Министерство образованияРоссийской Федерации
Березниковский филиал Пермского Государственного ТехническогоУниверситета
кафедра общенаучных дисциплин
Реферативнаяработа по курсу «Психология и Педагогика»
Тема:«Методы диагностики структурных единиц группы и уровня её развития»
Выполнил студентгруппы АТП-05у
Петров Э.А.
Проверил старший преподаватель
кафедры ОНД
Топорова Л.В.
г.Березники 2005
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
1. Группы:их структура………………………………………………..4
2. Методыдиагностики………………………………………………...6
3. Развитие группы…………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………...19
Вывод………………………………………………………………........20
Библиография………………………………………………………...…21
Ведение.
Проблемагрупп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии.
Реальностьобщественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальнымигруппами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальнымвопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы изтого многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческомобществе. Характеристика психологии, как и всякой науки, не оканчиваетсяопределением её предмета, она включает и определение методов её познания.Методы, то есть пути познания – это способы, с помощью которых познаётсяпредмет науки. Наука – это, прежде всего исследование. Психология, как и каждаянаука, пользуется большим количеством разных методов.
Явыбрал эту тему потому, что эта тема мне интересна в том плане, что мнеприходится буквально каждый день общаться не только с личностями но и сгруппами людей .
1. Группы, их структура.
«Группа- это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрениясоциальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной,возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественныхнауках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».* С одной стороны, в практике, например,демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условныегруппы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общемупризнаку необходимому в данной системе анализа.
Сдругой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реальносуществующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общимпризнаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичныеусловия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность кэтому образованию.
Группыбывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными.Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные,устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные инеконтактные. Стихийные — К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».
Этаклассификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной вучебнике Г.М. Андреевой « Социальная психологии»:
Группа
Условные
Реальные
Лабораторные
Естественные
Большие
Малые
Организо-ванные
Не организованные
Становящиеся
Коллективы
Группы состоят из людей,общества — из групп. Индивиды, группы и
общества — современныереальности, они взаимосвязаны. Традиционно в социальной психологии изучаютсянекоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы,групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этихпараметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости оттого общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании.
Разнообразнаструктура больших групп, в которые входят малые:
* социальные классы;
* различные этнические группы;
* профессиональные группы;
* возрастные группы (в качестве группымогут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
2.Методы диагностики.
Рассмотрим методыпсихологии исходя из четырех основных позиций:
a)не экспериментальные психологические методы;
б)диагностические методы;
в)экспериментальные методы;
г)формирующие методы.
Для исследования той или инойпсихологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования — методикаконкретного исследования, выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приемаи соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групписпытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая итеоретическая обработка экспериментального материала и т.п.Реальнаягруппа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс,спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу“задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, взависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можносказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточноформальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти.
Целесообразность исследованиягрупп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессоввнушаемости, срабатываемости, общения ит.д. за определенный промежуток времени.
Лабораторные исследования малыхгрупп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разнымиспособами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих всеважнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идетпо пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследованияреальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдаетсяобщепсихологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одноговозраста, пола, близкого уровня образования.
Что же касается больших групп, товопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения.Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальнойпсихологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования наЗападе (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие“группы”, сам термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другиеже, подобно классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологиив качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие вних, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследовании способоввоздействия в ситуациях вне коллективного поведения.
К диагностическим исследовательскимметодам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователюдавать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемыкачественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различныеуровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.
1. Тест — стандартизированное задание,результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристикииспытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание,диагностика определенных психологических особенностей человека, а егорезультатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленнымисоответствующими нормами и стандартами.
Использование определенных и конкретных тестов впсихологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установкиисследователя и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовыеисследования понимаются обычно как средство выявления и измерения врожденныхинтеллектуальных и характерологических особенностей испытуемых. В отечественнойпсихологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средствопределения наличного уровня развития этих психологических особенностей. Именнопотому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный исравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влияниеммножества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результатыдиагностического испытания не могут и не должны соотносится с возможностямичеловека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты неимеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием идля принятия тех или иных психолого-педагогических мер.
Необходимость абсолютно точного соблюденияинструкции и использования однотипных материалов диагностического обследованияналагает еще одно существенное ограничение на широкое использованиедиагностических методов в большинстве прикладных областях психологическойнауки. В силу этого ограничения достаточно квалифицированное проведениедиагностического обследования требует от исследователя специальной (психологической)подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой тестовойметодики, но и способами научного анализа полученных данных.
Основным недостатком большинства диагностическихметодик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования,которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикоймотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от ниххочет экспериментатор, иногда — стремление поднять свой престиж в глазахэкспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результатыэксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательногоподбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их сбеседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и спсихологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходеэксперимента.
Достоинство диагностических методов состоит вочень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощьюданных методов, — от исследования степени овладения дошкольниками различными персептивнымии мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формированияоперационально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностныхособенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.
Итак, отличие диагностических методов от методовнеэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемоеявление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию,измеряют его. Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов являетсято, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление,не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.
Тесты – стандартизированные методикидиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественныепоказатели степени развитости изучаемых свойств.
Стандартизированность методики – т. е.она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации доспособа интерпретации результатов.
Сопоставимость – т. е. оценки,получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того,где, когда и кем они были получены.
Классификация разновидностей тестовприведена в табл. 2
Таблица2. Классификация тестов
Признак группы
Название вида теста
Краткая характеристика вида теста
По предмету тестирования
(какое качество оценивается)
интеллектуальные
Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.
личностные
Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.
Межличностные
Оценивают чел. отношения в различных социальных группах
По особенностям используемых задач
Практические тестовые задания
Задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.
Образные задания
Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями. предполагают активное использование воображения.
Вербальные тесты
Задания на оперирование словами. определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т. п.
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым
Бланковые
Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.
Аппаратурные
С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.
По объекту оценки
Процессуальные
Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.
Тесты достижений
Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.
Тесты состояний и свойств
Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.
Особая группа
Проективные тесты
Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.
К тестам, как методам точнойпсиходиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:
·Социокультурная адаптированность теста– соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся вобществе, где данный тест используется, будучи заимствованным, в другой стране.
·Простота формулировок и однозначностьтестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть такихмоментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
·Ограниченное время выполнения тестовыхзаданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должнопревышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить своюработоспособность на достаточно высоком уровне.
·Наличие тестовых норм для данноготеста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большуюсовокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида,оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста – средний уровень развитиябольшой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально –демографических характеристик.Особыетребования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
Для уверенности в достоверностирезультатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемыепсиходиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали рядутребований.
Такимитребованиями являются
1. Валидность– “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностейвалидности.
·Валидность теоретическая –определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых спомощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того жесвойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих изодной и той же теории.
·Валидность эмпирическая – проверяетсяпо соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемымдействиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методикупроверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
·Валидность внутренняя — означаетсоответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общейцели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда всеили часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется отданной методики.
·Валидность внешняя – примерно то же,что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателямиметодики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведениюиспытуемого.
Валидность методики проверяется иуточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
Критерии валидностьи:
·Поведенческие показатели – реакции,действия и поступки испытуемого в разныхжизненных ситуациях.
·Достижения испытуемого в различныхвидах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
·Данные о выполнении различныхконтрольных проб и заданий.
·Данные, полученные от других методик,валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверноустановленными.
2. Надежность– характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивыхпоказателей. Надежностьпсиходиагностической методики можно установить двумя способами:
·путем сравнения результатов,получаемых по этой методике разными людьми
·путем сравнения результатов,получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.
3. Однозначностьметодики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данныеотражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого даннаяметодика применяется.
4. Точность– отражает способность методики тонко реагировать на малейшие измененияоцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можнооценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практическойпсиходиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.5. Правила проведениятестирования, обработки и интерпретации результатов В этом вопросесуществуют определенные строгие правила
Наиболее важные из них:
·Прежде, чем применять тест, психологунеобходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежатьвозможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.
·Важно заранее позаботиться о том,чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
·Во время тестирования все испытуемыедолжны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.
·Для каждого теста должна бытьобоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Этопозволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.
3.Развитие группы.
Проблемаразвития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этогоразвития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповойдеятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картинаразвития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группыпо характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когдаотдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностныхотношений и т.д… С точки зрения социальной психологии исследованиехарактеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатствометодик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует сотсутствием подобных методик для исследования, например, психологическогооблика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождаетсяубеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу.Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды.Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова, без разделао психологии больших социальных групп, вообще не может претендовать на успех.* По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение психологии больших группне может считаться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, аважнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственномежличностного общения в процессах формирования личности сами по себе этигруппы не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей,установок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психологиивозникают на основе исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этотопыт лишь «доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностногообщения». Поэтому социльно-психологический анализ больших групп можнорассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.
Нарядус опытом больших социальных групп важнейшее значение для пониманиясодержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальныепроцессы и движения.Немаловажныефакторы, задающие весь строй психологических характеристик определенных групплюдей: характер общественных изменений, преобразований, непосредственноеучастие в революционных движениях, сложные процессы формирования общественногомнения.
Заключение.
Самоеглавное в психологическом исследовании, это то, что исследование никак недолжно основываться на простой регистрации результата деятельности иустанавливать и навсегда фиксировать стандартные показатели психическогосостояния. Один и тот же внешний результат может иметь разное психологическоесодержание, это зависит от того, в какой конкретной ситуации он имел место.Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждого объективногоисследования, которое исходит из внешних данных, его правильная расшифровкатребуют обязательного изучения конкретной личности в конкретной ситуации.Методика психологического исследования, котор