Суворова Н. В.
Великийнемецкий философ Иммануил Кант в конце XXIII века сказал: «Годы юности — самые трудные годы».
Взрослые,узнав мнение философа, в большинстве своем поражаются: как же так? Почемутрудные? Ведь всегда считают, что юность – самые прекрасные годы.
Старшеклассники,узнав мнение Канта, то недоумевают, то тут же соглашаются, иные же уходят всебя, задумываются.
Почемупоражаются взрослые, понятно. Они, как правило, помнят, а то и невольнофантазируют свою юность только в светлых тонах. Не все, конечно, нобольшинство.
Апочему у самих юношей и девушек весьма неоднозначное отношение к мысли Канта?Может быть, потому, что они по-разному отвечают на вопрос «Взрослые мылюди или нет?». Одни юноши и девушки отвечают на него однозначным«да», другие не менее однозначным «нет». Третьи пребывают всомнении.
Каждый,естественно, вправе считать по-своему. Хотелось бы лишь отметить такойсвоеобразный парадокс. И отвечая «да», и говоря «нет»,многие на самом деле стоят на одинаковой точке зрения. Суть её в том, что теудовольствия, которые традиционно считаются привилегией взрослых, они желаютполучить «здесь и теперь». В то же время от тех обязанностей иобязательств, которые накладывает на человека взрослость, они хотели быуклониться.
Категоричные«да» и «нет» говорят лишь о том, что отвечающий не оченьзадумывался над вопросом.
Аесли немного подумать, то становится очевидным, что однозначного ответа и нет.Почему? Потому, что взрослость не есть нечто однозначное. Взрослость бываетфизиологическая, психологическая, социальная. И даже один и тот же человек,достигнув первой, нередко далёк от второй и третьей, а порой заканчивает своюжизнь, психологически, личностно оставаясь на уровне юноши.
Еслиже усреднять, то можно предложить такой вариант ответа на вопрос «Взрослыевы люди или нет?».
Физиологическии в большей мере физически – да.
Апсихологически? Да, если иметь в виду готовность и стремление вести себя каквзрослые. Нет, если говорить о возможности и умении управлять собой и своимповедением.
Ас точки зрения социальной? Да, ведь человек уже имеет паспорт, несет правовуюответственность за свои поступки. Нет, ибо он ещё не обладает экономическойсамостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, необразует, как правило, своей собственной семьи.
Такимобразом, старшеклассник оказывается в ситуации своеобразных «ножниц».Между своей физической взрослостью и психосоциальной незрелостью. Объективно.Независимо от того, осознает он это или нет.
Аэто пораждает много трудностей, проблем, конфликтов с собой, с окружающими. Этотребует соотносить свои стремления с возможностями, что не так-то уж и просто.
Ведьдля начала надо хотя бы осознать наличие этих «ножниц». Сделать этовесьма непросто. Да многие и не стремятся осознавать.
Ноне только в этом дело. Ведь юность у всех проходит по-разному (темпы и стильперехода от отрочества к взрослости). В самом общем и, естественно,приблизительном виде можно представить, по мнению психологов, как минимум триварианта этого перехода.
Частьстаршеклассников переживает свою юность бурно. У них возникают многочисленныеконфликты с окружающими. Они в конфликте и сами с собой, страстно переживая всёпроисходящее с ними и вокруг них. Многие из них перестают понимать окружающуюжизнь, возмущаются всем, что кажется им неправильным, несправедливым. Непринимают даже себя такими, какие они есть. Или, наоборот, болезненно переживаютто, что близкие им люди не понимают их. (Во всяком случае они в этом уверены.)То есть юность для этих ребят – это буквально период «бури инатиска».
Адругие юноши и девушки понятия не имеют ни о чём подобном. У них«врастание» в юность, переход к взрослости протекает постепенно,порой даже замедленно. Они спокойно относятся ко всему, что происходит вокругних и с ними самими. Да, на их взгляд, с ними ничего особенного и непроисходит. То есть они взрослеют без резких изменений в личности, как бы«вживая», «вписывая» себя в ту жизнь, которой они живут.
Наконец,есть ещё один вариант. Старшеклассник осознает или чувствует, что он меняется,что меняется его отношения с людьми, что меняются требования жизни к нему. Ноэто не вызывает у него бурных реакций, растерянности, агрессивности,подавленности и т.д. Он воспринимает всё происходящее как неизбежность и какнеобходимость. И поэтому пытается активно и довольно осознанно формироватьсамого себя, свои отношения с миром, искать и утверждать свою позицию в изменившихсяусловиях жизни. Он либо усилием воли, либо изменением своего отношения к темили иным сторонам жизни преодолевает внутренние тревоги, кризисы, внешниесложности. Так обычно поступают те старшеклассники, у которых хорошо развитысамоконтроль, самодисциплина. Или те, кому удается их выработать.
Отношениек словам Иммануила Канта зависит от того, как осознают свои проблемыстаршеклассники, «по какому варианту» живет тот или иной из них.
Смнением Канта соглашаются те юноши и девушки, чья жизнь заполнена трудом,заботами, познанием, спортом, общением, по-настоящему эмоциональнымиотношениями с людьми, глубокими размышлениями о себе, о своем настоящем ибудущем, переживаниями, ошибками и препятствиями, неизбежными в такойнасыщенной жизни.
Соглашаютсяс философом часто и те, кто деятельной, насыщенной реальной жизни, которуюорганизовать себе бывает трудно, предпочитает уход в мир фантазий, грёз,иллюзий. Живя в придуманном мире, эти юноши и девушки могут понимать, что вечнотак продолжаться не может, что рано или поздно реальная жизнь призовет их ипотребует выборов, решений, действий. А это всегда нелегко.
СКантом могут согласиться самые различные старшеклассники. Те, у кого непростаяобстановка в семье. Юноши и девушки, у которых нет друзей. И это их сильнобеспокоит. Очевидно, и те, кто попал в тиски какой-либо компании,«команды», хочет и не может из них вырваться. Наконец, и такиеребята, кто хочет больше, чем может. В самых разных сферах: в учебе, в спорте,в популярности, в обладании престижными вещами и т.д.
Услышав:«Годы юности – самые трудные годы», задумываются и нередко уходят всебя те юноши и девушки, о которых говорят, что они «разбрасываются».Они все хотят попробовать и не в состоянии на чем-то остановиться. Ониинформированы о многом, но не компетентны ни в чем; всем увлекаются, но ничемне увлечены. У них слишком разнообразные интересы, влечения, стремления. И этосоздает впечатление поверхности. Да и не только впечатление. Они действительноповерхностны. Но их нынешняя поверхностность может стать основой будущейглубины и серьезных жизненных отношений, перспектив, свершений. Если онизадумаются, то могут однажды «остановиться, оглянуться».
Немалои таких, кто никак не может взять в толк, чем же жизнь трудна. И среди них тожевстречаются различные персонажи.
Этои те юноши и девушки, которые уютно устроились в своей компании, никого в неене принимают и вполне довольны друг другом и своей жизнью.
Многои таких, которые запросто, не смущаясь, здороваются за руку со всеми –знакомыми и незнакомыми, друзьями и недругами, которые живут так, как принято«всеми», которые всегда «в струе», которым не о чемзадумываться, ибо им все всегда ясно. И они всех устраивают – и сверстников, ивзрослых. У них нет никаких проблем, и с ними нет проблем. Проблемы могутпоявиться потом, на каком-нибудь изломе жизни. Хотя… могут и не появиться. Как«повезет»…
Возможно,даже не услышат слов философа и те, кто не утруждает себя размышлениями о своемнастоящем и будущем, живет как «птичка божья», что «не знает низаботы, ни труда», кроме поисков развлечений, кто живет как живется,плывет по течению, и такая жизнь их вполне устраивает. Будет ли так всегда? Укого-то, может быть, и будет: так и пройдут по жизни, никого не полюбивпо-настоящему, ничего не сделав для других, обокрав, в конечном итоге, самихсебя. Их можно осуждать, им можно сочувствовать, их можно жалеть. Но помочь иммогут только они сами. В меньшей степени – друзья, сверстники или старшие.
Ау других так не будет. Сегодня удивившись словам философа, завтра, черезнеделю, через месяц… они вдруг в минуту озарения любовью, ненавистью, ужасом,страданием, просто неожиданной мыслью или событием почувствуют, что что-то нетак в их жизни. И это озарение станет началом пути к людям, к миру, к будущему,к смыслу жизни, к самим себе. И тогда выясняется, что путь этот весьма непрост,порой тернист. Но «дорогу осилит идущий» — гласит народная мудрость.Остается пожелать им счастливого пути через трудные годы.
Ссубъективной точки зрения некоторых старшеклассников юность нельзя назватьтрудной. Ведь их жизнь обеспечена, защищена, наполнена вполне или более илименее удовлетворяющими их занятиями.
Однакообъективно годы юности трудные. Это время выбора (профессии, стиля жизни,принципов и др.) и решений. От них нередко зависит вся дальнейшая жизньчеловека или её большой отрезок. Осознанный выбор сделать трудно, приниматьрешения не легче. Не делать выбора и не принимать решений субъективно бываетспокойнее, а объективно всё равно опасно. Остается неясным самому себе, кем тыбудешь, каким ты будешь, чего ты хочешь достичь, каким образом и т.д. Неясностьбудущего отражается и на сегодняшнем дне, лишая его перспективы и глубокогосмысла, эатрудняя жизнь. Даже если неявно, то подспудно. Просто не все этоосознают. Не все узнают причину своих непонятных самим себе раздражений,злости, подавленности, грусти.
Насамом деле, хотим мы или не хотим, осознаем это или не осознаем, мы всё равнопостоянно совершаем выбор. Он может быть кардинальный, а может касатьсякакой-то мелочи жизни. Он может делаться глубоко продуманно, а может — наобум.
Нов любом случае этот выбор наш, он творит нас и нашу жизнь. Так скажем вслед заКантом: ранний юношеский возраст – всё-таки трудные годы.
Ранняяюность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле слова «третий мир»,существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершенияфизического созревания, которое проявляется в возникновении вторичных половыхпризнаков, увеличении размеров половых органов, росте тела в длину, окружности груднойклетки, бёдер, увеличении мускульной силы и массы, отвердении скелета.
(Ураносозревающих мальчиков (акселератов) вторичные половые признаки становятсязаметными уже на 11-м году жизни, скачок в росте приходится на 13-й год. Ихпоздно созревающие ровесники (ретарданты) отстают на 2 года. Максимум различиймежду ними в росте, массе и силе приходится на 14-16 лет.
Удевочек созревание начинается на 2 года раньше, чем у мальчиков. Максимумразличий между акселератками и ретардантками приходится на 12-14 лет.)
Ребенокстановится взрослым. Внешность изменяется на столько быстро, что поройокружающим трудно узнать в десятикласснике того мальчишку, который гонял мяч водворе несколько лет назад. Они ещё не привыкли к его новому облику. Но нетолько окружающие.
Старшеклассникамтоже надо как бы заново познакомиться с самим собой и привыкнуть к себе.Поэтому и юноши, и девушки так много времени проводят у зеркала, пристальновглядываются в своё отражение, проходя мимо витрин магазинов. Это узнаваниесвоего нового физического облика доставляет много радостных и тревожныхпереживаний.
Радостных– от осознания своего повзросления, от волнений и предвкушений, с этимсвязанных.
Тревожных– от реальных и мнимых недостатков своей внешности. Повышенный интерес к своей внешностив ранней юности естественен. Более того, сегодня он стал более пристальным, чемнесколько десятилетий назад. А главное – переживания по поводу внешности сталиболее острыми, ибо роль внешности для нынешних старшеклассников существенновыше, чем это было раньше. Почему? Ответ, как всегда, неоднозначен. Сказываютсясамые различные, порой, на первый взгляд, прямо к внешности не относящиесяобстоятельства.
Вчастности, например, такое. Мы стали жить лучше, лучше питаться. А питание –основа физического развития и сильно влияет на внешний вид человека. Средиокружающих молодых людей большинство выглядят хорошо «кормленными»(негативный факт — много полноватых, а то и просто толстых).
Мыстали лучше одеваться, особенно молодежь. Большую роль, чем раньше, сталаиграть мода. Сегодня почти все юноши и девушки стремятся ей следовать.Большинство имеют возможность это делать. Естественно, одни – больше, другие — меньше.
Амодная одежда, прически, макияж – это непременные слагаемые внешнего облика.Поэтому повышенный интерес к ним неизбежно влечет за собой и увеличениеинтереса к привлекательности лица, фигуры.
Рольвнешности велика ещё и, главным образом, потому, что от неё в ранней юности вомногом зависит успех или неудачи во взаимоотношениях со сверстниками противоположногопола. А они, эти отношения, всегда волновали юношей и девушек. Наше время – неисключение. Более того, сегодня эти отношения стали для многих ещё болееважными. Это связано со многими обстоятельствами. Во-первых, акселерациясоздает объективные предпосылки стремления найти партнёра другого пола. Непоследнюю роль играет телевидение, поскольку оно влияет на нормы в молодёжнойсреде сильнее, чем можно это себе представить. На экране юные пары – норма. Истаршеклассники осознанно и неосознанно стремятся ей соответствовать.
Араз внешность столь важна для достижения благополучия в этой сфере, для того,чтобы понравиться, то она и становится субъективно весьма важной. (Некоторымистаршеклассниками внешности придаётся такое большое значение, что все другиечеловеческие качества просто не берутся в расчет.)
Поэтомуюношей и девушек так заботит и волнует то, насколько их внешность соответствуетэталону мужественности или женственности. Субъективное представление о мереэтого соответствия делает старшеклассника более или менее удовлетвореннымсобой, уверенным в себе.
Однакосами эталоны часто бывают завышены. Соотнесение себя с другими необходимо длясамопознания. Но только если оно не сопровождается крайностями.
Специалистпо психологии раннего юношеского возраста Игорь Семёнович Кон, обобщаяимеющиеся данные, называет ряд наиболее типичных поводов, вызывающихпереживания у старшеклассников, связанных с их внешним обликом.
Так,юношей часто беспокоит рост, если он, по их мнению, или мнению окружающих, недостаточен.Некоторые девушки, наоборот, были бы рады уменьшить свой рост. Столь жепротивоположны волнения по поводу волос на теле: если юношей смущает ихотсутствие, то девушки переживают, обнаруживая у себя признаки оволосения. Хотяэти явления, как правило, имеют временный характер.
Другойчастый повод для беспокойства – избыточная масса, ожирение. Нередко этоследствие индивидуальных особенностей человека. Требуется специальный режимпитания, движения, чтобы «держать себя в форме». Но очень часто ожирениетоже временно. Дело в том, что накануне полового созревания у многих ребятобразуются жировые накопления, которые являются как бы резервом организма напериод интенсивного роста и развития. Спустя некоторое время избыточная масса«рассасывается».
Однакодаже временная полнота может вызвать болезненные переживания. Тем более острые,что редко кто из самих старшеклассников, да и окружающих взрослых, знает о еёвременности.
Неприятныепереживания выпадают на долю тех мальчиков, у которых в период половогосозревания наблюдается заметное увеличение грудных желёз. Обычно это проходитуже через год. Но опять же – об этом мало кто знает.
Незнаниеможет повергнуть некоторых мальчиков в самую черную меланхолию и по такомуповоду: им кажется, что у них недостаточные размеры половых органов. Апоскольку они не знают, что размеры никак не влияют на успешность выполненияэтими органами своих функций, постольку это их весьма тревожит.
Многихюношей и девушек беспокоят, а порой доводят до отчаяния появившиеся угри, прыщи.И оттого, что они пройдут со временем, а если правильно ухаживать за своейкожей, то и совсем быстро, мало кому становится легче.
Ксожалению, очень многие юноши и девушки не понимают, что внешность – это нетолько то, что дано человеку от природы, но и то, что он сам из себя сделал.
Вранней юности наступает качественно новый этап в развитии самосознания. В этомвозрасте человек открывает свой внутренний мир. Познание себя у юношей идевушек объективно идет в процессе общения с окружающими их самыми различнымилюдьми, как бы примеривания к себе различных стилей поведения,«масок», проигрывания различных ролей.
Общаясьсо взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, человек проявляетсебя. Он получает прямые и косвенные оценки своих знаний, умений, способностей,личностных черт и т.д. Он развивает свои способности, умения, приобретаетновые. Всё это создает необходимую практическую основу для познания самогосебя.
Наблюдаясвои поступки, отношения к себе окружающих людей, осознавая свои мысли,чувства, переживания, молодой человек обнаруживает в себе противоречия. Онимогут поставить его в тупик, затрудняют ответ на вопросы: Кто я? Какой я?Каково мое место в мире? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к миру?
Поискиответов на эти и подобные им вопросы можно назвать сущностью самоопределения вмире, то есть среди тех людей, с которыми они взаимодействуют, встречаются,дружат, которых любят, ненавидят, презирают и т. д. Именно поэтому в раннейюности столь остро проявляет себя потребность в эмоциональных контактах. Для еёудовлетворения старшеклассникам необходимы в первую очередь сверстники того идругого пола. Однако развита эта потребность у них по-разному.
Уодних она выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компанииили с кем угодно, в невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот,нужен довольно небольшой объём контактов с людьми, они предпочитают проводитьвремя наедине с собой.
Основнаямасса старшеклассников располагаются между этими двумя крайностями, т. е.высоко развитая потребность в эмоциональных контактах сочетается у них состремлением периодически уединяться для осмысления мира, себя в нем и своихпутей в мире.
Ранняяюность – возраст сильно развитой общительности. Юноши и девушки, образноговоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новомуопыту, настоятельная необходимость разрешить обуревающие их проблемы заставляютих надеяться (чаще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на их пути,их ждёт много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило,интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения.
Поискобщения не ограничивается новыми людьми. Периодически происходят«находки» среди тех людей, с которыми старшеклассник уже давно знаком,и неожиданно тускнеют старые «кумиры».
Встречаютсяи такие, кто отрицает наличие у себя потребности в общении. Но чаще всего ониобладают обычной либо даже повышенной для своего возраста потребностью вобщении.
Навзгляд взрослых, а очень часто и по мнению самих старшеклассников. Поискобщения со сверстниками воспринимается только как поиск «чем бызаняться?», «как провести свободное время?».
Наступилвечер. Зажглись уличные огни, засветились окна в домах. Родители пришли сработы и занялись домашними делами или смотрят телевизор. Старшеклассникодевается и уже из прихожей говорит:
— Ну, я пошел!
— Куда?
— Гулять!
— А уроки?
— Сделал!
-Когдапридешь? – или: — Чтоб во столько- то был дома!
Этообычный диалог, который с небольшими изменениями почти каждый вечер происходитво многих семьях. Хлопает дверь, юноша или девушка выходит на улицу. Онивыходят из дома и тогда, когда заранее договорились о встрече с приятелями. Итогда, когда у них нет конкретной цели. Они идут на улицу в надежде встретитького-нибудь из знакомых.
Сними они просто постоят во дворе или походят по улицам, перебрасываясь ничегоне значащими фразами или обсуждая фильмы, игры, происшествия и т.д. Пройдетвечер, старшеклассник вернется домой. Он даже может сам себе сказать: «Зряпровел время». А может остаться вполне удовлетворенным этим достаточнопустым времяпровождением. Почему?
Потому,что для него важно было не то, о чем говорили. Даже не то, с кем он был и,может быть, промолчал целый вечер. Смысл этого времяпровождения в другом – ощутитьсвой контакт со сверстниками, свою принятость ими, свою созвучность с ними. Этоважно для него, ибо создает чувство принадлежности к обществу равных. В юностикаждый страстно желает найти компанию. Благом считается уже само наличиекомпании, «команды», «капеллы» (называть их могутпо-разному).
Другоедело, что компании бывают разные. Нередко юноши и девушки жалуются на то, чтоим плохо в компании, они в ней вроде как бы «козлы отпущения».
Казалосьбы, в чём проблема? Бросить надо такую компанию, а не заниматьсясамобичеванием. Но опять встает вопрос: а что дальше? Где найти другую? Имногие предпочитают терпеть, лишь бы не оставаться в одиночестве.
Многиестаршеклассники недовольны своими компаниями. Это не значит, что они всегдарвут с ними из-за этого. Им хочется чего-то другого. Чего? Это не всегдапонятно им самим. На самом деле это «что-то» — стремление котношениям особенно глубоким, бескрайне доверительным, глубоко интимным. Однимсловом – стремление к идеальной дружбе.
Глубинныйсмысл поиска дружбы в ранней юности тесно связан с поиском защищенности,понимания, со стремлением познать самого себя, свое место среди людей, своебудущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, устаршеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.
Делов том, что юноша или девушка, ища у друга понимания, сочувствия, поддержки и т.д., сами далеко не всегда готовы " платить" тем же. По разнымпричинам. И в силу определенного эгоцентризма, который заставляетсосредоточиться на своих проблемах и мешает видеть проблемы другого, дажеближайшего друга.
Иблагодаря застенчивости, которая мешает раскрывать свои самые интимныепереживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его самого). И потомупорой, что у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше, чемслов, которыми они могут их выразить. Пройти «школу» дружбы долженкаждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческой близости –любви, семейным привязанностям.
Широкораспространено мнение о том, что старшеклассники избегают общения со взрослыми,не нуждаются в нем, стремятся скрыть от них свою жизнь, свои проблемы ипереживания. Подобные представления имеют под собой вполне объективныеоснования. Все знают, сколь различные взгляды взрослых и юных по многимвопросам, сколь часты конфликты между ними по самым различным поводам.
Всёэто так. И несмотря на это, исследования показывают, что большая часть юношей идевушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении совзрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первуюочередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Это могут быть иучитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и простознакомые взрослые.
Сложностьобщения старшеклассников с родителями довольно велика даже в самыхблагополучных семьях. Увеличивается она из-за того, что родители нередко непонимают, что с выросшими детьми общение должно строиться иначе, чем смаленькими.
Всилу возрастной дистанции между родителями и их детьми перед теми и другимистоят разные проблемы. Те проблемы, которые волнуют юношей и девушек, родителиили уже преодолели, или избавились от них, или просто забыли, идеализированновспоминая свою юность как период безоблачности и беспроблемности.
Поэтомунередко то, что важно для старшеклассников, кажется ерундой с точки зренияродителей. И, наоборот, родители без конца твердят о чем-то, с их точки зренияжизненно важном, а юноша или девушка их и не слушают, ибо вовсе не считаютпредмет разговора столь важным.
Многоконфликтов, недоразумений происходит от того, что у родителей истаршеклассников по многим вопросам повседневной жизни юношей и девушек разныеточки зрения. Так, взрослые дети часто расходятся с родителями в мнениях о том.Кто из их сверстников достоин дружбы, как следует проводить свободное время,какую профессию выбрать, хороша ли современная музыка, элегантны ли последниевеяния моды в одежде, прическах и т. д.
Выросшиедети нередко тоже не «сахар». У нас настолько принято считать, что«юность – лучший возраст жизни», что старшеклассники склоннывоспринимать людей других возрастов как нечто уже и «не живущеепо-настоящему», как людей, у которых все лучшее уже позади (к сожалению, вэтом мнении их порой поддерживают и сами взрослые). Поэтому их раздражают«отсталые» вкусы «предков». Они вообще порой видят вродителях всего лишь «жизнеобеспечивающую систему» (кормят, одевают ит.д.) и «ограничительно-регулирующий механизм» (мешают жить так, какхочется).
Юношии девушки, как правило, очень редко задумываются над тем, что родители –«тоже люди», тоже личности, что у них тоже есть право на собственныепроблемы. Они, наконец, не в состоянии понять, что каждый возраст имеет своепреимущество, свою неповторимую прелесть; что каждый возраст (и юность, изрелость), по-своему сложен, по-своему хорош, а по-своему и прекрасен.
Длятого, чтобы отношения старшеклассников с родителями удовлетворяли тех и других,чтобы они строились по-новому, по-взрослому, необходимо взаимопонимание.Взаимопонимание предполагает взаимотерпимость и взаимотерпение, взаимоуважениеи взаимозаботу, взаимо… и т. д. А это не всегда легко. Вот если бы без этого«взаимо…», тогда всё было бы просто. Но… нереально.
Впрочем,очень много в отсутствие «взаимо…» идет от того, что и старшеклассники,и родители недооценивают реальную близость их взаимоотношений. А она имеетсязначительно чаще, чем представляется многим.
Фактпервый. Старшеклассники, как правило, любят своих родителей. Любых. Другоедело, что они сами себе не всегда в этом признаются. Но на вопрос: «Хотелибы вы быть таким человеком, как ваши родители?» — положительно отвечаютбольшинство юношей и девушек (70%).
Фактвторой. Отвечая на вопрос «Чьё понимание для вас важнее всего, независимоот того, как фактически понимает вас этот человек?», на первое местоопрошенные старшеклассники поставили родителей (можно было выбрать разныеварианты ответа: друзья, товарищи, брат, сестра и т. д.).
Факттретий. При ответе на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложнойжитейской ситуации?» ребята чаще всего называли мать.
Фактчетвертый. Большинство опрошенных юношей и девушек хотели бы воспитывать своихдетей так же, как родители воспитывали их самих.
Следовательно,резонно предположить, что, когда юноши и девушки не считают возможным бытьоткровенными со старшими, виноваты во многом сами старшие. И еще не надозабывать, что, какую бы «маску» ни носили большие дети, в нихдостаточно стеснительности, зачастую они сами не умеют или боятся пойти намнавстречу. Значит, за зрелостью и мудростью – первый шаг.
Чтоможно сказать о познавательных процессах и способностях юношеского возраста?
Психологиуказывают на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченномутеоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениямии т.д.
Развитиеабстрактно-логического мышления знаменует появление не только новогоинтеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовычасами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Такие«праздные» споры и «пустопорожнее философствование» частораздражают учителей и родителей: «Лучше бы ты учился толком, чемрассуждать невесть о чем!»
Ноэти отвлеченные рассуждения так же необходимы и полезны, как бесконечные«почему?» дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когдаабстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (именнопотому, что она не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение,а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становитсялюбимейшей умственной игрой.
Отвлеченно-философскаянаправленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности.Однако эти свойства не стоит преувеличивать.
Склонностьк абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этомвозрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, ихпознавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решаютконкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы у нихпревалируют над естественнонаучными. Что же касается мечтательности, то онасвязана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическимиособенностями.
Широтаинтеллектуальных интересов часто в ранней юности сочетается с разбросанностью,с отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровеньсвоих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классахпоявляется немалое число безразличных, скучающих учеников, которым учебакажется прозаичной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью.
Объемвнимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его содного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем вниманиестановится более избирательным, зависящим от направленности интересов.Старшеклассники часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться начем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность»внимания, неумение сосредоточиться, переключаться и отвлекаться от каких-тостимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости инекоторых эмоциональных проблем ранней юности, включая пьянство, наркоманию ибезудержную погоню за удовольствиями.
Развитиеинтеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих непросто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и созданиечего-то нового.
Творческаяактивность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под властиобыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новыеассоциации и непроторенные пути, а с другой – развитый самоконтроль,организованность, умение себя дисциплинировать. Чтобы стать творческипродуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности,отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников.
Умственноеразвитие старшеклассников заключается не столько в накоплении умений иизменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуальногостиля умственной деятельности.
Стильмышления зависит от типа нервной системы. Старшеклассники с инертной нервнойсистемой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладателиподвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпомпреподавания. Однако это может быть компенсировано более тщательнымпланированием и контролем своей деятельности.
Самостоятельностьшкольника в процессе обучения не только улучшает его непосредственныерезультаты, но и оказывает благотворное влияние на умственные способности и чертыличности.
Поданным психологов, в интеллектуальной сфере учащихся средних и старших классовотмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления,осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть детейиспытывает трудности при самостоятельном овладении даже элементарной умственнойдеятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памятиучащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не владеют самыминеобходимыми навыками запоминания, в качестве основного приема работы с текстомучебника применяют чтение и пересказ. Они плохо умеют конкретизироватьтеоретические положения, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.Это затрудняет учение и делает его неинтересным. В среднем лишь 22% школьниковсредних и старших классов имеют устойчивый интерес к учебным предметам, убольшинства сформированного активного интереса к учебе нет. Для значительнойчасти учащихся (примерно 54%) характерно преобладание ориентации не наполучение знаний, а на оценку.
Выходиз положения, возможно, заключается в перестройке содержания и методовобучения, учете индивидуальных особенностей и интересов учащихся, а также вразвитии их собственной умственной и социальной инициативы.
Список литературы
1.Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
2.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Кн. дляучащихся. – М.: Просвещение, 1990.
3.Этика и психология семейной жизни. Под ред. И.В. Гребенникова. – М.:Просвещение, 1984.