Е.Иванова, Е.Заика
Одномулегче запомнить номера телефонов, другому -теорему из учебника геометрии,третьему – хронологию исторических событий. Большинство психологов считают, чтосохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано схарактером его восприятия мира, с типом мышления.
Условнолюдей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другиеэмпирически («эмпириа» в переводе с древнегреческого – опыт, практика). Четчевсего характер мышления человека проявляется в том, как сохраняет материаллогическая память, то есть не простое пассивное запоминание, а освоение, отборпо степени важности и переработка материала.
Впроведенных недавно психологических экспериментах была разработана методика, покоторой определяли тип мышления. Испытуемым, школьникам и студентам, былипредложены тексты, составленные по схеме показанной на рисунке (это могла бытьнесколько переработанная глава из школьного учебника).
/>
Сразупосле чтения текста просили повторить то, что запомнилось. Уже при такомнепосредственном воспроизведении материал, удерживающийся в памяти «теоретиков»,был переработан: факты «разложены по палочкам», весь материал мысленно разделенна существенное и несущественное, установлены содержательные связи междуотдельными частями текста. «Теоретики» лучше всего воспроизводили блоки1,2,4,8,9,10.
У«практиков», как правило, выделено формально общее, они лучше всеговоспроизводят факты, причем принимают их в данном готовом виде, без попытоквыяснить причинную связь между ними. Весь текст «практики» запоминают почастям, лучше всего остаются в их памяти блоки 1,3,5,6,7,9.
Входе эксперимента исследовали, что сохраняется в памяти «теоретиков» и«практиков» после перерыва в несколько дней, несколько недель и, наконец, через20 месяцев. «Теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняетсядаже через 20 месяцев. Интересно, что когда испытуемым задавались наводящиевопросы, теоретики даже после столь большого перерыва связно воспроизводилипочти полный объем текста. У «практиков» в памяти остались только конкретныефакты и их описание. Сам текст, если и воспроизводился, то только отрывочно.После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объемтекста, чем «теоретикам».
Очевидно,такого рода эксперименты демонстрируют заметные преимущества теоретическоготипа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развиватьпри обучении школьников и студентов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта centercep.ru/