыкладки, однако они имеют прикладное, даже условное значение.
Целостностьчеловека и мира не тождественна ни сумме человека и мира, ни взаимодействиючеловека и мира, – она есть нечто большее, а точнее иное. Взаимодействиечеловека и мира представляет собой актуальный (проявленный) аспект ихцелостности; существует также и виртуальный (непроявленный) аспект. Этотпоследний аспект бесструктурен, о нем можно сказать, что он представляет собойполе возможностей. Прагматический смысл переживания целостности состоит в том,что этим самым возрастает способность человека трансформировать возможное вдействительное.
Переживаниецелостности, фиксируемое в эзотерической традиции формулой «ТЫ – ТО»,достигается вследствие освобождения психики от переживания частностей,фиксируемых формулой «НЕ ТО». Поэтому движение к переживаниюцелостности можно представить в виде развития способности произвольноосвобождать психику от переживания так называемых внутренних и внешнихпроцессов или, условно говоря, в виде освобождения от себя и от мира, от«я» и «не-я». В эзотерической психологии есть тринаправления преобразования психики: мистика, магия и йога. Они образуютструктуру эзотерической психологии.
Освобождениечеловека от переживания внутренних процессов составляет суть мистики.Освобождение от переживания внешних процессов составляет суть магии.Освобождение от того и другого составляет суть йоги. Условно говоря, длямистика внутренний мир имеет нулевое значение, для мага нулевое значение имеетвнешний мир, для йогина – и внутренний и внешний, и в этом смысле для неговнутреннее и внешнее тождественны.
Отсутствиепереживания внешних или внутренних процессов не означает отсутствия ихвосприятия или интроспекции, а также торможения или остановки деятельностидвигательной и интеллектуальной функции. То есть речь идет не о трансовыхсостояниях. В то же время будучи в сознании, человек принципиально не способенвообще освободиться от переживания. («Скажи мне, что ты переживаешь, и яскажу, кто ты».) Поэтому освобождение от переживания всей совокупностивоспринимаемых и рефлексируемых процессов («частностей») присохранении сознания приводит к переживанию целостности. Что касается транса, тотехнология его достижения иная: освобождение от восприятия и рефлексии присохранении сознания.
Мистикахарактеризуется принципом пассивности («тамас») и методом созерцания,нижним уровнем которого является медитация. Магия – принципом активности(«раджас») и методом трансмутации, нижним уровнем которого являетсяоперация. Йога – принципом нейтральности («саттва») и методоминтеграции, нижним уровнем которого является гармонизация.
Мистика,магия и йога являются необходимыми компонентами пути к переживанию целостности(«закон трех»). Ограничиться мистикой – значит завязнуть в фатализме,стать рабом мира. Ограничиться магией – значит завязнуть в волюнтаризме, статьтираном мира. Что касается йоги, то она невозможна без мистических и магическихдостижений, ибо тогда нечего интегрировать в смысле взаимодополняющегоэзотерического опыта, а значит нет и йоги. Как говорят оккультисты, йога – это«и мистика, и магия», и в то же время «ни мистика, нимагия». Уравновешивание и интеграция бинера мистики и магии иесть йога («пятый аркан»). Йога может также пониматься какосвобождение от мистики и магии и выход на более широкий масштаб интеграции(«метатерический») целостного и индивидуального психического опыта.
Достаточноразвитые мистические и магические учения имеют выраженный интегральныйхарактер. Так, в развитой мистике имплицитно, в скрытой форме присутствуютмагические и йогический компоненты. Для йоги интеграция, так сказать,аутентична. В связи с этим развитые йогические учения характеризуютсяинтеграцией эзотерической и житейской психологии («Йога есть осознаннаяжизнь, а жизнь есть неосознанная йога».).
Список литературы
А.В.Чистяков(Владимирский). Сущность, функция и структура эзотерической психологии


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2. Код модуля: фс 6 05 25 Тип модуля
Реферат Характеристика журнала People
Реферат Положительная обратная связь в макроэволюции
Реферат Валютные риски и методы их покрытия
Реферат Аправлен на приобщение детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, к культуре русского народа на примере подготовки и проведения праздника Масленица
Реферат Інтегрований курс "Основи здоров’я" передбачає формування мотивації щодо здорового способу життя учнівської молоді. Мета І завдання інтегрованого курсу "Основи здоров’я"
Реферат Pericles Essay Research Paper Ancient Greece had
Реферат Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной
Реферат Thomas Jefferson Building A Bridge To The
Реферат Англо-иракские договоры
Реферат Федеральное казначейство, его функции. Права и обязанности налоговых органов
Реферат Проблема загрязнения атмосферы и ее разрешение
Реферат Music In Stress Reduction Essay Research Paper
Реферат Имущественное налогообложение
Реферат Бесіда як форма організації позакласної виховної роботи з молодшими школярами