Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Становление самосознания в ранней юности

“Периодом возникновения сознательного “”я”, — пишет И.С.Кон, — “как быпостепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковыйи юношеский возраст ” Развитие самосознание — центральный психический процесспереходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этотвозраст “критическим периодом формирования самосознания”.
Раннийюношеский возраст — это вторая стадия фазы жизни человека, названнаявзрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход отдетства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к.терминология в области взросления несколько запутана ( см., например, и др. ).В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз ив настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность ( 15-17 лет )только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20-21 годам.
Развитиесамосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко инаглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности вэти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений.авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развитиясамосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес ксобственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение иуглубление самопознания, одновременно происходит усиление егодифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте(15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе,Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, котороев психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точкизрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качествечлена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.
Ростсамосознания и интереса к собственному “я” у подростков вытекаетнепосредственно из процессов полового созревания, физического развития, котороеявляется одновременно социальными символам, знаками повзросления и возмужания,на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые исверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структурыего социальных ролей и уровня притязаний — эти факторы актуализируют вопрос: “Кто я? ”
Постановкаэтого вопроса — закономерный результат всего предшествующего развития психики.Рост самостоятельности означает ни что иное как переход от системы внешнегоуправления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации обобъекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе,т.е самосознание.
Ценнейшеепсихологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира.Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда онпроецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно ещене осознает собственных психических состояний Напротив, для подростка и юноши,внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточениемкоторого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждатьсясвоими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красотуприроды, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинаетвоспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-товнешних событий, а как состояния своего собственного “я”. Даже объективная,безличная информация нередко стимулирует молодого человека к интроспекции,размышлению о себе и своих проблемах.
Юностьособенно чувствительна к “внутренним”, психологическим проблемам. Чем старше(не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнуетпсихологическое содержание происходящего действия, действительность и темменьше для него значит “внешний” событийный контекст.
Открытиесвоего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оновызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознаниемсвоей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувствоодиночества… Юношеское “я” еще не определено, расплывчато, диффузно, ононередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты,которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении иодновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.
Доподросткового возраста свои отличия от других привлекали внимание ребенкатолько в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его “я” практическисводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. Уподростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на несколькихзначимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутреннеконфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делаетего активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности,непохожести на других, что вызывает весьма характерное для ранней юностичувство одиночества или страх одиночества.
Развитиесамосознания как и любого сложного психического новообразования, проходит рядсменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения ранний юношеский возраст можноохарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как периодразвития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровнясамосознания будет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты- повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственныхценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспектавосприятия — позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелойличности.
Однимиз основных механизмов самопознания подростком или юношей самого себя, своеговнутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличие отлогической рефлексии, направленной на решение задач, понимается какдеятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, прикотором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом ещеисследует и себя как исследователя. Феноменом личностной рефлексии являются рефлексивныеожидания, которые понимаются как представления человека о том, что о нем думаютлюди, составляющие круг его общения. другие люди.
Развитие личностной рефлексии
Вкачественном развитии рефлексивного анализа, лежащего в основе образованиярефлексивных ожиданий, наблюдаются следующие возрастные изменения:
1).Рефлексивный анализ касается в основном отдельных поступков ребенка ( 9-12 лет), причем даже в такой форме он проявляется лишь у незначительной части детей.
2).Рефлексивный анализ касается характера самого человека. Начиная с 12-13 лет,основным в рефлексивном анализе становятся исследования своего характера,особенностей своей личности.
3).Рефлексивный анализ проводится с самопристрастием, наблюдается всплесксамокритичности, в результате чего выявляются собственные негативные чертыхарактера, аффективные переживания по поводу собственных отрицательных черт(13-14 лет).
4).Рефлексивный анализ касается характера человека, особенностей общения (15-16лет). При том самокритичность отходит на задний план, отношение к себеспокойное, благожелательное. Различные сложности в отношениях объясняютсянепониманием окружающих. При переходе от подросткового к раннему юношескомувозрасту личностная рефлексия теряет аффективную окрашенность по отношению к“я” человека и проходит на более спокойном эмоциональном фоне.
Глубинаи интенсивность юношеской рефлексии зависят от многих социальных (социальноепроисхождение и среда, уровень образования), индивидуально-типологических(степень интраверсии-экстраверсии) и биографических ( условия семейноговоспитания, отношения со сверстниками, характер чтения) факторов, соотношениекоторых еще недостаточно изучено.
Развитиеличностной рефлексии отражается на особенностях Я-концепции в ранней юности.
Особенности Я-концепции в ранней юности
Психологическиеисследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельностиидут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержанииЯ-концепции и ее компонентов — какие качества сознаются лучше, как меняется свозрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, акакое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень егодостоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я вцелом — степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутреннейпоследовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени),субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всемэтим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и отвзрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
Вранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентовЯ-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологическихкомпонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей внешности, формируетотносительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность исоответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно напервый план выступают теперь другие свойства “я” — умственные способности,волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности иотношения с окружающими.
Судяпо имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность элементовобраза Я последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, беззаметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чемюноши, юноши — больше, чем подростки, подростки — больше, чем дети. По даннымисследований Бернштейна (1980) способность старших подростков реконструироватьличностные качества основывается на развитии в этом возрасте болеефундаментальной когнитивной способности — абстрагирования.
Интегративнаятенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность образа Я, усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность кабстрагированию. Подростковые и юношеские самоописания лучше организованы иструктурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральныхкачеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации свнешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательныхпротиворечий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития.Дописывая фразу “я в своем представлении...”, многие юноши подчеркивают именносвою противоречивость: “ я в своем представлении — гений + ничтожество”.
Данныеоб устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе она, как иустойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с возрастомувеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативныхобстоятельств. Однако в подростковом и раннем юношеском возрасте самооценкииногда меняются очень резко.
Чтокасается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь такжепроисходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости человек яснееосознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им большезначения, так что образ Я становится одной из центральных установок личности, скоторой она соотносит свое поведение. Однако, с изменением содержания образа Ясущественно меняется степень значимости отдельных его компонентов, на которыхличность сосредоточивает внимание. В ранней юности масштаб самооценок заметноукрупняется: “внутренние” качества осознаются позже “внешних”, зато старшиепридают им большее значение. Повышение степени осознанности своих переживанийнередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе,эгоцентризмом. В ранней юности это бывает часто
Исследованиясодержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, чтона границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивногокомпонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующиепереход самосознания на новый более высокий уровень.
Возрастныесдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемыхописательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании;повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системностиэтой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способностианализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точномизложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденциинаблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными,дифференцированными и соотносятся с большим числом “значимых лиц”. Самоописанияв раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологическийхарактер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия отостальных людей.
Представлениеподростка или юноши о себе всегда соотносится с групповым образом “мы” — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим “мы”полностью. Образы собственного “я” оцениваются старшеклассниками гораздо тоньшеи нежнее группового “мы”. Юноши считают себя менее сильными, менее общительнымии жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека,чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большуюискренность, справедливость и верность.
Свойственноемногим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычнопроходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старшеи более развит человек, тем более находит он различий между собой и“усредненным” сверстником. Отсюда — напряженная потребность в психологическойинтимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением вовнутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически иисторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства сокружающими людьми.
Наиболеезаметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичностиописаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описанияпосле 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописанийобнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых,указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что ониощущают свой рост, взросление.
Висследованиях когнитивного диссонанса образа Я обнаружено, что самоописания иописания другого человека по указанному параметру существенно различаются(Нисбет, по В.П.Трусову ). Себя человек описывает, подчеркивая изменчивость,гибкость своего поведения, его зависимость от ситуации; в описаниях другого,напротив, преобладают указания на устойчивые личностные особенности, стабильноопределяющие его поведение в самых разнообразных ситуациях. Иными словами,взрослый человек склонен воспринимать себя, ориентируясь на субъективныехарактеристики динамичности, изменчивости, а другого — как объект, обладающийотносительно неизменчивыми свойствами. Такое “динамическое” восприятие себявозникает в период перехода к раннему юношескому возрасту в 14-16 лет.
Становлениенового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным ещеЛ.С.Выготским, — интегрированию образа самого себя, “перемещению” его “извневовнутрь”. В этот возрастной период происходит смена некоторого“объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную, динамическуюпозицию “изнутри”.
В.Ф.Сафинхарактеризует это существенное различие во взгляде на себя младших и старшихподростков следующим образом: подросток ориентирован прежде всего на поискответа, “каков он среди других, насколько он похож на них”, старший подросток — “каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от других и насколько онпохож или близок к своему идеалу”. В.А Алексеев подчеркивает, что подросток — это “личность для других”, в то время как юноша — “личность для себя”. Втеоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие двух уровнейсамопознания: низшего — “Я и другой человек” и высшего “Я и Я”; спецификавторого выражается в попытке соотнесения своего поведения “с той мотивацией,которую он реализует и которая его детерминирует”.
Мыуже отмечали, что, составляющие Я-концепции, поддаются лишь условномуконцептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывновзаимосвязаны. Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, егоформирование в раннем юношеском возрасте, напрямую связан как сэмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с поведенческой,регуляторной стороной Я-концепции.
Впериод перехода от подросткового к раннему юношескому возрасту в рамкахстановления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношенияк себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований длякритериев оценки самого себя, своего “я” — они сменяются “извне вовнутрь”,приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человекомдругих людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (сменаоснований) создает условия для формирования в подлинном смысле словасобственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценококружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п.Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в такомсобственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некотороеобщее, целостное “принятие себя”, “самоуважение”. Именно в ранней юности (15-17лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируетсяэмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. “оперативная самооценка” начинаетосновываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений,результатов деятельности.
В15-16 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я иидеального Я. По мнению И.С.Кона это несовпадение вполне нормальное, естественноеследствие когнитивного развития. При переходе от детства к отрочеству и далеесамокритичность растет. Так, в изученных Е.К.Матлиным сочиненияхдесятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза большекритических высказываний, чем у пятиклассников. Ту же тенденцию отмечаютпсихологи ГДР. Чаще всего в ранней юности жалуются на слабоволие,неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки каккапризность, ненадежность, обидчивость.
РасхождениеЯ-реального и Я-идеального образов — функция не только возраста, но иинтеллекта. У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным Я иидеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, итеми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстниковсо средними интеллектуальными способностями.
Однимиз важных показателей поведенческой составляющей Я-концепции служит динамикауровня притязаний под влиянием успеха или неуспеха при выполнении заданийразличной степени трудности. Начиная с классической работы Ф.Хоппе, уровеньпритязаний рассматривается как порождаемый двумя противоречивыми тенденциями: содной стороны, поддерживать свое “я”, самооценку на максимально высоком уровнеи, с другой, снижать свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым ненанести ущерба самооценке ( F.Hoppe ,1930, по Дубровиной И.В., ).
Некоторыеисследователи ( см.: Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь ) считают, что дляподросткового возраста типично активное стремление различными путями реализоватьлишь первую из названных тенденций, в то время как для зрелой личности,напротив, характерно умение развести эти тенденции в ходе деятельности, преждевсего за счет того, что успешность или неуспешность в конкретной деятельностивоспринимается именно как конкретный неуспех, а не крах самооценки в целом.
Поданным проведенных исследований при переходе в раннем юношеском возрастепроисходит изменение особенностей уровня притязаний в сторону большейличностной зрелости. Важно отметить, что оно идет в направлении, как быобратном тем изменениям, которые происходят в этот период в самопознании,образе Я и отношении к себе. Если последние характеризуются, как было показановыше, все большей целостностью, интегративностью, то отношение к результатамсобственной деятельности — дифференцированностью, формирование способностиотделять успешность или неуспешность в конкретной деятельности от оценки себякак личности.
Такимобразом, в раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровнясамосознания происходит становление относительно устойчивого представления осебе, Я-концепции. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование,которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.troek.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние деятельности человека на биосферу
Реферат Русская эмиграция во Франции (на русском языке)
Реферат Адонис весенний горицвет весенний
Реферат 1. Поняття І види територій Слід зазначити, що в міжнародному праві вже цілком чітко склалися загальновизнані поняття, що стосуються території
Реферат Развитие творческих способностей 2
Реферат «Средняя общеобразовательная школа№4»
Реферат Проблемы сотрудничества в рамках СНГ (правовой аспект)
Реферат 011 года с целью реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жильё гражданам России» по обеспечению социальным жильём отдельных категорий граждан
Реферат Strategic Consulting Essay Research Paper My job
Реферат Статистические таблицы основные способы наглядного изображения статистических данных
Реферат Инфляция причины сущность и методы борьбы Особенности инфляционных процессов в России
Реферат 4303000000(0303050000)—029 н ——————
Реферат Пути экономии строительных материалов
Реферат Врожденный порок сердца (ВПС)
Реферат Спиноза Б. Богословско-политический трактат