Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Особенности реализации различных стратегии взаимодействия в диадах «ребенок-мать»

Шведовская А.А., доцент кафедры «Возрастнаяпсихология»
Изучениемособенностей семейного воспитания и разработкой критериев выделения различныхтипов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д.Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.). Одним изважнейших компонентов процесса воспитания в семье является деятельностнаясторона детско-родительского взаимодействия. Реализация детско-родительскоговзаимодействия включает в себя активно-действенную позицию не только самогородителя, но и ребенка по отношению к родителю.
Активно-действеннаяпозиция ребенка отражается в ориентирующем образе детско-родительских отношенийу ребенка. Образ детско-родительских отношений у ребенка носит регулирующий,контролирующий, направляющий характер в построении тактики взаимодействия с родителями(О.А. Карабанова, 2002). В настоящее время представляется недостаточноизученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношенийи соотнесения особенностей образа с реализацией реального взаимоотношения с родителями
Проведенноенами исследование[*] посвящено изучению особенностейструктуры детско-родительского взаимодействия в дошкольном возрасте. С цельюизучения реального взаимодействия проведена методика «Пробы на совместнуюдеятельность» (Лидерс А.Г. 1994, Карабанова О.А. 2004) в 75 диадах«ребенок-мать» (150 респондентов). Исследование проводилось в шести детскихдошкольных учреждениях г. Москвы. Возраст детей от 4.6 до 6.11 лет.
Параметрамианализа особенностей детско-родительских отношений в пробе на совместнуюдеятельность для нас стали следующие показатели деятельностного и эмоциональногокомпонентов диадического взаимодействия родителя и ребенка:
1.характер руководства деятельностью партнера;
2.особенности контроля и оценивания действий партнера;
3.особенности принятия руководства ведомым;
4.стремление партнеров к взаимодействию;
5.характер установления дистанции при взаимодействии;
6.степень эмоционального принятия-отвержения партнера по взаимодействию.
Использованиекластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методомК-средних позволило выделить пять различных групп детско-родительских диад,различающихся по выделенным показателям взаимодействия. Распределение детско-родительскихдиад по группам. Сопоставление групп между собой с использованием U-критерийсогласия Манна-Уитни показало, что выделенные группы значимо различаются по определеннымпеременным деятельностного и эмоционального компонентов взаимодействия (уровеньзначимости p
1.«Конфликтный тип взаимодействия»
Особенностипозиции партнеров по взаимодействию: родитель — авторитарный,доминирующий; ребенок — эгоцентричный, активный.
Характердиадического взаимодействия: несогласованность «МЫ».
Характеристикатипа взаимодействия:
Вконфликтной диаде наблюдается активная борьба за лидерство во взаимодействии,как со стороны родителя, так и со стороны ребенка. Ребенок в ситуациях и ведомогои ведущего отстаивает свое первенство.
Например,в сравнении с дистантным родителем конфликтный родитель на активность ребенкаотвечает собственной активностью. Но если по объективным причинам конфликтныйродитель находится в ситуации ведомого и вынужден следовать за ребенком длядостижения результата, то он так же склонен к отстранению от взаимодействия,как и дистантный родитель или проявляет негативизм к просьбам и указаниямребенка. При этом в ситуации конфликтного взаимодействия родитель склонен к переоценкевозможностей ребенка, что не свойственно дистантному родителю.
Взаимодействиев конфликтной диаде отличается особой напряженностью. Ребенок активновмешивается в деятельность родителя. Это действует дистабилизирующе на аспектпланирования действий родителем. Осуществление руководства со стороны родителяхарактеризуется выраженной непоследовательностью, неадекватностью и фрагментарностьюуказаний. Родитель априори считает, что ребенок понимает его требования и инструкции.Такую же модель предъявления инструкции использует и ребенок. При этом он скореепытается сам выполнить действия за родителя, чем что-то разъяснить илипоказать.
Конфликтныйродитель не ориентирован на оказание своевременной помощи ребенку. Родительконтролирует ребенка преимущественно по итоговым результатам действий, не осуществляяпошаговый контроль. Предпочитает использовать критику, высмеивание, постановку«диагноза».
Такойспособ руководства и контроля со стороны родителя не позволяет ребенкуэффективно и адекватно корректировать собственные действия, и ребенокпредпочитает игнорировать замечания и инициативу взрослого.
Ребенокдемонстрирует широкий спектр протестных форм принятия руководства со стороныродителя: формально выполняя указания взрослого, оспаривая его требования,отказываясь от выполнения требований взрослого и проявляя к взросломунегативизм.
Иродитель, и ребенок склонны к игнорированию состояния партнера по взаимодействию.
Вобъективно складывающейся ситуации неуспеха деятельности и родитель, и ребенокнегативно оценивают действия партнера. При этом родитель склонен перекладыватьна ребенка ответственность за неудачу. Родитель к тому же использует такиеформы оценивания как наклеивание «ярлыков» и предваряющая оценка.
Из-завнутреннего напряжения в диаде партнеры не стремятся к инициированию илиподдержанию контакта и на бездействие партнера отвечают собственнымбездействием. Родитель констатирует потерю контакта.
Сэмоциональной стороны родитель демонстрирует часто возникающиераздражительность, злорадство, холодность по отношению к ребенку. И избегаеттелесного контакта. Ребенок со своей стороны тоже демонстрирует ответноераздражение.
2.«Гармоничный тип взаимодействия»
Особенностипозиции партнеров по взаимодействию: родитель — демократичный,принимающий; ребенок — инициативный, «слушающий».
Характердиадического взаимодействия: комплементарное «МЫ».
Характеристикатипа взаимодействия:
Пригармоничном взаимодействии наблюдается взаимопонимание и согласованностьпозиций в детско-родительской диаде. Распределение ролей между ребенком и родителемкомплиментарно и адекватно содержанию деятельности. Когда родитель выступает в роли«ведущего» — ребенок принимает и не оспаривает его руководство. И наоборот,инициатива ребенка принимается родителем.
Родительосуществляет руководство деятельностью ребенка последовательно и предъявляеттребования в понятной для ребенка форме. Родитель ориентирован на оказаниепомощи ребенку в трудных ситуациях, при этом, не стремясь выполнить действия заребенка. Контроль носит содержательный характер. Со стороны обоих партнеровоценка результатов действий носит адекватный характер.
Деловоесотрудничество строится родителем с учетом возрастных и индивидуальныхособенностей ребенка. У обоих партнеров по взаимодействию есть желаниеподдерживать контакт, в том числе и телесный.
Родительиспользует местоимение «Мы» при взаимодействии и обращается к ребенку по имени.Как со стороны ребенка, так и со стороны родителя наблюдается проявленияэмоционального принятия и симпатии. Родитель не обвиняет ребенка в неудачах,пытаясь конструктивно разрешать трудности и демонстрируя ценностное отношение кнему. В ситуации успеха/неуспеха со стороны ребенка и со стороны родителянаблюдается адекватные эмоциональные проявления.
3.«Дистантный тип взаимодействия»
Особенностипозиции партнеров по взаимодействию: родитель — отстраненный, холодный; ребенок —инициативный, «слушающий».
Характердиадического взаимодействия: взаимодействие «рядом».
Характеристикатипа взаимодействия:
Отстраненныйродитель предпочитает руководить взаимодействием. Так ему легче в своих целяхманипулировать ребенком. Ребенок данную ситуацию принимает, не демонстрируяактивной борьбы за лидерство.
Отстраненномуродителю свойственно переоценивать возможности ребенка. Такой родитель не ориентируетсяна действия ребенка и игнорирует его эмоциональное состояние.
Вслучае, когда ребенок не справляется с заданием, родителю проще выполнитьдействия за ребенка, чем что-то разъяснить или оказать помощь. При этомродитель склонен негативно оценивать действия ребенка. И ответственность за неудачувозлагать на ребенка.
Восуществлении контроля промежуточный результат действий ребенка родителем не фиксируется.В правильности или неправильности своих действий ребенок может сориентироватьсятолько после получения окончательного результата, что не позволяет ребенкуосуществлять своевременную эффективную коррекцию своих действий. Но посравнению с конфликтным типом при дистантном взаимодействии нет ярковыраженного напряжения в отношениях. Это позволяет ребенку быть более успешнымв выполнении действий.
Вслучае, когда ребенку необходимо быть «ведущим» во взаимодействии, родительдействует формально и безынициативно. С легко возникающим отказом от выполненияуказаний ребенка и игнорированием его замечаний. При этом инициатива и настойчивостьребенка вызывает у родителя эмоциональный дискомфорт.
Еслиребенок прекращает действовать, родитель уходит от взаимодействия и не делаетпопыток к его активизации.
Наибольшеенеблагополучие, по сравнению с другими типами, наблюдается в эмоциональнойстороне взаимодействия. Наблюдается избегание телесного контакта в детско-родительскойдиаде. Со стороны родителя — отсутствие сопереживания, холодность. При неуспехе— акцентирование неудач, критика, раздражение, уничижение личности ребенка. И достаточноебезразличие к успеху. Для родителя неуспех — значимо дискомфортен, а успех самсобой разумеется.
4.«Родитель — диктатор»
Особенностипозиции партнеров по взаимодействию: родитель — авторитарный; ребенок —принимающий, пассивный.
Характердиадического взаимодействия: диктат-подчинение.
Характеристикатипа взаимодействия:
Авторитарныйродитель активно захватывает лидерство и в ситуации «ведомого» и в ситуации«ведущего». Он склонен переоценивать возможности ребенка, и демонстрируетотсутствие сопереживания к нему. Выраженной борьбы и конфликтности во взаимодействиинет. Распределение ролей принимается обоими участниками взаимодействия.
Всравнении с дистантным родителем, у авторитарного более выраженанепоследовательность руководства. Родитель стремиться поддержать взаимодействиеи активизировать ребенка, но использует при этом неконструктивные способы,например, констатацию потери контакта. Что приводит к еще большему отвлечениюребенка. Родитель оценивает ребенка позитивно и ориентируется на его состояние.Оценка действий ребенка адекватна результатам. Резкие негативные эмоциональныепроявления при таком диадическом взаимодействии не выражены. В этой диадеребенок испытывает тревогу при неуспехе.
5.«Ребенок — диктатор»
Особенностипозиции партнеров по взаимодействию: родитель — потворствующий; ребенок —эгоцентричный, активный.
Характердиадического взаимодействия: диктат-подчинение.
Характеристикатипа взаимодействия:
Позицияребенка в диаде по типу «Ребенок-диктатор» сходна с позицией ребенка в конфликтномтипе взаимодействия. Ребенок активен и эгоцентричен. Но здесь он не пытаетсябороться за лидерство. Конфликтность в диадическом взаимодействии минимальная.
Потворствующийродитель более последователен, чем авторитарный. Ориентируется на состояниеребенка. Указания родителя адекватны содержанию деятельности и даются в понятныхребенку терминах, но касаются отдаленного результата. Родитель склоненобсуждать способы действия с ребенком. В целом, родитель ориентируется на достижениеположительного результата во взаимодействии. Но при этом не пытается частовмешиваться в деятельность ребенка и осуществлять пошаговый контроль,предоставляя ему возможность проявления инициативы. Соответственно в диаде со стороныребенка не выражены негативизм, оспаривание требований или отказ от ихвыполнения, как при конфликтном типе взаимодействия. Оба участникавзаимодействия позитивному оцениванию действий друг друга.
Втакой ситуации ребенок более адекватно корректирует результаты своих действий вответ на указания взрослого, чем в ситуации конфликтного взаимодействия и борьбыза лидерство.
Вслучае неудачи потворствующий родитель склонен брать ответственность на себя.При затруднениях в деятельности и родитель, и ребенок не оставляют попытокподдерживать контакт. Родитель стремится к близкой дистанции с ребенком и используеттелесный контакт. По сравнению с дистантным, потворствующий родитель можетосуществлять помощь ребенку, выполняя за него действия в трудных ситуациях.
Состороны ребенка наблюдается формальное выполнение указаний, дистанцированностьот родителя и тревога при неуспехе или замечаниях. Эмоциональные проявления приуспехе и неуспехе у родителя адекватные. При взаимодействии с ребенком нетпроявлений холодности, злорадства, уничижения личности, обесценивания успеха,наклеивания «ярлыков».
Такимобразом, нами описана эмпирическая типология детско-родительскоговзаимодействия, на основании наиболее значимых особенностей деятельностной и эмоциональнойсторон взаимодействия. В типологии учитывается активно-действенная позицияребенка при реальном взаимодействии с родителем. В дальнейшем в исследованиипланируется выявить особенности переживания детьми внутрисемейной ситуации и особенностиродительской позиции, восприятия и переживания родителем характера отношении и взаимодействияс ребенком.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.