Современное определение предмета спец. психологии
Специальная психология — отрасль психологической науки,изучающая закономерности психического развития и особенности психическойдеятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.
Предметом явл. процессразвития в стесненных обстоят-вах.
Централ. образованием спец. пс (понятием) явл.дизонтогенез – это стойкое изменение параметровактуального функк-ния психики и темпов ее возрастнойдинамики, доставерно отлич.от средних значений характерных для данного возраста.
Задачи спец. психологии
В задачиспециальной психологии входит:1. изучение закономерностей иособенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими ифизическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условияхкоррекционного обучения; 2. создание методов и средств психологическойдиагностики нарушений развития; 3. разработка средств психологической коррекциинедостатков развития;4. психологическое обоснование содержания и методовобучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;5.психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей снедостатками развития в разных условиях; 6. псих-кое изучение социальнойадаптации лиц с недостатками; 7. психологическая коррекция дезадаптации.
В настоящее время наиболее актуальной задачей явл разработка диаг-скихметодик.
Спец. пс решает также задачи псих-ой коррекции недостатков, особенно вторичного ипоследующих порядков.К ним относятся недостаткиотдельных психических процессов, несформированность ВПФ,отклонения в развитии личности.
Важной задачей спец. пс явл также изучение динамики развития учащихся как в спец-ных образовательных учреждениях, так и в условияхинтегрированного обучения, а также особен-ей ихадаптации к разным условиям.
Психолого-медико-педагогич. консультация
Направление детей в соответствующее недостатку развитияобразовательное учреждение должно осуществляться на основе тончайшей иточнейшей дифференциальной диагностики. На сегодняшнее время консультации психолого-медико-педагогич. коммисийдолжны быть более точными и квалифицированными и не будетограничиваться только определением типа нарушения развития у обследуемогоребенка и направлением его в соответствующую специальную школу или класс, нобудет достаточно подробно характеризовать слабые и сильные стороныпсихического развития ребенка, выявлять его индивидуальные особенности ипотенциальные возможности. Все это необходимо для составления индивидуальногоплана обучения ребенка, иметь который особенно важно в условияхинтегрированного обучения детей с отклонениями развития в обычных школах.
Подготовка рекомендаций к индивидуальному плануобучения как одна из задач психолого-медико-педагогическойконсультации (комиссии) указывается и в проекте Закона РФ «Об образовании лицс ограниченными возможностями здоровья».
Школы для: 1) глухих, 2) слабослышащих, 3) слепых, 4)слабовидящих, 5) умственно отсталых, 6) детей с недостаткамиопорно-двигательного аппарата, 7) детей с общим недоразвитием речи, 8) детей сзадержкой психического развития.
Специфика методов наблюдения и эксперимента в спец. пс.
Каждая из методик применяется в определенных целях и сучетом особенностей объекта изучения.
Так, экспериментально-психологические методики,используемые в индивидуальном или групповом лабораторном псих-омэксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которыхтребует определенных операций или действий, позволяют выявить наличие иособенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.
Практически всякое задание позволяет видеть интеллектуальныевозможности ребенка так как, для того чтобы выполнить задание, необходимопонять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определенные действия.Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющиминедостатки развития. Уже из этого следует, что каждая экспериментально-психологическаяметодика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостаткаразвития, а также определенные возрастные границы своего применения. Так,например, анкетирование можно применять при изучении детей с недостаткамиразвития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормальноразвивающимися это возможно раньше.
Особое значение при изучении детей с недостатками развитияприобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей этих детей применениеэкспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не даетзначимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческихпроявлений может дать очень многое. Тщательное наблюдение за поведениемребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдениеможет дать очень многое для понимания характера трудностей ребенка привыполнении им различных заданий.
Все экспериментальные исследования обычно строятся каксравнительные.
Чтобы результаты психологического эксперимента илинаблюдения были полноценными и плодотворными, полученные данные, обязательнодолжны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группойнормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальнойпсихологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.
Межпредметныесвязи спец. пс.
Специальная психология — отрасль психологической науки,изучающая закономерности психического развития и особенности психическойдеятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.
Специальная психология, в свою очередь, входит какважная составная часть в дефектологию —научную область, охватывающуюпроблемы разностороннего изучения, воспитания, образования, подготовки детей ивзрослых с нарушениями физического и умственного развития.
Специальная психология связана с такими областями психологии,как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиологияи нейропсихология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.
К ней близки патопсихология и клиническая.
Патопсихологияизучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга,вызванных психическими или соматическими заболеваниями.
Клиническая психология,имеет дело с психологической проблематикой, связаннойс текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактикизаболеваний, диагностикой психических болезней и вызванных соматическимизаболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией.
История становления и развития спец. пс.
Первые сведения о психологических особенностях людей с отклонениямиобнаруживаются в медицинских трактатах древности и Средневековья.
Лишь в середине XIX столетия появляются первыерезультаты научного изучения. Французский психиатр Эскирольопубликовал двухтомный труд об умственно отсталых, где среди медицинских, гигиеническихи медико-социальных проблем, связанных с умственной отсталостью, значительноеместо занимали чисто психологические вопросы.
В рамках психиатрии начиналось и организованноеобучение умственно отсталых. Его основатели — французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, работавшие вовторой половине XIX в., — значительное внимание уделяли изучениюпсихологических особенностей умственно отсталых.
Важнейшей вехой в истории развития специальной психологиибыло введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появлениюв составе начальных классов умственно отсталых детей, ранее не вовлекавшихся вобразовательный процесс, у педагогов появились трудности, связанные снезнанием особенностей таких детей.
С началом XX в. связан целый поток публикаций пометодикам диагностики умственной отсталости. Психологические работы, касающиесяслепых и глухих, появляются лишь в начале XX в.
Далее развитие психологических исследований лиц с психическимии физическими недостатками идет нарастающими темпами. Накапливаются знания обумственно отсталых, при этом подавляющее большинство исследований посвящаетсяпознавательным процессам у детей школьного возраста, и таким образомформируется олигофренопсихология.
В 1930 — 1940-х гг. появляются отдельные исследованиянарушений речевого развития детей. Исключительно важное теоретическое ипрактическое значение имеет психологическое изучение слепоглухих, начатое в этиже годы И.А.Соколянским и А.В.Ярмоленко.
В 1970-х гг. возникает еще одно новое направление —психологическое изучение детей с ранним детским аутизмом.
Малопока исследованы и особенности психики при тяжелых и глубоких степеняхнарушений развития.
Изучаянедостатки развития, необходимо знать специальную терминологию. Онапретерпевала значительные изменения.
В начале XX в. детей с недостатками развития называли«ненормальными детьми», затем «аномальные дети», «дефектные», и на сегодняшнийдень «особые дети» или «дети с ограниченными возможностями».
Касаясь конкретных категорий нарушенного развития,следует сказать, что сейчас при описании лиц с тотальными нарушениями слуха изрения чаще употребляются термины «неслышащие» и«незрячие», реже — «глухие» и «слепые».
Нарушение слуха и его влияние на псих-оеравитие
Все причины и факторы нарушений слуха можно разделитьна три группы. Первая группа — это причины и факторы, приводящие квозникновению наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа —факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери илиприводящие к общей интоксикации организма матери в этот период {врожденноенарушение слуха). Третья группа — факторы, действующие на сохранный органслуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха).Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слухавозникает под Действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различныепериоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторыриска, создают благоприятный фон дляразвития глухоты Или тугоухости. Манифестные факторывызывают резкое ухудшение слуха.
Обучение речи глухих детей специальными средствамитолько в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся кнормальному. Глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитииребенка — более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи.Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитиивсех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения,эмоций и чувств, характера и других сторон личности.
Для психического развития глухих детей, как и всехдругих, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннегодетства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития,насколько систематически реализуются социально-педагогические средства,обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.
Могут быть изменения: нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральномупараличу; локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых иподкорковых образований); заболевания ЦНС и всего организма, ведущие кпсихическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу идр.); возможность глубокой социально-педагогической запущенности.
Глухие дети позднее, чем слышащие, научаются выделятьв предметах не только различия, но и сходство. Заметно труднее для глухих, чемдля слышащих, сравнивать предметы не на основе их непосредственного восприятия,а по представлению.
Особенности псих. развития в условиях патологии
зрительного анализатора
Тифлопсихологиякак раздел специальной психологии, изучающийпсихическое развитие лиц с нарушением зрения.
Исследования особенностей психического развития слепыхи слабовидящих детей опираются на теоретические положения, выдвинутые Л.С.Выготским, А.Р.Лурия,А.И.Зотовым, и направлены на осуществление компенсаторного развития детей этойкатегории в процессе коррекционного обучения и воспитания.
Чем раньше возник дефект зрения, тем больше онсказывается на формировании психики.
Значительное сокращение или полное отсутствие зрительныхощущений, восприятии и представлений ограничивает возможности формированияобразов воображения и памяти.
Происходят качественные изменения системы взаимоотношенийанализаторов, возникают специфические особенности в процессе формированияобразов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительнойдеятельности, в ориентировке в пространстве и т.д. Значительные измененияпроисходят в физическом развитии: заметно нарушение точности движений, ихинтенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты.Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная системапсихических функций, качественно и структурно несхожая с системой нормальноразвивающегося ребенка.
Ребенок с нарушением зрения зависит от выбора,обработки, удержания в памяти и использования слуховой информации.
Меньшая психическая активность младенца с нарушениемзрения, связанная с отсутствием зрительных впечатлений, является фактором,затрудняющим темп его психического развития, ведущим к отставанию от уровняразвития зрячего.
После шести месяцев жизни слепые дети начинают резко отставатьв развитии движений от зрячих того же возраста.
В психологическом развитии в период 1-2 лет главенствующееположение занимает речь, развивающаяся у ребенка с нарушением зрения теми жетемпами, как и у зрячих, хотя по своему содержанию она более формальна и беднаконкретными связями с предметным окружающим миром. У таких детей трудно и медленно формируетсяпредметность восприятия.
В старшем дошкольном возрасте большинство слепых детейчетко соотносят звуковые качества с предметами, действиями с ними или орудиямидействий, обосновывая логически свои суждения.
Для детей с глубокими нарушениями зрения характернозамедленное формирование различных форм деятельности.
Глубокие нарушения зрения оказывают влияние на разныекомпоненты структуры личности. В связи с тем что одни черты и качества личностиоказываются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие в меньшей, натретьих отражаются неблагоприятные внешние условия развития.
Первый блок структуры личности — формирование таких психическихпроцессов, как мышление, речь — находится в опосредованной зависимости отнарушения зрения, так как за счет развития компенсаторных процессов ониразвиваются до уровня нормы.
Второй блок структуры личности — психические состояния— также испытывают влияние дефекта, хотя это влияние имеет временный характер.Сюда входят эмоции, возникающие при появлении или осознании своего дефекта,отличия от нормально видящих.
Третий блок структуры личности — темперамент, характер,способности, направленность личности — рассматривается как устойчивые еесвойства, определяющие личность человека.
можно говорить о том, что такие глубокие нарушениязрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всейпсихики человека, включая и личность.
Дети с глубоким поражением зрения в подрастковомвозр. очень сильно пережив. свое несовер-ство.
А.Г.Литвак, анализируя взгляды ученых начала XX в. намышление слепых, выделяет две противоположные точки зрения.
1. потеря зрения способствует более раннему и быстромуразвитию у слепых логического мышления.
2. что слепота тормозит и ограничивает развитиемышления.
Задержанное псих-ое развитие
ЗПР — понятие, сложившееся в отечественной психологии в60-х гг. XX в. на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньшеизучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной(массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственноотсталые, через непродолжительный период обучения в специальной(вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед иобнаруживали большие потенциальные возможности.
Причинами ЗПР могут быть тяжелые инф-ныезаболевания матери во время беременности, токсикозы бере-ости,хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы вовремя беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, недостатки питания и хроническиесоматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка,тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, какправило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.
К.С. Лебединской выделено 4 группы:
1. ЗПР конституционального происхождения. Такие детиотличаются уже внешне. часто рост у них меньше среднего и личико сохраняетчерты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. Сильновыражено отставание в развитии эмоциональной сферы. наблюдается большаявыраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем ихнеустойчивость и лабильность.
2. ЗПР соматогенного происхождения, которая связана сдлительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могутбыть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболеванияпищеварительной системы и т.д.
3. ЗПР психогенного происхождения. Редкие случаи. Должныбыть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные,чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. связана снеблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формированияличности ребенка.
4. ЗПР церебрально-органического генеза.
Причины — различные патологические ситуации беременностии родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности,интоксикации, а также травмы и т.д.
Восприятие.Удетей с ЗПР трудности в выделении фигуры на фоне,затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленитьдетали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, недостаткивосприятия явно выступают, когда дети выполняют задания на копирование фигур,(домикииз строительных кубиков, фигуры изкубиков Кооса). Так же страдает мелкая моторика.
Внимание. Не может сосредо-тсяна каком либо предмете. Это связано с низкой работоспособи повышен-ойистощаемостью.
Память. Наблюдается некоторое отставание в развитиипамяти детей с ЗПР в ее проявлениях наблюдается та же закономерность, котораяпрослеживается у детей без отклонений в развитии: преобладаниенаглядно-образной памяти по сравнению со словесной.
Мышление. наблюдается отставание в развитии всех видовмышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического).Трудности при выполнении простых арифметических заданий.
Речь. запоздалое появление первых слов и первых фраз.Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическимстроем. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельныхзвуков. В условиях повседневного общения недостатки словаря, грамматическогооформления и произношения заметно не выступают. К старшему дошкольному возрастубытовая речь этих детей почти не отличается от характерной для нормальноразвивающихся сверстников.
Эмоц. сфера. наблюдается отставание в развитии эмоций,наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональнаянеустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявленийэмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированнопереходят от смеха к плачу и наоборот.
Такой ребенок то проявляет доброжелательность поотношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессиянаправляется не на действие личности, а на саму личность.
Нередко у дошкольников с задержкой психическогоразвития отмечается состояние беспокойства, тревожность.
Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечаетсявыраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то изсверстников, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы.
Взаимодействие носит ситуативный характер. Детипредпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя.
Компенсация и адаптация
Адаптацияв пс-и в широком смысле понимается как приспособлениечеловека к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта —биологический (приспособ к темноте, громкому звуку) ипсихологический ( приспособление человека как личности к существованию вобществе. Психологическая адаптация происходит путем усвоения норм, правил иценностей общества, в котором он живет. Основными проявлениями психологическойадаптации человека следует считать взаимодействие с окружающими людьми (в томчисле общение с ними) и активную деятельность.
Основными средствами психологической адаптации являютсявоспитание, образование, а также трудовая и профессиональная подготовка).
Не всегда приспособление к новым условиям проходитпросто и «гладко», иногда возникают резкие психологические ситуации нарушения инеадекватные поведенческие реакции. Происходит так называемая дезадаптация. Состояние дезадаптацииу детей с недостатками развития возникают легче, чем у нормально развивающихся,а процессы адаптации протекают медленнее.
Уменьшение трудностей адаптации достигаются путемкоррекции и компенсации недостатков развития.
Коррекциявсовременном понимании — это преодоление или ослабление недостатков психическогои физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.
Компенсация функции — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных илиутраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм.Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма.
Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм,поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы возникает рядизменений в организме. Например, врожденное или рано возникшее поражениеоргана слуха приводит к потере или нарушению слухового восприятия (первичныйдефект), что вызывает нарушение развития речи (вторичный дефект), которое, всвою очередь может стать причиной недостатков развития мышления, памяти и т.д.
Компенсация функций может происходить на разныхуровнях:
внутрисистемном и межсистемном.
Внутрисистемная компенсация осуществляется за счетиспользования резервных возможностей данной функциональной системы.
Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушенияхфункции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организмас включением в процесс компенсации других функциональных систем.
Компенсация функций, полностью утраченных или глубокоповрежденных анализаторов, достигается путем замещения этих функцийдеятельностью других сенсорных систем.
В теории и практике компенсации функций важную роль сыграликонцепции отеч псих-гов Л.С.Выготского, А.Р.Лурия,А.Н.Леонтьева и других о развитии ВПФ, об их месте и роли в деятельностичеловека.
Сущность реабилитационного процесса
Реабилитация — общественно необходимое, функциональное,социально-трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых),осуществляемое комплексным проведением государственных, общественных,медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических идругих мероприятий.
Основные принципы реабилитации:
1. Возможно ранне начало реабилитационных мероприятий, которые должныорганически вливаться в лечебные мероприятия и дополнять их.
2. Непрерывностьреабилитации как основа ее эффективности.
3. Комплексныйхарактер реабилитационных мероприятий. В реабилитации инвалидов должныучаствовать не только медицинские пработники, но идругие специалисты: психолог, социолог, представители органосоциального обеспечения и профсоюза, юристы и т.п. Реабилитационные мероприятиядолжны обязательно проводится под руководством врача.
4. Индивидуальностьсистемы реабилитационных мероприятий. Учитывается течение процесса заболевания,характер людей в различных условиях их деятельности и жизни, что требует строгоиндивидуального составления реабилитационных программ для каждого больного илиинвалида.
5. Осуществлениереабилитации в обществе больных (инвалидов). Это обусловлено тем, что цельреабилитации возвращение пострадавшего в коллектив.
6. Возвращениеинвалидов к активному общественно-полезному труду.
В понятие реабилитации входят:
· функциональноевосстановление: а) полное восстановление; б) компенсация при ограниченном илиотсутствующем восстановлении;
· приспособление кповседневной жизни;
· приобщение ктрудовому процессу;
· диспансерноенаблюдение за реабилитированными.
Различают три основных вида реабилитации:
Медицинская реабилитация.
Включаетлечебные мероприятия направленные навосстановление здоровья больного. В этот период осуществляется психологическаяподготовка пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптацииили переквалификации. Медицинская реабилитация начинается с момента обращениябольного к врачу, поэтому психологическая подгготовкапострадавшего находится в компетенцииврача.
Социальная (бытовая) реабилитация.
Социальная(бытовая) реабилитация является одним из важнейших ее видов и ставит основнойцелью развитие у пострадавшенго навыков ксамообслуживанию. Главная задача врача в этом случае состоит в том, чтобыобучить инвалида пользоваться самыми простыми, преимущественно бытовымиприспособлениями.
Профессиональная реабилитация.
Профессиональнаяили производственная реабилитация основной целью ставит подготовку инвалида ктрудовой деятельности. Время прошедшее от медицинской реабилитации допрофессиональной должно быть минимальным.
Депривация. Ее формы и механизмы
Депривация– это психическое состояние, возникновение которогообусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения илисущественного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных еепотребностей.
В зависимости от того, чего именно лишен человек,выделяют разные виды депривации — двигательную,сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.
Как правило, психическое состояние депривированнойличности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередконеобъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением,своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненнойактивности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплескаминеспровоцированной агрессии.
Двигательная депривацияявляется следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью,увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярковыраженной хронической гиподинамии.
Сенсорная депривация—следствие «сенсорного голода», т. е. психическое состояние,вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивидапотребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых,осязательных, обонятельных и др. стимулов.
В психологии подобные условия описываются с помощьютермина «обедненная среда».
Ранняя эмоциональная депривациязакладывает основы будущего социального и психического неприятия окружающейсреды и ее ценностей, ожидание угрозы со стороны окружающего мира
Материнская депривацияи,прежде всего, госпитализм — синдром патологиидетского психического и личностного развития, являющийся результатом отделениямладенца от матери.
в условиях полной материнской депривациинаблюдаются следующие варианты психической патологии: 1) нарушение формированияличности; 2) нарушение психического и интеллектуального развития; 3)психические расстройства".
Психическое состояние, традиционно обозначаемоепонятием «социальная депривация», является следствием по тем или инымпричинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом.
Формы социальной депривацииразличны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ееинициатором,
Можно выделить: 1) вынужденную изоляцию, когда группа вцелом и каждый ее член в отдельности оказываются оторванными от социальногоокружения в силу сложившихся обстоятельств вне зависимости от их собственногожелания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшого крушение корабля или заблудившаяся в тайге илив пустыне экспедиция и т. п.);
2) принудительную изоляцию, а) осужденные,подследственные, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании,алкоголизма, б) солдаты срочной службы, воспитанники домов ребенка, детскихдомов, школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот);
3) добровольно-вынужденную, (примером тому могутслужить разнообразные профессиональные закрытые группы, но при этом вопределенном смысле элитарного характера — интернаты для особо одаренных детейи подростков, нахимовские и суворовские училища и т. п.);
4) добровольную изоляцию(монахи,).
Во всех возрастных группах у депривированныхдетей отмечается малая дифференцированность иповерхностность в общении с окружающими, недостаточность развития высшихэмоций: чувства жалости, сочувствия, соучастия, способности сознавать своювину, испытовать чувства стыда, а также низкаяработоспособность, расстройства внимания, памяти...
Фрустрация,т. е. переживание досады и т. п. из-за блокадыпотребности,- это не депривация, а более частноепонятие. Если у ребенка отнимают, например, игрушку, ребенок может находится всостоянии фрустрации. Если ребенку вообще не дают играть длительное время, тоэто будет депривацией.
Основные формы наруш-йречевого развития
Речь представляет собой сложную психическую функцию,которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Речь представляет собой сложную психическуюдеятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную(воспроизводимую) и импрессивную (воспринимаемая)речь.
В зависимости от выпадения того или иного компонентаречи лингвистические нарушения делятся на следующие.
1.Фонетические нарушения — неправильное произношениеодного или группы звуков.
2.Лексико-грамматические нарушения. Среди этихнарушений выделяют: ограниченный словарный запас; обедненная фраза;
неправильное согласование слов во фразе; неправильноеупотребление предлогов, падежей; недоговаривания,перестановки.
3.Мелодико-интонационные нарушения:
неправильное употребление ударений; нарушения,связанные с силой, высотой, тембром голоса (тихий, хриплый, квакающий,сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный).
4.Темпо-ритмические нарушения: ускоренный темп,связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия); замедленный темп; прерывистый темп(необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки несудорожного и судорожного характера — заикание).
5 Нарушения письменной речи: письма: недописки; пропуски и смешение букв в слове; выходыза строчку и др.
чтения:заменаи смешение звуков; побуквенное чтение; искажение звуко-слоговойструктуры слова; нарушение понимания прочитанного; аграмматизмы.
Клиническая характеристика речи
В детском возрасте в развитии речевых процессовзначительную роль играет правое полушарие. В формировании же сознательного ипроизвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурамдоминантного по речи (обычно левого) полушария мозга.
Особенностью речевых нарушений в детском возрастеявляется их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.
Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте,могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферическихцентральных структур головного мозга) и патологического (болезненного)характера.
Патологические нарушения речи в зависимости о