Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Влияние компьютера на психику ребёнка

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность нашего исследования обусловлена тем,что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современнуюдействительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областяхчеловеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которыеокружают нас дома и на работе, часто со всех сторон.
Их можно было бы рассматривать как одно извыдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы неотдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия излучения, а такжедругих факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно, а то, чтоизучено, практически не известно пользователям.
Имеющиеся данные англоязычной литературы обухудшении здоровья пользователей ПК носят отрывочный и часто противоречивыйхарактер. При этом логика рассуждений такова: раз нет однозначных доказательстввреда, значит, нет и самого вреда. Однако некоторые данные о стрессовомвоздействии компьютеров на зрение, возникновении патологических изменений вглазах, учащении эпилептических припадков всё же опубликованы. Замечен такжедискомфорт мышечной ткани, кожных покровов. Действие многих вредныхэкологических и социальных факторов, на фоне которых можно выделитьспецифическое ПК-воздействие бывает трудно.
Многие родители, услышав о том, что их ребёноквсерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путаястремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышатьзаявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерноотвечают: «Компьютерами» — и не менее гордо: «Он/она за ним круглые суткисидит!». Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное,а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз,влево, «огонь») совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга.
«Лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял».В своё время также говорили и о повальном уходе молодёжи в религию во временаэкспансии заокеанских проповедников-сектантов, пока ситуация не вышла из-подконтроля, а коррекция зомбированной психики не составила проблему даже длянекоторых опытных психиатров.
Почти то же самое происходит и с модным нынеувлечением детей «бродилками» и «стрелялками».
Цель курсовой работы – исследовать влияние компьютерана психику ребёнка.
Объектом нашего исследования выбраны дети, а такжегруппы детей младшего школьного возраста.
Практическая ценность курсовой работы вызванасовременной проблематикой в вопросах влияния компьтеров на психику детей.
Рассмотрим подробнее факторы компьютерного влияния иисследования украинских и зарубежных ученых в этой области.
                                       














Раздел І.
1.1. Проблема взаимоотношений детей и компьютеров

Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждаетсяв обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартирына правах бытовой техники. Интернет лишь подлил масла в огонь. Но, как идесятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК длядетей: зло или благо? Мы попытаемся дать ответ на этот вопрос, рассмотревмнения педагогов, психиатров, исследователей в этой области, но следует учестьтакже всю неоднозначность такого ответа. Мы сделаем обзор современных знаний натему «ребенок, компьютер, Интернет и родители». Современные родители стремятсяразвить в своих детях самое лучшее, научить их многому, но, к сожалению, невсегда это желание идет на пользу ребенку. Многие считают, что, если они хотьна минуту позже познакомят свое чадо с компьютером и информационнымитехнологиями, их ребенок может что-то упустить и будет отставать отсверстников. Другие же, наоборот, всего боятся. Боятся вредного воздействиякомпьютера, боятся растлевающего действия Интернета, боятся разрушительноговоздействия компьютерных игр. И, оказывается, не всегда этот страх так ужнеоправдан [4; с. 6].
Болезненное пристрастие. Психиатры отмечают: к ним все чаще обращаютсяродители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей ккомпьютеру. У них даже появился специальный термин — «компьютерныйсиндром». Многие медики однозначно считают, что это болезнь, и она тяжелолечится. По словам практикующих врачей, вначале болезнь развивается банально:ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или занимаетсявеб-серфингом, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить закомпьютером все больше времени. Так, один из пациентов, подросток, просидел закомпьютером в интернет-клубе семь дней. Домой он вернулся только после того,как его разыскали встревоженные родители. Во время беседы с психиатром мальчиксообщил, что, увлекшись компьютерными баталиями, потерял чувство реальности идля него самого было неожиданностью, что он столько времени не был дома. Пословам подростка, в клубе он ел булочки, запивал их «Фантой», а послеэтого снова садился за компьютер. «Что было дальше, я не помню», —сказал он. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что взрослые людиподвержены компьютерной зависимости в ничуть не меньшей степени. Это может бытькак интернет-зависимость, так и зависимость, скажем, от ролевых игр, в миркоторых вполне зрелые люди погружаются, стараясь уйти от повседневных житейскихпроблем.
Проблема компьютерных игр и их влияния на психикуребенка обсуждается с тех самых незапамятных времен, когда персональныйкомпьютер только начинал входить в массовое употребление. Публикуемые на этотсчет исследования одно другого страшнее. По данным американских исследователейс медицинского факультета Техасского университета, одно из самых вероятных инеприятных последствий чрезмерного увлечения компьютером — эпилепсия. Малотого, что на гармоничном развитии малыша можно смело ставить точку, таквдобавок ко всему этот самый компьютеризованный малыш может оказатьсяподверженным припадкам «падучей». Неврологи как могут помогаютнезадачливым родителям, которым в свое время не пришло в голову ограничитьлюбимому чаду доступ к «игрушкам». Профессор детской неврологииУильям Зингер из детской клинической больницы на базе Техасского университета вГалвестоне разработал список ценных указаний специально для таких случаев.Во-первых, нужно убедиться, не сидит ли малыш ближе 60 см от монитора.Пропорционально диагонали экрана меняется и дистанция до стула с ребенком.Во-вторых, в комнате должен гореть верхний свет. По идее, это должно резкоснизить вредный эффект мерцания. Ведь именно он способствует появлению упредрасположенных детей судорог — у таких ребят припадки могут появиться дажепри повышенной температуре.
Раньше, лет 8-10 назад, эффект мерцания относили насчет недостаточно качественных мониторов. С тех пор качество мониторовпринципиально улучшилось, но теперь мерцание «обеспечивают»современные «стрелялки», в которых для достижения лучшего визуальногоэффекта применяется быстрая смена цветовой палитры. И, наконец, самая важнаярекомендация: каждый час, проведенный за стрелялками-бродилками, нужнопрерываться на 15-минутный перерыв. Причем родители, считает доктор, должныпроследить, чтобы ребенок не смотрел в это время телевизор, а занималсячем-нибудь более креативным — например, рисовал, раскрашивал или читал. Однакоу нас значительное число детей и подростков играет в компьютерные игрушки вспециальных клубах, персоналу которых, разумеется, и в голову не приходитследить за соблюдением какого-либо режима.
Практика показывает, что дети с легкостью учатсяуправляться с клавиатурой и мышкой даже в том случае, если впервые увиделикомпьютер гораздо позже, чем все остальные в классе. Родители склонны гордитьсядостижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски управляется с мышкойих трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или два, когдаребенок подрастает, родители неожиданно замечают, что за это время он так и ненаучился ничему новому — он просто продолжает играть и кликать по одним и тем жессылкам. В раннем возрасте умственные способности развиваются в процессевзаимодействия с окружающим миром, а вовсе не потому, что ребенком управляетэлектронная машина, отвлекающая его  от  других видов  деятельности,  которые более  полезны  для развития [4;
с.15].
Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерноеразвитие визуального восприятия у детей может нанестизначимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов ипрограмм для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высокимтехнологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумныхпределах. Другими словами, не следует насильно заставлять детей приобщаться ксовременным технологиям или превращать компьютер в сиделку. При условииразумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координациирук и глаз, а также других способностей. Порой бывает очень трудно подавить вдетях любопытство к машинам, которые так часто используют их старшие братья исестры. Дети видят, как их родители делают что-то сидя за компьютером, и у нихтоже возникает желание попробовать. Так в каком же возрасте начинать? Этотвопрос также стал причиной споров врачей и ученых. Одни рекомендуют детямдержаться подальше от компьютеров как минимум до семи лет. Другие считаюттрехлетний возраст самым подходящим для знакомства с компьютером. Но обестороны согласны в том, что ребенка ни в коем случае нельзя оставлять один наодин с компьютером вне зависимости от того, три года ему или восемь лет [4; с.16].
Если взрослые люди делают свой выбор более или менееосознанно, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своихродителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существуетряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстроприспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многиеизменения можно не заметить сразу невооруженным глазом (их сможет определитьтолько опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на ихэмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышкинасилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятсянеспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают ианализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушенийв области психического и интеллектуального развития детей. У так называемогокомпьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдаетсяэмоциональная незрелость, безответственность.
«Спецтехника» и «специнтернет». В мире существует целый ряд компаний, которыеспециализируются на производстве компьютерной техники для детей. К примеру,компания KidzMouse Inc. производит компьютерные мыши для детей. Японскаяфирма Ваndai, известная всему мирукак создатель тамагочи, и компания Soyo веснойсобираются начать продажи ноутбуков, разработанных специально для детей иподростков. Для раскраски корпуса, мыши и даже экранных обоев в нихиспользованы персонажи популярных в Японии мультсериалов. Перед началомпроизводства нового продукта компании провели маркетинговые исследования, вкоторых участвовали 2000 мальчиков и девочек в возрасте до 12 лет. Детейспрашивали, что бы они хотели иметь больше всего, и среди компьютернойэлектроники самый высокий рейтинг получили ноутбуки.
Если же вы решили познакомить ребенка с Интернетом,то начинать совместное путешествие по Всемирной паутине лучше всего с сайтов,предназначенных специально для детей. Noggin.com, к примеру, предлагает игры и виртуальные раскраскидля дошкольников. Разработчики детского сайта Googles.com — не путать споисковиком Google.com — заявляют, что их игры и песни развивают у детейсамоуважение. Среди русскоязычных детских ресурсов можно отметить сайт vKIDS.ru, предлагающийболее пятисот онлайн-игр. Самый полный каталог детских сайтов можно найти поадресу Kinder.ru. Сайты,обучающие чтению и музыке, не говоря уже о том, чтобы научиться самостоятельносправляться с компьютером, призваны помогать ребенку, а не наносить ему вред.Просто за детьми надо присматривать, когда они «исследуют» веб-сайты.Выполнение игровых заданий, представленных на детских сайтах, дает родителямшанс не только приятно провести время с детьми, но и посмотреть, на что онибольше всего реагируют. Однако вопрос использования компьютеров детьми дошкольноговозраста все же необходимо исследовать более тщательно — с этим согласны каксторонники раннего знакомства с высокими технологиями, так и его противники. Ксожалению, современные технологии развиваются  гораздо быстрее,  чем проводятся соответствующие исследования. Ученые часто запаздывают срезультатами своих исследований, и оказывается, что сегодня они смогли найтиответы лишь на вопросы, волновавшие разработчиков около 10 лет назад. Но и безтого ясно, что как бы ни влияли компьютеры на детей, в вопросах воспитания иразвития ребенка родителей машинами не заменить. Для ребенка внимание и заботародных важней, чем дружелюбный «телепузик» на экране компьютера.




























1.2. Увлеченность компьютерными играми:
психологический аспект


Компьютерные игры — чудо XX века, о них немечтали фантасты, они не имеют своей предыстории. Но они покорили человечество:играют все — от малышей до людей преклонного возраста. Компьютерные игры даютвозможность перенестись в мир иллюзий и грёз, но что ожидает людей там?Последствияувлеченности такимииграми осуждаются в средствах массовой информации, причем, как правило, снегативных позиций, не всегда благосклонны к компьютерным играм учителя.Рассмотрим подробнее вопрос о том, как влияет современное массовое увлечение напсихику игрока, на его отношение к реальному миру. Когда ребенок оказывается впространстве компьютерной игры, куда поведет его эта игра? Будет ли она школойагрессии или школой гуманистического отношения к миру? Вот вопросы, которые ставятперед собой психологи, занимающиеся проблемой взаимодействия человека скомпьютером.
Понимая, что компьютерные игры амбивалентны посвоему влиянию на личность игрока, попробуем остановится на позитивных моментахэтого влияния, на тех статистически значимых резулътатах психологическихисследований, которые опубликованы в научных изданиях.
В работе С.А. Шапкина приводится обзорпсихологических работ, посвященных компьютерным играм. Результаты исследованийпоказали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр.Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями,  затем идут игры на ловкость,игры-приклечения, стратегические игры, на последнем месте -логические игры.Девочкам больше всего нравятся игры на ловкостъ, затем логические,игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последнимиидут игры-стратегии. Для проверки положения о том, что интенсивное занятие скомпьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими,были обследованы игроки от 10 до 20 лет. Чаще предпочитают играть в компаниидрузей опрошенные старшей возрастной группы (от 14 до 20 лет), подростки ввозрасте от 10 до 13 лет чаще играют водиночку. Подростки «компьютерной» группы чаще, чем их сверстники изконтрольной группы, посещают молодежные центры, дискотеки и спортивные мероприятия,устраиваются на разовую работу курьерами или разносчиками газет.
Проблема агрессивности несовершеннолетних исвязанных  с ней правонарушений имеетширокий резонанс и выступает как одна из центральных тем психологическихисследований. Опубликовано большое число работ о влиянии компьютерных игр наформирование агрессивности у детей и подростков, анализ которых позволяетконстатировать сильную поляризацию мнений: одни авторы доказывают, что компьютерныеигры агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, другиеотрицают эту взаимосвязь, последних примерно в два раза больше. Достоверны лишьполученные данные о том, что игры с агрессивным содержанием способныстимулировать агрессивность у детей, но только младшего школьного возраста (6-9лет). Взаимосвязь компьютерных игр с агрессивностью можно трактовать двояко:либо агрессивное поведение игрока вызвано агрессивным содержанием компьютернойигры, либо, наоборот- агрессивные дети и подростки предпочитают компьютерныеигры с агрессивным содержанием [4; с. 32].
Анализируя психологические особенности такназываемых DOOM-образных игр, И.Бурлаков отмечает, что любой, кто видел эти игры, согласится с тем, чтогуманизма в них мало. И дело даже не в страшных чудовищах — не они самыйагрессивный компонент игры. Виртуальные миры обречены от рождения. Онисуществуют лишь до того момента, пока в них не проник игрок и неуничтожил всех его обитателей. Даже играя в командную ролевую игру, главнаяцель, каждого — уничтожить противника. Почти каждое мгновение такой игры — тяжелый и упорный труд. Различия в оценке этих игр отражают разную субъективнуюсложность картины мира в области агрессии: одни люди могут отличить игровоеповедение от реального, другие — нет. Взросление обычно увеличивает этуспособность: маленький ребенок часто переносит в реальную жизнь эмоциональныеотношения к партнеру, возникшие в ролевой игре. Взрослый спортсмендемонстративно пожимает руку сопернику после жестокой схватки. Усложнениеструктуры сознания позволяет точнее направлять агрессию за счет увеличенияколичества учитываемых параметров при оценке «свой-чужой». Чем большекритериев для анализа имеет человек, тем более агрессивным может быть егоповедение, оставаясь при этом в рамках общепринятых моральных норм. Высокаякогнитивная сложность позволяет гибче выбирать пути достижения цели, уменьшаяущерб чьим-то интересам — частных лиц, общества или всей окружающей среде. Еслине противопоставлять виртуальную реальность настоящей, а рассматривать их какчасти одной жизни, то компьютерные игры становятся тренажером для обучениятому, как управлять агрессивностью. Когда игрок сменит игру на какое-либодругое занятие, отмечает И. Бурлаков, навык останется и будет приносить пользу.Таким образом, компьютерные игры формируют привычку использовать компьютер вкачестве инструмента управления агрессией. Возможно, игрокам в будущем этооблегчит самоактуализацию.
Можно отметить ещё и следующие положительные моментыиспользования DOOM-образных игр — этонавыки быстрого, точного и тонкого движения рук. Ловкость игрокасосредоточивается в кончиках пальцев. Причем сейчас появляются«двурукие» игры. Возможно, в будущем этот навык потребуется дляуправления транспортными средствами или сложным технологическим оборудованием.Другой навык более востребован уже сейчас. Это навык   «управления   автоматизированной   системой».   Труд  оператора   сложнойавтоматизированной системы является высоко напряженным и ответственным. И нетничего в повседневной жизни современных детей, что так хорошо готовит их коператорскому труду, чем DOOM-образные игры.Мало того, что для игрока он становится комфортным, ребенок учитсяполучать от него удовольствие [4; с. 38].
Наименьшее зло, как считает общество, представляютстратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя сруководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи,является развитие навыка системного мышления. Игрок не видит все поле сразу ивынужден строить его образ. Размер образа превышает обьем сознания, поэтомуработа с образом переживается как рост влияниябессознательных импульсов на процесс принятия решения, что можно описатьсловом «интуиция». Стратегическая игра — это работа с черным ящиком.Игрок одержит победу только тогда, когда узнает все правила, заложенные впрограмму, научится прогнозировать ход игры, учитывать достаточное количестворазных параметров. Раньше такие навыки системного аналитика были необходимытолько элите, сейчас потребность в таких специалистах резко возросла.
Отметим основные положительные аспекты компьютерныхигр другой тематики. Так называемые  логические   игры   способствуют   развитию  формально-логического, комбинаторного мышления. Азартные игры, впротивовес им, требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления.Спортивные и конвейерные («Тетрис») игры развивают сенсомоторную координацию,концентрацию внимания. Игры типа преследование-избегание («Пакман»,«Диг-Даг») включают в игровой процесс интуитивный компонент мышленияи эмоционально-чувственное восприятия.
В практической деятельности психологи используюткомпьютерные игры для диагностики особенностей ребенка. Отношение к репертуару,темпу, рекордам, трудностям, проблемам, наблюдение за тем, как играет ребенок,дает много информации для понимания его психического склада. А использованиекомпьютерных игр в коррекционной работе позволяют решить ряд психологическихпроблем, связанных, например, с заниженной самооценкой, плохой переключаемостьювнимания, медлительностью, помочь в развитии пространственного мышления,ключевых процессов социальной перцепции и коммуникации [4; с.42].
Взрослые часто сетуют на отсутствие у детей интересак чтению, к книгам. Но немного найдется родителей, которые пожалуются наравнодушное отношение их ребенка к ком­пьютеру. Напротив, дети слишком многовремени проводят у монитора — в этом главная причина «нелюбви» пап и мам кумной машине. Заниматься спортом не уговоришь, в поез­дку за город приходитсятянуть на аркане, зрение ухудшается, а осанка, как у старичка.
Любую проблему лучше решать с помощью специалиста.Поэтому приведём пример исследования Бориса Моисеевича Шлимовича, руководителядетского клуба «Компьютер». Создан был этот клуб по инициативе академика А.Аганбегяна, чемпиона мира по шахматам Г. Каспарова, президента компьютернойфирмы «Параграф» С. Пачикова. Понятно, что они ставили цель — не навредитьдетям, а помочь.
Не стоит, очевидно, повторять ставшее уже прописнойистиной утверждение, что современная жизнь, коммуникации невоз­можны безкомпьютеров, а завтра будут еще невозможнее. Поэтому, если родители не изматериальных соображений (нет денег), а потому что «это вредно» не покупают ре­бенкукомпьютер, они резко уменьшают ин­теллектуальный потенциал, с которым их сынили дочь войдут во взрослую жизнь. С та­ким же успехом можно было бы запретитьпользоваться шариковыми ручками, застав­лять писать перьевыми. Почерк будетзаме­чательным, а скорость письма в несколько раз ниже, чем у сверстников [20;с. 36].
Конечно, ничто не заменит маленькому че­ловечкутеплого общения, когда он «тычет в книжку пальчик" на коленях у отца илидеда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребенку хочетсяименно сей­час задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка.Умная в том смыс­ле, что она умеет запоминать, отвечать и под­сказывать. Здесьи ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером. Потому что онпозволяет выбирать нужный интеллектуальный уровень разговора, пото­му что онбесконечно терпелив к ошибкам, потому что он не устает от глупостей инесуразных вопросов, а при умелом обращении и эмоции может проявлять в соответ­ствиис действиями человека.
Любой педагог подтвердит, что освоение компьютерадаст качественный скачок в ос­воении знаний. А удовольствие от того, что «сталумнее», испытывает прежде всего сам ребенок. Одному из подопечных клуба, ДимеМечникову, английский язык давался с тру­дом. Пять лет назад он едва-едвасоставлял фразы на ломаном английском, а сейчас он студент третьего курсауниверситета в Бос­тоне, опора семьи. В школе вашей дочери не стыдно получать«трояк» за диктант по русскому, ведь так же написало полкласса. Но когдадевочке приходится по электрон­ной почте отправлять письмо в Тверь или вКрасноярск, она уже по-другому относится к своим пробелам в грамматике: нехочется ударить в грязь лицом перед получателями и неизвестным оператором. Ивнимательно отнесется к редакторам текстов, которые указывают на ошибки.
Но речь должна идти не только об улуч­шенииакадемических знаний, то есть школь­ных предметов. Компьютер — это катализа­торразвития интеллекта в целом. Может по­казаться странным, но свое положительноезначение имеют здесь так не любимые мно­гими родителями компьютерные игры. Тутвам придется поверить на слово: многие современные компьютерные игры, такназываемые «стратегии», например, требуют сообразительности, умения мыслитьлогичес­ки, памяти, способности быстро перебирать варианты и держать множествоих в уме — не меньше, чем шахматы [20; с. 37].
Было бы нелепо утверждать: прилип ваш ребенок ккомпьютеру, целыми днями одни игры — и это замечательно. Конечно, нет. Всехорошо в меру. А как раз с мерой у на­ших детой плохо. Тут уж должен прийти напомощь педагогический опыт. Кому-то годятся жесткие запретительные меры: при ухудшениизрения компьютер будет продан, занимайся, голубчик, гимнастикой для глаз,сутулишься — вот тебе комплекс упражне­ний, выполняй три раза в день. Другимпод­ходит не кнут, а пряник — поощрения за правильное поведение с компьютером.Но одно бесспорно — родителям нельзя делать из компьютера врага, который«дурно влия­ет» на ребенка. Как реагирует ваш сын на уговорыперестать дружить с плохим маль­чиком Петей? Обиженно замыкается («Ничего онине понимают, Петька отличный друг») и отдаляется от родителей. Здесь про­изойдетто же самое. Бороться с компьюте­ром так же нелепо, как сражаться с ветря­нымимельницами. А вот сделать из него помощника в воспитании — весьма реаль­но.Конечно, лучший вариант, когда родите­ли что-то смыслят в компьютерах. Тогдаони смогут запрограммировать машину так, что она будет в нужное времянапоминать о за­вершении «сеанса», отправлять на прогул­ку, проверять меруутомления (по количе­ству ошибок), шутить: «Выплюни жвачку, возьми вместо нееморковку", подсказывать: «Позвони бабушке, она без тебя соскучи­лась». Таккомпьютер станет оболочкой для нашего заочного общения. Но не каждому это подсилу — нет возможности да и жела­ния осваивать мудреную технику. А вотнаправлять компьютерное общение ребенка реально и нужно. Мы все покупаем детямкнижки, от простых к сложным, от тех, что читаем им вслух, до тех, которые они,по на­шим представлениям, должны обязательно осилить. Пришло другое время: также, как книжки, надо выбирать компьютерные про­граммы. Даже для самыхмаленьких. Ассо­циация «Компьютер и дети» разработала про­граммы для детскихсадов. Представим себе путешествие по земному шару. На широте Якутии стоитпританцовывающая веселая крошка в шубке. Ваш ребенок нажимает на кнопку«вниз», и девчушка шагает под музы­ку к югу, скидывает шубку в теплыхкраях — жарко здесь. Или другая программа, где на арене цирка ребенок раздаетперсонажам го­ловные уборы: клоуну — колпачок, слону — накидку, ведущему —цилиндр и т. д. Если все одеты верно, то с экрана несутся апло­дисменты,появляются улыбки. Любитель ма­тематики, конечно, узнает в этом задачи омножествах. Детский тренажер «Раrole» в игровойфирме учит и языку, и навыкам ра­боты на клавиатуре 3—4-летних детей!
О программах для детей постарше можно говорить оченьдолго. Их множество: от крос­свордов и логических задач до репетиторов пошкольным предметам и всевозможных тренажеров; энциклопедии, справочники — всегоне перечислишь.
Рассмотрим ещё один аспект проблемы «компьютер идети».  Речь идет о вещах вполнепрагматичных и материаль­ных. Освоив компьютер чуть лучше средне­гопользователя, подростки не только уже делают первые шаги в приобретенииперспективных профессий, но и могут обрести материальную независимость или дажестать помощниками в пополнении семейно­го бюджета. Приведём такой пример. Вполной базе данных («Продукция пред­приятий России», которую ведетВНИИстандарт, есть сведения о том, кто отвечает за достоверность данных опоказателях продук­ции от ее изготовителя, кто отвечает за соот­ветствие этихданных нормативным документам и за регистрацию их в государственной системе икто ввел эту информацию в компьютер. Вот этой последней операцией за­нималисьна домашних компьютерах учащи­еся Открытого лицея при Всероссийской за­очноймногопредметной школе [20; с. 38].
Первый из начинающих операторов Дмит­рий Кулаков задва летних месяца зарабо­тал на вводе данных лишь на новый костюм, родителям наутешение, как говорится в ста­рой гимназической молитве. Сейчас Дима имееткомпьютер дома и активно работает в системе как один из ведущих специалистов попрограммно-техническому обеспечению. Следующий поток лицеистов привел в сис­темукаталогизации еще двух Дмитриев — Черняка и Плущевского, которые ввели бо­леетысячи описаний продукции и глубоко изучили систему управления базами данных.Оба этих подростка сейчас не только окупа­ют свои компьютерные потребности (СD-RОМ, аксессуары),но и поддерживают родителей. И, без сомнения, станут хорошими студентами,улучшив свои знания по химии, физике и русскому языку. Ведь в описанияхпродукции есть и составы химических ве­ществ, и механические, электрические,гид­равлические, электронные показатели, да и с математическими задачамиклассифика­ции приходится сталкиваться, чтобы, к при­меру, детские соски непопали в группу садово-огородных шлангов или в герметики.
Итак, компьютер поможет ребенку само­утвердиться вомногих планах: от хороших оценок в школе до удовлетворенности соб­ственнойловкостью и смекалкой, от обще­ния (на чужом языке!) со сверстниками на другомконце Земли до осознанного выбора будущей профессии. Родители, приобретая своимде­тям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Ноидти по этому пути, конечно же, лучше вместе.



























1.3. Негативноевлияние компьютера на детскую психику, возникновение психологическойзависимости

Мы останавливались на некоторых позитивных моментахувлеченности компьютерными играми. Теперь рассмотрим вопросы негативныхпоследствий, в том числе зависимости от компьютерных игр. Приведём мнениепсихолога Разумовой Т.
Мы живём в довольно опасное время, нельзя сказать,что в любое другое время опасности для жизни ребёнка было меньше. Видимо,каждому поколению уготовано такое испытание, которое в состоянии преодолетьдуша человека. И именно на души наших детей обрушился виртуальный мир. Разтакое случилось, значит, дети способны будут разобраться, что есть добро, а чтоесть зло. Психологи и педагоги, должны донести до детей, какое пагубноевоздействие на психическое и физическое здоровье оказывают в большинстве своёмсовременные игрушки, компьютеры [12; с. 46].


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :