Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Концепция педагогики индивидуальности в русле оказания педагогической поддержки школьникам

МакееваТатьяна Витальевна, аспирант кафедры Социального управления ЯрославскогоГосударственного Педагогического Университета
Идеяпедагогической поддержки возникла на основе опыта выдающихся педагогов ивыработанных принципов помощи ребенку, сохранения его индивидуальности исамоценности в процессе свободного воспитания (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, Ф. Фребель, Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, Д.И.Писарев, С.Т. Шацкий и т.д.). В практике воспитания идея поддержки и помощинашла свое отражение в работе Я. Корчака и С. Френе.
Впроцессе своего развития идея поддержки индивидуальности и уникальности каждойличности принимала технологические очертания, сначала на уровне советовпедагогам и родителям, а впоследствии приобрела системный характер, в основекоторого лежала та или иная идея классификации видов индивидуальности.
Термин«педагогическая поддержка» трактуется широко — и в социальном, и виндивидуальном плане, и в смысле заботы о ребенке. Эта размытость не позволяетпросчитать точные педагогические ходы. Возникает важный вопрос: существует ли вобразовательном процессе педагогическая деятельность, которая обеспечивала быпроцесс индивидуализации?
Казалосьбы, безошибочная версия: воспитание — это индивидуализация, котораярассматривается внутри социализации. Но в реальной действительности существуетнеразрешимое противоречие: в рамках дисциплины и предписания никакого разговораоб индивидуальности быть не может. Ее развитие связано с категорией свободы, нокак только снимаются ограничения, резко падает уровень культуры…
Нив одном классическом учебнике по педагогике нельзя встретить раздел о категориисвободы. Даже передовые педагоги, акцентировавшие внимание на гуманистическихотношениях, имели в виду создание соответствующей регулятивной базы, атмосферывоспитания и обучения, но не признавали экзистенциальную сущность ребенка, егоправо на свободное самоопределение и самореализацию, индивидуальный стильжизни, индивидуальное мировоззрение.
Современноегуманистическое представление о человеке предполагает его рассмотрение каксущества природного (биологического), социального (культурного) иэкзистенциального (независимого, самосущего, свободного). Основнойхарактеристикой экзистенциального измерения является свободоспособность — способность к автономному существованию, самостоятельно строить свою судьбу,отношения с миром и т.д. Именно свободоспособность интегрирует человека какцелое, позволяет ему выстраивать гармоничное существование.
Такаяпостановка вопроса важна как для педагогики вообще, так и для гуманистическойпедагогики в частности. Она позволяет отличить социализацию отиндивидуализации, «педагогику необходимости» от «педагогикисвободы» (О.С. Газман).
Основныеположения концепции педагогики индивидуальности, изложенные О.С. Гребенюком,сводятся к следующему:
•в отличие от традиционной педагогики, которая направлена на подготовку к жизни,передачу социального опыта и т.д., то есть направлена на познание внешнего длячеловека мира, педагогика индивидуальности направлена на освоение самого человека,его собственного мира, на развитие его сущностных сил;
•в характеристике человека необходимо разграничивать такие понятия, как индивид,индивидуальность, личность;
•педагогика индивидуальности должна сосуществовать с традиционной педагогикой,обслуживая разные цели человека и общества;
•развитие индивидуальности человека — это развитие всех его сфер:интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической,саморегуляции и экзистенциальной. Индивид, у которого развита индивидуальность,полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но исамостоятельный человек;
•наряду с известными сферами выделены еще три сферы — саморегуляции, волевая иэкзистенциональная, при этом разводятся понятия волевой сферы и сферы саморегуляции,а экзистенциальная сфера рассматривается впервые.
Такимобразом, основные действия, направленные на создание условий для развитияиндивидуальности, сводятся к следующему:
— идти за природой
— учитывать различия детей
— приноровиться к природе ребенка
— быть для него
— узнать человека во всех отношениях
— принимать соответствующие меры по совершенствованию индивидуальных особенностейученика
— педагогическая приближенность к душе ребенка (сопровождать, но не вести! его).
Большинствосовременных педагогов придерживается сегодня для обозначения этого многообразиядействий термином «педагогическая поддержка», введенного в обиходО.С. Газманом.
Идеиподдержки личностного и индивидуального развития представлены в исследованияхотечественных и зарубежных психологов и педагогов. Р.Бернс и А.А. Бодалеврассматривают психологическую поддержку развития личности ребенка черезсоздание доброжелательного психологического климата. А.Г. Асмолов понимаетподдержку как со=действие ребенку в его развитии; А.В. Мудрик — как помощь в социальномвоспитании ( в процессе социализации); Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В. Анохинаопределяют место педагогической поддержки вне процессов социализации ииндивидуализации, а между ними; Е.А. Александрова, В.К. Зарецкий, Л.А.Ненашева, А.Б. Холмогорова отмечают роль психолого-педагогической поддержки впроцессе самоопределения.
Представленныеподходы рассматривают роль педагогической поддержки в некоторых направленияхличностного развития: 1) в активизации самосознания личности, в пробуждении иразвитии процессов самопознания и рефлексии; 2) в пробуждении активностиличности в индивидуальном, самостоятельном выборе (в профессиональном,гражданском, экзистенциальном, жизненном, нравственном, культурномсамооопределении); 3)личностное развитие в направлениях, указанных выше, должностать условием для личностного саморазвития, самореализации, самоорганизации,самореабилитации и самоконтроля; 4)некоторые исследователи отмечают рольпедагогической поддержки в решении проблемных жизненных ситуаций (О.С. Газман,Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В.Анохина).
Итак,термин «педагогическая поддержка» в современной педагогикеиспользуется широко и многогранно. Его связывают, во-первых, с деятельностьюразличных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальныхправ детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают системуразноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам,склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку.Мы связываем данный термин, прежде всего, с педагогической деятельностью,обеспечивающей процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он ненаходился. В данном контексте под педагогической поддержкой понимается системапедагогической деятельности, раскрывающая индивидуальный потенциал человека, включающаяпомощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических,личностных трудностей.
Наиболееполно «педагогическая поддержка» представлена в работах О.С. Газмана.Именно Газман и его исследовательская группа обратили внимание на процессобразования с точки зрения двух его сторон: социализации и индивидуализацииличности. Социализация предполагает обретение человеком способности к«адаптивной активности» и осуществляется как под воздействием целенаправленныхпроцессов (обучения и воспитания) в педагогических системах, так и под влияниемстихийных факторов (семьи, улицы, средств массовой информации и т.д.). Вобразовании эта задача приобщения растущего человека к должному — кпознавательной или нравственной норме — выражается в " педагогикенеобходимости". «Педагогика необходимости» как педагогикасоциализации личности не может оцениваться однозначно как антигуманная, то естьона не обязательно реализуется авторитарными средствами: в нее могут вписыватьсягуманные отношения между детьми и учителями, пропагандироваться гуманитарныеценности, внедряться элементы группового творчества для лучшего усвоения и др.Более того, культурно воплощаемая педагогика необходимости обязана вноситьдемократические нормы и ценности в образование, освоение демократическихспособов организации жизни (начиная с детского сообщества), усвоение исоблюдение прав и обязанностей по отношению к другим.
Индивидуализацияв понимании Газмана — есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегосяпо поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено вданном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. О.С.Газман считает, что индивидуализация предполагает:
— индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовыхпотребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» ичеловеческого достоинства;
— создание условий для максимально свободной реализации заданных природой(наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей ивозможностей, характерных именно для данного индивида;
— стержневая черта индивидуализации — поддержка человека в автономном, духовном самостроительстве,в творческом самовоплощении («неадаптивной активности», поВ.Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению(экзистенциальному выбору).
Помнению О.С. Газмана, «индивидуализация личности», развитие ее«самости», и составляет в широком смысле содержание «педагогикисвободы». Цель данной педагогики можно определить как помощь детям вконтсруировании их автономного внутреннего мира («субъективнойреальномти», по В.Слободчикову); предметом этой педагогической отрасливыступают средства, помогающие человеку в саморазвитии — самоопределении исамореализации. «Индивидуализация в образовании — это система средств,способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своейслабости и своей силы…» (1, с.28). Таким образом, выделяяиндивидуализацию, автор определяет особый педагогический процесс, ее обеспечивающий- «педагогическую помощь и поддержку ребенку в индивидуальном развитии икак помощь ему в познании себя, своей индивидуальности ».
Подтермином «педагогическая поддержка» О.С. Газман понимал «процесссовместного с ребенком определения его собственных интересов, целей,возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранитьсвое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов вобучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни» ( 1, с.59). Основнойсмысл этого понятия при этом вкладывался им в ключевые слова педагогическойподдержки: — «проблема ребенка».
Говоряо проявлении самости человека, он затрагивал процессы самосознания,саморазвития, самодеятельности, самоопределения, самореализации. По его мнению,все они в равной степени затрагивают сферы его здоровья, учения, общения,творчества, досуга, нуждаются в педагогической поддержке и являются егопроблемами ( 1, с.28).
Исследовательтакже отмечает, что педагогическая поддержка в гуманистическом подходе кобразованию включает три ведущих направления реальной педагогическойдеятельности: 1) обеспечение внутренних условий (установок, потребностей,способностей) для развития «самости», для саморазвития (черезмеханизмы самопознания, рефлексии, самоанализа, целеполагания, физической ипсихической защиты, деятельностей самоосуществления); 2) создание благоприятныхвнешних условий (среды обитания) для психического и биологическогосуществования и развития ребенка; 3) организация очеловеченной микросоциальнойсреды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность,психологический климат и другие) как продукта активности детей и взрослых (1, с.18).
Проблемаобразования личности выступает в педагогике свободы как проблемаиндивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектныеотношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которыхдоминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Интереснаточка зрения на проблему педагогической поддержки А.В. Мудрика, котораярассматривается им в русле оказания индивидуальной помощи человеку. А.В.Мудрик уделяетбольшое внимание процессу социализации, то есть «вхождению индивида всоциум, усвоение определенной системы ценностей, процесс обретения собственногосоциального опыта и активного самопостроения личностью», следовательно,можно говорить о педагогической поддержке социализации. Данная точка зрениятесно переплетается с новой гипотезой о месте педагогической поддержки вобразовании, представленной в работах Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфина. Ониотмечают, что место педагогической поддержки находится вне процессовсоциализации и индивидуализации. Авторы рассматривают педагогическую поддержкукак место для «моста», «проводника», обеспечивающее ребенкуи педагогу движение друг к другу, а также взаимовлияние, взаимодействиесоциализации и индивидуализации.
Помнению А.В. Мудрика, социальное воспитание, «будучи составной частьюсоциально-контролируемой социализации (наряду с семейным и религиознымвоспитанием), понимается как создание условий для целенаправленного развития идуховно-ценностной ориентации человека.» ( 3, с. 34). Эти условиясоздаются в воспитательных организациях в процессе взаимодействияиндивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных ив то же время автономных сферах:
— образования;
— организации социального опыта;
— индивидуальной помощи (помощь в решении проблем, стимулирование саморазвития,опека).
Такимобразом, в концепции Мудрика на основе принципа дополнительности воспитаниерассматривается: 1)как часть процесса социализации, который включает в себятакже стихийную и относительно направляемую социализацию, а также самоизменениечеловека;
2)как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного исоциального воспитания;
3)социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта ииндивидуальной помощи человеку.
А.В.Мудрик рассматривает индивидуальную помощь человеку в воспитании какотносительно самостоятельную проблему, требующую своего теоретическогоисследования, поисков методических решений и распространения их в практикевоспитания. Индивидуальная помощь человеку должна оказываться тогда, когда унего возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениями сопасностями возраста. Более или менее успешное решение возрастных задач,избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и егоразвитие. ( 3, с. 155).
Достаточноусловно можно выделить три группы возрастных задач:
— естественно-культурные
— социально-культурные
— социально-психологические.
Всоответствии с выделенными А.В. Мудриком тремя группами возрастных задач можнодо некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку можетпонадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательнойорганизации.
— Проблемы, возникающие в решении естественно-культурных задач: укреплениездоровья, развитие своих физических задатков; познание своего тела, принятие егои происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности-фемининностии соответственно минимизации переживаний, связанных с собственным «соответствием»этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующиминормами, этикетом и символикой.
— Проблемы, возникающие в решении социально-культурных задач: осознание иразвитие своих способностей, умений, установок, ценностей; приобретение знаний,умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей;овладение способами взаимодействия с людьми, развитие или коррекция необходимыхустановок; понимание проблем семьи и социума, восприимчивостью к ним.
— Проблемы, возникающие в процессе решения социально-психологических задач:самопознание и самопринятие; определение себя в актуальной жизни, самореализацияи самоутверждение, определение своих перспектив; развитие понимания ивосприимчивости по отношению к себе и к другим; адаптация к реальным условиям жизни;установление позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенносо значимыми лицами; предотвращение, минимизация, разрешение внутриличностных имежличностных конфликтов. ( 3, с. 155-156).
Индивидуальнаяпомощь детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может датьположительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий:
Во-первых,наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установкина необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровняпсихолого-педагогической подготовки.
Во-вторых,наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки надобровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у негопонимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж. В-третьих,наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств:здорового самовосприятия, то есть удовлетворяющей его позитивной Я-концепции;последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости,симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним;стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенныевзаимоотношения с воспитанниками; умения пробуждать у воспитанников чувствосвободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.
В-четвертых,умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве«эксперта», «советчика», «опекуна»: использоватьсвое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся у воспитанника,осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения;помочь определить ему свои позиции и взгляды.
В-пятых,использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного,возрастного и индивидуального подходов. ( 3, с. 158).
Наосновании вышеизложенных концепций «педагогической поддержки» и«педагогики индивидуальности» попытаемся определить ситуации педагогическойпомощи. К таким ситуациям можно отнести: ситуации напряженного ожидания;адаптации к новым условиям; доверительного контакта; депрессии; поддержки;выбора цели; растерянности; успеха; обдумывания плана; мобилизации усилий;подражания (положительного и отрицательного); общения; примирения;удовлетворения интереса; агрессии; требования, взаимного требования; доверия;выполнения поручений, заданий; коллективного разговора; интимной беседы;возникающего конфликта; конкуренции; ссор, драк, насилий; оскорбления;эмоционального взрыва и многое другое.
Опираясьна точку зрения О.С. Гребенюка (сферы индивидуальности), появляется возможностьпроводить мониторинг развития индивидуальности школьников (Гершкович Н.А.),который включает в себя:
— целенаправленный сбор информации о состоянии сфер индивидуальности каждогошкольника;
— мониторинг педагогической деятельности, направленный на определение ее влияния ивозможностей в развитии целостной индивидуальности школьников, а такжевыявление затруднений учителей с целью оказания им помощи;
— мониторинг учебной и других видов деятельности школьников — направлен навыявление результатов усвоения учениками знаний и умений, навыков, уровня ихобученности и воспитанности.
Вкачестве приемов оказания педагогической поддержки, помощи и сотрудничествамогут выступать следующие:
Приемыпедагогической поддержки и сотрудничества: поощрение, похвала, одобрение;просьба, стимулирование к деятельности; доверие, авансирование личности;поощрение, неупоминание об ошибках; проявление сопереживания, сочувствия,огорчения; ожидание лучших результатов; вовлечение в интересующую деятельность.
Приемыскрытой педагогической поддержки: безадресное упоминание об ошибках; мнимое,деланное безразличие, переключение внимания; выполнение какого-либо дела вместовоспитанника; намек, предположение, высказанное без адреса; изменение задания,поручения; обсуждение (анализ) жизненных ситуаций; стимулированиесостязательности.
Приемы-антиподыпедагогической поддержки: проявление обсуждения в форме возмущения; изоляция отчасти или от всего коллектива; нетактичное выявление виновного; необдуманнаяхарактеристика поступка, упрек; жалобы родителям, администрации; приказаниевыполнения задания; несправедливое наказание.
Список литературы
1.ГазманО.С. педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема.//Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995.- 58с.
2.Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности (Курс лекций). Калининградскийуниверситет. Калининград, 1995.- 94 с.
3.МудрикА.В. Социальная педагогика. М.: издательский центр «Академия»,2000.-200с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Vikings Essay Research Paper Vikings The vikings
Реферат Определение ущерба и страхового возмещения по страхованию сельскохозяйственных культур
Реферат Critique Of Heart Of Darkness Essay Research
Реферат Computer Bases Training компьютерная поддержка обучения. Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких урок
Реферат Деятельность предприятия
Реферат Управление экологическими рисками для защиты здоровья населения от загрязнения окружающей среды
Реферат Інформаційно-вимірювальна система для пасажирських вагонів залізничного транспорту
Реферат Милосердие и сострадание в романе "Преступление и наказание"
Реферат Таможенно-тарифная политика российского государства
Реферат Знание — сила (Философия Френсиса Бекона)
Реферат Общество Пакистана
Реферат Высшее образование в России XIX века
Реферат Искусственные сооружения на автомобильных дорогах
Реферат Lady Macbeth Stronger Imagination Than Will Essay
Реферат Счет-фактура по НДС. Спорные ситуации