Реферат по предмету "История техники"


Скромное обаяние 'Пантеры'

Сергей Геллер
«Пантера»- безусловно один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие вовторой мировой войне. Катализатором создания этой непредусмотренной в системетанкового вооружения вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34.Его появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружения Германииприостановить работы, которые с 1937 года вела фирма Непschel над перспективнымтанком 30-тонного класса. 18 июля 1941 года фирма Rheinmetall получила заказ наразработку 75-мм длинноствольной пушки, способной пробивать 140-мм броню надистанции 1000 м. 25 ноября фирмам Daimler-Benz и MAN был, в свою очередь,выдан заказ на 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой боевоймашине определили следующие: ширина до 3150 мм, высота- 2990 мм, двигательмощностью 650-700 л.с., броневая защита- 40 мм, максимальная скорость движения- 55 км/ч. Задание получило условное название — «Пантера».
Танк,спроектированный фирмой Daimler-Benz, внешне сильно напоминал Т-34, но тем неменее понравился Гитлеру. С советской машины была полностью скопированакомпоновка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущихколес. Восемь опорных катков большого диаметра располагались в шахматномпорядке, блокировались по два и имели листовые рессоры в качестве упругогоэлемента подвески. Предполагалось использовать на танке дизельный двигательDaimler-Benz MB 507. В начале февраля 1942 года началась постройка прототипа — VK 3002(DB), а четыре недели спустя Гитлер приказал министру вооружения Шпеерувыдать фирме заказ на первые 200 машин. Впрочем, точка зрения фюрера не нашлапонимания и поддержки в министерстве вооружения, эксперты которого не без основанийсчитали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 могло послужитьпричиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы MAN, имевшийтрадиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущихколес, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее. Этиразногласия привели к формированию так называемой «Пантер-комиссии».
13мая 1942 года Гитлеру доложили заключение экспертов по обоим проектам;предпочтение при этом однозначно отдавалось танку фирмы MAN. Фюрер был вынужденсогласиться с мнением специалистов, но тут же выдвинул свои условия: первуюмашину нужно изготовить в июле, а две следующие — в августе 1942 года. Ценаодного танка без вооружения составила 117 тысяч рейхсмарок (для сравнения PzIIIстоил 96 163, а «Тигр»-250 800 марок). Конструкторами PzKpfw V(название «Пантера», без упоминания армейского индекса ввели поприказу фюрера только с 27 февраля 1944 года) были главный инженер танковогоотдела фирмы MAN П.Вибикке и инженер Г.Книпкамп из управленияусовершенствования и испытания вооружения.
Первыедва танка V1 и V2 (V — Versuch — опыт), отличавшиеся друг от друганезначительными деталями, изготовили к сентябрю 1942 года. 3 ноября одну измашин, с макетом вместо настоящей башни, продемонстрировали Шпееру на учебномполигоне в Бад Берка. В ходе испытаний выявились существенные недостатки входовой части. На их устранение требовалось время, а это задерживало началосерийного производства. Заказом же предусматривалось изготовить 250 танков вдовольно сжатые сроки — к 12 мая 1943 года. К тому же поступило неожиданноераспоряжение Гитлера вооружить «Пантеру» 75-мм пушкой с длиной стволав 100 калибров. К счастью (для немцев, разумеется), эта пушка еще не былаготова и серийному производству танка указание фюрера сильно не помешало.
Перваясерийная «Пантера» покинула заводской цех фирмы MAN 11 января 1943года. Танки «нулевой» серии (20 единиц) получили обозначение Ausf А.Они не имели ничего общего с одноименными машинами, выпускавшимися с сентября1943 года. Характерной особенностью первых серийных «пантер» былакомандирская башенка с выступом на левом борту башни и однокамерный дульныйтормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach HL210P45 и имели лобовуюброню толщиной 60 мм. Их использовали только в тылу для подготовки экипажей. Сфевраля 1943 года обозначение машин этой серии изменилось на Ausf D1.
Досих пор нельзя сказать точно, почему первая крупносерийная модификация«Пантеры» получила обозначение D. Возможно, буквы В и Сзарезервировали для других вариантов.
ТанкиPzKpfw V Ausf D (у этой и последующих модификаций индекс по сквозной системеобозначений боевых машин вермахта был одинаковым — SdKfz171) незначительноотличались от прототипов и машин «нулевой» серии. Изменения затронулив основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки — они приобрели болеепривычный «пантеровский» вид. Толщина лобовой брони возросла до 80мм. На танках установили и новую коробку передач типа АК 7-200. Следуетотметить, что на машинах выпуска первой половины 1943 года командирская башенкабыла аналогична башенке «Тигра», позже ее заменили на новую, с семьюперископическими приборами наблюдения по периметру и специальным кольцом дляустановки зенитного пулемета MG 34. По бортам башни крепились мортирки NbK 39 длязапуска дымовых гранат калибра 90 мм. Броня танков, выпущенных во второмполугодии, покрывалась «циммеритом», кроме того, они оснащалисьфальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых листов. К характернымособенностям машин серии D (официально D2) относится отсутствие шаровойустановки курсового пулемета (он размещался внутри танка и только для стрельбывставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а такженаличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойницдля стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни.
Какуже упоминалось, первую партию «пантер» планировалось изготовить к 12мая 1943 года — дату выбрали не случайно, 15 мая должно было начаться немецкоенаступление под Курском — операция «Цитадель». Однако в течениефевраля и марта большую часть из 77 изготовленных танков военные не приняли, вапреле же вообще не приняли ни одного. В связи с этим сроки наступленияперенесли на конец июня. К концу мая вермахт получил долгожданные 324 «пантеры»,что позволило укомплектовать ими 10-ю танковую бригаду. Но возникшие проблемы сосвоением танкистами сложного бинокулярного прицела TZF 12 и желание ввести встрой еще 98 танков, выпущенных в июне, заставили передвинуть дату началанаступления с 25 июня на 5 июля. Так трудности с производством и освоением ввойсках первых «пантер» повлияли на сроки летнего наступления наВосточном фронте в 1943 году.
Длявосполнения потерь, понесенных в боях под Курском, начиная с августа былустановлен ежемесячный производственный план — 250 «пантер». Однако вавгусте изготовили только 120 танков — в результате бомбежек союзной авиацииоказались сильно разрушенными заводы фирмы MAN в Нюрнберге и DaimIer-Benz вБерлине. Не удалось выполнить план и в сентябре (197 машин), и лишь в октябрезаводские цехи покинули 257 танков!
Ссентября 1943 года начался выпуск следующей модификации «Пантеры» — Ausf А. Изменений внесли не много: появилась шаровая установка курсовогопулемета в лобовом листе корпуса; ликвидировали лючок для выброса стреляныхгильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни; вместо двух фарстали устанавливать только одну — на левом крыле. Бинокулярный прицел заменилимонокулярным TZF 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшился с 20° (у AusfD) до 18°. Модификацию Ausf G — самую массовую из трех (изготовлено 3740танков) — запустили в серийное производство в марте 1944 года. Бортовые листыкорпуса получили угол наклона в 61 ° (у D и А — 50°), толщина бортовой бронивозросла до 50 мм, а лобовой брони башни — до 110 мм, из лобового листа корпусабыл удален люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулеметчика имеханика-водителя приобрели другую форму. Часть танков получила маску пушки сосвоеобразной «юбкой» в нижней части, делавшей невозможной заклиниваниебашни при попадании вражеского снаряда. На три выстрела увеличился боекомплектпушки, были внесены изменения в конструкцию вентиляторов, жалюзи двигателя,выхлопных патрубков и т.д. Танки серии G планировалось оснастить опорнымикатками без резиновых бандажей, но полное отсутствие фотографий боевых машин стакой ходовой частью дает основания предположить, что этот проект остался набумаге. Машину с необрезиненными катками в опытном порядке построила фирма MANв сентябре 1944 года. Некоторые серийные «пантеры» имели одиночныенеобрезиненные катки на последней оси.
Проводилисьэксперименты по использованию на «Пантере» различных двигателей:MAN/Argus LD 220 с воздушным охлаждением и мощностью 700 л.с. (515 кВт),авиационного звездообразного BMW 132D мощностью 650 л.с. (478 кВт), дизельногоDaimler-Benz MB 507 мощностью 850 л.с. (625 кВт). Испытывались и новые вариантытрансмиссий — гидростатическая и гидродинамическая, оборудование подводноговождения и опорные катки с внутренней амортизацией. Однако применения насерийных машинах все эти новшества не нашли. Остался нереализованным иогнеметный вариант «Пантеры». После прекращения работ надразведывательным танком VK 1602 «Леопард» фирмы Krupp и Rheinmetallприступили к проектированию варианта «Пантеры» того же назначения.Предполагалось оснастить машину новой башней с 50-мм пушкой KwK 39 L/60. Этотпроект не приняли, так как вооружение его было признано недостаточным, а вразведывательных целях использовались линейные танки.
Применениесоюзниками по антигитлеровской коалиции во все возрастающих объемах авиации дляборьбы с немецкими танками (особенно после открытия второго фронта в Европе)свело возможность передвижения танковых частей днем практически к нулю. Островстал вопрос об оснащении танков приборами ночного видения, работа над которымивелась фирмой AEG с 1936 года. На командирской башенке «Пантеры» былсмонтирован инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и приборнаблюдения, который позволял вести наблюдение за местностью на дистанции 200 м.При этом водитель такого прибора не имел и вел машину, руководствуясьуказаниями командира. Чтобы вести огонь ночью, требовался более мощныйосветитель. Для этой цели на полугусеничном бронетранспортере SdKfz 250/20 былустановлен инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивающий работуприбора ночного видения на дистанции в 700 м. Испытания его прошли удачно, ифирма Leitz-Wetzlar изготовила 800 комплектов оптики для ночных приборов. Вноябре 1944 года панцерваффе получили 63 «пантеры», оснащенныепервыми в мире серийными пассивными приборами ночного видения. ФирмойZeiss-Jena разрабатывался еще более мощный прибор, позволявший«видеть» на расстоянии 4 км, однако из-за больших размеров осветителя- диаметр 600 мм — применения на танке «Пантера» он не нашел.
В1943 году началось проектирование очередной модификации «Пантеры» — Ausf F, которая существенно отличалась от предшествующих моделей. Важнейшимнововведением стала башня, получившая название Schmalturm («узкая»или «тесная башня»), которая была меньше стандартной и имела другуюконструкцию. В течение 1944 года изготавливалось и испытывалось несколькопрототипов. Проектирование закончилось лишь в январе 1945 года. В итоге толщинаброни башни составляла: лоб — 100 мм, борт и корма — 50, крыша — 30. В лобовомлисте все еще сохранялась амбразура для телескопического прицела TZF 13. Вокончательном варианте лобовая броня увеличилась до 120 мм, бортовая — до 60, аброня крыши — до 40. Устанавливался новый стабилизированный перископическийприцел TZF 1 и стереоскопический дальномер фирмы Zeiss. Дальномер с базой 1320мм и 15-кратным увеличением располагался в передней части башни, по бортамкоторой имелись броневые колпаки для его окуляров. Предусматривалась иустановка прибора ночного видения FG 1250. Маска пушки типа Saukopfblende(«свиное рыло») толщиной 120 мм была подобна примененной на танке«Тигр II». Новшества не обошли и вооружение танка. И если пушкаосталась прежней и была лишь модернизирована на заводах Skoda — она лишиласьдульного тормоза и получила индекс KwK 44/1, то башенный пулемет MG 34 заменилина MG 42. Вместо курсового пулемета устанавливался автомат МР 44. Монтажвооружения в башне осуществлялся на заводах Krupp и Skoda. Изменения затронулине только башню, но и корпус. Толщину крыши увеличили с 17 до 25 мм, изменилилюки водителя и стрелка-радиста. Испытывались и два новых двигателя: DeutzT8M118 мощностью 700 л.с. (515 кВт) и Maybach HL 234 с непосредственнымвпрыском топлива и мощностью 850 л.с. (625 кВт). До конца войны не появилось ниодного прототипа в законченном виде, хотя серийное производство планировалосьначать в июне 1945-го. В начале года фирма Daimler-Benz собрала шасси, накотором установили стандартную башню от Ausf G. В свою очередь, «теснуюбашню» установили на шасси Ausf G и испытывали в Куммерсдорфе. Всего для«Пантеры» Ausf F изготовили 8 корпусов и 2 башни.
Вфеврале 1943 года были разработаны тактико-технические требования к танку«Пантера II», предполагавшие высокую степень унификации танков«Тигр II» и «Пантера». Осуществить это оказалось достаточнопросто, так как на заводах Henschel производились машины обоих типов. На«Пантере II» предполагалось использовать «тесную башню» иновый корпус. Его лобовая броня достигала 100, бортовая — 60, а кормовая — 40 мм.Вооружение — 88-мм пушка KwK 43 L/71. Поскольку в этом случае масса танкапревысила 50 т, встал вопрос о новой силовой установке. В качестве вариантоврассматривались двигатели Maybach HL 234, Simmering Sla 16 (720 л.с.) иMAN/Argus LD 220 (700 л.с.). В 1945 году для «Пантеры II» началосьпроектирование новой башни со 150-мм лобовой броней. Ни один из двух прототиповне был достроен. До более или менее высокой степени готовности довели одношасси, установив на него башню от Ausf G. Интересно отметить, что параллельно спроектированием «Пантеры II» велась разработка танка Е-50,призванного ее заменить. В процессе работ над Ausf F и «Пантерой II»фирма Krupp дважды предлагала варианты перевооружения обычной«Пантеры» пушкой KwK 43 L/71 калибра 88 мм, но безрезультатно.Остался на бумаге и проект оснащения «Пантеры» 100-калиберной 75-ммпушкой с начальной скоростью снаряда 1250 м/с.
Нарядус созданием новых вариантов линейного танка на базе «Пантеры»выпускалось и несколько машин специального назначения. Первой из них сталабронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Bergepanzer V илиBergepanther (SdKfz 179). И не случайно: новые танки поступали в войска, асредств для их эвакуации с поля боя практически не было. Существовавшая техникаоказалась слишком слабой -для буксировки танка «Тигр», например,приходилось «запрягать» два 18-тонных тягача Famo. Заказ на БРЭМвыдали 7 мая 1943 года, а уже месяц спустя фирма MAN начала выпуск шасси AusfD, предназначенных для нее. Первая партия БРЭМ (46 машин) не имела крана илебедки, но уже очень скоро на заводе Henschel в Касселе были разработаны иизготовлены кран и лебедка с тяговым усилием 40 т и длиной троса 150 м. Отбормощности производился от двигателя танка, в кормовой части которого имелись дваоткидных упо-ра-сошника, предназначенных для удержания машины на месте приработе лебедки. Во время буксировки последняя блокировалась. Башню заменили нагрузовую платформу для перевозки запасных частей или демонтированных агрегатов.БРЭМ, выпущенные на шасси Ausf А и Ausf G, имели увеличенные топливные баки. Наверхнем лобовом листе корпуса устанавливался кронштейн для 20-мм пушки KwK 38,прикрытой щитом толщиной 10-15 мм. «БРЭМ-пантеры» первоначальнооснащались кранами грузоподъемностью 1500 кг, а затем 6000 кг. Их использовали,главным образом, для демонтажа двигателей. В передней части БРЭМ имели дваупора с вкладками из твердого дерева-для толкания более узких машин. 1 марта1944 года на полигоне Бад Берка Bergepanther была продемонстрированагенеральному инспектору танковых войск генерал-полковнику Г.Гудериану. 7 апреляГитлер отдал приказание об ежемесячном производстве 20 машин. Впрочем, реальныйвыпуск составил в апреле 13 машин, в мае — 18, в июне — 20, а в июле-только 10.Всего же заводские цехи покинули 347 Bergepanther (в зарубежной литературевстречается и другая цифра — 297).
Ещеодной массовой машиной специального назначения стал командирский танкPanzerbefehlswagen Panther (SdKfz 267 и 268). Уже в 1943 году появилиськомандирские машины на базе стандартных танков Ausf D, оборудованныедополнительными радиостанциями. Существовали два варианта: SdKfz 267 срадиостанциями Fu 5 и Fu 7 — для связи в звене «рота — батальон» иSdKfz 268, оснащенный радиостанциями Fu 5 и Fu 8 и обеспечивавший связь в звене«полк — дивизия». Дополнительные радиостанции Fu 7 и Fu 8 размещалисьв корпусе, а штатная Fu 5 — в правой части башни. Экипаж танка состоял изводителя, «офицера связи», который одновременно являлся пулеметчиком,командира и двух радистов (один из них помимо этого выполнял функции наводчика,другой — заряжающего). Боекомплект был уменьшен и составлял для командирскихмашин на базе Ausf D и А 64 выстрела, а на базе Ausf G — 70. Радиостанция Fu 7обеспечивала связь телефоном на дальность 12,8 км, а телеграфом- 16 км.Радиостанция Fu 8 имела дальность связи 80 км при работе телеграфом. Обакомандирских танка легко отличались от линейных по антеннам. Так, SdKfz 267,например, имел две простые штыревые антенны и одну с характерной«метелкой». Гнезда для их установки имели резиновые амортизаторы. Вкомандирские машины были переоборудованы 329 линейных «пантер».
Ещеодной специальной версией «Пантеры» стал Panzerbeobachtungswagen V(SdKfz 172) — машина передовых артиллерийских наблюдателей, разработаннаяфирмами Rheinmetall и Anschutz. Настоящая пушка на ней отсутствовала, на ееместе устанавливался деревянный макет. Из вооружения в башне остался толькопулемет MG 34. Экипаж состоял из 4 человек: командира, артиллерийскогонаблюдателя, радиста и механика-водителя. Танк оснащался дальномером,стереотрубой и другими многочисленными приборами наблюдения и в этом отношениипредставлял собой лучшую машину артиллерийских наблюдателей, сконструированнуюв ходе второй мировой войны. Предположительно изготовили только один опытный экземпляр(по другим данным все-таки серию из 41 машины).
Подобноерасхождение в цифрах не редкость — до сих пор неизвестно даже точное количествовыпущенных «пантер». Они производились на заводах четырех фирм: MAN,Daimler-Benz, MNH и Henschel — с 11 января 1943 года по 23 апреля 1945 года. Заэто время было изготовлено 5992 танка, но осталось невыясненным, передала лифирма Henschel для сборки на заводе Demag шасси 50 «пантер» исобирались ли они там; если да, то общее число машин составляет 6042 единицы.Кстати, фирма Henschel выпускала «Пантеру» совсем недолго — досентября 1943 года, MNH-до марта, Daimler-Benz -до апреля, a MAN- до концаапреля 1945 года, причем на долю последней пришлось их больше всех — 2048.
Компоновкатанка PzKpfw V «Пантера» — классический вариант с традиционным длягерманского танкостроения передним расположением трансмиссии. Отделениеуправления находилось в передней части танка. В нем размещались главныйфрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления танком, контрольныеприборы, курсовой пулемет, часть боекомплекта, радиостанция и рабочие местадвух членов экипажа — механика-водителя и радиста (он же — пулеметчик). Боевоеотделение располагалось в средней части танка. Здесь размещались: в башне — пушка и спаренный с ней пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмывертикальной и горизонтальной наводки и сиденья командира танка, наводчика изаряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под вращающимся поликом башнинаходился боекомплект. На днище танка устанавливались водяной насос, насосгидравлической системы поворота башни и поворота танка и воздушный компрессор.В моторном отделении, располагавшемся в кормовой части танка, размещалисьдвигатель, радиаторы, вентиляторы и топливные баки. Между моторным и боевымотделениями имелась металлическая перегородка.
Корпустанка собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом.Верхний лобовой лист корпуса располагался под углом 38° к горизонтальнойплоскости, нижний — под углом 37°. Нижние бортовые листы — вертикальные,верхние наклонены под углом 48°, кормовой лист — под углом 60°. В переднейчасти крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и радиста. Для входа ивыхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону спомощью специального подъемно-поворотного механизма (у модификации G — откидывались на петлях). Люки-лазы были выполнены в крышке люка,предназначенного для удобства монтажа и демонтажа коробки передач и механизмауправления танком. Кроме того, в передней части крыши корпуса устанавливалисьчетыре (у варианта G — два) перископических прибора наблюдения (по два длямеханика-водителя и радиста) и имелось вентиляционное отверстие, прикрытоеброневым колпаком, перед которым монтировалась стойка для фиксации ствола пушкив походном положении. Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутреннимиводонепроницаемыми переборками. Два крайних при преодолении водных преградвброд могли заливаться водой. В центральный же отсек, где находился двигатель,вода не поступала. Крайние отсеки закрывались сверху броневыми решетками,четыре из них служили для притока воздуха, охлаждавшего радиаторы, а двесредние — для его отвода. Надмоторная часть закрывалась крышкой с двумявентиляционными отверстиями. В днище танка были предусмотрены люки для доступак торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, кводооткачивающей помпе и к спускной пробке картера коробки передач.
Башняимевшая форму усеченного конуса,- сварная, с соединением листов в шип инаклоном стенок в 65°. В передней части башни в литой маске полуцилиндрическойформы устанавливались пушка, спаренный с ней пулемет и прицел. Башняприводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт.Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала двигателя. При2500 об/мин полный оборот башни осуществлялся за 17 с вправо и 18 с влево. Привыключенном двигателе башня поворачивалась вручную. При этом из-занеуравновешенности башни ее поворот вручную при крене свыше 5° был невозможен.На крыше башни устанавливалась командирская башенка с шестью (позже с семью)смотровыми приборами.
Вооружение.Основное вооружение «Пантеры» — пушка 7,5 cm KwK 42 калибра 75 мм,производившаяся на заводе фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе. Ствол орудияимел длину 70 калибров — 5250 мм; вместе с дульным тормозом — 5535 мм. Массасоставляла 1000 кг, а всей установки вместе с маской — 2650 кг. Предельнаядлина отката — 420 мм. Вертикальная наводка — в пределах от — 8° до +18°. Пушкаснабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа.Полуавтоматика располагалась на правой стороне казенника (закрывающий механизм)и на люльке (копирное устройство). Противооткатные устройства состояли изгидравлического тормоза отката и воздушно-жидкостного накатника. Подъемныймеханизм пушки — секторного типа. Выстрел из пушки производился с помощьюстационарного электроспуска, кнопка которого находилась на рукоятке маховикаподъемного механизма. В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливалсявоздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Воздухдля продува ствола отсасывался из короба гильзоулавливателя. С пушкой былспарен 7,92-мм пулемет MG 34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листекорпуса в бугельной (Ausf D) или в шаровой (Ausf А и G) установках.Командирские башенки модификаций А и G были приспособлены под монтаж зенитногопулемета MG 34. Танки Ausf D оснащались бинокулярным телескопическим ломающимсяприцелом TZF 12, а Ausf А и G — монокулярным TZF 12а. При изменениивертикального угла установки вооружения изменялось и положение объективнойчасти прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивалоработу с вооружением на всем диапазоне вертикального угла наведения без измененияположения стреляющего. Прицелы изготавливались фирмой Karl Zeiss в Йене.Боекомплект пушки состоял из 79 выстрелов у Ausf D и А и 82 выстрелов у Ausf G.Выстрелы укладывались в нишах подбашенной коробки, в отделении управления и вбоевом отделении. Боекомплект пулеметов составлял для моделей D и А 5100, а дляG — 4800 патронов. В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался«устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat) — мортиркой калибра 26 мм,в боекомплект которой входили дымовые (12 шт.), осколочные (20 шт.) иосколочно-зажигательные (24 шт.) снаряды. Мортирка располагалась в правойзадней части крыши башни.
Двигатель и трансмиссия.
Натанке «Пантера» устанавливался 12-цилиндровый карбюраторныйчетырехтактный двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500). Диаметр цилиндра130 мм. Ход поршня 145 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°.Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя 1200 кг. Топливо — этилированный бензинс октановым числом не ниже 74. Емкость пяти бензобаков 730 л. Подача топливапринудительная, с помощью четырех диафрагменных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJIID. Система смазки — циркуляционная, под давлением, ссухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами,из которых один нагнетающий и два отсасывающих. Система охлаждения — жидкостная. Радиаторов-четыре, соединенных по два последовательно. Емкостьрадиаторов — около 170 л. По обеим сторонам двигателя располагались вентиляторытипа Zyklon. Для ускорения запуска двигателя в холодное время годапредназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой,которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса. Трансмиссиясостояла из карданной передачи, трехдискового главного фрикциона сухого трения,коробки передач АК 7-200, механизма поворота фирмы MAN, бортовых передач идисковых тормозов типа LG 900. Коробка передач — трехвальная, с продольнымрасположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплениемшестерен и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включенияпередач со 2-й по 7-ю. Картер коробки передач центрировался и жестко соединялсяс картером механизма поворота, образуя единый монтажно-демонтажный агрегат (собщими внутренним объемом и системой смазки) трансмиссии: двухпоточный механизмпередач и поворота. Механизм поворота состоял из двух планетарных редукторов. Кбортовым передачам мощность передавалась короткими поперечными валиками сзубчатыми муфтами на концах. Центровочные работы при сборке танка были сведенытаким образом к минимуму, но монтаж и демонтаж механизма передач и поворота изсварной носовой части броневого корпуса представлял большие трудности. Приводыуправления танком — комбинированные, с гидросервоприводом следящего действия смеханической обратной связью.
Ходоваячасть танка применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных опорныхкатков с резиновыми бандажами диаметром 850 мм. Подвеска — торсионная. В целяхполучения большого угла скручивания торсионы выполнялись двойными, чтообеспечивало вертикальное перемещение опорного катка на 510 мм. Передние изадние катки снабжались гидравлическими амортизаторами. Ведущие колесапереднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 17 зубьев каждый.Зацепление цевочное. Между ведущими колесами и первым опорным каткомустанавливался отбойный ролик. Направляющие колеса — литые, с металлическимибандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные,мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки литые, шириной 660 мм,шаг трака 153 мм.
Электрооборудованиебыло выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генераторBosch GTLN700 12-1500BJ1 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150А.ч. Потребители: электростартер Bosch BFD624ARS15 мощностью 4,4 кВт,контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световойсигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, спуски пушки ипулеметов.
Средства связи.
Всетанки «Пантера» оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей дальностьдействия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.
Специальное оборудование.
Системапожаротушения — автоматическая. Сигнализация была выведена на панель приборовмеханика-водителя.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 41300 Сумська обл., м. Кролевець, вул. Чкалова, 20
Реферат Экономическое и организационное развитие фондового рынка развивающихся стран (на примере Азербайджана)
Реферат Дизельные энергетические установки
Реферат Http://www kommersant ua/doc html?docId=1187881
Реферат Современные механизмы формирования команд управления в организации, основанные на принципах лоял
Реферат Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений
Реферат Понятие и классификация функций государства
Реферат Сущность теоретических воззрений Дж.Локка и Т.Гоббса
Реферат Технология формирования имиджа
Реферат «Депозит-2012» |02. 02. 2012| Он-лайн-конференция проводится совместно с журналом «Банки и деловой мир», порталами TatCenter ru, Ipocredit ru при поддержке Ассоциации региональных банков России
Реферат Новаторство Маяковского в поэзии
Реферат Международная политика цен
Реферат Закон о клонировании человека в новом Уголовном Кодексе Республики Молдова
Реферат Характеристика римского наследственного права
Реферат Поиск общей причины неудач ppm первого рода. «Закон сохранения силы»