Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Жизненный цикл Человека

Исаенко А.Н.,Денискин С.А.
Отделитьпатологические процессы развития от естественных возможно, если проследитьтенденцию развития живых структур, частью которых является Человек. Основатакой закономерности отражена в нашей таблице биологических элементов.Рассмотрим жизненный цикл Человека с этих позиций, выделив для началаинтересуемый нас участок.
В жизненномцикле Человека четко различаются три больших периода: 1) создание организма, 2)развитие до зрелости, 3) старение.
Первый периодначинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением. Ведущая рольв управлении процессом принадлежит матери: под влиянием внешней среды, вкоторой она находится, формируется соответствующая внутренняя среда, в которойпроисходит развитие плода. Параметры внутренней среды и внешние воздействия вовремя беременности являются активными факторами развития ребенка, а сам процесспротекает автоматически и, если нет повреждающих факторов, результат достаточнохорошо предсказуем.
Во времявторого периода — от рождения до зрелости — происходит поэтапное созданиечеловеческих способностей путем освоения человеческих поведенческих программчерез постоянный контакт с различными уровнями социума. Ключевое слово — эволюционное развитие: увеличение способностей, возможностей, силы, расширениепространства. По существу содержанием периода является обучение центральнойнервной системы, которая за период развития до зрелого индивидуума несколькораз принципиально меняет алгоритм работы и, соответственно, свою структуру ибиохимию. Результат развития на втором этапе полностью зависит от средыобитания организма и абсолютно не предсказуем.
На третьемпериоде — от зрелости до смерти — наблюдаются принципиально иные жизненныепроцессы. Суть его в пересмотре и переосмыслении прожитой жизни и в изменениинапрвления процессов адаптации изнутри наружу, что выражается в перходе отизменения своей структуры под среду к целенаправленному изменению средыобитания под себя. Со временем силы падают, возможности уменьшаются,пространство сужается. В результате все в большей степени процесс развитияприобретает характер инволюции и заканчивается смертью.
Рассмотримнаиболее подробно второй период, как наименее концептуально проработанный вспециальной литературе, и начнем с его периодизации, а закончим обсуждениемфактических вариантов современного развития.
1. Периодизацияжизненного цикла.
/>
На рис.1показана схема, поясняющая различаемые периоды жизненного цикла Человека.Начало координат совмещено с моментом рождения. Предшествующий период в 9месяцев (1-й этап) соответствует внутриутробному развитию. Восходящей линиейпоказано, как развивающийся из одной клетки организм последовательно проходитчерез все этапы создания собственной иерархической структуры.
2-й этапразмечен в соответствии с общепринятым различением периодов взросления. По осиординат отложены в виде равных интервалов уровни адаптации (из таблицыбиологических взаимодействий), соответствующие ступеням психоэволюции. По осиабсцисс — возраст. Заметим, что вид кривой аналогичен графикам другихпараметров организма, таким как вес, рост и др… Точки графика означают моментывремени, когда активизируется развитие очередного уровня адаптации (такназываемые сенситивные периоды или психологические новообразования по [1]).Примерно на середине отрезка между соседними точками наступает освоение иосознание текущего уровня адаптации: жить становится легче и веселее.
Последостижения пика развития наступает 3-й этап — инволюционный — постепенноеугасание жизненных функций. Протекание процесса аналогично тому, как снижаютсяадаптационные возможности при патогенных воздействиях — алкоголь, яды и т.п. — в последовательности, обратной их появлению. Как установлено биологами,наиболее уязвимыми оказываются наиболее молодые управляющие структуры (т.е.образовавшиеся в последнюю очередь).
Нисходящаялиния 3-го периода проведена нами более круто, чем восходящая, из соображенийнесимметричности цикла развития всех живых структур, установленной вопубликованных многочисленных наблюдениях. Это означает, что расчетный срокжизни Человека должен быть менее 100 лет. Плавное проведение кривойпоследовательно через все уровни адаптации, как показано на рис. 1, дает оценкув диапазоне 80-90 лет. Это ожидаемая продолжительность жизни при естественномгармоничном развитии. Фактически наблюдающиеся и возможные варианты будутрассмотрены позже. И еще одну очень важную закономерность необходиморассмотреть, прежде чем приступить к детальному анализу этапов. Речь идет осоотношении уровня развития и диапазона осознания макро- и микроуровней. Дело втом, что восприятие мира осуществляется путем построения его моделей наосновании сенсорной информации: чем сложнее модель, тем более детальная картинамира. Эта зависимость хорошо прослеживается в эволюционном ряду животных, апринципиальное отличие Человека от всех остальных млекопитающих заключается вего качественно другом уровне восприятия, на основании чего его и можнопризнать венцом эволюции. В свою очередь возможная сложность модели зависит отуровня сложности нейроструктуры головного мозга, которая, как известно,изменяется по мере развития.
Обсуждаемоесоотношение иллюстрируется риунком 2. По горизонтальной оси отложены этапыразвития, соответствующие уровням адаптации рисунка 1, а по вертикальной оси — иерархические уровни социальных структур (вверх — означает наружу) и структурорганизма (вниз — внутрь).
В началеразвития формируется Я-концепция и различение Я — Не Я. Ребенок выделяет себякак единое целое из среды обитания. На втором этапе развития нейроструктураусложняется настолько, что он в состоянии смоделировать отношения в системе МЫ:модель, например, сверстника, и как он представляет меня. Это уже принципиальноновое качество — способность посмотреть на себя глазами другого. Именноблагодаря этой способности появляется возможность взаимодействия в социальнойгруппе сверстников, т.е. с такими же как я. То, что включается в областьосознания, воспринимается человеком как Мое, т.е. освоенной контролируемойчастью среды обитания, личной зоной. Наиболее ярко это проявляется в раннем детствепо отношению к своим вещам. А детализация концепции Я внутрь означаетвозможность осознать свой организм, состоящий из различных систем в ихвзаимосвязи. И так далее.
Описаннаяконцепция периодизации успешно использовалась авторами в качестве системыкоординат для ориентации в многомерном объеме знаний о Человеке, и в первуюочередь для прояснений базовых понятий. Например, что такое Человек и в чем егосмысл жизни? Известное определение Человека как двуногого без перьеввоспринимается как шутка только потому, что не имеет практического значения.Глядя на приведенные иллюстрации, ответ не вызывает затруднений.
Человек — млекопитающее отряда приматов, имеющее потенциал развития до пятого уровняадаптации. Смысл его жизни — стать Человеком Разумным, т.е. реализовать свойпотенциал развития. Остальное, как говорится, приложится. Уместно вспомнитьдревних: важно не то, чем ты занимаешься, а кто ты есть.
Тогда Ребенок — это Человек первого уровня адаптации, т.е. находящийся на втором этаперазвития, с соответствующими способностями и мотивацией. Обратите внимание, чтоэто прежде всего Человек, а не «девочка или мальчик», как трактуетсяв энциклопедических словарях. Маугли — это не ребенок, если у него нет импринтачеловеческой программы развития. Поэтому очеловечивать тех, кто провелмладенчество не среди людей, бесполезное и даже вредное занятие — они быстроумирают.
Теперьмаксимально обобщенно посмотрим на процесс развития. Человек от нулевого уровняадаптации (полная беспомощность и отсутствие механизма адаптации) доходит дозрелости — полная самостоятельность с личной ответственностью за свои действияи механизм пятого уровня адаптации. Совершенно очевидно, что переход этотосуществляется не одномоментно, а растянут на весь период развития. Отсюда следуетважный методологический вывод: содержание развития — последовательноеувеличение самостоятельности с соответствующей ответственностью ипоследовательное создание механизмов адаптации. Процесс управления развитием состороны взрослого обозначен в социуме как воспитание. Если управлениеорганизовано с осознанием особенностей развития в каждом периоде, целей испособов, то точнее будет говорить о выращивании Человека.
/>
Имеяперечисленные факторы как систему координат для анализа, рассмотрим наиболеепринципиальные особенности физиологии и психологии Человека, отличающие периодыего развития (Табл.1). Напомним, что акцент делается не на наблюдаемых всоциуме явлениях, а на тех, которые должны происходить из логики естественногоразвития в соответствии с ходом исторического развития живых структур иЧеловека в частности (подобие исторического и индивидуального развития, т.е.фило- и онтогенеза).
Таблица 1.Параметры периодов жизненного цикла Человека Разумного. Период развития Уровень адаптации Смысл этапа. Способ адаптации Ключевое слово. Способ оценки
Осознаваемые структуры:
Внутренние/ Внешние
Младенец
0-3 года 0.Беспомощность
Импринт Человеческой программы развития.
Поиск новых ощущений. --- ---
Ребенок
4-7 лет 1.Движение Самостоятельность действий. Поиск новых впечатлений. Я — сам. Интересно. Я/Организм
Отрок
8-14 лет 2.Усилие
Создание поведенческих программ и потенциала для их осуществления (способность действовать).
Адаптация путем мобилизации внутренних ресурсов. Надо, должен. Мало, много, достаточно (мера). Мы/Системы
Юность
15-22 года 3. Эмоция
Управление эмоциональным состоянием.
Адаптация с помощью ощущений. Хочу. Хорошо-плохо. Свои/Органы
Зрелость
23-40 лет 4.Ум
Развитие аналитического мышления для изучения и объяснения.
Адаптация через построение моделей. Понял. Правильно, полезно. Такие же/Мембраны
Мудрость
41-50… лет 5. Разум
Осмысление практического жизненного опыта.
Адаптация через поиск причины (источника). Почему. Имеет смысл. Все/Клетки
2. РазвитиеЧеловека Разумного — от рождения до зрелости.
0.Младенчество. Первые три года жизни.
Нулевой уровеньадаптации, т.к. новорожденный совершенно беспомощен и никаких действийсамостоятельно совершать не может.
Особенностивнутренней системы адаптации обусловлены тем, что организму новорожденногопредстоит настройка на микрофлору существующей среды обитания.
Другаяособенность связана с ЦНС. Мозг младенца имеет избыточное количество нейронов сминимальными связями между ними (синапсов), и обеспечивает лишь простейшуюрефлекторную деятельность. После рождения идет бурный рост нейросети (образованиеотростков нейронов и установление контактов между ними — синапсов) под влияниемвнешней сенсорной информации. Чем больше и сложнее этот информационный поток,тем сложнее будет структура нейросети, а те нейроны, которым не найдетсяприменения, отомрут. В этом суть борьбы за функциональную значимость, котораяявляется особенностью жизни нейронов. На основании исследований этих процессовв ЦНС психофизиологи делают вывод о том, что 80% способностей человекаформируются в первые три года жизни.
Рассмотрим теперь«программное» обеспечение — способы внешней адаптации.
Во-первых, вмладенчестве осуществляется импринт Человека — базовой программы развитияорганизма человеческого типа, которая определяет ответ на вопрос: «Ктоя?» И без сомнения самая базовая часть этого импринта — образ матери,первого Человека, с которым общается новорожденный. Импринт матери, затем отца,типа семейных отношений, как прототип отношений между людьми, являются базовымидля формирования адаптивных механизмов, т.е. эталонов внешнего мира, способовкоммуникации, типов поведенческих программ. Однако в последующей жизни этотбазовый импринт человеком не осознается, т.к. младенчество в более позднемвозрасте недоступно для воспоминания из-за смены принципа организации памяти.Если в первые годы жизни запоминание организовано по линейному типу, т.е.данные запоминаются в порядке поступления, то в последующем с созданием сложныхобразов идет запоминание по критериям классификации, т.е. типа многомерногоматричного. Хотя сама информация есть, что доказано воспроизведением ее визмененном состоянии сознания, например, под гипнозом.
Важность первыхконтактов с людьми доказана известными фактами жизни детей среди животных.Человеческие способности у таких детей впоследствии не развиваются в той мере,которая необходима для жизни в обществе. Это означает, что программа развитияЧеловека не заложена в организм генетически, а воспринимается(«списывается») с социума.
Второйважнейшей составляющей периода младенчества является создание человеческойкартины мира, т.е. тех образов и понятий, которыми оперирует социум. Сюдаотносятся предметы быта и манипулирование ими, речь, Я-концепция и язык эмоций.Их развитие достаточно подробно описывается в специальной литературе, поэтомунет смысла повторять уже известное.
Третийосновополагающий фактор импринта Человека — создание алгоритмов сложногонаучения и построение соответствующих нейросетей. Простейшие виды научения(привыкание, сенситизация) заложены генетически на клеточном уровне и для ихзапуска не требуется обучение. Способность к сложным видам научения характернатолько для высших животных и для их появления необходима соответствующаяситуация, т.е. они должны быть востребованы на начальном этапе формированияЦНС. Различают следующие виды научения:
 ассоциативное- связь между стимулами;
 латентное- предварительное знакомство с обстановкой;
 викарное- научение путем наблюдения;
 аверсивное- избегание приманки через вкус, запускает механизм одномоментного научения.
Ограждая отситуаций, в которых они могут проявляться эти способы научения, мы не запускаеммеханизмы их появления, а успешность развития обучения во многом зависит отреакции взрослого, которое играет роль внешнего критерия, задавая положительноеили отрицательное подкрепление действиям младенца, стимулируя или тормозя их.
Мотивациейповедения является потребность в новых ощущениях. Именно ее реализация иобеспечивает развитие младенца.
Критерий оценкидействий в младенчестве формулируется так: хорошо то, что дает новые ощущения,а значит управление со стороны родителей его поведением возможно через созданиеновых ощущений. Другие способы неэффективны, а при ограничении свободы илисиловых действиях вредны. Объяснение взрослого типа: «Нельзя трогать — будет больно!», для младенца не значимы, если у него нет соответствующегоаналога. Он стремиться к новым ощущениям, ему надо освоить всю их гамму, ародителям необходимо лишь создать безопасные условия этой исследовательскойдеятельности.
Взросломукрайне важно понимать, что у ребенка совершенно другая картина мира, мотивацияи оценка действий. В этой связи часто цитируют высказывание М. Хофера изМедицинского колледжа им. Альберта Эйнштейна: «Две разные стадии развитияодного и того же организма — это как бы два разных существа как сфункциональной, так и с морфологической точки зрения. Различия между стадиямиразвития одного животного почти столь же глубоки, как и между разными видамипозвоночных. Взрослому человеку трудно полностью осознать, что это означает,так как мы привыкли к относительному постоянству прошлого опыта, сохраняющегосяв нашей памяти. А это означает, что наши представления о каком-либоповеденческом акте, о действии какого-либо стимула или об отдаленныхпоследствиях того или иного переживания нельзя переносить с одной стадииразвития на другую. Необходимо ясно понимать, каким образом ребеноквзаимодействует с окружающей средой на каждой стадии его развития».
Из всегосказанного легко сделать заключение об источниках и последствиях нарушенияусловий развития. Если в период младенчества он вскормлен коровьим молоком,ограничен в движениях и новых ощущениях, имеет пониженное ощущениебезопасности, часто наблюдает агрессивное поведение, то в дальнейшем развитиина базе созданных под эту среду обитания иммунной и нервной систем будетзакладываться программное обеспечение, ориентированное на адаптацию именно втаких условиях. И с другой стороны, впоследствии индивид будет стремиться(часто бессознательно) попасть именно в такие условия, для развития в которых унего создан необходимый базис. Корректировка младенческого импринта вдальнейшем практически невозможна, кроме случаев повторного рождения, т.е.прохождения через смерть (технологии типа танатотерапии или глубоких трансовыхсостояний).
I. Детство.Период развития от 3 до 7 лет.
Первый уровеньадаптации: приспособление к условиям среды обитания через двигательнуюактивность, делание.
Задача этапа — научиться самостоятельным действиям с самоконтролем цели и результата в объемеобслуживания себя и контакта со сверстниками, т.е. преодолеть младенческуюбеспомощность.
Изменения ворганизме (механизмы внутренней адаптации) непринципиальны и связаны с ростомтела, увеличением физической силы и запуском адаптивного иммунитета.
Наиболеесущественные изменения, происходящие в центральной нервной системе, проявляютсяв переходе на манипуляцию целостными образами (гештальтами). Пораллельно идетинтенсивная миелинизация нервных волокон, что означает завершение формированиянейроструктур.
Переход наоперирование образами-концепциями резко увеличивает возможности обработкивнешней информации как количественно, так и качественно, а значит позволяетформировать более сложные поведенческие реакции. В результате:
1. расширениевнутреннего мира от Я+мать до семьи и родственников; внешний мир теперьпредставлен сверстниками и взрослыми;
2. вЯ-концепции появляется новый базис: Я-ребенок, образ самого себя; На этомбазисе производится импринтирование социума путем викарного научения — наблюдения за взрослыми и воспроизведение поведенческих программ в сюжетно-ролевых играх. Результат процесса в решающей степени зависит от того, чтодемонстрируют взрослые, и от их реакции на поведение ребенка, что отмечаетсяпсихологами в повышенной потребности в позитивном внимании со стороны взрослых.Реализация импринта произойдет в следующем периоде развития, на его базе будетсоздаваться МЫ-концепция.
Ведущеймотивацией детства является потребность в новых впечатлениях — новых комплексахощущений, содержащих как обобщенный образ предмета, так и его эмоциональнуюоценку (другие виды оценок, например, аналитическая, ребенку недоступны).Эмоции в данном случае играют оценочную роль, давая положительное илиотрицательное подкрепление результату, тем самым стимулирую или тормозядействия, создавшие данное впечатление. Но сами эмоции пока не осознаются инедоступны для управления.
«Что такоехорошо» для ребенка означает: хорошо то, что дает новые впечатления. Какуже было сказано, задача этапа — освоить самостоятельные действия. Девизомдолжно стать: «Я сам!» При этом, очевидно, нужно быть готовым к тому,что поначалу будет получаться совсем не то и не так, но при поддержке мотивациина достижение и позитивном внимании довольно скоро придут необходимые навыки. Вдальнейшем механизм освоения новых действий будет все больше совершенствоватьсяи обучение будет проходить все быстрее. Положительная динамика достиженийсоздаст чувство самоуважения, без которого формирование личности невозможно.
Пропорцианальноуровню самостоятельности необходимо развитие самоконтроля. Смысл его вустановлении механизма осознанной обратной связи — необходимого компонентаадаптации. Самоконтроль как поведенческая реакция, является результатомобучения, а не наследственности. Ребенок становится способным осознавать своицели, оценивать свои возможные и совершенные поступки, а также степеньсоответствия их требованиям окружающих. В результате формируютсясоответствующие мотивационные формы поведения как произвольные (осознанные)действия и создается иерархия целей и потребностей. Результат в решающейстепени зависит от состояния той среды, в которой находится ребенок, а средаэта называется семьей. Ссылки родителей на вредное влияние улицы и сверстниковобоснованы в том случае, если у ребенка подавлены самостоятельность и самоконтроль,тогда ему нужен внешний водитель, который будет говорить что делать и оцениватьрезультат с последующей коррекцией поведенческой программы. Послушный ребенок — мечта ленивых родителей — в дальнейшем оказывается беззащитным и неспособнымобустроить и вести свою жизнь. Критерием адаптации на первом уровне развитияявляется законченность действия. Всякое действие, связанное с движением, имеетначало, длительность и остановку, значит правильно сформированный механизмделания должен иметь механизмы управления соответственно трех типов. Чаще всегоребенок не заканчивает действие приведением предметов в исходное состояние, темсамым не доводит действие до логического конца. Это сразу видно по беспорядку вего комнате.
Творческаядеятельность, как процесс создания новых видов деятельности с помощью активногомеханизма адаптации, на первом периоде развития связана с появлением навыков,требующих точных тонко скоординированных движений. Родителям с творческимнаправлением воспитания в этот период имеет смысл организовывать такие видыобучения, в которых присутствует тонкая моторика и координация движений.
Хорошееразвитие моторной коры и мозжечка создаст базу для развития следующего уровня.
Ошибки развитияпериода детства можно существенно исправить только в течение следующего периодаразвития (отрочество), но, конечно, с потерей суммарного потенциала развития.На более поздних этапах дефекты развития детства практически неисправимы, кромеслучаев экстремальных воздействий с последующей адаптацией в новых условиях.При этом человек ставится в крайние условия — или выжить, приспособившись путемформирования новых поведенческих программ, или сдаться и погибнуть.
II. Отрочество.Период развития от 7 до 14 лет — подростки.
Второй уровеньадаптации — усилие: приспособление к условиям среды обитания через созданиепотенциала для осуществления двигательной активности.
Задача этапа — научиться ставить и достигать цели. Заметим, что для достижения цели нужны двакомпонента: энергия и программа действий. Запас энергии — это потенциал, оннеобходим для совершения работы, преодоления внешнего сопротивления. Нонеобходима также и внутренняя работа, преодоление внутреннего сопротивления,нежелания и усталости, делание через немогу, достижение второго дыхания. Второйкомпонент (обучение стандартным поведенческим программам для достижения типовыхцелей) — опыт социума по организации личного выживания путем энергообеспеченияи делания. Наиболее эффективный способ увеличения ресурсов и мощности при этом- объединение в группу, а значит задача максимум включает в себя постановку идостижение групповых целей.
Ключевое словоцелеполагания — «надо» или «должен» — обеспечиваетспособность выполнять работу, т.е. то, что приходится делать в силунеобходимости. В отличие от труда, когда человек действует не в силунеобходимости, а по своему усмотрению на основании какой-либо другой мотивации,решая сам, когда начать и закончить.
Наблюдаемыеизменения в физиологии непринципиальны.
В психологиинаиболее важным явлением становится осознание концепции МЫ (мы с Мишкой). Этоозначает, что сложность нейроструктуры достаточна для создания прогностическоймодели другого человека и построения с ее помощью модели себя. Возникаетиерархия моделей:
1-й ярус:Я-концепция
 представлениесебя (взгляд изнутри) как подростка;
2-й ярус:МЫ-концепция
 модельдругого (ОН),
 модельменя, т.е. как меня представляет ОН,
 как яхочу, чтобы меня представляли (взгляд снаружи на себя).
Очевидно, чтоколичество моделей (мы с ...) равно количеству людей, находящихся в постоянномконтакте, умноженное на три (модель меня у каждого разная и я хочувосприниматься по-разному). Именно это новое свойство позволяет успешноадаптироваться в новой социальной среде — школе и неформальных группах.Особенность — контакт с такими же как я. Часть среды обитания,структурированная концепцией МЫ, становится внутренним миром. Внешний мир — этомир взрослых
Мир подростков- это уже совершенно другой по сравнению с детством, в него включаютсясущественные моменты мира взрослых. Здесь человек впервые оказывается один наодин с серьезными проблемами, с необходимостью самостоятельного принятиярешения, от которого может зависеть его жизнь. С одной стороны концепция МЫпредполагает подкрепление поступками принадлежность к группе, с другой стороныего пока еще достаточно сильная зависимость от семьи с соответствующимитребованиями. Отрок должен быть способен самостоятельно ответить на вопрос: мнеэто надо, я это должен? Ответ полностью зависит от качества семейноговоспитания. В этот этап развития родители впервые получают результат своейпедагогической концепции.
Давать готовыерешения — остановить развитие подростка. На этом этапе создаются способысоздания решений. Например, способ различения друга и врага. Тот, кто помогаетудовлетворить потребность — друг, но тот, кто создает патогенную потребность(ухудшающую адаптацию), явно не друг. В частности тот, кто прививаетпотребность к курению или алкоголю. Очень часто так поступают сами родителичерез передачу традиций — застолье с алкоголем.
Соответственноспособностям внешней адаптации увеличивается детализация модели собственногостроения. Отрок вполне способен осознать свой организм как состоящий извзаимодействующих систем и научиться управлять им на системном уровне:справляться с травмами, пищевыми отравлениями, восстанавливаться после нагрузоки т.п…
Критериемадаптации на втором уровне развития является понятие меры. При оптимальномразвитии появляется способность к балансу усилие-противоусилие. Проявляется вдостаточном наборе оптимальных поведенческих программ и способности мобилизациина достижение цели.
Творческаядеятельность второго периода развития проявляется в видах деятельности,требующих преодоления экстремальных физических и волевых нагрузок.
Ошибки развитияуровня впоследствии исправляются путем эстремальных воздействий, например, вармии или стройотрядах, когда из «маменькиного сыночка» вырастает«настоящий» мужчина.
III. Юность.Период развития от 14 до 22 лет.
Третий уровеньадаптации: приспособление к условиям среды обитания посредством ощущений путемстремления к наиболее благоприятным условиям существования по всем доступнымоценкам — туда, где тепло, сытно, безопасно и мухи не кусают, где хорошо.
Задача этапа — осознать и научиться управлять своим эмоциональным состоянием.
Время юностисовпадает с половым созреванием, сопровождается сильнейшей гормональнойактивизацией, что проявляется в эмоциональной возбудимости и неустойчивости.
В ЦНС на новыйрежим работы выходит лимбическая система — комплекс структур головного мозга,использующий для управления гормоноподобные вещества. Выброс гормонов создаетощущение. Важно осознать, что ощущение — это комплексная оценка субъективноймодели ситуации. Механизм создания ощущения подробно изложен в Психоэволюции инет смысла повторять. Обратим внимание на три момента: это интегральная оценкапо обобщенным критериям «нравится — не нравится», «хорошо — плохо»., сама оценка (что именно мы ощущаем) зависит от соотношенияимеющегося и ожидаемого, особенность лимбической системы — самостимулирование(т.е. наличие обратных связей, закрепляющих поведенческие реакции, приведшие кудовольствию, что побуждает индивида снова и снова повторять зафиксированнуюпоследовательность действий).
Ключевое слововедущего целеполагания — хочу. Именно так обосновывает свою цель эмоцианальныйум. Бесполезно спрашивать почему, в этом слове все.
Оценка ситуации- хорошо-плохо, нравится-не нравится. Сложность ведущих нейроструктур — лимбической системы — достаточна для построения устойчивых социальных структурс дополняющими индивидами, т.е. другого пола. Построить модель ино-родного(т.е. иного рода) индивида много труднее, чем таких же, как я. Здесь невозможнополучить аналогичный опыт мироощущений: другой пол мыслит на совершенно другойгормональной базе.
В результатепоявляется следующая структура концепций, взаимодействующих между собой попринципу иерархии:
1-й ярус:
 Я-концепция(Я-юноша);
2-й ярус:
 МЫ-концепция(модели и взаимодействие таких же как Я);
3-й ярус:
 СВОИ-концепция(в смысле свои=родные, ставшие родственниками)
 модельино-родного,
 модельино-родного меня ино-родным индивидом,
 модельвосприятия одинаковых ино (взаимодействие она-она или он-он).
Концепцияорганизма усложняется до структуры органов, объединенных в системы. Осознание иуправление гормональным балансом должно включать знание работы эндокринныхжелез, входящих в уровень органов. Приходит понимание, что есть два источникагормонального управления — железы тела и структуры головного мозга: у них разнаямотивация. И два типа желаний — нужда и патология. Нужда — это сигнал оестественной надобности организма для своей жизнедеятельности. Эти желаниялегко поддаются управлению: их можно отложить или заменить. Патологическаяпотребность создается чужеродными структурами, живущими в организме. Например,мочеполовая инфекция создает патологическое влечение к сексу, которое исчезаетпосле успешно проведенного лечения.
Критерийоптимального развития — нейтральное эмоциональное состояние. Это означает неотсутствие эмоций, а наличие их всех в в диапазоне ощущений, доступных данномуиндивиду. Но возникшее в связи с конкретной ситуацией ощущение не определяетнемедленно поведенческую реакцию, а значит у сбалансированной личностиневозможно определить психотип.
Творчество натретьем уровне проявляется в виде способности создавать у людей определенныеэмоциональные состояния, например, театр, музыка, живопись и т.п…Корректировка развития вполне возможна в последующий период с помощью известныхпсихотехник. При застревании на третьем периоде развиваются различныепсихотические состояния, означающие смещение гормонального баланса в областьотрицательных эмоций, с неминуемым расстройством работы мозга и управлениеморганизмом, ухудшается адекватность поведенческих реакций. Задача коррекциизаключается в разрывании патологической последовательности действий,поддерживающих неадекватные эмоциональные реакции. Т.к. потенциал развития ужепотерян, то наиболее подходящим названием для коррекции будет «ремонтжизни». Обычно к этому времени дети уже подросли, а значит свои нерешенныепроблемы переданы по наследству. Ждем плодов.
IV. Зрелость.Период развития от 22 до 40 лет.
Четвертыйуровень адаптации — ум, точнее — когнитивный (познавательный) ум:приспособление путем познавательной деятельности.
Задача этапа — научиться создавать и использовать аналитические модели для разрешенияжизненных ситуаций. Моделирование применяется для сведения сложного к болеепростому — упрощенной модели наблюдаемого объекта, которая может быть реализованаматематическим аппаратом либо в виде технической системы. В любом случаеаналитическая модель не может обойтись без вычислений, что означает переход нацифровую кодировку информации.
Ключевое слово- понял — означает наличие модели ситуации: выбрана подходящая из уже имеющихсяили создана путем их модернизации и комбинации. Понимание становится основойпринятия решений. Развитие в течение периода заключается в постепенном переходеот одной модели к другой, более сложной. Потеря адаптации (ориентации)происходит при отсутствии адекватной модели или разрушении действующей ипроявляется в состоянии замешательства, когда человек не знает, что делать.Оценка результата производится в терминах правильно-неправильно (прав-неправ).Правильные действия такие, которые дают предсказанный моделью результат илисоответствуют модельному алгоритму.
Физиологическиепараметры, достигнутые в юности, стабилизируются и в течение всего периодазрелости практически не изменяются. Достижение пика физического развития создаетнеобходимость в более эффективных способах жизнедеятельности по принципу«не числом, а умением».
Впсихологическом аспекте изменение алгоритма адаптации проявляется визменившемся восприятии картины мира. Теперь ее основа не обобщенныйэмоционально окрашенный образ, а многопараметрическая модель с градуированнымипараметрами. В плане диагностики развития можно посмотреть сколько градацийразличает человек. Если на предыдущем уровне их должно быть три (хорошо, плохои «золотая середина» или Соломоново решение), то сейчас как минимумчетыре. В социальной сфере добавляется еще один ярус организационных структурна основе концепции ТАКИЕ ЖЕ — это, например, профессиональная принадлежность,возникающая в результате специализации. Интеграция возникает в результатеобщности картины мира, созданной одинаковым механизмом адаптации. Уровеньрасширения осваиваемых взаимодействий — государство.
Соответственноуглубляется на одну ступень осознание собственной структуры — уровень тканей.Возможна организация здорового образа жизни, оптимального для функционированиятканевых процессов.
Творчество начетвертом периоде развития проявляется в виде конструирования моделей в ходепознавательного процесса. Т.к. базовой кодировкой является цифровая, основупознавательного процесса составляет математика. Развитие математическогомоделирования создает условия развития физики — науки о материальном мире.Конечная цель процесса — материальная реализация модели в виде техническихсистем — становится основой существования и развития человеческой цивилизации.Вершиной развития технологии технического творчества несомненно стала теориярешения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера. Качества Человека,достигшего четвертого уровня развития, описаны в работе А.Маслоу [2]
V. Мудрость.Период развития от 40 до 64 лет.
Пятый уровеньадаптации — разум: приспособление к условиям среды обитания через созданиеконцептуальной картины мира в терминах подобия.
Задача этапа — осознание практического жизненного опыта.
Основацелеполагания — поиск источника ситуации или явления, первопричины. Разум можетпринимать решения без четкого плана или модели, т.е. действовать в направленииисточника, ставя нелокальные цели, что объясняет замеченную психологамиспособность справляться с неопределенностью. Ключевое слово — почему, в чемпричина? Критерий оценки — действия, ведущие в сторону цели, имеют смысл, т.е.являются разумными.
Пересечениеграницы периода в большинстве случаев заметно по изменению формы тела.Начинается снижение всех показателей физиологических функций, появляютсязаболевания хронического характера.
В случаеполномерной реализации программы развития индивид достигает состояния ЧеловекРазумный с концептуальным видением закономерностей жизненного процесса. И речьидет не об ученых, обладающих естественно научными обширными знаниями, а такжеи о житейской мудрости. Наступает очень важный для социума момент. Еслиродители могут продемонстрировать детям самое большее механизм адаптациичетвертого уровня, заложив программу развития Человека Умного (исследователя),то общение с внуками дает потенциал развития пятого уровня. Замечено, чтохранителями семейных (родовых) традиций являются бабушки: они рассказываютвнукам о прошлом житье-бытье, а дед передает нетленные жизненные ценности,систему координат этики (свод правил, которые индивид устанавливает для себясам. При негармоничном развитии на предыдущем уровне, база для полногоразворота разума оказывается недостаточной. В результате поиск источника,первопричины реализуется весьма своеобразно: в виде поиска виноватого во всемдиапазоне явлений, как в плане достижения собственных жизненных целей, так и вбытовых вопросах, либо в виде принятия мистических и религиозных концепций сбожественной первопричиной.
Сложностьнейросубстрата мудрости с переходом на мышление в терминах подобия позволяетосознать строение организма на клеточном уровне, при наличии, конечно,соответствующих научных данных. Наступает понимание, что клеточные системы исоциальные (в животном или человеческом мире) строятся и живут по одним и темже законам. Но даже и при их отсутствии глубинное понимание жизненных процессовделает свое дело. Ведь именно механизм адаптации, а не содержание знаний важныдля развития то, как было, уже никогда не будет. Уровень социальныхвзаимодействий охватывает человечество в целом как одну из разновидностейживого. На этом уровне развития появляется общность всего живого с осознаниемЗемля — живой организм. В результате создается единая концепция организацияжизни от клетки до планета Земля. Творчество разума направлено на созданиеживых систем, в отличие от познавательного ума предыдущего периода,оперирующего с неживыми системами. Очевидно, что применяемые тогда методыанализа (расчленения) и синтеза разрушительные сами по себе: разобранная начасти живая система при синтезе не оживает, да и задача стоит другая — создатьмодель, управляемую и с предсказуемыми параметрами. Теперь методология другая:найти и воспроизвести подобный процесс.
/>Списоклитературы
1. Психологиячеловека от рождения до смерти.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — (Серия«Психологическая энциклопедия»).
/>2.А.Маслоу «Самоактуализованные люди: исследование психическогоздоровья».
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта psy.piter.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :