МосковскийГосударственный Социальный Университет.
Академия Социальной Работы.
Факультет: психология.
Общая психология.Курсовая работа
Тема: Исследование психологических типов
К. Г. Юнга.
Характеристикадругих психологических типологий.
Сдала: студентка 2 курса, в.о.
СкитскаяОксана.
Научный руководитель: Щербакова Ю.И.
г. Москва.
2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.) Биография К.Г. Юнга.
2.) Введение.
3.) Сознание и бессознательное.
4.) Представление о типахличности:
А) Общие типы личности;
Б.) Функциональные типы.
5.) Экстравертный тип.
А.)Экстравертные рациональные типы:
а)Мыслительный тип;
б)Чувствующий тип.
Б.) Экстравертные иррациональные типы:
а)Ощущающий тип;
б)Интуитивный тип.
6.) Интровертный тип.
А.)Интровертные рациональные типы:
а)Мыслительный тип;
б)Чувствующий тип.
Б.) Интровертные иррациональные типы:
а)Ощущающий тип;
б)Интуитивный тип.7.)Методика определения типа личности по Юнгу8.)Типология Фенихеля.9.) Первые отступники: Адлер,Ранк.10.) Более современные воззрения: Хорни, Фромм, Кардинер, Александер, Эриксон.11.) Заключение.
12.) Литература.
БИОГРАФИЯ
КарлГустав Юнг родился 26 июля в 1875 году в Кенссвиле, городе стоящем на озереКонстанца, в швейцарском кантоне Тюрго, вырос — в Базеле.
Единственный сын пасторашвейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком,но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиознуюлитературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищалсятайнами природы. В школьные годы он был всецело поглощен мечтами,сверхъестественными видениями и фантазиями. Он был убежден в том, что обладаеттайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем существуютдва совершенно разных человека.
После школы Юнг поступает в Базельский университет снамерением специализироваться в классической филологии и, возможно, археологии,однако предположительно одно из его сновидений побудило интерес к естественнымнаукам и к медицине. По окончанииБазельского университета в 1900 году, Юнг получает медицинскую степень поспециальности психиатрия. В том же году он получил должность ассистента вЦюрихской больнице Бургхельцли и Цюрихском госпитале для душевнобольных,окончательно избрав карьеру психиатра. Он ассистировал, а позже начал сотрудничать с создателем понятия«шизофрения»- Эугеном Блеером, выдающимся психиатром, и некоторое время училсяу Пьера Жане, ученика и преемника Шарко в Париже. Интерес Юнга к сложнойпсихической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда.
Находясьпод сильным впечатлением, после прочтения работы З. Фрейда «Theinterpretationofdreams», опубликованной в 1900 году, еще молодой психиатрКарл Густав Юнг послал Фрейду копии своих сочинений, в которых в целомподдерживал его точку зрения. В 1906 году у них началась регулярная переписка,и на следующий год Юнг нанес первый визит Фрейду в Вене, где они беседовали втечение тринадцати часов! Образованность Юнга произвела большое впечатление наФрейда, он полагал, что Юнг мог идеально представлять психоанализ в мировомнаучном сообществе.
Фрейд считал, что Юнгупредстоит стать его наследником, его, как он писал Юнгу, «кронпринцем». В 1910году, когда была основана Международная психоаналитическая ассоциация, Юнг сталпервым её президентом и занимал этот пост до 1914 года.
В 1909 году Фрейд и Юнг предприняли совместнуюпоездку в Университет Кларка в Уорчестре (Массачусетс), оба по приглашениювыступить с серией лекций на мероприятиях, посвященных 20-й годовщине основанияуниверситета. Однако три года спустя в отношениях между Фрейдом и Юнгомнаступило охлаждение, и в 1913 году они прервали личную переписку, а черезнесколько месяцев — и деловую. В апреле 1914 года Юнг оставил пост президентаассоциации, а в августе 1914 года прервал свое членство в ней. Таким образом, разрывбыл окончательным. Фрейд и Юнг больше никогда не встречались.
На протяжении четырех летЮнг переживал тяжелый душевный кризис, он был буквально одержим изучением своихсобственных снов, что по мнению некоторых ученых, едва не привело его кпомешательству. В течение многих лет он вел семинары на английском языке дляангло-говорящих студентов, а вслед за тем, как он ушел из активногопреподавания, в Цюрихе открылся и начал работать институт названный в егочесть. Только к концу первой мировой войны Юнг смог прервать свое путешествиепо лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности,где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовныепотребности. В 1944 году специально для Юнга была организована кафедра медицинскойпсихологии в Базельском университете, но нездоровье заставило его через годотказаться от этого поста. Самый трагический эпизод его жизни был связан собвинениями в симпатиях к нацистам, но он со всей страстью отвергал эти нападкии был в конце концов реабилитирован.
Скончался Карл Густав Юнг 6июня 1961 года, в возрасте 85 лет, в городе Кустанахте, Швейцария.
ВВЕДЕНИЕ
Юнг начал работать над«Психологическими типами» после своего окончательного разрыва с Фрейдом, когдаон вышел из Психоаналитической ассоциации и оставил кафедру в Цюрихскомуниверситете. Этот критический период (с 1913-1918 год) болезненногоодиночества, который сам Юнг позже определил, как «время внутреннейнеуверенности», «кризис середины жизни», оказался интенсивно насыщен образамисобственного бессознательного, о чем он в последствии и написал вавтобиографической книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»(«Memories, dreams, reflections»), изданной в 1961 году.Там, среди прочего, есть и такое свидетельство: «Эта работа возниклапервоначально из моей потребности определить те пути, по которым мои взглядыотличались от взглядов Фрейда и Адлера. Пытаясь ответить на этот вопрос, янатолкнулся на проблему типов, поскольку именно психологический тип с самогоначала определяет и ограничивает личностное суждение. Поэтому моя книга сталапопыткой заняться взаимоотношениями и связями индивида с внешней средой,другими людьми и вещами. В ней обсуждаются различные аспекты сознания,многочисленные установки сознательного разума к окружающему его миру, и, такимобразом, конституируется психология сознания, из которой просматривается то,что можно назвать клиническим углом зрения».
СОЗНАНИЕ ИБЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Преждечем приступить непосредственно к обсуждению психологических типов, мне кажется,необходимо показать, как Юнг рассматривал психическую субстанцию в целом.
Подпсихической субстанцией (Psyche) Юнг понимает не только то,что мы обычно зовем душой, но и совокупность всех психических процессов — каксознательных, так и бессознательных, т.е. психическая субстанция — это нечтоболее обширное и развернутое, чем душа. Психическая субстанция состоит из двухвзаимодополняющих и в то же время противопоставленных друг другу областей:сознания и бессознательного. Наше «Я», по мнению Юнга, принимает участие вобеих областях и условно его можно определить в центре круга.
Если попытаться определить соотношениеэтих двух областей, то сознание будет составлять лишь очень малую часть нашейпсихической субстанции. На рисунке черной точкой в центре отмечено наше «Я»; окруженное сознанием, онопредставляет собой ту часть психической субстанции, которая ориентируетсяпрежде всего, на адаптацию к внешнему миру.
«Говоря «Я», я имею в виду комплекс
представлений, составляющийцентр
моего поля сознания и вочень
высокой мере наделенный свойствами
непрерывности и самоотверженности».
Следующийкруг — область сознания,
окруженнаябессознательным, которая
способно одновременно
удерживать лишь незначительный объем. 1. Я
Содержание бессознательной сферы 2.сфера сознания
включает те элементы содержимого нашей 3. сфера личного
психики, которые мы так или иначе вытесняем бессознательного
(но может в любой момент возвратиться на 4. сфера коллектив-
уровень сознания), поскольку они по разным ногобессознатель-
причинамнеприятны — «все то, что забыто, ного.
подавлено, что воспринимается, мыслится и
ощущается лишь «под пороговым образом». Юнг называлэту область личностным бессознательным и отличает ее от коллективногобессознательного.
Коллективная частьбессознательного (самый большой круг на рисунке) не включает те элементы,которые приобретаются индивидом в течение его жизни и специфичны для его «Я»;содержимое коллективного бессознательного включает в себя «унаследованные намифункциональные возможности психической субстанции». Это наследие является общимдля всех людей и составляет основу психической субстанции любого человека
ПРЕДСТАВЛЕНИЕО ТИПАХ ЛИЧНОСТИ
Согласнотеории Юнга всякий имеет не только эго, тень, персону, и другие компонентыпсихического, но так же индивидуальные характеристики всего этого. Кроме того,существуют ряд измеряемых величин, определенных размеров, которые, комбинируясьв своем разнообразии, образуют типы личности. Юнг выделял два общих типа,которые назвал интровертным и экстравертным, и специальные типы, своеобразиекоторых получается вследствие того, что индивид приспособляется илиориентируется с помощью своей наиболее дифференцированной функции — ощущения,интуиции, мышления и чувства.
Первыми он называл общие типы установки,отличающиеся друг от друга направлением своего интереса, движением либидо;последними — типами функций.
1. ОБЩИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ:
Итак,общие типы установки отличаются друг от друга особой установкой по отношению кобъекту. У интроверта отношение к нему абстрагирующее, он старается оградитьсебя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, наоборот, относится к объектуположительно, он ориентирует свою субъективную установку по объекту, т.е. инымисловами экстравертная установка характеризуется позитивным, а интровертная — негативным отношением к объекту. Экстраверт «мыслит, чувствует и действует,соотнося себя с объектом»; он ориентируется прежде всего, на внешний мир. Юнгеще называл это тип ориентационным. Основой для интровертной ориентации служитсубъект, а объект играет лишь второстепенную роль. На практике эти типы мы можем видеть даже непроводя специальных исследований. Замкнутые, трудно располагаемые к разговору,пугливые натуры представляют собой полную противоположность людям с открытым,обходительным, веселым и приветливым характером, которые со всеми ладят, иногдасорятся, но всегда стоят в отношении к окружающему миру, влияют на него и сосвоей стороны воспринимают его влияние.
По мнению Юнга, этиустановки по отношению к объекту являются основой процесс приспособления. Онпишет: «Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации и две,обусловленные ими возможности поддержанияживых организмов: первый путь это повышенная плодовитость при относительномалой обороноспособности и недолговечности отдельного индивида; второй путь — это вооружение индивида многообразными средствами самосохранения приотносительно малой плодовитости». Эта биологическая противоположность, считаетЮнг, являются основой двух общих типов установки.
Например,экстраверт растрачивает свою энергию на внешний объект; интроверт — обороняетсяот внешних требований, воздерживается от всякой затраты энергии и тем самымсоздает для себя более обеспеченное положение.
Помнению Юнга, формирование установки не является результатом онтогенеза, а является результатом индивидуальногопредрасположения, т.к. при однородных вешних условиях один ребенок обнаруживаетодин тип, а другой ребенок — другой.
Междуэкстраверсией и интроверсией существует отношение компенсации: экстравертноесознание сочетается с интровертным бессознательным и наоборот.
Представлениеоб интроверсии и экстроверсии, и четырех функциях позволило Юнгу выстроитьсистему восьми психологических типов, четыре из которых являются экстровертными,а остальные четыре интровертными.
Такаяклассификация, по мнению Юнга, поможет впонимании и принятии индивидуальных путей развития личности и способовмировоззрения.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕТИПЫ:
Под«психической функцией» Юнг понимает «форму психической деятельности, которая теоретически остаетсянеизменной при различных обстоятельствах».
Юнг выделяет рациональные ииррациональные функциональные типы. К рациональным относятся такие типы, которые «характеризуются приматомфункций разумного суждения». Это мышление и чувство. Общим признаком обоих типов является то, что они подчиненыразумному суждению, т.е. они, связаны с оценками и суждениями: мышлениеоценивает вещи через познание, в терминах истинности и ложности, а чувствочерез эмоции, в терминах привлекательности и непривлекательности. В качествеустановок, определяющих поведение человека, эти две фундаментальные функции вкаждый данный момент времени исключаютдруг друга; господствует либо одна из них, либо другая. Вследствие этого,некоторые люди, принимая решение, основываются на своих чувствах, а не наразуме.
Дведругие функции, ощущение и интуицию, Юнг называет иррациональными, т.к. онииспользуют не оценки или суждения, а основываются на восприятии, которое неоценивается и не истолковывается. Ощущение воспринимает вещи такими, какие ониесть, это функция «действительного». Интуиция так же воспринимает, но не столько благодаряосознаваемому чувственному механизму, сколько благодаря бессознательнойспособности внутреннему пониманию природы вещей.
Например, личностьощущающего типа отметит все подробности какого-либо события, но не обратитвнимание на его контекст, а личность интуитивного типа не обратит особоговнимания на потребности, но без труда поймет смысл происходящего и проследитвозможное развитие этих событий.
Опыт показывает, что в каждом отдельном взятомчеловеке доминирует одна из функций, «она играет господствующую роль в процессеадаптации и придает осознанной установке человека определенные направленность икачество».
Существуетнесколько критериев развития функций у человека:
1. Относительно здороваяпсихическая субстанция. Если психическая субстанция расстроена, то развитиеглавной функции может тормозиться, а противоположная функция может выходить изсферы бессознательного и занимать главное место.
2. Другой фактор — возрастчеловека. Считается, что сформированностьфункций и их дифференциация максимальна к середине жизни.
Лишь редкие люди до концаосознают, к какому функциональному типу они относятся, хотя это несложно определить, исходя из ее силы,устойчивости, постоянства и адаптированности.
Низшая функцияхарактеризуется ненадежностью, неспособностью противостоять окружающемувлиянию, неустойчивостью. Юнг пишет: «Это не вы держите ее под башмаком; этоона владеет вами».
Но вреальной жизни эти типы почти никогда не встречаются в чистом виде, асуществует бесконечное количество смешанных форм. Во всех смешанных типахвзаимодействуют только смежные функции, а смешение либо двух рациональныхтипов, либо двух иррациональных исключается, но они всегда вступают друг сдругом в отношения компенсации.
Еслипосмотреть на рисунок, то мы видим на примере мыслительного типавзаимодействие этих функций.
Если одна из функцийоказывается подчеркнуто слишком сильно, то противоположная ей функция отвечаеткомпенсаторными инстинктивными движениями.
ЭКСТРАВЕТНЫЙТИП
Экстравертный типориентируется по внешнему объекту, его решения и действия подчиняются несубъективным воззрениям, а объективным обстоятельствам; его мысли, чувства идействия зависят от объективных условий и требований окружающего мира; еговнутренний мир подчиняется внешним требованиям; все его сознание смотрит вовнешний мир, т.к. важные и детерминирующие решения приходят к нему из вне.«Интерес и внимание сосредоточены на объективных происшествиях и прежде всегона тех, которые имеют место в ближайшей среде. Интерес прикован не только клицам, но и к вещам. Соответственно с этим и деятельность его следует влияниюлиц и вещей. Деятельность его прямо связана с объективными данными идетерминациями и, так сказать, исчерпывающе объясняется ими».
Нотакая обусловленность объективными факторами совсем не означает идеальную приспособленностьк условиям жизни вообще.
Своей адаптивностью экстравертивный тип обязан тому,что он приспособился к определеннымусловиям, и не выходит за рамки объективно данных возможностей. Например, онвыбирает занятие, имеющее значение для данного места и данного времени, или онпроизводит то, что наиболее актуально для окружающей среды в данный момент, илион воздерживается от всего нового, которое не удовлетворяет интересы его среды.
Этасторона его высокой приспособляемости имеет и слабую сторону, т.к. экстраверториентирует свою деятельность на фактическую сторону своих субъективныхпотребностей и нужд.
«Опасность заключается в том, что он вовлекается вобъекты и совершенно теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этогофункциональные (нервные) или действительно телесные расстройства имеют значениекомпенсаций, ибо они принуждают объекта к недобровольному самоограничению».
Самое частое расстройство,выраженное в форме невроза — истерия, при которой отмечается преувеличенноеотношение к лицам окружающей среды.
Основной чертой истерии, помнению Юнга, является постоянная тенденция делать себя интересным и вызыватьвпечатление у окружающих. Другою особенностью этой болезни является слепоеподчинение обстоятельствам, «подражательная принаправленность».
Еслиориентирование и по объективным данным идет насильственно, то это ведет к подавлению множества субъективныхпобуждений, мнений, желаний, вследствие чего они лишаются той энергии, котораядолжна была бы затратиться на их долю. Но сознательная установка не можетполностью лишить их энергии. Тот остаток, который она не может отнять, Юнгобозначил как первоначальный инстинкт. Этот инстинкт формируется в процессефилогенетического развития и не может быть уничтожен по желанию отдельногоиндивида. Сила инстинкта, вследствие лишения энергии, становитсябессознательным.
Чем совершеннее сознательнаясторона — экстравертивная установка, — «тем инфантильнее и архаичнее установкабессознательного». В качестве доказательства этого утверждения Юнг приводитпример с типографом, у которого в виде компенсации за его деловые качества внем бессознательно оживились воспоминания детства. Он ввел способность крисованию в свою профессиональную деятельность и пытался производить продукциюпо своему вкусу, что привело его к краху.
Ночаще конфликт бессознательного противодействия, которое в итоге способнопарализовать сознательное действие, выливается в виде нервного срыва илизаболевания. На практике это проявляется в том, что люди не знают того, чегоони хотят, или наоборот, хотят слишком многого. Не находя выхода, людиприбегают к наркотикам, алкоголю и т.д. В тяжелых случаях конфликтзаканчивается самоубийством.
Упсихически уравновешенного человека установка бессознательного компенсируетустановку сознания. Но в любом психическом процессе присутствует как сознание, так ибессознательное.
Итак, экстравертным типом мыназываем такую личность, у которой механизм экстраверсии преобладает. «В такихслучаях… более ценная функция является всегда выражением сознательнойличности, тогда как менее дифференцированные функции принадлежат к числу техсобытий, которые случаются с нами».
К этим событиям Юнг относитязыковые ляпсусы, суждения не к месту, ошибки при письме и т.д., но они всегда«обнаруживают субъективную обусловленность, ярко окрашенную эгоцентризмом иличным сомнением, чем они доказывают телесную связь с бессознательным».
1. ЭКСТРАВЕРТНЫЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:
К экстравертным рациональнымтипам относятся экстравертное мышление и экстравертное чувство. Они характеризуютсятем, что их жизнь подчинена разумномусуждению со стороны сознания и, в меньшей степени, зависит от бессознательнойнеразумности. Разумное суждение у них представлено в сознательном исключении случайного и неразумного.
Рациональность обоих типовориентирована объективно и зависит от объективно данного. Их разумность зависитот того, что коллективно считается разумным.
а) МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП:
Вследствие общейэкстравертной установки мышление ориентируется по объективным данным. Отсюдавытекает особенность мышления: ориентированность мышления, с одной стороны, насубъективных, бессознательных источниках, с другой стороны — и это в большейстепени, оно подкрепляется объективными данными, которые поставляютсячувственными апперцепциями.
Экстравертное мышление невсегда конкретно. Оно может быть единым при условии, что идеи заимствованы извне,то есть переданное через воспитание, образование и т. д. Отсюда вытекаютследующие критерии экстравертного мышления:
1) Направленность процессасуждения — передается оно извне или же имеет субъективныйисточник;
2) Направленность умозаключений- имеет ли мышление преимущественное направление на внешнее или нет.
Итак, «экстравертное мышление возможно лишьблагодаря тому, что объективное ориентирование имеет некоторый перевес..., ноэто ни чуть не меняет мыслительной функции, а меняет лишь ее проявления».
Рассмотрим человека, которыйпредставляет собой чистый тип экстравертного мышления. Вся его жизнь, егожизненные проявления находятся в зависимости от интеллектуальных выводов,общепризнанных идей и других объективных данных или фактах.
Девиз его жизни — никаких исключений, его идеалы являются «чистейшей формулойобъективной фактической реальности и потому они должны быть и общезначимойистиной, необходимой для блага человечества». В его жизни большую роль играюттакие выражения, как, «собственно говоря», «следовало бы», нужно было бы» ит.д. Он как бы подавляет все то, что идет из чувственного познания — вкус,художественное понимание, эстетические занятия. Страсти, религия и другиеиррациональные формы вообще удалены до полной бессознательности.
Есть экстраверные идеалисты,которые так стараются над осуществлением своего идеала, что прибегают ко лжи идругим нечестным средствам, руководясь девизом — цель оправдывает средства.Вследствие этого человек может пренебрегать своим здоровьем, общественнымположением, жизненные интересы его семьи подвергаются насилию и в конце концов,такого человека ожидает полный финансовый и моральный крах.
Юнгобъясняет это тем, что сознательно вытесненная, подчиненная функция чувства,«бессознательно действующая и вводящая в соблазн, может довести до такихзаблуждений людей, в остальном стоящих на высоте».
Чем сильнее вытесненычувства, тем хуже и незаметнее их влияние на мышление, хотя они во всехостальных отношениях могут быть безупречны.
Мышлениеэкстравертного мыслительного типа позитивно (т.е. продуктивно). Оно ведет или кновым фактам, или к общим концепциям разнообразного, не связанного между собой,опытного материала. Обычно его суждение называют синтетическое илипредикативное. В большинстве случаев оно носит прогрессирующий или творческийхарактер, но если доминирующей функцией становится не мышление, а другаяфункция, то мышление принимает негативный характер. В этом случае мышлениепросто повторяет за доминирующей функцией, хотя это идет в противоречие законам логики. «Негативная особенность этогомышления столь неописуемо дешево, т.е. бедно производительной и творческой энергии.Это мышление тянется на буксире за другими функциями».
б) ЧУВСТВУЮЩИЙ ТИП:
Функция чувства постигаетмир, оценивая явление с точки зрения того, приняты они или не приняты,приемлемы или не приемлемы. Эта функция, так же как и мышление в экстравертнойустановке ориентируется по объективному данному, т.е. «объект, являетсянеизбежной детерминантой самого способачувствования».
Юнг разделяет экстравертноечувство на позитивное и негативное. Если люди ходят в театр, на концерт или вцерковь — все это относится к позитивнымчувствам. Но если объект приобретает преувеличенное влияние, то позитивноевлияние утрачивается и «объект ассимилирует себе данное лицо, вследствие чеголичностный характер чувствования, составляющий его главную прелестьутрачивается».
Наибольшееколичество представителей экстравертного чувствующего типа, по мнению Юнга,встречаются среди женщин. У большинства из них чувство развилось до такойфункции, которая уже не подчиняется сознательному контролю, но приспособлено кобъективным условиям. «Чувства согласуются с объективными ситуациями иобщезначимыми ценностями».
Наиболее наглядно, по мнению Юнга, этопроявляется в выборе объекта любви. Он пишет: «любят подходящего мужчину, а некакого-нибудь другого; он является подходящим не потому, что он вполне отвечает субъективному скрытомусуществу женщины, — в большинстве случаев она об этом совершенно не знает, — апотому, что он отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия,возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности своей семьи».Такие женщины бывают хорошими женами и хорошими матерями, но до тех пор, покачувству не будет мешать мышление. Поэтому мышление у этого типа по возможностиподавляется. То чего женщина не может чувствовать, она не может и мыслитьсознательно. При выходе компенсирующего мышления из сферы бессознательного уженщин наблюдаются моменты, когда то, что они больше всего ценили, совершенноутрачивает свою ценность. При этом у женщин наблюдаются неврозы в виде истерии«с характерным для нее инфантильно-сексуальным миром бессознательныхпредставлений».
ЭКСТРАВЕРТНЫЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ:
Следующие два типа относятсяк экстравертным иррациональным типам:ощущающий и интуитивный. Их отличие от рациональных состоит в том, «что ониосновывают весь свой образ действия нена суждении разума, а на абсолютной силе восприятия». Они основываютсяисключительно на опыте, а функции суждения оттеснены в бессознательное.
а) ОЩУЩАЮЩИЙ ТИП:
Вэкстравертной установке ощущение зависит от объекта, определяется преимущественно объектом, его сознательнымприменением. Те объекты, которые вызывают наиболее сильное ощущение, являютсярешающими, по мнению Юнга, для психологии индивида. «Ощущение есть жизненнаяфункция, наделенная самым сильным жизненным влечением. Если объект вызываетощущение, значит, он является значимым и вступает в сознание как объективныйпроцесс. Субъективная же сторона ощущения задержана или вытеснена
Человек, принадлежащий к экстравертномуощущающему типу, в течение всей жизни накапливает опыт о реальном объекте, нокак правило, не использует его. Ощущение лежит в основе его жизнедеятельности,является конкретным проявлением его жизни, его желания направлены на конкретныенаслаждения и означает для него «полноту действительной жизни». Реальность длянего состоит в конкретности и действительности, а все, что стоит выше этого«допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущение». Все мысли ичувства, приходящие изнутри, он всегда сводит к объективным основам. Даже влюбви он основывается на чувственных прелестях объекта.
Но чем больше ощущениепреобладает, тем неприятнее становится этот тип: он превращается «или в грубогоискателя впечатлений, или в беззастенчивого, рафинированного эстета».
Самые фанатичные людиотносятся именно к этому типу, их религиозность возвращает их к диким ритуалам.Юнг отмечал: «Специфически навязчивый (компульсивный) характер невротическихсимптомов представляет собой бессознательное восполнение к сознательнойморальной непринужденности, свойственной исключительно ощущающей установке,которая с точки зрения рационального суждения без выбора воспринимает всепроисходящее».
б) ИНТУИТИВНЫЙ ТИП:
Интуиция в экстравертнойустановке не является только восприятием или созерцанием, а представляет собойактивный, творческий процесс, который стакой же степенью влияет на объект, с какой и он.
Одной из функций интуицииявляется «передача образов или наглядных представлений об отношениях иобстоятельствах, которые с помощью других функций или совсем непостижимы, илимогут быть достигнуты лишь на далеких, окольных путях».
Интуитивный тип при передаче окружающей егодействительности постарается описать не фактичность материала, в отличие отощущения, а ухватить наибольшую полноту событий, опираясь на непосредственноечувственное ощущение, а не на сами ощущения.
Для интуитивного типа каждаяжизненная ситуация оказывается замкнутой, гнетущей, и задача интуиции — найтивыход из этого вакуума, постараться его отомкнуть.
Еще одной особенностьюэкстравертного интуитивного типа является то, что у него очень сильнаязависимость от внешних ситуаций. Но зависимость эта своеобразная: онанаправлена на возможности, а не на общепризнанные ценности.
Этот тип направлен набудущее, он постоянно находится в поисках чего-либо нового, но как только этоновое достигнуто и не видно дальнейшегопрогресса, то он сразу теряет всяких интерес, становится безразличным ихладнокровным. В любой ситуации он интуитивно выискивает внешние возможности ини разум, ни чувство не могут его удержать, даже если новая ситуация идетвразрез с его прежними убеждениями.
Чаще эти люди становятся воглаве кого-либо начинания, максимально используют все возможности, но какправило, не доводят дело до конца. Они растрачивают свою жизнь на других, а самостается у разбитого корыта.
ИНТРОВЕРТНЫЙ ТИП
Интровертный тип отличаетсяот экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект, а насубъективные данные. У него между восприятием объекта и его собственнымдействием вклинивается субъективное мнение, «которое мешает действию принятьхарактер, соответствующий объективно данному».
Но это не значит, чтоинтровертный тип не видит внешние условия. Просто его сознание выбирает вкачестве решающего субъективный фактор.Субъективным фактором Юнг называет «тот психологический акт или ту реакцию,которая сливается с воздействием объекта и дает тем самым начало новомупсихическому акту». Критикуя позицию Вейнингера, который характеризовал этуустановку как себялюбивую или эгоистическую, он говорит: «субъективный факторесть второй мировой закон, и тот, кто основывается на нем, тот имеет столь