Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Материалы к концепции факультета психологии СПбГУ

КОНЦЕПЦИЯ(от лат. conceptio — понимание — система), определенный способ понимания,трактовки каких — либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для ихосвещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видовдеятельности.
1. Практические впечатления знатоков оКонцепции современного образования, опубликованные в Интернете
(без подписи, но авторство будетустановлено)
1.1. Цель
Получитьна выходе специалиста в конкретной области науки или отрасли народногохозяйства. Предполагается неважным, каким он будет членом общества, т. е. пустьон будет не полностью здоров, пусть он будет неспособен общаться с людьми,пусть не умеет ясно и четко говорить — главное, что специалист.
1.2. Исходные установки
А)Предполагается равенство умственных способностей и потребностей всех особейобоих полов. Это вызвано недостаточной материальной базой и коммунистическойидеологией, но в действительности равенства нет, и быть не может.
Б)Считается, что обучаемый всё своё время посвящает учебе, т. е. ни личной  жизни, ни увлечений, ни друзей у него как бы нет. Чтобы убедится, достаточно  сложить количество часов, которое обучаемый проводит в учебном заведении, с  количеством часов, которое по плану он должен спать и тратить на выполнение  домашних заданий.
Например,в школе на сон выделяется 8 часов, а т. к.   просыпаться необходимоприблизительно в 7.00, то ложиться надо так, чтобы   11.00 уже заснуть, сошколы ученик возвращается где — то в 14.00, считается, что хороший ученикдолжен тратить на выполнение домашних заданий 4 часа,   свободными (у хорошегоученика) остаются 5 часов, но ещё час или два надо   оставить на приём пищи,уборку, походы в магазин и т. д., в результате   остаются 3 часа на занятияспортом, общение с друзьями и хобби.
Ав ВУЗАХ  ситуация ещё хуже, там всё оставляется на самостоятельное изучение, апомимо этого необходимо посещать по четыре пары в день, при таком раскладесвободного времени вообще не может быть. Считается также, что мозг человека,его способность воспринимать, обрабатывать и хранить информацию, развиваются впроцессе изучения различных научных дисциплин. Это верно, но в наше время этогонедостаточно — необходимо целенаправленное развитие способностей мозга.
Преподавательсчитается высшей инстанцией, и его объективность никак не контролируется.Принцип историзма — материал преподаётся обучаемым в том порядке в котором онбыл открыт или изобретён в процессе исторического развития человечества.
1.3. Методы
Подачаматериала Странна и нелогична сама идея лекций в ВУЗАХ — студент, вместо тогочтобы, понимать, вдумываться, должен быстро и аккуратно всё услышанноезаписывать в тетрадь; было бы логичнее иметь готовый конспект, а на лекцияхслушать и задавать вопросы.
Еслив средней школе практика преобладает над теорией достаточно часто, то уже вВУЗАХ наблюдается вопиющее несоответствие между количеством часов, выделенныхна практику, и количеством часов, выделенных на теорию.
Такоенесоответствие вызвано, конечно, стремлением дать больше знаний, но на практикеоказывает обратный эффект, т. к. существует объективное свойство мозга помещатьв долговременную память только необходимую информацию,
необходимостьже информации определяется частотой, с которой человек использует её или простосталкивается с ней (это свойство возникло ещё до появления сознания, значитникаких других критериев важности информации не может быть). Например, словопопадает в активный словарь только после того, как человек встречает его около1000 раз. В ВУЗАХ же пренебрегают этим свойством нашего мозга.
1.4. Контроль знаний
Оцениваютсязнания по пятибалльной системе, что, конечно же, недостаточно для точной оценкизнаний обучаемых. Необходимо, как минимум, 10 баллов, а может и все сто.Считается достаточным устный опрос 10 % обучаемых, уровень знаний оставшихсяпредполагается оценивать при помощи контрольных и самостоятельных работ,которые 90 % обучаемых (это ж надо же!) просто списывают.
1.5.Результат обучения за определённый период времени определяется при помощиэкзамена, который, по сути своей, есть лотерея, а на устном экзамене многое, ктому же, зависит от объективности преподавателя. Такая система контроля знанийв целом неэффективна т. к. каждый обучаемый рано или поздно осознаёт, что отнего требуют не знаний, а оценок, т. е. сдачи экзаменов и написания контрольныхработ. Ну а как сдаются экзамены, знает каждый студент: либо сразу пишутсяшпоры (или даже бомбы), либо сначала читается конспект (если есть), а потомпишутся шпоры или делается подарок преподавателю. Вот так становятсядипломированными специалистами.
1.6. Вывод
Такаяконцепция имеет множество недостатков, а значит, создание соответствующейвремени СО требует кардинального изменения концепции. Еще раз подчеркну, чтопредставленная здесь концепция — это концепция, которой пользуются на практикеи, вполне возможно, она не полностью совпадает с официальной концепцией,которая вероятнее всего существует.
2. Новые философские взгляды напреподавание психологии, опубликованные в Интернете.
(безподписи, но авторство будет установлено)
2.1.Современная философия характеризуется рядом особенностей, понять которые можно,только сопоставив этапы. Классическая философия выдвинула требование познанияприроды и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинствомыслителей исходило из тезиса доступности познания, и соответственно,возможности достичь истину любому человеку.
2.2.Такой гносеологический «демократизм» дополнялся«оптимизмом». Считалось вполне возможным на основе постижения законовприроды и общества господствовать над ними. Это означало, в первую очередь,достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и высочайшегоразвития человека, всех его духовных и физических сил при помощи установленияоптимального общественного устройства.
2.3.Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательностьобщественного прогресса был нанесен первый удар французской революцией 1879 г.Общество, которое считалось основанным на «принципах разума»,провозгласившее «разум» божеством, в основу своей политики официальноположившее учение «гениев человечества», на поверку оказалось инеразумным и нечеловечным.
2.4.Террор, гражданская война с десятками тысяч невинных жертв заставила многихфилософов задуматься над действительными возможностями разума и науки. На однойиз кожевенных фабрик близ Лиона (по свидетельству историка Т. Карлейла) попоследнему слову тогдашней технологии выделывали перчатки из мужской кожиконтрреволюционеров. Женская кожа, как более тонкая, на эти изделий не годиласьи шла на отделку продукции. Последующие события в Европе и в Америке(наполеоновские войны, перевороты, революция 1848 г.) вынудили усомниться в значимостипросвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии.
2.5.Наука же показала свой «звериный оскал» в первой мировой войне 1914г., продемонстрировав способность использовать ее для массового уничтожениячеловечества и его культуры в газовых атаках и бомбардировках мирных городов.Не удивительно, что наиболее проницательные мыслители конца XIX в. в момент,казалось бы, наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорилио сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональностиистории и самой души европейского человека.
 
2.6.Надлом классической философии произошел уже в учениях Артура Шопенгауэра,Фридриха Ницше и их последователей. Уже эти выдающиеся философы показали, что ипознание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мирвовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел кужасным для человечества последствиям. История, скорее, иррациональна, апознание аристократично и переисполнёно мифами. Попытка же создатьвсеобъемлющее мировоззрение выглядит смешной на фоне крайней индивидуализациичеловеческого бытия, его атомизации.
2.7.Проблема человека поворачивалась доселе невиданной плоскостью. С одной стороны- нивелировка, «усреднение» человека, становление и распространение вмире «человека толпы», с другой стороны — одиночество, отчаяние ибеспомощность человека перед миром и обществом как предел индивидуализма. Уже уШопенгауэра, Ницше, Кьеркегора мы находим мотивы более позднего этапа западнойфилософии, которые доминируют в ней с 20 — х гг. XX в.
2.8.Если кратко определить основные тенденции современного философского мышления наЗападе, то надо назвать сциентизм, антропологизм, возврат к основаммистикорелигиозной философии. В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новыхидей, удачно конкурирующих со старой «классической» философскойсистемой. -  
— Это, во — первых, идея изучения жизни отдельного человека и важности ееанализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческихобщностей (классов, народов,    наций, этносов и т. д.).
— Во — вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека, способногокардинально переделать природу и общество и себя лично, к человеку, жесткодетерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Оказалось, что учеловека есть не только разум и сознание, но и подсознание, которое вместе синтуицией становится центром современной антропологии.
— В — третьих, сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественноесознание не понимаются теперь как независимая структура. Напротив, объявляется,что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государств,партий, авторитетов и даже иррациональных сил — масонов, магов, тайных орденов,партий и т. п.
— В — четвертых, активно проводится идея двух не пересекающихся линийчеловеческого знания — научного и философского, имеющих своим конечнымпродуктом «научную истину» и «философскую правду».Соответственно, оптимистические взгляды «классической» западнойфилософии продолжаются в идеях «технотронного»«постиндустриального» общества. Но куда больший вес имеют идеиантигуманистической сущности науки, которая может привести к физической гибелимира в огне ядерного взрыва или к его деградации путем промывания мозговсредствами современной электронной техники и тотального контроля над огромнымимассами людей.
2.9.Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления;например, социально — экологический тип мышления и картина мира, определяющиесовременную науку и культуру. С середины 50 — х гг. XX в. проблемы развитиячеловечества в связи с бурной научно — технической революцией началиразрабатываться в мировом масштабе. У истоков научных дискуссий стоялиразличные научные объединения, из них наиболее заметным стал так называемый«Римский клуб», возглавляемый Аурелио Печчен. Страх за будущеечеловечества побудил ученых выделить три главных вопроса: 1) возникает ли междучеловеком и природой катастрофическое противоречие? Если это так, то 2) можно лисказать, что данное противоречие вытекает из существа научно — техническогопрогресса? И, наконец, 3) можно ли остановить гибель природы и человечества, икаким путем?
2.10.Несмотря на различные варианты ответов на поставленные вопросы и разныеаргументации, основные черты новой духовной позиции «новогогуманизма» и новой картины мира таковы: малое против большого, базиспротив центра, самоопределение против определения извне, естественное противискусственного, ремесленное против промышленного, деревня против города,биологическое против химического, дерево, камень против бетона, пластика,химических материалов, ограничение потребления против потребления, экономияпротив расточительства, мягкость против жесткости.
2.11.Как видим, новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликиесилы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и техническихвозможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новыхкачеств человека. В эти новые качества (основу нового гуманизма) входятглобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Отсюдавидны и новые задачи человечества. По мнению теоретиков Римского клуба их Ровношесть:
 1. Сохранение культурного наследия.
 2. Создание мировой сверхгосударственной общности.
 3. Сохранение естественной среды обитания.
 4. Увеличение эффективности производства.
 5. Правильное использование ресурсов природы.
 6. Развитие внутренних (интеллектуальных, сенсетивных (чувственных),соматических (телесных) способностей человека.
2.12.В то же время широко распространяются не новые, но модернизированныеиррационально — мистические представления о мире, связанные с возрождениемастрологии, магии, изучением «паранормальных» явлений в психикечеловека и в природе. Феномены магии весьма различны: это медицинская магия(знахарство, колдовство, шаманство); черная магия — средство причинения зла иустранения с претензиями на альтернативную социальную власть (сглаз, порча,заклинания и пр.); церемониальная магия (воздействие на природу с цельюизменения — вызов дождя или моделирование успешной войны с врагом, охоты и т.д.); религиозная магия (изгнание злых духов или слияние с божеством посредствомобрядов «каббала», «экзорцизм» и т. п.
2.13.Необычайно распространившаяся астрология относится к «оккультнымнаукам», т.е. к формам знания, основанным на мантических учениях (гаданиепо руке, по рельефу черепа, внутренностям и костям животных, по числам и др.).Астрология ищет откровение, которое объяснит строение всего космоса, путитворения мира и покажет судьбу отдельного человека. Последняя зависит отположения звезд, планет и личных усилий человека. К оккультным наукам относитсяи алхимия, совершающая трансмутацию вещества (качественный переход свинца взолото, угля в алмазы и т. д.) и занимающаяся постижением тайн природы черезмагические действия и процедуры типа «перегонка»,«сублимация», созревание металлов, роста души металлов и«влияние зеленой звезды» и т. п.
2.14.В паранормальные явления входят ясновидение, духовидение, телепатия, телекинез,полтергейст и проблемы НЛО. В основном перечисленные явления объясняются либовидами природной энергии, о которых мы пока ничего не знаем, либо особымисвойствами сознания отдельных неординарных лиц: экстрасенсов, белых и черныхколдунов, шаманов и т. д., либо наличием «неземных» форм жизни.
2.15.Если характеризовать все эти явления с точки зрения нового взгляда на мир(новая картина мира) и нового мышления XX в., необходимо отметить следующиеосновные положения.
 1. Магия, астрология, духовидение и т. д. рассматриваются как реализацияобъективных возможностей, заложенных в природе или в сознании человека, ещенеизвестных науке, но в принципе познаваемых.
 2. Магические, и мистические явления не противоречат науке, а дополняют ее,объясняя духовную сущность человека и космоса по преимуществу нерациональнымпутем (откровением, озарением).Новое видение мира основано на мистическихпереживаниях, особых состояниях сознания (вне обыденности и рациональности),особом языке, описывающем реальную «загробную» жизнь в специальныхпонятиях. Другой важный момент нового взгляда в принципиальной«приграничности» с наукой и практикой.
2.16.Там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не представляетуверенного объяснения, всегда находится место для магии, паранормальных явленийи т. п. Поскольку природа неисчерпаема, то наука и практика всегда ограничены.И следовательно, мы всегда будем сталкиваться с иррационально — мистическим,магическим представлением о мире.
2.17.Известный вклад в иррационально — мистическую картину мира внеслопсихоаналитическое направление в психологии и культурологии. Оно возникло каквполне рациональное учение об особенностях психики человека, объясняющееглубины его подсознания, влияние эмоций, чувств, впечатлений на поведениечеловека и особенности культуры человека.
2.18.Однако учение основателей психоанализа З. Фрейда, К. Юнга, А. Арпера былоистолковано в иррационально — мистической плоскости. Взяв за точку отсчета идеипсихоаналитиков о врожденности и наследственности «первичныхвлечений» человека, сексуальных комплексов, природы бессознательного каквнутреннего и сущностного ядра человека, ряд их последователей (В. Рейх, КаренХорни и др.) заговорили о принципиальной необъяснимости человеческой деятельности,мистической сущности сексуальной свободы и негативном разуме человечества,исключающем рациональность
3. Упущения в подготовке психологов с моейточки зрения
ПРОБЛЕМА
Психологическаянаука время от времени изменяет свою структуру и содержание. Например, так  вРоссии было в 1923 году, после Первого Всесоюзного съезда по психоневрологии,на котором К.Н. Корнилов заявил, что: “психические процессы — не что иное, каксвойство высокоорганизованной материи, и что такое понимание определяет решениевопроса о предмете психологии” (1). Потом в 1929 году, после ПервогоВсесоюзного съезда по изучению поведения человека, было принято, что:“Поведение человека… представляет собой как бы реальный синтез социальногосодержания и физиологической деятельности организма” (2). Печально известно всреде психологов значение Постановления ЦК ВКП(б) “О педологических извращенияхв системе наркомпросов” для определения предмета и методов психологии и т.д. Непреувеличивая значения коллективных решений о предмете психологической науки,надо согласиться, что обсуждать эту проблему нужно. Пока же отечественнаяпсихология является “заложником” тех изменений и представляет из себянеосознанную эклектику, причудливо сочетающую фрагменты классической,марксистской психологии, бихевиоризма, психоанализа и мистики.
События80-90-х годов в России вновь ставят вопрос о предмете психологической науки и оправомерности рекомендаций, которые она дает педагогике. В частности, этовопрос о списке тех человеческих качеств, которые приводят человека к успеху вличной и общественной жизни. Поводом для подобной постановки вопроса являетсядоминирование в России конца ХХ века людей, многие из которых далеки от высокихстандартов наук о человеке. Эталонами процветания часто становятся люди, необремененные фундаментальными знаниями, яркими свойствами личности идостижениями в труде. В то же время, люди, обладающие совокупностью самыхвысоких параметров мышления, памяти, внимания, воображения оказалисьвытесненными на периферию жизни общества. Образованные, умные и творческие илипокидают страну, или уходят в область примитивных профессий, или влачатсуществование. Известны случаи, когда на помойке по ночам роется ЛауреатГосударственной Премии за исследование Космоса,  а на другой помойке собираетбутылки лучший в стране специалист в области методологии науки. Требуется ответна вопрос: почему так произошло?
1. ГИПОТЕЗЫ
Перваягипотеза заключается в том, что отечественная психологическая наука  по рядуисторических причин активно разрабатывает только одно из четырех направлений,определяющих поведение человека. Это направление мы именуем психологией разума,как его именовали Дж. Локк (3), В.Г. Лейбниц (4) и др. Три других направленияили известны неполно (психология бессознательного), или не популярны (психологияволи), или полностью отданы на откуп сопредельным дисциплинам (психологияверы). Однако, человек в борьбе за существование является “многоборцем” — эффективное поведение, достойное человека, возможно лишь при наличии и разума,и веры, и воли. А в некоторых исторических обстоятельствах решающее значениедля успеха имеет одно из трех направлений психологии, малоизвестное выпускникамсовременной педагогической школы.
Получилосьтак видимо потому, что цивилизация в ХХ веке развивалась по законам коммерческогопроекта, который может быть правильным или ошибочным, а не по законам теорииэволюции, как хотелось бы считать многим. Нарком В.А. Семашко в 1923 году,обращаясь к психологам, например, сказал: “Широкие массы трудящихся найдутнаучный ответ в трудах съезда на волнующие современность вопросы” (5).Естественно, что подобный подход привел к тому, что в науке о психическомразвитии человека отсутствуют целые системы, составляющие его сущность.Психологи, конечно же, знали о этом “отсутствии”. Это косвенно подтверждаютнеопубликованные при жизни записки С.Л. Рубинштейна (6), материалы Б.Г.Ананьевао неполноте психологического знания, опубликованные после его смерти (7). Онизнали определенно, что психологическая наука описывает человека не полностью попричинам, от нее не зависящим.
Втораягипотеза заключается в том, что психология целиком сконцентрировала свои усилияна первичных, натуральных психологические качествах, которые она ирекомендовала педагогике для практической реализации. Под первичными качествамипонимаются традиционные психологические свойства психически развитого человека.Б.Г.Ананьев перечислил их в 1945 году в своей книге “Очерки психологии”:сознание, ощущение и восприятие, представления и память, мыслительные процессыи речь, способности и деятельность, сила и полнота характера (8 ). “СписокАнаньева” не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению совершенствочеловеческого тела: пропорции, сила мышц, объем легких и пр.
Однако,сегодня нужно говорить и о вторичных психологических качествах, которыепсихологическая наука и педагогика не обсуждают. Вторичные психологическиекачества появились в результате гиперразвития техносферной искусственной среды,созданной за последнее столетие (9). В результате, как мышечное совершенство втехносферной среде не является решающим фактором признания, так и первичноепсихическое совершенство не является достаточным условием для успеха в ней.Параллельно с заменой мышечного усилия моторами всех видов шло усиление разумасистемами хранения и обработки информации. Это не просто снизило требования кразуму претендентов на успех, но потребовало от них вторичных психологическихкачеств, ориентирующих в хаосе социально-технических условностей. Подвторичными психологическими качествами понимается реакция психики человека наискусственную реальность, состоящую из эквивалентов природной реальности.
Природнаяреальность описывается объективными логическими, математическими,биохимическими и иными закономерностями естественной среды. Для действия именнов ней предназначена психология разума. Однако жить человеку приходиться в миреэквивалентов природной среды: социальных условностей, правовых норм,экономических отношений, “подзаконно” регулирующих поведение человека. И успехав ней достигает тот, кто использует субъективные законы, а не объективные.
Художественнаялитература, как наиболее чувствительный метод исследования человека, заметилапроблему подмены первичных базовых ценностей на вторичные ценности (Э.Золя,Т.Драйзер, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь и др.). Литература показала, что однодело обнаруживать мощь когнитивных и волевых процессов в борьбе с природнойстихией в крестьянском труде или в трудах физика по удержанию плазмы вэлектромагнитном поле, и совсем иное дело проявлять те же качества в оперированииденьгами, ваучерами, векселями, курсами валют, рекламными и избирательнымикампаниями, информационными потоками. Это психологически настолько разные вещи,что “объективисты” совершенно беспомощны в системе эквивалентов, а“субъективисты” бесполезны в реальном физическом мире.
Еслиэта гипотеза неверна, то надо предложить иное объяснение тому, чтопсихологически развитые люди бедствуют в современной России. Тем не менее,фактом является то, что сформировались две разные сферы жизни, в каждой изкоторых требуется свой подтип когнитивных процессов и свой подтиппсихологического совершенства. Не это ли предвидел Б.Г.Ананьев, когда писал:“… не секрет, что расплывчатые или грубо схематические представления обудущем самого человека, его таланте и характере — слабейший пункт всехпрогностических построений. Оказалось, что более просто спроектировать системыс миллиардными социальными общностями, искусственные спутники Юпитера..., чемпредставить облик человеческой индивидуальности.” (10).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.political psychology.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.