МакееваТатьяна Витальевна, аспирант кафедры Социального управления ЯрославскогоГосударственного Педагогического Университета
Идеяпедагогической поддержки возникла на основе опыта выдающихся педагогов ивыработанных принципов помощи ребенку, сохранения его индивидуальности исамоценности в процессе свободного воспитания (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, Ф. Фребель, Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, Д.И.Писарев, С.Т. Шацкий и т.д.). В практике воспитания идея поддержки и помощинашла свое отражение в работе Я. Корчака и С. Френе.
Впроцессе своего развития идея поддержки индивидуальности и уникальности каждойличности принимала технологические очертания, сначала на уровне советовпедагогам и родителям, а впоследствии приобрела системный характер, в основекоторого лежала та или иная идея классификации видов индивидуальности.
Термин«педагогическая поддержка» трактуется широко — и в социальном, и виндивидуальном плане, и в смысле заботы о ребенке. Эта размытость не позволяетпросчитать точные педагогические ходы. Возникает важный вопрос: существует ли вобразовательном процессе педагогическая деятельность, которая обеспечивала быпроцесс индивидуализации?
Казалосьбы, безошибочная версия: воспитание — это индивидуализация, котораярассматривается внутри социализации. Но в реальной действительности существуетнеразрешимое противоречие: в рамках дисциплины и предписания никакого разговораоб индивидуальности быть не может. Ее развитие связано с категорией свободы, нокак только снимаются ограничения, резко падает уровень культуры…
Нив одном классическом учебнике по педагогике нельзя встретить раздел о категориисвободы. Даже передовые педагоги, акцентировавшие внимание на гуманистическихотношениях, имели в виду создание соответствующей регулятивной базы, атмосферывоспитания и обучения, но не признавали экзистенциальную сущность ребенка, егоправо на свободное самоопределение и самореализацию, индивидуальный стильжизни, индивидуальное мировоззрение.
Современноегуманистическое представление о человеке предполагает его рассмотрение каксущества природного (биологического), социального (культурного) иэкзистенциального (независимого, самосущего, свободного). Основнойхарактеристикой экзистенциального измерения является свободоспособность — способность к автономному существованию, самостоятельно строить свою судьбу,отношения с миром и т.д. Именно свободоспособность интегрирует человека какцелое, позволяет ему выстраивать гармоничное существование.
Такаяпостановка вопроса важна как для педагогики вообще, так и для гуманистическойпедагогики в частности. Она позволяет отличить социализацию отиндивидуализации, «педагогику необходимости» от «педагогикисвободы» (О.С. Газман).
Основныеположения концепции педагогики индивидуальности, изложенные О.С. Гребенюком,сводятся к следующему:
•в отличие от традиционной педагогики, которая направлена на подготовку к жизни,передачу социального опыта и т.д., то есть направлена на познание внешнего длячеловека мира, педагогика индивидуальности направлена на освоение самого человека,его собственного мира, на развитие его сущностных сил;
•в характеристике человека необходимо разграничивать такие понятия, как индивид,индивидуальность, личность;
•педагогика индивидуальности должна сосуществовать с традиционной педагогикой,обслуживая разные цели человека и общества;
•развитие индивидуальности человека — это развитие всех его сфер:интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической,саморегуляции и экзистенциальной. Индивид, у которого развита индивидуальность,полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но исамостоятельный человек;
•наряду с известными сферами выделены еще три сферы — саморегуляции, волевая иэкзистенциональная, при этом разводятся понятия волевой сферы и сферы саморегуляции,а экзистенциальная сфера рассматривается впервые.
Такимобразом, основные действия, направленные на создание условий для развитияиндивидуальности, сводятся к следующему:
— идти за природой
— учитывать различия детей
— приноровиться к природе ребенка
— быть для него
— узнать человека во всех отношениях
— принимать соответствующие меры по совершенствованию индивидуальных особенностейученика
— педагогическая приближенность к душе ребенка (сопровождать, но не вести! его).
Большинствосовременных педагогов придерживается сегодня для обозначения этого многообразиядействий термином «педагогическая поддержка», введенного в обиходО.С. Газманом.
Идеиподдержки личностного и индивидуального развития представлены в исследованияхотечественных и зарубежных психологов и педагогов. Р.Бернс и А.А. Бодалеврассматривают психологическую поддержку развития личности ребенка черезсоздание доброжелательного психологического климата. А.Г. Асмолов понимаетподдержку как со=действие ребенку в его развитии; А.В. Мудрик — как помощь в социальномвоспитании ( в процессе социализации); Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В. Анохинаопределяют место педагогической поддержки вне процессов социализации ииндивидуализации, а между ними; Е.А. Александрова, В.К. Зарецкий, Л.А.Ненашева, А.Б. Холмогорова отмечают роль психолого-педагогической поддержки впроцессе самоопределения.
Представленныеподходы рассматривают роль педагогической поддержки в некоторых направленияхличностного развития: 1) в активизации самосознания личности, в пробуждении иразвитии процессов самопознания и рефлексии; 2) в пробуждении активностиличности в индивидуальном, самостоятельном выборе (в профессиональном,гражданском, экзистенциальном, жизненном, нравственном, культурномсамооопределении); 3)личностное развитие в направлениях, указанных выше, должностать условием для личностного саморазвития, самореализации, самоорганизации,самореабилитации и самоконтроля; 4)некоторые исследователи отмечают рольпедагогической поддержки в решении проблемных жизненных ситуаций (О.С. Газман,Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В.Анохина).
Итак,термин «педагогическая поддержка» в современной педагогикеиспользуется широко и многогранно. Его связывают, во-первых, с деятельностьюразличных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальныхправ детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают системуразноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам,склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку.Мы связываем данный термин, прежде всего, с педагогической деятельностью,обеспечивающей процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он ненаходился. В данном контексте под педагогической поддержкой понимается системапедагогической деятельности, раскрывающая индивидуальный потенциал человека, включающаяпомощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических,личностных трудностей.
Наиболееполно «педагогическая поддержка» представлена в работах О.С. Газмана.Именно Газман и его исследовательская группа обратили внимание на процессобразования с точки зрения двух его сторон: социализации и индивидуализацииличности. Социализация предполагает обретение человеком способности к«адаптивной активности» и осуществляется как под воздействием целенаправленныхпроцессов (обучения и воспитания) в педагогических системах, так и под влияниемстихийных факторов (семьи, улицы, средств массовой информации и т.д.). Вобразовании эта задача приобщения растущего человека к должному — кпознавательной или нравственной норме — выражается в " педагогикенеобходимости". «Педагогика необходимости» как педагогикасоциализации личности не может оцениваться однозначно как антигуманная, то естьона не обязательно реализуется авторитарными средствами: в нее могут вписыватьсягуманные отношения между детьми и учителями, пропагандироваться гуманитарныеценности, внедряться элементы группового творчества для лучшего усвоения и др.Более того, культурно воплощаемая педагогика необходимости обязана вноситьдемократические нормы и ценности в образование, освоение демократическихспособов организации жизни (начиная с детского сообщества), усвоение исоблюдение прав и обязанностей по отношению к другим.
Индивидуализацияв понимании Газмана — есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегосяпо поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено вданном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. О.С.Газман считает, что индивидуализация предполагает:
— индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовыхпотребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» ичеловеческого достоинства;
— создание условий для максимально свободной реализации заданных природой(наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей ивозможностей, характерных именно для данного индивида;
— стержневая черта индивидуализации — поддержка человека в автономном, духовном самостроительстве,в творческом самовоплощении («неадаптивной активности», поВ.Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению(экзистенциальному выбору).
Помнению О.С. Газмана, «индивидуализация личности», развитие ее«самости», и составляет в широком смысле содержание «педагогикисвободы». Цель данной педагогики можно определить как помощь детям вконтсруировании их автономного внутреннего мира («субъективнойреальномти», по В.Слободчикову); предметом этой педагогической отрасливыступают средства, помогающие человеку в саморазвитии — самоопределении исамореализации. «Индивидуализация в образовании — это система средств,способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своейслабости и своей силы…» (1, с.28). Таким образом, выделяяиндивидуализацию, автор определяет особый педагогический процесс, ее обеспечивающий- «педагогическую помощь и поддержку ребенку в индивидуальном развитии икак помощь ему в познании себя, своей индивидуальности ».
Подтермином «педагогическая поддержка» О.С. Газман понимал «процесссовместного с ребенком определения его собственных интересов, целей,возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранитьсвое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов вобучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни» ( 1, с.59). Основнойсмысл этого понятия при этом вкладывался им в ключевые слова педагогическойподдержки: — «проблема ребенка».
Говоряо проявлении самости человека, он затрагивал процессы самосознания,саморазвития, самодеятельности, самоопределения, самореализации. По его мнению,все они в равной степени затрагивают сферы его здоровья, учения, общения,творчества, досуга, нуждаются в педагогической поддержке и являются егопроблемами ( 1, с.28).
Исследовательтакже отмечает, что педагогическая поддержка в гуманистическом подходе кобразованию включает три ведущих направления реальной педагогическойдеятельности: 1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей,способностей) для развития «самости», для саморазвития (черезмеханизмы самопознания, рефлексии, самоанализа, целеполагания, физической ипсихической защиты, деятельностей самоосуществления); 2) создание благоприятныхвнешних условий (среды обитания) для психического и биологическогосуществования и развития ребенка; 3) организация очеловеченной микросоциальнойсреды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность,психологический климат и другие) как продукта активности детей и взрослых (1, с.18).
Проблемаобразования личности выступает в педагогике свободы как проблемаиндивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектныеотношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которыхдоминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Интереснаточка зрения на проблему педагогической поддержки А.В. Мудрика, котораярассматривается им в русле оказания индивидуальной помощи человеку. А.В.Мудрик уделяетбольшое внимание процессу социализации, то есть «вхождению индивида всоциум, усвоение определенной системы ценностей, процесс обретения собственногосоциального опыта и активного самопостроения личностью», следовательно,можно говорить о педагогической поддержке социализации. Данная точка зрениятесно переплетается с новой гипотезой о месте педагогической поддержки вобразовании, представленной в работах Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфина. Ониотмечают, что место педагогической поддержки находится вне процессовсоциализации и индивидуализации. Авторы рассматривают педагогическую поддержкукак место для «моста», «проводника», обеспечивающее ребенкуи педагогу движение друг к другу, а также взаимовлияние, взаимодействиесоциализации и индивидуализации.
Помнению А.В. Мудрика, социальное воспитание, «будучи составной частьюсоциально-контролируемой социализации (наряду с семейным и религиознымвоспитанием), понимается как создание условий для целенаправленного развития идуховно-ценностной ориентации человека.» ( 3, с. 34). Эти условиясоздаются в воспитательных организациях в процессе взаимодействияиндивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных ив то же время автономных сферах:
— образования;
— организации социального опыта;
— индивидуальной помощи (помощь в решении проблем, стимулирование саморазвития,опека).
Такимобразом, в концепции Мудрика на основе принципа дополнительности воспитаниерассматривается: 1)как часть процесса социализации, который включает в себятакже стихийную и относительно направляемую социализацию, а также самоизменениечеловека;
2)как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного исоциального воспитания;
3)социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта ииндивидуальной помощи человеку.
А.В.Мудрик рассматривает индивидуальную помощь человеку в воспитании какотносительно самостоятельную проблему, требующую своего теоретическогоисследования, поисков методических решений и распространения их в практикевоспитания. Индивидуальная помощь человеку должна оказываться тогда, когда унего возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениями сопасностями возраста. Более или менее успешное решение возрастных задач,избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и егоразвитие. ( 3, с. 155).
Достаточноусловно можно выделить три группы возрастных задач:
— естественно-культурные
— социально-культурные
— социально-психологические.
Всоответствии с выделенными А.В. Мудриком тремя группами возрастных задач можнодо некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку можетпонадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательнойорганизации.
— Проблемы, возникающие в решении естественно-культурных задач: укреплениездоровья, развитие своих физических задатков; познание своего тела, принятие егои происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности-фемининностии соответственно минимизации переживаний, связанных с собственным «соответствием»этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующиминормами, этикетом и символикой.
— Проблемы, возникающие в решении социально-культурных задач: осознание иразвитие своих способностей, умений, установок, ценностей; приобретение знаний,умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей;овладение способами взаимодействия с людьми, развитие или коррекция необходимыхустановок; понимание проблем семьи и социума, восприимчивостью к ним.
— Проблемы, возникающие в процессе решения социально-психологических задач:самопознание и самопринятие; определение себя в актуальной жизни, самореализацияи самоутверждение, определение своих перспектив; развитие понимания ивосприимчивости по отношению к себе и к другим; адаптация к реальным условиям жизни;установление позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенносо значимыми лицами; предотвращение, минимизация, разрешение внутриличностных имежличностных конфликтов. ( 3, с. 155-156).
Индивидуальнаяпомощь детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может датьположительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий:
Во-первых,наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установкина необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровняпсихолого-педагогической подготовки.
Во-вторых,наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки надобровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у негопонимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж. В-третьих,наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств:здорового самовосприятия, то есть удовлетворяющей его позитивной Я-концепции;последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости,симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним;стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенныевзаимоотношения с воспитанниками; умения пробуждать у воспитанников чувствосвободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.
В-четвертых,умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве«эксперта», «советчика», «опекуна»: использоватьсвое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся у воспитанника,осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения;помочь определить ему свои позиции и взгляды.
В-пятых,использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного,возрастного и индивидуального подходов. ( 3, с. 158).
Наосновании вышеизложенных концепций «педагогической поддержки» и«педагогики индивидуальности» попытаемся определить ситуации педагогическойпомощи. К таким ситуациям можно отнести: ситуации напряженного ожидания;адаптации к новым условиям; доверительного контакта; депрессии; поддержки;выбора цели; растерянности; успеха; обдумывания плана; мобилизации усилий;подражания (положительного и отрицательного); общения; примирения;удовлетворения интереса; агрессии; требования, взаимного требования; доверия;выполнения поручений, заданий; коллективного разговора; интимной беседы;возникающего конфликта; конкуренции; ссор, драк, насилий; оскорбления;эмоционального взрыва и многое другое.
Опираясьна точку зрения О.С. Гребенюка (сферы индивидуальности), появляется возможностьпроводить мониторинг развития индивидуальности школьников (Гершкович Н.А.),который включает в себя:
— целенаправленный сбор информации о состоянии сфер индивидуальности каждогошкольника;
— мониторинг педагогической деятельности, направленный на определение ее влияния ивозможностей в развитии целостной индивидуальности школьников, а такжевыявление затруднений учителей с целью оказания им помощи;
— мониторинг учебной и других видов деятельности школьников — направлен навыявление результатов усвоения учениками знаний и умений, навыков, уровня ихобученности и воспитанности.
Вкачестве приемов оказания педагогической поддержки, помощи и сотрудничествамогут выступать следующие:
Приемыпедагогической поддержки и сотрудничества: поощрение, похвала, одобрение;просьба, стимулирование к деятельности; доверие, авансирование личности;поощрение, неупоминание об ошибках; проявление сопереживания, сочувствия,огорчения; ожидание лучших результатов; вовлечение в интересующую деятельность.
Приемыскрытой педагогической поддержки: безадресное упоминание об ошибках; мнимое,деланное безразличие, переключение внимания; выполнение какого-либо дела вместовоспитанника; намек, предположение, высказанное без адреса; изменение задания,поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулированиесостязательности.
Приемы-антиподыпедагогической поддержки: проявление обсуждения в форме возмущения; изоляция отчасти или от всего коллектива; нетактичное выявление виновного; необдуманнаяхарактеристика поступка, упрек; жалобы родителям, администрации; приказаниевыполнения задания; несправедливое наказание.
Список литературы
1.ГазманО.С. педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема.//Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995.- 58с.
2.Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности (Курс лекций). Калининградскийуниверситет. Калининград, 1995.- 94 с.
3.МудрикА.В. Социальная педагогика. М.: издательский центр «Академия»,2000.-200с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru