СОДЕРЖАНИЕ.1. Этические проблемы работы психолога. Стр. 3 2. Основные принципы работы практического психолога. Стр. 7 3. Этические стандарты психолога. Стр. 12 4. Этические нормы профконсультанта службы занятости. Стр. 19 5. Список использованной литературы. Стр. 25
1. Этическиепроблемы работы психолога.
Последствия общения с консультантом имеют большуюличностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта — развивающим или разрушающим личность клиента — зависит от соблюдения имэтических принципов профессиональной деятельности.
В своей работе практический психолог сталкиваеися стак называемыми этическими проблемами и «соблазнами». Наиболее типичные из них представлены ниже:
1. Соблазн власти. Известно, что у психологаимеется много возможностей сделать людей зависимыми отсебя. Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.
2. Проблема ответственностипсихолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов),психологне должен всю ответственность брать на себя. Егозадача более сложная — постепенно сформировать чувство и готовность кответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультантотвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения — это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъектусамоопределения.
3. Соблазн самокрасования наработе, когда консультант использует свою профессию скореедля демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей. Но,с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (неуметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении«производить впечатление» найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимальнопроявить себя и консультируемому клиенту.
4. Соблазн следования «методическиммодам», когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологииконсультант тратит массу времени на ознакомительноезнакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну изних.Но, с другой стороны, консультанты, действительно, не должны отставатьот последних новинок. Вероятно, здесь требуетсяопределенная мера.
5. Проблема «денег-подарков» за оказываемые консультационныеуслуги. При анализе данной проблемы часто вспоминаютоб экспериментах (большей частью из области психиатрии и психотерапии),«доказывающих» большую эффективность платных услуг, когда клиент, заплатив немалые деньги, более ответственно относитсяпроводимой с ним работе. Но вот как пишет об этом в свое известной книге«Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» Э.Шостром: «… вбизнесе личность — это уже не столько личность, сколько машина для деланияденег. Когда психотерапевт становится бизнесменом, ему невозможно удержаться отовеществления своего клиента (1992, с. 126). Но, как признается сам Э.Шостром,ему тоже «нужно кормить семью», поэтому он «вынужден брать со своих клиентовгонорары». Чтобы как-то успокоить себя, он пишет далее: «Вы платите не за любовьвнимание, которое я вам оказываю, вы платите компенсацию за потраченное на васвремя», которого «у меня существенно меньше, чем душевной теплоты и любви кчеловечеству». Но тут же он добавляет, что «бизнесмен в отношении своихпотребителей исповедует похожую философию (Шостром, 1992, с. 127). />
6. Проблема чрезмерного экспериментирования, когдаконсультанту в какой-то момент захочется обобщить свой опыт и написать научнуюстатью (или сделать диссертацию). Можно не заметить, как клиенты из живых людейсо своими проблемами могут превратиться для психолога-экспериментатора в«статистический материал», и помощь в решении их проблем уйдет на второй план.Естественно, психолог-практик не должен отказываться от научного поиска иэкспериментирования, но приоритетом все-таки должна оставаться консультационнаяпомощь.
7. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровьеи об интересах своих родных и близких. Например, психолог, чтобы не показаться«черствым», всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраиваетдополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может,действительно, больше не с кем общаться и т.п. Нередко отсутствие элементарнойпсихогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическуюбольницу. Примечательно, что с синдромом «эмоционального сгорания» педагогаодни авторы (Х.ДжФрейденберг, К.Кондо) связывают его самозабвенность в работе,чрезмерное сочувствие, мягкость, а другие авторы (Е.Махер), наоборот, савторитаризмом и низким уровнем эмпатии (Форманюк, 1994, с. 61). Как говорилана своих лекциях известный психотерапевт А.С.Спиваковская, консультант недолжен глубоко погружаться в проблемы клиента, если он не обеспечил свои«тылы», которые позволили бы ему выйти из проблем консультируемого человека ивернуться в свое нормальное состояние.
8. Соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценкиэффективности консультационной работы. Как известно, консультацияпо сути своей чаще всего прогностична, то естьориентирована в будущее и полноценно оценить качество работы консультантачасто можно лишь спустя много времени (оперативные показателиэффективности, то есть данные наблюдения, самоотчеты клиентов, мненияэкспертов и т.п. носят частичный характер). Не помогают здесь и показателиэффективности, используемые в научных работах и диссертациях, посколькучасто они бывают сложны в использовании и отражают лишьотдельные (исследуемые) аспекты самоопределения.
Поэтому кто-то из консультантов,сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, может работатьнедобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественнаих помощь клиенту. Отсюда, одной из важнейших становится проблемапрофессиональной совести психолога-консультанта.
10. Проблема «позднего прозрения» клиента может возникнуть при работе склиентами, которые захотят осмыслить какой-то важный этап своей жизни или всюжизнь в целом. Если консультант покажет такому клиенту, что многое изсодеянного человеком на самом деле никчемно и даже преступно, то этим он можетнанести клиенту большую душевную травму, после которой человек окажется вглубоком кризисе. Вероятно, вести с клиентами откровенный разговор на такиетемы можно лишь тогда, когда консультант будет уверен в способности человекапережить подобную правду.
11. Проблема «сапожника без сапог». Имеет ли право консультант,сам до конца не самоопределившийся в жизни, помогать самоопределяться другим людям? С другой стороны, имеет ли право консультант помогать другим, сам никогда не испытывая сложностей профессионального и личностного самоопределения? — Вероятно, ответ и здесь находится где-то посередине. Нов любом случае, консультант, при работе с конкретнымклиентом, должен на время отодвинуть в сторону свои проблемы исосредоточиться на проблемах клиента.
12. Проблема отсутствия на данныймомент в стране общепризнанных идеалов личностного и профессиональногосамоопределения. Известно, что одной из существенных характеристикподросткового возраста (и не только подросткового) является подражание другим,стремление влить на кого-то, перенимать его лучшие, с точки зрения клиента, качества. Если раньше в России были свои герои иобщепризнанные таланты, на которых равнялось много молодыхлюдей, то сейчас большинство из них дискредитировано, ановые «герои», типа «новых русских» уже превращаются вгероев анекдотов и часто ассоциируются в сознаниибольшинства людей с преступной деятельностью. Простая констатация и даже осознание существующих этическихпроблем не может удовлетворить психологов-практиков, которые сами частотребуют способов разрешения этих проблем.
Однако сам этический характер данныхпроблем достаточно деликатен, поэтому было бы самообманом просто вооружить психологовготовыми рецептами поведения в сложных этических ситуациях. Внутренняя активностьи профессионализм самих консультантов должны проявляться и в том, чтобы уметьсамостоятельно находить ответы на сложные нравственные вопросы и достойнопоступать в уникальных ситуациях, для которых нет и не может быть каких-тоединых рецептов. />
2. Основные принципы работы практического психолога.
Рассмотрим основные принципы работы психолога. Часть из них очевидна иявляется общепринятым стандартом поведения человека в обществе, а частьопределяется спецификой профессиональной деятельности психолога.
Очевидные принципы можно обозначить такими правилами, как«не дерись с клиентом», «не плюй в клиента», «не убивай клиента», «не наносиему увечий», «не проводи консультацию в пьяном виде или в нижнем белье» и т.п.Такого рода правила являются само собой разумеющимися и их должен знать ивыполнять любой воспитанный человек (в этом смысле данныеправила являются даже банальными). Но, к сожалению, иногда и эти правилакто-то редко, но нарушает, поэтому их выделение все-таки правомерно.
Рассмотрим традиционные (этические) принципы консультирования.Хотяэтические принципы еще не сформулированы для профконсультанта,психотерапевта, практического психолога и социального работника вобщепринятом виде, но попытки их выделения имеются (см. Фирсов, 1993; Климов,1986; Мелибруда, 1986; Петровская, 1982; Рудестам, 1990; Пряжников, 1994). Всамом обобщенном виде можно выделить следующие принципы:
1. Не навреди! Или принципненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой,чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью,состоянию или социальному положению.
2. Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе, иположительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: не навешивайярлыков! Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух!
3. Принципбеспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому,какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим исоциальным положением.
4. Принцип осведомленногосогласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилахпсихологической деятельности.
5. Принимай человека таким, каков он есть. Этот принцип нуждаетсяв особом комментарии. Л.А.Петровская, анализируя подходы К.Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как«безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду что она относится кчувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрениявсего его поведения. Имеется в виду признание права накакую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога,терапевта» (Петровская, 1982, с. 36).
6. Принцип конфиденциальности, то есть сохраненияпрофессиональной тайны. Материал, полученный психологом в процессе его работы сиспытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному илислучайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не могскомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, нипсихологическую науку.
7. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональноетворчество и самостоятельный выбор методов работы.Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано итактично. Недопустимым является выяснение отношений междуколлегами и сотрудниками в присутствии клиентов.
8.Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложныепсихологические методики неподготовленным специалистам исам не используй методики, которыми в должной степени невладеешь. Психолог имеетправо браться за решение только тех вопросов, по которым он профессиональноосведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполненияпсихокоррекционных или других воздействий.
9. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, непозволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные своитайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшойтайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняйнекоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.
10. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.
11. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначаласамостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. Конкретно этотпринцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновеннозамолкать каждый раз, когда клиент захочет что-то сказать, даже тогда, когдасам психолог «еще не договорил» и тогда, когда клиент хочет сказать «какую-тоглупость»…
12.Принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личногодостоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных КонституциейРоссийской Федерации. Работа допускается только после получения согласияиспытуемого в ней участвовать.
13. Принципбезопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методикиисследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
14. Принцип предупреждения неправильныхдействий заказчика.Психолог информирует испытуемого о характерепередаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласияиспытуемого.
15.Принцип сотрудничествапсихолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальныхвозможностях современной психологической науки в области поставленныхзаказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своихвозможностей.
16.Принциппрофессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владетьметодами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействияна таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решатьпоставленную задачу, а с другой — поддерживать у испытуемого чувствоудовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу сбольным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии,полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.
17.Принцип обоснованностирезультатов исследований психолога. Психолог формулирует результатыисследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
18.Принцип адекватностиметодик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования,возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
19.Принцип научностирезультатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, чтонепременно получит любой другой исследователь такой же специализации иквалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных,которые предъявляет психолог.
20.Принцип взвешенностисведений психологического характера. Психолог передает заказчику результатыисследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретныхрекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшитьположение испытуемого, заказчика.
21.Принцип кодированиясведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия,имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
22.Принцип контролируемогохранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительносогласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам,характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, целииспользования и сроки уничтожения.
23.Принцип корректногоиспользования сведений психологического характера. Сведения психологическогохарактера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытомуобсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованныхпсихологом
24. Уважай себя как человека и как специалиста! Часто можно услышатьследующие красивые слова: «Главное средство работы психолога — это егособственная личность». Но личность является высшей ценностью и поэтому она недолжна выступать в качестве «средства». В качестве средства достижениякаких-либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенномпонимании рыночных отношений, когда все, что угодно (и личность, и любовь, идружба) может быть товаром, средством для обогащения или для получения каких-тоблаг.
Как мы видим, этикаработы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных инравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации,защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развитияличности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являютсяопределяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психологаформируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм,гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.
3. Этические стандарты психолога.
Всоответствии с вышеперечисленными принципами работы практического психологабыли приняты этические стандарты психолога, которые используются во всем мире.
1.Общие принципы
1.1.Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальныхцелей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитиеиндивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельностьнаправлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителямидругих профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либопредубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.
1.2.Психология как профессия управляется принципами, общими для всехпрофессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувствоответственности, честность и искренность по отношению к клиенту,осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональнаякомпетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.
1.3.Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов,направленных против свободы индивида и его физической или психологическойнеприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлениипыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляетсобой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они недолжны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники илисообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных илиунизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения илиподозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла быбыть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны,революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые моглибы быть истолкованы как оправдание таких действий.
1.4.Всепсихологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединенияо нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных илиунизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом такомслучае, ставшем им известным в их профессиональной практике.
1.5. Психологидолжны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать ихпри опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.
1.6. Приоказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признакупроисхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола,вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.
1.7.Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению кклиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или полученияпреимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
1.8. В особенностив письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанныи критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможностьих восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный — абнормальный, адаптированный — неадаптированный, интеллигентный — умственноотсталый.
1.9.Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добитьсяобращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобыоказаться монополистами в своей области, Психологи, работающие в общественныхорганизациях, не должны использовать это преимущество для увеличениясобственной частной практики.
1.10. Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, неимеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного примененияпсихологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаяхпосягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные иоснованные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.
1.11. Вслучае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересамиучреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальнойбеспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учетинтересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который всоответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению кадминистрации учреждения.
2. Опрофессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами
2.1. Права иобязанности профессионального психолога основываются на принципепрофессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения вопределенной организации и от профессионалов более высокого ранга иадминистрации.
2.2. Профессиональныйстатус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых длявыполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессиональноподготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария ипроцедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянноеподдержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений,
2.3. Психологне должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации врамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению ксуществующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологическихметодик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностьюуведомлены об этом заранее.
2.4. Всепсихологические данные, как результаты обследования, так и сведения овмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональныхпсихологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц.Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.
2.5. Когдаинтересы психологического обследования или вмешательства требуют тесногосотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должныобеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено наблаго психолога и его клиента.
2.6.Психологические методы не должны смешиваться — как в применении, так и в ихпредставлении общественности — с методами, чуждыми научным основам психологии.
2.7. Неотказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должныдискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те жеили иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам инаправлениям, которые научно и профессионально компетентны.
2.8. Работапсихолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоватьсятаковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся всвоей деятельности с психологией.
3. О вмешательстве
3.1. Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощьбудет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп,организаций или общин.
3.2. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям илиобщинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основныхрешаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случаенесовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуныдолжны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулированияиндивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.
3.3. Психологдолжен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методамисокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так ив случае невозможности ее достижения после применения доступных методов исредств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа,организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологиили представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.
3.4. Ни вкоем случае свобода клиента — как в отношении прекращения вмешательства, так ив отношении консультации у другого психолога или иного специалиста — не должнабыть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения наоснове достаточной информации. Психолог может отказаться продолжатьвмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другоготипа, выполняемым другим профессионалом,
3.5.Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, длятребования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычныхобстоятельствах.
3.6. Психологне должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где егороль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.
3.7.Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.
3.8. Вслучае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческойкомпании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации иохраны интересов индивидов.
3.9.Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызватьнеобоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутсяпрофессионально не способны.
4. Об исследовательских работах иобразовании.
4.1. Всепсихологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремитьсяспособствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляяисследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а такжепередавая свои знания студентам и другим профессионалам.
4.2. Привыполнении исследований психологи должны категорически отказываться отдействий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимомуущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должнывыразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случаенесовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно бытьполучено от родителей или опекунов.
4.3. Еслипсихологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом илидискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация,исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участникиопытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либовиде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, покаисследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомленызаранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом,испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе влюбой момент.
4.4. Еслиусловия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психологдолжен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербудля участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер инеобходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальнойпрограммы.
4.5.Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, таки обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению кдостоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности ицеломудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследованиипрестарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальныеограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.
4.6. Приэкспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиесяабсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели иоправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключеныили сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должноприменяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращениюосложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой сживотными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназиируководствоваться международными стандартами.
Как мы видим, всевышеперечисленные этические стандарты работы психолога основаны на принципахработы практического психолога и направлены на соблюдение прав и свободчеловека и на достижение гуманитарных и социальных целей (благополучие,здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различныхформациях индивидуальной и социальной жизни).
4. Этическиенормы профконсультанта службы занятости.
В качестве примераприменения вышеперечисленных принципов и норм рассмотрим этические нормыпрофконсультанта службы занятости.
Этические нормы призваныобеспечить:
1) решение профессиональных задач всоответствии с этическими нормами;
2) защиту клиентов отнепрофессионального и неэтичного поведения консультанта;
3) сохранение доверия междупрофконсультантом и клиентом, а также между сотрудниками службы занятости иколлегами;
4) укрепление авторитета службы занятостисреди населения.
Основными этическимипринципами профконсультанта службы занятости, определяющими его деятельность,являются:
компетентность;
конфиденциальность;
равноправноесотрудничество с клиентом, поддержка его активности;
лояльность по отношению кклиенту;
лояльность по отношению кколлегам.Компетентность
Достижение высокогоуровня профессиональной компетентности является одним из главных принциповдеятельности специалистов, работающих в области профессиональногоконсультирования безработных граждан и незанятого населения.
1. Профконсультирование вслужбе занятости осуществляется специалистом, прошедшим специальную подготовку,стажировку и имеющим допуск к консультированию безработных граждан.
2. Профконсультант долженпостоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми достижениями в сфересвоей деятельности. Специалист по профконсультированию должен способствоватьулучшению качества подготовки специалистов в этой области, передавать свойопыт.
3. Профконсультант беретна себя решение только тех задач, в которых он профессионально компетентен.
Если в ходе консультациивыясняется необходимость привлечения профконсультантов более высокойквалификации или специалиста службы занятости другого профиля, топрофконсультант должен создать для этого необходимые условия.
4. Профконсультантвыбирает методы работы, адекватные задачам и конкретной ситуацииконсультирования, использует средства профессиональной и психологическойдиагностики лишь в том случае, если без них решение профессиональных задачневозможно.
5. Профконсультантиспользует в своей деятельности только те методы профессиональной ипсихологической диагностики, которые ему хорошо известны. Применяемыепрофконсультантом методики должны быть стандартизованными и адаптированными кконтингенту клиентов службы занятости. Результаты, полученные при использованииметодик, должны быть надежными, то есть любой другой профконсультант припроведении повторного исследования с тем же клиентом по тем же методикам долженполучать аналогичные результаты.
6. При использованиикомпьютерных методов профдиагностики профконсультант должен убедиться внадежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки иинтерпретации получаемых результатов.Конфиденциальность
Принципконфиденциальности в деятельности профконсультанта означает, что информация,полученная профконсультантом в процессе его работы с клиентом, не подлежитсознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна бытьпредставлена в форме, исключающей ее использование против клиента.
Достижению соблюденияэтого принципа способствует выполнение следующих норм:
1. Профконсультант обязанпроинформировать своего клиента о пределах конфиденциальности в отношенииполученной от него информации.
2. Профконсультант обязанхранить тайну в отношении всей полученной о клиенте информации.
3. Профконсультант недолжен стремиться к сбору всей информации о клиенте. Он собирает и используетлишь ту информацию, которая необходима для решения задачи (трудоустройствоклиента, оказание ему психологической поддержки и т.д.) и которая добровольносообщается клиентом или официально получена профконсультантом от другихспециалистов службы занятости.
4. Профконсультантобсуждает информацию, полученную в ходе консультации, только в целях решения проблемклиента, только с теми людьми, которые могут содействовать решению этихпроблем, и только с согласия клиента.
5. Профконсультантдокументирует свою работу, документация содержит только необходимую информацию,зарегистрированную в стандартной форме.
Вся информация о клиентерегистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. Отчеты опрофессиональной деятельности должны быть составлены в форме, исключающейидентификацию личности клиента другими людьми.
6. Профконсультант можетиспользовать полученную в ходе профессиональной деятельности информацию внаучных и методических целях сам или передавать ее третьим лицам только встатистической форме, передача информации не должна нарушать требованийконфиденциальности.
7. На присутствие третьихлиц во время профконсультации необходимо предварительное согласие клиента.
Равноправноесотрудничество с клиентом.Поддержка активности клиента.
Позиция профконсультантапо отношению к клиенту — это позиция равноправного сотрудничества с клиентом вцелях оптимального решения проблемы занятости. Профконсультант не являетсялицом, принимающим решения за клиента, он лишь обеспечивает информационную ипсихологическую основу принятия решения клиентом.
1. Профконсультант долженсоздавать условия и поощрять активность и самостоятельность клиента в принятиирешения о выборе или смене профессиональной деятельности, формы или содержанияобучения и других решений на основе предоставленной ему информации.
2. В процессепрофконсультации консультант высказывает собственные суждения и оцениваетразличные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента впринятии им самостоятельного решения. При предоставлении услуг попрофессиональной ориентации строго должен соблюдаться принцип добровольности состороны клиента: клиент может отказаться вообще от услуг профориентации.
3. При проведениипрофконсультации не должна ограничиваться свобода клиента как в отношениипрекращения консультации, так и в отношении консультирования у другогопрофконсультанта.
4. Профконсультантинформирует клиента о целях и содержании консультации, применяемых методах испособах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии впрофконсультации.
Информирование должнобыть осуществлено в форме, исключающей возможность неправильного пониманияклиентом сущности профконсультирования и формирования необоснованных ожиданийпо отношению к возможностям и задачам профконсультанта.
5. Профконсультант обязанпредупредить клиента об использовании методов, находящихся в стадии апробации.Клиент имеет право отказаться от участия в этом.
6. Профконсультантформулирует и излагает клиенту результаты профдиагностики в терминах, понятныхклиенту. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимыхусловий.
7. Заключение по результатампрофдиагностики не должно носить категоричный характер, оно может бытьпредложено клиенту в виде рекомендаций.
8. В ходе консультациипрофконсультант должен подчеркивать способности и возможности клиента,поддерживать его поисковую активность в различных направлениях. Недопустимоакцентирование внимания клиента на его ограничениях и недостатках.Лояльностьпо отношению к клиенту
На бесплатнуюпрофессиональную консультацию в службе занятости имеет право любой гражданин,зарегистрированный в службе занятости и нуждающийся в консультации в областипрофессиональной деятельности. Гражданам, не имеющим реальных перспективтрудоустройства по имеющимся профессиям или не имеющим профессии, может бытьрекомендовано получение профессиональной консультации.
1. Профконсультантуважает личность клиента, его достоинство, права и свободы и защищает его правона свободное самоопределение в сфере профессиональной деятельности.
2. В случае, когдаинтересы клиента вступают в противоречие с интересами службы занятости, профконсультантдолжен учитывать прежде всего интересы клиента, если последние не противоречатдействующему законодательству.
3. В ходепрофконсультации не должна осуществляться дискриминация по социальному статусу,возрасту, полу, национальности, вероисповеданию или любым другим отличиям.
4. Профконсультант недолжен допускать предвзятого отношения к клиенту, субъективное отношениепрофконсультанта не должно влиять на результаты консультации.
5. Профконсультант,независимо от своего эмоционального и физического состояния, должен бытьдоброжелательным, тактичным, внимательным, вежливым по отношению к клиенту.Лояльностьпо отношению к коллегам.
Работа профконсультантаосновывается на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым)к другим специалистам и методам их работы независимо от своих предпочтений вобласти методического обеспечения, особенно в сферах деятельности, близкосоприкасающихся с профконсультированием.
1. Профконсультантвоздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работыколлег, особенно в присутствии клиента. Если профконсультант имеет претензии кстилю или методам работы своих коллег, то он может выступать с обоснованнойкритикой в кругу специалистов.
2. Профконсультант долженстрого придерживаться правил служебной этики по отношению к другим работникамслужбы занятости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ.
1. Н.С. Пряжников«Профессиональное и личностное самоопределение».
2. ПисьмоФедеральной службы занятости России от 15.09.1994г. «Об использовании «этическихнорм профконсультанта службы занятости»»