Реферат по предмету "Психология"


Этнопсихологические проблемы адаптации мигрантов

Курсовая работа
на тему: «Этнопсихологические проблемы адаптации мигрантов.Толерантность в отношении национальных меньшинств»
Введение
Социальнаяработа как научная и практическая деятельность, а также учебная дисциплинаносит выраженный комплексный характер. Она является к тому жеинтердисциплинарной. В центре ее стоит человек и его связи в общностях.Социальный работник осваивает и использует ресурсы многих смежных дисциплин,практику и методику – психологии, социальной антропологии, педагогики, права,социологии и культурной антропологии, педагогики, права, социологии иполитологии, искусства, литературы. Все это позволяет, привлекая духовныересурсы, способствовать созданию благоприятной ментальной среды длявзаимодействия мигрантов и принимающего общества. Этим облегчаетсяаккультурация мигрантов, актуализация ценностных ориентаций, осознаниедостоинство и прав человека, понимание значения солидарности, поиска своейидентичности.
Актуальностьтемыисследования состоит в наибольшей важности и остроте проблемы адаптациимигрантов и толерантного отношения к национальным меньшинствам в России.Обращение внимания на отечественный и зарубежный опыт социальной работы с мигрантами
Объектисследования: отечественный и зарубежный опыт в области социальной защиты и адаптациимигрантов и толерантности к этническим меньшинствам; мигранты, беженцы ивынужденные переселенцы, адаптирующиеся в современном российском обществе.
Предметомисследования являются этнопсихологическиепроблемы адаптации мигрантов и толерантность в отношении национальныхменьшинств.
Цельисследованиязаключается в выявлении специфики этнопсихологической адаптации мигрантов,беженцев и вынужденных переселенцев в современном российском обществе, а такжеособенности толерантного отношения к национальным меньшинствам (отечественный изарубежный опыт).
Гипотеза исследования: Степень социальнойадаптации мигрантов определяется характером их связей на личностном и групповомуровнях с социальными институтами и группами, органами власти и управления, атакже соотношением социальных и экономических показателей уровня жизнимигрантов и местного населения, сближением (совпадением) образов «Мы» и «Они»,характеризующим идентификацию приезжих, взаимным усвоением мигрантами и местнымнаселением элементов культуры, социальных норм и ценностей.
Основныезадачи:
1. Изучитьправовые основы регулирования миграционных отношений в РФ.
2. Разобратьпонятие социальной адаптации мигрантов.
3. Проанализироватьотечественный и зарубежный опыт адаптации мигрантов.
4. Описатьпринципы социальной защиты национальных меньшинств.
5. Систематизироватьспецифику толерантного отношения к национальным меньшинствам в России и зарубежом.
Методыисследования:
1. Методанализа литературы по теме социальной адаптации мигрантов и толерантности кнациональным меньшинствам.
2. Копированиематериалов ведомостей социальных учреждений по проблематике темы исследования.
3. Методстатистического исследования на получение материала для анализа по темеисследования.
1. Специфика миграции в России, понятиесоциальной адаптации, отечественный и зарубежный опыт адаптации мигрантов 1.1 Правовые основы регулирования миграционных отношений вРоссийской Федерации
Российская Федерация в настоящее время является открытымгосударством, в том числе, для граждан других государств, которые могутсвободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, чтообъективно возникают различного рода вопросы, связанные с перемещением натерритории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Миграция можетрассматриваться с позиции как положительного, так и отрицательного влияния наобщество, но, как и любой социальный процесс, миграция несет в себе позитивныйзаряд лишь в случае целенаправленного использования ее конструктивного дляпринимающего общества потенциала.
Вопросы регулирования правовых отношений в сфере миграциинеобходимо рассматривать в двух отдельно взятых направлениях: внутренней ивнешней. Внутренняя миграция – это перемещение граждан Российской Федерации,что не требует дополнительного правового регулирования, так как конституционныенормы конкретизированы в соответствующем федеральном законодательстве, вкотором закреплены основные положения о праве граждан на свободу передвижения ивыбор места жительства и места пребывания. Влияние государства на внутреннююмиграцию в целях развития экономики может осуществляться лишь экономическими идругими влияющими на мотивацию граждан методами[1].
Что касается внешней миграции, то так как она непосредственно влияетна социально-экономические права граждан Российской Федерации, этот процессдолжен быть урегулирован в рамках взаимосвязи конституционно-правовых иадминистративных мер, то есть законная внешняя миграция – приоритетконституционно-правовых основ[2].
Если же государство не контролирует и не регулирует миграционныеотношения в обществе, то может возникнуть определенная напряженность. Ведьнарастающее количество прибывающих из-за границы государства мигрантовобъективно влияет на возникающие социальные проблемы для местного населения идля соответствующих государственных структур, которые, как правило, не готовыоперативно решать их социальные, экономические, психологические проблемы, чтонегативным образом сказывается на самих мигрантах. Социальная неустроенность,отсутствие работы, жилья объективно способствуют криминальной активности средимигрантов. И наоборот, резкое и неконтролируемое увеличение доли мигрантовпорождает ответную негативную реакцию местного населения[3].
Подобные социальные процессы уже имеют место в РоссийскойФедерации, особенно в тех регионах, где наблюдается увеличение долинетитульного населения. Так, из доклада Уполномоченного по правам человека вРоссийской Федерации следует, что в настоящее время на территории России находится5–10 миллионов нелегальных мигрантов. По оценкам Госкомстата России к 2010 г.количество нелегальных трудовых мигрантов прогнозируется в пределах от 14 до 19миллионов человек.
С 15 января 2007 г. в России вступили в силу два федеральныхзакона – «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» ипринятый в новой редакции закон «О правовом положении иностранных граждан»,создающие предпосылки для изменения принципов регулирования иммиграции.Законодательные акты предусматривают упрощение процедур регистрации иностранныхграждан по месту пребывания, а также их трудоустройства, то есть направлены нарешение проблем, препятствующих легализации иммигрантов.
Новый порядок коснулся и временных мигрантов. Регистрация по местужительства со штампом в паспорте для них заменена уведомительным учетом поместу пребывания, причем перечень требуемых для постановки на учет документовсокращен до минимума. Впервые со времен существования паспортной системывведена модель, отстраняющая милицию от процедуры регистрации мигрантов. Этопоистине революционное изменение, позволяющее надеяться на сокращение коррупциив данной сфере.
Не менее решительно изменен порядок трудоустройства иностранцев – нотолько тех, кто приехал в Россию из стран СНГ на безвизовой основе. Трудовыересурсы из бывших союзных республик наше государство считает приоритетными,поэтому преференции в их отношении естественны. Теперь разрешение на работувыдается лично мигранту, а не работодателю, как раньше; работодатель же получилправо свободного найма иностранного гражданина, имеющего такое разрешение – трудовуюкарту. Иными словами, отменена «привязка» работника к работодателю[4].
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ (в ред. от 6января 2007 г.) «О правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации» делит всех иностранных граждан на постоянно проживающих, временнопроживающих и временно пребывающих. Именно от этого зависит объем, определяемыхв нем, прав и обязанностей. Рассматриваемый закон полностью адресованиностранным гражданам и лицам без гражданства. Режим иностранного гражданина вРоссии, как и в других государствах, устанавливается внутреннимзаконодательством с учетом международных обязательств.
Иностранные граждане могут передвигаться по территории России иизбирать место жительства в Российской Федерации в соответствии с порядком,установленным законодательством нашего государства. При этом следует учитывать,что законодательством предусмотрены основания для ограничения в передвижении вте территории, организации и объекты, где требуется специальное разрешение.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, чтонормативно-правовая база по вопросам регулирования миграционных отношений скаждым годом совершенствуется и приобретает все более новые характеристики иподходы к этой проблеме. Международное законодательство в основном основано наразработанных ранее Конвенциях и Декларациях прав человека, что гарантируетпоистине гуманный подход к каждому человеку, а также защиту прав, независимо отместонахождения человека[5]. 1.2 Понятие социальной адаптации мигрантов
С научнойточки зрения понятие «адаптация» традиционно является одним из основныхкомпонентов категориальной системы современной социологической науки.
Всоциологическом анализе социальной адаптации особенно выделяются работы потеории и практике профессиональной адаптации мигрантов к российскому рынкутруда. В последнее время стали активно освещаться проблемысоциально-экономической адаптации перемещающегося населения в условияхнабирающих темпы рыночных преобразований, практика этнопсихологическойадаптации в инонациональной среде и некоторые другие аспекты. Сегодня ужедостаточно много работ посвящено исследованию проблем адаптации и приживаемостимигрантов на постсоветском пространстве. Для мигрантов, в равной мере как и дляпринимающей стороны, важно формирование и сохранение среды, способствующейбезболезненному вхождению прибывших людей в существующий на новом месте социум[6].
С социальнойадаптацией тесно связана адаптация психическая. Будучи социально обусловленнойобщественным характером вызывающих ее изменений, психическая адаптация черезформирование целей и программы, воздействует на эффективность адаптивнойдеятельности, придает динамике этой деятельности индивидуально-эмоциональнуюокраску.
Социальнаяадаптация мигрантов – это деятельность, направленная на оптимизацию взаимоотношенийчеловека с окружающей средой, с одной стороны, и изменением самой среды в целяхприспособления ее к интересам жизнедеятельности человека на новом местежительства – с другой.
Адаптацияпротекает более или менее легко в том случае, если социальные нормы,предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже освоенных ею. Если же нормыи правила существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается исопровождается психологическим дискомфортом, нервными срывами, низкойсоциальной активностью.
В контекстемиграционных процессов социальная адаптация предстает еще и как особый типсоциального процесса, направленного на то, чтобы включить в обычную жизньобщества группу (категорию) людей, которая была искусственно вырвана из этойжизни в результате каких-либо экстремальных условий. Следовательно, сутьсоциальной адаптации состоит в «переключении» людей с одного образа жизни надругой. Вынужденное переселение – это особый образ жизни, для которогохарактерны экстремальность ситуации, унижение, подавление личности. Оннакладывает весьма существенный отпечаток на структуру личности, ее ценностныеориентации, восприятие, поведение[7].
Большоезначение приобретает изучение межкультурной адаптации, в широком смысле понимаемойкак сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигаетсоответствия (совместимости) с новой культурной средой. С начала 90-х годовнаиболее предпочитаемой и адекватной моделью изучения межкультурной адаптацииявляется модель аккультурации.
Первоначальноаккультурация рассматривалась исключительно как феномен группового уровня. Подаккультурацией понимаются изменения, которые происходят в результатепродолжительного непосредственного контакта представителей разных культур – этопроцесс изменения в культуре группы. В настоящее время этот феномен изучаетсяпсихологами и на личностном уровне и называется психологической аккультурацией– это процесс изменения в психологии индивида.
Благодарясовершенствованию теории и все более последовательному изучению миграционныхперемещений ученые пришли к признанию того, что психологическое благополучие иудовлетворенность, а также эффективные взаимоотношения с представителями новойкультуры, являются важными составляющими адаптации для тех, кто совершилперемещение[8].
Такимобразом, адаптацию к новой культуре можно разделить на два вида: психологическуюадаптацию и социокультурную адаптацию.
Психологическаяадаптация относится к совокупности внутренних психологических последствий. Воснове психологической адаптации главным образом лежат аффективные реакции, связанныес ощущением благополучия или удовлетворенности. Психологическая адаптациявключает в себя хорошее самочувствие, ощущение личной и культурнойопределенности (идентичности) и достижение психологической удовлетворенности вновой культурной среде. Психологическая адаптация происходит в условиях стрессаи борьбы с ним, поэтому сильное влияние на нее оказывают: жизненные ситуации,личностные особенности индивида и социальная поддержка. Имеются свидетельстватого, что с течением времени уровень психологической адаптации подвержен колебаниям,несмотря на то, что все проблемы, как правило, максимально обостряются в самомначале миграционного перемещения.
Социокультурнаяадаптация относится к совокупности внешних поведенческих следствий связииндивидов с их новой культурной средой. Социокультурная адаптация определяетспособность «соответствовать» или эффективно взаимодействовать с новымкультурным окружением. Она связана с приобретением социальных навыков, соответствующихновой культурной среде, которые в результате дают возможность решатьсоциально-культурные проблемы в повседневной жизни. Другими словами, этоколичество и качество связей с местным населением; знание языка и особенностейновой культуры. Важными факторами, влияющими на процесс социокультурнойадаптации, являются: сходства и различия между родной и новой культурами мигрантаи продолжительность его пребывания в миграции. Изменения уровня социокультурнойадаптации более предсказуемы: на начальных стадиях кросс-культурногоперемещения адаптация осуществляется стремительными темпами, затем наступаетстабилизация и кривая роста постепенно переходит в горизонтальную линию[9].
Психологическаяи социокультурная адаптация представляют собой взаимодополняющие сферы межкультурнойадаптации. Правомерно говорить о взаимосвязи аспектов поведения, связанных спреодолением стресса, и социальных навыков. Способность справиться сострессовыми обстоятельствами предполагает практический контроль ситуации, атакже сохранение личностной целостности. Обнаружена связь между социальныминавыками и психологической адаптацией, при этом отмечено, что причиной возникновенияили обострения ряда проблем адаптации может быть недостаточная компетентность вобласти социальных навыков. В то время как социальная неадекватность ведет кизоляции и вызывает психологические нарушения, имеет место и обратная связь, посколькупсихологическое недомоганием отражается на поведении, в том числе на различныхсоциальных навыках и взаимодействиях.
В настоящеевремя введен третий тип адаптации – экономическая адаптация. Онахарактеризуется наличием или отсутствием работы, удовлетворенностью ею иуровнем профессиональных достижений и благосостояния в новой культуре.
Конечныйрезультат аккультурации – достигнутая долговременная адаптация, котораяхарактеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном илигрупповом сознании в ответ на требования среды.
Адаптацияможет привести или не привести к взаимному соответствию индивидов и среды, онаможет включать в себя не только приспособление, но и сопротивление, и попыткиизменить среду или измениться взаимно. В этом смысле адаптация – необязательнопозитивный результат. В современных подходах используется двойной смысл понятияадаптации: она может быть крайне разнообразна и представляет собой определенныйпереход от позитивных значений к негативным – от ситуации, в которой индивидысправляются со своей новой жизненной ситуацией очень успешно, до той, в которойони не способны вписаться в новое общество[10].
Как мы видим,понятие «адаптация» применительно не только к категории мигрантов. Этот терминмного лет назад вошел в обиход лексики многих теоретических и прикладных наук.По степени разработанности социальная адаптация оценивается очень высоко:выявлены основные виды, типы адаптации, проанализированы основные причиныдезадаптации, разработано множество других дополняющих понятий для полнойхарактеристики понятия «адаптация». А также проведен сравнительный анализ междупозитивными и негативными сторонами адаптации.
1.3 Зарубежный опыт в сфере адаптации мигрантов
 
Зарубежныйопыт в сфере регулирования миграционных процессов свидетельствует, что хотямиграция иностранной рабочей силы является важным источником пополнениятрудовых ресурсов в США, Германии, Франции и Великобритании, большинстворазвитых стран проводит в последние годы протекционистскую миграционнуюполитику, призванную защитить интересы своего населения и экономики.
В связи сростом политической и демографической нестабильности в 90-е годы, усложнениемпроцесса адаптации и трудоустройства иммигрантов ужесточили свое иммиграционноезаконодательство как США (с 1995 г. ежегодно допускается на въезд в странуне более 675 тыс. человек), так и европейские страны. Например, Францияограничила въезд новых иммигрантов, а Германия приняла решение не предоставлятьвид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям мигрантов,работающих по контракту, преимущественно турецкого происхождения (раньше эторазрешалось законом).
Аналогичныеужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания,Португалия.
Наиболеепоследовательно по мере возникновения новых реалий развивается миграционноезаконодательство США. Формирование миграционной политики США происходит наосновании серии законов об иммиграции, которые принимались Конгрессом, начинаяс 1906 г. В настоящее время основными законами в этой области являетсяЗакон об иммиграции (1995 г.) и Закон о реформе нелегальной иммиграции иответственности иммигрантов (1996 г.)[11]. Первым из названныхзаконов установлены гибкие ежегодные лимиты на допуск иммигрантов в страну.Лимиты определяются исходя из статистических прогнозов потребности американскойэкономики в квалифицированной рабочей силе.
Второй законужесточил уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконнойиммиграцией. Был полностью изменен порядок удаления незаконных мигрантов изстраны, включая введение ускоренной процедуры их выдворения в местах въезда вСША.
С другой стороны,Конгресс в декабре 2000 г. принял активно лоббировавшийся испаноязычнымидиаспорами Закон «О правах членов семей легальных иммигрантов»,предусматривающий значительное смягчение положений действующего иммиграционногозаконодательства в отношении возможности приобретения официального статусаиностранными гражданами, которые долгое время нелегально проживали натерритории США. Была упрощена и процедура решения вопроса о предоставленииофициального статуса (визы) родственникам и членам семей американских граждан,проживающим за рубежом.
Нарастающиемиграционные процессы побудили многие зарубежные страны внести поправки в ихзаконодательство и создать ряд ужесточенных документов по защите правмигрантов.1.3.1 Адаптация мигрантов в Швеции
Самое разноеотношение к иностранцам, приезжающим работать в страны Европы, демонстрируютжители и правительства этого государств.
Больше другихиммигрантам помогают в Швеции, утверждают социологи, которые только что провелисоответствующее исследование. Хуже всего дела в этой сфере обстоят в Латвии,добавляют они.
В «Индексеинтеграционной политики», составленном от имени консорциума 25 европейскихорганизаций (ведущую роль в котором играют Британский совет и брюссельскаяГруппа миграционной политики) говорится: в целом страны ЕС делают в этомнаправлении лишь половину того, что могли бы делать.
Всего, поданным составителей документа, в 25 государствах единой Европы сегодняпроживают около 21 млн. мигрантов. В ходе своей работы исследователи принималиво внимание 140 различных факторов, которые так или иначе сказываются на уровнежизни этих людей. В их числе: 1). Соблюдение прав мигрантов на рабочем месте;2). Возможность получения вида на жительство; 3). Разрешение на присоединение кмигрантам членов их семей; 4). Законодательство, направленное на недопущениерасизма и ксенофобии.
Все пятьстран Старого Света с самой большой долей некоренного населения – Великобритания,Испания, Германия, Италия и Франция (в них в общей сложности проживает, поменьшей мере, половина всех мигрантов ЕС) – оказались в первой половинеИндекса; из них лучше всех об эмигрантах заботятся в Италии.
Тем не менее,подчеркивают авторы, только Швеция набрала достаточно баллов для того, чтобысчитаться страной, в которой приезжие интегрируются без сколько-нибудь заметныхпроблем.
Похвальныхслов из уст составителей «Индекса» добились и многие другие европейскиегосударства, однако каждое из них недобрало баллов, по крайней мере, в одной изключевых областей.
В общейсложности девять стран характеризуются как «относительно благожелательные» поотношению к мигрантам; пять получили отметку «удовлетворительно», а 10оказались ниже этого уровня.
Швециязаработала 100% в том, что касается прав, предоставляемых иностранным рабочим, ией совсем немного не хватило для того, чтобы получить столь же высокую отметкув области долговременных прав на поселение мигрантов.
Латвия, сдругой стороны, подверглась критике за ограничение прав приезжих и за то, что кним практически не прислушиваются при определении политики страны.
В сфере,касающейся возможности переселения к мигрантам их родственников, больше всегоочков заработали Швеция и Португалия, а хуже других в этом обстоят дела вАвстрии, Дании и на Кипре.
Кроме того,Швеция названа страной, предоставляющей мигрантам большие возможности подолгосрочному поселению: здесь, по словам исследователей, создана справедливая,простая и прозрачная система получения вида на жительство.
Высокиепозиции в этой категории занимает и Соединенное Королевство, которое добилосьуспехов и в сфере натурализации. Тем не менее, составители «Индекса» попенялиЛондону на специальный закон, позволяющий лишать человека британскогогражданства, – несмотря на то, что закон этот был пока применен лишь единожды,в отношении человека, признанного судом виновным в участии в террористическойдеятельности.
Ирландия, сдругой стороны, набрала меньше всего очков в этой области: здесь, по словамисследователей, права мигрантов на поселение дискриминационны и привязаны кзанятости, а не к тому, сколько времени провел приезжий на территории страны,или насколько тесные родственные связи он имеет в ней.
ПравительствоИрландии, как и многих других европейских стран, столкнувшихся с постояннорастущим потоком мигрантов, сейчас пересматривает свое законодательство в этойсфере.
Что касаетсястран Восточной Европы, входящих в состав Европейского союза, то они получилисамые низкие оценки в области участия мигрантов в политической жизни.
На основаниивышесказанного, видно, что проведен небольшой экскурс по нескольким европейскимстранам, не только Швеции. Однако основной акцент сделан на положительныестороны в отношении мигрантов именно этой страны (по данным Индексаинтеграционной политики).
2. Национальные меньшинства, социальная защита итолерантность 2.1 Социальная защита национальных меньшинств
Социальнаяработа с этническими меньшинствами во многом аналогична социальной работе смигрантами. В России, одном из самых многонациональных, полиэтническихгосударств планеты, проживают более 200 этносов. Если обратить внимание наэтнополитическую карту нашей страны, то нетрудно заметить, что она представляетсобой огромное красочное полотно[12].
В освещенииданной темы следует исходить из того, что экономические, политические измененияв России затронули, прежде всего, национальные меньшинства.
Национальныеменьшинства отражают социальную структуру всего общества в миниатюре, включая всебя все социальные слои и социально демографические группы, а также социальныеявления. Главное условие работы с национальными меньшинствами – наличие знанийо том, кто они такие, как возникают и каковы особенности национальныхменьшинств России по сравнению с национальными меньшинствами в другихгосударствах[13].
Возникновениенациональных меньшинств неотрывно от этнической истории человечества и, как ужеотмечалось, происходит в результате этнической миграции. С одной стороны,миграция играет положительную роль в жизни государства, с другой стороны, ееналичие нередко становится причиной возникновения конфликтных ситуаций междукоренными и некоренными жителями. Миграция можно рассматривать как условиевозникновения человечества – проблемы этнических меньшинств возникают в моментзарождения национальных государств и этносов, способных осознать своюидентичность и свое отличие от других. История перемешивает народы, ассимилируяпобежденных в состав победителей. Многие народы, поглощенные другими,прекращают свою собственную этническую историю, однако это происходит невсегда.
Государственнойбазой работы с национальными меньшинствами является ФЗ «О национальнокультурной автономии», принятый Государственной Думой 22 мая 1996 года иодобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. Закон защищает права граждан,относящих себя к национальным меньшинствам, не имеющих административно-территориальных,национально-государственных образований в Российской Федерации, и впервыепредоставляет юридические гарантии возрождения, сохранения и развитиямногочисленных национальных общностей, насчитывающих более тысячи.Национально-культурная автономия – общественное объединение с правомюридического лица. Оно действует на принципах добровольного членства,самостоятельности и самоуправления, уважительного отношения к языку, культуре,религии и традициям других этнических общностей, соблюдения законности[14].
Нарегиональном уровне защита национальных меньшинств активно осуществляется ПравительствомСанкт – Петербурга (Комитет по внешним связям Санкт – Петербурга).
ЗадачиКомитета по внешним связям:
· Реализацияи проведение государственной политики Санкт – Петербурга в сфере развитиявнешних связей Санкт – Петербурга, межрегионального сотрудничества Санкт – Петербурга.
· Координациядеятельности по разработке и реализации программ международной техническойпомощи и делового сотрудничества, в том числе в рамках развития городскогохозяйства, социальной сферы, образования, культуры и здравоохранения Санкт – Петербурга.
· Координациядеятельности по организации участия граждан и организаций в межрегиональных имеждународных конференциях и иных межрегиональных и международных мероприятиях,проводимых исполнительными органами государственной власти Санкт – Петербурга.
· Обеспечениереализации государственной политики, направленной на поддержку и развитиенациональных культур, языков, традиций и обычаев этнических общностей,проживающих на территории Санкт – Петербурга.
· Организацияработы по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, использованию ихвозможностей для развития связей с зарубежными странами.
· Осуществлениеиных задач в области внешних связей Санкт – Петербурга в соответствии сдействующим законодательством.
В городе осуществляютсвою деятельность около 70 национальных объединений. Для полноценной защитыэтнических меньшинств Правительством СПб и Валентиной Матвиенко разработана в2006 году программа «Толерантность»[15], а также,при Комитете по внешним связям Санкт – Петербурга, работает Экспертный совет повопросам укрепления толерантности в Санкт – Петербурге. В состав Экспертногосовета входят эксперты-консультанты из числа руководителей и специалистовведущих научно-исследовательских и государственных учреждений Санкт – Петербурга,традиционно проводящих исследования в сфере межнациональных отношений иформирования толерантности[16].
В современномроссийском обществе очень важна социальная защита национальных меньшинств нетолько на государственном уровне, но и на уровне Субъектов РФ. В Санкт – Петербургеактивно разрабатываются соответствующие Комитеты, а Комитетами –соответствующие программы и проекты. Создаются все более многочисленныенациональные объединения, призванные защищать права отдельных наций в трудныхусловиях.
 
2.2Толерантность в отношении национальных меньшинств
XXI век характеризуется всебольшим нарастанием глобализационных тенденций, и уже не осталось ни однойзначимой сферы общественной деятельности, где бы эти тенденции не проявлялись.Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, свидетелем которых сталочеловечество в конце XX века, ставит проблему толерантности в качествеодной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом[17].
Мировоесообщество в лице ООН, обеспокоенное подобными тенденциями в общественномразвитии, объявило 1995 год годом примирения и терпимости, целью былопровозглашено представление возможности индивидам развить в себе культуру мирав повседневной жизни и поведении[18].
В условияхглобализации мир все чаще сталкивается с нетрадиционными формами конфликтов,разрушительные последствия которых зачастую заключены в феномене «сила слабых»,то есть в возможности агрессивного меньшинства терроризировать «большие» страныи навязывать им свои правила игры[19].
Вмногонациональном государстве тот или иной этнос стремится идентифицироватьсебя и определить свой статус на основе языка, расы, религии, и пытается этосделать в соперничестве или даже борьбе с господствующей нацией, с властью.
Глобальныегеополитические, экономические, социокультурные изменения в мире совпали срадикальными трансформационными процессами в России. В свою очередь, они немогли не коснуться и сферы этноконфессиональных отношений. Глобализациязатронула и такие наиболее интимные сферы общественного развития, какэтническое и религиозное сознание. Проявлением глобализационных тенденций врелигиозной и национальной сферах стало расширение религиозного сознания,повышение религиозного фактора в жизни общества. С другой стороны, наблюдаютсяпроцессы регионализации, локализации, выступающие как обратная сторонаглобализации. Тенденции глобализации проявляются в расширении межэтнического имежконфессионального взаимодействия людей.
Проблемасохранения толерантности и культуры мира в полиэтническом регионе являетсязалогом и гарантом его стабильности, успешного функционирования и развития.Общность современного человеческого мира формируется теперь из сочетанияразличных региональных, экономических, политических, этнокультурных объединений,поэтому для достижения взаимопонимания в современном человеческом сообществелюбая социальная или культурная система, взаимодействующая с другими всохранении и формировании человеческой общности, обретает право на признание ееспецифичности. Признание специфики такой системы становится общим правиломсовременного мира и характеризует наличие в обществе толерантного пространства[20].
В настоящеевремя этническая толерантность вызвана к жизни необходимостью в любомполиэтничном сообществе, в масштабах всего человечества согласовыватьэтнические формы жизнедеятельности и поведения, различные, поройальтернативные, преодолевая при этом негативные особенности этноцентристскоговидения мира, этнические стереотипы, поскольку приходится решать немало общихпроблем[21]. С начала1990-х годов повсеместный рост этнической нетерпимости поставил перед ученыминеобходимость изучения такого феномена как этническая толерантность, до тогонаходившегося в тени научного интереса. Конечно, уже с конца 60-х годовзатрагивались некоторые моменты, тем или иным образом связанные с этническойтолерантностью. Так в этнической социологии и этнопсихологии исследовалиустановки людей разной национальности на межэтнические контакты в различныхсоциальных группах. Но новым стало то, что в условиях распада СССР исепаратистских настроений в Российской Федерации специалисты должны были ответитьна потребность в дальнейшем теоретическом осмыслении данного феномена,конкретном его изучении в разных регионах и у разных народов, соотношении сдругими социально-психологическими, политическими, идеологическими явлениями,связанными с этничностью в частности.
Дефициттолерантности в современном российском обществе является одним из факторов,препятствующих его выходу из системного кризиса. Широкое распространениетолерантности в обществе немыслимо без появления критической массычеловеческого материала, способного к положительной адаптации в современномсложном и многообразном социуме[22].
Терпимостьроссиян к чужому опыту во многом основывается на понимании того, что получаемыйв ходе диалога (культур, цивилизаций, политических партнеров) ответ в принципенельзя получить никаким другим путем, и опыт этот обогащает сферу не толькополезного, но и духовного, ибо в ходе диалога возделывается поле взаимногосогласия людей, растет копилка общечеловеческих ценностей[23].
Каксвидетельствует история, в процессе общения, диалога разных культур, противостоянияфилософско-мировозренческих позиций личные интересы людей довольно частонаходятся в состоянии конфликта. Предотвратить вражду и противостояниеразнородных интересов призвана именно толерантность. Поэтому современнаяситуация в стране требует понимания трактовки толерантности в гуманистическомаспекте: найти в конфликтогенной ситуации ту меру, которая выступала бы каккультуропорождающая структура диалога индивидов, консолидировала и духовнообогащала российское общество.
Идеятолерантности понимается как форма отображения в общественном сознанииобъективного существования плюрализма культур, способов и стилей жизни, разныхмоделей и концепций понимания мира и места человека в нем. Толерантностьпредполагает, что, с одной стороны, субъекты взаимодействия сохраняют своюнезависимость и автономию, а с другой стороны – они не должны ограничиватьсвободу других, т.е. понимать и определять их самобытность и самоценность,уважая их право выбора, право быть иными в своих взглядах интересах, привычках,верованиях, которые, в тоже время, не должны противостоять самой идеетолерантности[24].
Межнациональноеобщение выступает как разновидность и атрибут межличностного общения людейразных национальностей. Человек, общающийся с представителем другойнациональности, должен не ущемлять национальные интересы, достоинство, гордостьлюдей, с которыми ему приходится общаться, а напротив, учитывать особенностикультуры, этики, психологии этого народа, с уважением относиться к историческойпамяти нации, национальному языку, религии, традициям и обычаям. Достигаявысокого уровня межнационального общения, мы приобретаем мощный факторгуманизации социальных отношений, очищения от какого-либо негатива в общении слюдьми другой национальности[25].
Терпимость иненасилие традиционно трактуются как «непротивление злу», в массовом сознанииони чаще воспринимаются как покорность, пассивность, попустительство и т.д.Однако терпимость – это активная и целеустремленная позиция, противоположнаянетерпимости и насилию.
Поэтому дляосуществления перехода к толерантному типу социальных отношений необходимоформирование и массовое воспроизводство такого типа личности, которая обладалабы развитой культурой толерантности. Пропаганда всех видов терпимости являетсяодним из главных направлений деятельности таких международных институтов, как ООН,ЮНЕСКО и др., так как толерантные установки проявляют себя активной жизненнойпозицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениямнетерпимости как к недопустимым.
Культурнаятолерантность личности предполагает способность субъекта к продуктивномудиалогическому взаимодействию с другими культурами. Процесс формированиякультурной идентичности определяют личностный подход. Поэтому одной изактуальных задач духовно-нравственного воспитания современной молодежи являетсяформирование позитивной этнической идентичности, которая составляет ядронационального самосознания и представляет собой баланс толерантности поотношению к собственной и другим этническим группам.
Понятие«толерантность» рассмотрено с точки зрения различные наук. Приведены концепцииизучения толерантности в современном полиэтническом обществе, описаны основныепричины возникновения нетерпимости и интолерантности в России. А также данынекоторые рекомендации по активизации благоприятных тенденций толерантности кнациональным меньшинствам. 
2.3 Опыт некоммерческой организации Санкт – Петербурга«Санкт-Петербургский Дом Национальностей»
ПрограммаСанкт-Петербурга «Толерантность».
Историясоздания СПб ГУ «СПб ДН» напрямую связана с историей национально-культурныхобъединений СПб и современной национальной (этнической) политикой,осуществляемой Правительством Санкт-Петербурга.
Идея созданияДома национальностей принадлежит национальной общественности Санкт-Петербурга,объединенной в национально-культурные сообщества – автономии (НКА), объединения(НКО) и землячества, большинство из которых вошли в такие этноорганизующиеструктуры как: Региональная общественная организация «Санкт-Петербургский Домнациональных культур» и Региональная ассоциация национально-культурныхобщественных объединений Санкт-Петербурга «Лига наций».
СПб ГУ«Санкт-Петербургский Дом национальностей» был основан согласно распоряжениюПравительства Санкт-Петербурга №1158 от 02.08.2005 года. Летом 2005 года онразместился в особняке на Моховой, 15.
Этогосударственное учреждение, находящееся в подведомственном подчинении Комитетапо внешним связям Санкт-Петербурга и курируемое им.
Частьдеятельности СПб ГУ «СПб ДН» связана с молодежной средой – студентами,школьниками, подростками и детьми. Для них разрабатываются и проводятсямероприятия, направленные на воспитание интереса и толерантного отношениямолодежи к многообразному национальному историческому наследию, народнымкультурам, различным языкам и их носителям – жителям СПб.
В 2006 году вСанкт-Петербурге по указанию Губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенкоразработана уникальная программа действий Правительства Санкт-Петербурга пообеспечению мира и согласия в многонациональном петербургском сообществе –«Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактикипроявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006–2010годы», краткое название – Программа «Толерантность».
Программа«Толерантность» разрабатывалась Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга иКонсультативным советом по делам национально-культурных объединений приПравительстве Санкт-Петербурга, к работе над ней привлекались специалистыведущих научно-исследовательских и государственных учреждений Санкт-Петербурга,традиционно проводящих исследования в сфере межнациональных отношений иформирования толерантности – социологи, этнографы, психологи, педагоги.
В делереализации Программы «Толерантность приглашаются к диалогу и сотрудничеству всеконструктивные силы, заинтересованные в создании в Санкт-Петербурге прочногогражданского мира – органы местного самоуправления, научные, образовательныеучреждения и учреждения культуры, общественные организации и объединения, атакже каждый петербуржец.
Для всехжелающих высказать свои соображения относительно возможных мероприятий и мер вобласти сохранения культурного разнообразия и распространения норм толерантногоповедения в Комитете по внешним связям Санкт-Петербурга работает горячая линия.
Всепоступающие предложения будут внимательно изучаться и анализироватьсяЭкспертным советом по вопросам укрепления толерантности в Санкт-Петербурге,созданным специально для обеспечения высокопрофессиональногонаучно-методического сопровождения реализации Программы «Толерантность».
Рассчитывается,что реализация Программы «Толерантность» будет способствовать утверждению вобществе принципов взаимоуважения, веротерпимости и толерантности, внесет свойвклад в формирование высокой культуры общественной жизни, культуры, обладающейпрочным иммунитетом от каких бы то ни было проявлений вражды, национальной ирелигиозной розни.
Толькопризнание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважениекультурных особенностей, присущих представителям разных народов и религий, всочетании с демократическими ценностями гражданского общества могутсодействовать укреплению подлинно толерантной атмосферы жизни Санкт-Петербурга.
Заключение
Социальнаяработа, в большей части как прикладная наука, в процессе своего становления, впитывалав себя некоторые наработки из различных наук: психологии, философии,демографии, экономики, социологии, медицины.
Поэтомусоциальная работа, как научная деятельность, включает в себя множествосамостоятельных направлений, например, таких как социальная защита, социальноеобеспечение и страхование, социальное проектирование и прогнозирование и др.
Важнейшейотраслью, которая повлияла на становление социальной работы и социальнойзащиты, стала оценка отечественного и зарубежного опыта. Практика социальнойработы других, более социально-развитых стран привнесли изменения и в практикусоциальной работы в России, подтолкнула ее к развитию и усовершенствованию.
В рамкахсоциальной работы с мигрантами важен момент психологической адаптации. Состороны принимающего государства не всегда приходится ожидать организацииблагоприятных условий для приезжих. В исследовании было рассмотрено понятиесоциальной адаптации, ее виды, причины негативных явлений. Также было выявленыположительные тенденции в области толерантного отношения к национальнымменьшинствам. Обозначен имеющийся зарубежный опыт адаптации мигрантов, исистематизированы достижения в сфере толерантности на региональном уровне, вчастности, в Санкт – Петербурге.
Основныезадачи курсовой работы выполнены, гипотеза исследования не опровергается.Общие выводы
Исходя извсего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
– нормативно-правоваябаза по вопросам регулирования миграционных отношений с каждым годомсовершенствуется и приобретает все более новые характеристики и подходы к этойпроблеме. Международное законодательство в основном основано на разработанныхранее Конвенциях и Декларациях прав человека, что гарантирует поистине гуманныйподход к каждому человеку, а также защиту прав, независимо от местонахождениячеловека;
– понятие«адаптация» применительно не только к категории мигрантов. Этот термин многолет назад вошел в обиход лексики многих теоретических и прикладных наук. Постепени разработанности социальная адаптация оценивается очень высоко: выявленыосновные виды, типы адаптации, проанализированы основные причины дезадаптации,разработано множество других дополняющих понятий для полной характеристикипонятия «адаптация». А также проведен сравнительный анализ между позитивными инегативными сторонами адаптации;
– нарастающиемиграционные процессы побудили многие зарубежные страны внести поправки в ихзаконодательство и создать ряд ужесточенных документов по защите правмигрантов;
– проведеннебольшой экскурс по нескольким европейским странам, не только Швеции. Однакоосновной акцент сделан на положительные стороны в отношении мигрантов именноэтой страны (по данным Индекса интеграционной политики);
– всовременном российском обществе очень важна социальная защита национальныхменьшинств не только на государственном уровне, но и на уровне Субъектов РФ. ВСанкт – Петербурге активно разрабатываются соответствующие Комитеты, аКомитетами – соответствующие программы и проекты. Создаются все болеемногочисленные национальные объединения, призванные защищать права отдельныхнаций в трудных условиях;
– понятие«толерантность» рассмотрено с точки зрения различные наук. Приведены концепцииизучения толерантности в современном полиэтническом обществе, описаны основныепричины возникновения нетерпимости и интолерантности в России. А также данынекоторые рекомендации по активизации благоприятных тенденций толерантности кнациональным меньшинствам.
Литература
национальный толерантность меньшинствомиграционный
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) //Российская газета от 25 декабря 1993 г., №237.
2. Декларацияпринципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцииЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
3. Международная конвенция о защите прав всехтрудящихся-мигрантов и членов их семей (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №45/158 от 18 декабря 1990 года. Вступила всилу 1 июля 2003 года).
4. Федеральныйзакон от 17.06.1996 №74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О национально-культурнойавтономии» // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, №25, ст. 2965.
5. РаспоряжениеПравительства Санкт-Петербурга №1158 от 02.08.2005 года.
6. Постановлениео программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактикипроявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006–2010годы (Программа «Толерантность»).
7. Алексеенок А.А,Социальная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев:теоретико-методологические подходы к исследованию // Труд и социальныеотношения. – 2007. – №5.
8. ВестникУполномоченного по правам человека в РД №1.2008.
9. ДжонУ. Бери, Аккультурацияи психологическая адаптация, обзор проблемы, Развитие личности №3–4 / 2001.
10.  Лебедева Н.М., ТатаркоА.Н. Кросскультурный анализ социально-психологических факторовэтнической толерантности и типичные стратегии межгруппового взаимодействия вполикультурных регионах России // Этническая толерантность вполикультурных регионах России / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко.– М.: Изд-во РУДН, 2002.
11.  Лялякин Ю.А. Конституционно-правовыеосновы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: диссертацияк.ю.н.: 12.00.02 Москва, 2007.
12.  Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.Сборник тезисов научно-практической конференции 16–17.03.2007 /ред. Хухлаев О.Е.,Руссита Т.Э. – М.: МГППУ, 2007.
13.  Психология. Учебник длягуманитарных вузов под редакцией В.Н. Дружинина Издательство: Питер: 2001.
14.  Солдатова Г.У. Психологиябеженцев и вынужденных переселенцев. – М.: Смысл, 2001.
15.  Стефаненко Т.Г. «Социально-психологические аспекты изученияэтнической идентичности», – М.: 2000.
16.  Стратегии межкультурноговзаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей /Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. – М.: РУДН, 2009.
17.  Технологии социальнойработы: Учебник под общ. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002.
18.  Толерантность вмежкультурном диалоге / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. – М.:Изд-во ИЭАРАН, 2005.
19.  Холостова Е.И. Социальнаяработа: Учебное пособие. – 5-е изд. – М.: «Дашков и К», 2007.
20.  Этническая толерантностьв поликультурном обществе: диссертация к.ф.н.:09.00.11, Вагабова Н.М. –Москва: РГБ, 2007.
21.  Юрьев В.В. Онекоторых особенностях миграционных процессов в условиях глобализации
22.  unesdoc.unesco.org/Ulis/cgi-bin/ulis.pl?
catno=11335&set=4AE92CB5_3_91&gp=0&lin=1&ll=r
23.  wbase.duma.gov.ru:8080/law?d&nd=981605195&mark=r981605005
24.  wn.com/AryasVahter
25.  www.123people.co.uk/s/leyli+nazarova
26.  www.balticregion.fi/Proekt % 202.pdf
27.  www.baltinfo.ru/2010/10/13/Detyam-migrantov-predlozhili-nachat-s-bukvarya-166942
28.  www.dp.ru/a/2010/10/19/Adaptacija_migrantov_po-pi
29. http://www.gazeta.spb.ru/34679–0/
30.  www.mdn.ru/information/sections/Etnicheski1/
31.  www.russian-wife.co.uk/gal/details/500064239/cc6372fab
32.  www.polit.ru/analytics/2010/12/21/migr.html
33.  www.socionauki.ru/journal/articles/129876/
34.  www.ulitka.com/
35.  www.unesco.org/ulis/cgi-bin/ulis.pl? catno=80150&set=4C23D0B5_0_283&gp=0&lin=1&ll=r


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.