Широта мышления — этоспособность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время инеобходимых для дела частностей. ГЛУБИНА мышления выражается в умении проникатьв сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления,является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочии не видит главного.
Самостоятельность мышленияхарактеризуется умением.человека выдвигать новые задачи и находить пути ихрешения, не прибегая к помощи других людей.Гибкость мысли выражается вее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способоврешения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума — способностьчеловека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильноерешение.
Торопливость умапроявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватываеткакую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточнопродуманные ответы и суждения.
Определеннаязамедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервнойсистемы — малой ее подвижностью. “Скорость умственных процессов естьфундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми” (Айзек).
Критичность ума —умение человека объективно оцениватьсвои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемыеположения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относитсяпредпочтительность использования человеком наглядно-действенного,наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.
В настоящее времясуществуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:
1. Биологическаятрактовка: “способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации”
2. Педагогическаятрактовка:“способность к обучению, обучаемость”
3. Структурный подход, сформулированный А. Бине:интеллект как “способность адаптации средств к цели”. С точки зренияструктурного подхода, интеллект—это совокупность тех или иных способностей.
Совокупностьпознавательных процессов человека определяет его интеллект. “Интеллект — этоглобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошосправляться с жизненными обстоятельствами” (Векслер), т.е.интеллектрассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Какова структураинтеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос.Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (факторО) и фактор 5, служащий показателем специфических способностей. С точки зренияСпирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта,от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Крометого, у всех людейимеются в различной степени развитые специфическиеспособности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Терстоун с помощьюстатистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которыеон назвалпервичными умственными потенциями. Он выделил семь такихпотенций: 1)счетную способность, т. е. способность оперировать числамии выполнять арифметические действия; 2)вербальную (словесную) гибкость,т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболееподходящие слова; 3) вербальноевосприятие, т. е. способность пониматьустную и письменную речь;4) пространственную ориентацию, или способностьпредставлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5)память; 6)способность к рассуждению; 7) быстроту восприятия сходств или различиймежду предметами и изображениями.
Позже Гилфорд выделил 120факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны,к каким результатам Приводят эти операции и каковоих содержание(содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).
По мнению Кэттела (196?),у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежитв основе нашей способности к мышлению, абстрагированию м рассуждению. Примернок 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта stroy.nm.ru