Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным и аномальным развитием

Никишина В.Б., (ЯрГУ)
Обращениек патологии развития является одной из реальных возможностей пониманиязакономерностей психической нормы. Поэтому изучение различных форм психическогодизонтогенеза может быть полезно для выявления причин, вызывающих те или иныеотклонения от нормы. С этим связано обращение исследования к возможно наиболеераспространенной и разнообразной по механизмам формирования формы аномалиипсихического развития -умственной отсталости.
Послевведения в научную литературу понятия «олигофрения» (Крепелин Э., 1915)появилось множество подходов к изучению умственной отсталости. Одним изнаиболее распространенных в отечественной дефектологии и специальной психологииявляется определение Г.Е.Сухаревой (1965). «Олигофрения — это группа различныхпо этиологии и патогенезу болезненных состояний, объединенных общим признаком — все они представляют собой проявление дизонтогенеза головного мозга». [2].
Современныеоценки содержания умственной отсталости можно согласовать с международнойклассификацией болезней 10-го пересмотра, так, в части, касающейся психическихрасстройств у детей и подростков, умственная отсталость выделена как отдельнаягруппа психического дизонтогенеза и включает легкую умственную отсталость,тяжелую умственную отсталость, глубокую умственную отсталость, другуюумственную отсталость и неуточненную умственную отсталость. [3].
Основныепроблемы изучения ребенка с умственной отсталостью достаточно системнопредставлены в области исследования когнитивной стороны, как области первичногодефекта. Вместе с тем, сосредоточенность в поиске первичного дефекта в областикакой-то одной психической функции длительное время не позволяла исследователямочертить целостную картину и выделить общую специфику аномалии развития.
Всовременных исследованиях наметились тенденции, с одной стороны, поиска самыхпрямых и прагматических решений проблем социальной адаптации умственноотсталого ребенка, с другой — рождало постепенное осознание того, что спецификаумственной отсталости не поддается расшифровке при изолированном рассмотрениикогнитивных трудностей.
Цельюпроводимого нами исследования стало изучение легкой степени умственнойотсталости как нарушения когнитивной сферы, через оценку изменений в структуреи содержании эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка. Исследованиеопирается на разработанную психологическую традицию понимания конструктивнойроли аффекта. Как известно, Л.С.Выготский (1982, 1983, 1984) проводит мысль оединстве интеллектуального и аффективного в организации самых простых и самыхсложных форм психической жизни. С.Я.Рубинштейн (1946, 1957) считает, что единицапсихического всегда включает в себя единство компонентов интеллектуального иаффективного.
Л.С.Выготскийуказывает на то, что развитие познавательной деятельности у детей связано сдинамично изменяющейся эмоционально-волевой сферой. [1].
Несформированностьили нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка взатруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказываетотрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства вэмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но имогут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальнойдезадаптации. Проводимые исследования указывают на то, что среди подростков сумственной отсталостью процент различных девиантных форм поведения составляетот 20 до 40%. [8].
Анализируяособенности эмоциональной сферы, С.Я.Рубинштейн [4] указывает, что незрелостьличности умственно отсталого ребенка, обусловленная, в первую очередь,особенностями развития его интеллекта, проявляется в ряде особенностей егоэмоциональной сферы: недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций,их амбивалентность, примитивность, неадекватность; эмоциональные реакциинепроизвольны воздействиям; для эмоциональных реакций характернараздражительность, склонность к агрессии.
Следуетотметить и то, что чем выраженнее нарушения в умственном развитии, темочевиднее рассогласование в эмоциональной сфере. [4].
Исследованиеособенностей эмоциональной сферы умственно отсталых детей в нашей работепредставлено изучением уровня тревожности (личностной) и уровня агрессивности.
Тревожность- это эмоциональное состояние целесообразного подготовительного повышениясенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности,обеспечивающей соответствующую реакцию на страх. [5].
Вцелом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. Уровеньтревожности обычно повышен:
 призаболеваниях нервно-психических и тяжелых соматических;
 уздоровых людей, переживающих последствия травмы психической;
 улюдей с отклоняющимся поведением.
Агрессия- свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, восновном в области субъективно-субъектных отношений. [5].
Отмечая,рассогласования в эмоциональной сфере детей с умственной отсталостью мыпредположили, что у детей с умственной отсталостью уровень личностнойтревожности ниже, чем у детей с умственной отсталостью уровень личностнойтревожности ниже, чем у детей с нормальным развитием. Тогда как, уровеньагрессивности у детей с умственной отсталостью выше, чем у детей с нормальнымразвитием.
Висследовании принимали участие дети с умственной отсталостью в возрасте 11-12лет (в заключении ПМПК — легкая умственная отсталость), объем выборки составил30 человек, в контрольную группу вошли дети с нормальным развитием — 30человек. Выборки формировались методом рендомизации.
Впакет психологических методик вошли методики — Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина: шкалаличностной тревожности [6]; шкала самооценки, агрессивности и ригидности [ 9].Выбор методик определялся следующими основаниями: учет уровня развитияиспытуемых; методика должна соответствовать требованиям выдвинутой гипотезы,т.е. регистрировать зависимую переменную; возможности методик позволяютизбежать перегрузки испытуемых в процессе исследования; содержание методикдоступно для выполнения определенной группы испытуемых.
Планированиеисследования необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидностиэксперимента. Для контроля внешних переменных в исследовании применялисьследующие способы:
1)создание константных условий:
а)уравнивание групп испытуемых по значимым для исследования индивидуальнымхарактеристикам (уровень образования — возраст);
б)стандартизированная техника и оборудование (стандартный бланк ответов,инструкция одинаковая для всех испытуемых).
2)балансировка: состоит в том, что в дополнение к экспериментальной группе в планэксперимента включена контрольная группа. Экспериментальное исследованиеконтрольной группы проводилось в тех же условиях, что и исследованиеэкспериментальной.
Висследовании был использован план ex-post-facto или эксперимент, на которыйссылаются. Так как в качестве независимой переменной выступает реальное событиеиз жизни испытуемых (данные ПМПК о наличии олигофрении в легкой степени).
Отборгруппы (экспериментальной) осуществлялся на основании данных протоколов ПМПК.
Статистическиеоценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различийрезультатов контрольных и экспериментальных групп.
Прежде,чем применить статистический метод обработки результатов, проведен качественныйанализ, обработаны результаты тестирования в соответствии с инструкциейметодик.
Руководствуясьалгоритмом выбора критерия оценки достоверности различий между независимымивыборками по ровню признака, учтя количество и объем выборок определиластатистические критерии для обработки полученных результатов (7, с. 71).
Обработкапровелась по критериям:
1.Критерий Манна-Уитни (И)
2.Угловое преобразование Фишера (ф*).
Следуяалгоритму, применялся критерий Манна-Уитни (И), согласно полученнымрезультатам, значение Иэмп. составило 167.
и338 (p≤0,05) [292 (p ≤ 0,01)
СравниваяИкр. и Иэмп., Иэмп.
/>
/>
/>
Учитываятребования статистической проверки значимости различия, используем критерийФишера ф .
Попоказателям личностной тревожности ф эмп. > Ф кр., т.к. ф ЭШ1= 2,3
/>
фэмп.находится в зоне неопределенности, однако ближе к зоне значимости различий.Аналогично значения ф распределились и с показателями агрессивности (ф* =2,28).
Врезультате обработки информации с использованием критериев Манна-Уитни и Фишераф были выявлены значимые различия в показателях уровня тревожности иагрессивности у детей с умственной отсталостью и детей с нормальным умственнымразвитием. Таким образом, появилась необходимость выявить: существует ли связьмежду показателями агрессивности и тревожности. Для определения тесноты (силы)и направления корреляционной связи между двумя признаками использовала критерийкоэффициент ранговой корреляции rs Спирмена (отдельно у детей с нормой вумственном развитии и у детей с умственной отсталостью).
Длядетей с умственной отсталостью проранжировав значения показателей личностнойтревожности и агрессивности, подсчитана разность между рангами по каждомуиспытуемому.
Эмпирическоезначение rs = 0,43.
Критическоезначение
/>
/>
следовательно,показатель корреляции между значениями уровня
тревожностии агрессивности у детей с умственной отсталостью отсутствует, тогда как длядетей с нормальным развитием существует очевидная корреляция между показателямиуровня тревожности и агрессивности и составляет Эмпирическое значение rsэмп. =0,99
/>
Итак,на основании полученных результатов можно сделать вывод о существовании прямойлинейной зависимости между показателем агрессивности и тревожности у детей снормальным развитием и отсутствием корреляционной связи между показателямитревожности и агрессивности у детей с умственной отсталостью.
Таблица1.
Показателиуровня тревожности и агрессивности детей с умственной отсталостью и нормальнымразвитиемОбъект исследования Показатель тревожности Показатель агрессивности низкий средни и высок ий низкий средни и высок ий Дети с умственной отсталос-тью 30,7 61,8 7,7 10,7 25,3 64,0 Дети с нормальным развитием 26,7 46,7 26,7 35,0 45,7 19,3
Анализполученных результатов, проведенный на основании статистической обработки, даетвозможность делать вывод об очевидном рассогласовании структуры эмоциональнойсферы детей с умственной отсталостью. Так, во-первых, у детей с умственнойотсталостью показатели личностной тревожности значимо ниже, нежели у детей снормальным развитием, т.е. наблюдается очевидная тенденция к снижениютревожности в зависимости от уровня интеллектуального развития.
Попоказателям личностной тревожности можно оценить параметры активности личностив плане ее характерологических свойств. В целом тревожность — субъективноепроявление неблагополучия личности. Тревожность возникает, прежде всего, в силунарушения форм внутриличностного и межличностного общения — например, междуродителями и детьми.
Во-вторых,анализ результатов показателей агрессивности позволяет сделать вывод о том, чтоданные показатели детей с умственной отсталостью значимо выше, чем у детей снормой в умственном развитии. Высокий уровень агрессии свидетельствует оготовности к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого себя.При обработке выявилось преобладание агрессивности у детей с умственнойотсталостью, т.к. контроль за аффективной сферой у данной категории детейснижен.
В-третьих,полученные результаты свидетельствуют о том, что если у детей с нормальнымразвитием выявлена прямая корреляционная зависимость между показателямитревожности и агрессивности, то детей с умственной отсталостью корреляционнаясвязь показателей тревожности и агрессивности выявлена не была.
Такимобразом, если рассматривать результаты, представленные в данной работе какчасти системного анализа особенностей эмоциональной сферы детей с нарушениемумственного развития, то с очевидностью можно принять положение о том, чтонедостаточность развития когнитивной сферы определяет рассогласование эмоциональнойсферы ребенка.
Список литературы
1.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собр. соч., т. 5. — М., 1983.
2.Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М.: Медицина, 1974.
3.МКБ — 10. Международная классификация психических заболеваний и поведенческих расстройств.Указание по диагностике. / Под ред. С.Ю.Циркина. — СПб., 1994.
4.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО«ЭКСМО-Пресс», 1999.
5.Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб., 1999.
6.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. — М., 1998.
7.Сидоренко Е.В.Методы математической обработки данных впсихологии-Социально-психол.центр.-1996.
8.Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков июношей с деликвентными криминальным поведением.-Автореферат дисс. доктора психол наук .-С-Пб.-2000.
9.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.