Реферат по предмету "Педагогика"


Характеристика, цели и задачи музыкального образования

План
Введение
Глава1. Концепция музыкального образования
Глава2. Содержание музыкального образования
Глава3. Цели и задачи школьного музыкального образования
Глава4. Принципы музыкального образования
Глава5. Методы музыкального образования
Заключение
Списоклитературы

ВВЕДЕНИЕ
Искусство, художественное постижение действительности во всепериоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры,человеческого способа существования в мире.
Уникальность и значимость образовательной области «Искусство»связаны с тем, что в односторонне интеллектуализированной и вербализованнойсовременной школе предметы, входящие в эту область, развиваютэмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способностьвидеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве; непосредственнонаправлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, ане побочного результата.
Только в искусстве дети, начиная уже с дошкольного возраста,бывают способны к полноценному творчеству. Занятия искусством, художественнымтворчеством снимают перегрузки школьников, полезны для здоровья, улучшают общуюуспеваемость.
В школе в процессе непосредственного участия в эстетическойдеятельности закладывается основа художественной культуры современногочеловека. Эстетическое воспитание — важнейший фактор становления личностишкольника, его идеалов, вкусов и потребностей. Уроки искусства вобщеобразовательной школе являются основной и самой массовой формой приобщениядетей к мировым культурным ценностям.
В условиях России, многообразия национальных культур ее народов,важнейшей задачей становится сохранение единого культурного и образовательногопространства, что необходимо учитывать при разработке содержания эстетическоговоспитания и художественного образования на федеральном инационально-региональном уровнях.
Современное состояние преподавания искусств в общеобразовательнойшколе характеризуется обновлением содержания образования.
Учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа(школы, гимназии, лицеи) является единственной дисциплиной музыкальногообразования, которую осваивают все дети.
В настоящее время этот предмет входит в образовательную область«Искусство» вместе с предметами «Изобразительное искусство» (с I по VII классы) и «Мироваяхудожественная культура» (в старших классах).
Согласно принятым в стране нормативам, обязательный предмет «Музыка»в учебном плане школы представлен с I по VII класс одним уроком в неделю, общим объемом 34часа в год. В VIII и IX классах он преподается объемом в 17 часов в год в рамкахинтегрированного предмета «Искусство».
Область «Искусство» ориентирует преподавателя и учащихся наустановление общего и особенного в разных видах искусства, на их связи сжизнью, на развитие ассоциативного мышления, столь важного для художественногоосмысления мира, на умения пользоваться методами сравнения, сопоставления, обобщения.
Включение предмета «Музыка» в образовательную область «Искусство»в определенной мере лишает его самостоятельности и Нередко, как показываетпрактика, он подменяется другими предметами.
Целью данной курсовой работы является характеристика содержания,целей и задач музыкального образования в школе.
Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач ккурсовой работе:
— раскрыть сущность концепции и содержание музыкальногообразования
— определить цели и задачи школьного музыкального образования
— рассказать о принципах и методах музыкального образования
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, пяти глав,заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общее художественное образование школьников недостаточно полновключает в себя воспитательный и образовательный потенциалы литературы, театра,кино, музеев, средств массовой информации, и для многих детей остаютсянедоступны целые пласты российской и зарубежной культуры прошлого и настоящего.
Положение усугубляет закрытие многих изданий творческих союзов, настраницах которых постоянно освещались проблемы художественного образования(журналы «Искусство», «Творчество», «Декоративное искусство», «Художник»,«Музыка» и др.). Мешает и отсутствие централизованного материально-техническогообеспечения предметов области «Искусство».
Профессионально-методическая подготовка специалистов — будущихучителей изобразительного искусства и музыки — часто не отвечает требованиямдинамично развивающейся системы художественного образования школьников, отстаетот педагогических новаций в этой области.
Эффективному развитию системы художественного образования иэстетического воспитания детей мешает недостаточное количество учебных часов,выделяемых на изучение предметов художественно-эстетического цикла в школе. (Вбольшинстве стран мира на эти предметы отводится в несколько раз большевремени.) Необходимо значительное (минимум вдвое) увеличение количества часовна занятия искусством, в первую очередь в младшем школьном возрасте, которыйявляется особо сензитивным для художественного развития.
Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения предполагаетпреподавание музыки в школе с I по X класс. Отечественное музыкальное образование предполагаетразнообразие подходов и путей воспитания музыкальной культуры учащихся, чтопроявляется прежде всего в возможности учителя музыки по своему усмотрениювыбирать учебную программу или работать по авторской программе.
Важнейшим принципом структурирования музыкального образованиядолжно стать единство двух начал: познание природы музыки черезимпровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формылучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в коем случае не должнаотрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающейего действительности.
Результатами занятий должны стать:
возрастание интереса и любви к классической, народной, духовной,современной музыке; способность оценить ее красоту; чувство сопереживаниямузыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; возникновениемузыкально-эстетического отклика на произведения искусства, неутилитарногоотношения к нему;
постижение закономерностей искусства;
развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки,способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусств;творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессеслушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), пластическогоинтонирования, музыкально-ритмического движения;
становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общениис высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.
В начальной школе занятия осуществляются на уроках музыки ипластического движения.
Последовательное, систематическое постижение учащимися искусстваосуществляется с опорой на живое его восприятие, имеющийся жизненно-музыкальныйопыт школьников и обобщения, к которым они приходят совместно с учителем. Наэтой основе рождается и развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образноемышление, богатое воображение, фантазия и интуиция учащихся.
Необходимо активизировать разнообразную, и особенноисполнительскую, музыкальную деятельность младших школьников. Чрезвычайно важнов этом возрасте (как и на последующих этапах) развитие навыков грамотного,выразительного и эмоционального хорового пения, содержащего в себе среди прочихмногих достоинств возможность достижения гармонии в коллективном взаимодействииучастников хора, во время которого дети обращаются к опыту голосового,инструментального, пластического интонирования.
Целесообразны активные занятия, связанные с движением детей подмузыку, с созданием художественных образов через движение, с попыткамивокальных и инструментальных импровизаций, с организацией оркестра детскихмузыкальных инструментов. Исполнительские музыкальные навыки способствуютяркому творческому самовыражению ребенка, чувству сопереживания, соучастия,соединения.
Постижение лучших образцов классической, народной, духовной исовременной музыки, знаний, раскрывающих прежде всего интонационную, жанровую,стилевую природу музыкального искусства и музыкального творчества, способносыграть свою эстетическую, образовательную и воспитательную роль лишь в томслучае, если услышанная музыка глубоко переживается и осмысливается детьми.
Весь искусно сочетаемый спектр форм и видов музыкальных занятийдолжен быть направлен на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытатьрадость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, отощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как притягательное,обладающее особой эмоциональной силой искусство. Важно стремиться к тому, чтобыкульминацией каждого урока становилось глубокое «проживание» детьми подлиннохудожественного музыкального произведения. Такой подход дает возможностьребенку искать свой путь в мир музыкального искусства.
Начальная школа в концепции отечественного музыкальногообразования рассматривается не как подготовительный период, а как неразрывная иважнейшая часть всей музыкальной культуры школьника, всех ее содержательныхсоставляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опытатворческой музыкальной деятельности, «очеловеченных» музыкальных знаний,формирования умения слышать музыку и развития разнообразных исполнительскихнавыков.
Вот почему уже в начальной школе музыкальное обучение и воспитаниедолжно осуществляться учителем музыки — профессионалом. Только при этом условиивозможно становление подлинной музыкальной культуры учащихся в основной школе,эффективное овладение «Мировой художественной культурой» и другими предметамигуманитарного, художественного цикла.
В основной школе спектр обозначенных выше путей и методовстановления музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой частивсей их духовной культуры принципиально сохраняется. Однако в этот период наоснове приобретенного учащимися опыта интонационно-образного мышления,восприятия жанровой основы искусства необходимо акцентировать внимание напостижении музыкального образа, нравственно-эстетическом потенциале музыки,развитии музыкально-познавательных способностей, повышении у детей интереса квысшим достижениям мирового музыкального искусства, познании особенностейсовременного музыкального языка, все более широких и глубоких связей музыки систорией, художественной литературой, изобразительным искусством. И на этойоснове развивать культуру чувств и эстетический вкус (в том числе по отношениюк популярной массовой музыке).
В основной школе важно организовать изучение музыкальной драматургиикак процесса диалектического усвоения богатого жизненного материала (по формуле«Законы музыки — законы жизни»). Именно музыка, в силу ее особой способностивоплощать в художественных образах сложные перипетии реальности, может наиболееэффективно психологически адаптировать подростков к ценностям и противоречиямбольшого мира.
Активное сочетание индивидуальных и коллективных видовмузыкального восприятия и творчества в подростковый период укрепляет социальныепараметры формирующейся личности на самом глубинном, интуитивно-эмоциональномуровне, дает ощущение ценности не только Я, но и Мы через опытинтонационно-образного взаимодействия.
Большое внимание следует уделить современным способам общения смузыкой, применяя компьютерную технику, электронно-музыкальные инструменты ит.д.
В старших классах музыка включается в исторический контекст. Вэтот период обучения вводятся представления об исторических стилях в музыке идругих видах искусства. Все более выявляется гуманистическая сущность музыки,благодаря чему старшие школьники оказываются готовыми к восприятию сложныхмузыкальных произведений как высших достижений человеческого духа. В старшихклассах используется весь накопленный на предыдущих ступенях музыкальногообразования опыт, рассказывается о синтезе различных искусств, осваиваютсяуниверсалии общехудожественного языка и эстетического отношения к миру в целом.Усиливается акцент на самостоятельную музыкально-образовательную деятельностьподростков, на более углубленные занятия музыкой в тех формах, к которымучащиеся проявляют наибольший интерес. Особое значение приобретает освоение имисовременных способов синтезирования звуков, всех технических и электронныхсредств общения с музыкой в современных условиях.
Необходимы разработка и издание нового поколения учебников иучебных пособий по музыке для учащихся с учетом технического уровня,отвечающего мировым стандартам.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Перед современным художественным образованием стоят следующиезадачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства сним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру,формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативногомышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, усвоениенациональных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего,формирование творческой активности, интеграция личностных качеств внациональную и мировую художественную культуру.
В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры,что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению кискусству и жизни, в развитии адекватного музыкального восприятия,нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опытамузыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьниковнаправлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве,приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальнойдеятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу длядальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования исамовоспитания в условиях основной школы.
Учебный предмет «Музыка» в школе имеет следующие задачи:
• увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценитьее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический откликна музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
• развить музыкально-образное мышление, научить разбираться взакономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней,связывая с жизнью и другими видами искусства;
• заложить основы творческих музыкальных способностей,практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинениямузыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
• развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении смузыкальными шедеврами; побудить к музыкальному самообразованию.
С перечисленными задачами согласуется содержание музыкальноговоспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков:
1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений.Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра изла;
2) творческая позиция;
3) развитое ассоциативное мышление как основа творческойспособности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Не-менского).
Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания вшироком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б.Абдуллинконкретизировал элементы содержания следующим образом:
• опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности,воплощенный в музыке;
• музыкальные знания;
• музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческойдеятельности школьников.
Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитанияопределяют тематику четвертей. Так, например, темы четвертей II класса по программе Ю.Б.Алиева с направленностью на развитие у детей первичных форм эстетическогоотношения к жизни имеют названия: «Природа в музыке», «Сказка в музыке»,«Музыка о животных». Зависимость восприятия искусства от знания его языка нашлаотражение в формулировках задач по четвертям программы Д.Б. Кабалевского,адекватных ключевым знаниям: второй класс — «Интонация», «Развитие музыки»,«Построение (формы) музыки».
Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностногоотношения к действительности, воплощенного в музыке является непосредственномузыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен спискомконкретных произведений, но основные критерии его отбора для всех программтождественны. Это знакомство с:
• образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; сведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами;
. различными музыкальными жанрами, формами и стилями;
• выразительными средствами, используемыми при созданиимузыкального образа;
• музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами ихорами.
Музыкальный материал ныне существующих программ содержитинструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М.П. Мусоргского,А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л.Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни(русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов(Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).
В современной дидактике содержание музыкального обучения в школеопределяется как воспитательно-ориентированная и педагогически оправданнаясистема музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве сопытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственногоотношения человека к действительности. Элементами содержания музыкальногообразования являются:
1) музыкальный материал — опыт эмоционально-нравственногоотношения человека к окружающей действительности;
2) музыкальные знания (ключевые и частные);
3) музыкальные умения и навыки.
Все элементы представлены в процессе музыкального обучения вовзаимосвязи и единстве.
Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал дляслушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школепо следующим критериям: музыкальные произведения должны бытьвысокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогическицелесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определеннуювоспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтическиприподнятыми, создающими в представлении Школьников эталоны красоты, доступнымидля соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержанияПроизведения и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанрывсех эпох и стилей; отобранные музыкальные произведения должны быть созвучнымижизненному и музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержаниюпрограммы.
В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступаютзнания двух уровней:
1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированиюцелостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природумузыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни.Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной иречевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки ит.п.;
2) частные знания о музыке — элементы выразительности музыкальнойречи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах иисполнителях, творческая история создания музыкального произведения.
Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формированияосновных умений:
1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимисямузыкально-слухового опыта;
2) введение в знание на основе восприятия музыки и применениезнания по образцу;
3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позицииизучаемой темы, самостоятельное применение знания.
Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебноймузыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемахисполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция,ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное «полетное»звучание гласных и т.д.), музыкально-ритмические и музыкально-игровые навыкиигры на детских инструментах и др.
В содержании музыкального образования должны быть представлены:
• различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народнаямузыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведениясовременных композиторов — все это является основой становления музыкальнойкультуры школьников;
• познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусстваи музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природымузыки, что способствует глубокому прочувствованию и осмыслению музыки,развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление,воображение и фантазия детей;
• изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия,лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т.д.), которые помогаютшкольникам осознать, постичь процесс создания музыкального образа определеннымсочетанием выразительных средств музыки и формируют их эмоционально-образное иосознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;
• деятельностное усвоение музыкального искусства через овладениенавыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения иимпровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.
В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждомуребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, отиндивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью,воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.
Посмотрим, как распределяется содержание музыкального образованияв программе Ю.Б. Алиева по классам.
В начальной школе закладываются основы музыкального образования, котороепонимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки,овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.
В I классе программу объединяет тема «Музыка рассказывает о жизни».Здесь происходит знакомство с детскими песнями и инструментальными сочинениямина близкую детям тематику, которые музыкальными средствами рассказывают оявлениях окружающей жизни: о доме и школе, детских играх и танцах, о природе исказке. Предлагаемые произведения способствуют переживанию детьми различныхнастроений, показывают, что музыка очень нужна каждому человеку в жизни. Тезисо нужности является сегодня одним из главнейших в музыкальной педагогике.
Во II классе делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающейчувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.
Программа III класса знакомит детей с малыми и крупнымимузыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.
В IV классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использованиев творчестве композиторов».
Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всемупройденному, — «Музыкальная жизнь России». Ею открывается новая тематическаялиния, которая в дальнейшем будет одной из ведущих.
В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальныхвпечатлений. Закрепляются и развиваются приобретенные Умения и навыки. Системаучебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу длямузыкального самообразования и самовоспитания. Так, в V классе учащиесязнакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также створчеством русских композиторов М. И. Глинки, А. П. Бородина, М.П. Мусоргского,Н.А. Римского-Корсакова, П.И.Чайковского.
В VI и последующих классах главной становится тема «О стилях вмузыке». Учащиеся получают представление о классической русской национальноймузыке, о венской классической школе, 0 творчестве композиторов-романтиков; обиндивидуальном стиле некоторых композиторов-классиков; об особенностяхисполнительских стилей; о музыке современных отечественных композиторов.
В VII—VIII классах вводятся обобщающие темы, такие, как «Музыка«серьезная» и «легкая» — две составляющие единогомузыкального мира современности», «Музыкальное самообразование и повышениедуховной культуры», «Музыка в кино и театре».
Учебно-художественный репертуар программы включает народнуюмузыку, произведения композиторов-классиков (отечественных и зарубежных),сочинения современных композиторов, джаз и рок-музыку, творчествопоэтов-бардов.
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Высшая цель школьного музыкального образования заключается впередаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальномискусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основеположительных черт и свойств личности каждого ребенка.
Основные средства достижения такой цели — постоянные исистематические встречи воспитанников с музыкой, развитие на этой основепотребности в высоких образцах художественного творчества.
Задачами музыкального образования и воспитания на уроках музыки всовременной школе являются:
• формирование музыкальной культуры учащихся, что включаетсоздание социально-художественного опыта, процесс его становления, развитиешироты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетическоговкуса;
• приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способовмузыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу дляпоследующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкальногосамообразования и самовоспитания;
• развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний иумений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;
• обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» доформирования духовной свободы как основы индивидуальной художественнойкультуры;
• совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитаниемузыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке,желания слушать и исполнять ее;
• становление «национальной широты» музыкального вкуса — стремленияслушать образцы национальной музыки разных народов, желания познатьинонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и варанжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоениядуховной культуры другого народа);
• приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической исовременной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровомуисполнительству;
• развитие умения общаться с образцами современной музыки (в ихвзаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этомпотребность;
• активизация общественно-полезной направленности музыкальныхзанятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных назанятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, надосуге;
• приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и уменийиспользования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных техническихсредств, средств массовой информации, справочной и другой специальнойлитературы.
Важнейшим направлением музыкальных знаний является формирование сих помощью нравственных, эстетических и художественных качеств личности,необходимых юному гражданину, патриоту России.
Выдвигается принцип дискуссионности, определенной «конфликтности» впроведении музыкальных занятий. Польза дискуссии о музыкальном произведении,музыкальном направлении (романтизм, современность, поп- или рок-музыка и др.)заключается в самом процессе «поиска вслух», а отнюдь не в нахожденииединственного верного, устраивающего всех, ответа.
Задача дискуссии на музыкальном занятии и уроке — определениесвоего собственного, личного взгляда на предмет.
Предлагаемая концепция музыкального воспитания детей впитала всебя многое из того, что накоплено в русской музыкальной педагогике(дореволюционной и последующих лет). Ее основные положения не представляют дляопытного учителя-музыканта чего-то совершенно неизвестного: здесь и принципывоспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, принцип единстваэмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальномобразовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принциповна практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде,подхода:
• постоянной реализации задач всестороннего музыкальноговоспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержаниямузыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;
• понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатитвоспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря уже об основномрепертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;
• осуществления на практике требований к музыкальному репертуару,с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (илиантихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление),содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки ипонятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общийкругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности.
Педагоги-музыканты всегда испытывают недостаток времени длямузыкальных занятий, и потому дорога каждая минута урока. Важно, чтобы занятияи уроки не были пустыми и формальными, чтобы они постоянно «били в цель». Ипотому, используя на музыкальных занятиях разные виды деятельности — пение,движение, анализ, игру на инструменте, проверку, выставление оценок, чтениеучебника, музыкальные викторины, выполнение проблемных заданий,педагог-музыкант призван видеть в них не только «заинтересовывающие» формыучебной работы, чтобы не было скуки, а прежде всего средство активизациидеятельности чувств и мысли.
«Душа обязана трудиться» — только опора на этот тезис приводит кразвитию у детей актуальных знаний, умений, навыков, чувств и в конечном итогедуховной культуры.
Особенностью данной концепции музыкального воспитания детейявляется ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов детскоймузыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основаможет быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами.
Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясьпримерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальнойработы в конкретных региональных условиях.
При этом рекомендуется опираться на специфические черты:
• национальные музыкальные традиции малых и больших народов, всреде которых реализуется данная концепция;
• традиции конкретного региона России;
• работу русскоязычных школ в суверенных государствах бывшихсоюзных и автономных республиках СССР.
ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину,изучающую общие закономерности педагогического процесса на материалекакого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьниковследует понимать как научную дисциплину, изучающую закономерностипедагогического процесса воспитания школьников средствами музыкальногоискусства. При этом понятие «воспитание» включает в себя единство несколькихзначений — образования (овладение школьниками системой музыкальных знаний,приобщение к накопленному человечеством опыту художественного усвоения мира),обучения (усвоение детьми практических музыкально-творческих умений и способовдействий) и развития личности каждого ребенка (количественные и качественные измененияв музыкально-эстетической культуре школьников, а также в формированиимузыкальных способностей учащихся).
Как педагогическая наука методика музыкального воспитанияшкольников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающимиэти закономерности дидактическими принципами. Назовем их:
. обусловленность учебно-воспитательного процесса общественнымипотребностями;
• соответствие содержания и методики обучения и воспитания детейуровню общественного развития;
• связь и единство обучения и воспитания с общественной практикойи наукой;
. комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
• взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения ивоспитания;
• сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности,инициативы и творчества детей;
• постоянство требований и систематическое повторение действий;
• обусловленность общего развития личности школьника характером испособами обучения и воспитания.
Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическимипринципами педагогического процесса методика музыкального воспитания школьниковподразумевает также закономерности:
социологические — зависимость эффективности воспитания и обученияот сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а такжесоблюдения юридических положений о правах ребенка;
коммуникативные — зависимость эстетического развития детей отхарактера взаимодействия учителя и учеников;
физиологические — зависимость результатов отанатомо-морфологического развития организма ребенка;
организационные — зависимость результатов от работоспособностиучащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;
психологические — зависимость результатов от интереса детей кУрокам музыки, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания,уровня развития памяти.
Спецификой музыкального искусства определяются собственныепринципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального исознательного, художественного и технического. Так, например, слушание музыкидетьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но иприобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров),выполнение музыкально-ритмических движений — проявление эмоционального откликана восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка(метроритма, динамики, фактуры и др.)- Аналогично в пении равно важнымиявляются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыминавыками.
Помимо закономерностей педагогического процесса, определяемыхкритериями всеобщности и повторяемости, основным фондом методики музыкальноговоспитания школьников являются и казуальные (т.е. случайные) связи, которыеподчас не могут быть предопределены и во многом зависят от конкретной ситуации,детской непосредственности.
Э.Б. Абдуллин выделяет следующие дидактические принципымузыкального обучения:
1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкальногоразвития школьников;
2) принцип наглядности, который выступает в качестве логическойосновы построения системы музыкального обучения;
3) принцип связи музыкального обучения с жизнью;
4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения курокам музыки;
5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризуетдеятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлениемособенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей,наблюдением за усвоением программы и т.д.;
6) принцип прочности и действенности результатов музыкальногообразования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любвик музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированностиисполнительских навыков).
Л.В. Школяр указывает на следующие принципы музыкальнойпедагогики: целостность, образность, ассоциативность, интонационность,художественность.
ГЛАВА 5. МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В определении методов «Теория и методика музыкального образования»опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы вконтексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержанияучебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей,подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. Наряду собщепедагогическими методами «Теория и методика музыкального образования» имеетсобственные методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационнойприродой музыкального искусства.
Под методами музыкального образования (следуя дословному переводуслова «methodos» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенныедействия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкальногообразования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способывзаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задачмузыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят изболее частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.
Из общепедагогических применяется следующая группа методов,которые классифицируются:
• по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работас книгой, видеометод);
• по назначению (приобретение знаний, формирование умений инавыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление приобретенныхзнаний, проверка знаний, умений и навыков);
• по характеру познавательной деятельности(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический,исследовательский, игровой);
• по дидактическим целям (методы, способствующие первичномуусвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).
Все перечисленные выше методы общей педагогики выполняют обучающуюроль, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) иконтрольно-коррекционную функции в музыкальном образовании детей.
Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном обученииимеют свою специфику. Так, например, широко распространенный словесный метод,экономичность и эффективность которого в педагогической практике были отмеченырядом отечественных ученых (М. Н. Скаткиным, И.Я. Лернером и др.), вмузыкальном обучении понимается не столько как передача необходимой информации,сколько в качестве образно-психологического настроя, направленного на духовноеобщение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснениямузыки речь должна быть не бытовой, а образной.
Происходит своеобразное преломление и других общепедагогическихметодов в музыкальном обучении школьников, которое заключается в применениинаглядного и практического методов, что отражено в самих формулировках,претерпевших некоторую трансформацию: наглядно-слуховой, наглядно-выразительныйи художественно-практический методы.
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства,известные педагоги-музыканты относили и относят:
• метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей); метод ненавязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации(Б.В. Асафьев);
. метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);
• методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения кпройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевскийи Э.Б. Абдуллин);
• метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев);
• метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);
• метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделированияхудожественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).
Группу методов разработала О.П. Радынова для музыкальноговоспитания дошкольников. Это методы контрастных сопоставлений произведений иуподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанностивосприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональнуюотзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество детей. В методеконтрастных сопоставлений Радынова разработала систему заданий, в которыхсравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыминазваниями, контрастные произведения в пределах одного настроения (определениеоттенков), интонации музыки и речи, различные варианты интерпретации одногопроизведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительскойтрактовки на фортепиано).
Метод уподобления характеру звучания музыки, разработанный О.П. Радыновой,предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных наосознание музыкального образа. Она применяет различные виды уподоблениязвучанию музыки — моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное,мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое,полихудожественное.
Главное — не забывать, что в музыкальном обучении важно постижениемузыки через интонацию, постижение музыки музыкой, другими видами искусства,жизнью природы и человека, а не отдельными выразительными средствами,вырванными из целого.
Все методы музыкального образования направлены на развитиехудожественного мышления школьников и адекватны эстетической сущностимузыкального искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания.
Так, метод музыкального обобщения предполагает становление уучащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.
Э.Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этогометода:
• активизация музыкального, жизненного опыта школьников с цельювведения в тему или углубления ее;
. ознакомление с новым знанием посредством четко поставленнойучителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулирования детьмивывода;
• закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.
В силу направленности метода обобщения на развитие художественногомышления Д.Б. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучениишкольников.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен наформирование у детей целостного представления о музыке. В программеКабалевского данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапамиобучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучениятем программы. Так, например, в программе для II класса Д.Б. Кабалевскогобытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по I классу, трансформируютсяв такие важнейшие качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность.При этом сообразно принципу от неосознанного к осознанному дети еще в I классе интуитивнопережили преобразование трех основных видов музыки как ассоциативных моделей внечто более емкое, знакомясь с произведениями Ж. Бизе, П.Чайковского, С. Прокофьеваи других. В этом смысле возвращение к усвоенным знаниям по сути есть выражениекачественного преобразования сознания детей.
На уровне связи между темами четвертей реализация метода забеганиявперед и возвращения к пройденному еще более очевидна. Так, первое полугодие III класса имеет название «Музыкамоего народа», второе — «Между музыкой моего народа и музыкой разных народовмира нет непереходимых границ». Возвращение к пройденным произведенияманалогично подразумевает не просто их повторение, а восприятие уже знакомого вусловиях новой темы. Так, во II классе дети обращаются к прелюдиям № 8 и № 20Ф.Шопена в первой и третьей четвертях — сначала, когда проходят тему«Маршевость, песенность, танцевальность», и позже, когда постигают принципыразвития музыки.
Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональноеотношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности иживого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данногометода — «режиссура» структуры урока, определение его кульминации. В такомпонимании метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин) близок методуэмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко). Основнымипринципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст ипоследовательное насыщение эмоционального тона урока.
Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшеговозраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например: подниматьруку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т.д.);поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в томместе, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведениятакого же характера, настроения. При ознакомлении учащихся младшего возраста сболее сложными образами «взрослой» классической музыки полезно использоватьприем парного восприятия произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоитв том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведениюподбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которойтщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, импредлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него переноситсянастроение, возникшее при слушании детской пьесы, что облегчает восприятие (изопыта Ю.Б. Алиева).
Для включения детей и подростков в активную и приятную для нихдеятельность при слушании или исполнении произведения Ю.Б. Алиев рекомендуетряд эффективных приемов, особенно полезных в музыкальном образовании младшихшкольников.
Движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствоватьмузыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением. Поскольку места длядвижений в классе мало, их можно выполнять сидя или стоя возле парт; можнотакже предложить отдельным группам двигаться под музыку вдоль рядов парт.
Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальнойтренировки, ритмичными и, главное, соответствовать настроению музыки. Например,под веселую музыку — «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами(сидя), делать элементарные танцевальные движения (стоя). Под грустную илиспокойную музыку — тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками.Под «таинственную» музыку — изображать любопытство или испуг, желаниеспрятаться.
Вначале учителю лучше самому показать ученикам различные «образцыдвижений» — так им легче импровизировать новые. Дети с удовольствием двигаютсяпод музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучшезапоминают и больше любят.
Игра в оркестр. Данный методический прием создает у детей впечатлениеучастия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень имнравится. Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельнымгруппам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки,погремушки, металлические и деревянные ложки (все это они могут принести издома). Под звучание исполняемого в записи произведения дети негромко выполняютзаданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить имимпровизировать ритм. Учитель во время исполнения музыки указывает, какойименно группе пришел черед вступать со своим инструментом. Играть в оркестреследует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко, или тихо,нежно, или затаенно, со страхом.
Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональноесодержание музыки, можно предлагать им самим импровизировать мелодию в том женастроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный,веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринятьаналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии,темы (если, конечно, они доступны детям) из прослушиваемых произведений. Этопоможет лучше почувствовать и запомнить музыку.
Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушанияпроизведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить имнарисовать (дома или на уроке изобразительного искусства в классе) картинку,которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.
Чтобы учащиеся лучше запомнили музыкальное произведение, онодолжно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме — викторины,концерта-загадки, концерта по заявкам.
Характерным и адекватным эстетической сущности музыкальногоискусства является метод сопереживания. А.А. Мелик-Пашаев, определяя значимостьданного метода в педагогике искусства, отмечал, что если сознательнойдеятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествуетэмоционально-чувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детямне как совокупность внешних факторов и объективных взаимосвязей, а каксокровищница духовных содержаний, которые ученик воспринимает, сопереживая,находя им аналогии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а такжемузыкальное творчество (в доступных пределах).
Это осуществляется главным образом в процессе таких видовмузыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, вструктуру урока вводятся движения под музыку, импровизация (певческая идвигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все этоиспользуется как эффективное средство, помогающее школьникам лучшепочувствовать и понять музыку.
Стремление к достижению основной цели — воспитанию эстетическихчувств — придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же времявключение различных видов музыкальной деятельности способствует общейзаинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общенияс музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие. Только тогда в полноймере может быть осуществлена ее воспитательная функция.
Насыщая программу музыкального воспитания национальным ирегиональным материалом, ее пользователи приближают концептуальную основу,«государственный стандарт» музыкального воспитания, к особенностям и задачаммузыкальной работы, проводимой областью, городом, школой или даже школьнымклассом.
В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образованияшкольников основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении увоспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить ихчувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждатьсяим; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность всистематическом общении с ней.
Наряду с этой воспитательной задачей большое значение имеют задачиобразовательные. Необходимо, чтобы дети на любом из этапов их возрастногостановления накапливали в своей художественной памяти впечатления от образцоввысокого искусства, систематически и последовательно овладевали знаниями омузыке, без которых невозможно ее глубокое и тонкое освоение.
В последние годы выдающиеся деятели музыкального искусства,ведущие творческие организации России выражают озабоченность той незаслуженноминимизированной ролью общего музыкального образования, которая имеет местосегодня в учреждениях общеобразовательного типа. Они призывают, в частности,«увеличить количество уроков музыки, прежде всего в начальной школе, создатьусловия для обеспечения учителями музыки всех школ, разработать«Обязательный минимум содержания основной образовательной программы»по предмету «Музыка» в Государственном образовательном стандартеобщего образования в соответствии с требованиями времени и пониманием роли ивозможностей данного учебного предмета в формировании музыкальной культурышкольников как неотъемлемой части всей их духовной культуры»2.
В настоящее время разработан и утвержден Государственный стандартначального общего и основного общего образования по предмету «Музыкальноеискусство». Текст, приведенный ниже, является основным нормативным документомпри разработке авторских учебных программ, методических рекомендаций к ним,содержания и организации практической работы учителей музыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        АбдуллинЭ.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.,1983.
2.        АлиевЮ.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основаих приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. — Тула,1997.
3.        АртоболевскаяА. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьмидошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. — М., 1985.
4.        ОсенневаМ.С. Л.А. Безбородова. Методика музыкального воспитания младших школьников.АКАДЕМА., М., 2001.
5.        Музыкальноеобразование в школе. Под ред. Л.В. Школяр. АКАДЕМА, М., 2001.
6.        БезбородоваЛ.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательныхучреждениях. АКАДЕМА, М., 2002.
7.        АбдуллинЭ.Б, Николаева Е.В. Теория музыкального образования. АКАДЕМА. М., 2004.
8.        ДмитриеваЛ.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.Просвещение, М., 1989.
9.        КабалевскийД.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательнойшколы. — М., 1980.
10.     Мелик-ПашаевА.А., Новлянская З.И. Концепция и проект программы общего художественногоразвития школьников первого года обучения // Искусство в школе. — 1994. — № 2.
11.     Музыкав начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М., 1980.
12.     ШколярЛ.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методикамузыкального образования детей: Научно-методическое пособие. — М., 1998. — С.292.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Apache Indians In Arizona Essay Research Paper
Реферат Проблема защиты прав интеллектуальной собственности в международном масштабе
Реферат Особливості добровільного страхування та його розвиток
Реферат Когда возникает административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан
Реферат Наследие древних тюрков в хазарии миф или реальность
Реферат "Стрела" Зенона и типы процессов
Реферат Интерпретация стихотворения С Есенина Проплясал проплакал дождь весенний
Реферат Забезпечення конкурентоспроможності підприємства "Судмаш" в умовах кризи
Реферат Hobbes And Plato Essay Research Paper One
Реферат Культура Руси 11
Реферат Конверсионное словообразование прилагательных цветообозначения. Методика преподавния в нач.классах
Реферат Процедура конкурсного производства в системе арбитражного управления
Реферат Освальд Шпенглер
Реферат Відмінності між соціально-економічними устроями України і розвинутих країн
Реферат Влияние коксохимического предприятия ООО "Алтай-Кокс" на окружающую среду Заринского района