Психология детей с ЗПР
Психология детей с ЗПР
Системнофункциональная организация мозговой деятельности.
Несмотря на то, что каждая функциональная система и еёзвенья имеют собственные программы развития, мозг во все периоды жизни работаеткак единое целое. Эта интегративность предполагает взаимную обусловленностьсистем. Отсюда вытекает исследование механизмов установления межсистемныхсвязей. Мозг остаётся единым в своей деятельности, но на каждом этапе это ужедругой мозг, и другой уровень межсистемных взаимодействий, поэтому дажедействительные знания хронологии развития отдельных функциональных систем непозволяет оценить общий уровень развития на каждом конкретном этапе жизненногопути.
Представление о системно – функциональной дискретности мозгадолжны быть усовершенствованы пониманием межсистемной ансамблевой деятельности.Изучение развивающегося мозга, особенно в 1й год жизни, имеет сходное появлениеновых форм реагирования, сопровождается угасанием, редукцией первичныхавтоматизмов новорожденного. При этом оба процесса обновления и редукции должныбыть строго сбалансированы. Преждевременное угасание 1ых автоматизмов лишаетфункции прочного фундамента, так как при развитии мозга принцип преемственностиобязателен.
В то же время слишком поздняя редукция устаревших форм реагированиямешает образованию новых, более сложных реакций. Нервная система застревает накаком – либо уравне развития и необходимы специальные условия чтобы процессразвития продолжался в гармоничном состоянии. В норме на фоне угасанияпримитивной функции развивается более совершенная.
Задержка угасания приводит:
1)
2)
3)
Важная роль процессов редукции и обновления выступает вдвигательном развитии детей 1ого года жизни. У новорожденных имеются первичныепозатонические автоматизмы, влияющие на мышечный тонус в зависимости от положения головы в пространстве. К концу 2– началу 3 месяца жизни эти автоматизмы должны угасать, уступая новым формамрегуляции мышечного тонуса связанными со способностью ребёнка удержать голову.Если этого участия не происходит, данные позатонические автоматизмы становятсяаномальными, так как они препятствуют удержанию головы и далее формируетсяцепочка патологических явлений:Невозможность удержать голову нарушит развитие зрительного анализатора и вестибулярного аппарата; Из – за того, что не происходит развитие вестибулярного аппарата не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения.
В итоге искажается вся схемадвигательного развития. Сбалансированность процессов редукции и обновления, несводится только к тому, что бы одни функции во время уступали место другим.Редукция не означает полного исчезновения автоматизмов, а подразумевает ихвключение в более сложные функциональные ансамбли, поэтому если опережающееобеспечение нового функционального ансамбля достаточно основательно топервичный автоматизм, хотя и не редуцирующийся полностью, всё же не нарушаетобщей схемы развития. Иная картина наблюдается, когда запаздывание редукцийсочетается с замедленным формированием новых редукций, при этом возникают новыевозможности для ненормативной гипертрофии архаических автоматизмов, для застреванияна каких – то отживших способах реагирования и искажённого регулированияфункций. Наряду с гитерохронностью развития отдельных функциональных систем иих звеньев необходима определённая синхронность в их взаимодействиях. На каждомвозрастном этапе отдельные системы должны находиться в определённой степенизрелости. Различия д.б. на данный момени достаточно согласованы, иначе непроизойдёт полноценного слияния систем в единый ансамбль.
Критическиепериоды развития мозга.
Критические периоды имеют специфическиеособенности. Из– за чрезмерной ранимости нервной системы повышен рисквозникновения её дисфункций.
Наиболее ответственный первыйвозрастной кризис- первые 2 – 3 года жизни. Роды так же являются кризисом. Этопервый мощный стресс, отражающийся на функциях всего организма и нервнойсистемы. Роды – ответственный момент для всего последующего развития. В периодноворожденности происходит приспособление организма новорожденного к новымусловиям существования.
На 1ом году закладываются основыпсихической деятельности, идёт подготовка к самостоятельному хождению, иовладеванию речью. Ощущения и восприятие различных раздражителей, контакт сокружающим миром – играют важную роль в развитии ребёнка. Существует точказрения, что в этот период происходит первичное обучение, в это времяформируются некоторые ансамбли, которые служат фундаментом для формированияболее сложных форм обучения.
Период первичного обученияявляется в известном смысле критическим. Если ребёнок не получает на этом этапедостаточного количества информации, то заметно утрудняется дальнейшее усвоениенавыков, однако это н е означает что нужно форсировать психическое развитиеребёнка. Этап овладения хождением раскрывает перед ребёнком гораздо большепространства окружающей среды. В результате существенно обогащаются егозрительные. Осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвиженияон овладевает чувством 3х – мерности пространства. На этом этапе моторноеразвитие закономерно связанно с интеллектуальным, чем увереннее передвигаетсяребёнок, тем у него лучше развиваются психические функции. Непосредственныйконтакт с мамой и другими членами семьи, окружёнными предметами стимулирует иформирование чувства «Я». До 2-2,5 лет ребёнок как правило общителен идружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, в промежутке от 2 до 4 летповедение меняется- значительное увеличение роста, сопровождается некоторымрассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическомплане в этот период наблюдается достаточно выраженное чувство «Я». У ребёнкауже овладевшего фразовой речью и имеющего определённый жизненный опытотмечается выраженное тяготение к самостоятельности, что сопровождается фономупрямства. В 5-7 лет ребёнок вступает в новый ответственный период, условноназывается дошкольный кризис. В этом возрасте хорошо развиты моторика и речь,ребёнок умеет анализировать ситуации, чувствует психологическую дистанцию приобщении со взрослыми, нет достаточной самокритики и самоконтроля, но выработанаспособность к зрительному сосредоточению в деятельности преобладают игровыемоменты.
При поступлении в школу у ребёнкамогут возникать различные отклонения в связи с недостаточной психологическойготовностью к систематическим занятиям. У некоторых детей ослаблена способностьконцентрации внимания на выполнении предложенного задания, или труда,оставаться спокойным и внимательным на протяжении урока. На первых парах этоможет напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности исниженной памятью. Для определения характера подобных явлений необходимопровести тщательное неврологическое обследование. В том случае если к ребёнкупредъявляются повышенные требования, могут происходить срывы нервнойдеятельности. Результатом может быть развитие неврозов.
В раннем дошкольном возрастевпервые могут проявляться психопатологические состояния, корни которых уходят враннее детство. В возрасте 12 – 16 лет подросток вступает в пубертатныйкритический период. В этом возрасте происходит бурный рост подростка, моторикастановится неловкой, резкой и порывистой. Происходит гормональное изменение,связанное с половым созреванием. Напористость, раздражительность,самоуверенность — становятсяхарактерными чертами. В этом возрасте решаются сложные физиологические ипсихологические проблемы развития, гормональные изменения, сепарация отродителей. У 15 – 17 летних тинэйджеров (граница размыта) начинается фазавыхода из периода противостояния. Это последние фазы, из которых подростоквыходит с синтезированным мировоззрением, нормами и правилами как собственными,так и принятыми от родителей. Взаимоотношения с окружением вступают внормальное русло. Нежелательные явления оказывается особенно ярко выраженными уподростков, которые имеют нарушения ЦНС. Возрастные кризисы сопровождаютсясложными эндокринными изменениями. В том случае. Если у ребёнка имеет местозаболевание Н.С., изменения могут приводить к нарушению психического развития.Кроме того под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могутвозникать асинхронии(задержка или опережение развития тех или иныхфункциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее выражено проявляются впериоды возрастных кризисов. Педагог должен знать возрастные особенности детей,и по возможности, предупреждать нежелательные явления, возникающие во времякритических периодов развития. Если во время таких кризисов у ребёнкаобостряется или выявляется, то или иное отклонение в развитии надо осуществлятьсистему определения медицинских и коррекционных воспитательных воздействий.Есть основание полагать, что к 18 – 20 годам формирование Н.С. в общих чертахзавершается, так напрямую картина электронной активности коры головного мозга увосемнадцати летних т старше примерно идентична. Анализ критичных периодовпозволяет лучше понять сущность многих отклонений, с которыми встречаетсяклиническая практика.
Эволюционно- динамические подходык разнообразным поражениям Н.С показывают что часто такие пораженияпредставляют собой не поломку уже готового механизма, а задержку или искажение развития, как будто изпервичной заготовки вытачивается лишь приближённая к желаемому образцу.Стандартизации и нормы здесь нет.
Желаемый образец развития этоиндивидуальный вариант, который удовлетворяет хотя бы минимальные требованияоснованных на среднестатистических показателях.
Важно не только определитьуродство развития, но и дать дальнейший прогноз. Наблюдение показывает, что наряду со среднестатистической планомерновосходящей кривой нормального развитиясуществуют варианты временного отстования с резкими последующими скачками вверхили наоборот, заметное первичное превышение средних нормативов сменяется почтиполной остановкой или явной тенденцией к замедлению темпов.
Наибольшее внимание в школепривлекают неуспевающие ученики. Большинство из них с ЗПР или ММД.
Развитиенервно-психических функций в условиях патологий.
Уточнению характерапатологического процесса помогают:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Используютсянейропсихологические, рентгеноконтрасные, биохимические, иммунологические, ицитогенетические методы исследования. Многие заболевания Н.С. возникаютвследствие неблагоприятных факторов во внутриутробных периодах развития, или враннем детстве. Причинами патологии Н.С. плода и ребёнка раннего возраста могутбыть инфекции, физические факторы (ионизирующая радиация, высокочастотные токи,повышенная вибрация и прочее), химические вещества, заболевания матери,несовместимость крови матери и плода по резус-фактору. Мозг наиболеечувствителен к различным неблагоприятным воздействиям. Эти воздействия на 3 –10 недели развития плода могут быть причиной формирования таких грубых пороковформирования Н.С. как анецефалия (отсутствие больших полушарий головногомозга), гидроэнцефалия (водянка головного мозга). Эти неблагоприятныевоздействия могут приводить к гибели плода или рождению нежизнеспособногоноворожденного. Если нарушения наступают на более позднем этапе развития,выраженность дефектов варьирует: от грубого нарушения функции или её полногоотсутствия до лёгкой задержки темпов развития.
Невротические заболевания у детейраннего возраста могут приводить к аномальному развитию функций. Речь идёт обискажении программы развития. Каждая функция проходит определённые стадии медукоторыми существует закономерная преемственность. Многие заболевания,протекающие с нарушением зрения, слуха, отставанием в нервно-психическомразвитии проявляются не сразу после рождения ребёнка. Они характеризуютсядлительным скрытым течением с последующей клинической манифестацией наопределённом этапе онтогенеза. В случаях, когда эти заболевания обусловленыгенными мутациями для их лечения кроме средств корригирующих и стимулирующихнормальное развитие функций необходимо возмещение недостающих продуктов обменавеществ. Кроме органических заболеваний Н.С., то есть протекающих с изменениямив структуре мозга, у детей могут наблюдаться изменения обусловленные вариациямитемпа созревания функциональных систем. В определённые периоды онтогенезанаправление во временной миелинизации и в периоды возрастных кризисовнеравномерность темпов развития и созревания морфофункциональных системзначительно возрастает.
Излишняя эксплуатацияпознавательных способностей ребёнка может приводить к истощению внутреннихресурсов Н.С… Становление функций может как замедлять так и опережать срокиразвития. В каждом отдельном случае важно установить причину дефекта:
1)
2)
3)
Педагогическая запущенность –недостаточность целенаправленного развития функции педагогического воздействияв целом. Педагогическая запущенность развивается на определённых этапах, аименно, а именно в период интенсивного развития речи. Пребывание ребёнка внеречевой среде, малое общение с матерью могут привести к задержке развитияречи. Недостаточность зрительных, слуховых, эмоциональных и другихраздражителей, информационный голод приводит к ЗПР, так что при обследованиинеобходимо обращать внимание на окружающую среду.
Клиническиеварианты детей с временной задержкой развития.
1)
2)
3)
4)
Сравнительнаяхарактеристика детей с ЗПР и детей олигофренов.
1)
2)
3) деятельность детей с ЗПРколичественно отличается от детей с олигофренией: большей подвижностью и менеевыраженной склонностью процессов возбуждения к широкой иррадиации. Качественныеотличия: более тесное взаимодействие первой и второй сигнальной системы иотсутствие разрыва между ними. У детей с временной задержкой развития невозможна выработка связей без их адекватной вербализации, так как словеснаясистема непрерывно контролирует выработку этих связей. Внешне выработка сложныхдифференциаций идёт медленно, но качественно она более полноценна. Дети с ЗПРучитываю вероятность появления дифференциального сигнала, что свидетельствуетоб участии в этой выборке высших форм анализа. У детей олигофренов в силунедоразвития словесной системы и инертностей старых словесных связей, выработкасвязей без их словесной вербации возможна, так как имеется разрыв между первойи второй сигнальной системами.
4) Установление различия между олигофренией ивременной задержкой развития в отношении этиологии, патогенеза и патофизиологииобусловленность развития и в клинической картине. Дети с временной задержкойразвития отличаются малым ростом и весом, они напоминают по виду детейдошкольного возраста. Физическое развитие детей олигофренов характеризуетсядиспластичностью, особенно в отношении формы черепа. При неврологическом исследованииу детей с ЗПР в 40% не обнаружено патологических проявлений. У детейолигофренов в 100% имеется невротическая симптоматика. Моторика у детей с ЗПРдостигает достаточного уровня, движения координированы, отличаются ловкостью ичёткостью. У детей олигофренов недоразвита моторика в целом.
5)
6) волевой сферы.
7)
СистематикаЗПР
Типы ЗПР дифференцированы поэтиопатогенетическому принципу:
1)
2)
3)
4)
Каждый из этих типов имеет своюклинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости инарушение познавательной деятельности, нередко осложнённую рядом болезненныхпризнаков соматических, энцифалопатических, невротических. Представленныеклинические типы отличаются друг от друга особенностью структуры и характеромсоотношения 2х основных компонентов этой аномалии развития. Структура инфантилизмаХарактеристика нейродинамических расстройств.
В замедленном темпе формированияпознавательной деятельности с инфантилизмом связанна недостаточностьинтеллектуальной мотивации и произвольности, а с нейродинамическойрасстройствами тонус и подвижности психических процессов.
1) прикоторой эмоционально – волевая сфера находится как бы на более ранней ступениразвития, даже напоминает нормальную структуру эмоционального уровня детей,только более младшего возраста. При этом характерно преобладание эмоциональноймотивации поведения, повышенный фон настроения, эмоции поверхностные и не стойкие.Лёгкая внушаемость. Певзнер и Власова связывают затруднения в обучении вмладших классах. С незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладаниеигровых интересов. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формойпсихического инфантилизма, при этом черты эмоционально-волевой незрелостисочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничностьпсихофизического облика, частота семейных случаем при непатологичностипсихических особенностей позволяет полагать преимущественно врождённоконструктивную этиологию этого типа инфантилизма. Также это может быть связанос негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробного или на первыхгодах жизни, тогда это экзогенные формы происхождения.
2)
3)
4)
Рольсредового фактора в формировании ЗПР
1)
2)
3) повышенная чувствительность к шуму, свету, жаре,духоте, нарушения аппетита и сна, неприятные ощущения в разных частях тела.
4)
5) различные в иды судорожныхприпадков и других нервно-психических пароксизмов.
6)
Выраженная церебральная астения,аффективная двигательная возбудимость и психопатоподобное поведение снижающаяинтеллектуальную работоспособность и целенаправленность усугубляетнедостаточность познавательной деятельности. Всё это провоцирует возникновениестойких форм неуспеваемости и ЗПР. В развитии более стойкихцеребрально-органических форм играют роль как боле грубые нейродинамическиерасстройства, инертность психических процессов, их медлительность,недостаточная переключаемость, так и более выраженные энцифалопатическиенарушения(Психопатоподобные, эпилептиформные, апатико-адинамические)
Дизонтогенетическиеформы пограничной интеллектуальной недостаточности.
1) Гармонический инфантилизм (Сухова).При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельностиребёнка, в том числе интеллектуальную, при этом преобладают чертыэмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственной детям младшеговозраста, повышенной эмоциональной живости, неуставаемости, непосредственности,беспечности беззаботности, преобладает мотив получения непосредственногоудовольствия. Чрезмерная доверчивость и внушаемость. Эти дети неугомонны, сживым воображением и жизнерадостностью. При этом в интеллектуальнойдеятельности преобладает влияние эмоций, слабо развиты интеллектуальныеинтересы, преобладают игровые. Активное внимание отличается повышеннойнеустойчивостью и истощенностью, пресыщению. Дети неспособны к занятиямтребующим усилия, не могут организовать свою деятельность и подчинить еётребованиям школы, возникает феномен школьной незрелости. Он выявляется сначала школьного обучения. Хотя у большинства детей интеллектуальнаянедостаточность имеет вторичный характер, который определяется отставаниемсозревания компонентов формирования личности, особенности их мышлениясближаются с особенностями мышления детей страдающих олигофренией. К этомуотносится преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления надабстрактно-логическим(Выгодский), Склонность к подражательному видудеятельности при выполнении интеллектуальных заданий(Егорова), недостатокцеленаправленной психической деятельности, слабость логической памяти.Структура и динамика интеллектуальной недостаточности отличается от таковой при ядерной умственнойотсталости. У детей с психическим инфантилизмом активны игровая и творческаядеятельность, их интеллектуальные привязанности более дифференцированы. У этихдетей выявлена относительно сохранная зона ближнего развития, ихинтеллектуальные возможности превышают таковые у 40% детей, особенно на уровнеабстрактного мышления. Они способны переносить, усвоенное на новый материал,продуктивность самостоятельной деятельности более высокая. Соматичный статусобнаруживает признаки незрелости, задержки в росте, грациальное телосложение,свойственное детям более младшего возраста, отсутствуют черты грубойдиспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов. Динамикасостояния компенсируется. Наиболее заметные положительные сдвиги наблюдаются к10 летнему возрасту. Интеллектуальная недостаточность при простом психическоминфантилизме не глубока. Имеет вторичный характер.
2) 1) органичный инфантилизм– происходит сочетание с психоорганическим синдромом. Возникает из за раннихорганических повреждений головного мозга. Представляет собой промежуточнуюформу патологии между дизонтогенетическими и энцифалопатическими вариантамиорганической недостаточности. Клиническая картина. Признаки незрелостиэмоционально волевой сферы, детскость. Непосредственность поведения, наивность,повышенная внушаемость преобладание игровых интересов, трудности волевогоусилия. Качество инфантилизма иное. У детей отсутствует эмоциональная живость ияркость эмоций. Они эйфоричны, благодушны и расторможены, иногда встречаетсяпсихопатоподобное поведение. Игры эмоционально бедны, Эмоциональныепривязанности неглубокие. Низкий уровень притязания, малая заинтересованность воценке действий, грубая внушаемость с элементами некритичноси. Встречаютсядисплазии органов и систем. У этих деьей менее выражена способность киспользованию помощи, интеллектуальная деятельность характеризуется:инертностью, тугоподвижностью, плохой переключаемостью, недостаточностьвнимания, памяти, психической работоспособности. В органическом инфантилизмеособенностями эмоционально волевой сферы выделяют неустойчивый и тормозимыйтипы. Первый расторможен, с преобладанием эйфории. Импульсивности, создаётсявпечатление детской непосредственности. У второго боязливость. Нерешительность,пониженное настроение. Динамика – менее благоприятная, с возрастоминтеллектуальная недостаточность нарастает, усиливаются психопатоподобныенарушения, колебания настроения и патология влечения. Эти дети нуждаются вспециальных условиях обучения. К осложнённому инфантилизму относится церебрально-астенический вариант.При нём психический инфантилизм сочетается с церебро-астеническим синдромом,который проявляется симптомами раздражительности, слабости, выражается в повышениивозбудимости с истощением, капризностью и соматовегетативными нарушениями(расстройствосна, аппетита). В новой, незнакомой обстановке повышенная тормозимость.ДИНАМИКА – относительно благоприятна, в среднем к 10 годам.
Невротический вариант инфантилизмаблизок к цереброастеническому. В структуре личности на рядуэмоционально-волевой незрелостью выражены астенические радикалы, свойственныеневропатиям. Повышенная тормозимость, робость. Пугливость, впечатлительность,несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, неумение постоять засебя, трудности адаптации в детском учреждении. Катамнез. При неблагоприятныхусловиях воспитания обнаруживаетсятенденция к закреплению астенических черт характера в двух вариантах:
1)
2)
Интеллектуальные нарушениякомпенсируются при эндокринных вариантах психического инфантилизма. Клиническаякартина определяется эндокринным психосиндромом.
Интеллектуальнаянедостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психическойдеятельности.
В этой группе интеллектуальная недостаточность неразрывносвязанна с порциальными нарушениями темпа созревания отдельныхнейрофизиологических систем: Мозговых механизмов речи, психомоторики,механизмов определяющих выработку школьных навыков. Запаздывают в своёмсозревании чаще всего функции или их компоненты, которые в процессе онтогенезавозникают в более позднем периоде и формирование которых находится в теснойзависимости от воспитания и обучения. Особенно недостаточность выражена в техсторонах познавательной деятельности, которые связанны с задержкой, в своёмразвитие, функциями. Это существенно отличается от более равномерногопсихического дефекта с выступающей на первый план слабостью мышления приолигофрении. Важно учитывать выраженную тенденцию к сглаживанию порциальныхзадержек психического развития параллельно созревающие речевые функции,психомоторики, пространственного синтеза и т.д…
При порциальных задержках речевого развития, в отличие отобщих форм речевого недоразвития(алалии), несформированными в нормальныевозрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции, синтез ианализ. Даже при лёгком недоразвитии этой функции возникают серьёзныезатруднения при овладении грамотой. У таких детей отмечаются нарушения вразличие близких фонем, звонких и глухих согласных: «Б» — «П», «Д» — «Т», «г» — «К», свистящих и шипящих: «З» — «С», «Ж» — «Ш» ошибки при сочетании несколькихсогласных. Это влечёт затруднение в понимании речи окружающих, невозможностьчтения и письма, ошибки при письме под диктовку. При этом успеваемость подругим предметам удовлетворительная. Имеется достаточный уровень обобщения,сохранная работоспособность, формируется отсутствие интереса к изучению родногоязыка, нежелание читать и пересказывать. У таких детей страдает вербальноемышление, а с заданиями, связанными с предметно-практической и манипуляторнойдеятельностью они успешно справляются.
Задержка формирования речевого праксиса при сохранностифизического и фонематического слуха. Эта функция тесно связанна с нарушениемсозревания теменных и приматорных отделов головного мозга (коры доминантногополушария). В устной речи наблюдается нечёткость произношения, смешение звуков,близких по способу произнесения, но разных по месту артикуляции. Нечёткостьпроизношения связанна у них с недостаточностью кинестетических ощущений. Приформировании письма и чтения у таких детей выражено проговаривание вслух чтооблегчает кинестетический компонент. В этих случаях расстройство чтения иписьма имеет вторичный характер и обусловлено расстройствами речи.
Дети с порциальными расстройствами навыков чтения, письма,счёта, при отсутствии признаков нарушения речевого развития. Эти расстройствавозникают в процессе обучения и связаны с запаздыванием с запаздыванием ифункциональной слабостью соответствующих корковых механизмов. Эти нарушенияимеют негрубый характер и подвергаются коррекции. Проявляются в неузнавании илисмешении отдельных цифр, плохой распознаваемости арифметических знаков,замедленном усвоение чисел, При этом сохраняется удовлетворительная способностьк логическому мышлению. В школьном возрасте могут встречаться симптомыпорционального моторного инфантилизма. Они описываются как «моторная дебильность»(Дюпре) и «Моторный инфантилизм» (Гомбургера).
Особенности задержанного моторного развития связанные снезрелостью пирамидных и лобных систем. В этом случае у детей преобладаетизбыточность движений, непринуждённость изобразительной и игровой моторики. Такойребёнок может ходить во время урока. У них выражена недостаточность вцеленаправленных видах деятельности, плохая координированность движений,ослабленная способность воспринимать и воспроизводить ритмы, нарушения впространственной организации движений. Указанные расстройства моторики могутлежать в основе замедленного и неполноценного формирования социальных и учебныхнавыков и обусловливать школьную неуспеваемость. Дети испытывают затруднения вовладении навыками самообслуживания, в обучении навыкам письма, почеркотличается некоординированностью, неравномерностью, неправильнойпространственной ориентацией отдельных букв. Пишут медленно. Значительныезатруднения возникают в процессе рисования, лепки, вырезания и других видовдеятельности требующей умелости рук, чёткости, тонкости и диффиренцированностидвижений. На уроках физкультуры неловки, медлительны или суетливы. Испытываюттрудности в исполнении упражнений по словесной инструкции. При относительносохранном интеллекте такие ученики могут стать неуспевающими из- зарасторможенности, неусидчивости, суетливости или медлительности, неспособностиовладеть необходимыми школьными навыками.
Искажённоепсихическое развитие с интеллектуальной недостаточностью(Вариант синдрома РДА).
Выявляются обычно с начала школьного обучения. В основележит не столько недоразвитие познавательной деятельности, сколько особенностьличности, речи, моторики, недостаточная потребность в контакте с окружающими,низкая речевая активность, незрелость общей и тонкой моторики, нарушенацеленаправленность и недостаточность активного внимания. Дополнительнымзатруднением является недостаточная сформированность высших корковых функций(пространственныйсинтез праксис). В развитии этих специфичных функций большое значение имеютактивный сенсорный и практический опыт и тренировка. Слабость активноговнимания и реакции на окружение, у таких детей затрудняет выработку иавтоматизацию этих функций, как следствие снижается возможность усвоение такихшкольных навыков как чтение, письмо, счёт. У них низкие показатели выделенияпоследовательности событий, пространственных отношений, способность кпереключению внимания, синтеза на предметном уровне. Показателивербально-интеллектуальных функций неравномерны. Интеллектуальные способностизависят от клинической картина РДА, его этиологии и патогенеза Диагнозосновывается на структурном анализе всей клинической картины и главным образомна особенности деятельности и поведении больного. Для детей с РДА характерно:выраженная дистанция между уровнем развития способности к обобщению ипродуктивности деятельности, за счёт сохранной памяти у них может бытьзначительно больший запас знаний чем тот который они используют. У детейнаблюдается диспропорция между возможностью речевого обобщения и отсутствием речевогоконтакта, диспропорция между активным и пассивным словарём. Диагностическиеигры имеют однообразный стереотипный характер, отличающийся от детейолигофренов недостаточностью эмоционального компонента и выраженным отрывом от реальности. В более лёгкихслучаях отмечается неравномерность достижений и ответов. Динамика и прогноззависят от характера и динамики заболевания, менее благоприятны формы, являющиесявозвратным этапом шизофренического процесса, более благоприятны вариантышизоидных психопатий.
Энцифалопатическиеформы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности.