Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы”

Проблема национального характера в одном из
произведений современной русской литературы”

Национальный
характер в произведения А.И.Солженицына.

Основной
темой творчества А.И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы,
доказательство  невозможности
существования в ней человека.

В
таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский
национальный характер. Народ сохраняет  силу
духа и нравственный идеалы при таких обстоятельствах – в этом его величие.
Нужно заметить, что герои Солженицына  сочетают
в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя
сочетаются трагические мотивы и  надежда
на лучшую жизнь, на силу народного духа.

Чисто
народные характеры показаны писателем в рассказах “Матрёнин двор” и “Один день
Ивана Денисовича” в образах  старухи
Матрёны и заключённого Щ-854 Шухова. Понимание народного характера у
Солженицына гораздо шире этих двух образов  и включает в себя черты не только “простого
человека”, а и представитеоей других слоёв общества. Но именно в этих двух  образах автор показал то, что создаёт истинную
мощь России, на чём держится Русь. Хотя герои Солженицына пережили много  обманов, разочарований в жизни – и Матрёна, и
Иван Денисович сохраняют удивительную цельность, силу и простоту  характера. Своим существованием они как бы
говорят, что Россия есть, есть надежда на возрождение.

Повесть
“Один день Ивана Денисовича” - это не только описание одного дня нашей истории,
но и повесть о  сопротивлении
человеческого духа насилию. Иван Денисович в этом страшном, перевёрнутом мире
сохраняет человеческое  достоинство. При
этом лагерь Солженицына – это не просто реальный лагерь, а символ воплощения
зла, ненависти, насилия.

Условие
выживания – сопротивление лагерному порядку. И весь сюжет повести – рассказ о
сопротивлении живого человека  неживому,
человека – лагерю. Иван Денисович стремится не просто к физическому выживанию,
а к выживанию духовному через  все
искушения лагеря. Шухов не один; с ним в этой борьбе побеждают кавторанг,
каторжник Х-123, Алёшка-баптист, Сенька  Клевшин,
бригадир Тюрин. Они не из тех, кто “подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть
надеется, да кто к куму ходит  стучать”.

Лагерь
на каждом шагу угнетает человека, делает бессмысленным любое человеческое
действие. Этот мир не сочетается  с любой
разумной работой. Поэтому большинство заключённых относится к работе так: “для
людей делаешь – качество дай, для  начальника
делаешь – дай показуху”. В Шухове же сохраняется народный дух трудолюбия. Не
может крестьянский сын, как и  всё
поколение его предков, работать спустя рукава. В его работе – противостояние
лагерю. Тем, что Иван Денисович и  отчасти
вся бригада Тюрина работают на совесть, умело и скоро, он сопротивляется
несвободе лагеря. “Так устроен Шухов  по-дурацкому,
и за восемь лет лагеря никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий
жалеет он, чтоб зря не  сгинули”.
Бригадир, смеясь, говорит Шухову, обращая внимание на его упорное желание
закончить работу после съёма: “Без  тебя
же тюрьма плакать будет!”

Есть
у Ивана Денисовича ещё одна характерная национальная черта – отстаивание своей
внутренней свободы. Он  старается как
можно меньше внутренне зависеть от режима лагеря, хоть несколько минут
принадлежать себе. “Не  подставляться”
лагерю нигде – в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича. “Миг – наш! Пока
начальство разберётся...”  - принцип
Шухова. Так под угрозой десяти суток карцера он проносит на “шмоне” “кусок
ножёвочного полотна” - это его  заработок,
хлеб.

Иван
Денисович просто, открыт, естествен, совестлив, привык “всё брать на себя”. Он
“никому не давал и не брал ни с  кого, и
в лагере не научился”. Шухов живёт по принципу никого не утруждать,
рассчитывать только на себя. Он “понимает  жизнь и на чужое добро бруюхо не распяливает”.
Это внутренняя сущность русского крестьянина – человека глубинной  народной породы. В повести мы видим, как
говорит, думает, действует простой русский крестьянин Шухов. Лагерь показывает  нам расточительство народных сил: у Шухова
“восьмилетняя катушка на размотье”, бригадир Тюрин, крестьянский сын, уже  девятнадцать лет сидит, а “Кильдигеу двадцать
пять дали”. При этом “времени-то не бывает подумать: Как сел? Да как  выйдешь?” Все заключённые вырваны из самой
глубины русской народной жизни. Абсурдному духу лагеря может противостоять  только здоровый народный инстинкт
самосохранения, врождённое нравственное чувство.

У
Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв лагеря.
Охранники, русские люди, заняты  бессмысленной
работой.

Завершается
повесть спором Ивана Денисовича с Алёшкой-баптистом. Алёшка находит утешение в
Боге. У Шухова же нет  этого утешения: он
человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности.
Земной человек,  крестьянин Шухов, не
может с этим согласиться.

В
поисках народного характера Солженицын заглядывает в “самую нутряную Россию” и
находить характер, превосходно  сохраняющий
себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности. Шухов забывается в
работе, отдавая ей всего себя.

Именно
эта работа спасает его от антигуманного мира. Она несёт “просветление”,
возвращает “доброе расположение духа”.

По
Солженицыну, естественны для народного характера независимость, открытость,
искренность, доброжелательность по  отношению
к людям, и к своим, и к чужим.

Заслуга
А.И. Солженицына в изображении народно-национального характера состоит в том,
что он спустил с героических  нот
схематический образ простого человека. Россия, по Солженицыну, будет стоять,
пока стоит “посреди неба” изба  праведницы
Матрёны. Он показал, что мощь России создаёт не человек-монумент, а миллионы
скромных Иванов Денисовичей.  Россия.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Условия формирования положительной мотивации к учению
Реферат Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного 2
Реферат Истина и обман (Укр.)
Реферат Анализ рекламных стратегий в товарной категории "Художественные фильмы"
Реферат Страхование в Украине 2
Реферат Разработка маркетинговых технологий продаж
Реферат Диагностика абдоминальных заболеваний
Реферат Значение процессуальных гарантий права на судебную защиту
Реферат Политэкономия в системе экономических наук
Реферат Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития
Реферат Совершенствование условий труда в организации на предприятии Государственная инспекция по мал
Реферат Harmful Effects Of Being Stereotyped Essay Research
Реферат Требования к воспроизведению текстовой информации на экране
Реферат Обелиск
Реферат Основы фотографии