Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Проблема детской безнадзорности (аналитический аспект)

И.Ю.Тарханова
Многообразиесоциальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большойстепени затронуло современную семью.
Множественностьпроблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываютсяоторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличенииколичества безнадзорных и беспризорных детей. Беспризорных детей в России на сегодняшнийдень около миллиона. Их цифра постоянно колеблется и складывается на основе данных,получаемых от органов правопорядка. Цифру же, определяющую количествобезнадзорных детей, назвать невозможно, как невозможно определить и ту грань,которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных. Если принимать во вниманиетолько милицейскую статистику, то это будут показатели на уровне нижнегопорога, так в Ярославской области на 1 января 2003 г. на учете в подразделенияхпо делам несовершеннолетних состояли 3846 подростков и 984 родителя,отрицательно влияющих на своих детей и создающих почву для безнадзорности.Проводимые социологические исследования дают другие цифры.
Средствамассовой информации оперируют еще более высокими показателями.
Невозможностьчеткого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностьюсамого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе,публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенокупотребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и внаучных работах.
Такимобразом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемыдетской безнадзорности и беспризорности.
Обратимсясначала к словарям.
Словарьрусского языка С.И. Ожегова [3] трактует эти понятия так: «безнадзорный» –лишенный надзора, «беспризорный» – 1) лишенный присмотра, 2) бездомный, живущийна улице, первое значение второго термина фактически является синонимомзначения первого термина. Педагогический словарь [4] определяет безнадзорностькак «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения задетьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как«социальное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействиив отношении несовершеннолетних»; как видим, четкого разграничения понятий нет.
Болеепоздние издания, например Российская педагогическая энциклопедия [5], болеечетко разграничивают рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как«отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей иподростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, ихзаменяющих», а беспризорность как «отсутствие у детей и подростков семейногоили государственного обеспечения, педагогического надзора и нормальных условийжизни», при этом также подчеркивается, что беспризорность является крайнимпроявлением безнадзорности.
Базовымзаконом в области интересующей нас проблемы является закон РФ, принятый в июне1999 года, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» [2]. В нем отмечается: «безнадзорный – несовершеннолетний,контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения илиненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностныхлиц», а «беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) местапребывания».
В.В.Терехина, начальник отдела социальной профилактики безнадзорности детейМинтруда России, комментируя постановление Правительства РФ от 13.03.2002 г. No154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности ибезнадзорности», также говорит о необходимости разделения этих двух понятий:«Безнадзорные дети проживают в своей семье, но контроль за их поведением,обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практическиотсутствует, по сути они предоставлены сами себе. … Беспризорность – этокрайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживаниевне семьи» [6].
Несмотряна достаточное разграничение представленных понятий в последних рассмотренныхнами публикациях, мы считаем что этого недостаточно. Для более четкогопредставления о детской безнадзорности следует определить понятие «надзора» заребенком. Если под детской безнадзорностью понимать только отсутствие илинедостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, то приэтом упускается очень важный момент – отчуждение самих детей от семьи, детскогоколлектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями.
Аэто очень важно потому, что постоянный контроль за ребенком практически невозможен,да и не нужен, другое дело, когда подросток, оказываясь без родительскогонадзора, соотносит свои действия и поступки с тем, как к ним отнесутся егородители (воспитатели). При отсутствии эмоциональной связи поколений,взаимоуважения и любви ребенок, освобождаясь от контроля взрослых, чувствуетсебя свободным и, как он считает, волен делать то, что хочет, не оглядываясь нато, как к этому отнесутся родители. Таким образом, состояние безнадзорностипомимо перечисленных в вышеприведенных определениях признаков характеризуетсятакже отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, ихзаменяющими. Говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный»,следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правилпедагогики. Не случайно его сущность, признаки входят в сферу вниманияпедагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор занесовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением,времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовнойсвязи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранять даже нарасстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником.Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которойон часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.
Такимобразом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существуетпрочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятнойпочвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз исоставляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейсяна грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющаяположение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус,который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либообстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствиенадзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.
Чтоже является основными причинами возникновения явления детской безнадзорности?Несомненно, здесь присутствует целый ряд социальных причин: бедность, ростпреступности, нерегулируемая миграция, наркомания и др. В докладе «Дети улицы.Образование и социальная адаптация безнадзорных детей» [1] одной из такихпричин называется  уход детей из школы. По мнению авторов доклада, «дети иподростки, оказавшиеся вне школы и не нашедшие себе постоянной работы,становятся «детьми улицы». Работая над проблемой детской безнадзорности, М.А.Ковальчук выделяет две группы причин этого явления: семейные и индивидуальные.К первым относится дисфункциональность семей, различные искажения семейноговоспитания, жестокость в семье, а также алкоголизм, признаки асоциальнойличностной деформации и криминальность родных; психопатические черты уродителей с аффективной возбудимостью, а также их незрелость и изолированность,неустойчивая самооценка, снижение толерантности к стрессам и личностныепроблемы. Индивидуальные предпосылки безнадзорности М.А. Ковальчукрассматривает как вторичные и играющие свою роль в возникновении нарушенийсоциализации лишь в сочетании с вышеуказанными отклонениями в семейныхотношениях.
Невызывает возражений, что основной причиной безнадзорности является ослаблениесвязи с семьей, родными и близкими людьми. Ослабление таких связей приводит кпотере ответственности ребенка за свои действия, поскольку ему безразлично, чтоподумают о нем родные, что они будут чувствовать, узнав о его поступке. Такоеположение вещей дает подростку чувство «свободы», к которой, как правило,стремится каждый подросток, но проблема здесь заключается в том, чтобезнадзорные дети понимают эту свободу как безнаказанность, а не какответственность за свои действия.
Большинствоопрошенных нами подростков, характеризующихся длительным периодомбезнадзорности, считают именно такую «свободу» главной ценностью для себя.Социальнопедагогический опрос проводился среди воспитанников Красноборскойспецшколы Ярославской области, количество опрошенных детей – 44 человека,возраст – от 10 до 14 лет. Мы просили воспитанников определить, что для нихозначает понятие «надзор» и что такое «отсутствие надзора». Большинство (75%)определили надзор как «постоянный контроль со стороны взрослых», большая частьиз них (79,5%) говорила о том, что это мешает им в жизни, что они считают себя самостоятельнымии им не требуется вмешательство взрослых. Лишь два человека из опрошенныхсказали, что именно отсутствие надзора привело их к совершению противоправныхпоступков.
«Отсутствиенадзора» большинство воспитанников (77%) определяет именно как «свободу», всмысле независимости от взрослых (зависимость от друзей они «несвободой» несчитают).
Подводяитог сделанному в своих исследованиях анализу, мы разделяем понятия детскойбезнадзорности и беспризорности следующим образом: Безнадзорные дети – это те,которые проживают в семье, но должный контроль за их воспитанием, обучением,поведением и развитием со стороны родителей, близких родственников или лиц, ихзаменяющих, не осуществляется. Ребенок при этом формально находится народительском попечении, сохраняет эмоциональную привязанность к одному илинескольким членам семьи, но большую часть времени предоставлен сам себе.
Правильнопонимаемый надзор за ребенком не сводится только к контролю за его поведением,учебой, досугом. Это, в первую очередь, наличие внутренней духовной связи сребенком, взаимопонимание и поддержка его в любой ситуации.
Беспризорныедети – это дети, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие их, или дети,родители которых лишены родительских прав, а также не состоящие на попечении втех или иных учреждениях.
Список литературы
1.Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад / Подред. А.Н. Майорова М., 2001.
 2.Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних». М., 1999.
3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 17. М., 1985.
4.Педагогический словарь. В 2 тт. Т. 1. М., 1960.
5.Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. Т. 1. М., 1993.
6.Терехина В.В. Безнадзорным детям особое внимание // Социальное обеспечение.2002. No5. С. 18 – 22.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жаргон как атрибут культуры
Реферат Особливості прояву агресивної і конфліктної поведінки в підлітковому віці
Реферат Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей
Реферат Стилистика раннего советского философско-правового мышления. Ленин и Льюис Кэролл
Реферат Международные организации, их классификация и правовой статус
Реферат Знакомство Паратова и Карандышева
Реферат Сфера материального производства города Набережные Челны
Реферат Реакционный потенциал и перспективы развития туризма в Санкт Петербурге и Ленинградской области
Реферат «Мемфис» стиль дизайна 80-х годов.
Реферат «Кубок Вивальди» Синхронный турнир по спортивному «Что? Где? Когда?» для школьных команд Пакет вопросов 4 тура («Весна»)
Реферат Gatsby VS Ruth Essay Research Paper Gatsby
Реферат Глобалізація сучасного світу провідна тенденція світової політики
Реферат Persuasian Paper Abortion Issue Essay Research Paper
Реферат Формы соучастия
Реферат Культурні процеси в Україні у XX ст Культура народів Закавказзя Особливості театрального мистецтва