Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Cравнительный анализ интимно-семейного и профессионального самоопределения

Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры«Педагогическая психология»
Актуальностьданного анализа связана с недостаточной изученностью проблемы профессиональногосамоопределения, особенно в подростковом возрасте, когда ребенок фактически ещепроживает в семье своих родителей. Также недостаточно осмысленна роль семьи какв оказании помощи своему самоопределяющемуся ребенку, так и в планепланирования собственных (семейных) перспектив развития. Кроме того, следуетотметить глобальность данной проблемы, поскольку фактически в каждой семье, гдевоспитывается ребенок, один из наиболее важных, сложных и болезненных вопросовсвязан с тем, кем он будет, когда вырастет, и в плане профессиональном, и вплане личностном. Часто успехи ребенка в будущей карьере являются главной гордостьюего родителей, а то и вообще смыслом существования некоторых семей. Естьоснования полагать, что и в профессиональном самоопределении, и в планепостроения собственно семейных (а шире — и интимных) отношений имеется многообщего. Поэтому данный сравнительный анализ мог бы позволить лучше понять какспецифику каждого из этих видов самоопределений (профессионального и интимно-личностного),так и их взаимосвязь и взаимозависимость.
Ссамого начала следует уточнить понятия. Профессиональное самоопределениесводится к поиску (и постоянному уточнению в течение всей жизни) личностногосмысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой (профессиональной)деятельности. Это ситуация, когда человек не просто что-то делает, производитили зарабатывает деньги, а может ответить для себя на вопрос, зачем он этоделает? Не самоопределившийся человек в каком-то смысле напоминает «полезноеживотное» (или просто «явление природы»), которое не способно осознать смыслсвоих действий. При этом полезное животное может выполнять довольно сложные и важныефункции (например, известно, что и настоящие домашние собаки и кошки могут бытьпрекрасными «психотерапевтами» и т.п.). Психологический парадокс состоявшегосяпрофессионального самоопределения (когда человек все-таки находит смысл своегодействования) заключается в том, что человек может выполнять свою работу дажене очень хорошо, но он при этом все-таки понимает, зачем он работает.
Интимно-семейноесамоопределение проявляется в многочисленных выборах: в выборе спутника жизни,в выборе, стиля общения с супругом, в решении вопроса о рождении ребенка,вопроса о стиле его воспитания, о возможном варианте образования ребенка и егодальнейшего трудоустройства и т.п. Самоопределившаяся семья, с одной стороны,для себя пытается найти смысл таких выборов, т.е. ответить на вопрос, для чеговсе эти хлопоты (для самоутверждения родителей, для блага самого ребенка,следование традиции, конкуренция с другими семьями и т.п.). А с другой стороны,родители (в идеале) должны помочь найти смыслы своему ребенку, точнее — научитьего искать эти смыслы самостоятельно.
Чтокасается чисто интимного самоопределения, то не следует забывать, что понятие«интимное» значительно шире собственно эротических (сексуальных) отношениймежду родителями или разнообразными «друзьями» семьи. В исходном значении«интимное» — это затаенное, скрытное… В данном случае мы используем понятие«интимно-семейное самоопределение», делая акцент на тех затаенных мечтахродителей, которые связываются с будущей карьерой их ребенка. Хотя такиезатаенные мечты могут быть связаны и с собственной карьерой, где ребенокявляется лишь условием очередных карьерных шагов (например, руководство оченьнедоверчиво относится к подчиненным, не имеющим детей). Затаенные мечты и дажестрасти могут быть связаны с ситуациями, когда родители ревнуют своихвзрослеющих детей (например, когда дети, продолжая дело своих родителей,достигают больших, чем родители успехов, а это фактически уже карьерноесоревнование и т.п.). Интимно-семейное самоопределение, связанное с затаеннымимечтами, не всегда в полной мере осознается, поэтому поиск и осознание смысласвоих действий очень затруднены. И это порождает особые проблемы, с которымиможет столкнуться, например, семейный психотерапевт, пытающийся понять причинынеудачных супружеских отношений, или не сложившихся отношений между детьми и ихродителями…
Самсравнительный анализ профессионального и интимно-семейного самоопределенияможет проводиться в разных аспектах: 1) с точки зрения ценностных ориентаций; 2)с точки зрения самой структуры деятельности выбора профессии и выбора семейногопартнера (по целям, средствам, условиям и т.п.); 3) с позицийкультурно-исторических традиций как при выборе профессии, так и припланировании семьи (с учетом религиозных, этнических и прочих особенностей); 4)с точки зрения самой динамики (и соответствующих закономерностей) развитияинтимно-семейных отношений и отношения к своей профессии (это связано с постояннымпоиском и уточнением смысла своих действий); 5) с точки зренияудовлетворенности жизнью, где интимно-семейные отношения и профессиональнаядеятельность являются особыми составляющими жизненного успеха и т.п. В итогеполучается, что данная проблема является комплексной и многоаспектной. Понятно,что во всем многообразии эту проблему нам рассмотреть не удастся. А этоозначает, что необходимо выделить наиболее существенные позиции сравнительногоанализа, которые могут стать «ключевыми» для лучшего понимания какпрофессионального, так и интимно-семейного самоопределения.
Эволюция профессионального и интимно-семейногосамоопределенияв культурно-историческом аспекте
Перваяобщая закономерность: чем свободнее общество, тем больше условий дляполноценного самоопределения. Например, для профессионального самоопределениядолжен быть реальный рынок труда, когда человек ищет и устраивается на работуне «по необходимости», а по призванию, а также когда у человека естьвозможность менять разные виды труда в течение своей жизни. Дляинтимно-личностного самоопределения также нужна свобода, когда человек выбираетспутника жизни не потому, что «так положено» (на основании традиции, обычаев,давления родителей или обстоятельств и т.п.), а по любви. При этом любовь такжеявляется динамичным образованием, т.е. может меняться, развиваться (отсюда, у болеецивилизованных народов появляется институт развода, когда ранее неудачныевыборы могут быть скомпенсированы другими вариантами выборов).
Другаяинтересная закономерность: цикличность развития общества, когда более свободныепериоды неизбежно сменяются периодами деспотическими, порождает цикличность и вплане самоопределения. Например, если в более свободные периоды возможности длясамоопределения расширяются, то в периоды ограничения свобод более примитивнымистановятся и выборы профессиональные, и выборы интимно-семейные, если не считатьсчастливые исключения тех немногих людей, которые даже в условиях временнойдеградации общественной и культурной жизни все-таки находят силы оставатьсясамими собой…
Естественно,при анализе проблем конкретной семьи важно понять, во-первых, в какой ситуацииоказалась данная семья. В целом, такая социо-культурная ситуация общая длявсех, но могут быть и свои особенности, например, когда финансовые возможностии деловые связи родителей позволяют действовать относительно независимо и привыборе варианта образования для своего ребенка, и при его трудоустройстве…Во-вторых, важно понять, насколько сами члены семьи воспринимают даннуюситуацию для себя как «свободную», когда действительно возникает проблемасамоопределения, или как «не свободную», когда приходится делать вынужденныевыборы. При этом в психологическом плане особо интересны поиск и выборысмыслов, которыми руководствуются родители и дети в планировании перспективсвоего развития, а также — насколько эти смыслы совпадают у разных членовсемьи….
Профессиональное и интимно-семейное самоопределениекак основа жизненного успеха
Какуже отмечалось, во многих семьях, где имеется ребенок, главной заботойродителей становится успешное обучение и последующая карьера их ребенка. Этонередко является показателем успешности самой семьи как в глазах родственникови приятелей, так и в глазах коллег и начальства. Заметим, что нередко дажекриминальные семьи, где родители откровенно воруют, берут взятки и т.п., делаютэто не «для себя», а для своих любимых «дочечек» и «внучечек». Даже откровенныебандиты, сколотившие немалые состояния, особенно в пожилом возрасте любятзаявлять: «Лично мне ничего не нужно. Это все — для любимой внучки»… Правда, к этомуможно добавить, что нередко успех в зарабатывании денег (на что реальноориентируются очень многие люди) связан также и с развлечениями, когда,например, преуспевающий «деловой человек» старается не только для своей«любимой внучки», но и для любовницы, которую он щедро «спонсирует». Хотя«любимая внучка», т.е. ценность семьи для него все-равно более приоритетна.
Помимозаботы о детях и внуках, у супругов могут быть и взаимные карьерные интересы.Например, мудрая любящая жена помогает своему мужу добиться карьерного успеха,сама нередко отказываясь от собственной карьеры. Это может быть и совместнаякарьера, когда, например, супруги содержат ресторанчик, заняты фермерством,работают в одной организации или даже совместно пишут книги. Правда, примеровреальной взаимопомощи в общем деле не так уж много, но они также существуют и по-своемуинтересны для анализа. Особенно это важно, когда и ребенок, имея перед глазамипример родителей, также увлекается и приобщается к их делу. А ведь это тожевариант профессионального самоопределения, когда фактически выбирается особыйобраз жизни и ищется соответствующий спутник жизни, также готовый включиться в общеедело. Заметим, что трудовые династии существуют не только в рабочих профессиях,но и у артистов, и у ученых. Правда, в условиях деградации общественной морали,все это нередко приобретает извращенные формы, когда детей просто пристраиваютв «теплые местечки», где родители являются важными фигурами и «продвигают» их послужбе (или в бизнесе)…
Можновыделить и вариант так называемой «семейной карьеры», когда супруги (а в перспективеи их дети) соревнуются друг с другом. Здесь мы исходим из такого пониманиякарьеры, когда смыслом деятельности становится постоянное соревнование,соперничество, конкуренция (от латинского «каррус» — построенные в боевомпорядке колесницы, или от французского «карьер» — самый быстрый галоп лошади)…Такие варианты семейных отношений, когда идет постоянное выяснение отношений и борьбаза первенство описаны в многочисленной литературе по семейной психотерапии и психологииобщения. Здесь даже успехи в работе (например, умение «делать деньги») являютсялишь дополнительным условиям для того, чтобы отстаивать свои «особые» права на первенствов семье.
Возможенвариант, когда выбора супруга и даже воспитание детей являются своеобразнымутверждением права на любовь и признание, когда сама супруга, если этообщепризнанная красавица, соответствующая канонам красоты данной культуры,является «добычей для победителя», но никак не предметом настоящей любви и привязанности.Заметим, что обычно женщины прекрасно понимают эту ситуацию, но соглашаются на союзс «победителем», получая за это особый статус «красавицы в золотой клетке», чтона уровне общественного сознания (на данном этапе развития нашей культуры)также считается вариантом особого жизненного успеха. Сейчас «победитель» — эточеловек, умеющий делать деньги, и не важно каким образом. Воспитание детей в такихсемьях также часто направлено на подтверждение особого статуса и обычно бываетнаправлено на получение «элитного» образования сначала через дорогостоящеерепетиторство, а затем и на «пристройство» своих детей в привилегированные вузыи на еще более привелигированные места работы.
Заметим,что обычно профессиональная судьба таких детей определяется их родителями, а самидети долгое время просто ведут «красивый образ жизни». Даже «элитное»образование получается как бы само собой (через репетиторство, когда усилиесамого обучающегося минимальное). Поэтому в целом, о полноценномсамоопределении в таких случаях говорить не приходится, поскольку реальнойсвободы выбора здесь нет. А ведь настоящее самоопределение связано со свободой,а свобода предполагает наличие различных вариантов, в том числе, и вариантовсложных, когда многое требуется делать самому, рискуя на каких-то этапахкарьеры не достичь намеченного… Правда, здесь все-таки можно говорить о самоопределенииродителей таких детей, ведь какие-то выборы делаются. И все-таки эти выборыочень не оригинальные, когда ценностью становится не самобытное развитие детей,ориентированных на уникальные жизненные и профессиональные траектории развития,а банальное первенство в чем-то всеми одобряемом, т.е. заведомо не уникальном…
Особоинтересна взаимокомпенсация профессионального и интимно-семейногосамоопределения в плане реализации творческого потенциала личности. Например,если кто-то из супругов не находит удовлетворения в своих интимно-семейныхотношениях, то возможен вариант сублимации (по З.Фрейду), когда неуспехи в «сердечных»делах или в вопросах воспитания детей компенсируются творчеством в основномделе своей жизни (например, в профессии).
Ноесли человек не успешен в профессии, то возможен вариант «обратной сублимации»,когда компенсация идет в семейных отношениях или даже в интимных романтическихприключениях вне семьи. И в том, и в другом случае у человека сохраняется общееощущение состоявшейся жизни. Сложно однозначно утверждать, что варианттрадиционной сублимации («уход» в профессиональное творчество) непременнолучше, чем обратная сублимация («уход» в семью, в воспитание детей или в загулы),ведь обычно имеет место чередование этих видов самореализации. Выбор наиболееадекватного для данного этапа развития человека варианта — это также предметособого самоопределения. При этом сложный выбор приходится осуществлять каксамому человеку, так и его ближайшему окружению в том смысле, что надо ведькак-то реагировать на метания близкого человека (или возмущаться и обязыватьего «сублимироваться» как положено, или с пониманием относиться к временным«кризисам»)…
Технология поиска и построения успеха.
Дляуспешного поиска и профессии, и спутника жизни важную роль играют различныетипологии, которые и создают «пространство» самоопределения. Человек как бы соотноситсебя с различными типами и на основе самооценки (своих возможностей и пожеланий)осуществляет выбор наиболее подходящего варианта. Главная проблема здесь —разобраться, что значит, наиболее «подходящий» вариант. И ошибки здесь частослучаются и при выборе профессии, и при выборе спутника жизни.
Наиболеечастая ошибка — ориентация на общепринятые образцы успеха, когда человек как бызабывает о своих специфических особенностях и интересах, ориентируясь скорее наобщественное мнение, на оценки своих друзей, а еще чаще — на оценки своихврагов и конкурентов, с которыми многие ведут негласное соревнование (в этомчасто и видится смысл успешной карьеры). Причем, это относится и к построениюуспешной семейной жизни, когда престижный супруг (или супруга) рассматриваютсякак важный аргумент в пользу своей «победы» над реальными или воображаемымисоперниками.
Этопроявляется также и во влиянии родителей на профессиональные и жизненные выборысвоих детей. Здесь критерий успеха — это наибольшее соответствие общепринятымпредставлениям (чаще — предрассудкам). И в итоге, самостоятельного выбора, т.е.собственно самоопределения, нет ни у родителя, ориентирующихся на общественноемнение, ни у их детей, ориентирующихся на подсказки и прямое влияние своихродителей.
Правда,в условиях таких несамостоятельных выборов, все же остается возможностьпоразмышлять над разными вариантами престижных (одобряемых большинством)профессий, мест работы, спутников жизни и т.п. Таким образом, даже при отказеот полноценного самоопределения, когда ищется самобытный личностный смысл в ответственныхжизненных выборах, самоопределение сохраняется, пусть даже в своей примитивнойформе, ориентированной на мнение большинства и часто подверженное различнымманипуляциям.
«Экономический» аспект семейного и профессиональногосамоопределения.
Еслибыть реалистом, то важно вспомнить, что реальной «общечеловеческой ценностью»для большинства людей являются деньги. Деньги как показатель значимостиосновного дела жизни данного человека, как показатель его профессионального и жизненногоуспеха (а часто и признания). И здесь редкие исключения, когда важнейшейжизненной ценностью является творчество, бескорыстное служение людям и томуподобные «романтические» устремления, в расчет можно не брать, ведь даже длямногих выдающихся людей материальное вознаграждение является серьезнымпоказателем общего признания и самоуважения. Более того, если человек вообще незадумывается о том, как вознаграждается его труд, то могут возникнуть серьезныесомнения в его чувстве собственного достоинства.
Иесли подобные размышления являются более-менее понятными относительнопрофессионального труда, то в отношении построения семейных отношений пока ещеостаются серьезные иллюзии. Хотя еще классики марксизма писали о том, что«буржуазная семья — это узаконенная проституция», когда спутник жизни выбираетсяне только исходя из его общественного положения или любви, но главным образом,исходя из его возможности содержать жену и детей. Более того, часто смыслсобственно профессионального труда видится в том, чтобы «обеспечивать семью».Соответственно, и профессиональные выборы могут во многом определятьсянеобходимостью удовлетворять потребности жены и детей, а не только интересом к данномупрофессиональному труду. Например, человек выполняет примитивную (а может и постыдную)работу в какой-нибудь фирме, занимающейся откровенной спекуляцией, но при этомгордится тем, что и жена, и дети им очень довольны как «кормильцем» (или«спонсором»).
Дляотдельного анализа можно также особо выделить отношения между детьми и родителями,построенные на «купле-продаже». Например, ребенка с раннего детства приучают к тому,что за любой его успех в учебе и правильное поведение он будет «вознагражден»каким-то подарком или даже определенной суммой денег. Фактически, здесьпродается и покупается не только любовь родителей, но и вся система отношений,и все благополучие такой семьи. Семья как бы превращается в маленький рынок.Заметим, что и рыночные отношения в современной культуре также имеют своюценность и смысл. И ребенок, воспитывающийся в такой семье, в большей степенисможет адаптироваться к условиям уже реальных рыночных отношений, со всеми их достоинствамии сомнительными моментами. К сожалению, радость полноценных человеческихотношений, основанных на любви и привязанности, здесь почти отсутствует. И этотоже проблема выбора и самоопределения, ориентироваться на примитивный(рыночный) вариант счастья или все-таки искать что-то более достойное…
Профессиональное самоопределение как ориентация навысшие чувства (любовь и дружбу).
Видеале любая семья должна строиться на любви (и в отношениях самих супругов, и вих отношениях с детьми), хотя реально до такого идеала очень далеко. Правда,можно долго рассуждать о том, что каждый понимает идеальную любовь по-своему. Впрофессиональной деятельности иногда говорят о «любви к профессии», часто имеяв виду «интерес», «склонность», «увлеченность», и даже «одержимость» выбраннымделом.
Конечно,мы не сможем уточнить само понятие «любовь» во всей его сложности, но мы должныхотя бы обозначить рабочее определение данного понятия. Напомним, что чувстволюбви возникает «не от хорошей жизни» и часто именно в подростковом возрасте,когда с особой остротой ощущается одиночество, появляется потребность найтиблизкого человека. У подростка все это происходит на фоне полового созревания.Т.е. любовь предполагает определенные эротические отношения (или мечтания по этомуповоду), в отличие от дружбы, когда общение с близким человеком происходит безтаких (эротических) отношений и предвкушений. На основании этого можно было бы сделатьупрощенный вывод о том, что интимно-семейное самоопределение всегдапредполагает ориентацию на любовь (с обязательным эротическим элементом), а профессиональноесамоопределение — на дружбу, когда близкие (но не эротические) отношениявыстраиваются в отношениях с коллегами, с руководством, даже с клиентами, а тои в отношении самой профессиональной деятельности (быть «на короткой ноге со своейпрофессией»). Но все гораздо сложнее.
Массапримеров, когда и семейные, и даже чисто интимные отношения (например,эротические приключения с любовницами и проститутками) выстраиваются на примитивнойрыночной основе. Или другие примеры, когда интимно-семейные отношения основанына стремлении к престижу (знаменитое «переспать со знаменитостью»), когдаважной основой таких отношений становится чувство признательности и долга(например, перед человеком, которого надо «уважать», но не любить)…
Можновспомнить о профессиях, где любовь вообще продается за деньги и о профессиях,где за еще большие деньги продается эмпатия (или «любовь в смысле «агапе» — по К.Роджерсу,который считал, что «главная задача психотерапевта — показать клиенту, что он впринципе может быть любим»…). И это тоже реальности, с которыми надо считаться,и которые еще больше усложняют проблему самоопределения. Наконец, можновспомнить и о профессиях, где главной наградой для работника является любовьпублики, аудитории или клиентов (артисты, педагоги, консультанты, врачи и т.п.).Можно даже предположить, что здесь собственно профессиональное в какой-тостепени соединяется с эротическим.
Еслипойти дальше, то можно даже поставить несколько необычный вопрос: возможен ли оргазм(особый, специфический оргазм) в некоторых видах профессионального труда.Постановка такого вопроса обосновывается хотя бы тем, что наиболее успешные профессионалынередко говорят, раскрывая секрет своего мастерства: «Надо любить свою работу(любить студентов, любить зрителей, любить своих подчиненных, любить машину,любить станок…). Конечно, понятие оргазм взято из медицины и используетсяскорее как некоторый эпатажный образ. Но сколько примеров того, как понятияпостепенно переходят из одной области в другую или когда эти понятия просторасширяют сферу своего применения.
Профессиональное и интимно-семейное самоопределение спозиций современной мифологии.
Нашажизнь во многом мифологична, т.е. большинство людей выстраивают в своемсознанию далеко не научную картину мира и самого себя в этом мире. Хотя,применительно к настоящему времени, больше говорят не о мифах (творящих особуюреальность и во многом определяющих общественное сознание), а о «мифологемах»(явно искаженных образах реальности, ориентированных на массовое сознание)оискаженных образах реальностростри, м определяющих общественное сознание)логемах.или когда эти понятия просто расширяют сфер. Общим для современногомифологичного сознания является то, что образ окружающего мира и образ себя в этоммире строится с опорой на предрассудки, без какой-либо серьезной попытки понятьистинные причины происходящего. А это не позволяет человеку и прогнозироватьсвое развитие в данном мире.
Влучшем случае, человек ориентируется на реалии сегодняшнего дня, и в самомближайшем будущем ему нередко приходится сожалеть о своих недавних жизненныхвыборах. Это объясняет частые разочарования не только в профессии, но и в близкихлюдях, и в тех образцах семейного счастья, на которые человек ориентировался.Но такой человек часто не в состоянии вырваться за рамки общественныхпредрассудков, он не способен самостоятельно построить свой образ мира. Емуостается лишь успокаивать себя тем, что и многие другие люди (массы людей)находятся в такой же ловушке, в ловушке массового сознания и массовыхпредрассудков.
Вданном случае самоопределение предполагает особую смелость (волю) по преодолениюмифологичного сознания. Самоопределение — это постоянное расширение, а может и построениеновых, индивидуальных «пространств» выбора, основанных не только на эмоциональныхпредпочтениях, но и на высоких чувствах (и неизбежных переживаниях), а также —на размышлениях, основанных не на «осведомленности» (основанной на сплетнях), идаже не на знаниях (в «информационную эпоху» это слишком банально), а на особойориентировке в информационных потоках.
Эстетический аспект профессионального иинтимно-семейного самоопределения.
Ксожалению, данный аспект еще мало исследован не только применительно к проблемесамоопределения, но и в психологии вообще. Хотя на практическом уровне многиепсихотерапевты и просто преподаватели уже давно работают как «артисты» и главныйсмысл своей деятельности видят в том, чтобы «производить впечатление» на аудиториии своих клиентов. Развитое эстетическое предполагает определенные идеи(ценности или смыслы), которые выражаются с помощью особых средств не только в искусстве,но и в обыденной жизни. Как известно, большой художник всегда что-то хочетсказать миру, а не просто «изобразить красивое». Эстетическое часто творитновый мир, более прекрасный, в чем-то даже «идеальный» (основанный на красивыхи благородных идеях), чем мир «реальный». Поскольку эстетические средствасильно воздействуют на человека и на его представления о себе и мире, то,благодаря таким сильным средствам, побуждающим людей действовать, идеальный мирпостепенно, хотя бы в какой-то своей части преобразуется в мир реальный.
Применительнок профессиональному самоопределению можно сказать, что пока трудоваядеятельность мало эстетизирована, или неравнозначно эстетизирована. Например,какие-то профессии выглядят в общественном сознании очень привлекательными, а какие-то— отвратительными и постыдными. И это порождает множество ошибок при выборепрофессии. Проблема здесь в том, что полноценная эстетизация предполагаетсоотнесенность с какой-то благородной идеей. Пока же для большинства главная«идея» — заработать как можно больше денег. Ориентация на такой примитивныйкритерий как деньги (можно еще добавить — и престиж) приводит к упрощению и примитивизациипрофессионального самоопределения.
Применительнок интимно-семейному самоопределению можно отметить, что здесь ситуация болеепривлекательная и эстетичная. В настоящее время и в искусстве, и в общественномсознании культивируются различные варианты выбора спутника жизни, построениясемьи и воспитания детей. Но, к сожалению, и здесь сильно доминируютпримитивные критерии (деньги и престиж), часто ограничивая возможностиполноценного самоопределения и выбора варианта «настоящей любви». Вместо этого —часто знаменитые «браки по расчету» (не только материальному, но ипрестижному). При этом отмечается тенденция ко все большей стандартизации(«омассовлении» — по Ортеге-и-Гассету) образов жизненного успеха и семейногосчастья, когда образцом для подражания все больше выступает западный вариантсчастливой семьи.
Правда,и в профессиональном, и в интимно-семейном самоопределении обнадеживает то, чтосо временем смыслы меняются. Например, первоначальный интерес к деньгам в профессиональнойдеятельности постепенно может смениться на интерес к самому процессу труда илик гордости за результаты своей деятельности. В интимно-семейных отношенияхпервоначальная ориентация на различные «выгоды» (материальные и престижные)может постепенно смениться на чувство гордости за уникальность и неповторимостьданных отношений и т.п.
Иногдавозникает естественный вопрос: могут ли интимно-семейные отношения вообщерассматриваться как разновидность труда? Если учесть, что семейные отношениятребуют немало усилий, терпения, ответственности и соответственно, преодолениямножества трудностей (от слова — «труд»), то сама постановка такого вопросаоказывается правомерной. Быть может, семейные отношения — это разновидностьпрофессии, где профессиональная деятельность — это вклад в общее благо, а деятельностьсемейная — это вклад в личное благополучие?… Но можно сформулировать и встречныйвопрос: а может профессия — это разновидность интимно-семейных отношений, ведьговорят же о том, что трудовой коллектив — это «вторая семья», где существуютдовольно непростые отношения симпатий и антипатий (почти отношения любви и ненависти)и т.п.
Вероятно,полноценные ответы на подобные вопросы предполагают более детальный и обстоятельныйсравнительный анализ профессионального и интимно-семейного самоопределения. Чтокасается выводов по проведенному анализу, то, наверное, они покажутся слишкомбанальными. Во-первых, обнаруживается очень много общего между этими вариантамисамоопределения. Во-вторых, существует и нечто специфичное, правда, этоспецифичное проявляется больше в конкретных семьях и у конкретныхпрофессионалов, и часто даже как бы взаимопереходит из одного типасамоопределения в другой. Например, первоначальная любовь к своей жене и детям(когда сама профессия рассматривается как средство сделать близких людейобеспеченнее и счастливее) может смениться на любовь к своей работе и тогдасемья начинает «ревновать» кормильца к его профессии. Поэтому, общего в целомбольше, чем специфичного.
Проведенныйанализ имеет другую цель — показать, что профессиональное и интимно-семейноесамоопределение не могут быть поняты по отдельности. Необходимо рассматриватьих во взаимосвязи и во взаимозависимости. Все это, как нам представляется,позволит расширить границы «пространств» самоопределения и рассматриватьпрофессиональные выборы в их непосредственной взаимосвязи с выборамиинтимно-семейными.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Юрлов, Иван Иванович
Реферат Расчет и анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия
Реферат Оптические системы светоизлучающих диодов
Реферат Самоуважение, удовлетворение, внутренняя свобода и уверенность в себе
Реферат Волосы
Реферат Анализ и оценка финансовых результатов коммерческой организации (на примере ОАО "Салаватнефтеоргсинтез")
Реферат Хвороби кролів спричинювані найпростішими з неясним систематичним положенням Нематодози
Реферат Розробка бізнес-плану реалізації проекту по випуску нової продукції на ВАТ "Іскра"
Реферат Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»)
Реферат Ernest Rutherford Essay Research Paper Rutherford was
Реферат Лесной комплекс
Реферат К вопросу о проблеме заката цивилизации
Реферат Особенности воспитания упрямых детей
Реферат Сравнительный анализ реформ С.Ю. Витте и П.А. Столыпина
Реферат 1. Возникновение Древнерусской литературы