Реферат по предмету "Психология"


Я - концепция младшего школьника

Содержание
Введение
Глава 1.Личность младшего школьника и Я-концепция
1.1 Психологическиеособенности младшего школьного возраста
1.2 Содержаниеи особенности Я-концепции
Выводы по 1 главе
Глава 2.Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника
2.1Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
2.2Исследование Я-концепции в младшем школьном возрасте
2.3 Программаформирования «Я-концепции» младших школьников
Выводы по 2главе
Заключение
Списоклитературы
Приложение

Введение
Я-концепция как совокупность представленийо себе, сопряжённая с их оценкой, формируется в процессе взаимодействияиндивида с окружающей средой и с момента своего зарождения становится активнымначалом, фактором, определяющим развитие личности.
Сензитивным в формировании позитивнойЯ-концепции является младший школьный возраст, так как на данном этапеЯ-концепция характеризуется наибольшей пластичностью, поэтому возможно еёкачественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательнойдеятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержаниепедагогически управляемый процесс формирования у младшего школьника позитивнойЯ-концепции.
В возрастной и педагогическойпсихологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрастеосваивается учебная деятельность, формируется произвольность психическихфункций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься свнутренним планом.
Учебная деятельность является однимиз важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детеймладшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен знатьпсихологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальныеособенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный идифференцированный подход в обучении.
Актуальность решения задачиформирования у младших школьников позитивной Я-концепции вучебно-познавательной деятельности подтверждается сохраняющимися в практикеначального обучения противоречиями:
1) между преимущественной ориентациейпедагогов на конечный знаниевый результат обучения и необходимостью целостноголичностного развития ребёнка (не только интеллектуального, но и мотивационного,эмоционального, нравственного);
2) между высокими потенциальнымивозможностями учебно-познавательной деятельности в плане реализации требованийк ученику на этапе перехода в основную школу и их явной недооценкой всовременной практике начального образования;
3) между имеющимися научнымиисследованиями и методическими разработками по развитию отдельных, востребованныхв настоящее время качеств личности младшего школьника (ответственность,самостоятельность, инициативность, способность к рефлексии и др.) и отсутствиемв реальном образовательном процессе начальной школы целостного подхода кформированию позитивной Я-концепции, обусловливающей развитие данных качеств.
Названные противоречия обусловливаютнеобходимость разработки модели организации учебно-познавательной деятельности,обеспечивающей эффективное формирование позитивной Я-концепции младшихшкольников, что и составляет проблему данного исследования.
Актуальность данной проблемы, еёнедостаточная теоретическая и практическая разработанность в логике современныхтребований к организации образовательного процесса в начальной школе явилисьоснованием для определения темы нашего исследования: «Формирование у младшихшкольников Я-концепции».
Объект исследования – личностнаясфера младшего школьника
Предмет исследования – особенностиЯ-концепции младшего школьника
Цель исследования – выявитьособенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том,что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное формированиеу младших школьников позитивной Я-концепции.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать психолого– педагогическую литературу по теме исследования;
рассмотреть особенности ихаратеристику Я-концепции;
выявить психологические особенностимладшего школьного возраста;
провести исследование по формированиюЯ-концепции в младшем школьном возрасте.
Методологическую основу нашегоисследования составили труды Рогова Е. И., Зимней И. А., Божович Л. И.
Методы исследования:
— теоретические (анализ литературы потеме исследования);
— эмпирические (наблюдение,тестирование);
— методы математической обработки данных.
База исследования: МОУ СОШ № 14,г.Волжского, Волгоградской области.

Глава 1Личность младшего школьника и Я-концепция
/>1.1Психологические особенности младшего школьного возраста
В современной системе воспитаниямладший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи додесяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). В тех странах, где дети идут вшколу с шести лет, а продолжительность начального обучения иная, чем в нашейстране, младший школьный возраст имеет, естественно, другие хронологическиерамки. Как особый период в жизни ребенка он выделился исторически сравнительнонедавно. Так, он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе. Не было егои у детей, для которых начальная школа являлась и первой, и последней ступеньюобразования. Появление младшего школьного возраста связано с возникновением вэкономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного иполного среднего образования. Социальные задачи и содержание среднегообразования окончательно еще не сложились. Поэтому хронологические вехи ипсихологические особенности младшего школьного возраста как особого звена всегошкольного детства также нельзя считать окончательными и неизмененными. Снаучной точки зрения речь пока может идти об относительно устоявшихся, наиболеехарактерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенкаможет меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обученияв общей исторически складывающейся системе общественного воспитания детей отдетского сада до завершения среднего образования. (5, с.98)
Наиболее характерная черта периода ссеми до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становитсяшкольником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе чертыдошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в егоповедении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как илюбое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностямиразвития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многихпсихических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьномвозрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервовразвития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешноготовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности
В этом возрасте происходятсущественные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются всеизгибы позвоночника — шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелетаеще не заканчивается отсюда- его большая гибкость и подвижность, открывающиекак большие возможности для правильного физического воспитания и занятиймногими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствиинормальных условий физического развития). Вот почему соразмерность мебели, закоторой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой — этоважнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условиявсей его дальнейшей работоспособности.
 У младших школьников энергичнокрепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. Приэтом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны ксравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются сдвижениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рукзаканчивается к девяти-одиннадцати годам, а запястья — к десяти-двенадцати.Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьникнередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстроутомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.Перегружать младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиямине следуете. Встречающееся у детей желание переписать графически плохосделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстроутомляется.
 У младшего школьника интенсивнорастет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительновыносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получаетдостаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Весголовного мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваютсялобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболеесложных функций психической деятельности человека.
 Изменяется взаимоотношение процессоввозбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля)становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждениюеще очень велика, отсюда — непоседливость младших школьников. Сознательная иразумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимымивнешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессоввозбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланссоответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости ивыдержке.
Таким образом, в младшем школьномвозрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укреплениескелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становитсясердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессынервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, чтоначало школьной жизни- это начало особой учебной деятельности, требующей отребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физическойвыносливости.(12, с.65)
Психологическая перестройка,связанная с поступлением ребенка в школу. Каждый период психического развитияребенка характеризуется основным, ведущим видом деятельности. Так, длядошкольного детства ведущей является игровая деятельность. Хотя дети этоговозраста, например в детских садах, уже учатся и даже трудятся посильно, все жеподлинной стихией, определяющей весь их облик, служит ролевая игра во всем ееразнообразии. В игре появляется стремление к общественной оценке, развиваетсявоображение и умение использовать символику. Все это служит основнымимоментами, характеризующими готовность ребенка к школе.
 Как только семилетний ребенок вошелв класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряет главенствующуюроль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место ведущейдеятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющеемотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных инравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколько этапов.
 Особенно отчетливо выделяется этаппервоначального вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Большинстводетей психологически подготовлены к этому. Они с радостью идут в школу, ожидаявстретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Этавнутренняя позиция ребенка важна в двух отношениях. Прежде всего, предчувствиеи желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требованияучителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами,распорядка дня. Эти требования воспринимаются ребенком как общественно значимыеи неизбежные. Психологически оправдано положение, известное опытным педагогам;с первых дней пребывания ребенка в классе необходимо четко и однозначнораскрыть ему правила поведения школьника на занятиях, дома и в общественныхместах. Важно сразу же показать ребенку отличие его новой позиции, обязанностейи прав от того, что было привычно ему раньше. Требование неукоснительногособлюдения новых правил и норм — это не излишняя строгость к первоклассникам, анеобходимое условие организации их жизни, соответствующее собственным установкамдетей, подготовленных к школе. При шаткости и неопределенности этих требованийдети не смогут ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в своюочередь, может разрушить их интерес к школе.
Другая сторона внутренней позицииребенка связана с его общим положительным отношением к процессу усвоения знанийи умений. Еще до школы он свыкается с мыслью о необходимости учения для того,чтобы когда-то по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (летчиком,поваром, шофером). При этом ребенок не представляет, естественно, конкретногосостава знаний, требующихся в будущем. У него еще отсутствуетутилитарно-прагматическое отношение к ним. Он тянется к знаниям вообще, кзнаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то ипроявляется у ребенка любознательность, теоретический интерес к окружающему.Этот интерес, как основная предпосылка учения, формируется у ребенка всемстроем его дошкольной жизни, включающей развернутую игровую деятельность.
В первое время школьник еще не знакомпо-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У него еще нетпознавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь помере углубления в математику, грамматику и другие дисциплины. И все-такиребенок с первых занятий усваивает соответствующие сведения. Его учебная работаопирается при этом на интерес к знанию вообще, частным проявлением которого вданном случае выступает математика или грамматика. Этот интерес активноиспользуют учителя на первых занятиях. Благодаря ему для ребенка становятсянужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактныхобъектах, как последовательность чисел, порядок букв и т.д.
Интуитивное принятие ребенкомценности самого знания необходимо поддерживать и развивать с первых шаговшкольного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых иинтересных проявлений самого предмета математики, грамматики и другихдисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересыкак основу учебной деятельности.
Таким образом, для первого этапашкольной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиямучителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинаетинтересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенкомэтого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеконе все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначальноиспытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь.
1.2 Содержание и особенности Я-концепции
Первым из психологов, начавшийразрабатывать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное«Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяютсяЯ-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание этого опыта). Эти двестороны всегда существуют одновременно. Именно Джеймсу принадлежит первая ивесьма глубокая концепция личностного «Я», рассматриваемого в контекстесамопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального «Я»;многие его формулировки касающиеся дескриптивной, оценочной категории «Я», чтопослужило впоследствии развития представления Я-концепции. (13.с.142)
В первые десятилетия двадцатого векаизучением Я-концепции занимались не только многие психологи но и социологи.Главными теоретиками стали Чарлз Кули и Джордж Мид.
Чарлз Кули первым подчеркнул значениесубъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей,как главного источника данных о собственном «Я». Так же он предложил теорию«зеркального-Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оцениваютдругие существенно влияют на его Я-концепцию. «Зеркальное-Я», возникает наоснове символического воздействия индивида с разнообразными первичнымигруппами, членом которых он является. Такая группа характеризующаясянепосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством ивысокой степенью тесных контактов между набольшим количеством членов группы,приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношениямежду членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки.Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибокпроцессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.
Джордж Мид считал, что становлениечеловеческого «Я», как целостного психологического явления, в сущности, есть нечто иное, как происходящий внутри «индивида» социальный процесс. Что черезусловия культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениямидля всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другогочеловека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственноеповедение. Что самоопределение человека как носителя той или иной ролиосуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуюту других людей относительно этого человека. Человек для Мида не одинокоесущество, что именно общество обусловливает форму и содержание процессаформирования Я-концепции. (17.с 242.)
Подход Эриксона, обобщен ксоциально-культурному контексту становления сознательного Я индивида – эго.Источником эго-идентичности являются, по Эриксону, « культурно значимоедостижение» Идентичность эго индивида возникает в процессе интеграции егоотдельных идентификаций. Эриксон уделял особое внимание юношескому кризисуразвития и размытости эго-идентичности в этот период. Так же Эриксон предложилгенетическую теорию формирования эго-идентичности.
Многие психологи и социологи изучалиЯ-концепцию. Но современное состояние теоретических разработок в изученииЯ-концепции индивида в значимой мере достигнуто было благодаря работам КарлаРоджерса и его клинической практике.
Самость или Я-концепция (Роджерсиспользовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как: организованный,последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств«Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми ис различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этим восприятием.Этот гештальт, который доступен осознанию, хотя е обязательно осознаваемый.
По Роджерсу, Я-концепция включает нетолько наше восприятие того, какие мы есть, но так же и то, какими бы хотелибыть, какими полагает должны быть. Этот компонент «Я» называется Я – идеальное– это «Я» которое человек больше всего ценит и к которому больше всегостремиться. Я-концепция является продуктом социализации. И отсюда вытекаютусловия (выдвинутые Роджером), важные для развития Я-концепции:
Потребность в позитивном внимании –для любого человека важно чтоб его любили и понимали другие. Эта потребностьуниверсальна, развивается как осознание «Я», она всепроникающая и устойчива.Впервые она проявляется у младенца, как потребность в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряютдругие, когда им недовольны. Позитивное внимание является либо приобретаемым,либо врожденным .
Условия ценности – это то, какчеловек оценивает свою ценность. Фактически с годами приобретая опыт, детизапоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить илюбить. И наоборот, если они будут действовать не правильно или неприемлемо сточки зрения родителей, то их е будут любить и ценить. Такое обусловленноепозитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек водних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.
Безусловное позитивное внимание – этоозначает, что человека принимают таким какой он есть, а человек поступает таккак он хочет. То есть дать или получить позитивное внимание независимо отценности конкретного поведения человека.
Роджерс утверждал, что по большейчасти поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами,человек стремиться сохранить состояние согласованности самовосприятия ипереживания. Отсюда следует логический вывод, что переживания, находящиеся сЯ-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точновосприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и егоусловиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознаниюи точному восприятию. Следует отметить, что человеческая концепция себяявляется критерием, по которому переживания сравниваются и либо символизируютсяв осознании, либо символизация отрицается.(21. с.176.)
Рассмотрев Я-концепцию висследованиях ученых можно прийти к общему определению, что Я-концепция – этоотносительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая какнеповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой онстроит взаимодействия с другими людьми и относиться к себе. Я-концепция – этопредпосылка и следствие социального воздействия, определяется социальнымопытом.
Я-концепцию можно рассмотреть каксовокупность установок, направленных на самого себя. В основном установкиподчеркивают три главных элемента:
1. Убеждение, которое может бытьобусловленным и не обусловленным. Когнитивная составляющая установки (образ Я)– представление индивида о самом себе, как правило кажутся ему убедительныминезависимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективноммнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способысамовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разными.
2. Эмоциональное отношение к этомуубеждению. Эмоционально – оценочная составляющая (самооценка) – аффективнаяоценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью,поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильныеэмоции, связанным с их принятием или осуждением. Эта оценка может бытьобусловлена соответствующими стереотипами, бытующие в той или иной социальнойсреде. Источником оценочных знаний различных представлений о себе является егосоциальное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях.И источником оценочных представлений индивида могут быть так же социальныереакции, на какие то его проявления и самонаблюдения.
3. Соответствующая реакция, которая,в частности, может выражаться в поведении. Поведенческая составляющая – илипотенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которыемогут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Человек не всегда ведет себя всоответствии со своими убеждениями. Нередко прямое, непосредственное выражениеустановки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается, в силу егосоциальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха передвозможными последствиями ) (19. С.149.)
Я-концепция контролирует иинтегрирует поведение индивида, но она оказывает влияние скорее на выбор направленияактивности, чем непосредственно направляет эту активность. Обладаяотносительной стабильностью, Я-концепция обусловливает довольно устойчивыесхемы поведения, характерные для данного человека.
Функции Я-концепции:
–достижение внутренней согласованностиличности:
–интерпретация жизненного опыта;
–определение ожиданий человека вотношении своего будущего.
Столкновение противоречащих другдругу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека осебе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. И человек всяческипытается этого избежать, предпринимая действия, способствующие достижениюутраченного равновесия, стараясь избежать внутренней дисгармонии.
Поэтому, когда человек сталкивается сновым опытом, знанием о себе, он либо:
1. Принимает, ассимилирует этот опыт,когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо,
2. Отказывается видеть вещи такимикак они есть, верить людям, сообщающим ему что–либо о себе и т.д.
3. Стремится изменить каким–либообразом себя или окружающих.
Если изменения образа себя,привносимые новой информацией, не сильно отличаются от прежних представлений осебе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения не превышают егоадаптационные возможности. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование вструктуру личности, может также усваиваться с помощью защитно-психологическихмеханизмов, таких как рационализация, когда новый опыт объясняется на основанииуже имеющегося, искажение или отрицание.
Таким образом, Я-концепция можетвыступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя отвлияний, которые могут его нарушить.
Сложившаяся Я-концепция обладаетсвойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своейпостоянной определенности, само – тождественности.
Самосогласованность Я-концепции неявляется абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости отситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальнойроли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимсяконтекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человекформирует несколько отличные образы «Я» и шаблоны поведения, соответствующиетребованиям данной ситуации. Даже при относительной жесткости Я-концепции человексохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, длясамоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач.Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этимзамешательство и последующее исследование, направленное на поиск новойидентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания исамостроительства, который идет всю жизнь.
Стабильность Я-концепции обеспечиваетчеловеку чувство уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятиисвоих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своейпреемственности опыта. Еще одна функция Я-концепции – интерпретация жизненногоопыта. Сталкиваясь с одним и тем же событием, разные люди по разному егопонимают. Проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ейприсваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениямчеловека о себе и о мире.
Очень важно с раннего детстваформировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе,уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненнойреализации.
Сформировавшиеся представления о себетакже определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Если человекуверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения отокружающих и наоборот.
Осознание этого механизма позволяетувидеть, что работа с Я-концепцией как с объектом осознанного творчества можетпозволить человеку перестать быть зависящим от прошлого, сформировавшихся в немубеждений и стать творцом собственного настоящего и будущего. Использованиеэтих закономерностей лежит в основе метода управляемой визуализации, широкоиспользуемого разными направлениями гуманистической психологии для избавленияот ограничивающего опыта прошлого, формирования желательного будущего.
Выводы по 1 главе:
Таким образом, младший школьныйвозраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основныедостижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности иявляются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшегошкольного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в своисилы.Полноценное проживание этого возраста, его позитив ные приобретенияявляются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитиеребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задачавзрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальныхусловий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуаль ностикаждого ребенка.
Также, в данной главе мы рассмотрелиособенности Я-концепии и пришли к выводу, что что Я-концепция – этосовокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.
Я-концепцию можно рассмотреть каксовокупность установок. Всякая установка – это эмоционально окрашенноеубеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции каккомплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случаеявляется сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции иоценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми.Описательную составляющую Я-концепции часто называют «образом Я» или «картинкойЯ». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам,называют самооценкой или принятия себя.

Глава 2Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника
2.1Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
Сознание и чувство «Я» не возникают учеловека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системыскладываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности – периодеформирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфическихзадач, в результате решения которых под влиянием объективных социальных условийи педагогических воздействий, складывается система отношений к миру,взаимодействие с миром, к самому себе, т.е. «Я – концепция».
Младший школьный возраст один из самыхранних и ответственных в плане развития и формирования «Я – концепции» период,так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширениюсферы «Я».
Появление таких новообразований вданном возрасте как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение) приводят к тому,что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает своисобственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях. Говоря оценностных характеристиках имеется в виду психологическая категория, котораявыражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребенка, кматериальным и духовным явлениям, к социальному окружению.
Прежде всего, это связано ссоциальной ситуацией развития и усложняющими видами деятельности, в условияхкоторых и происходит «осознания себя в обществе», через видения себя в другихлюдях и установления отношений их к нему и его к ним.(12, с. 76)
Согласно общепринятому положению вотечественной психологии о ведущей у младшего школьника учебной деятельности,происходит индивидуальное и социальное развитие. Прежде всего формируетсяпозиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности(развитие мышления, способности анализировать, обобщать, сравнивать(, а такжевоспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учениестановится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управлениясобой.
В социальной позиции «Я в обществе»реализуется потребность в приобщении себя к обществу, рассмотрения себя средидругих, утверждения себя среди других, самореализации.
«Я и общество» – это некая социальнаяпозиция, в которой реализуется определении своего места в обществе, вобщественном признании, осознании своего «Я» в системе равноправных отношений сдругими людьми.
Ставя себя в позицию «Я ученик», ребенокпытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное иобщественно оцениваемое место. Ребенок не только осознает себя субъектом, но ииспытывает потребность реализовать себя как субъект.
Школьная жизнь наполнена оценочнымиотношениями. Их особенность в том, что они включены в различные видыдеятельности, поведения, а также и сама личность ученика. Особенно большоевлияние на становление «Я –концепции» оказывает оценка результатов учебнойдеятельности. Именно от осознания успехов, достижений, возможностей в этом видедеятельности складывается вся система оценочных отношений к себе и другимлюдям, которыми опосредованы многие поступки детей. Таким образом, оценкаучебной деятельности перестраивает мотивационно-потребностную сферу младшегошкольника, эмоционально-ценностного отношения к себе, т.е источником длявозникновения адекватных и неадекватных самооценок.
Кроме того, от самооценок учебнойдеятельности зависят и самооценки и других видов деятельности, самооценка можетдоминировать в качестве доминирующего мотива своей деятельности и поведения.
Стремление «быть как все» возникаетиз-за многих условий, особенности которых можно проследить в групповом методеработы детей, где индивидуальность каждого теряется; желанием вписаться в общество«себе подобных»
Стремление «быть лучше чем все»проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, получить признаниесвоих трудов, т.к. успехи становятся предметом постоянного интереса и обозрениясо стороны окружающих, и в первую очередь в классе, среди сверстников. Такимобразом, проблема взаимоотношений в группе сверстников, как собственно и вдругих социальных группах ближайшего окружения определяет адекватностьоценочных отношений между её членами. (18, с. 87)
Кроме того, ближайшее окружениевлияет на половую идентичность. Младший школьник знает о своей половойидентичности и стремиться утвердить её в своём поведении, видах деятельности, винтересах и увлечениях. Источники половой идентификации в современном миреочень разнообразны, в которых содержатся бесконечное число знаний и смыслов,определяющих формирование психологических установок на половое развитие.Результатами данного процесса отражаются в поведении, самооценках, т.е. «Я –концепции». Вообще, идентифицируя себя с определенной группой или отдельнойкатегорией людей, человек показывает свою значимость данной категории,связывает с ней определенные потребности: признание ими интересов, увлечений,так и потребность в их оценке своих достижений, поддержке при неудачах. Вмладшем школьном возрасте чаще всего такой категорией являются взрослые люди,но, может быть, группа сверстников. Таким образом, младший школьник и познаетсебя, задает планку для своего развития, утверждает себя, чувствует своюсамостоятельность и уверенность в себе.
Уверенность или неуверенность в себескладывается у ребенка под влиянием оценок окружающих и результатов собственнойдеятельности, когда определенная самооценка поддерживается окружающими и уребенка возникает потребность в её сохранении. Выражением этой потребностиявляется некоторый устойчивый уровень притязаний. Знать уровень притязания исамооценку необходимо, чтобы правильно воздействовать на него. От того, какребенок реагирует на оценку окружающих, в соответствии с полученной оценкой онстроит своё взаимодействие с ними. (22, с. 97)
От того уровня притязаний исамооценки, которое имеет младший школьник, зависят представления о своёмбудущем. Хотя младший школьник и живет сегодняшнем днем, основы егонравственного и профессионального самоопределения закладываются именно в этомвозрасте. Через свои интересы и увлечения, которые младший школьник воплощает вжизнь, он пытается выяснить, оценить, понять свои возможности, соотнести ихтребованиями, ребенок постепенно начинает ориентироваться на свою оценку,проявлять самостоятельность.
К концу младшего школьного возрастасамооценка может выступать в качестве мотива своей деятельности, поведения иобщения, а также становится показателем качественного изменения его «Я –концепции». Но в тоже время оценка окружающих не утрачивает своего значения,т.к. младший школьник постоянно сверяет свою самооценку с мнением окружающих.Кроме этого, он сам является источником оценивания других, поэтому важно, чтобымежду ними складывались взаимопонимание, обеспечивающее адекватностьвзаимооценивания. В качестве таких условий выступает сложившееся «Я-концепция».
Объективные условия формированияличности, а значит и «Я- концепции», включают в себя макро-, мезо- имикрофакторы. Их влияние на формирование личности посвящено много работ нетолько в области психологии, но и других наук: социологии, этнологии,педагогики, истории и др.
Оптимальным условием полноценного издорового функционирования психики человека, как любой саморазвивающейсясистемы, является, по Б.Г. Ананьеву «обеспечение открытого взаимодействия илидиалога на всех этапах и уровнях развития человека».(3. с. 98.)
Среди феноменов самосознанияличности, одним из центральных феноменов является «диалогичность самосознания».
В исследованиях многих ученыхпоказано, что уже на ранних этапах онтогенеза человеку необходимо для егопсихологической жизни взаимодействие с другим человеком. На ранних этапахразвития ребенка от общения со взрослым в семье закладывается его общийфундамент установки к миру социальных отношений, собственному «Я», настановление самопознания и самоотношения.
Проблема взаимосвязи становления «Я»и межличностной коммуникации широко рассматривается в психологии.
Формирование «Я – концепции» можетрассматриваться как результат усвоения ребенком определенных отношений к немуродителей. Еще в работах Э.Эриксона стержнем концепции развития личностивыступает «чувство Я» или идентичность. Важнейшим средством выработки «чувстваЯ» является родительская забота и любовь.(30. с. 259.)
В исследованиях отечественныхпсихологов систематизированы виды родительских отношений, которые можнопредставить как «многообразные, независимые измерения»:
любовь – враждебность;
автономия – контроль,
и позволяет выделить ряд«неадекватных способов воздействия родителей на «образ Я» ребенка,обусловленных психическим неблагополучием самих родителей.
Другой социальной группой, имеющейбольшое значение для развития «Я- концепции» личности ребенка, является детскаясубкультура. (1, с.92)
Возникновение детской субкультурыобусловлено половозрастной стратификацией общества. Как целостныйисторико-культурный феномен своими корнями уходит в глубокую древность.Носителями детской субкультуры является детская группа, детское сообщество.
Детская группа представляет собойсоциально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельстваразвития общества и обладающую собственным социальным статусом. Выражением иреализацией социального статуса является социальная роль детской группы,которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям.
Подчиняясь основнымсоциально-психологическим закономерностям, детская группа имеет собственнуюспецифику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и содержаниемдетской субкультуры, специфической ролью сверстников в социализации ребенка.
Сверстники – это сообщество детейодного возраста, приблизительно равных по физическим характеристикам,социальному положению в обществе.
Дома все члены семьи занимаютопределенную ступень в возрастной и социальной лестнице, поэтому различия междуними очевидно для ребенка. В группе сверстников ребенку нужно доказывать, чтоон стоит наравне с другими. В семье ребенок всегда любим, а группе сверстниковон должен заслужить уважение, проявить активность, не отставать от других.Поведение ребенка не всегда оценивается взрослыми достаточно полно, некоторыедостижения могут быть даже и не замечены или неадекватно поняты ими так, какэто расценивают сверстники.
Т. о. группа сверстников необходимаребенку для разрешения многих психологических проблем, связанных с социальным ииндивидуальным развитием.
В рамках процесса социализации группасверстников оказывает значительное влияние на современного человека.Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредствомопределенных психологических механизмов, к которым относятся научение,подражание, заражение и идентификация. В результате работы этих механизмовребенок усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и«вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой».(19, с. 76)
Общение со сверстниками – это«специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этогообщения вырабатывается навыки социального взаимодействия, увеличивается наборего социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. Помнению И.С. Кона, «включение в общество сверстников расширяет возможностисамоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. По меретого, как расширяется и обогащается круг его»принадлежностей», выражающийсясловом «мы», усложняется и «образ Я». (17, с. 96)
Общение со сверстниками это ещё и«специфический вид эмоционального контакта», обеспечивающий ребенку чувствоэмоционального благополучия и устойчивости. Оно также облегчает «автономизациюот взрослых».
Главным детерминантом проявлениямежличностных отношений в группе сверстников является совместная деятельность,её содержание и ценностные характеристики.
Т.о. в совместных видах деятельностикаждый член группы, благодаря личной активности, становится участникомполучения знаний, оценок окружающих и формирования представлений о себе.
Знания, полученные о другом человеке,никогда не остаются достоянием только познающего, в той или иной форме ондоводит их до сведения других, т.е. ситуация обратной связи, когда именносубъект восприятия получает от партнера по общению сведения относительно того,каким он воспринят
Вся школьная жизнь – это набороценочных ситуаций. Оценивается и результат ученических работ, поведениеучащихся, оценивается и сама личность ученика (его отношение к учебе, своемувнешнему виду, отношения со сверстниками). Результаты данной ситуацииоткладывают отпечаток на развитие самоотношения ученика на личностныевзаимоотношения со сверстниками, на положение школьника среди сверстников илиего социальный статус.
Проблема личных взаимоотношений вгруппе сверстников всегда привлекало внимание психологов
Чаще всего в литературе эти отношенияхарактеризуются узостью межличностных связей, представляющие собой отношениямежду двумя детьми, группы либо вообще не возникают, либо проявляютсяэпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют.Лидерство носит одиночный характер, каждая из подструктур имеет своего лидера.
Исследователи исходят, что у младшихшкольников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными моментамивыбора оказываются игровые. У большинства общение только в школе, таким образомпо содержанию, широте, устойчивости межличностные отношения остаются на низкомуровне развития.
Т.о. многие условия способствуютпродолжения развития «Я- концепции» младшего школьника, под воздействиемрасширяющегося социального окружения и усложняющейся деятельности, развиваютсяадекватные самооценки, а значит и сама личность в целом.
2.2 ИсследованиеЯ-концепции в младшем школьном возрасте
Наше исследование проводилось в школе№14 г. Волжского в 3 «Б» классе. Возраст детей 10-11 лет. В классе 21 учащийся.
Для изучения психологическихособенностей Я-концепции младших школьников использовались следующие методики:
Исследование самооценки по методикеДембо-Рубинштейна (Приложение №1)
Методика, направленная на определениеэмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).(Приложение №2)
/>Первая проведенная нами методика — исследование самооценки пометодике Дембо-Рубинштейна. Детям были розданы бланки, на которых уже былиначерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся отмечалисоответствующими значками :
При каком уровне развития этихкачеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость засебя(х);
Как они оценивают развитие у себяэтого качества, стороны в данный момент (-).
Исследование проводилось в спокойнойобстановке. Время на выполнение давалось 25 минут. При обработке учитывалисьпоказатели уровня самооценки.
Полученные результаты представлены втаблице(Приложение № 3)
Также результаты наглядно изображеныпри помощи диаграммы:
/>
Рис. 1. Самооценка у учащихся пометодике Демо-Рубинштейна
По итогам данной методики можносделать вывод, что у 8 человек завышенная самооценка, что составляет 36%, у 7человек – средняя (32%), у 7 – низкая (32%).
Анализируя выявленные показатели,можно отметить, что вся группа испытуемых по уровню самооценки поделена на трипочти равные группы – дети с высокой, низкой и нормальной (средней)самооценкой.
Следующая методика направлена наопределение эмоционального уровня самооценки.
Детям раздали бланки, которыесодержат 5 заданий ( 5 субтестов).
На выполнение детям давалось 25минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.
Полученные результаты представлены таблице(Приложение№5)
Результаты выявления уровня можнопредставить в виде диаграммы (рис. 2).
/>
Анализируя полученные результаты,можно сделать следующий вывод: согласно данной методике высокий уровеньсамооценки лишь у 17%, средний – 30%, а низкий у 30% учащихся. Так же можносказать, что 74% учащихся в 3 классе признает свое сходство с другими, а вот26% считают себя уникальными.
В учебной деятельности учителюследует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группудетей с низким уровнем самооценки.
Были разработаны рекомендации учителюпо работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
При организации внеклассныхмероприятий включать учащихся в групповую работу;
Учить слушать других;
Воспитывать чувство сопереживания;
Оценивая работы, показывать какположительные, так и отрицательные моменты;
Аргументировать оценки.
Рекомендации учителю по работе сдетьми с низким уровнем самооценки:
Не предъявлять к ребенку завышенныхтребований;
Не использовать слова, унижающийдостоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
Вовлекать учащихся в коллективнуюработу;
При организации внеклассныхмероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
Предлагать в учебной деятельностизадания творческого характера.
2.3 Программаформирования «Я-концепции» младших школьников
«Основная цель развития «Я-концепции» заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепленияи обратной связи, к внутренним источникам и средствам позитивного и адекватногосамовосприятия» – подчеркивал Р.Бернс (8 с.39) Это обеспечивает человекучувство собственного достоинства, личностной неповторимости и ведет его ксамостоятельности и самоактуализации.
Особенности развития личностимладшего школьника создают благоприятную почву для позитивного воздействия,т.к. он стремиться иметь положительную самооценку, признание как со сторонывзрослых, так и у сверстников.
Но как показывают результатыпедагогической практики, у детей имеются объективные трудности в установлениисогласованности между желанием «быть хорошим» и реальным поведением. Во многомэто объясняется индивидуально-типическими и общевозрастными особенностямиразвития личности младшего школьника. Кроме того, у младшего школьника ещётолько формируются активные механизмы психологической защиты от нежелательныхоценок окружающих, от собственных неудач, поэтому необходимо развить у негонавыки самоодобрения, поддержки, поощрения, стать самому себе источникомадекватной самооценки. Трудность состоит в том, что у младшего школьникаотчетливо выступает тенденция к переоценке своих возможностей, на этом фонедети склонны подменять многие понятия, так например, большая часть испытуемыхавторитет у сверстников заменили понятием дружбы; уверенность в себе как силу(физическим качествам); мы склонны думать, что самооценку многие понимают никак признание своей ценности, ни как чувство превосходства над другими людьми,прежде всего над сверстниками. Это, в первую очередь, обусловлено системойшкольного обучения и семейного воспитания, где ребенок находится в ситуациипостоянного сравнения с другими людьми, и меньше всего оценивается динамика его«личностного роста». Поэтому при составлении программы (Приложение №6)выделилиследующие направления:
помощь в открытии своего личностного«Я»;
повышение уверенности в себе;
ориентация на позитивные отношениямежду окружающими людьми.
В соответствии с выделенныминаправлениями задачи:
Формирование необходимых знаний,характеризующими личностное «Я» ребенка.
Формирование адекватногоопосредованного отношения к результатам в учебе и других видах деятельности,стать самому себе источником одобрения в полезных начинаниях.
Развитие ориентации на позитивнуюоценку качеств других людей, особенно сверстников.
Способствовать развитию позитивногореагирования на оценку окружающих.
При планировании работыиспользовались принципы комплексного влияния на интеллектуального иличностно-мотивационного уровня развития младшего школьника, т.е учитывающийиндивидуальные особенности школьника и уровень его подготовки.
Подбор заданий обеспечиваетактивность всех детей, эмоционально-благоприятную обстановку.
При поурочном планировании основноевнимание уделяется практическим заданиям: в форме привычных игр и упражнений;включение детей в поисковую деятельность с использованием невербальнойкоммуникации, проигрывание этюдов, изобразительного творчества, сказкотерапии;адаптированные варианты известных в практической психологии методиктестирования, рекомендованных для образовательной сфере и снабженных нормативнымипоказателями.
Целесообразность данных приёмов мывидим в следующем:
расширение способов межличностногообщения;
освоение ролевого поведения, т.е.умение смотреть на мир глазами других людей;
проявление творческой активности;
снятие напряженности и скованности;
повышение интереса к своей личности иличности другого человека.
Введение регулярных занятий создаетусловия для позитивного формирования «Я – концепции» младшего школьника,развитию его представлений о себе, заботе о своём «личностном росте»;определению сдвигов в общении со сверстниками, повышение своей «ценности».
ОБЗОР ПРОГРАММЫэтап задача 1. Ориентировочный
познакомить учащихся с правилами и элементами работы в группе;
создать условия для положительного восприятия работы в группе;
сплочение группы 2. Основной реализация целей и задач программы 3. Диагностический получить обратную связь от работы в группе.
Каждому из выделенных этаповсоответствуют определенные разделы и уроки.
Выводы по 2 главе
Сюжетно-игровое построение урокапозволяет варьировать объём материала, даёт возможность учащимся самим выбиратьигровую ситуацию, модифицировать и направлять её. Разнообразие ситуацийспособствует обретению младшими школьниками успешности, проявлению ихиндивидуальности, что является важнейшими предпосылками обретения уверенности всебе, чувства самоуважения, достоинства как важнейших составляющих позитивногопредставления о собственной личности.
Перечисленные условия, реализуемыекомплексно, определяют эффективность процесса формирования исследуемойЯ-концепции, обусловливающей развитие значимых личностных качеств, необходимыхдля успешного включения в процесс освоения ключевых компетентностей.
Основными задачами создания даннойпрограммы являются: включение младших школьников в процесс самопознания,обусловливающего осознание ими своего телесного Я, уровня притязаний,коммуникативных навыков, чувства ответственности, развитие субъектности;формирование у учащихся позитивного эмоционально-ценностного самоотношения иотношения к окружающим, адекватной самооценки, способности к рефлексии; навыковконструктивного взаимодействия с окружающими, обеспечение активного участия ихв разных видах деятельности на творческом уровне, развитие у детей уверенностив своих возможностях и способностях.

Заключение
Анализируя психолого-педагогическуюлитературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личностиявляется «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:
Когнитивный;
Оценочный;
Поведенческий;
Я-концепция — одно из базовых понятийгуманистической психологии, относительно устойчивая совокупность представленийиндивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидомстроится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми.
Несмотря на устойчивость,«я-концепция» — не статическое, а динамическое образование. На формирование«я-концепции» влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важныконтакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самомсебе. В современной психологии Я-концепция рассматривается как один изкомпонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективнойвнутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким онвидит, чувствует и представляет себя самЯ-концепция – это совокупностьустановок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваютсятри главных её элемента, её три психологические составляющие:
Образ Я – представление индивида осамом себе.
Самооценка – аффективная оценка этогопредставления, которая может обладать различной интенсивностью, посколькуконкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции,связанные с их принятием или осуждением.
Потенциальная поведенческая реакция,то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я исамооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценкииндивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальныеотношения и множество других личностных проявлений.
Также мы рассмотрели особенностимладшего школьного возраста и выяснили, что данный возраст является наиболееблагоприятным для формирования позитивной Я-концепции
Я-концепции в учебно-познавательнойдеятельности, обусловливающей становление значимых личностных качеств учащихся(познавательная и контрольно-оценочная самостоятельность, инициативность,ответственность как умение ставить и достигать цели, способность кконструктивному самовыражению и взаимодействию, способность к рефлексии, умениеустанавливать и устранять причины возникающих трудностей, толерантность,сформированная система нравственных и поведенческих ориентаций).
Анализ современного состоянияисследуемой проблемы в психолого-педагогической теории, изучение основныхнаправлений решения данной проблемы в практике организации начального обучения,проведение экспериментального исследования показали, что возможно качественноеизменение характера Я-концепция личности младшего школьника при условииорганичного включения в образовательный процесс начальной школы соответствующеймодели организации учебно-познавательной деятельности.
Усваивая в процессе обучения ивоспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействиемоценочных суждений других учителей, сверстников относиться определенным образомкак к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе какличности. С возрастом он все с большей определенностью различает своидействительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определеннымиличностными качествами.
Ребенок не рождается на свет скаким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его Я-концепцияскладывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье ишколе.
Для наибольшей успешности формированяЯ- концепции нами предложена программа, которой могут руководствоваться впедагоги и психологи образовательных цчреждений

Списоклитературы
Абрамова Г.С.Возрастная психология. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.
АмонашвилиШ.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальныеисследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1999.
Ананьев Б.Г.«Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2.М., Просвещение,1999.
Бабанский Ю.К.«Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М.,Просвещение, 2000.
Бернс Р.Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс,2002.
Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1998.
Большойпсихологический словарь/ Сост и общ. ред. Б. Мешеряков, В. Зинченко. СПб:ЕВРОЗНАК, 2004.
БордовскаяН.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2006.
Возрастныевозможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., 1996.
Вопросы общейдетской психологии / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 2004.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
Зимняя И.А.Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. иперераб. – М.: Логос, 2004.
Зубков Т.И.Формирование познават. активности слабоуспевающих уч-ся нач. кл. — Дисс. канд. пед.наук. — Екатеринбург, 1999
Кларин М.В.Инновация в мировой педагогике. — Рига, 2005
Ковалев А.Г.«Психология личности». М., Просвещение, 1999.
Лейтес Н.С.«Умственные способности и возраст». – М.: Воронеж, 2001.
Лейтес Н.С.Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М.: Воронеж, 1997
Липкина А.И.«Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающегошкольника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: 1991.
Липкина А.И.Самооценка школьника. М., 1999.
Лозовая В.И.Целостный подход к формированию познават. актив. школьников. Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Тбилиси, 1990
Макаренко А.С.Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.
Матюхина М.В.«Психология младшего школьника». – М.: Просвещение, 2000.
Мудрость воспитания/ Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. — М., 1988.- 288с.
Першина Л.А.Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2004.
Психология А –Я: Словарь-справочник/Майк Кордуэлл. –М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002
Реан А.А.,Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005.
Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: Владос, 2004.- Кн. 1: Система работы психолога с детьмиразного возраста.
Роджерс К.Р.Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс»,1994.
РубинштейнС.Л. Человек и мир. М.: Педагогика,2000.
Рувинский Л.И.Нравственное воспитание личности. М., 2001.
Савенков А.И.Психологические основы исследовательского подхода к обучению: пособие дляВУЗов. – М.: «Ось-89», 2006.
СлободчиковВ.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002.
Спиркин А.Г.Сознание и самосознание. М., 1972.
СухомлинскийВ.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980.
Фрейд З. Психологиябессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.
ЧкрносвистовЕ.В. Личность и ее окружение. М.: Крон, 1996.
Шахова И.П.Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. — Воронеж,1998.
Эльконин Д.Б.Введение в психологию развития. М.: Тривола, 2004.
Якобсон С.Г.Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения,№3, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Переживание бедности как социальной неудачи атрибуция ответственности, стратегии совладания и и
Реферат Нравственные основы христианства Филосовские взгляды Руссою Религиозно-филосовские взгляды
Реферат Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мираКонцепции современного естествознания
Реферат О материальной сущности жизни
Реферат О первичных основаниях нравственности
Реферат О соотношении этнического и социального
Реферат О критерии знания
Реферат О содержании понятий "бытие" и "сущее"
Реферат О социологическом анализе миграционных процессов
Реферат Структура и организация деятельности фирмы
Реферат О начальных принципах
Реферат О чем мыслят философы
Реферат Теории мотивации
Реферат О первой логической ошибке экзистенциализма и родственных ему теорий
Реферат Образ мира в философии