Реферат по предмету "Банковское дело"


Банковский менеджмент: содержание и принципы на примере Сберегательного Банка Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.  Содержание банковского менеджмента
1.1 Планированиедеятельности банка
1.2 Анализдеятельности банка
1.3 Регулирование иконтроль деятельности банка
2.  Принципы банковского менеджмента
3.  Планирование деятельностиСберегательного Банка Российской Федерации
4.  Анализ деятельности СберегательногоБанка Российской Федерации
5.  Регулирование и контроль деятельностиСберегательного Банка Российской Федерации
Заключение

ВВЕДЕНИЕ
Вусловиях рыночной экономики компания, корпорация, предприятие любой сферыдеятельности, в том числе банковской, требует управления. Управление, илименеджмент, предполагает учет колебаний рыночной конъюнктуры, обеспечениеконкурентоспособности, стремление к эффективной, рентабельной, социальноориентированной деятельности. Трактовки термина «банковский менеджмент»различны. Чаще всего его понимают как управление банком в условиях рыночнойэкономики. Научное определение трактует банковский менеджмент как теоретическиеи методические основы управления конкретной сферой деятельности – банковскойдеятельностью [3, с. 6].
Рыночнаяэкономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальнойконкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, заменегосударственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночныммеханизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов,ориентированных на создание новой товарной массы.
Банковскаядеятельность представляет собой специфичную сферу бизнеса, определяющуюособенности мышления и поведения занятых в нем работников, что неизбежноотражается на содержании банковского менеджмента.Сберегательныйбанк Российской Федерации, старейший банк страны, является бесспорным лидеромроссийской банковской системы, основой ее стабильности и надежности. Обладаянаиболее развитой филиальной сетью, он осуществляет операции на территории всейстраны, предоставляет услуги подавляющей части населения России, осуществляеткредитование реального сектора экономики, в том числе инвестиционных проектов,принимает участие в реализации государственных программ.
Данная работа являетсяактуальной, так как посвящена проблемам, исследованию перспективных направленийдальнейшего развития менеджмента Сберегательного Банка Российской Федерации. В современных условиях, когда на рынкекапиталов существует конкуренция за привлечение денежных ресурсов и сферу ихвложений, проблема управления банком, т.е. выбор и осуществление методовбанковского менеджмента чрезвычайно актуальна.
Целью данной работыявляется изучение уровня организации менеджмента Сберегательного БанкаРоссийской Федерации в настоящее время. Разработка данной цели требуетпостановки следующих задач:
1. изучить теоретическиеосновы банковского менеджмента;
2. рассмотреть содержаниеи принципы банковского менеджмента;
3. осветить значениеи особенности организации банковского менеджмента на примере Сбербанка РФ.
Объектом исследованияявляется Сберегательный Банк Российской Федерации.
Предмет исследования – современныйуровень организации банковского менеджмента.
В работе рассматриваются аналитическиеданные финансового положения Сбербанка РФ по справочным данным банка.
Состав работы:представленная контрольная работа содержит 30 страниц печатного текста, 4рисунок, 11 источников литературы.

1. СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКОГОМЕНЕДЖМЕНТА
Банковский менеджмент –научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковскойсфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированныхпрактикой ведения банковского дела [5, с. 4].
Банк – кредитная организация, котораяимеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковскиеоперации: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условияхвозвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетовфизических и юридических лиц [1, ст.1].
Банкпредставляет собой, прежде всего, общественный институт, в которомсосредоточены денежные вклады множества кредиторов, поэтому банковский бизнесориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранностивзятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков.
Менеджментбанка характеризуется эффективностью организации и руководства банком впостоянно изменяющихся условиях. Менеджмент является важным инструментомустойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях.
Содержание банковскогоменеджмента с точки зрения управления складывается из планирования, анализа,регулирования и контроля [3, с. 10].
1.1 Планированиедеятельности банка
Планирование даетвозможность руководству банка определить параметры развития банка, определитьцели, масштабы и потенциальные результаты его деятельности с учетом возможныхисточников и затрат.
Как правило, процесспланирования включает разработку перспективных (долгосрочных) и текущих(краткосрочных) планов-прогнозов, позволяющих определить [3, с. 11]:
· цели, задачи,стратегию и тактику развития банка, а также меры по их реализации;
· условия играницы, в которых должен осуществлять свою деятельность банк и его персонал;
· новые сферыдеятельности банка с учетом конкуренции на банковском рынке;
· конечныерезультаты деятельности.
Одним из инструментовпланирования и контроля деятельности банка являются специальные документы,утверждаемые высшим органом банка (его правлением). Назначение этих документовсостоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач,стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Процессфинансового планирования начинается с определения будущего уровня постоянныхрасходов, в связи с тем, что постоянные издержки в банковской деятельностисоставляют основную долю валовых расходов, их детальное планирование принимаетособе значение. Постоянные расходы коммерческого банка в течение определенногопериода подлежат финансированию даже в том случае, если банк заметно сократил своюактивность в силу рыночных условий или внеэкономических обстоятельств. Именноот их уровня зависит, сколько потребуется получить доходов, чтобы обеспечитьхотя бы безубыточный финансовый результат [6, с. 28].
Результатом планированияявляется разработка бизнес-плана, а также оперативных планов по отдельнымнаправлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др.политика) [5, с. 5].
Кроме того, планированиедает возможность координировать все стороны деятельности банка через различныесводные показатели.

1.2 Анализдеятельности банка
Менеджмент любогокоммерческого банка не может быть действенным без анализа достигнутых результатови оценки деятельности коммерческого банка на том или ином этапе за тот или инойпериод, без чего невозможно принять объективное окончательное решение остратегии дальнейшего развития банка [7, с. 2].
Анализ, применяемый вбанковском менеджменте, направлен, как правило, на сравнение фактическихдостигнутых результатов с прогнозируемыми, а также с результатами истекшихпрогнозов и результатами лучших банков.
Главныминаправлениями анализа, проводимого банком, является оценка [3, с. 11]:
· Развития объемныхпоказателей: активов, пассивов (особенно депозитов), собственного капитала,кредитов и прибыли;
· Ресурсной базы,включая объем, структуру и основные тенденции развития собственного капитала,депозитов и межбанковского кредитования;
· Состояния активов,включая их объем, структуру и основные тенденции развития (кредиты, инвестиции,недвижимость);
· Ликвидностьбанка, включая в расчет ее коэффициентов, выявление факторов, влияющих наликвидность, определение степени сбалансированности активов и пассивов посрокам и суммам (размерам);
· Доходность банкана основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках, расчетов системколичественных и качественных показателей, которые характеризуют доходность иприбыльность банка, а так же эффективность использования активов;
· Деятельностьбанков-партнеров, позволяющих установить лимиты их кредитования.
Наряду с этим банканализирует и оценивает кредитный портфель ценных бумаг, кредитоспособностьзаемщиков, достаточность капитала, процентную маржу и прибыльность отдельныхопераций. Результаты анализа используются его руководством для разработки стратегиии политики, как в целом, так и по отдельным сферам деятельности.
1.3 Регулирование иконтроль деятельности банка
Помимо аналитическойстороны в банковском менеджменте широко используется регулирование и контрольдеятельности банка.
Регулирование в основномобусловлено наличием государственного надзора за банковской деятельностью,который, в частности, включает требования по лицензированию банков, ограничениюсфер их деятельности, обеспечению достаточности капитала и ликвидности,формированию обязательных резервов и страхованию банковских вкладов. Поэтомувнутрибанковское регулирование в первую очередь направлено на соблюдениетребований и нормативов, устанавливаемых центральным банком страны.
Наряду с этим могут быть исобственные направления внутрибанковского регулирования, в частности [3, с.12]:
· Совершенствованиеорганизационной структуры банка;
· Подготовка новыхи совершенствование действующих инструктивных и методических материалов,процедур принятия решений, в совокупности повышающих эффективность деятельностибанка;
· Корректировкацелей, приоритетов и методов банковской стратегии и тактики (политики);
· Принятиеконкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным видам операций исозданию системы защиты от рисков;
· Совершенствованиекадровой политики, включая обучение персонала и внутреннего контроля за ним;
· Проведениемероприятий по изменению объемов и структуры кредитного, депозитного иинвестиционного портфелей;
· Изменение объемови структуры собственного капитала, а так же объемов резервного фонда.
В свою очередь, контрольв банке разделяется на внешний, связанный с контролем центрального банка ивнешних аудиторских компаний, и внутренний, который обычно осуществляетсясоветом директоров банка или менеджерами, назначенными руководством банка инаделенными полномочиями по осуществлению внутреннего контроля.
Главная цельвнутрибанковского контроля – защита интересов инвесторов, самих банков и ихклиентов посредством организации оперативной системы обнаружения отклонений отвыполнения действующего законодательства, нормативных актов центрального банкаи внутрибанковских инструкций. Внутрибанковский контроль позволяет банкуобнаружить, а затем и устранить отрицательные тенденции и недостатки в своейдеятельности.

2. ПРИНЦИПЫБАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В последнее время темасовершенствования управления, в том числе и в банковской системе, необычайноактуальна. Ее важность для большинства российских банков не вызывает сомнения всвете последних международных скандалов с неожиданным банкротством крупных ипреуспевающих компаний.
Корпоративное управлениенаправлено, прежде всего, на повышение стоимости компании и контроля засоблюдением руководством интересов ее акционеров и инвесторов. Другими словами,корпоративное управление, прежде всего, направлено на взаимодействие междусобственниками и руководящим звеном. Эффективная система корпоративногоуправления позволяет достигнуть увеличения стоимости компании, снижениястоимости привлечения капитала, а также финансовых, операционных ибизнес-рисков, повышения устойчивости компании к изменениям внешних условий.
Эффективностьуправления имеет фундаментальное значение для любого субъекта экономическихотношений, но особенно велика ее роль в механизме функционирования банков,поскольку в характерных для их деятельности условиях повышенного риска любаяуправленческая ошибка неизбежно ведет к крупным потерям, снижению ликвидности,утрате платежеспособности [8, с. 27].
В основу банковского менеджмента – управления банком в условияхрыночной экономики – положены следующие принципы [3, с. 17]:
· Ориентациябанка на спрос и потребности рынка и запросы клиентов, создание банковскихпродуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банкупланируемую норму прибыли;
· Постоянноестремление к повышению эффективности банковской деятельности, уменьшениюиздержек и получению оптимальных финансовых результатов;
· Корректировкацелей, задач, программ банка исходя из состояния рынка (кредитного,депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);
· Учетрезультирующих показателей деятельности банка и его отделений (филиалов);
· Использованиесовременных информационных технологий (компьютерных сетей, терминалов связи свалютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с цельюпринятия оптимальных решений;
· Рациональныйподбор персонала и его эффективное использование.
Под банковской деятельностью понимают организацию технологическойцепочки банковского цикла (пассивные и активные операции, финансовые услуги),обеспечение технологического процесса деятельности банка всеми необходимымиресурсами.
Банковская деятельность включает:
· Разработкуи совершенствование банковских технологий;
· Обеспечениевысокого качества продуктов и услуг;
· Проведениебанковских операций и всех видов расчетов;
· Техническоеобслуживание операций, материально-техническое снабжение банковскойдеятельности;
· Обеспечениевысококвалифицированным персоналом;
· Поддержаниестабильности и ликвидности банка.
Современные условия осуществления банковской деятельности требуютот банка такого стиля управления, который предусматривает постоянный поискновых возможностей, а так же умение привлекать и использовать средства изразличных источников для решения стратегических задач, добиваться повышенияэффективности и максимальных результатов при минимальных затратах.
Конкретные целидеятельности банка могут быть ближними и на дальнюю перспективу. Управлениебанком путем определения целей (management by objectives) производится с учетом оценкипотенциальных возможностей банка и его обеспеченности соответствующимиресурсами. Банк определяет цели общие и специфические. Общие — это общаяконцепция развития банка в целом, специфические — разработка задач по основнымвидам деятельности в рамках общих целей.
Принципывнутрибанковского управления [3, с. 19–20]:
· Принципцентрализации означает, что основные стратегические цели в банковской политикеформируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров.
· Принципдецентрализации означает, что отдельные конкретные цели и элементы политикиразрабатываются на уровне отделов или департаментов банков.
· Принцип сочетанияцентрализации и децентрализации содержит в себе разграничение полномочий междувысшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.
· Принципориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковскоеуправление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должныносить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.
· Демократизацияуправления представляет собой участие персонала банка в высшем звене управленияпутем подготовки рекомендаций в выработке целей и стратегии их достижения.
В настоящее время вРоссии управление в банках осуществляется на основе традиционных методов,обладающих рядом недостатков [10, с. 39]. Одной из основных причин преобладаниятрадиционного подхода и одновременно факторов, усиливающим негативныепроявления этого подхода является низкий уровень корпоративной ответственности отечественныхбанков перед своими сотрудниками, вкладчиками, банковскими сообществом иобществом в целом. Руководителя тех немногих отечественных организаций, которыезаявляют о своей корпоративной ответственности, понимают ее ограниченно, восновном как необходимость своевременной уплаты налогов, участие вблаготворительных программах.
Основным документом,который поможет банкам в развитии корпоративного управления, могут стать именнорекомендации Базельского комитета по банковскому надзору.
Основные принципыкорпоративного управления согласно рекомендации Базельского комитета [2].
Стратегический менеджменти базовые политики. Совет директоров должен установить стратегическиенаправления развития банка и контролировать работу менеджмента и работников подостижению целей.
Цель стратегическогопланирования и управления – внедрение новых и развитие перспективныхнаправлений деятельности банков и их продуктов так, чтобы они способствовалиросту объема операций, приумножали доходы и увеличивали рыночную стоимостьакций. Таким образом, стратегия зависит от тех целей, которые компания ставитперед собой и скорейшему осуществлению которых способствует.
Стратегическое управлениеи планирование заключаются в определении целей кредитной организации;превращении общих целей в конкретные направления работы; анализе сильных ислабых сторон организации; составлении и контроле выполнения планов еедеятельности в различных ситуациях.
Система управления должнабыть основана на принципе делегирования полномочий с вышестоящих на нижестоящиеуровни с параллельным созданием эффективной системы контроля. Одним из главныхпринципов управления становится перепоручение дел, выполнение которых нетребует непосредственного личного участия руководителя, исполнителям, способнымрешить эти задачи самостоятельно.
Уровень квалификации инезависимость Совета директоров. Совет директоров несет однозначнуюответственность за операционную деятельность и финансовую устойчивость банка.Для этого Совет должен на регулярной основе получать оперативную информацию,достаточную для оценки эффективности работы менеджмента банка.
Адекватный контроль состороны высшего менеджмента. Руководство банка – один из ключевых компонентовкорпоративного управления. Так же как и Совет директоров, оно осуществляетоценку и контроль высшего менеджмента банка, выполняет те же функции всоответствующих бизнес-циклах на линейном уровне.
Активное использование впрактике результатов работы внешних и внутренних аудиторов. Роль аудиторовпринципиальна для корпоративного управления. Работа Совета директоров именеджмента может быть улучшена за счет пропагандирования значимости ролиаудита в банке; содействия в повышении его независимости, в том числе и за счетподчинения службы внутреннего аудита напрямую Совету директоров; регулярногопроведения внешнего аудита и независимых оценок системы внутреннего контроля; своевременногоустранения выявленных аудиторами недостатков и внедрения их рекомендаций.
Система внутреннегоконтроля представлена в банке службой внутреннего контроля или аудита (отделомвнутреннего контроля), возглавляемой руководителем. Эта служба тесновзаимодействует с аудиторскими организациями, осуществляющими ежегодный внешнийаудит банка.
Базовые цели системывнутреннего контроля – обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банкатребований законодательства Российской Федерации при выполнении своих служебныхобязанностей; обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой мерпо минимизации рисков банковской деятельности; разрешение конфликтов,возникающих в процессе деятельности банка.
Система мотивации ипоощрения. Ошибки в системе вознаграждения менеджмента и ориентация накраткосрочные цели могут привести к ряду нежелательных последствий для банка.Среди них – низкая мотивация в достижении стратегических целей;несогласованность действий; повышенная рискованность банковских операций;искажение и манипулирование показателями деятельности и отчетными данными.
Повышение прозрачности(транспарентности) управления. Практически невозможно организовать эффективныеуправление банком и взаимоотношения между собственниками, Советом директоров именеджментом при отсутствии прозрачной и понятной корпоративной структуры(структура Совета, комитетов, правления, организационная и юридические структурыи т.д.). Права и обязанности каждой группы акционеров также должны быть понятныи четко сформулированы. Банку надлежит раскрывать информацию о своих владельцахи делать все для повышения своей транспарентности, так как эти усилия будутприводить к повышению качества корпоративного управления и облегчению доступа кинвестиционному капиталу.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Долгосрочное планированиепозволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы ирезультаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами.
Стратегияразвития Сбербанка России до 2014 года Утвержденная Наблюдательным советомБанка в октябре 2008 года формировалась в условиях быстро меняющейся ситуациина финансовых рынках и в экономике в целом [11].
Основнаязадача, которую Сбербанк России поставил перед собой в рамках Стратегии, —стать за пять лет одним из лучших банков в мире как с точки зрения показателейфинансовой эффективности, так и с точки зрения качества предоставляемыхклиентам услуг.
Определяяпути решения данной задачи, Сбербанк России выделил для себя пять основныхнаправлений преобразований, которые предполагают значимые изменения во всехобластях его деятельности:
· Максимальнаяориентация на клиента, превращение Банка в «сервисную» компанию.
· Комплекснаяперестройка процессов и систем, их перевод на новую «промышленную»основу. Подобная «индустриализация» систем и процессов в Банкеповысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, повыситкачество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлятькредитными и другими видами рисков.
· Внедрениеидеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всехчастях организации. Для достижения этой задачи будет произведено внедрениеПроизводственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления Банком.
· Инвестиции вчеловеческий капитал, направленные на модернизацию системы обучения персонала,расширение системы планирования карьеры и ротации сотрудников,усовершенствование системы мотивации.
· Выход на быстрорастущие банковские рынки, направленный на поддержание высоких темпов ростабизнеса в будущем. Развитие операций на международных рынках.
РеализацияСтратегии позволит к 2014 году увеличить объем прибыли Банка в 2–2,5 раза приснижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу. СбербанкРоссии должен укрепить свои конкурентные позиции на основных сегментахбанковского рынка, обеспечить долю в активах российской банковской системы науровне 25–30% [11].
Качественныеориентиры развития предполагают формирование лучших в России навыков в областиклиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, создание современнойсистемы управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогамиуправленческие и операционные процессы и системы, формирование адекватнойтребованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформы, создание корпоративной культуры,разделяемой всеми сотрудниками Банка и нацеленной на самосовершенствование ирост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованныйперсонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокую степень лояльностиклиентов.
РеализацияСтратегии в части развития операций Сбербанка России на международных рынкахпредполагает поэтапное увеличение объема и значимости международных операций засчет роста на рынках Казахстана, Белоруссии и Украины, постепенного увеличенияприсутствия на рынках Китая и Индии.
Текущие(краткосрочные) планы-прогнозы определяют рамки, границы в которых предстоитработать сотрудникам.
Главнойцелью Сбербанка России в 2009 году является обеспечение высокого качестваактивов и надежности Банка в условиях спада экономики, а также укрепление егорыночных позиций за счет успешной реализации мероприятий первого этапаСтратегии развития до 2014 года. Это год начала реализации основных проектовСтратегии Банка, обеспечивающих построение фундамента для быстрого развития впоследующие годы.
Приоритетныезадачи Банка в области финансов на 2009 год [11]:
1. Обеспечениевысокого качества кредитного портфеля. Целью Банка является удержание низкойдоли проблемной задолженности в кредитном портфеле. Основными факторамиподдержания качества кредитного портфеля частных клиентов станутсовершенствование процессов проверки безопасности, внедрение современныхмеханизмов оценки кредитоспособности заемщиков, повышение эффективности работыс просроченной задолженностью.
2. Ростэффективности. От способности Банка контролировать операционные расходы вомногом будут зависеть стабильность и конкурентоспособность Банка в ближайшиегоды, а также рыночная цена его акций и капитализация на годы вперед. Длядостижения этой задачи Банк ставит для себя следующие цели:
· оптимизироватьштатную численность персонала и сократить расходы на оплату труда за счет:
—  упрощения иоптимизации процессов, в том числе в рамках Производственной Системы Сбербанка,а также оптимизации операционной модели;
—  оптимизациисоотношения численности «обеспечивающих» и «зарабатывающих»подразделений с ориентацией на показатели лучших территориальных банков;
—  оптимизацииколичества структурных подразделений Банка;
—  обеспечитьстабилизацию расходов по статьям, направленным на текущую деятельность, иперенести основной акцент на расходы, обеспечивающие перспективное развитиеБанка: информационные технологии, реализация стратегических инициатив и т.п.
3. Увеличение объемапривлеченных средств частных и корпоративных клиентов с целью поддержаниятемпов развития бизнеса и укрепления ликвидности Банка.
4. Рост общейдоходности операций с клиентами-заемщиками, в том числе за счет развитияперекрестных продаж заемщикам некредитных продуктов.
5. Обеспечениеположительного финансового результата за счет решения всех перечисленных задачна 2009 год, что позволит нивелировать негативное влияние складывающейсякризисной ситуации в мировой и российской экономике.

4. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГОБАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анализнаправлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям наоснове сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, а также срезультатами истекших прогнозов и лучших банков.
Главныминаправлениями анализа, проводимого банком, является оценка:
1. Развития объемныхпоказателей: активов, пассивов (особенно депозитов), собственного капитала,кредитов и прибыли.
В 2008 году группаСбербанка России заработала 129,9 млрд. руб. прибыли до налогообложения поМСФО. Это ниже аналогичного показателя за 2007 год на 9,8 млрд. руб. [11].
Значительныйрост в 2008 году чистого процентного дохода на 49,6% и рост чистогокомиссионного дохода на 30,8% сопровождались:
1. существеннымростом созданного резерва на обесценение кредитного портфеля: более чем в 5,5раз до – 97,9 млрд. руб.;
2. значительнымиубытками по операциям с торговым портфелем ценных бумаг и портфелем ценныхбумаг, изменение справедливой стоимости которых отражается через счета прибылейи убытков: 16,9 и 15,2 млрд. руб. соответственно.
Чистаяприбыль в 2008 году сократилась на 8,2% по сравнению с 2007 годом и составила97,7 млрд. руб.
Совокупныйдоход группы в 2008 году составил 124,6 млрд. руб. и вырос по сравнению с 2007годом на 16,2%. Компоненты совокупного дохода группы, учитывающиеся на счетахкапитала, в 2008 году включали:
· доходы отпереоценки основных средств в размере 74,8 млрд. руб.;
· расходы попортфелю инвестиционных ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, вразмере 42,4 млрд. руб.
Ростпроцентных доходов в 2008 году на 44,6% был обусловлен как ростом среднегодовыхобъемов активов, так и ростом средней доходности. Среднегодовой объем активов,генерирующих процентные доходы, вырос на 33,8%, главным образом за счет ростаобъема кредитов на 48,8%. Доходность активов, генерирующих процентные доходы,повысилась на 90 б. п. – до 11,7%. Данная динамика объясняется следующимифакторами:
· доля кредитовклиентам в активах, генерирующих процентные доходы, увеличилась в 2008 году на8,9 п.п. – до 88,6%;
· доходностькредитов клиентам возросла на 20 б. п. – до 12,4%.
Наибольшийрост доходности среди статей активов, генерирующих процентные доходы,наблюдался по долговым торговым ценным бумагам на 170 б. п.
Процентные доходы по кредитному портфелю Процентные доходы покредитам клиентам увеличились на 51,9% – до 582,2 млрд. руб. Рост процентныхдоходов связан в первую очередь со значительным ростом кредитного портфеля восновном за счет кредитования корпоративных клиентов (см. Приложение 2).
Процентныедоходы группы по ценным бумагам за 2008 год составили 32,2 млрд. руб., что на4,0 млрд. руб. меньше результата 2007 года. Отрицательная динамика процентныхдоходов в абсолютном выражении вызвана в первую очередь реализацией в конце2007 года портфеля еврооблигаций РФ, удерживаемых до погашения, доходность покоторым значительно превышала текущую среднерыночную.
В 2008году процентные расходы группы составили 241,8 млрд. руб., что вышеаналогичного показателя прошлого года на 37,5%. Рост расходов связан в основномс увеличением основных статей обязательств группы: средств корпоративныхклиентов на 40,9% и средств физических лиц на 16,0% [11].
Процентныерасходы по средствам физических лиц и корпоративных клиентов возросли на 33,6%— до 215,0 млрд. руб. Рост расходов вызван в основном увеличением среднихостатков на счетах. При этом, несмотря на некоторый рост ставок привлечениясредств корпоративных клиентов, средняя стоимость привлечения осталась науровне 2007 года (см. Приложение 3).
Процентныерасходы по привлеченным средствам банков выросли за счет значительногоувеличения средних остатков и роста средней стоимости заемных средств намежбанковском рынке с 3,0 до 4,2%.
2.Ликвидность банка.
Втечение первых трех кварталов 2008 года Сбербанк России проводил политикууправления ликвидностью, концентрируясь на прогнозе общего профиля ликвидностиБанка во всех валютах, так как дефицит одной валюты компенсировался избыткомдругой. В качестве одного из ключевых показателей, сигнализирующих онеобходимости принятия мер для улучшения ликвидности, являлся внутренний лимитуровня норматива текущей ликвидности. Для управления нормативом помимопривлечения средств клиентов Банк привлекал средства на аукционах Министерствафинансов РФ.
В IVквартале 2008 года в результате постепенной девальвации рубля произошел оттокклиентских средств в рублях, спровоцировав дефицит рублевой ликвидности навнутреннем банковском рынке [11]. В связи с высоким уровнем ставок привлечениярублей на рынке свопов возможности компенсации дефицита рублевой ликвидности засчет имеющегося избытка иностранной валюты были ограничены. Возникланеобходимость управления риском ликвидности в различных валютах и перехода отконтроля обязательных нормативов ликвидности к контролю соблюдения необходимогофизического объема ликвидности. В результате в IV квартале 2008 года дляуправления ликвидностью Сбербанк России использовал следующие источники финансирования:операции прямого РЕПО (мгновенная ликвидность), аукционы Министерства финансовРФ (среднесрочная ликвидность с объемами привлечения до 250 млрд. руб.). Надолгосрочную ликвидность Банка повлияли субординированные кредиты от БанкаРоссии на общую сумму 500 млрд. руб.
3.Деятельность банков-партнеров.
Сбербанк России являетсякрупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четвертьбанковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) средикрупнейших банков мира.
Вусловиях нестабильности на мировых финансовых рынках Сбербанк России продолжаетоставаться лидером на российском рынке банковских услуг, демонстрируя высокуюэффективность своих операций. Сохраняя долю в активах банковской системы науровне 25%, по итогам 2008 года Банк заработал более 35% прибыли всейбанковской системы страны, что на 5 процентных пунктов больше, чем в прошломгоду. Положение Сбербанка России на финансовом рынке Приложение 1.
Сбербанк нацелен занять5% долю на рынке банковских услуг в Республике Казахстан, Республике Беларусь ина Украине. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планируетрасширить свое международное присутствие, выйдя на рынках Китая и Индии. Вцелом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределамиРоссии, до 5% к 2014 г. [11].
Надежность и безупречнаярепутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущихрейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоендолгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте «BBB», агентствомMoody’s Investors Service — долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте«Baa1». Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысшийрейтинг по национальной шкале.
В октябре 2008 г. Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ исоздание новых областей роста. Совершенствование системы управления рисками,оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышениеэффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать своюустойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках,сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучшихмировых кредитных организаций [11].

5. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГОБАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Структурауправления банком представлена в Приложении 4. В 2008 году в целях реализации стратегических планов Банка, повышенияэффективности подразделений и качества управления в Банке была начата работа пооптимизации организационной модели. В частности, сформированы корпоративный ирозничный блоки, отвечающие за работу с соответствующими группами клиентов.Начата поэтапная консолидация операционных, информационных, административныхфункций, функций управления рисками. Изменения направлены на четкоеразграничение ответственности по конкретным направлениями и выстраиваниевертикалей управления по всей структуре Банка [11].
В своейдеятельности Сбербанк России следует принципам и правилам, изложенным в Кодексекорпоративного управления, который утвержден собранием акционеров Банка. Кодексдекларирует безусловное соблюдение требований законодательства и применениеэтических норм делового поведения, общих для всех участников деловогосообщества.
Приоритетомкорпоративного поведения Банка является уважение прав и законных интересовакционеров и клиентов, открытость информации, обеспечение эффективнойдеятельности, поддержание финансовой стабильности и прибыльности.
Банкпредоставляет акционерам полную и достоверную информацию о себе в соответствиис законодательными актами на принципах регулярности, оперативности идостоверности. Для удобства различных категорий пользователей импредоставляется информация в разных информационных форматах.
Контрольв банке разделяется на внешний, связанный с контролем центрального банка ивнешних аудиторских компаний, и внутренний.
Банкрассматривает аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности какодин из важнейших элементов финансового внешнего контроля. Для проверки иподтверждения достоверности годовой финансовой отчетности банк, в соответствиис положениями Устава привлекает на основе конкурентного отбора профессиональнуюаудиторскую организацию (внешнего аудитора). Банк будет формировать условия отборатаким образом, чтобы обеспечить привлечение высокопрофессиональной аудиторскойорганизации, обладающей признанным авторитетом и значительным опытом проведенияаудиторских проверок банков. На основе квалификационного отбора Сбербанк Россиипривлек для проведения внешнего аудита профессиональную аудиторскую организациюЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит»: данная компания проводила аудитбухгалтерской отчетности по российскому законодательству, а также аудитфинансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности за 2008год [11].
Банкосуществляет составление и формирование отчетности на основе норм российских имеждународных стандартов бухгалтерского учета, применение которых рассматриваеткак одну из эффективных мер повышения доверия к банку, как акционеров, так иклиентов банка, в том числе его иностранных партнеров. Продолжение и развитиеэтой практики будет способствовать повышению качества, полноты и достоверностираскрываемой информации.
Банк наоснове системы управления рисками и внутренних контрольных процедур проводитоперации с разумным уровнем риска.
Проверкусистемы внутреннего контроля Банка, эффективности действующих процедуруправления банковскими рисками осуществляет Служба внутреннего контроля,которая подотчетна Наблюдательному совету Банка. В течение 2008 года всоответствии с планом, утвержденным Наблюдательным советом, подразделениямиСлужбы проведены комплексные документальные ревизии и тематические проверкиосновных направлений деятельности. Кроме этого, проведены тематические проверкикредитования юридических лиц и населения, проверки по информационнойбезопасности и аудит реализации плана работ по сертификации системы управленияИT-сервисами, проверки деятельности Банка в качестве профессиональногоучастника рынка ценных бумаг и проверки по другим направлениям деятельностиБанка.
За 2008год Службой внутреннего контроля не было выявлено случаев принятия на себяруководством подразделений или органами управления неприемлемых для Банкарисков и ситуаций, когда принятые меры контроля неадекватны уровню риска, атакже нарушений, ошибок и недостатков в деятельности отдельных подразделений иБанка в целом, которые могут создать угрозу интересам кредиторов и вкладчиковили оказать влияние на финансовую устойчивость Банка [11].
Банкбудет продолжать работу по совершенствованию системы внутреннего контроля вбанке. Контроль будет направлен на обеспечение соответствия требованиямзаконодательства, государственных регулирующих органов, внутренних нормативныхдокументов банка, предупреждение, выявление и ограничение финансовыхи операционных рисков, обеспечение достоверности финансовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводяитог, можно сказать следующее: банковский менеджмент – это самостоятельный виддеятельности, направленный на движение определенных конкретных целей путемрационального использования банковских и трудовых ресурсов.
Менеджмент,как показывает мировой опыт, играет важную роль во всех сферах экономики, в томчисле в банковской деятельности. Качество управления каждым банком в зарубежной практике подвергаетсяоценке, поскольку от него в значительной мере зависит надежность конкретногобанка и банковской системы в целом. От этого также зависит ликвидность и платежеспособность банка, егоустойчивости и конкурентоспособность.
Деятельностьлюбого банка всегда находится в тесной зависимости от этой экономической среды,в рамках которой банк существует. Современная банковская система РоссийскойФедерации, сформировавшаяся в условиях перехода к рыночной экономике, действуетсравнительно короткое время (с начала 1990-х гг.). В настоящее времяпродолжается процесс ее формирования. Поэтому система банковского менеджментароссийских банков отличается от устоявшейся системы мировой банковскойпрактики, хотя многие элементы управления банками совпадают.
Управлениев рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой целейорганизации в связи с меняющейся внешней средой. Деятельность любого банкавсегда находится в тесной зависимости от этой экономической среды, в рамкахкоторой банк существует.
Менеджмент Сбербанка восновном сформировал задачи стратегии, которые предстоит выполнить. Основныезадачи банка – повысить инвестиционную привлекательность и сохранять лидерствона рынке. В Сбербанке рассчитывают, что на него будет приходиться не менеечетверти (25-30%) от совокупных активов российских банков. На начало этого годадоля «Сбербанка» составляла 24,7%. Рентабельность капитала банкадолжна быть не ниже 20% (30,7% в 2006 году), эффективнее должны работать исотрудники Сбербанка: размер активов в пересчете на одного работника долженвозрасти втрое, а операционный доход на одного работника — в 2,5 раза.Отделения банка разгрузятся — на одну точку продаж должно приходиться минимумна 15% меньше жителей, чем сейчас. Административные расходы банка не будутрасти опережающими темпами – их размер, как и сейчас, будет в пределах половиныоперационных доходов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.