Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Соотношение философии и образования

Необходимостьобращения философии к образованию определяется самой судьбой философии,поскольку философское образование становится сегодня практически единственнойсферой как своего философского осуществления, так и воспроизводства.Философское образование равно принадлежит как философии, так и образованию иявляется точкой пересечения этих двух сфер. Поэтому само философское осмыслениеобразования можно считать, с одной стороны, логическим продолжениемсобственного осмысления философией себя на современном этапе, с другой же — началом осмысления собственного образа и гарантией собственного существования вбудущем. Образование является «заботой о самом себе» не только длячеловека, но и, прежде всего, для философии.
Современноесостояние философии можно назвать переходным. Постепенно совершается переход отпреобладания классической модели философствования к преобладаниюнеклассической. В классической философии был отработан практически завершенныймеханизм реагирования на любые образовательные кризисы. Образование было лишьсферой приложения основных философских результатов. Не стараясь проникнутьвовнутрь самой природы образования, философия разворачивала перед ним ориентирыдля постановки его целей, определения содержания, разработки форм и методоворганизации. Переход же к неклассике разрушает этот механизм поступательноговнешнего предопределяющего разворачивания. Изменяется сама философия, становитсямножественной, плюралистичной, анормативной. Вместе с философией, и даже вчастичной зависимости от нее изменяется и образование.
Какойбы ни была философия сегодня, философствование об образовании в рамках егопрежнего, классического понимания есть философствование больше об ином этогообразования, нежели чем о его теперешнем актуальном состоянии, посколькусегодня довольно затруднительно сказать, где же находится оно само. Стольнеобходимый сегодня как образованию, социуму, так и самой философии, философскийанализ (аналитика) образования может начаться лишь с определения ихвзаиморасположенности по отношению друг к другу, что предполагает определениеизменений самой философии, определение изменений образования, а такжеопределение изменения модели их соотношения друг с другом.
Общаялогика мысли, направленной на обнаружение соотношения философии и образования,состоит в последовательном движении от открытия и возвращения внимания кисходной античной модели соотношения философии и образования к поиску степени иприроды преломления этого соотношения внутри классической философии иобнаружению современной проблематики по данной теме.
Обращаясь,вслед за М. Хайдеггером, к интерпретации «мифа о пещере» Платона, мы,с одной стороны, обнаруживаем в нем природу чистого имманентного себеобразования, с другой же — источник обнаружения первичных преднаходимых здесьвзаимоотношений философии и образования. Чисто топически миф располагает себяодновременно в трех пространствах: внутреннем пространстве пещеры, внешнем поотношению к ней пространстве, а также в пространстве переходов между ними.Интерпретация мифа, внутренне заданная этими пространствами, позволяет выделитьследующие три модели искомых нами взаимоотношений философии и образования, аименно: модель взаиморазделенности, модель взаимотождественности и модельвзаимообусловленности философии и образования по отношению друг к другу. Однакоумная телесная целостность античного топоса позволяет считать эти отдельныетопические модели лишь моментами единой целостной взаимоперетекаемой моделиэтих взаимоотношений, утверждающей принципиальную тождественность философии иобразования.
Внастоящей статье есть возможность остановиться лишь на одной из названныхмоделей взаимоотношения философии и образования. Ею будет модельвзаимораздельности.
Существованиевозможности перехода от одной истины к другой предполагает, по крайней мере,наличие этих двух истин, покидая одну из которых, можно начинать двигаться кдругой. Вне этого задания устойчивых и качественно различных истин никакойпереход внутри пространства существования истины помыслить невозможно.Различение истины во мнении и истины самой по себе — одно из древнейшихразличений философии, ставшее в классический период, пожалуй, самым главнымусловием ее самоопределения и существования. Истина во мнении суть истинаповседневности, истина обыденной жизни, истина случайного бытия, истинаэмпирического познания. С философской точки зрения, такая истина не есть истинав своей полноте, или, говоря точнее, она вообще не есть истина. Истина всегдамыслилась философией как некоторое смыкание между знанием и бытием, познанием идействительностью. Мнение же, по Платону, всегда располагается в повседневностии никогда не может быть обращено на полноценное бытие. Он говорит о том, чтопредметом мнения всегда является нечто среднее между бытием и небытием, а самооно есть середина между знанием и незнанием. Эксплицируемая из платоновскогоучения о мнении истина повседневности предстает как некоторый конгломерат,синкрет знания о бытии и незнания о его ином. Полноценная истина, в отличие отистины мнения, есть результат познания, направленного не на синкретное ислучайное существование, а на полноценное и самоценное бытие.
«Пайдейяозначает обращение всего человека в смысле приучающего перенесения его из кругаближайших вещей, с которыми он сталкивается, в другую область, где являетсясущее само по себе. Это перенесение возможно лишь благодаря тому, что всепрежде открытое человеку и тот способ, каким оно было ему известно, делаютсядругими. То, что является человеку так или иначе непотаенным, и род этойнепотаенности должны перемениться. Непотаенность называется по-греческиалетейя; это слово переводят как „истина“. А „истина“ длязападного мышления давно уже значит соответствие между мыслительнымпредставлением и вещью...». Хайдеггер возвращает истине ее исходноезначение «открытости», «непотаенности». Образованиепредстает перед нами как переход к принципиально другой открытости или какпереход к открытости к принципиально другому.
Здесь,на этой ступеньке наших рассуждений очень удобно еще раз уточнить то, о чемвсе-таки мы ведем речь. А именно: отвечая на вопрос, с чем же именносвязывается, или перевязывается, философия, когда мы говорим о связи философиии образования, отделить образование от обучения и подготовки. Если образование,как мы только что сказали, целиком меняет характер истины как человеческойоткрытости, то, продолжая данный тематизм, мы замечаем, что в отличие отобразования, процессы обучения и подготовки ничуть не меняют характер такойоткрытости, оставаясь внутри открытости данного типа, если обучение иподготовка есть социальные механизмы приучения и приспособления данногоопределенного человека к необходимым нормам и требованиям, то образование естькоренное изменение самой этой данности и определенности. Образование есть, посути своей, внутреннее и целостное изменение человека, обусловленное тем самым,платоновским, «изменением направления взгляда».
Образованиекак переход от одной открытости к другой однозначно мыслится философией во всейее истории как имеющее одно направление: от открытости в повседневности коткрытости к подлинному чистому бытию, к бытию самому по себе.
Нотакая открытость к чистому бытию, взятая в своей полноте, и есть по сути своей,философия. Лишь философ, как не раз отмечалось еще Платоном, в альтернативу«любителям мнений», может «ценить все существующее само посебе», открывать сущее всего сущего.
Пайдейяпочти что не заметным для нас образом оборачивается дохождением до философии,до собственно философского способа бытия. По крайней мере философия мыслит ееисключительно лишь как дорогу до себя, лишь как процедуру прихода к философии,каким бы странным и необычным, на первый взгляд, это положение ни казалось.Вспомним, что ведь и сам обсуждаемый нами миф в общей композиции«Государства» напрямую посвящен лишь пониманию и проектированиюбудущего устройства института подготовки философов, а процессы воспитания иобучения граждан других категорий, например воинов, рассматривается Платоном вдругом месте. Мононаправленность образования тотально задается уже самим мифомПлатона. Сама разделенность пространства мироздания на светлую бескрайнююподлинную поверхность и темную замкнутую обманчивую пещеру полагается ужездесь. Здесь же задается и единственный канал связи между светом и пещерныммраком, единственная возможность выхода из него на свет. Задается также ивертикальность образовательного пространства: пещера мыслится отнюдь не вскалах и не в горах, но имеет свой выход-вход на абсолютно ровную землю ирасположена глубоко под ней, выбираясь из нее, необходимо подниматься.
Кромевсего прочего, миф задает особое уникальнейшее место для располагающегосянаверху: имея полную свободу в созерцании и передвижении, как вверх, так и по горизонтали,здесь можно быть относительно обезопасенным от падения вниз (в пещеру имеетсяодин узкий вход, а не множество скрытых отверстий). Естественно, что такоеместо не могла занять для себя здесь философия.
Сознательноразмещая себя на вершине мироздания, философия внутри этой модели, естественно,рассматривала все остальные формы бытия либо как подчиненные, либо какподготавливающие к ней. Образование же мыслилось философией как одна изнемногих исключительных форм, которые непосредственно и напрямую выполняют поотношению к философии обе данные функции. Считалось, что отличительнойособенностью образования является его как статичный, так и процессуальныйхарактер, в отличие от иных форм социального и личностного бытия, которые частовоспринимаются нами только лишь как статичные. Таковы наука, хозяйство,искусство, политика, религия. Еще и еще раз: образование есть переход, переходот одного состояния к качественно другому, от одной открытости к качественноиной.
Осознаниесвоей вершинности и наличие как статичных, так и процессуальных форм бытия нижесебя создавало возможность для философии мыслить целостность бытия в виденекоторой иерархии, некоторого лестничного дохождения до себя, содержащеговнутри как свои собственные ступени, так и переходы между ними. Следствиятакого осознания создавали для философии перспективу, с одной стороны,действительно рассматривать всю действительность, а особенно ее социальнуючасть как реализацию возможности так понимаемого образования. С другой же, — обозначая переход с одной ступени на другую, выявить завершенную и целостнуюединицу образования.
Классическаяфилософия, в последующем, реализовывала, в основном, вторую перспективу, лишькосвенно задевая первую или же подготавливаясь к ней. Однако везде и всюду, мысляобразование как поступательное движение до себя, философия определяетобразование как нечто завершенное и отдельное от себя. Образование — это то,что имеет смысл только тогда, когда оно может быть завершено, когда его можнодостичь, на него можно решиться. «Я получил образование, » — спокойнои естественно говорим мы, понимая в этом случае образование как факт ужесвершившийся. «Я получаю образование, » — сообщаем мы кому-топроцессуально, невольно в подтексте вставляя сюда «еще», мысля, чтолишь тогда, когда я его получу, я буду иметь больше прав на свое бытие. Лишьполучение, приобретение образования завершает мой образ, завершает меня наопределенной ступени интенционально направленного к мудрости бытия, посколькутолько лишь помещение человека в определенную для него нишу бытия единственно иможет завершить его образ. Причем эта завершенность, с точки зрениязавершившего в ней себя человека, зачастую становится абсолютной. Полученноезавершенное образование кажется человеку, при спуске, его предельной вершиной.Человек в образовании, завершив свой образ, начинает его лишь реализовывать напротяжении всей оставшейся после образования жизни. И даже если жизнь начинаеттребовать его изменений, то в позитивную сторону он чаще всего меняется весьмаконсервативно.
Однако,с точки зрения философии, только в одном единственном случае завершенностьобраза в образовании, сама образовательная завершенность может быть абсолютной.Таким единственным случаем является дохождение человека до философии, долюбования мудростью, до открытости к подлинному бытию как пределу иединственной конечной цели своего образования. Все иные случаи завершенностисчитаются философией лишь относительными завершенностями, лишь неполнымиспользованием своих образовательных, и в этом смысле собственно человеческих,открытых к себе возможностей.
Завершенностьобразования диктует его замкнутость, превращение в отдельную сферу, отдельныйрегион бытия. Мы вводим в наше обсуждение природы отношений философии иобразования еще один контекст, контекст отдельности и отделенности образованияот любых иных сфер бытия, в том числе и от философии как предельно напряженнойего сферы. Образование как переход, как изменение располагается всегда междуступенями, между нишами иерархийно и вертикально устроенного бытия. И в этомсмысле образование не находится на территории ни одной из этих ниш, ни однатакая ниша не считает его своим. «Вот получу образование и стану...»- фраза, привычно вошедшая в наш обиход. Образование, как совершенно независимаятерритория, становится лишь условием вхождения в любую из сфер. Точно таким жеусловием вхождения является образование и для философии. Оно подчиняется,подготавливает к философии, но не принадлежит ей, как не могут принадлежатьподъемы, спуски, да и любые другие перемещения по пещере тем, кто находитсянаверху.
Вконечном итоге можно сказать, что философия, строя свои связи с образованием,понятым как переход от одной истины к другой, имеет дело с некоторой динамичнойсферой, изменяющей в этой динамике качество и степень к-иному-открытости,остающейся, в то же время, завершенной и замкнутой, ко всему подготавливающей,но никому и ничему не принадлежащей.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.