Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Стереотипы социального восприятия

Татьяна Владимировна Барлас, кандидат психологическихнаук, старший преподаватель Московского психологического университета.
Тема данной публикации — стереотипы в восприятиичеловека человеком, то есть устойчивые мнения о личностных качествах групплюдей, определяющие отношение к ним и поведение при взаимодействии спредставителями этих групп. Примерами стереотипов являются суждения вроде«женщины более эмоциональны, чем мужчины» или «англичанесдержанны и чопорны».
Психологическая предпосылка формирования стереотиповсостоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуястереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Поэтому использованиестереотипов — целесообразная стратегия социального познания. Проблемы возникаюттогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными.
Стереотипы могут действовать как на сознательном, таки на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению кнациональным и расовым меньшинствам, как правило, являются социальнонеодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций невыражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе. Допустим, аргументируявыбор в пользу претендента на важную должность представителя своейнациональности против человека другой национальности, сделавшие этот выбор,возможно, будут искренне протестовать против того, что расовые предпочтениясыграли решающую роль. Сути выбора это не изменит. Приведем примеры аналогичныхэкспериментов, продемонстрировавших роль стереотипов пола.
Испытуемым предъявлялись фотографии «группы,работающей над исследовательским проектом», и просили предположить, кто изучастников внес наибольший вклад в работу. В однополых группах чаще выбиралитого, кто сидел во главе стола; то же самое происходило и в смешанных группах,где во главе стола сидел мужчина. Однако в группе из трех женщин и двух мужчин,где во главе стола сидела женщина, каждого из мужчин выбирали втрое чаще, чемвсех женщин вместе взятых.
Большая часть стереотипов — это стереотипы пола,возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примерышироко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействиясущественны также стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик —умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном набессознательном уровне, служит стереотип «красивый — значит,хороший». Выражается он в том, что внешне более привлекательным людямприписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным —пороки и недостатки. Действие этого стереотипа отмечается уже с четырехлетнеговозраста.
Феномен внутригрупповой пристрастности также можноусловно отнести к стереотипам. Выражается он в более высокой оценке членовгруппы, к которой принадлежим мы сами, и более низкой — членов других групп.Понятие «группа» в данном случае может варьироваться в очень широкомдиапазоне — от жильцов одного дома до жителей одной страны. Действенностьданного стереотипа выражена даже тогда, когда принадлежность к той или инойгруппе определяется случайными факторами (школьный класс, болельщики однойкоманды).
Что определяет формирование того или иного стереотипа?Безусловно, в их основе лежат реально существующие различия между женщинами имужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию оних мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средствмассовой информации. Однако как мы сами, так и другие источники информации,которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающихфеноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия).Некоторые из этих феноменов имеют самое непосредственное отношение кформированию стереотипов; к их рассмотрению мы и переходим.
Чрезмерная обобщенность стереотипов приводит к тому,что реально существующие небольшие различия очень сильно преувеличиваются.Оценивая людей, мы склонны преувеличивать сходство внутри группы и различиямежду группами. Так, по данным одного исследования, мужчины оказалисьнезначительно более уверенными и доминантными, а женщины — нежными и склоннымик состраданию. Однако в стереотипах мужчины и женщины эти характеристикиразличались примерно вдвое.
Влияние единичной яркой информации на формированиестереотипов гораздо больше, чем влияние информации более обширной и точной, номалоэмоциональной. Так, описание кровавого преступления, совершенного лицомнациональности Х, будет способствовать формированию соответствующего стереотипав большей степени, чем статистическая таблица, из которой ясно, что наибольшийпроцент преступлений совершают лица национальности Y. Примерно такое жевоздействие, как единичная яркая информация, оказывает единичная информация,полученная лично, от друзей и знакомых. Таким образом, мы с легкостью обобщаемединичные факты до закономерности и с гораздо большим трудом применяем общиезакономерности к конкретным людям.
Устойчивость стереотипов обеспечивается, в частности,тем, что информация, соответствующая стереотипу, способствует его упрочению, апротиворечащая — игнорируется. Более того, в одной и той же информации можнонайти подтверждение противоположным стереотипам.
Группа студентов смотрела видеозапись беседы сдевочкой, в ходе которой та отвечала на вопросы теста способностей. Однойгруппе было сказано, что девочка — дочь родителей из низших слоев общества,проживающая в бедном квартале, другой — что это дочь интеллигентов изреспектабельного пригорода. Первая группа оценила способности девочки нижесреднего уровня и вспомнила, что она не ответила почти на половину вопросовтеста. Вторая группа оценила уровень способностей девочки как высокий,вспомнив, что на большинство вопросов она ответила правильно.
Устойчивость стереотипов выражается в том, чтоединичные противоречащие им примеры могут сосуществовать со стереотипом,например, «все лица национальности Х — жулики и пройдохи, но к моемусоседу, хоть он и той же национальности, это отношения не имеет». Если жепримеров, противоречащих стереотипу, достаточно много, они могут быть выделеныв отдельную группу, для которой будет создан свой стереотип, например,стереотип феминистки, существенно отличающийся от стереотипа просто женщины.
Как стереотипы влияют на поведение и психику? Помимоочевидных социальных последствий, стереотипы оказывают воздействие и на тех,кто оказывается их объектом. Один из главных механизмов воздействия стереотипов— феномен самоисполняющегося пророчества, основанный на том, что стереотипыменяют поведение тех, кто их разделяет, в свою очередь воздействующее наповедение их партнеров по общению в сторону соответствия стереотипу.
Белые американские испытуемые разыгрывали ситуациюсобеседования при приеме на работу. Их поведение существенно различалось взависимости от расы «претендента на должность»: если им былчернокожий, интервьюеры садились на большем расстоянии от него, реже смотрелиему в глаза, заканчивали беседу быстрее и делали больше ошибок в речи. Вследующем эксперименте специально тренированные имитаторы опрашивали«претендентов» (только белых) таким образом, чтобы это походило наинтервьюирование белых и чернокожих. Те, кого интервьюировали в той же манере,что и чернокожих, выглядели более нервными и менее собранными, чаще сбивались ипутались, были меньше удовлетворены тем впечатлением, которое они произвели наинтервьюера.
Стереотипы часто определяют атрибуцию поведения,объяснение его причин теми или иными факторами. Так, стереотип «старыелюди дряхлеют и много болеют» приводит к тому, что основной причинойболезней и немощей престарелых людей как они сами, так и окружающие считаютименно возраст, в то время как таковой может являться, например, изменениеобраза жизни в связи с выходом на пенсию или переживания в связи со смертьюблизкого человека.
Если индивид разделяет стереотип, соответствующий егополу, возрасту, профессии и пр., то он не может не влиять на его я-концепцию исамооценку, которые, в свою очередь, определяют поведение, интерпретациюсобытий и т.д.
В эксперименте был продемонстрирован феномен,названный «уязвимость стереотипом». Студентам с одинаковымиспособностями давали контрольную работу. Перед ее началом им говорили одно издвух: 1) мужчины и женщины обычно показывают одинаковые результаты; 2) женщиныобычно уступают мужчинам. В обоих случаях результаты подтверждали«стереотип»: в первой ситуации и женщины и мужчины набирали в среднемоколо 15 баллов по 100-балльной шкале, во второй женщины набирали в среднем по5 баллов, мужчины — по 25.
В заключение необходимо отметить случаи, когдастереотипы «не работают». Такое случается прежде всего в ситуациитесного и длительного общения, когда люди взаимодействуют не с представителемсвоего пола или национальности, а с конкретным человеком, причем, как ужеотмечалось, позитивное отношение к человеку может сосуществовать с негативнымстереотипом по отношению с социальной группе, которую он представляет. Однакоиногда сознательно декларируемые стереотипы «не срабатывают» и вситуации поверхностного контакта, о чем свидетельствует результат широкоизвестного исследования, названного «Парадокс Ла-Пьера».
В 1934 году на пике антиазиатских настроений в СШАпсихолог Ла-Пьер обратился с письменным запросом в 251 ресторан и отель:«Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?». Ответило128 заведений, 92% ответов были отрицательными и лишь 1% — полностьюположительным. Но до этого Ла-Пьер вместе с парой своих студентов-китайцев ужеобъехали все эти заведения и всюду, кроме единственного случая, встретилирадушный прием.
Приведенный пример неслучайно имеет четкую«привязку» во времени и пространстве. Несмотря на то, что стереотипыподразумевают «сопротивляемость изменениям», они в целом достаточночувствительны к социальным условиям той среды, в которой возникают. Поэтомуесли меняется среда, то и стереотипы меняются. Для примера достаточно вспомнитьмногочисленные метаморфозы, которые претерпели за последние годы стереотипы«коммуниста» и «демократа». Поэтому стереотипы однойкультуры (а большинство приведенных в этом разделе данных были получены вкультурах США и Западной Европы) могут не подтвердиться в условиях другойкультуры (например, российской).
Списоклитературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность международного маркетинга Международное маркетинговое исследование
Реферат Мультимедийные технологии и реклама
Реферат Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста
Реферат Расчетно-пояснительная записка по расчету винтового конвейера
Реферат The concept Love: the peculiarities of its usage
Реферат Бизнес-план предприятия, процедура разработки и характеристика системы показателей
Реферат Clerks Founder Of Slacker Comedy Essay Research
Реферат 1 июля 205 лет со дня рождения Ж. Санд (1804-1876), французской писательницы
Реферат Управление конфликтами, изменениями и стрессами
Реферат Analysis Of The Astronomer
Реферат Генрих Ибсен
Реферат Управление оборотными активами организации на примере ЗАО "Пищекомбинат"
Реферат Инвестиционная деятельность предприятия отрасли
Реферат А, а также связанные с этим сервисы, частично или полностью через пакетные сети на основе протокола ip (Internet Protocol протокол межсетевого взаимодействия)
Реферат Державна Податкова Адміністрація України її сутність та структура