Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Возможности экзистенциальной терапии «трудных» подростков

Подростковыйвозраст – это возраст самых больших неопределенностей. Подростка можноописывать долгим перечислением, начинающимся словами «уже не...» и«в тоже время еще не...». На мой взгляд, определяющей характеристикойподростков является то, что они уже не принимают выборов взрослых и в то жевремя еще не могут совершать самостоятельных выборов; уже не расположеныпользоваться поддержкой взрослых и в то же время еще не могут опираться толькона свои возможности.
Подростковыйвозраст является самым экзистенциальным периодом в жизни человека. Бурныеэкзистенциальные изменения ограничивают возможности выявления у подростка егосущностных характеристик. В подростковом возрасте более, чем когда-либопроявляется формула Ж.-П. Сартра: «существование предшествует сущности» (СартрЖ.-П., 1989). Именно жизнь подростка доказывает, что «в человеке нет никакихпредзаданных сущностей или «природы человека», которая бы определяла, чторазовьется на ее основе в дальнейшем» (Леонтьев Д.А., 1997). В подростковыйпериод человека более свего можно описывать как существо постоянностановящееся, постоянно проявляющееся, постоянно возникающее. Именно в жизниподростка особенно наглядно видно, что человек – это существо, активно творящеесвое бытие.
Вкаждом конкретном случае феноменологического изучения жизни«трудного» подростка можно проследить историю становления его«трудности». Большинство из них становятся таковыми, потому что ихнелегко понять и тяжело жить с ними рядом. Особенности этих детей вызываютсначала непонимание, а затем неприятие со стороны взрослых. При этом родителичасто считают, что их детей трудно любить именно потому, что дети таковы, а непотому, что им самим трудно любить. Родители «трудных» детей — эточаще всего взрослые, которые не взяли на себя труд понять своего ребенка.Исходя из особенностей человеческой природы легче передать ответственность, чемее принять, поэтому вместо суждения " нам трудно их понять" рождаетсясуждение «они трудные». И ребенок растет в ситуации отчуждения ссобственными родителями, а определяющим в его становлении является то самоемнение взрослых о его «трудности». В результате, когда речь идет о«трудном» подростке, мы имеем дело с опытом жизни, наполненнымотчуждением родителей, всевозможными лишениями, насилием, скукой ибессмысленностью, а нередко и встречами со смертью. Этот опыт приниматьполноценно можно лишь с экзистенциальной точки зрения. Экзистенциальный взглядна этих подростков помогает понять их мир, услышать их.
Встречас «трудным» подростком — непростая задача, так как у них почти нетопыта глубокого контакта. Чаще всего им чуждо стремление к эмоциональным привязанностям.У них есть опыт одиночества в семье, манипулирования и агрессивности.Социально-исправительная, педагогическая, коррекционно-психологическаяконцепции основываются на стремлении переделать «трудных» подростков.Их использование соблазнительно, так как дает взрослому ощущение безопасностипри встрече с исковерканным миром ребенка. Обратной же стороной этой медалиявляется то, что контакт сразу же превращается в субьект-обьектный, что вситуации с «трудными» подростками, чрезвычайно чувствительными котчуждению, равнозначно его разрушению. Взрослый, обращающийся с«трудным» подростком, как с объектом, сразу воспринимается им какманипулятор, а в худшем случае — и как агрессор. Если же взрослый действует,руководствуясь гуманистическими представлениями о человеческой природе, тоочень скоро сам попадает на место объекта, которым успешно манипулирует такойребенок.
Приработе, в основе которой лежит экзистенциальная концепция, главным становитсястремление к пониманию. Смена отношения к подростку, как к «трудному»на отношение, когда «мне трудно его понять» сама по себетерапевтична. Лишь помня о том, что человеческая природа изначально нейтральнаи в каждый момент человек совершает выбор — или в сторону добра, или в сторонузла, можно выдержать Встречу с «трудным» подростком.
Психология,основывающаяся на экзистенциализме, отказалась от типологизаций. Делениеподростков на трудных и легких, как одна из типологизаций, опасно приписываниемконкретному человеку свойств группы и невниманием к тем проявлениям, которыекажутся нехарактерными. Подходя к конкретному подростку, как к одному из группытрудных, мы упрощаем себе задачу Встречи, но тем самым обедняем и уплощаем ее.
Экзистенциальноевидение помогает взрослому, находящемуся рядом с «трудным» подростком«удерживать равновесие» между двумя опасными крайностями: жалостливым«гуманизмом» и бездушной коррекцией. Экзистенциальная концепцияпредполагает, что ситуация «трудного» подростка будет рассматриватьсяне как проявление отклонения от нормы или патология, а как уникальная ситуация,в которой он в ограниченном экзистенциальными данностями пространстве совершаетсвободный личный выбор и несет за него ответственность.
Главнымпостулатом любого развития является то, что лишение ребенка границ мешает егоразвитию (М. Босс). В ситуации с «трудными» подростками сложностейдобавляет то, что они не знают границ, установленных с заботой о них и любовьюк ним. Опыт их жизни — это опыт почти безграничной свободы в семье и опытограничений без заботы, а зачастую и с насилием. Поэтому установление границ уних ассоциируется с угрозой их безопасности, с неприятием и агрессией,направленными в их адрес. Человек, устанавливающий границы неминуемо долженпройти длительный период отвержения, агрессии со стороны подростков, преждечем, быть может, произойдет разделение в их восприятии границы и угрозы, когдаподростки смогут почувствовать, что определенное, упорное отстаивание границ неявляется синонимом враждебности по отношению к ним. Это сложно, так каквзрослый подвергается провокационным выходкам подростков, цель которыхдоказать, что он недоброжелателен, враждебен, опасен, а значит достоинагрессии. В этих условиях встает трудная задача: продолжать последовательноустанавливать границы и быть одновременно заботливым и поддерживающим.
Еслиу обычных подростков в этот период более-менее одновременно появляется мужестводля принятия собственных решений и способность к осознанию ответственности заних. «Трудные» подростки в своей жизни многократно принимаютсамостоятельные решения, многие из которых влекут за собой риск для жизни, ноони не осознают направленности решений на будущее и не готовы, не склонны, аследовательно — избегают принимать ответственность за них и их авторство. Ихизбегаение личной ответственности связано с негативной оценкой себя и своихдействий и защитой от нее. Необходимо укрепить их веру в возможность измененийжизни к лучшему, в возможность изменения себя. Подросткам необходимо получитьопыт таких изменений, почувствовать, что лишь меняясь можно развиваться, что внеудачах тоже есть потенциал развития.
Увзрослых, которые в силу своих профессиональных обязанностей встречаются с«трудными» подростками часто бытует представление о том, что судьбаэтих подростков задана наследственностью, которую не изменить. Но такой взглядсоздает ситуацию полной бессмысленности их профессиональной деятельности. Такоеже ощущение тотальной неизменности своей участи существует и у многихподростков. Экзистенциальное видение семейной наследственности не только каксудьбы и неизменной данности, но и как творческой задачи человека помогаетвынести эту судьбу и ее пережить. Умение взрослого сохранять ощущение, чтожизнь этих подростков не только проблема, но и тайна (Г. Марсель), спасаетжизнь и взрослого, и подростка.
Убеждение,что человеческая жизнь — это задача, которая может быть прекращена только суходом из жизни помогает «трудному» подростку принять себясегодняшнего, вынести отчаяние по поводу себя и совершить выбор себя нового.Потому что, как говорил Р. Лэйнг, от того, как ты описываешь предмет, зависит,как ты его понимаешь; а от понимания зависит, как ты с ним обращаешься. Для«трудных» подростков «жизненно важно» «переключиться срассуждений, что они могут ждать от жизни к осознанию того, что жизнь ждетчего-то от них,- жизнь в лице некоего человека или незавершенного дела»(Франкл В., 2000).
Список литературы
1.Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология?// В кн.: Психология счеловеческим лицом. Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Т. Щур. «Смысл», М.,1997.
2.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм.// В кн.: Сумерки богов.«Политиздат», М., 1989.
3.Франкл В. Воля к смыслу. «Апрель Пресс. Эксмо-Пресс», 2000.
Ю.Абакумова-Кочюнене. Возможности экзистенциальной терапии «трудных» подростков


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.