Реферат по предмету "Психология"


Эмоционально-волевая регуляция

Введение
С научной точки зрения,стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениямокружающей среды.
Наш организм готовится кнаступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию.Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовыхгормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритмдыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится всостоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации.Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к нимпредрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказатьсяотрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состояниинапряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простуднымзаболеваниям.
Если множество различныхпозитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постояннонапряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдаетнаше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходяиз основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы врезультате стрессов.
Те, кто плохо переносятстресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседованиявас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададутвам вопрос — индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторыили симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна ичувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болейв спине.

Глава 1. Эмоционально-волевая регуляция
 
1.1 Эмоциональные процессы и управление эмоциями
 
Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач иошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоциипомешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому чтосильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как былсовершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то неудачновыступил публично, так как не сумел преодолеть волнения.
Эмоции определяются психологами как особый класс субъективныхпсихологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживанийприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной наудовлетворение его актуальных потребностей.
Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюциикак средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость техили иных условий для удовлетворения своих потребностей. При этом самая стараяпо происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ формаэмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворенияорганических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью этосделать при обострении соответствующей потребности.
Эмоции являются специфической реакцией организма на измененияво внутренней или внешней среде. Я. Рейковский в связи с этим выделил триосновных компонента эмоционального процесса.
Первый — это компонент эмоционального возбуждения,определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когдапроисходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит к возникновению(или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивностипротекания психических, моторных и вегетативных процессов. Однако в отдельныхслучаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться.Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.
Второй компонент эмоции связан с тем, какое значениеэмоциональное событие имеет для субъекта — позитивное или негативное. Онопределяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событиеоценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное.Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждениидействий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного — впобуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.
Третий компонент эмоции связан со специфическимикачественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, исоответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции.В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциямиособые формы поведения приобретают специфический характер. Эмоциональныесостояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижатьжизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые —астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психологи связывают сосложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервнойсистемы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связьэмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельностискелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные экспериментыобнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существованиецентров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров«наслаждения» и «страдания».
Рейковский Я. подчеркивает, что три выделенных компонентаэмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как актрегуляции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психическиеявление.
Аффект — это наиболее мощная эмоциональная реакция;проявляется как сильное, бурное и относительно эмоциональное кратковременноепереживание. Аффект полностью захватывает всю психику человека и предопределяетреакцию на ситуацию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздействующиераздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практическойнеуправляемости этим состоянием).
При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула ирезультата, находящихся в обратной пропорции: чем более сильным является исходныймотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то,чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого,тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаютсярезко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, искажают нормальную организациюповедения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляютсильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительныесостояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятныеили вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарнуюитоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищаютрезультат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий характер, приэтом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценкиопределенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторыеэмоции могут определяться и завершающими аспектами поведения. Обычно эмоциясопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению.
Положительные эмоции возникают, когда реальный результатсовершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезныйрезультат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение сожидаемым — приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный подход копределению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным.
Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации.Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых длязащиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страхможет достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человекумирает.
Однажды пережитый страх может закрепиться и статьхроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствиеработнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло насотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании.Такое состояние называется фобией.
 
1.2 Воля в процессе управления
Воля — это сознательное регулирование человеком своегоповедения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешнихпрепятствий.
Воля — это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психическихпроцессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя изосознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированномнаправлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он можетсоответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее.Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показатьсовершенно противоположное.
С. Д Резник выделяет следующие основные функции воли:
1. выбор мотивов и целей;
2. регуляция побуждения к действиям при недостаточной илиизбыточной их мотивации;
3. организация психических процессов в адекватную выполняемойчеловеком деятельности систему;
4. мобилизация физических и психических возможностей припреодолении препятствий в достижении поставленной цели.
Для возникновения волевой регуляции необходимы определенныеусловия — наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляютсятрудности на пути к цели: препятствия внешние — время, пространство,противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствиявнутренние — отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д.Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, котороесоздает необходимый тонус для преодоления трудностей.
Волевые усилия необходимы:
1. при восполнении дефицита побуждения к действиям приотсутствии их достаточной мотивации;
2. при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;
3. при произвольной регуляции внешних и внутренних действий ипсихических процессов.
Воля неразрывно связана с познавательными мотивами иэмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут бытьподелены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результатевозникновения не осознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемыхпобуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер,лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой целии усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных действий могутслужить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга,гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительноепредставление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, ихочередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своихсилах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считаетцелесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Волевая регуляция поведения человека формируется иразвивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, азатем — самоконтроля личности.
В зависимости от трудностей внешнего мира и сложностивнутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:
1. в легком мире, где любое желание выполнимо, воляпрактически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желаниеосуществимо в легком мире);
2. в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия,требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности,нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силуоднозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);
3. в легком внешнем мире и при сложном внутреннем миречеловека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий,сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человекмучается при принятии решения;
4. в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем миречеловека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутреннихсомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективныхпомех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое косуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленноедействие на основе внешней и внутренней необходимости.
Необходимость сильной воли возрастает при наличии:
1. трудных ситуаций «трудного мира»;
2. сложного, противоречивого внутреннего мира в самомчеловеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этомвнешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества:целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность,настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
В управленческой деятельности необходимо соблюдать следующиеправила:
1. обеспечивать условия для успеха деятельности работника, ноне облегчать существенно ему задания;
2. активизировать самостоятельную деятельность работника,вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в своиспособность преодолевать трудности;
3. объяснять, в чем заключается целесообразность техтребований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, ипредоставлять возможность работнику самостоятельно принимать решения в разумныхпределах.
Результаты любого волевого действия имеют для человека дваследствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, чточеловек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущееотносительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесновзаимосвязаны. Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативноговлияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективныйтон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала. Такая теснаявзаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении они практическинеразделимы и переживаются субъектом в форме психических состояний. Понятиемсостояния обозначается наиболее интегративная форма организации всехкомпонентов психики в тот или иной период времени. Это — вся психика, все еесодержание, но на том или ином интервале ее функционирования. Содержание,напряженность, тон, направленность такого функционирования могут, конечно,сильно меняться — при этом будет меняться и сам характер психических состояний.Изучением психических состояний занимается специальная отрасль психологии —психология функциональных состоянии.
В изучении управленческой деятельности наиболее существенното, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследованиизакономерности не только сохраняются в деятельности руководителя, но и частовыступают в наиболее отчетливой форме. В психологии функциональных состоянийсуществуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности(повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состоянияутомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления,тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают(игровой, учебной, трудовой); по угону (положительные, отрицательные,амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные инегативные).
В структуре любого состояния выделяют два компонента, две егостороны — содержательную и динамическую («энергетическую»). Доказано, что наэффективность выполнения деятельности существенное влияние оказывает каксодержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать,но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления — наоборот), так и егоинтенсивность, «энергетическая насыщенность
Уровень активации может меняться в широком диапазонезначений. Для обозначения этого диапазона в психологии используется понятие «континуумактивации», или «шкала уровней бодрствования». В качестве таких уровнейрассматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетическогофона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойноебодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс,эмоциональное абортирование поведения.
Во-вторых, доказано, что существует прямая связь междустепенью негативного (деструктивного) влияния психических состояний исложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеетместо это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложныепроцессы, образования, виды деятельности, чем на простые. Например, подвоздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальныефункции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере — моторные,исполнительские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболееважны и для понимания специфики эмоционально-волевой регуляции состояний вцелом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.
Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевойрегуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней двухследующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельностьхарактеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержитогромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудныхсостояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наиболее высокие требования кэффективности и жесткости эмоционально-волевой регуляции состояний, что связанос ее ответственностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содержит стольобширного спектра причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции, какуправленческая.
Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельности, сее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группаэмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложностьсодержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных условийее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуютпостоянный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Онвыступает источником развития неблагоприятных психических состояний,хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан«уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя.Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций исостояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководитель«постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления исостояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники)воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.
Наконец, именно управленческая деятельность требуетмаксимального включения волевых процессов, а сами понятия «хорошийруководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Всесказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектрволевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своеймаксимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологииуправленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов,эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для ее организации.К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблемасостояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям», понятиеэмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивной регуляциидисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов вуправленческой деятельности.

Глава 2. Влияниестресса на здоровье человека
 
2.1 Причины стресса
Стресс — обычное и частовстречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, какощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, иликак повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационнойсессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресссоздает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемойчастью человеческого существования, надо только научиться различать допустимуюстепень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Тот тип стресса, которыймы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерноепсихологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что кфизиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль вспине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включаютраздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к меж личными сексуальным отношениям и др.
Снижая эффективность иблагополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке ирезультатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся впсихологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты надостижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числатрудящихся.
Стресс может быть вызванфакторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиямиличной жизни человека.
Причины стрессов, илистрессоры, условно делят на две группы: физические и психические (сигнальные),подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.
К физиологическимстрессам можно отнести реакции организма на:
· шум;
· охлаждение;
· недостатоккислорода;
· кровопотерю;
· травму;
· интоксикацию;
· физическуюнагрузку;
· лишение пищи.
К психоэмоциональнымстрессам относят реакции на сигнал опасности:
· неожиданноеприкосновение;
· неустойчивостьопоры;
· быстроеувеличение в размерах нечетко различимого предмета;
· одиночество илиперенаселение.
У человека, кроме такихфакторов, причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит,недостаток времени, неопределенность исхода.
В последние годы обращаютвнимание на производственные стрессы:
· неопределенностьтрудового задания;
· недогрузка илиперегрузка;
· ответственностьза людей;
· несправедливаяоценка труда;
· «трудноеначальство»
· плохие условиятруда.

2.2 Организационныефакторы стресса
Рассмотрим те факторы,действующие внутри организации, которые вызывают стресс.
1. Перегрузка или слишкоммалая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретныйпериод времени.
Работнику просто поручилинепомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции наданный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация( чувство крушения ), а также чувство безнадежности и материальных потерь.Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающийработы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию,беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуреорганизации и ощущает себя явно не вознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникаеттогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например,продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но,когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывалзаполнять полки товаром.
Конфликт ролей можеттакже произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителяв иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директорзавода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпускпродукции, в то время как начальник отдела технического контроля требуетсоблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей можеттакже возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы итребованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум можетпочувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятымгруппой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.
3. Неопределенностьролей.
Неопределенность ролейвозникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличиеот конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы инеопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданияхруководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этогобудут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследованияпоказывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньшебеспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиесянеинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людейразличается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем необязательно будет интересно другим.
5. Существуют также идругие факторы.
Стресс может возникнуть врезультате плохих физических условий, например, отклонений в температурепомещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношениямежду полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией ворганизации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могутвызвать стресс.
 
2.3 Проявления стресса
Итак, стресс — этонапряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма напредъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стрессаорганизм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различныесостояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организмевнутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы изсферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самымликвидировать нежелательное состояние.
Признаки стрессовогонапряжения:
1. Невозможностьсосредоточиться на чем-то.
2. Слишком частые ошибкив работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком частовозникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли частоулетучиваются.
7. Довольно частопоявляются боли ( голова, спина, область желудка ).
8. Повышеннаявозбудимость.
9. Работа не доставляетпрежней радости.
10. Потеря чувства юмора.
11. Резко возрастаетколичество выкуриваемых сигарет.
12. Пристрастие калкогольным напиткам.
13. Постоянное ощущениенедоедания.
14. Пропадает аппетит — вообще потерян вкус к еде.
15. Невозможность вовремязакончить работу.
В одних и тех же условияху разных людей стрессы могут протекать по-разному; основной «удар»может падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную илииммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма,определяемых, в частности, наследственностью. Возможно, по-видимому, и влияниеособенностей самой стрессорной ситуации. Наиболее общими для любого стрессаявляются три его стадии, описанные Селье.
1-я из них получиланазвание стадии беспокойства, боевой тревоги и представляет собой как бы«встряску организма», призыв «к оружию, к мобилизациинейро-эндокринных механизмов, обеспечивающих значительное преобладание реакций,дающих энергию для борьбы или бегства. В этой стадии повышаются восходящие влиянияратикулярной формации мозга, активность лимбической системы больших полушарий иновой коры. Обычно это приводит к возбуждению симпато-адреналовой системы,которая, в свою очередь, может способствовать мобилизации другой:»гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников", в результате повышаетсясекреция гормонов — АКТГ, адреналина, глюкокортикоидов.
Еще Селье описалхарактерную для гиперпродукции глюкокортикоидов триаду:
1. увеличение корынадпочечников и исчезновение секреторных гранул из ее клеток.
2. острую инволяцию(обратное развитие) тимуса и др. лимфоидных органов.
3. развитие кровоточащихязв в желудке.
2-я стадия стресса — стадия резистентности или адаптации — характеризуется восстановлениемравновесия между ката — и анаболическими реакциями, т.е. распадом и синтезом.Это обеспечивается повышением секреции таких анаболических гормонов, каксоматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость организма к действиюстрессора при этом увеличивается, возрастает резистентность и к другимнеблагоприятным воздействиям, улучшается общее самочувствие, растет уровеньздоровья. Такое явление Селье назвал «эустрессом», т.е. «хорошимстрессом».
3-я стадия — называетсястадией истощения, или «дистресса»: она развивается при исчерпанииадаптивных резервов. Исходом этой стадии может быть срыв адаптивных механизмов,развитие болезни или смерть.
1-я ст. стадия стрессаобычно сопровождается повышенной психической активностью, характерной длявоодушевления, радости, восторга, наслаждения, счастья, экстаза, волнения,страха, негодования, возмущения, гнева, ярости, агрессии, ужаса, паники. Однимиз интимных и постоянных признаков психоэмоционального стресса является — тревога. Тревога сопоставима с болью, но, в отличие от боли, тревогапредставляет собой сигнал об опасности, которая еще не реализована.
При стрессе обычноповышается и мышечная активность. Напрягаются мышцы шеи, спины, лба.Интенсивное мышечное сокращение может быть причиной накопления продуктов обменавеществ и болей в области головы, шеи, спины, поясницы.
Внешние признаки стрессамогут выражаться по типу не только психомоторного возбуждения, но изапредельного торможения, выражающегося в растерянности, бездеятельности иливнезапном сне. Наиболее общей для первой фазы всех видов стресса реакциейвнутренних органов является активация сердечно-сосудистой системы. Повышаютсячастота и интенсивность сердечных сокращений, артериальное давление, повышаетсякровоток в миокарде, мозге, скелетных мышцах. Повышаются глубина, частотадыхания, расширяются бронхи, зрачки.
 
2.4 Жизненно важнаяроль стрессов
Селье считал, что полнаясвобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться сострой критической ситуацией, но и — при ее повторении или длительном действии- способствует эффективному запуску специфических, как правило, более экономныхадаптивных реакций. Стрессы формируются у ребенка еще во внутриутробномпериоде. Их причиной могут быть движения матери, создающие умеренный дефицитО2, в борьбе за который ребенок развивает двигательную активность, а этоускоряет формирование многих систем его организма. Если мать переедает и еекровь содержит избыток питательных веществ, двигательная активность плода,напротив, снижается, и его развитие тормозится.
Роды формируют стресс нетолько у матери, но и у новорожденного. Умеренные стрессы детства, возникающиепри игровом общении детей, положительные и отрицательные эмоции, формирующиесяв процессе знакомства ребенка с окружающим миром, двигательная активность ипериодические охлаждения могут способствовать физическому, эмоциональному иинтеллектуальному развитию. Регулярно плавающие дети начинают ходить на 3месяца раньше обычного; они болеют в 3 раза реже, а их словарный запас в 3-4раза больше, чем у детей, не занимающихся плаванием.
Умеренные стрессы могутспособствовать повышению настроения и работоспособности, обеспечиваютобезболивающий эффект, что представляется важным в периоды повышенныхтребований к организму человека: на экзаменах, в момент выполнения хирургомсложных операций, при публичных выступлениях. Отсюда можно предположить, чтонедостаточная выраженность стрессовых реакций может быть фактором,неблагоприятным для здоровья.
 
2.5 Опасность стрессовдля здоровья
Неблагоприятному влияниюстресса на здоровье могут способствовать:
1. безысходность илинеопределенность ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствияи войны, потеря близких людей);
2. высокая интенсивностьили продолжительность стресс-реакции, завершающейся истощением адаптивныхрезервов;
3. личностные илибиологические особенности, определяющие слабость антистрессорной защиты;
4. использование длязащиты от стресса опасных для здоровья и жизни приемов.
Неблагоприятное влияниена здоровье человека присуще физическим и еще чаще психоэмоциональным стрессам.Так, шум, сам по себе не связанный с какой-либо опасностью для человека, тем неменее может вызвать состояние тревоги и, как другие стрессоры, тормозитьдеятельность желудка, нарушать пищеварение в целом и вызывать неврозы.
К эмоциональным признакамхронического стресса относят:
· смены настроения;
· повышениетревожности и антипатию к людям;
· появлениераздражительности, усталости и рассеянности;
К поведенческимпроявлениям хронического стресса отнесены:
· появлениенерешительности;
· нарушение сна;
· переедание или потеряаппетита;
· снижение качестваработы и повышение числа не выходов;
· учащениенесчастных случаев;
· более частыекурение и прием алкоголя.
К соматическим признакамстресса относятся:
· аритмии сердца исердцебиение;
· боль и чувствосжатия грудной клетки;
· затрудненноедыхание;
· вздутие живота;
· боли в животе ипонос;
· частыемочеиспускания;
· снижение половоговлечения и импотенция;
· нарушениеменструального цикла;
· покалывание вруках и ногах;
· боли в областиголовы, шеи, спины, поясницы;
· ощущение«комка» в горле;
· двоение в глазах;
· ухудшение зрения,кожные сыпи.
Оценивая диагностическуюроль этих явлений, отмечается, что — усталость, безнадежность, депрессия — более часто, чем боль в груди, являются прогностическими симптомами внезапной смерти.Вышеуказанные явления, однако, чаще всего формируют картину неврозов. Женщины,обычно, легче мужчин переживают острые стрессы; они адаптируются к стрессорнымфакторам более экономно физиологически, но при этом испытывают большийпсихический дискомфорт, чем мужчины. Женщины чаще мужчин страдают неврозами.Имеют значение и некоторые приобретаемые свойства личности. Личностный«тип А», характеризующийся в 3-7 раз большей склонностью к стрессами развитию в связи с этим ИБС по сравнению с параметрами «типа Б».Людей типа А характеризуют высокий жизненный темп, соревновательность,настойчивое желание признания у окружающих, агрессивность, лидерские качества.
Люди делятся наэкстерналов и интерналов.
Экстерналыхарактеризуются уходом от трудных ситуаций, обвинением в своих трудностяхдругих людей или «рока», низкой мотивацией достижений, стремлениемподчиняться другим людям.
Интерналы же предпочитаютконструктивные стратегии совладения с трудностями, стараясь видеть их источникв себе. (Китайская пословица гласит: мудрый ищет погрешности в себе, немудрый — в других). Интерналы уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностьюи стрессоустойчивостью. Любое событие они рассматривают как стимул для развитиясобственных возможностей. Такой тип формируется еще в детстве при двухусловиях:
1. наличии объектаподражания;
2. предоставленииродителями самостоятельности в решениях жизненных проблем.
Тип адекватной стратегиив стрессорных ситуациях определяется, очевидно, силой, подвижностью,уравновешенностью нервных процессов и другими свойствами организма. У людей дляоценки склонности к стрессам часто используются психологические методы,например, оценка тревожности по шкале Спилбергера и Ханина, анализ цветовыхпредпочтений — тест Люшера.

2.6 Стрессовые ситуациив управленческой деятельности
Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннеесопротивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействующие нанего». Из этого определения вовсе не следует, что стресс — только отрицательноеявление. Исследования показывают, что стрессовые ситуации не только не приносятвреда, но и способствуют росту производительности труда управленческогоаппарата и даже повышают удовлетворенность своей работой.
Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию,но и в повседневную жизнь. Стресс — неотъемлемая часть жизни человека:представления о нем и собственные стрессовые переживания — важный компонентличного опыта любого человека. Стрессом (от англ. — давление, напряжение)обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих вответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. В управленческойдеятельности число агрессоров очень велико, по своему содержанию ониспецифичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимоотнести следующие факторы.
Фактор информационной нагрузки. Одной из наиболее характерныхособенностей управленческой деятельности является то, что руководителюприходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию этаинформация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, обладаетразной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватновоспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объем информации,требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностямисубъекта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обусловленная большимобъемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий кповышенной напряженности, к стрессу.
Фактор информационной неопределенности. Информационнаянагрузка — ее избыточность постоянно сочетается в деятельности руководителя схронической неопределенностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, нос другой — нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информации частонедостает. В результате руководитель ставится в положение, когда он либовынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождаетнапряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска.Последнее является сильным стрессогенным фактором.
Фактор ответственности — решающий и основной длядеятельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него. Дляуправленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а еесодержание также специфично. Это не только «ответственность за результат» и нетолько «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтомуобщий феномен ответственности не только максимально выражен в управленческойдеятельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольноразличных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности»руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меруответственности за результаты функционирования организации.
Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка времени — одиниз наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен какобилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и жесткимивременными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованияхустановлено, что дефицит времени может выступать даже более сильным факторомнапряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.
Факторы межличностных конфликтов. Постоянным спутникомуправления выступают возникающие в его ходе межличностные конфликты различныхтипов и меры выраженности. Порожденные этим негативные межличностные отношенияявляются одним из наиболее сильных источников появления стрессовых состояний.
Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Показано, чтоодним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем жечеловеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадениетребований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния,которое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой конфликтконкретизируется по отношению к деятельности руководителя, прежде всего, вмаргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя вотношении управляемой им группы (организации), что налагает на него одну системуобязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно является подчиненнымпо отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписываемые имироли. «Требования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведениируководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессоромуправленческой деятельности.
Руководитель самой своей позицией ставится в условия, когдаон должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться междуделами». В результате этого возникает известный в психологии феноменинтерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг надруга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженностидеятельности.
Внешняя среда организаций является источником многочисленныхстрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом плане, прежде всего, необходимоотметить следующие факторы. Во-первых, факторы конкуренции, связанные с«борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной ипрофессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды надеятельность организаций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной имакроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость на перспективу.
В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторовстоль же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя средаорганизации. Любой ее компонент при определенных условиях может становитьсястресс-фактором.
Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и наотдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трехосновных фаз развития стресса — мобилизации, расстройства и деформации. Онипо-разному влияют на деятельность.
Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовымвоздействиям используется понятие стрессоустойчивости личности. Это —способность сохранять высокие показатели психического функционирования идеятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессустойчивостиявляется способность не только сохранять, но и повышать показателиэффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий.Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человекапредставлена первая фаза развития стресса — фаза мобилизации.
В зависимости от степени стрессустойчивости, а также отспособности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют триосновных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность можетсохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хроническихстрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости.Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время,адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовыхвоздействиях уже дают сбои. Третьи — вообще только и могут эффективно работатьв условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола»,«стресс кролика» и «стресс льва»
Другим важным условием стрессустойчивости является общаямотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация — либоличностно-карьеровая («на себя»), либо социально-профессиональная («на дело»).Показано, что доминирование личных, в том числе и карьерных мотивов, снижает стрессустойчивость,тогда как превалирование мотивов, связанных с профессиональной направленностью,повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса —так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае(характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способыобезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей меретеряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает»конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае дольшесохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасности строится какпопытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — и устраненияпоследствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а длядеятельности руководителя — вообще единственно приемлем.
Существуют также и наиболее общие — личностные различия впредрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило, негативное влияниестресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средствборьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и егопрофилактики. В психологии управления существует много различных вариантовперечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можноотметить один — наиболее типичный из таких вариантов:
· рационализироватьсвой рабочий день;
· планироватьработу по своим возможностям;
· чередоватьтактики выполнения работы;
· разгружать себя,делегируя полномочия;
· никогда не братьработу на дом;
· не затягиватьрабочий день ни для себя, ни для других;
· всегда бытьготовым к неожиданностям;
· бросить курить;
· уделять вниманиеспорту и физкультуре;
· находить новыеувлечения;
· ходить на работупешком;
· чаще покидатьсвой кабинет;
· делать паузы вработе;
 
2.7 Приемы поведенческойантистрессорной защиты человека
Важнейшим условием защитычеловека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности,система ценностей.
Мудрость долгожителейсостоит в том, что они довольны своей жизнью: «Все, чем я обладаю, прекрасно,а, если у меня чего-то нет, это не имеет значения».
Д. Карнеги (1980)приводит меткое высказывание А. Шопенгауэра: «Мы редко думаем о том, что унас есть, зато всегда — о том, чего нет».
Только разумом человекможет взвесить истинную цену того или иного события дня для его собственнойжизни. Однако для того, чтобы сформировать антистрессорную стратегию жизни,человеку нужен не только разум.
В глубокой древности наВостоке люди говорили: «Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, чтоя не могу изменить, дай мне мужество, чтобы бороться с тем, что я долженизменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого».Селье (1979) советует избегать стрессов сознанием «собственного потолкадостижений», сосредоточением на светлом в жизни, воспоминаниями о своихуспехах и радостях.
Формирование оптимизма ипсихологической устойчивости способствует развитие «смеховойкультуры». Видимо, следует пересмотреть отношение к юмору, иронии,остроумию, балагурству как к чему-то второстепенному: это защита человека отсамого себя, своего уныния и отчаяния. Недаром говорится: «Веселье от всехбед спасенье», «Шутка — минутка заряжает на час», «Веселогоболезнь боится», «Улыбка дарит нам продленье века, злоба старитчеловека». Было отмечено, что юмористические стимулы повышают, а плачугнетает иммунитет. Так или иначе, стрессы развиваются у каждого человека, дажеустойчивого к ним. Тем не менее уже возникший стресс можно ограничитьопределенными методами.
Внезапное и сильноеэмоциональное возбуждение (аффект) можно снизить плотным сжатием губ имедленными дугообразными движениями языка по небу.
Велико успокаивающеедействие редкого дыхания, которого можно добиться, удлиняя выдох и делая паузымежду выдохами и вдохами.
Практически каждыйчеловек может при желании научиться управлять своим организмом. Так,слюноотделение можно повысить, представив ломтик лимона во рту. Вызватьучащение дыхания и сокращений сердца можно увеличением напряжения мышц рук,ног, спины. Несколько сложнее, но тем не менее доступно большинству людеймышечное расслабление и сосредоточение внимания на ощущениях тепла, тяжести вконечностях, покоя и отдыха, создающих состояние самогипноза.
Такие упражнения являютсяосновой аутотренинга — учения, которое развито немецким психотерапевтом Шульцем(1932) и в настоящее время широко используется для снятия волнения и тревоги,усталости и неуверенности, развития воли, интеллекта и памяти. Методикиаутотренинга, медитации и ряда других традиционных способов воздействия напсихическое состояние человека подробно изложены в соответствующихруководствах.
При возникновении стрессаи, особенно, его большой продолжительности хороши и такие средства, как музыка.Автор «музыкальной фармакопеи» П.Г. Шеффлер, рекомендует слушать примеланхолическом настроении оду «К радости» Л. Бетховена, придепрессии — «Короля гномов» Ф. Шуберта, шум прибоя, леса, дождя,птичьи голоса. Около 14% всех записей классической музыки, продающихся вЕвропе, принадлежит В. Моцарту.Тихая и плавная музыка успокаивает, а громкая ирадостная — тонизирует. Вокальное исполнение, перенося человека в другой образ,помогает ему познать себя и — за счет бессловесного контакта с внешним миром — ощутить себя его частью, идентифицировать себя в нем.
Женщинам, возвращающимсярасстроенными с работы домой, специалисты советуют лечь в теплую ванну сароматной пеной. Мир покажется лучше, «смоются» стрессы дня.Механизмы такого воздействия включают психологический эффект имитациизащищенности периода внутриутробной жизни и, конечно, влияния перераспределениякровотока: за счет увеличения кровотока кожи, снижается кровоток в мозгу, чтоограничивает эмоциональное напряжение и способствует засыпанию.
Цветовая культурачеловека также является фактором, способным повлиять на его настроение ипсихические стрессы. Известно, что белый цвет может уменьшить психическоенапряжение, но быстро утомляет; серый — успокаивает; черный — «давит», страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться. Красный- возбуждает, воодушевляет, при этом учащает дыхание, но на лиц слабых и уставшихон действует раздражающе. Коричневый — защищающий, «уютный», но вбольшой дозе может вызвать апатию. Зеленый и синий — успокаивают и усыпляют,снижают артериальное давление и частоту дыхания. Желтый — возбуждает, создаетнадежду, способствует мечте и фантазии. Голубой — делает человека болеемиролюбивым и безмятежным. Фиолетовый — вызывает скрытую активность, повышаетвнушаемость.
В общении людей друг сдругом кроется великий источник психического влияния. Сегодня очень остро стоитпроблема одиночества. Одиночество — младшая сестра депрессии. Одинокие люди в 2раза чаще погибают от рака и болезней сердца, в 4 раза — от дорожных катастрофи самоубийств.
Дейл Карнеги (1992),крупный специалист в области человеческих отношений, подчеркивал, что в общениис другими людьми не следует забывать, что человека от животных отличаетстремление к собственной значимости, поэтому надо поощрять людей говорить осебе и научиться слушать.
Имя человека — говоритКарнеги — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке, поэтомуследует стремиться запомнить как можно больше имен и использовать их в общении.
«Не судите, да несудимы будете» — гласит библейская мудрость, которую Карнегиинтерпретирует словами: «Человеку свойственно обвинять кого угодно, тольконе самого себя. Критика подобна почтовым голубям, которые всегда возвращаютсядомой».
Г. Селье (1979) считает,что для ограничения стрессов следует не демонстрировать свои достижения иизбегать дружбы с «трудными» людьми.
Одним из регуляторовобщения человека с другими людьми, животными и природой в целом являетсясовесть — своеобразная внутренняя самооценка, само предупреждение исамоосуждение. По сути своей это явление отождествляется с подсознательнымстрахом, стрессорной реакцией человека на собственный поступок. Совершая зло,человек т.о. разрушает сам себя не только психологически, но и чисто физически,т.к. стресс сложным образом меняет состояние внутренних органов, иммунитета икрови. Не удивительно, что стрессолог Селье высказал идею альтруистическогоэгоизма как единственного способа длительного выживания человека. Делая добродругому человеку или животному, заботясь о слабых, больных, увечных и проявляявеликодушие, можно смягчить внутреннюю тревогу и обрести душевный комфорт.
«С горем переспать — горя не видать» — говорит русская пословица. Великую антистрессорную рольиграет ежедневный сон. Также, можно регулировать свои стрессы с помощьюдвижения.

2.8 Методыпрофилактики стресса
Образ жизни — это нашаповседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждыймесяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизниявляются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, икачество отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, имногое другое. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни — здоровым,активным или же нездоровым, пассивным.
Если нам удастсяположительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобырелаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мыстанем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессогенныефакторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на теили иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностьюауторегуляции.
Можно выделить четыреосновных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация,противострессовая “переделка”дня, оказание первой помощи при остром стрессе иаутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимостидоступно каждому. О релаксации мы уже говорили, поэтому рассмотрим три другихметода.
 
2.9. Противострессовая“переделка” дня
Очень часто люди привозвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью.Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порогдома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мыприносим домой стресс, а виной всему — наше неумение отрешиться от накопившихсяза день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию:возвратившись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.
Вот несколькорекомендуемых способов релаксации за 10 минут.
1. Сядьте в кресло,расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте поудобнее на стул и примитерелаксационную “позу кучера”.
2. Заварите себе крепкогочая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезоквремени ни о чем серьезном не думать.
3. Включите магнитофон ипослушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями.Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.
4. Если ваши близкиедома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь.Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости,разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положениявы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжениетрудового дня.
5. Наполните ванну неочень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте успокаивающиедыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опуститенижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесьвыдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представьте себе, что скаждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.
6. Погуляйте на свежемвоздухе.
7. Наденьте спортивныйкостюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут.
Очень важно, чтобыинициатива таких “переделок” дня исходила от нас самих. Необходимо предупредитьсвоих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашнихобязанностях и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежуюголову на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физическойэнергии.

2.10 Первая помощь приостром стрессе
Если мы неожиданнооказываемся в стрессовой ситуации ( нас кто-то разозлил, обругал начальник иликто-то из домашних заставил понервничать) — у нас начинается острый стресс. Дляначала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе “СТОП!”, чтобырезко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острогостресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. Итогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможембыстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.
Перечислим некоторыесоветы, которые могут помочь вам выйти из состояния острого стресса.
1. Противострессовоедыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха намгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Этоуспокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубокимвдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессовогонапряжения.
2. Минутная релаксация.Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь навыражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции,мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобыокружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить“язык лица и тела” путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
3. Оглянитесь вокруг ивнимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание намельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь,мысленно “переберите” все предметы один за другим в определеннойпоследовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой“инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол,белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждомотдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения,направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
4. Если позволяютобстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс.Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остатьсянаедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли наулицу, то окружающие дома, природу)”по косточкам”, как описано в пункте 3.
5. Встаньте, ноги наширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободносвешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, послечего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
6. Займитесь какой-нибудьдеятельностью — все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делатьуборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физическийтруд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься отвнутреннего напряжения.
7. Включите успокаивающуюмузыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее,сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрацияна чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
8. Возьмите калькуляторили бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете насвете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждыйвисокосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего днярождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам своевнимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный деньвашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйтеподсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
9. Побеседуйте накакую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом,товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своемудругу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, котораяосуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознаниявнутренний диалог, насыщенный стрессом.
10. Проделайте несколькопротивострессовых дыхательных упражнений.

Практическая часть
 
Для эффективногоуправления требуется эффективный руководитель, то есть человек, обладающийстратегическим мышлением, способностью определить будущее организации икаждодневно в настоящим принимать решения, которое обеспечат это будущее.
Цель данной работы —анализ эффективности деятельности Пасечниковой Н.Т, которая занимает должностьруководителя Магазина «Продукты». Будет рассмотрено умение управлять стрессом,временем, нагрузкой. Все это позволит выявить сильные и слабые стороны НатальиТимофеевны как руководителя. И при обнаружении отрицательных моментов в еедеятельности будут даны рекомендации по усовершенствованию управленческойдеятельности.
Магазин «Продукты»занимается продажей продуктов. Юридический адрес: г. Фролово В/п. Газоразведки16.
Пасечникова НатальяТимофеевна является генеральным директором магазина и соответственно выполняетвсе свои обязанности. Стаж работы у Натальи Тимофеевны 6 лет. Она решаетвозникающие спорные вопросы внутри коллектива и конфликтные ситуации склиентами. Наталье Тимофеевне 55 лет, у нее есть муж и взрослый сын. Онаинтересуется лотом, занимается спортом и любит путешествовать. Судя по этимсловам, можно сказать, что она спокойный и жизнерадостный человек.
У Пасечниковой Н.Т большойобъем работы, и нужно обращать внимание на управление временем: оно не должнорасходоваться напрасно. Неэффективное использование времени имеет место вследующих случаях: откладывание работы; неумение передавать часть обязанностейподчиненному, неумение расставлять приоритеты.
Пасечникова Н.Т никогдане откладывает работу на потом. Она по мере своих возможностей стараетсясделать все сразу. Она умеет правильно расставлять приоритеты: сначала всегдавыполняет наиболее срочные и важные дела, а затем более простые. НатальяТимофеевна знает, что и какие дела передать своим подчиненным.
Наталья Тимофеевнатребовательна как к себе, так и к своим подчиненным, поэтому не допускаетнекачественной или недоделанной работы.
Как любой другойруководитель Пасечникова Н.Т подвержена стрессу. Постоянное разрешениеконфликтов как внутри него, так и за его пределами приводит к постояннойэмоциональной, а следовательно, и физической перегрузке.
Образ жизни — это нашаповседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждыймесяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизниявляются начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качествоотдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, реакция на стресс и многое другое.Именно от нас зависит, каким будет образ нашей жизни — здоровым, активным илиже нездоровым, пассивным.
Если нам удастсяположительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобырелаксация и концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мыстанем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессовые факторы.Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те, или иныепроцессы, происходящие в организме, то есть обладаем способностью ауторегуляции.
Можно выделить четыреосновных метода профилактике стресса с помощью ауторегуляции: релаксация,противострессовая “переделка” дня, оказание первой помощи при остром стрессе идругие способы профилактики. Использование этих методов при необходимости доступнокаждому.
Быстрота сегодняшнеготечения жизни, нестабильность в социальной и экономической сфере общества,информационные потоки, поглощающие человека, сложность экономической обстановкии многое другое — факторы стресса, которые человек может испытывать в разныепериоды своей жизни.
И вот я предлагаю, чтобыПасечникова Наталья Тимофеевна прошла тест «Диагностика состояние стресса».
Тест Диагностикисостояния стресса
Диагностическая цель: Методика позволяет выявить особенностипереживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности встрессовых условиях.
Инструкция: «Обведите кружком номера тех вопросов, на которыевы отвечаете положительно».
Текст опросника:
предложение
 
ответ
да
 
нет 1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но
 
+
2. часто не успеваю и вынужден наверстывать упущенное.

 
-
3. Когда я смотрю на себя в зеркало,
я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

+

4. На работе и дома — сплошные неприятности.

-
 
5. Я упорно борюсь со своими вредными привычками,
но у меня не получается.

 
- 6. Меня беспокоит будущее.
+
 
7. Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или
снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
 
-
8. Вокруг происходят такие перемены, что голова
идет кругом. Хорошо бы, если бы все
не так стремительно менялось.
 
-
9. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними
я чувствую скуку и пустоту.
 
-
10.В жизни я ничего не достиг и часто испытываю
разочарование в самом себе.
 
-
Обработка результатов
Подсчитывается количествоположительных ответов по всем 9 вопросам, каждому ответу «да» присваивается 1балл (ответ «нет» оценивается в 0 баллов).
Результат 0—4 балла — означаетвысокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях; 5—7 баллов — умеренныйуровень; 8—9 баллов — слабый уровень.
Высокий уровень регуляции встрессовых ситуациях. Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольносдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоции. Как правило, такие людине склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.
Умеренный уровень регуляции встрессовых ситуациях. Человек не всегда правильно и адекватно ведет себя встрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают такжеслучаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек«выходит из себя»).
Слабый уровень регуляции в стрессовыхситуациях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления иистощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеютвладеть собой. Таким людям валено развивать навыки саморегуляции в стрессе.
По пройденному тесту, можно сделатьвывод, что у Пасечниковой Натальи Тимофеевны высокий уровень регуляции встрессовых ситуациях. Она ведет себя в стрессовых ситуациях довольно сдержаннои умеет регулировать свои эмоции. Она выглядит на первый взгляд оченьуравновешенным, спокойным и сдержанным человеком и тест это подтвердил. Такиелюди желательны на работу. Пасечникова Н.Т очень хороший руководитель, оналегко будет выходить из стрессовых ситуациях.

Заключение
управлениеэмоция стресс здоровье
Основной вывод, которыйможно сделать из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс — это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можнопредвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постаратьсясправиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще.Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовитьсебя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе,и в личной жизни.
Таким образом, у человекасуществует огромное множество способов предупреждения и снятия стрессорногонапряжения. Знаниями приемов психологической самозащиты должен владеть каждыйчеловек; это не только составная часть общей культуры, но и условие поддержанияпсихологического и соматического здоровья.
Все рассмотренныезакономерности и явления характеризуют собой разные аспектыэмоционально-волевой саморегуляции состояний (эмоциональной напряженности,стресса, фрустрации, утомления). Они имеют еще один — специфический длядеятельности руководителя аспект. И эмоции, и волевые усилия, и состояния,обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляютсявовне — в его поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления также могут идолжны контролироваться — усиливаться или подавляться. Они могут использоватьсяруководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностноговзаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других освоих мыслях, намерениях, позициях. Все это обозначается в социальнойпсихологии и психологии управления понятием экспрессивного контурамежличностных взаимодействий.

Список литературы
 
1. Акперов, И.Т«Психология предпринимательства» с. 474-478
2. Карпов, А.В«Психология менеджмента» с. 446-470
3. Разанова, В.А«Психология управления» с. 209-221
4. Стресс жизни:Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. О.Грегор. «Как противостоятьстрессу».
5. Столяренко, Л.Д.«Психология личности» с573.

Содержание
 
Введение
Глава1.Эмоционально-волевая регуляция
1.1Эмоциональныепроцессы и управления эмоциями
1.2Воляв процессе управления
Глава 2. Влияниестресса на здоровье человека
2.1Причиныстресса
2.2Организационныефакторы стресса
2.3Проявлениястресса
2.4Жизненноважная роль стрессов
2.5Опасностьстрессов для здоровья
2.6Стрессовыеситуации в управленческой деятельности
2.7Приемыповеденческой антистрессорной защиты человека
2.8Методыпрофилактики стресса
2.9Противострессовая«переделка» дня
2.10Перваяпомощь при остром стрессе
Практическаячасть
Заключение
Список литературы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Информационные системы маркетинга
Реферат Отчёт по производственной практики в ООО РН-Информ
Реферат Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для вос
Реферат Тема революции и гражданской войны в романе Б Л Пастернака Доктор Живаго
Реферат Авторські права на текст програми "Українська мова, 5-12 кл." належать Міністерству освіти І науки України та авторам програми
Реферат Проблемы вступления России во Всемирную Торговую Организацию
Реферат Дистанционное обучение в России 2
Реферат Информационная безопасность в сетях Wi-Fi
Реферат Цвет в рекламе: культурный аспект
Реферат Значение наглядности в процессе обучения английского языка
Реферат Создание сайта на языке ASPNET
Реферат Самопроизвольный выкидыш (abortus spontaneus)
Реферат Цели, задачи и методы маркетинговых исследований
Реферат Poems Reflecting The Magus Essay Research Paper
Реферат Центральное разведывательное управление ЦРУ