Т. Н. Сапожникова
Вусловиях модернизации деятельности государственных педагогических университетоввозникла и начала обсуждаться новая система ценностей и целей образования,основанная на идеях личностно-ориентированной педагогики. Такая смена акцентовпредусматривает рассмотрение студента не как объекта, получающего знания иприобретающего систему умений и навыков, а как самоценного субъектапрофессиональной подготовки, способного к самосовершенствованию с учетом личныхмотивов, интересов, способностей и личностных смыслов.
Результатыпрактической деятельности, а также целевые психолого-педагогические исследованиясвидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда естьрезультат осознанного взаимодействия обучаемого с конкретной социальной средой,в ходе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностныекачества, которые обеспечивают успех в учебной, профессиональной деятельности ив жизни вообще. Следовательно, профессиональное самосовершенствование студентовпедагогического университета можно рассматривать как сознательный, целенаправленныйпроцесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развитияпрофессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями,условиями профессионально-педагогической деятельности и личной программойразвития.
Истокамирассматриваемого феномена являются требования общества и профессии к личностисовременного учителя, причем они должны быть несколько выше наличных возможностейконкретного студента. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованиюв виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности человека,результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развитиясобственной личности.
Следующейважной предпосылкой, обуславливающей начало профессионального самосовершенствования,является отношение самого обучаемого к предъявляемым требованиям. Закономерно,что при безразличном отношении к ним никакой речи о развитии собственнойличности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требованийстудент будет испытывать потребность в самосовершенствовании.
Потребностьнаходит свой предмет в образе «Я – идеальное профессиональное» и становитсямотивом в работе над собой. Следовательно, если источник профессиональногосамосовершенствования студентов находится в социальном окружении, то движущиесилы этого процесса следует искать внутри личности. «Человек как личность, — подчеркнул М.И. Рожков, — всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный,индивидуальный путь, определяет смысл своей жизни и её траекторию».
Такимобразом, современное высшее педагогическое образование приобретает смысл и значениелишь через призму самоценности жизни, взятой вне всякой связи с утилитарно понимаемойпользой. Оно связано со становлением личности, и в этом его высшая ценность.
Притакой организации учебного процесса мастерство преподавателя вуза заключается втом, чтобы общественно значимое (предусмотренное государственнымобразовательным стандартом) преобразовать в личностно значимое; вцеленаправленном побуждении будущих учителей к активной работе над собой, ввыработке у них соответствующих Ярославский педагогический вестник. 2003. No 1(34) 2 мотивационных установок на самовоспитание и самообразование, в созданиидля этого соответствующих условий.
Руководствопроцессом самосовершенствования студентов будет более эффективным, еслирассматривать его как сложную функциональную систему, имеющую свою логику развитияи относительно самостоятельные этапы протекания. Структурно процесс самосовершенствованиясостоит из четырех основных логических взаимосвязанных этапов: — Самосознание ипринятие решения на самосовершенствование.
— Планирование и выработка программы самосовершенствования.
— Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работенад собой.
— Самоконтроль и самокоррекция этой деятельности.
Началомбольшой и кропотливой работы студента по самосовершенствованию выступает этапсамопознания. Оно представляет собой сложный процесс определения человеком своихспособностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности.
Методическиправильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям: — Самопознание себя в системе социально-педагогических отношений, в условиях учебно-профессиональнойдеятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность.
— Самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляетсяпутем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатовдеятельности, критического анализа высказываний в свой адрес, самопроверки себяв конкретных условиях деятельности; самооценка, вырабатываемая на основе сопоставленияимеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявляемыми требования.
— Адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое отношениеспециалиста к своим достижениям и недостаткам.
Наоснове самопознания и самооценки у студентов начинает вырабатываться решение заниматьсясамосовершенствованием. Процесс принятия такого решения происходит, как правило,при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности.По существу, именно на данном этапе создается своеобразная модель работы надсобой. Здесь важно волевым путем преодолеть самообольщение, а порой и определеннуюрастерянность перед вновь встающими сложными задачами.
Решениео самосовершенствовании конкретизируется на этапе планирования.
Планированиесамосовершенствования – процесс многозначный, помогающий организовать иупорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задачсамосовершенствования; с разработкой программы личного развития; с определениеморганизующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработкаличных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач вработе над собой).
Эффективностьсамосовершенствования студентов значительно возрастет, если они приложатдостаточные усилия и на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность их деятельностина данном этапе заключается в том, что они контролируют работу над собой,постоянно держат ее в поле своего сознания и на этой основе своевременно устанавливаютили предотвращают возможные отклонения реализованной программы самосовершенствованияот заданной, планируемой, вносят соответствующие коррективы в план дальнейшейработы. С этой целью преподаватели педагогического университета могутрекомендовать своим воспитанникам вести дневники, составлять планы, расписания,в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой.Таким образом, самосовершенствование можно рассматривать как производную взаимодействияв определенный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов(факторов социального окружения), приводящую к возникновению положительногопотенциала развития будущих учителей.
Наставникдолжен помнить и о том, что самосовершенствование предполагает не простое приспособлениек внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессепрофессиональной подготовки. Именно на эту особенность обращает внимание известныйпольский педагог В. Оконь, вычленяя в любой деятельности адаптивную и творческуюстороны. Адаптация, по его мнению, позволяет человеку ознакомиться и ассимилироватьимеющиеся уже наработанные знания, умения и навыки из арсенала своей будущейпрофессии, а самостоятельная творческая деятельность дает ему возможностьразвивать собственные силы путем выхода за рамки сложившихся стереотипов и наоснове этого «двинуть себя вперед». Именно творческая сторона деятельностиявляется определяющей в процессе самосовершенствования. Поэтому на аудиторныхзанятиях необходимо использовать активные формы, методы и педагогическиесредства, раскрывающие и формирующие творческий потенциал личности будущегопедагога, стимулирующие систематическую и целенаправленную работу над собой.
Целесообразновыделить следующие направления эффективного влияния на процесс развития мотивовпрофессионального самосовершенствования: — Формирование положительныхмотивационных установок на профессиональное самосовершенствование.
— Формирование прочных знаний, умений и навыков в работе по профессиональному самосовершенствованию.
— Актуализация потребностей профессионального самосовершенствования у студентов впроцессе организации их познавательной деятельности.
Цельпервого направления – сформировать предварительную потенциальную готовность студентак положительному восприятию учебно-профессиона-льной деятельности, стремление,интерес и желание при первом же удобном случае проявить себя в ней. Для осуществленияпоставленной цели преподаватель может использовать такие дидактические приемы,как предоставление высокой степени самостоятельности и свободы для проявленияинициативы и творчества, при одновременном контроле и оценке результатов;введение элементов состязательности, здоровой конкуренции в учебном процессе;организация пропаганды опыта самосовершенствования лучших студентов; периодическоеобсуждение вопросов профессионально-педагогического самосовершенствования налекциях, семинарских занятиях, индивидуальных беседах и консультациях.
Следуетотметить, что в интересах оптимизации процесса профессионального самосовершенствованияконкретного студента необходимо сравнивать не с другими, а с ним самим, егопрежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в решение техили иных учебно-профессиональных и познавательных задач.
Следующимнаправлением эффективного влияния на процесс развития мотивации профессиональногосамосовершенствования является формирование у студентов культуры учебноготруда.
Преподавателипедагогики на специальном курсе «Введение в педагогическую деятельность»обязаны познакомить их с правилами и технологиями поиска и обработки информации,мыслительными и мнемическими приемами, с основными методами научногоисследования и т. п.
Третьенаправление — актуализация потребностей профессионального самосовершенствованияу студентов в процессе организации их познавательной деятельности — предусматривает целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования,при которых студенты будут постоянно сталкиваться с Ярославский педагогическийвестник. 2003. No 1 (34) 4 необходимостью активно применять и расширять своизнания, умения и навыки, попадать в условия, требующие от них проявленияформируемых профессионально-значимых качеств.
Профессионально-педагогическоесамосовершенствование студентов осуществляется в двух взаимосвязанных формах,самовоспитания и самообразования, взаимодополняющих друг друга, оказывающихвзаимное влияние на характер работы человека над собой.
Самовоспитаниевыступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическомуформированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качествличности. Основным же содержанием самообразования является обновление исовершенствование имеющихся у студента знаний, умений и навыков с цельюдостижения желаемого уровня профессиональной компетентности.
Всвязи с этим при выборе педагогических условий управления процессом профессиональногосамосовершенствования студентов в процессе обучения в педагогическом вузенеобходимо учитывать следующие закономерности: — Студент способен кпродуктивному профессиональному росту там и тогда, где и когда емупредоставляется возможность для творческого развития, в процессе которого строитсяопыт достижения, осуществляется осмысление приобретаемых знаний, умений инавыков, ведущих к самостоятельному выбору новых целей и задач. Иначе говоря,успешное развитие творческого потенциала предполагает построение хорошо рефлексируемогоопыта.
— Развитие творческого потенциала (и в целом профессионализация) может быть продуктивнымтолько при наличии взаимосвязи между его содержанием и способами, с однойстороны, и смыслами, целями человека – с другой.
Важнымприемом стимулирования профессионального роста являются и педагогические требования,способствующие выработке положительной мотивации.
Личностнаязначимость процесса профессиональной подготовки прежде всего должна распространятьсяна самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, на которуюсориентированы основные формы и методы обучения в педагогическом вузе.
Самостоятельностьявляется наиболее существенным признаком человека и как личности, и каксубъекта деятельности. В этом смысле она может быть понята и как свойство личности,и как способность, и как показатель активности человека, и как критерий его зрелостив той или иной области социальной практики.
Традиционносамостоятельная работа как вид учебной деятельности рассматривается в качествецеленаправленной, активной, свободной деятельности студентов, самостоятельноими организуемой в силу индивидуальных внутренних познавательных мотивов внаиболее удобное, с их точки зрения, время, самоконтролируемой и рефлексируемой.
Приорганизации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель должен познакомитьстудентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускниковпедагогического вуза и объяснить им, каким образом весь учебный процесс и каждаяотдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностныхкачеств специалиста, входящих в эту характеристику. Поскольку самостоятельнаяработа – важнейшая форма организации учебного процесса, следует акцентироватьвнимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование такихпараметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозироватьситуацию и активно влиять на нее. Это необходимо для того, чтобы студентывидели положительные результаты своего труда и переживаемый ими успех в обученииспособствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный.Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованностьпреподавателей в успехе студентов. Первостепенное значение имеет и сознательностьв обучении, которую обеспечивают следующие характеристики: — методологическаяосмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы; — сложностьзнаний, соответствующая зоне ближайшего развития студентов, то есть посильностьвыполнения; — последовательность подачи материала с учетом логики предмета ипсихологии усвоения; — дозировка материала для самостоятельной работы,соответствующая учебным возможностям студентов; — деятельностная ориентациясамостоятельной работы.
Приорганизации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель вуза можетиспользовать разнообразные приемы развития мотивации профессионального самосовершенствования:- обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнениядля выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивныхзнаний, необходимых для самоанализа и самооценки; — убедительная демонстрациянеобходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебнойи профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях иучебных пособиях; — проблемное изложение материала, воспроизводящее типичныеспособы реальных рассуждений, используемых в науке; — применение операционныхформулировок законов и определений с целью установления однозначной связитеории с практикой; — применение методов активного обучения (анализпедагогических ситуаций, дискуссий, тренинги, деловые игры и др.); — выдачастудентам методических указаний, содержащих подробный алгоритм выполненияработы, разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы,сочетающих теоретический материал, задачи для решения и методические указания; — рейтинговый метод контроля и результатов самостоятельной познавательной деятельности;- присвоение статуса «студент-консультант» наиболее продвинутым и способным студентами др.
Такимобразом, самостоятельная работа формирует не только совокупность умений и навыков,но и профессионально важные качества современного педагога высшей квалификации.
Мыпредлагаем один из вариантов методики организации самостоятельной познавательнойдеятельности студентов, которая была апробирована на факультетах физическойкультуры, филологии, психологии при изучении педагогики.
Весьучебный материал мы разделили на учебные модули согласно утверждённой программе.По каждому из них разработали вариативные задания для самостоятельной познавательнойдеятельности трёх уровней: репродуктивные, частично – поисковые (проблемные) итворческие (включающие проведение микроисследований и рефлексии).
Кзаданиям репродуктивного характера, направленным на точное воспроизведение теоретическогоматериала, мы отнесли самостоятельную работу с текстами учебных пособий,статей, монографий, составление фактических и фактологических таблиц, схем и прочее.
Заданиячастично – поискового, проблемного характера были призваны будить мысль, подталкиватьк собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.
Какправило, здесь предлагалось обсудить наиболее острые проблемы современной Ярославскийпедагогический вестник. 2003. No 1 (34) 6 педагогики и образования. Каждыйстудент имел возможность выдвигать разнообразные гипотезы и доказывать их.(Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, дляинтеллектуального развития и профессиональной подготовки, на наш взгляд, дастгораздо больше, чем чужие готовые взятые без труда выводы).
Заданиятретьего уровня носили практический, творческий, исследовательский характер.
«Идеимирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни», — заключил на склонелет Шиллер. Вот почему мы побуждали студентов к практическому применению теории.Попытки разобраться в конкретных педагогических ситуациях, самостоятельно смоделироватьих на основе педагогической цели и провести микроисследование и рефлексию собственногоопыта и себя в профессии – логическое завершение познавательного акта, вершинапрофессионального образования.
Вначале семестра между преподавателем и студентами был заключён договор о том,что задания первого уровня выполняются всеми обязательно, так как, во-первых,они соответствуют требованиям ГОСТа по предмету, во-вторых, без их усвоенияневозможно выполнение всех остальных. Далее студенты выбирали задания второгоили третьего уровней, их количество, способ выполнения, срок и формуотчетности, могли предложить свою проблемную задачу, связанную с изучаемымматериалом, и решить ее. Гибкость управления самостоятельной работой студентовстала отдельной методической проблемой.
Вовремя проведения аудиторных занятий мы старались использовать разнообразные активныеформы обучения, способствующие формированию профессионально- педагогическойнаправленности, навыков учебной, творческой, исследовательской деятельности,что обусловливало повышение уровней когнитивной и профессиональной культуры.Особое внимание уделяли формированию положительных мотивационных установок напрофессиональное самосовершенствование, прочных знаний, умений и навыков вработе над собой, актуализировали потребности профессионального самосовершенствованияв процессе изучения педагогики как предмета.
Длястимулирования познавательной активности и объективной оценки её качества мы ввеликоэффициент сложности, соответствующий трудности выполняемых заданий 1, 2 и 3.На данный коэффициент умножали поставленную отметку. Таким образом, сложилась 15-балльнаясистема оценки. По каждой теме студент выполнял разное количество заданийлюбого типа, соответственно получал разное количество баллов. В конце семестравыставлялся средний балл успеваемости путем нахождения среднеарифметического,значительно влияющий на итоговую отметку по предмету.
Такимобразом, вся самостоятельная познавательная деятельность своим содержанием, организацией,методикой обеспечивала индивидуализацию получения и применения знаний,осознавалась студентом как свободная по выбору и мотивированная деятельность, предполагающаяосознание цели предстоящей работы, принятие учебной задачи, придание ейличностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и формзанятости, самоорганизацию, самоконтроль и прочее (терминология А.Н. Леонтьева).
Использованнаяметодика организации самостоятельной работы студентов, на наш взгляд, позволилакаждому из них выбрать индивидуальную траекторию изучения учебной дисциплины, атакже способ получения профессионального образования в целом, нести ответственностьперед собой за качество приобретенных знаний, умений и навыков.
Практическийопыт позволяет утверждать, что одним из основных путей руководства самосовершенствованиембудущих педагогов является целенаправленное моделирование и развитие ситуацийдля самостоятельной познавательной деятельности, при которых студенты постоянносталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания,умения и навыки, становятся в условия, требующие от них проявленияпрофессионально важных качеств.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru