Постановка проблемы
Насовременный этапе развития общества информационные технологии (ИТ) завоевываютвсе новые сферы человеческой деятельности, с ними взаимодействуют самые широкиеслои населения. Как и во многих других странах, в России отмечается высокаястепень готовности к применению ИТ как в профессиональной, так и в повседневнойдеятельности. Наряду с этим возникает актуальная проблема выявления и оценкивозможных психологических последствий информатизации (ППИ).
Какпоказывает мировой и отечественный опыт, ИТ оказывают все более активноевоздействие на формирование психических процессов. Следует дифференцироватьпрямое и косвенное влияние ИТ на психическую деятельность. Прямое связано с«эффектом преобразования» — трансформацией опосредствованной ИТдеятельности в содержательном и в структурном аспекте по сравнению страдиционной, с возникновением новых форм этой деятельности
Настоящаяработа – обобщение многолетних теоретико-экспериментальных исследованийавторов. Она посвящена малоизученной проблеме анализа непрямого (косвенного,многократно опосредствованного) влияния ИТ, ведущего к изменению традиционных(неинформатизированных) форм деятельности. Выделим ряд основных принциповреализации воздействий такого рода:
1.Принцип распространения преобразований (преобразованная под влиянием ИТдеятельность сама становится источником последующих преобразований других видовдеятельности);
2.Принцип возвратных воздействий (изменение конкретного вида информатизированнойдеятельности может приводить к изменению неинформатизированной (традиционной)формы этой же деятельности);
3.Принцип генерализации преобразований (ППИ могут затрагивать не только отдельныепсихические процессы, но и всю личность в целом);
4.Принцип интерференции преобразований — одни ППИ накладываются на другие, чтоможет привести и к гиперболизации, и к нейтрализации последствий.
Внастоящей работе предлагается обобщенное представление некоторых условийреализации указанных принципов, психологических механизмов и последствийинформатизации деятельности. Разрабатываемый подход направлен на повышениеэффективности использования ИТ путем минимизации возможных негативных ППИ иосуществления мер по контролю и управлению процессами преобразованиядеятельности под влиянием ИТ.
ЗОНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙИНФОРМАТИЗАЦИИ
Целесообразновыделить следующие основные зоны ППИ. Непосредственное взаимодействие с ИТ врамках учебной, трудовой, игровой и других форм деятельности образуетцентральную зону ППИ. Вплотную к ней примыкают некоторые традиционные формыдеятельности, связанные с взаимодействием с ИТ (например, консультированиепользователей с экспертами в области ИТ). К более отдаленным зонам можно отнестите виды человеческой активности, которые не напрямую, а опосредствованнымобразом связаны с использованием ИТ. В этих зонах даже те, кто никогда неработал с компьютерами, являются косвенными пользователями ИТ и испытываютпсихологические последствия информатизации. Можно упомянуть посетителейспециальных аттракционов (например, связанных с виртуальной реальностью),получателей компьютерных списков рассылки информации, владельцев кредитныхкарточек, зрителей анимационных фильмов и т.д. Когда влияние процессовинформатизации осуществляется через СМК, воздействие приобретает особо сложный,многократно опосредствованный и переопосредствованный характер. Проводникамитаких воздействий являются также люди, активно взаимодействующие с ИТ.
Можновыделить две основные тенденции распространения преобразований: афферентную иэфферентную. Эфферентная характеризуется распространением новообразований,возникших в центральной зоне, в другие, более отдаленные. Примером могутслужить попытки при общении с компьютером как с партнером. Наши исследованияпоказали, что при этом возникает ряд новообразований по сравнению страдиционным межличностным общением: значительно усиливаются требования кточности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значениерефлексии, снижается роль эмоционально-аффективных средств общения и др. Этиновообразования могут переноситься в условия традиционного общения междулюдьми. Яркие феномены такого «компьютероподобного» общенияотмечаются не только в деловой сфере (например, при взаимодействиипрограммистов с пользователями), но и в повседневной деятельности — приобсуждении бытовых проблем, в дружеских беседах, при разговорах с детьми и т.д.К.Брод также отмечает, что такого рода новообразования нередко переносятся вовнутрисемейное общение.
Афферентнаятенденция заключается в том, что в информатизированную деятельность привносятсякомпоненты, характерные для традиционной деятельности. Такого рода компонентызачастую излишни и/или факультативны — так, компьютеры проявляют инициативу,«шутят», имитируют личностное общение с пользователями и т.п. Дажепри отсутствии программно реализованных предпосылок для актуализацииафферентной тенденции последняя часто актуализируется благодаря активностисамих пользователей. К примеру, и начинающие, и высококвалифицированныепользователи при работе с компьютером нередко выходят за узкие рамки чистоделового взаимодействия с техническим устройством, пытаясь что-либо объяснитьему, обругать и т.п.
Спомощью афферентных и эфферентных воздействий осуществляется взаимосвязь междувыделенными зонами психологических последствий информатизации и создаетсясложная и во многом противоречивая структура преобразованных под влияниеминформационных технологий форм деятельности.
ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Выделениезон ППИ проводилось по степени близости анализируемой деятельности кнепосредственному взаимодействию с ИТ. Применительно же к самимновообразованиям следует дифференцировать
а)локальные преобразования, относящиеся лишь к более или менее ограниченномукругу психических явлений,
б)распространяющиеся и
в)глобальные, в том числе преобразования личности в целом.
Врамках изучения ППИ предметом исследования являлись в основном навыки,операции, конкретные действия, отдельные психические процессы, различные видыпрофессиональной, игровой и учебной деятельности. В настоящее время накопленобширный материал в этой области (В.П.Зинченко, М.Коул, В.Я.Ляудис, Д.Норман,С.Пейперт, Ш.Текл, О.К.Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.). Проблемам распространенияпреобразований, генерализации, глобальным личностным изменениям уделяется всееще недостаточно внимания.
Наиболееяркие и во многом негативные примеры изменения личности под влиянием ИТ — этокомпьютерная «игровая наркомания» и так называемое хакерство
Вместес тем наши исследования и работы других авторов показывают, что рассмотрениехакерства лишь как негативного явления весьма односторонне и неверно. Описанныефеномены и особенности направленности личности свойственны лишь части хакеров.Более того, регулярно появляющиеся в СМИ сообщения о противоправных действияхкриминальной части хакеров способствуют формированию именно таких наклонностейу новых поколений хакеров. В то же время для других хакеров характернопереживание опыта «потока», или аутотелического (несущего цель в себесамом) опыта
Опасностьглобального негативного воздействия ИТ на личность может быть нейтрализованапутем психологической экспертизы разрабатываемых проектов внедрения новых ИТ.Необходимо при этом учитывать, что распространение преобразованийосуществляется разными путями и с помощью качественно различных психологическихмеханизмов.
Огромноезначение во всем мире придается проектам, связанным с организацией доступашироких слоев населения к Интернету. Ожидается, что это приведет к позитивнымглобальным преобразованиям личности путем качественной трансформациикоммуникативной и познавательной деятельности, а также стиля обучения. Работа вИнтернете позволяет повысить активность познающего субъекта,индивидуализировать процесс обучения, преодолевать стереотипы традиционного (вомногом авторитарного) стиля взаимодействия между обучающимся и педагогом,получить доступ к разнообразным источникам информации, знакомиться сразличными, в том числе и дискуссионными, точками зрения и т.п.
Развитиенавыков осуществления познавательной деятельности посредством Интернета можетстимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционнойдеятельности (реализация принципа возвратных воздействий), но и личностный рост(генерализация преобразований). Так, осуществление поиска необходимойинформации в гипертексте (напоминающем тезаурус с системой отсылок крелевантным информационным источникам) формирует готовность ознакомиться снесовпадающими точками зрения, конкурирующими теориями по поводу разнообразныхявлений природы или общественной жизни. Это расходится с воспитаннымитоталитарным строем навыками ознакомления лишь с господствующей (возможно,догматической) позицией, безальтернативного согласия с единственно принятой точкойзрения. В гипертекстовом пространстве активность проявляет сам пользователь,который может в любой момент покинуть гипертекст, ограничившись ознакомлением сединственной точкой зрения. Для движения в гипертексте предложена компьютернаяметафора «путешествия», или навигации. Обучение навыкам навигации вгипертексте — своего рода удар по традиции авторитаризма. Можно предположить,что перенос подобных навыков на работу с традиционными источниками информациибудет способствовать личностному росту пользователей Интернета.
ПрименениеИТ ведет к преобразованию системы взаимоотношений между обучающимися ипедагогом. Известно, что стиль обучения (авторитарный или демократический)оказывает значительное влияние на личностное развитие, на формированиеЯ-концепции
Однакоперечисленные позитивные примеры влияния ИТ на личностное развитие могутсочетаться с нежелательными последствиями. В течение ряда лет мы анализировалисочинения детей на тему «Школа будущего». Полученные данные показали,что все большее количество школьников исключают из школы будущегопедагогов-людей, заменяя их доброжелательными и полностью подчиненными их волекомпьютерами и роботами. Отметим также, что интенсивное интеллектуальное итворческое развитие не гарантирует успешности социального поведения — данноеявление может быть названо феноменом «социального дисбаланса»
Проведенныйанализ дает основания утверждать, что при рассмотрении разнообразных аспектовкосвенного воздействия информатизации необходимо выявлять конкретные способыпереноса тех или иных психических компонентов, сформированных в ходенепосредственного взаимодействия с ИТ, в традиционную некомпьютеризированнуюдеятельность.
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Переноснавыков работы с ИТ на навыки традиционной деятельности может осуществляться спомощью аналогии и уподобления своей деятельности работе техническогоустройства. В проводимых нами исследованиях испытуемые разных возрастовприменяли принцип аналогии с работой компьютеров не только при описанииособенностей своего мышления, но и при обсуждении личностных характеристик. Ониотмечали также, что применение ИТ способствовало полезному, по их мнению,преобразованию их деятельности, например, путем создания новых эталонов«четкой, эффективной работы, не требующей „лишних слов иобсуждений“.
Ш.Теклвводит представление о компьютерах как о „втором Я“ и демонстрируетна ряде примеров возможность преобразования детьми собственного поведения путемопоры на опыт применения ИТ. Так, автор описывает ребенка, оказавшегосяспособным изменить заниженную самооценку — для него это показалось аналогичнымсмене программного обеспечения или операционной системы компьютера. Другимдетям удалось преодолеть страх перед точными науками после успешного освоенияработы с компьютером, обычно ассоциирующимся с математическими дисциплинами.Консультирующиеся у психотерапевта подростки бывают склонны сравниватьпсихотерапию с процессом отладки компьютерных программ и даже пытаютсязнакомить своих психотерапевтов с листингами программ. Предполагается, чтофеномены такого рода могут способствовать увеличению самостоятельности инезависимости детей, обучающихся информатике, развитию и трансформации у нихпознавательных интересов
Вышеречь шла о вполне осознанном уподоблении своего внутреннего мира компьютерам.Однако не меньшее значение имеет и формирование неосознаваемых субъектомтенденций к такому уподоблению. Данная тенденция проявляется в сравнениисобственных интеллектуальных способностей с возможностями компьютеров иприводить к феноменам персонификации и деперсонификации
Реверсия
Частоотмечается, что ИТ способствуют возникновению новых видов и форм деятельности,новых навыков, знаний, умений. Вместе с тем одним из последствий информатизацииявляется и своеобразное возрождение ряда ранее весьма значимых, но затем взначительной степени утративших свою роль психических компонентов. Дляобозначения этих феноменов можно использовать термин „реверсия“ (лат.reversio — поворот, возвращение).
Применительнок ППИ примером реверсии является изменение роли письменной речи. Системыэлектронной почты возродили навыки письменного общения, которые постепенносходили на нет после появления телефона и радиосвязи. Спонтанное илиобусловленное сценарием групповой деятельности общение посредством компьютерныхсетей происходит „в реальном деятельностном контексте“
Нашиисследования показали, что при анализе ППИ важно учитывать не толькостимулирующую роль ИТ для развития письменной речи. При переписке посредствомкомпьютерных сетей усваиваются новые формы и новый „этикет“ общения.Так, в электронном письме принято цитировать те фрагменты предшествующихсообщений, на которые дается ответ. Такое внимание к сказанному ранее нетипично для других ситуаций письменного общения, и можно ожидать, что переносэтого правила обогатит этикет традиционной письменной речи. В перепискепосредством Интернета пользователи все чаще сталкиваются с операциямиписьменного знакомства, установления и поддержания контакта, обмена вежливымифразами, демонстрации интереса к партнеру, они учатся сочетать личностное иделовое общение. Интерэтническое общение подразумевает обмен социокультурнымисведениями, ведет к интенсификации изучения иностранных языков, актуализацииобщекультурных и географических познаний.
Исследованияпоказали, что при опосредствованном ИТ общении на практике познается различиестилей письменной речи, причем значительные трудности вызывает эмоционализацияречи, ибо навыки письменного выражения эмоций мало развиты у большинства людей(за исключением тех, кто обладает специальными способностями или подготовкой — журналистов, писателей и т.п.). Еще сложнее применять и понимать вербальныеспособы выражения эмоций на неродном языке — напомним, межэтническая перепискав Интернете ведется по-английски. Давно уже столкнувшиеся с этими проблемамипользователи компьютерных сетей выработали специальные искусственные средства — легко воспроизводимые с помощью клавиатуры значки для выражения эмоций.Применение этих значков и даже просто их распознавание требует развитых навыковкатегоризации эмоциональных состояний. Пилотажные эксперименты, проведенныеА.М.Ходош (неопубликованные данные), показали, что практическое освоениезначков для выражения эмоциональных состояний развивается с возрастом. Темсамым использование подобных значков разновозрастными коммуникантами способноприводить к недоразумениям и непониманию. Вместе с тем приобретение детьмиопыта категоризации эмоциональных состояний в сфере опосредствованного ИТобщения может стимулировать развитие навыков распознавания эмоций и применениявербальных средств выражения их в условиях традиционного общения.
Примеромреверсии является и символический опыт, оказывающий значительное влияние наличностное развитие. Роль фантазий, грез, „мысленного проживания“ всозданных собственным воображением ситуациях существенно менялась в ходеисторического развития. В современном обществе мечтательность, „грезынаяву“, столь распространенные в романтическую эпоху, чаще становилисьпредметом патопсихологического исследования, чем характеристикой нормы. Попыткистимуляции таких измененных состояний сознания с помощью наркотических средствпреследуются обществом. В то же время современные ИТ, а именно системывиртуальной реальности позволяют реализовать социально одобряемые формы расширениясимволического опыта.
Экзуция
Информатизациючасто связывают с исключением, отмиранием ранее сформированных, но впоследствииставших ненужными навыков, умений, видов и форм деятельности. Для обозначенияуказанного явления может быть использован термин „экзуция“ (лат.exutio — исключение, изъятие, истребление). Примерами экзуции являютсямногочисленные данные о постепенном угасании вычислительных навыков (устногосчета, складывания и умножения „в столбик“, извлечения корней,возведения в степень и т.д.).
Имеютсяразрозненные сведения о том, что информатизация, стимулируя „наиболееудобные“ для формализации виды деятельности, способствует постепенномуугасанию „конкурирующих“ способов познания. Так легкий доступ кинформации и эрудиция вытесняют самостоятельную выработку новых знаний, аиспользование статистических пакетов определяет способы получения и обработкиинформации. В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов справедливо отмечают, что отдаваядолжное новым способам оперирования знаниями,» не следует пренебрегать опытом,сложившимся в традиционных формах обращения и оперирования живым знанием"
Опасенияпо поводу редукции и деперсонификации общения связываются с постепеннымугасанием роли эмоций в традиционном общении, происходящим под прямым икосвенным влиянием ИТ. «Анатомируя» технократическое мышление,В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов полагают существенным для него «приматсредства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла надбытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники)над человеком и его ценностями»
Вместес тем далеко не все прогнозы об отмирании различных форм и видов традиционнойдеятельности реализуются в действительности. Применительно к познавательнойдеятельности можно отметить, что прогнозировавшееся отмирание библиотек иутрата интереса к использованию печатных справочников, которые в отличие от ихэлектронных версий содержат устаревшую информацию, не происходит. Применительнок коммуникативной деятельности было показано, что информатизация не только неприводит к сужению сферы общения, а напротив, способствует развитию ирасширению связей между людьми за счет расширения круга потенциальныхкоммуникативных партнеров, развития опыта социальных контактов (деловых иличностных), нахождения новых оснований и причин для вступления в общение ит.п.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХПОСЛЕДСТВИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Вышебыли рассмотрены актуальные механизмы и направления переноса опыта,сформированного в опосредствованной ИТ деятельности, в традиционные видыдеятельности. Наши исследования позволяют сделать вывод о недопустимостиодносторонней оценки психологических последствий подобного переноса. По своемувоздействию на психику подавляющее число таких переносов носит амбивалентныйхарактер и может включать как позитивные, так и негативные аспекты. Например,высокий интерес к применению ИТ связывается с высокой потребностью вдостижениях. Для опытных игроков в компьютерные игры характерно наличие весьмадифференцированных представлений о себе, у них высокая самооценка, локусконтроля сдвинут в интернальную область; отмечаются состояние поглощенностидеятельностью и другие личностные и интеллектуальные особенности
Проанализируемряд наиболее характерных примеров, демонстрирующих амбивалентностьпсихологических последствий компьютеризации.
Социальная перцепция
ОпосредствованнаяИТ социальная перцепция ориентируется не на целостный образ, а наредуцированные средства, вербальные в своей основе, ибо они опираются насовокупность продуцированных и передаваемых посредством Интернета сообщений,относящихся к личному и/или деловому общению. Наряду с прямыми средствамипостроения образа другого человека (рассказы о себе, шутки, реакции на чужиешутки) учитываются и косвенные (частота продуцирования сообщений, их стиль,степень подробности высказываний, соответствие этикету электронной переписки иреакции на его нарушение другими людьми и т.п.). Интернет допускает передачувизуальной информации, например, обмен фотоизображениями, что могло быспособствовать обогащению формируемых образов, если бы такая возможность ширеиспользовалась.
Самапо себе возможность осуществления социальной перцепции с помощью ИТ — моментпозитивный. Однако, как показали исследования, при этом закрепляютсяредуцированные способы формирования образа коммуникативного партнера, а такжерезультаты применения таких способов. Преобразованные способы осуществлениясоциальной перцепции могут оказывать негативное влияние на способы формированияобраза партнера при традиционном общении (принцип возвратных воздействий) иприводить к феномену деперсонификации общения, в соответствии с которым образкоммуникативного партнера редуцируется до набора (списка) сообщений,продуцированных им за определенный отрезок времени
Нарядус редукцией образа коммуникативного партнера информатизация ведет к расщеплениюобраза, конструированию противоречивых образов. Так, известен «эффектпомалкивания», который «заключается в нежелании людей передавать илисообщать адресату плохие, неприятные, нежелательные известия или факты»показано, что наибольшую симпатию у занятых совместной деятельностью испытуемыхвызвали те оценивающие их деятельность субъекты, чьи оценки постепенно менялисьот негативных к позитивным (в отличие от изменения от позитивных оценок кнегативным, от постоянно позитивных или постоянно негативных оценок). В своюочередь, симпатия/антипатия к партнеру воздействует на когнитивную сложностьформируемого образа этого партнера
Такимобразом, особенности преобразования социальной перцепции должны учитываться присоздании разнообразных проектов опосредствования общения с помощью ИТ. Впротивном случае негативные явления, связанные с ППИ, могут распространяться ина традиционные формы общения. Согласно мнению О.В.Соловьевой
Анимизм
Феноменанимизма, связанный с имеющимися у детей представлениями о живом, характеризуетсущественный аспект психического развития. По Ж.Пиаже, к техническим объектамредко применяются анимистические рассуждения, чаще — естественно-научные (в томчисле — ошибочные). Информатизация существенно изменила и обогатила рядсложившихся представлений об этом феномене. В развитие идей Ж.Пиаже Ш.Теклпоказала, что для традиционных (например, природных) объектов доляанимистических критериев с возрастом уменьшается, а доля биологических илиестественно-научных — увеличивается; для элементов же ИТ (компьютеров,электронных игрушек) растет доля психологических критериев. В обыденныхситуациях, как показано Е.В.Субботским
Можнозаключить, что феномен анимизации приобретает определенную специфику в условияхприменения ИТ. Так, перестает быть строго дихотомической оппозиция«живой-неживой»: при рассуждениях об ИТ дети вводят параметр«словно живой», или «вроде бы живой»
Вопределенной степени анимизм присущ не только детям, но и взрослым, применяющимИТ показано, что значимыми факторами являются уровень образованности, а такжеопыт взаимодействия с представителями разнообразных этнических групп иносителями разнообразных культурных традиций. Необходимо лишь дифференцироватьанимизм и псевдоанимизм – в последнем случае наблюдаемые формы взаимодействия сИТ связаны не с реальной анимизацией технического устройства, а лишь с чистовнешним переносом сложившихся в традиционном общении стереотипов взаимодействияв новые условия, в чем-то схожие с этим взаимодействием.
Яркиепроявления анимизации компьютера могут серьезно тревожить родителей ипедагогов, которые склонны видеть в этом определенную психическую аномалию,начало будущих патологических изменений личности. Данный феномен требуетдетального изучения. Наши исследования показывают, что анимизация ИТ частоявляется своеобразным сигналом о дискомфорте в общении, об элементахдеперсонификации, технократизации и т.п. «Оживление» компьютерапозволяет частично преодолеть этот дискомфорт, наполнив работу с техническимустройством необходимым эмоциональным содержанием. Однако только развернутыелонгитюдные исследования дадут возможность обоснованно ответить надискуссионный вопрос о том, следует ли разработчикам новых ИТ стимулироватьвозникновение феномена анимизации путем придания техническим объектам свойствживого существа (наделения компьютерных программ человеческими именами,использования шуток, эмоциональных обращений и т.п.)
Ритмическая структура общения
Общениепосредством Интернета обычно отсроченно, не синхронно. Длительная задержкасообщений может негативно влиять на мотивацию, в частности, на желание иготовность продолжать общение. Как поддерживать мотивационные ожидания придолгом отсутствии обратной связи? Чисто волевых усилий чаще всего недостаточно.В качестве возможного психологического механизма следует упомянуть описанныйА.Н.Леонтьевым «сдвиг мотива на цель» или — шире — активноприменяющийся в практике воспитания механизм мотивационного опосредствования
Формированиенавыка заинтересованного ожидания существенно не только дляинформатизированных, но и для традиционных форм взаимодействия (случается такжеперенос этого навыка из одной формы общения в другую). Предполагается, чтопреобразование ритмической структуры опосредствованного ИТ взаимодействия междулюдьми способно оказывать амбивалентное влияние на традиционное общение, врамках которого формирование навыка заинтересованного ожидания часто протекаетдалеко не оптимально. В традиционном общении этот навык полезен дляпрогнозирования степени затруднения партнера при поиске им ответов на заданныевопросы. Вместе с тем имеется опасность, что вопрос останется без ответа, илиже будет понят неправильно. Подобная практика походит на обычную системушкольного обучения, когда заданные вопросы часто остаются без ответа, а педагоготвечает на вопросы, которые никто из учеников не задавал. Подобное поведениепедагога негативно сказывается на формирование навыка заинтересованногоожидания, на развитие познавательной мотивации и на эффективность самогопроцесса обучения.
Другойпараметр, который может быть зафиксирован и перенесен из опосредствованного ИТобщения в традиционное, — это импульсивность: ответная реакция на сообщениепредшествует его прочитыванию до конца. В наибольшей степени это относится кдлинным сообщениям. Развитию импульсивности способствует упрощенная техническаяпроцедура генерирования и отправки ответных сообщений при применении ИТ. Отказот подобной импульсивности требует специальных усилий со стороны педагогов ипсихологов; распространенной профилактикой импульсивности является призыв ксоставлению только коротких сообщений, дроблению их на небольшие порции. Однакотакого рода профилактика препятствует развитию навыков композиции при освоенииписьменной речи.
Аутизм
Какотмечалось выше, системы виртуальной реальности позволяют реализовыватьсоциально одобряемые способы расширения символического опыта. Моделирование,проигрывание и своеобразное «проживание» различных ситуаций,использование компьютера для реализации различных творческих идей способствуютразвитию воображения, творческих способностей, познавательных потребностей,самоактуализации. Вместе с тем, как показывает опыт, возникающая в этихусловиях возможность ухода от трудностей и проблем окружающей человекадействительности в заманчивый мир «компьютерных грез вкиберпространстве», в виртуальную реальность может стимулировать явлениеаутизации пользователей ИТ. Наиболее уязвимыми к негативным влияниям такогорода являются дети.
Наопасность развития детского аутизма указывается в подписанном зам. министраобразования РФ А.Г.Асмоловым Информационном письме Министерства образования РФN 42/3 от 12.09.95 «Об информационной культуре в семейномобразовании», в котором отмечается, что ставшие доступными ИТ способствуютуходу детей и подростков от действительности, т.е. аутизации. В силу этого вданном письме формулируются необходимые действия в рамках программы борьбы саутизацией. Как показывает опыт, к аутизации могут привести компьютерные илиэлектронные игры, а также поглощенность детей разнообразными видамиопосредствованной ИТ деятельности (и прежде всего собственнопрограммированием). Замена реального опыта практических действий символизацией,оперированием знаковыми моделями мешает полноценному психическому развитию.Кроме того, отмечается сужение интересов поглощенных ИТ детей за счет вниманиялишь к новинкам ИТ, следования моде в этой области (тем более, что дети иподростки подвержены тенденции следования моде). Интересы могут сужаться и засчет ранней специализации, хотя область ИТ — одно из немногих детскихувлечений, которые не будут помехой во взрослой жизни.
Отметимеще, что для части детей увлечение ИТ сопряжено с готовностью контролироватькаждый этап работы подготовленных ими компьютерных программ; эту склонность
Список литературы
БабаеваЮ.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации