Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Проблема детской безнадзорности (аналитический аспект)

И.Ю.Тарханова
Многообразиесоциальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большойстепени затронуло современную семью.
Множественностьпроблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываютсяоторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличенииколичества безнадзорных и беспризорных детей. Беспризорных детей в России на сегодняшнийдень около миллиона. Их цифра постоянно колеблется и складывается на основе данных,получаемых от органов правопорядка. Цифру же, определяющую количествобезнадзорных детей, назвать невозможно, как невозможно определить и ту грань,которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных. Если принимать во вниманиетолько милицейскую статистику, то это будут показатели на уровне нижнегопорога, так в Ярославской области на 1 января 2003 г. на учете в подразделенияхпо делам несовершеннолетних состояли 3846 подростков и 984 родителя,отрицательно влияющих на своих детей и создающих почву для безнадзорности.Проводимые социологические исследования дают другие цифры.
Средствамассовой информации оперируют еще более высокими показателями.
Невозможностьчеткого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностьюсамого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе,публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенокупотребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и внаучных работах.
Такимобразом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемыдетской безнадзорности и беспризорности.
Обратимсясначала к словарям.
Словарьрусского языка С.И. Ожегова [3] трактует эти понятия так: «безнадзорный» –лишенный надзора, «беспризорный» – 1) лишенный присмотра, 2) бездомный, живущийна улице, первое значение второго термина фактически является синонимомзначения первого термина. Педагогический словарь [4] определяет безнадзорностькак «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения задетьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как«социальное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействиив отношении несовершеннолетних»; как видим, четкого разграничения понятий нет.
Болеепоздние издания, например Российская педагогическая энциклопедия [5], болеечетко разграничивают рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как«отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей иподростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, ихзаменяющих», а беспризорность как «отсутствие у детей и подростков семейногоили государственного обеспечения, педагогического надзора и нормальных условийжизни», при этом также подчеркивается, что беспризорность является крайнимпроявлением безнадзорности.
Базовымзаконом в области интересующей нас проблемы является закон РФ, принятый в июне1999 года, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» [2]. В нем отмечается: «безнадзорный – несовершеннолетний,контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения илиненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностныхлиц», а «беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) местапребывания».
В.В.Терехина, начальник отдела социальной профилактики безнадзорности детейМинтруда России, комментируя постановление Правительства РФ от 13.03.2002 г. No154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности ибезнадзорности», также говорит о необходимости разделения этих двух понятий:«Безнадзорные дети проживают в своей семье, но контроль за их поведением,обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практическиотсутствует, по сути они предоставлены сами себе. … Беспризорность – этокрайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживаниевне семьи» [6].
Несмотряна достаточное разграничение представленных понятий в последних рассмотренныхнами публикациях, мы считаем что этого недостаточно. Для более четкогопредставления о детской безнадзорности следует определить понятие «надзора» заребенком. Если под детской безнадзорностью понимать только отсутствие илинедостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, то приэтом упускается очень важный момент – отчуждение самих детей от семьи, детскогоколлектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями.
Аэто очень важно потому, что постоянный контроль за ребенком практически невозможен,да и не нужен, другое дело, когда подросток, оказываясь без родительскогонадзора, соотносит свои действия и поступки с тем, как к ним отнесутся егородители (воспитатели). При отсутствии эмоциональной связи поколений,взаимоуважения и любви ребенок, освобождаясь от контроля взрослых, чувствуетсебя свободным и, как он считает, волен делать то, что хочет, не оглядываясь нато, как к этому отнесутся родители. Таким образом, состояние безнадзорностипомимо перечисленных в вышеприведенных определениях признаков характеризуетсятакже отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, ихзаменяющими. Говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный»,следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правилпедагогики. Не случайно его сущность, признаки входят в сферу вниманияпедагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор занесовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением,времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовнойсвязи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранять даже нарасстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником.Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которойон часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.
Такимобразом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существуетпрочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятнойпочвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз исоставляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейсяна грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющаяположение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус,который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либообстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствиенадзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.
Чтоже является основными причинами возникновения явления детской безнадзорности?Несомненно, здесь присутствует целый ряд социальных причин: бедность, ростпреступности, нерегулируемая миграция, наркомания и др. В докладе «Дети улицы.Образование и социальная адаптация безнадзорных детей» [1] одной из такихпричин называется  уход детей из школы. По мнению авторов доклада, «дети иподростки, оказавшиеся вне школы и не нашедшие себе постоянной работы,становятся «детьми улицы». Работая над проблемой детской безнадзорности, М.А.Ковальчук выделяет две группы причин этого явления: семейные и индивидуальные.К первым относится дисфункциональность семей, различные искажения семейноговоспитания, жестокость в семье, а также алкоголизм, признаки асоциальнойличностной деформации и криминальность родных; психопатические черты уродителей с аффективной возбудимостью, а также их незрелость и изолированность,неустойчивая самооценка, снижение толерантности к стрессам и личностныепроблемы. Индивидуальные предпосылки безнадзорности М.А. Ковальчукрассматривает как вторичные и играющие свою роль в возникновении нарушенийсоциализации лишь в сочетании с вышеуказанными отклонениями в семейныхотношениях.
Невызывает возражений, что основной причиной безнадзорности является ослаблениесвязи с семьей, родными и близкими людьми. Ослабление таких связей приводит кпотере ответственности ребенка за свои действия, поскольку ему безразлично, чтоподумают о нем родные, что они будут чувствовать, узнав о его поступке. Такоеположение вещей дает подростку чувство «свободы», к которой, как правило,стремится каждый подросток, но проблема здесь заключается в том, чтобезнадзорные дети понимают эту свободу как безнаказанность, а не какответственность за свои действия.
Большинствоопрошенных нами подростков, характеризующихся длительным периодомбезнадзорности, считают именно такую «свободу» главной ценностью для себя.Социальнопедагогический опрос проводился среди воспитанников Красноборскойспецшколы Ярославской области, количество опрошенных детей – 44 человека,возраст – от 10 до 14 лет. Мы просили воспитанников определить, что для нихозначает понятие «надзор» и что такое «отсутствие надзора». Большинство (75%)определили надзор как «постоянный контроль со стороны взрослых», большая частьиз них (79,5%) говорила о том, что это мешает им в жизни, что они считают себя самостоятельнымии им не требуется вмешательство взрослых. Лишь два человека из опрошенныхсказали, что именно отсутствие надзора привело их к совершению противоправныхпоступков.
«Отсутствиенадзора» большинство воспитанников (77%) определяет именно как «свободу», всмысле независимости от взрослых (зависимость от друзей они «несвободой» несчитают).
Подводяитог сделанному в своих исследованиях анализу, мы разделяем понятия детскойбезнадзорности и беспризорности следующим образом: Безнадзорные дети – это те,которые проживают в семье, но должный контроль за их воспитанием, обучением,поведением и развитием со стороны родителей, близких родственников или лиц, ихзаменяющих, не осуществляется. Ребенок при этом формально находится народительском попечении, сохраняет эмоциональную привязанность к одному илинескольким членам семьи, но большую часть времени предоставлен сам себе.
Правильнопонимаемый надзор за ребенком не сводится только к контролю за его поведением,учебой, досугом. Это, в первую очередь, наличие внутренней духовной связи сребенком, взаимопонимание и поддержка его в любой ситуации.
Беспризорныедети – это дети, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие их, или дети,родители которых лишены родительских прав, а также не состоящие на попечении втех или иных учреждениях.
Список литературы
1.Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Подред. А.Н. Майорова М., 2001.
 2.Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних». М., 1999.
3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 17. М., 1985.
4.Педагогический словарь. В 2 тт. Т. 1. М., 1960.
5.Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. Т. 1. М., 1993.
6.Терехина В.В. Безнадзорным детям особое внимание // Социальное обеспечение.2002. No5. С. 18 – 22.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.