Екатерина Евгеньевна Bacильeвa, доктор педагогическихнаук, профессор Российской академии естественных наук.
Запоминатьмогут все, но для того, чтобы хорошо запоминать, нужно знать о некоторыхзаконах памяти. Уже одно знание законов, еще без освоения специальных приемовэффективного запоминания, значительно улучшит ваши результаты. И чтонемаловажно — вы сможете избежать многих ошибок в отношениях со своей памятью, которыеведут к перенапряжению и утомлению и плохим результатам.
Несоблюдениеэлементарных законов памяти существенно усложняет процесс запоминания. Есть то,что наша память любит и что помогает ей работать, и то, что она не любит, чтовынуждает ее работать «на износ». Это знание облегчает работу по усвоениюкакой-либо информации даже без применения специальных техник запоминания.
1. Закон ярких впечатлений
Нашапамять в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно,чем-то выделяется, запоминается само по себе, без особых усилий со сторонычеловека. Убедиться в этом вы можете, попытавшись вспомнить какие-нибудь днипрошедших лет. Что вы вспомнили? Скорее всего — какие-то праздники, днирождения, интересные развлечения, поездки. Эти события вспоминаются легко, безусилии, несмотря на то что могли происходить достаточно давно. Яркие событиявспомнить легче, чем обыденные, пусть даже происходили они совсем недавно. Илиже попробуйте как-нибудь вечером вспомнить людей, которых вы встречали наулице. Наверняка вам вспомнятся в первую очередь те, кто чем-то выделялся —одеждой, поведением и т. д.
Надействии этого закона основаны и рекламные ролики, и музыкальные клипы, иуличная реклама — чем информация ярче и необычнее, тем больше вероятности того,что она останется у людей в памяти.
Информацию,подлежащую запоминанию, нужно предъявлять нашей памяти в чрезвычайно комфортномдля нее виде. Постарайтесь перед запоминанием обработать информацию такимобразом, чтобы она стала яркой и необычной, — в этом случае память (мозг) сбольшей вероятностью и с меньшими усилиями усвоит ее. Именно на этом свойствепамяти основаны многие техники эффективного запоминания.
2. Закон значимости информации
Замечалили вы, что некоторую информацию вы помните несмотря ни на что, а другуюзабываете, несмотря на все усилия, которые вы прикладываете к ее запоминанию?Что же может определять успешность запоминания? Конечно, вид информации, котораяподлежит запоминанию.
Кзначимой информации относится все то, что связано с непосредственным выживаниемчеловека или то, что связано с удовлетворением первичных жизненныхпотребностей. Это сведения, касающиеся питания, основных навыков, правил жизнив социальной среде и т. п. С запоминанием информации этого вида у людей, какправило, не возникает проблем.
Следующейпо значимости является информация, связанная со своей личностью: все, что имеетотношение к увлечениям человека, его привязанностям, жизненным ценностям, профессии,эмоциям и чувствам, самоутверждению, личностному успеху. Этот вид информациитоже мало подвержен забыванию, а само запоминание не вызывает проблем. Если вы,поклонник футбола, посмотрели матч, то его счет и имена забивших голы игроковвы запомните без всяких усилий, так как данная информация относится к сфереваших увлечений.Другой пример: вы с трудом запоминаете имена деятелей науки икультуры, с которыми встречаетесь в школьной программе, но если близкий иинтересный вам человек знакомит вас со своими родителями, их имена«отпечатываются» в вашей памяти без всяких усилий.
Ещеодним видом информации, наименее значимым для выживания, считаетсяобщеобразовательная информация, или информация «для кругозора». Без этойинформации человек может обходиться, жить и выполнять свои профессиональныеобязанности. Именно с запоминанием этого вида информации мы чаще всего ииспытываем трудности. Большая часть учебной информации как раз и относится кэтой третьей группе. Однако иногда она может оказаться и во второй группе, чтозначительно повышает ее шансы быть накрепко усвоенной.
Итак,прочность запоминания зависит от того, к информации какого вида относятся тефакты, которые человек запоминает. Чтобы обеспечить лучшее усвоениенеобходимойвам информации, надо постаратьсяперед ее запоминанием обдумать, какуюположительнуюроль она сможет сыграть в вашей жизни.Попробуйте представить себе ситуацию, вкоторой вы, благодаря владению этими сведениями, извлекаете из них пользу, добиваетесьуспеха в глазах окружающих и т. п. Если вы серьезно подумаете над этим, товелика вероятность, что информация из группы «общеобразовательных» знанийпереместится во вторую группу и будет усвоена вами значительно лучше и быстреебез применения специальных усилий
3. Закон мотивации
Еслиу человека есть сильная мотивация (то есть причина или побуждающая сила, желание)к запоминанию той или иной информации, то ее усвоение происходит без всякихпроблем, поскольку информация, к запоминанию которой существует сильнаямотивация, тоже на какое-то время попадает во вторую группу.
Умениепользоваться законом мотивации заключается в создании дополнительной, пустьдаже искусственной мотивации. Создать искусственную мотивацию значительно проще,чем искусственный интерес. Например, для многих хорошей мотивацией являетсяспор или соперничество. Для других людей мощной мотивацией является ожидаемаянаграда — в конкурсе, соревновании, которые могут пройти спустя какое-то время.Что именно станет для вас мощной мотивацией — зависит от вашей системыценностей и желаний. В любом случае, для того, чтобы «замотивировать» себя, нужнопопытаться установить взаимосвязь материала с будущей деятельностью. Психологии педагоги давно заметили, что школьникам хуже всего даются те предметы, которые,по их мнению, никак не пригодятся им в жизни.
4. Закон деятельности
Чембольше информация включена в деятельность человека, тем быстрее и прочнее оназапоминается. Закон деятельности имеет двойственное значение. С одной стороны, еслизнания включаются в какую-то деятельность, то они значительно быстрееусваиваются, а с другой стороны, мы особенно хорошо помним те знания, которыеиспользуем в своей деятельности, и постепенно забываем ту информацию, котораянами не используется.
Длятого чтобы лучше и быстрее запомнить какую-либо информацию, нужно постаратьсяпроизвести над ней какое-нибудь действие: что-то в ней подсчитать, сопоставить,выделить, поменять местами (что именно — зависит от вида информации). Другимисловами, поработать с информацией. Таким образом вы пусть искусственно, новключите информацию в деятельность, совершите с ней действия, что значительноулучшит ее усвоение.
5. Закон настроек и установок
Назапоминание, как и на любой другой вид деятельности, надо настраиваться, к немунадо готовиться, хотя бы одну-две минуты. Этот этап подготовки способензначительно улучшить качество запоминания. Когда человек приступает кзапоминанию, он практически не обдумывает предстоящую работу. А между темкаждое запоминание требует своего подхода. От этого зависит не только качествоконечного результата, но и рациональное использование ресурсов мозга.
Предполагаемоевремя хранения информации. Когда вам необходимо запомнить надолго, дайте себемысленную установку: помнить долго (а еще лучше — конкретно: полгода, 3 месяца,всю жизнь и т. п.). Этот закон подтверждают множество экспериментов. Например, еслидвум одинаковым по всем параметрам (пол, возраст, способности и т. д.) группамдать для запоминания один и тот же материал, но одну из них предупредить, чтовспоминать его придется через небольшой промежуток времени (до суток), а второйсказать, что помнить эту информацию нужно будет в течение очень длительноговремени, то результаты второй группы будут существенно лучше результатовпервой. То есть материал будет усвоен прочнее.
Настройкана сложность материала. Перед запоминанием сложного материала имеет смыслподготовиться.Настроиться на сложность материала можно при помощи егопредварительного просмотра. Он заключается в беглом просмотре материала (3—5секунд на страницу), подлежащего изучению. Во время предварительного просмотрамозг успевает собрать много важнейших характеристик информации, что оказываетсякрайне ценным при дальнейшей работе.
Настройкана содержание материала. Зная, о чем приблизительно пойдет речь, ваш мозг будетболее рационально усваивать материал. Чтобы настроиться на сложность исодержание информации, просмотрите предварительно материал, который вампредстоит запомнить.
Настройкана условия, в которых будет происходить воспроизведение. Если вам предстоитиспользовать запоминаемый материал на экзамене, выступлении, презентации и т.д.,попробуйте представить, как вы излагаете этот материал. Вообразите лица иреакции слушателей; проверьте, сможете ли вы продолжить свой ответ, если васвсе время прерывают; сможете ли вы излагать его в быстром темпе; подумайте, будетели вы выступать перед большой аудиторией или с глазу на глаз, и т. п.
6. Закон предшествующих знаний
Чембольше у человека знаний по определенной теме, тем лучше и быстрее запоминаетсявся новая информации по ней. Поэтому, знакомясь с материалом для запоминания, постарайтесьактивизировать все знания, которые у вас уже имеются. Это необходимо для того, чтобыустановить как можно большее количество связей с уже усвоенной информацией. Напервом этапе вы можете помогать себе вопросами: как я могу это связать с тем, чтоуже мне известно? Как новая информация отражается на уже известной мне? (непротиворечит ли? что-то разъясняет? подтверждает? где и как я буду ее использовать?)
Преждечем приступать к освоению нового материала, необходимо вспомнить, какие знанияпо этой теме у вас уже имеются. Попытайтесь проанализировать исистематизировать их. Это оказывается полезным даже тогда, когда знаний посоответствующей теме у вас пока немного.
7. Закон взаимовлияния следов памяти
Еслисразу после запоминания какой-либо информации вы приступите к запоминаниюдругой, то последующее запоминание негативно отразится на первом. Этопроизойдет потому, что ваша память, занятая переработкой уже воспринятойинформации, столкнется с задачей фиксации новой информации, и переработкаинформации пострадает. Ученые называют это явление законом ретроактивноготорможения. Именно из-за ретроактивного торможения эффективными оказываютсязанятия «на ночь» — ведь после них вы ложитесь спать, и новая информация непоступает. Таким образом вам удается снизить эффект ретроактивного торможения.
Сдругой стороны, на запоминание вновь поступающей информации оказывают влияниеследы памяти, идущие от той информации, которая усваивалась непосредственноперед ней. Это явление называют проективным торможением. Именно из-за того, чтопредыдущей информации нет, советуют запоминать утром, как говорится, на свежуюголову.
Однаконе всегда получается построить свою работу так, чтобы запоминать только воптимальное для вас время. Поэтому старайтесь организовать свою работу так, чтобызапоминания не шли друг за другом (то есть были отделены во времени). Лучшепосле запоминания выполнить работу, никак с запоминанием не связанную. Кромеэтого каждые 30-40 минут нужно делать в занятиях короткий (3-10 минут) перерыв.За время перерыва запоминаемая информация «уляжется».
Вовремя перерыва вы должны исключить поступление любой новой информации, поэтомуво время перерыва не стоит слушать радио, смотреть телевизор или читать — иначеретроактивное торможение снизит эффективность вашей работы. Во время перерывалучше насытить мозг кислородом: выглянуть в окно, выйти на улицу, выполнитьнесложные физические упражнения или отдохнуть и расслабиться.
8. Закон временно́го слоя
Все,что происходит с нами в одно и то же время, находится как бы в одной плоскости:впечатления, получаемые в близкие по времени промежутки, оказываются в однойгруппе. Например, запах может вызвать яркое воспоминание об обстоятельствахтого времени, когда вы его впервые почувствовали. Мелодия может воскресить впамяти лицо человека, с которым вы были рядом, когда впервые ее услышали, ичерты которого давно уже забыли. Это своего рода естественные временные ассоциации.События, факты, впечатления регистрируются вместе с окружающей их обстановкой, создаютнеразрывную группу, вступают в ассоциативную связь. Достаточно оживить один изкомпонентов этой группы, и вся она может стать доступной воспроизведению.Поэтому, чтобы вспомнить утерянную информацию, нужно прежде всего попытатьсяоживить временной слой, поискать факты, которые доступны вспоминанию и при этомсцеплены с утерянными во временном слое.
***
Техникиэффективного запоминания
Когдаинформация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены вовремени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Освоив этипринципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самымэффективным для вас способом. Что же лежит в основелюбого эффективногозапоминания?
Желание.Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать: иметь четкое иосознанное намерение, ставить задачу запомнить.
Осознание.Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.
Установлениесвязей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с ужеимеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицуинформации нужно обязательно связать с чем-то. Если никакой связи неустановлено, то отыскать ее в недрах своей памяти будет очень сложно. Чембольше связей между двумя мыслями или фактами вы установите, тем вышевероятность того, что вы вспомните одну информацию при помощи другой.
Яркиевпечатления. Если вы хотите, чтобы запоминание произошло быстрее, а следыхранились как можно дольше, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобыона выглядела как яркое впечатление.
Хорошеевнимание. Без внимания нет запоминания. 80% неуспеха в запоминании имеютотношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработатьв себе навыки концентрации внимания, а во-вторых, не забывать его вовремявключать.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/