Реферат по предмету "Психология"


Эстетико-философская концепция личности Бахтин

Эстетико-философская концепция личности (М.М.Бахтин)

Исследуя ключевую для своего творчества идею «Я» и Другого, Бахтин вводит в единый контекст диалогизм понимания, личности и бесконечность смысла. В основе такого сближения лежит представление о двух формах познават. активности: монологической – познание вещей и любых объектов знания (в т. ч. и человека) как вещей и диалогический – познание др. субъекта. Монологизм, по Бахтину, отрицает наличие вне себя др. равноправного сознания, др. равноправного «Я» («Ты»). При монологич. подходе «Другой» остается только объектом сознания, а не др. сознанием. Диалогизм, по мнению Бахтина, присущ природе сознания, природе самой человеческой жизни. Подлинная жизнь личности совершается в точке несовпадения человека с самим собой, она доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя.

Понимание человеческой личности, как показывает Бахтин, возможно только благодаря диалогу. Человек изнутри самого себя не может ни понимать себя, ни даже стать собой. «Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи – с ними можно только диалогически общаться». Чтобы схватить личность в целом, нужна позиция вненаходимости, которая отрицает как характерный для «философии жизни» путь вчувствования, вживания в душу др. человека, ведущий к слиянию с переживаниями другого, потерей себя, растворению в другом, и, как следствие, к утрате позиций вненаходимости и способности видеть другого в целом, так и характерный для естественнонаучной парадигмы путь овеществления человека, однобокой объективации. В этом случае существует риск просмотреть самое существенное в человеке – его свободу, незавершенность, несовпадение с самим собой. В любой момент своего существования, отмечает Бахтин, человек имеет в себе помимо того, что мы в нем «объективно видим», еще и возможности. Поэтому человек никогда не совпадает с самим собой, с тем, что он «уже» есть; он способен опровергнуть данную ему другими или самим собой характеристику. Поэтому подлинная жизнь совершается, по Бахтину, как бы в точке этого несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли. Иными словами, личность нельзя раскрыть ни как объект безучастного нейтрального анализа, ни путем вчувствования – она сама должна раскрыться в диалоге с «Другим».

По Бахтину, единство мира обеспечивается диалогом, который приводит в единство множество единичных центров-сознаний, и мир не распадается на солипсические монады.

Бахтин философски осмыслил и представил новую – полифоническую – картину мира, которая была более адекватна мировоззрению XX в., чем монологические воззрения эпохи Нового времени. Полифоничному мышлению, отмечал Бахтин, доступны такие стороны человека, и прежде всего мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера его бытия, которые не поддаются худож. освоению с монологических позиций. Решающую роль в создании новой худож. модели мира Бахтин отводил Ф. М. Достоевскому, полагая, что философски-художественные открытия этого писателя еще недостаточно осмыслены и оценены.

Ставя вопрос о преодолении разрыва между культурой и жизнью, Бахтин отправным моментом своих рассуждений взял категорию нравственного деяния, поступка: бытие-со-бытие – это поступок («К философии поступка»). У поступка две стороны: сам факт его свершения – экзистенциальный, бытийственный его аспект, делающий поступок моментом жизни, и цель поступка, его смысл, его творческий результат, соответствующий создаваемой поступком ценности. И кризис современного ему сознания Бахтин возводит к «кризису современного поступка», образованию бездны между мотивом поступка и его продуктом, т. е. между микроэлементами жизни и культуры. Все силы ответственного свершения уходят в автономную область культуры, поступок обесценивается, что, по Бахтину, и есть состояние цивилизации. Соединяет же полюса поступка идея ответственности: если взять поступок изнутри, то ответственность поступка есть учет в нем всех факторов: и смысловой значимости и фактического свершения. В ответственности Бахтин усматривает единый план и единый принцип поступка.

За последнюю четверть XX в. бахтиноведение превратилось в самостоятельную отрасль гуманитарного знания, изучающую не только современное литературоведение, но и весь комплекс гуманитарных наук. Эстетико-философская концепция личности Бахтина стала подлинной методологией современного гуманитарного знания.

Список литературы

Н. В. Чепелева. Эстетико-философская концепция личности (М.М.Бахтин)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конспект лекций по финансам
Реферат Показатели деятельности коммерческого банка Мегаполис
Реферат Aids Prevention Essay Research Paper AIDS PreventionSince
Реферат Фразеологічні синоніми тематичної групи старанно працювати та осно
Реферат История психологии Шпаргалки Лучинин А С
Реферат Информационно-коммуникационные технологии в Дагестане
Реферат Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности
Реферат Пивной алкоголизм у подростков
Реферат Е. В. Спекторский - философ и культуролог
Реферат Эмоциональная память и научение
Реферат Психологические типы людей
Реферат Теневая экономика явление макроэкономические последствия и методы борьбы
Реферат Формально-юридический анализ договора купли-продажи недвижимости
Реферат Підприємництво суть, субєкти, форми
Реферат Сергей Ромашко Раздуть в прошлом искру надежды...