Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Уловки и ошибки в споре

План


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА













РЕФЕРАТ


Уловки и ошибки в споре

















Выполнил:

Студент 3 курса, заочного отделения,

группы Юзв-072

Сушко М.В.


Преподаватель:

Кандидат филологических наук,

Доцент кафедры русского языка

Бондаренко О.В.







ВОЛГОГРАД,2010



План






Введение


Понятие спора


Цели спора


Виды спора


Поведение в споре и манера спорить


Наиболее часто встречающиеся уловки и ошибки в споре


Заключение


Список литературы




























Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой.

Проф. С. И. Поварнин


В споре мудрецов,- рождается истина; в споре дураков- рушится мир.


Введение.


Истина — понятие абсолютное. Истина родилась задолго до любого спора. По идее, в споре она должна вроде как выявиться. Но чаще всего в споре никакой истины не рождается. Разве что, если спорят действительно умные люди, появляется возможность взглянуть на предмет с другой точки зрения. А чаще (мудрецов не так уж много) всё заканчивается такими печальными результатами:

1) самый частый — каждый останется при своём мнении;

2) когда спорят такие «интеллектуалы», которые в своём споре нафантазируют, нагромоздят жуткую ахинею, не имеющую отношения к действительности, и дальше они будут выдавать ЭТО за «Истину»;

3) дракой или взаимными оскорблениями;

По моему мнению, переубедить человека, заставить изменить имеющееся у него мнение, выиграв в споре, нельзя. Польза в этом случае — только когда спор ПУБЛИЧНЫЙ. Вы показываете гибкость и мощь своего интеллекта, приобретаете поклонников и сторонников из числа наблюдателей спора. В данной работе я попробую изложить некоторые способы победы в споре, а именно различные уловки, и ошибки соперника, а также расскажу, как избежать собственных ошибок и не попасться на уловки оппонента.





Понятие спора.


Мне больше всего понравилось следующее, на мой взгляд, всеобъемлющее определение спора:

«Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.»

и вариант В.А.Винокура:

«Спор представляет собой столкновение различных мнений, позиций, точек зрения, в ходе которого спорящие стороны приводят аргументы в поддержку и обоснование своих позиций и критикуют, по их мнению, несовместимые с собственными представления другой стороны.»

Для того чтобы возник спор, необходимо, чтобы точка зрения, высказанная одним из участников диалога, подверглась сомнению, то есть не была принята как нечто само собой разумеющееся. При этом для спора даже не обязательно, чтобы были высказаны прямо противоположные точки зрения. Простейший вариант спора состоит в том, что выдвинутая одним человеком позиция или идея сталкивается с сомнением со стороны другого. Такие споры могут проткать вполне спокойно, ничем не напоминая ссоры или перебранки.

Важно только иметь в виду, что противоположностью положительного утверждения («Верно то, что...») может быть не только отрицательное («Неверно то, что...»), но и «нулевая» точка зрения («Не уверен, правильно ли, что...»). Нередко споры могут быть гораздо более сложными по своей структуре, при этом их сложность может зависеть от многих факторов. Следует иметь в виду, что отстаивать (аргументировать) в споре необходимо не только «положительные», утверждающие что-либо позиции, но и «отрицательные», поскольку утверждение определенной позиции в споре может содержать отрицание («Я не думаю, что у женщин нет собственной логики»). Споры могут быть единичными и множественными. В единичном ставится под сомнение и соответственно может оспариваться точка зрения, которая относится только к одному утверждению, тогда как во множественном споре сомнению подвергается позиция, относящаяся к нескольким утверждениям. Единичный спор может быть вызван утверждением типа «Женщины водят машину лучше, чем мужчины». Но если утверждение станет более развернутым («Женщины водят машину лучше, чем мужчины. Они вообще более внимательны и дисциплинированны. Многие ответственные задания следует поручать именно женщинам»), то тут явно возникает множественный спор, поскольку в нем высказано несколько утверждений, каждое из которых может стать тезисом самостоятельного спора, и поэтому все они требуют своей независимой и, главное, корректной аргументации.



Цели спора.


Цели ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные. Перечислим наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:

обсудить все возможные варианты решения проблемы;

выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;

привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц;

опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;

привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;

оценить возможных единомышленников и противников.


Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:

расколоть участников спора на две непримиримые группы;

завести решение проблемы в тупик;

опорочить идею и ее авторов;

превратить дискуссию в схоластический спор;

используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути;

и прочее.


Этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, может быть значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться в самых разных сочетаниях.



Виды спора


Виды спора определяются поставленными целями и условиями. Основные виды это:

Конструктивный спор

Деструктивный спор

Устный спор

Письменный спор

Организованный спор

Стихийный спор.




Поведение в споре и манера спорить


По отношению к доводам противника хороший спорщик должен избегать двух крайностей:


-он не должен упорствовать, когда или довод противника очевиден, или очевидно правильно доказан;

-он не должен слишком легко соглашаться с доводом противника, если довод этот покажется ему правильным.

Рассмотрим первый случай. Упорствовать, если довод противника сразу «очевиден» или доказан с несомненной очевидностью, неуместно и вредно для спорщика. Ясно, что человек не имеет достаточно мужества и честности и любви к истине, чтобы сознаться в ошибке. Защитник своей ошибки начинает громоздить в пользу ее такие невероятные доводы, что слушателю становится смешно. К сожалению, такое упорство встречается даже и в научных спорах.

Однако, если спор важен и серьезен, ошибочно и принимать доводы противника без самой бдительной осторожности. Здесь, как и во многих серьезных случаях, надо «семь раз примерить и один отрезать». Нередко бывает так, что довод противника покажется нам с первого раза очень убедительным и неопровержимым, но потом, пораздумав как следует, мы убеждаемся, что он произволен или даже ложен. Иногда сознание этого приходит еще в споре. Но довод принят уже, и приходится «брать согласие на него обратно» — что всегда производит неблагоприятное впечатление на слушателей и может быть использовано во вред нам, особенно — нечестным, наглым противником. Поэтому, чем серьезнее спор, тем должна быть выше наша осторожность и требовательность для согласия с доводами противника. Мерила этой требовательности и осторожности для каждого отдельного случая — «здравый смысл» и особый «логический такт». В сложных случаях для достижения успеха в споре можно воспользоваться следующими уловками и ошибками оппонента:


Наиболее часто встречающиеся уловки и ошибки в споре



Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя или затруднить спор для противника. Таких приемов многое множество, самых разнообразных по своей сущности. Иные из них, которыми пользуются для облегчения спора себе самим, позволительны. Другие — непозволительны и часто прямо бесчестны. Перечислить все уловки или хотя бы точно классифицировать их в настоящее время невозможно, в виду неистощимости человеческой изобретательности.

Основные ошибки в споре — это переход на личности, оскорбление, следование на поводу у оппонента вследствие использования им различных уловок.

Позволительными уловками в спорах могут считаться:

Приостановление спора одной или обеими сторонами по уважительным причинам.

При обострении спора и выходе спора в непозволительную фазу (нарушения), спор может быть остановлен одной (даже и неправой) стороной к своей выгоде.

Обращение к независимому лицу или источнику с просьбой разъяснения неточностей и др.

Грубейшими уловками, и, одновременно, ошибками в споре являются:

Отход «в сторону» от темы происходящего спора с переходом на «личности» — указания на профессию, национальность, занимаемую должность, физические пороки, психические расстройства.

Крик и нецензурные выражения, взаимные оскорбления, крики и оскорбления третьих лиц.

Угрозы и хулиганские выходки.

Рукоприкладство и драка как крайняя мера так называемого «доказательства» правоты или неправоты и др.


Сначала коснемся некоторых, явно позволительных приемов. К таким уловкам относится (чаще всего в устном споре) оттягивание возражения. Иногда бывает так, что противник привел нам довод, на который мы не можем сразу найти возражение. Просто «не приходит в голову», да и только. В таких случаях стараются по возможности незаметнее для противника «оттянуть возражение», напр., ставят вопросы в связи с приведенным доводом, как бы для выяснения его или для осведомления вообще, хотя ни в том, ни в другом не нуждаются; начинают ответ издали, с чего-нибудь имеющего отношение к данному вопросу, но и прямо с ним не связанного и т.д., и т.д. В это самое время мысль работает и часто является желаемое возражение, к которому сейчас и переходят. Надо уметь это сделать ловко и незаметно. Если противник заметит, в чем дело, он всячески будет мешать уловке. 3. Уловка эта в чистом виде вполне позволительна и часто необходима. Психический механизм человека — механизм очень капризный. Иногда вдруг мысль в споре отказывается на момент от работы при самом обычном или даже нелепом возражении. Человек «теряется». Особенно часто случается это с людьми нервными или застенчивыми, под влиянием самых неожиданных причин,- напр., даже иногда под влиянием внезапно мелькнувшей мысли: «а вдруг я не найду ответа» (самовнушение). Высшей степени это явление достигает в так называемом «шоке». У спорящего вдруг утрачивается весь багаж мыслей по данному вопросу. «Голова опустела». Все знания, все доходы, все возражения как будто «вылетели из головы». Человек совершенно беспомощен. Такой «шок» встречается чаще всего тогда, когда человек очень волнуется или устал. В подобных случаях единственное «спасение» — разбираемая нами уловка. Надо стараться не выдать своего состояния, не смотреть растерянно, не понижать и не ослаблять голоса, говорить твердо, и умело оттянуть возражение до тех пор, пока не оправишься. Иначе и противник, и слушатели (по большей части судящие о х


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистика основных фондов, оборотных средств, труда, финансов, кредита и уровня жизни населения
Реферат Соціальне та особисте страхування
Реферат Теория предельной полезности 7
Реферат Экономический курс Ф. Рузвельта (США) и И. Сталина (СССР): сравнительный анализ
Реферат Крыж культурных даследаванняў і жаночых палавых мутацый
Реферат Arzinger провел бизнес-завтрак на тему «Актуальные вопросы прав интеллектуальной собственности в фармацевтике» в рамках проекта Arzinger Academy Legal Days
Реферат Преобразования в государстве и праве в период 1991-1993 гг.
Реферат Рынок капитала и особенности его функционирования в переходной экономике
Реферат Система оплаты труда в ОАО "Кургандормаш"
Реферат Судебный прецендент в англо-саксонской и романо-германской правовой системе
Реферат СИСТЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА И ТЕРРИТОРИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Реферат Теневая экономика в Советском Союзе
Реферат Xvii международная научно-практическая конференция
Реферат Классификация конституций
Реферат Страхование баскетболистов в России