Частноеучреждение образования
«Международныйгуманитарно-экономический институт»
Факультет психологии
Кафедрапсихологии
Эмоции (виды,особенности, подходы к изучению)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по общей психологии
Выполнила:
Студентка 2 курса, 2 потока
Гр. 6, З\о
Прудич Елена Николаевна
Научный руководитель:
Кандидат психологическихнаук,
доцент психологии
Сперанская ГалинаЛеонидовна
Минск,2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА КАКПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие эмоций, их функции
1.2 Формы эмоциональных процессов
1.3 Характеристика стресса
1.4 Подходы к изучению эмоций
ГЛАВА 2 ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТЬ
2.1 Взаимосвязь между эмоциями исвойствами личности
2.2 Взаимосвязь между эмоциями иработоспособностью
ГЛАВА 3ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДОШКОЛЬНИКОВ
3.1.Изучениеэмоциональной сферы малыша при помощи графической методики «Кактус»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
Приложение
/>ВВЕДЕНИЕ
СогласноЮнгу, эмоция — это сила, стоящая за процессом индивидуализации. Любое реальноевнутреннее изменение имеет эмоциональный компонент.
Психологияизучает особый мир явлений, находящийся в сознании человека и не похожих на теявления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире. Ктаким явлениям относятся и психические состояния. Эмоции относятся к группепсихических состояний. Они играют большую роль в жизни человека.
Любоесобытие в жизни человека окрашено теми или иными эмоциями.
Вспоминаясвою прошедшую жизнь, мы прежде всего вспоминаем эмоции, которые мы испытывали втот или иной момент жизни, а уже затем припоминаем последовательность событий,действия и так далее.
Можнос уверенностью сказать, что если бы человек не испытывал эмоции, жизнь его былабы тусклой, бесцветной, ничем не отличающейся от существования какого-тозапрограммированного автомата, обладающего определенной степенью свободы — и неболее того.
Влюбой жизненной ситуации именно эмоции, чувства и разум движут нами. Эмоции иразум иногда воздействуют на нас согласованно, в одном направлении, а иногда — порознь. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могут бытьпротивниками или помехой.
Отрицательныеэмоции могут оказать разрушающее воздействие на наше здоровье, снизить защитныесвойства организма. Важно поэтому не допустить, чтобы они оказывали такоевоздействие. Эмоциями нужно управлять, для чего необходимо их изучать.
Выраженныеэмоции являются показателем, характеризующим личность человека. Изучаяэмоциональное состояние человека, мы познаем его. Можно назвать множество ещепричин, по которым необходимо изучать эмоции. Таким образом, тема эмоций ичувств является актуальной для студента, изучающего психологию.
Объект: эмоции и эмоциональныесостояния.
Предмет: виды, формы эмоций.
Цельработы — изучение эмоций и чувств, а также подходов к их изучению.
Задачиработы:
1. Рассмотретьэмоции и как психические свойства личности.
2. Выделить ихосновные функции и виды.
3. Охарактеризоватьэмоции как свойство личности.
4. Описатьосновные подходы к изучению эмоций и чувств.
Гипотеза: Изучение эмоций позволяетвыработать методы эффективного управления ими.
Проблемаэмоций освещается во многих учебниках по психологии. В процессе выполнениякурсовой работы используются литературные источники таких известных психологов,Немов Р.С, Гиппенрейтер Ю.Б., Рогов Е.И., Выготский Л.С. Используется такжеучебник «Основы общей психологии», автором которого является классикпсихологии Рубинштейн Л.С.
ГЛАВА 1ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА КАК ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ/> 1.1 Понятие эмоций, их функции
Объективныесвойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человекомпосредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект, каждоесобытие вызывают к себе определенное отношение человека в зависимости от того,как они связаны с его потребностями. Одни события являются для человекаиндифферентными, другие – значимыми, т.е. могут удовлетворить некоторые его потребностиили препятствуют этому.
Вэволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов исобытий – эмоции. Один и тот же объект или событие рождает у разных людейразличные эмоции, потому что у каждого из них свое, специфическое отношение кданному объекту.
Одинученик встречает входящего в класс учителя с радостью, так как любит предмет,который он преподает. Другой ученик не подготовился к уроку и смотрит научителя с тревогой. Третий, которому накануне учитель поставилнеудовлетворительную оценку, испытывает чувство обиды.
Эмоции– это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутреннихраздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъектаи проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия [10, с. 527].
Эмоции,проявляющиеся в виде удовольствия, называются положительными, а в виденеудовольствия – отрицательными. К первым относятся, например, радость,восторг, симпатия, ко вторым – страх, гнев, ненависть. Положительные эмоциичеловек испытывает, когда удовлетворяется какая-либо его потребность или онвидит такую возможность. В этом случае его активность направляется насохранение или достижение положительного воздействия. Если потребность нереализуется, человек переживает чувство неудовольствия, а его активностьнаправляется на то, чтобы избежать вредных или нежелательных воздействий.
П.В.Симонов показал, что существует связь между потребностью, информацией обобъекте, который может ее удовлетворить, и эмоцией. При достаточной информациивозникает положительная эмоция, при дефиците информации – отрицательная [4, c. 128].
Голодныйчеловек, найдя в лесу хорошо известные ему ягоды, испытывает положительнуюэмоцию. Если ягоды неизвестные, чувство страха побуждает отказаться от них.
В.Вундт, кроме удовольствия или неудовольствия, выделил другие компоненты эмоций,определяющие их силу, продолжительность и динамику: возбуждение – успокоение инапряжение – разрешение [4, c. 130].
Обычноэмоции развиваются по следующей схеме. На фоне спокойного состояния на человекадействует значимый раздражитель, вызывая соответствующее переживание, повышениепсихического возбуждения и напряжения. Через некоторое время эти компонентыэмоции ослабевают и возвращается спокойное состояние.
Возникшаяэмоция охватывает весь организм, вызывая внутреннее переживание, многообразныевнешние реакции, вегетативные и биохимические изменения [6, с. 184]. У человекаизменяется поведение, движения, речь. Так, хорошее известие переполняетчеловека чувством удовольствия, радости. Он улыбается, а если полученнаяинформация для него очень значима, может закричать, захлопать в ладоши,пуститься в пляс, громко засмеяться или заплакать. Каждой эмоции соответствуютспецифическая мимика, пантомимика, жестикуляция, выразительные движения,голосовые реакции, лексические и экспрессивные средства речи. Происходитувеличение или уменьшение частоты пульса, расширение или сужение кожныхсосудов, потоотделение, динамика кожно-гальванической реакции и др.
Повнешним проявлениям можно судить о внутреннем состоянии и переживаниях другихлюдей, хотя однозначной связи между внутренним переживанием и внешнимипроявлениями эмоций, конечно, нет. Не у всех людей внешние проявлениядостаточно интенсивны. В некоторых обстоятельствах человек намеренно ихсдерживает, желая скрыть свои переживания. Сдерживание внешних проявленийэмоций не уменьшает интенсивности внутреннего переживания, а часто дажеувеличивает ее. Субъективные переживания и внешние проявления эмоций возникаюткак бы одновременно. Это дало основание В. Джеймсу и К.Н. Ланге утверждать, чтоналичие эмоций обусловлено восприятием изменений в деятельности внутреннихорганов и двигательной сфере [5, с.65].
Согласноих теории, называемой периферической, человек не потому смеется, что емурадостно, или плачет, когда ему грустно, а наоборот, испытывает радость, еслисмеется, и грусть, потому что плачет.
Большинствопсихологов с такой трактовкой эмоций не согласны. Многообразие и взаимосвязьэмоциональных проявлений они объясняют исходя из главного назначения эмоций –подготовки двигательной, гормональной и других систем организма к быстройадекватной ответной реакции на значимое внешнее воздействие. Столкнувшись,например, с опасностью, человек испытывает страх. Происходит выброс адреналина,повышаются мышечный тонус, частота сердцебиений. Эти и другие изменения ворганизме создают возможность быстро убежать от опасности или найти другоесредство, чтобы ее миновать.
Нафизиологическом уровне возникновение эмоций является результатом сложноговзаимодействия подкорковых центров и коры. В подкорковых узлах расположеныструктуры вегетативной нервной системы, обеспечивающие связь внутреннихкомпонентов эмоций и их периферических проявлений. В гипоталамусе локализованысформированные в процессе филогенеза центры удовольствия и неудовольствия, обеспечивающиевозникновение эмоций на уровне врожденных механизмов [10, с. 530].
Вопытах на животных с помощью вживления в эти центры электродов стало возможнымвызывать различные эмоции без соответствующих внешних воздействий .
Вреальной жизнедеятельности человека развиваются высшие эмоции, регулируемые науровне коры больших полушарий головного мозга. Значимость внешних воздействийанализируется корой или другими мозговыми структурами, что обеспечиваетадекватность эмоциональных реакций. У человека эмоции формируются и проявляютсяв условиях социализации и воспитания.
Возбуждающееили успокаивающее влияние на мозговые центры, ответственные за возникновение ипроявление эмоций, оказывают некоторые растительные вещества и лекарственныепрепараты. Люди издавна используют для этого чай, кофе, алкоголь. В еще большейстепени такими свойствами обладают наркотики. В медицине фармакологическиесредства применяют для лечения патологических проявлений эмоций — сильноговозбуждения, депрессии и др.[10, с.531].
Эмоциисопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важныефункции в регуляции поведения и деятельности человека. Эмоции сигнализируют овозможном развитии событий, их положительном или отрицательном исходе длясубъекта, выступая в качестве своеобразных внутренних маяков поведения. В этомзаключается их сигнальная функция [6, с. 188].
Ориентируясьна свои эмоции, человек оценивает степень полезности или вредности для негокаждого происходящего события или оказываемого воздействия (оценочная функция)[6, с.189].
Вобычных обстоятельствах эмоциональные оценки осмысливаются и могут бытьподвергнуты коррекции. Однако рациональный анализ происходящих событий и ихпоследствий требует определенного времени, которого в некоторых ситуациях учеловека может не быть. На основе полученных сигналов и эмоциональных оценок онвыбирает и реализует способы поведения и действий (регулирующая функция)[6, с.189].
Эмоцииспособны повысить тонус организма, положительно влияя на результатыдеятельности (мобилизующая функция). Однако при сильных эмоциях, особенно вкритических ситуациях, может проявляться их дезорганизующая функция [6, с.189].
Так,большая часть спортивных рекордов установлена не на тренировках, а в ходесоревнований, в обстановке эмоционального накала. В то же время в спортеизвестны примеры, когда хорошо подготовленный спортсмен эмоционально перегораети в самом ответственном состязании показывает слабый результат.
Неоднозначностьвлияния эмоций на результаты деятельности человека поднимает вопрос онеобходимости управления эмоциями, использования их позитивных функций ипреодоления негативных. Эта проблема актуальна для представителей многих видовпрофессий: артистов, дипломатов, учителей и др. Если поведенческие компонентыэмоций в достаточно высокой степени поддаются сознательному контролю, тоуправлять вегетативными проявлениями гораздо сложнее. Это возможно, но требуетспециальной тренировки.
Взависимости от обстоятельств, свойств воздействующих раздражителей иособенностей личности у человека возникают различные эмоциональные реакции,которые классифицируются по модальности, знаку, различному влиянию наповедение, а также по форме выражения [7,c. 74].
Модальность– основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по спецификеи особой окрашенности переживаний [6, с. 190].
Помодальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всеммногообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной изэтих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собойразличные проявления страха; злоба, раздражение, ярость – гнева; веселье, ликование,торжество – радости.
Характерпереживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций –положительные и отрицательные [6, с.191].
Повоздействию на организм и влиянию на последующее поведение человека эмоцииразделяются на стенические и астенические [6, с. 192].
Стеническиеэмоции повышают жизнедеятельность и активность человека, астенические,напротив, снижают. Положительные эмоции чаще оказывают стенический эффект.Большинство отрицательных эмоций выражаются и в той, и в другой форме.Например, под влиянием страха человек может быстро убежать, расчетливоспрятаться, но иногда из-за страха «застывает», не предпринимая никаких активныхдействий.
Эмоциихарактеризуются также силой, продолжительностью и осознанностью [6, с.191].
Диапазонразличий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик дляэмоций любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция,например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг – эмоциябольшей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодованиядо ненависти и ярости, страх – от легкого беспокойства до ужаса.
Попродолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет, иногда втечение всей жизни [7.с.75].
Степеньосознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять,какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Иногда имеет местоодновременное взаимодействие противоположных эмоций, например любви и ненавистиили радости и печали. В этом проявляется амбивалентность эмоций как следствиесложного и неоднозначного отношения человека к объекту, вызывающему переживание[6, с. 76].
1.2Формы эмоциональных процессов
Качества,характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетатьсяразличным образом, что создает многообразие форм их выражения. Основные формывыражения эмоций – чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть,чувство, настроение и стресс [6, с.172].
Чувственныйтон проявляется в том, что многие ощущения человека имеют определеннуюэмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, авоспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременноиспытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти,мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев называл этотфеномен «пристрастностью» отражения мира и считал его одной из существенныхособенностей человеческого познания [10, с. 532].
Ситуативныеэмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех другихэмоциональных реакций. Их основными характеристиками принято считатьотносительно небольшую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малуювыраженность внешних проявлений.
Человеквышел из дома, порадовался хорошей погоде, огорчился, что не успел на автобус,в следующем автобусе оказалось много народу, пришлось стоять в неудобной позе,что вызвало недовольство и раздражение, около работы встретил друзей, радостнопоприветствовал их, и так на протяжении всего дня. Ситуативные эмоции, какправило, не оказывают на поведение человека сильного влияния. В то же время призаметном преобладании в течение длительного периода положительных или отрицательныхэмоций они способны изменить его настроение, повысить или снизитьработоспособность.
Еслипроисходящие события имеют для человека очень высокую значимость, а ситуациядля него слишком сложна и он не справляется с ней, его эмоциональная реакция можетвыразиться в форме аффекта.
Аффект– это эмоция, отличающаяся бурным протеканием, ярко выраженными поведенческимиреакциями и вегетативными симптомами [8, с.334]. Аффекты характеризуютсякратковременностью, большой силой как переживания, так и внешних проявлений –двигательных и вегетативных. Аффект полностью захватывает психику человека, таккак обладает свойствами доминанты, тормозит все другие процессы. Это влечет засобой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, какследствие этих изменений, неадекватное поведение [8, с. 335].
Присильном страхе, например, из-за того, что он не в состоянии объективнопроанализировать ситуацию, человек принимает неправильное решение и совершаетнецелесообразные действия. В состоянии гнева многие люди теряют способность кконструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них часто переходит в агрессию.Человек краснеет, кричит, размахивает руками, может ударить противника.Справиться с аффектом, управлять в этом состоянии своим поведением очень трудно.Когда аффект проходит, человек не всегда способен вспомнить все, что с нимпроисходило и, как правило, осуждает себя за невыдержанность, поведенческий иэмоциональный срыв.
Почтивсе пережитые аффекты запоминаются. Их влияние на психику столь велико, чточасто даже воспоминание вызывает реакцию следового аффекта. Человек в своейпамяти как бы заново его переживает.Изучив механизм" следового аффекта,А.Р. Лурия в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи [10, с. 533]. Егодействие основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитымаффектом, человек проявляет (неосознанно) комплекс вегетативных и двигательныхреакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы впроцессе допроса. В настоящее время в отечественной криминалистике он неприменяется, во-первых, по этическим мотивам, во-вторых, из-за возможностиполучить недостоверную информацию, так как однотипное изменение вегетативныхпоказателей происходит при разных эмоциях [10, с.533].
Выражениеэмоций в форме аффекта не желательно ни в семье, ни в трудовом коллективе, ни вдругих жизненных ситуациях. За исключением редких случаев развитияпатологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания,человек ответствен за свои действия, совершенные в состоянии аффекта [10,с.534].
Существуютспециальные приемы, которые помогают человеку справиться с сильной эмоцией и недопустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить иосознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечныйзажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, привлечь заранее заготовленный«дежурный образ» приятного события в своей жизни, попытаться посмотреть на себясо стороны, развести само переживание от предмета, «вызвавшего его» [10, с.535].
Аффектможно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальнойтренировки, культуры производственных и межличностных отношений.
Страсти– это сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие высокую активностьличности, направленную на достижение своей цели или предмета страсти [7, с.273]. Вызвать страсть может другой человек, идея, деньги, вещи и др. Так же каки аффекты, страсти характеризуются большой силой и доминантностью, но в отличиеот аффектов это не кратковременные, а длительные эмоциональные состояния.Иногда человек обуреваем какой-либо страстью в течение всей жизни [7, с. 274].
Выборпредмета страсти, форма проявления, степень подчинения ей человека, средства,которые он использует ради ее удовлетворения, во многом зависят от и всейнаправленности психического облика личности. Одних людей страсть делаетсильными, способными на достижение великих целей, а других подчиняет себе,побуждает к безнравственным, а иногда и преступным действиям.
Подвижническаяжизнь матери Терезы – пример страстного стремления служить людям. Одна, нопламенная страсть к свободе определила жизнь и судьбу Мцыри. Страсть Плюшкина кнакопительству, Германа из «Пиковой дамы» А.С. Пушкина к игре — примеры темныхчеловеческих страстей.
Справитьсясо своей страстью так же трудно, как и с аффектом. Страсти подвластны толькосильным, волевым людям. Важную роль в управлении страстями играет осознаниесвоих главных жизненных целей и ценностей и соотнесение с ними конкретнойценности предмета страсти [10, с. 536].
Самаяразвитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека – это чувства,которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение[4, с. 160].
Чувстваформируются в условиях жизни человека в обществе. Чувства, отвечающие высшимсоциальным потребностям, называются высшими чувствами [10, с. 540]. Любовь кРодине, своему городу, своему народу, к другим людям – это примеры такихчувств. Они характеризуются сложностью строения большой силой ипродолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретной ситуации и отсостояния организма. Любовь матери к своему ребенку – высшее чувство, независящее от настроения или от того, какую отметку он получил. Мама можетрассердиться на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все этоне влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным. Сложностьвысших чувств определяется их комплексным строением [7, с. 275].
Онискладываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которыекак бы кристализуются на определенном предмете. Например, влюбленность – менеесложное чувство, чем любовь, поскольку кроме влюбленности последняяпредполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и многие другие эмоции,производящие не передаваемое словами чувство любви.
Взависимости от характера отношений человека к различным объектам социальнойдействительности выделены основные виды высших чувств: моральные, практические,интеллектуальные и эстетические [7, с.275].
Моральныечувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также ксамому себе. Это, например, чувство патриотизма, дружба, любовь, совестьрегулирующие межличностные отношения. То, какие моральные чувства присущичеловеку, во многом зависит от условий его жизни в обществе, взаимоотношений сдругими людьми, воспитания. Эти факторы определяют место духовных потребностейи ценностно-смысловых установок в структуре направленности личности. Чувстволюбви к Родине складывается, когда понятие «Родина» наполняется личностнымсмыслом. Для этого важно знать историю своей страны, ее достопримечательности,памятники культуры, знакомиться с выдающимися произведениями искусства, сжизнью и деятельностью выдающихся людей, принимать активное участие вобщественной и культурной жизни.
Чувства,которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видовдеятельности, называются практическими [7, с. 276]. Они возникают в процесседеятельности в связи с ее успешностью или неуспешностью, при наличии трудностейи их преодолении, при завершении работы. К позитивным практическим чувствамотносятся трудолюбие, чувство увлеченности работой, приятная усталость,удовлетворенность от выполненного дела. Они способствуют достижению целейтрудовой деятельности и формированию отношения к труду как к ценности. При преобладаниинегативных практических чувств человек воспринимает труд как каторгу. Этовлияет на его общее мироощущение, препятствует развитию и самореализации личности.
Многиевиды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной работы.Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями [7,с. 277].
Еслиони приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются какинтеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление,сомнение. Интеллектуальные чувства способствуют развитию учебных интересов иповышению эффективности учебной деятельности школьников.
Чувства,которые человек испытывает при восприятии и создании прекрасного в жизни и вискусстве, называются эстетическими [7, с. 278]. Человек испытываетэстетическое наслаждение, воспринимая красоту природы, произведений искусства,других людей, чувствуя гармонию линий и цветов, слов и звуков. Эстетическиечувства детей воспитываются через их приобщение к природе, совместное любованиелесом, рекой, солнцем, каждой травинкой. С ранних лет детям полезно заниматьсярисованием, музыкой, танцами и другими видами художественной деятельности,постигая законы красоты и гармонии.
Воспитаниевысших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием ипринятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей,народных традиций и ритуалов. Большое значение в жизни человека имеет то, какиенастроения преобладают в его эмоциональной сфере.
Настроение– это целостное жизнеощущение, сохраняющееся в течение относительнопродолжительного периода и окрашивающее все поведение человека [8, с. 194]. Вхорошем, приподнятом настроении жизнь воспринимается в розовом свете,предстоящая работа кажется легкой и приятной. При плохом, угрюмом настроениивсе представляется в серых тонах. Та же самая работа становится тяжелой иневыносимой.
Настроениякак форма выражения эмоций характеризуются относительно небольшой силой,недолгой продолжительностью они влияют на поведение в целом и на другие эмоции[8, с. 195].
Настроениевозникает под воздействием комплекса причин – внутренних и внешних. Квнутренним причинам относятся: физическое самочувствие, хроническиезаболевания, различные процессы в организме, свойства нервной системы,темперамента и характера. Внешние причины в основном связаны с соотношениемуспеха и неудач в жизнедеятельности человека, с характером межличностныхотношений, которые его связывают с другими людьми, с тем, насколько человекапринимают или отвергают. Отдельные воздействия также могут изменить настроениечеловека, например хорошая оценка его улучшает, плохая – ухудшает. Нанастроение человека могут повлиять похвала, порицание, доброе или обидноеслово, ласковый или косой взгляд. Часто человек не осознает всех причин, определяющихего настроение.
Путьк управлению своим настроением лежит через рефлексию, самопознание, самоанализ,овладение средствами психической саморегуляции [8, с.196].
Втрудных, напряженных условиях, в конфликтных ситуациях или при экстремальныхвоздействиях эмоции могут переходить в стресс. 1.3Характеристика стресса
Стресс – это необычная реакцияорганизма на любое сильное воздействие. «С точки зрения стрессовой реакции, –писал Г.Селье, – не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с котороймы столкнулись. Имеет значение или интенсивность потребности в перестройке, илиадаптация» [13, с.413].
Его исследованияпоказали, что различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида,холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипнуюкомплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражительдействует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должнысуществовать в реальности, а могут «жить» в воображении человека.
Уровень физиологическогостресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. Человекреагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминаниео ней. При этом стресс, превышающий возможности нашего организма, истощаетэнергию, нарушает деятельность, заставляет чувствовать себя бесполезными иненужными.
Можно сказать, чтострессы составляют естественную часть человеческой жизни. Если их нет поестественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером сказанномуможет служить то, как люди сами загоняют себя в стресс, оставляя дела допоследнего момента. Причем они не торопятся не только с неприятными, но и сприятными делами, даже если от их выполнения получают удовольствие илиматериальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал толькотогда, когда у него накапливалось много долгов [13, с. 413].
Поэтому можно сказать,что в некоторых случаях стресс добавляет интерес к жизни, заставляет тянуться вверх,помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуютсяразличные степени стресса», – отмечал Г.Селье.[13, с. 413].
Внастоящее время, в зависимости от результатов стресса, ученые различают [13, с.414]:
–эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом имобилизует организм);
–дистресс (отрицательный стресс с нежелательным, вредоносным эффектом).
Взависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые внаиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому.
Физиологическиемеханизмы мобилизуют организм в ответ на то воздействие, которому он подвергся.Такие реакции чаще связанные с «борьбой или бегством», формируются на уровнеавтономной нервной системы автоматически. То есть мы не можем повлиять на ихпроявления так же, как не влияем на прилив крови к желудку во время еды или ккоже, когда мы заходим в холодную воду. Тело осознает необходимость ответа иосуществляет его без нашего указания. Проблема заключается в том, что любаяреакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.
Показательныв этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями,проследившими смертность от коронарной болезни у представителей 13профессиональных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги,мелкие собственники почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта миокарда, чемсельскохозяйственные рабочие, а судьи и адвокаты – в 5 с лишним раз [13,с.414].
Вдругих исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезнисердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, пилотовреактивных самолетов, водителей городских автобусов. На первый взгляд, междутрудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но есливдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерномэмоциональном напряжении работающего. Именно постоянное пребывание в условияхстрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.
Психологическийстресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный [13,с.415].
Есличеловек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения втребуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникаетинформационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Для этоговида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усилениеотвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличениеошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособнымоценивать существующие условия или прогнозировать последствия [13, с. 416].
Эмоциональныйстресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда в течениедлительного времени человек остается один на один со своими переживаниями [13,с. 416].
Приэтом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненнаямнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличиваетсяпотребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности:аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – угрюмыми и замкнутыми.Устремления и жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены.Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов.Ответственность за происходящее возлагается на других людей. Возникают мысли ифразы, содержащие угрозу самоубийства.
Такимобразом, организм реагирует на стресс по одному шаблону: сначала он ощущаеттрудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести не всостоянии.
Первыйэтап – реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающаяустойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этомпроисходит перераспределение резервов организма: решение главной задачиобеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой спомощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе– этапе стабилизации – все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе,закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, всекак будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап – стадияистощения, сопровождающаяся упадком сил, ухудшением самочувствия, подверженностьюразличным заболеваниям и даже смерти. Благодаря тесной взаимосвязи междупсихологией и физиологией указанные Г.Селье этапы почти точно совпадают в обоихпроявлениях.
Физиологическаяи психологическая энергии неразрывно связаны. Чем сильнее стресс истощает насфизически, тем более опустошенными мы чувствуем себя психологически. Есть иобратное влияние. Сильное длительное переживание вызывает физиологическиенедуги.
Проводяэксперименты, ученые обнаружили, что через сутки после возникновения реакциитревоги в организме обязательно происходит новая серия изменений, что, каквыяснилось, присуще всем представителям животного мира и, в частности,человеку. И эти, как бы вторичные, изменения находятся в прямой зависимости отвида и интенсивности воздействия, вызвавшего реакцию тревоги.
Дальнейшиеисследования ученых показали, что реакция тревоги – всего лишь начальное звеномногоступенчатого процесса, который через сутки делает организм болееустойчивым к воздействию, породившему эту реакцию. Иными словами, организм какбы готовится к повторной встрече с данным воздействием через сутки. Именнопоэтому вторая стадия реакции организма на внешнее воздействие получиланазвание реакции ожидания [13, с. 417].
Засчет чего организм повышает свою устойчивость к повторному воздействию?Во-первых, используются функциональные резервы, но организм в этом случаеработает с большим напряжением, чем в нормальных условиях. А во-вторых,происходят структурные перестройки. Если, например, под влиянием внешнеговоздействия погибли клетки или разрушились внутриклеточные структуры в каких-тоорганах и тканях, то первоочередной задачей организма становится не толькомаксимально возможное восстановление этих повреждений к моменту повторноговоздействия, но и создание определенного «запаса прочности».
Такимобразом, отражая атаки внешней среды, организм животных и человека формируетсначала реакцию тревоги, а через сутки – реакцию ожидания. Если внешнеевоздействие имеет суточную периодичность, то возникающая на следующие сутки подего влиянием реакция тревоги формируется уже на фоне реакции ожидания, образуясмесь реакций тревоги и ожидания.
Восстановительныепроцессы, характерные для реакции ожидания, день ото дня будут уменьшатьизменения, происходящие во время реакции тревоги. Да и в самой реакции ожиданияпостепенно меняется соотношение функциональных и структурных компонентов: еслив первые дни она строится в основном за счет простого повышения активности,работоспособности органов и тканей, принимающих участие в адаптации организма,то в последующем все большее значение приобретают структурные перестройки.
Взависимости от интенсивности внешнего воздействия все реакции организма можноусловно разделить на три стадии [13, с.418].
Напервой стадии адаптационный процесс осуществляется за счет повышенияфункциональной активности органов и тканей, принимающих участие в данномпроцессе. Существенных структурных перестроек не происходит. Так организмреагирует на слабое внешнее воздействие. Увеличение его интенсивностисопровождается переходом реакции ожидания во вторую стадию – адаптацияосуществляется уже в основном за счет структурных перестроек, что и повышаетрезервные возможности организма (кстати, на этом базируется тренировкаорганизма к различным физическим и химическим воздействиям). Переход в третьюстадию обусловливается дальнейшим повышением интенсивности внешнеговоздействия. Структурные перестройки уже не в состоянии помочь органам итканям, и им приходится функционировать с перенапряжением. Но такое состояниене может долго продолжаться. Истощение компенсаторных механизмов ведет кразвитию заболеваний и, в конечном счете, к гибели организма.
Каксвидетельствуют клиническая практика и экспериментальные данные, даже слабыераздражители такого рода или же частные сбои суточного стереотипа ведут кистощению нервной системы [13, с.419].
Всеорганы и ткани, их клетки и внутриклеточные образования принимают участие вразличных системах, формирующихся в ответ на различные внешние воздействия.Однако способы взаимодействия и требования, предъявляемые всякий раз к каждомуиз элементов, будут разными. Например, обнаружено, что физические упражненияповышают устойчивость организма как к повышенной, так и к пониженнойтемпературе окружающей среды, причем у организмов, приспособленных к повышеннойтемпературе окружающей среды, устойчивость к низкой не увеличивается, аповышенная устойчивость организма к низкой температуре не способствуетулучшению переносимости высокой: отклонение температуры окружающей среды в однусторону от оптимальной активизирует одни защитные механизмы, а в другую – совершенноиные, ничего общего не имеющие с первыми.
Инымисловами, в том или другом случае организм отвечает на воздействие«специфической реакцией». Но если есть специфические реакции, то, наверное,должны быть и неспецифические, когда организм реагирует совершенно одинаково наразнообразные воздействия. Это положение и было положено Г. Селье в основусозданной им теории общего адаптационного синдрома, суть которого в несколькоупрощенном виде можно изложить следующим образом: все раздражители (стрессоры)активизируют гипофиз, который, выделяя адренокортикотропный гормон, стимулируетсекрецию надпочечниками кортикостероидных гормонов. Кортикостероиды в свою очередьоказывают влияние на органы и ткани, повышая тем самым устойчивость организма кразличным стрессорам. Такие реакции стали называть стрессорными [13, с. 420].
Встрессорных реакциях, как в последнее время установлено, в большей или меньшейстепени принимают участие все эндокринные органы. Качественно различныестрессорные воздействия реализуются разными путями, а это определяет количествои очередность выбрасываемых в кровь гормонов, что и обусловливает потребность врегулярных тренировках.
Какпоказывает практика, некоторые руководители, недооценивая это, не соблюдаятребований гигиены умственного труда, страдают от сильных нервныхперенапряжений и эмоциональных перегрузок, нередко нарушающих сон, функциивегетативной нервной системы. Это проявляется в повышенной возбудимости,вспыльчивости, нервозности, значительном переутомлении.
Стрессовыесостояния существенно влияют на деятельность человека.
Людис разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковыепсихологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности,мобилизация сил, повышение эффективности деятельности.
Этотак называемый «стресс льва» [13, с.430].
Опасностькак бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. Сдругой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкоепадение ее эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но преждевсего от психологической подготовки человека, включающей умение быстрооценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданныхобстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения ваналогичных ситуациях.
Выводы
1.Эмоции– это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутреннихраздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъектаи проявляющиеся в виде удовольствия (положительные эмоции) или неудовольствия(отрицательные эмоции).
2.Эмоциисопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важныефункции в регуляции поведения и деятельности человека. Они выполняют следующиефункции: сигнальную, оценочную, регулирующую, мобилизующую. При сильныхэмоциях, особенно в критических ситуациях, может проявляться их дезорганизующаяфункция.
3.Влияниеэмоций на результаты деятельности человека вызывает необходимость управленияими, использования их позитивных функций и преодоления негативных.
4.Эмоциихарактеризуются модальностью, знаком, они бывают стеническими и астеническими,характеризуются силой, продолжительностью и осознанностью.
5.Основныеформы выражения эмоций – чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть,чувство, настроение и стресс.
6.Стресс— это сложное эмоциональное состояние, при котором обычные эмоции сменяютсябеспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане.С помощью стресса организм целиком мобилизует себя для приспособления кситуации, с которой не справиться обычными средствами.
7.Любойчеловек должен вырабатывать в себе умение регулировать свои эмоциональныесостояния, справляться с аффектами, контролировать свое поведение. 1.4 Подходы к изучению эмоций
Методаминаучного познания называются методы, при помощи которых ученые получаютнадежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличиеот тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни,представляются достаточно точными и проверяемыми. Последнее означает, чтоправильность научных знаний можно повторно проверить в специальномисследовании, если оно организовано и проводится в соответствии с правиламинауки. К таким правилам, в частности, относятся законы строгой логики мышления,следование которым позволяет получать достоверные знания.
Вкаждой науке существуют свои методы познания, соответствующие природе техявлений, которые в данной науке изучаются. Вместе с тем, в разных наукахиспользуются одинаковые методы исследования. Это, например, наблюдение иэксперимент.
Какимобразом можно изучать эмоции? Их можно изучать, непосредственно наблюдая заними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены вощущениях человека. Интроспекция с давних пор применяется в психологии. Однакоэтот метод не вполне надежен, так как с его помощью невозможно получать вдолжной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях. Онне позволяет изучать те явления, которые человеком не полностью осознаются. Темне менее это единственный метод, с помощью которого психические явления можно наблюдатьи оценивать непосредственно [4, с. 332].
Косвеннооб эмоциях можно судить по тем внешним признакам, в которых они проявляются.Это – двигательные и другие телесные реакции человека, непосредственносвязанные с эмоциями, его речь и поступки. Подобный метод изучения психическихявлений называют объективным, имея в виду то, что о психических явлениях вданном случае судят по внешним, отчетливо наблюдаемым признакам. Данный методтакже далеко не всегда позволяет получать абсолютно точные и вполне достоверныезнания о психических явлениях, так как между психическими явлениями, телеснымиизменениями, словесными реакциями и поведением человека нет однозначной связи.
Опсихических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорито них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом илиопросом. Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняютсяпсихические явления, можно создать условия, при которых эти явления будутцеленаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменениями. Этотметод исследования психических явлений получил название эксперимента. Он былзаимствован психологами из других, более развитых, чем психология, наук испособствовал тому, что психология стала признанной, современной наукой.
Вхудожественной литературе описано немало случаев (особенно в детективах), когдаэкспериментатор специально моделирует ситуацию, а испытуемый в этой ситуациипроявляет те или иные эмоции, свидетельствующие о причастности его кпреступлению. Об эмоциональном состоянии творческого человека можно судить поего произведению. Однако художественное произведение не всегда точно отражаетэмоциональное состояние автора. В данном случае примешивается степень«вхождения в роль». Более точное представление об эмоциональномсостоянии человека могут дать его дневники. В дневниках человек обычно излагаетне только свои мысли, но и переживания.
Хорошеепредставление об эмоциональном состоянии человека можно получить, исследуя егописьма. В произведении Т. Драйзера «Американская трагедия» описанаситуация, когда письма Роберты к Клайду, в которых отражено эмоциональноесостояние Роберты незадолго до ее смерти произвели настолько сильноевпечатление на присяжных и публику, что Клайда приговорили к казни.
Психологическимитестами называются методы, с помощью которых можно достаточно точно описывать иколичественно оценивать изучаемые психологические явления. Психологическиетесты являются стандартизированными в указанном выше смысле слова методаминаучного исследования, их нельзя произвольно изменять и необходимо применятьточно так, как описано в соответствующей инструкции. Тесты составляют основнуюгруппу современных методов изучения психических явлений, в том числе и психических.
Искусносоставленные тесты также могут быть одним из подходов к изучению эмоциональныхсвойств личности. Однако составление таких тестов должно быть научнообоснованным. Например, зачастую в психологии используются тесты, основанные навыборе цветов при рисовании той или иной картинки. Однако, например, картинки,в которых преобладает черный цвет не всегда свидетельствует о том, чтоиспытуемый был в мрачном эмоциональном состоянии. Ученик, зная о том, чтопроводится тестирование, мог нарочно нарисовать картинку в мрачных тонах.
Такимобразом, необходимо составлять тесты таким образом, чтобы по ним можно былоопределить и другие свойства личности.
Выводы
1. Эмоции можноизучать, непосредственно наблюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их втом виде, в каком они представлены в ощущениях человека.
2. Интроспекцияс давних пор применяется в психологии. Однако этот метод не вполне надежен, таккак с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную,объективную информацию о психических явлениях.
3. О психическихявлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них.Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом или опросом.
4. Для тогочтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психическиеявления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленноизменяться, и далее внимательно следить за их изменениями. Этот методисследования психических явлений получил название эксперимента.
5. При изучениипсихических явлений можно использовать тесты, однако они должны быть искусносоставлены.
ГЛАВА 2ЭМОЦИи и ЛИЧНОСТь/> 2.1 Взаимосвязь между эмоциямии свойствами личности
Эмоциив соответствии с их основными характеристиками относятся к каждому из трехтипов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям ипсихическим свойствам личности [4, с. 182].
Эмоциикак психический процесс характеризуются кратковременностью и динамичностью,имеют достаточно явно выраженные начало и конец. К эмоциональным процессамотносятся, например, чувственный тон, ситуативные эмоции. Эмоции какпсихическое состояние отличают относительное постоянство и достаточнаяпродолжительность. Они существуют как единство переживания и поведениячеловека. К эмоциональным состояниям относятся настроения, стрессы.
Аффекты,хотя и представляют собой кратковременные эмоциональные реакции, такжеотносятся к психическим состояниям, ввиду того что они образуют целостныйсиндром эмоциональных и поведенческих реакций и имеют длительное последействие.Если эмоциональные процессы и состояния часто возникают и однотипнопереживаются в схожих ситуациях, они приобретают устойчивость и закрепляются вструктуре личности, становятся эмоциональными свойствами личности [4, с. 189].
Также, как и все эмоциональные явления, они характеризуются знаком, модальностью исилой. Это могут быть такие свойства, как жизнерадостность, оптимизм,чувствительность, сдержанность или пессимизм, бесчувственность,раздражительность и др. Некоторые эмоциональные свойства, в частностиуравновешенность, вспыльчивость, обидчивость, зависят от свойств нервнойсистемы и темперамента [4, с. 190].
Восновном же эмоциональные свойства личности формируются в процессежизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций иотношений как результат наиболее часто повторяющихся эмоциональных состояний. Например,при выполнении некоторой деятельности ребенок терпит неудачу, что вызывает унего отрицательные эмоции – огорчение, недовольство собой. Если в такойситуации взрослые поддержат ребенка, помогут исправить ошибки, пережитые эмоцииостанутся преходящим эпизодом в его жизни. Если неудачи повторяются (вспомнимизвестную картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка») и ребенка при этом упрекают,стыдят, называют неспособным или ленивым, у него обычно развивается эмоциональноесостояние фрустрации. Это выражается в длительных, негативных переживаниях, впотере интереса к данной деятельности, ее дезорганизации и еще большемухудшении результатов. Если сложившаяся система отношений сохраняется в течениедлительного времени, фрустрация становится устойчивым способом реагирования нанеудачи и превращается в свойство личности – фрустрированность [10, с. 437].
Теперьуже каждый свой неуспех ребенок считает закономерным, он теряет уверенность всебе, у него формируется заниженная самооценка, снижается уровень притязаний.Психологическая коррекция проявлений фрустрированности представляетзначительные трудности, хотя и возможна при правильной организации деятельностиребенка с учетом его интересов и способностей, при изменении условий жизни исистемы взаимоотношений с окружающими людьми.
Междуэмоциональными процессами, состояниями и свойствами личности существуетвзаимозависимость. Эмоциональные свойства личности формируются как закреплениеэмоциональных состояний. Впоследствии они становятся важным фактором,определяющим протекание всех эмоциональных процессов и состояний.
Вонтогенезе происходит формирование устойчивых комплексов эмоциональных свойств,которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность – этоинтегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество идинамику эмоций и чувств [10, с.433].
Эмоциональностьпроявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях ихвозникновения и внешнего выражения, в готовности и умении открыть другим людяммир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоциональногосамочувствия и др. [10, с.434].
Человекус преобладанием положительных эмоций присуще радостное мироощущение. Всостоянии радости, вдохновения, счастья человек испытывает прилив сил, у негоповышается работоспособность, формируются доброжелательные взаимоотношения сдругими людьми. Но при этом важно, чтобы положительные эмоции выполняли своюосновную приспособительную функцию – отражали объективные отношения воздействийокружающей среды к потребностям субъекта. Если эта функция ослабевает илитеряется и положительные эмоции не имеют под собой причин, развивается одна изформ патологии эмоций – эйфория [10, с. 434].
Этоэмоциональное состояние повышенной неадекватной веселости при снижениикритичности мышления. Эйфория препятствует нормальной жизни, работе и общению. Приспособительнаяфункция отрицательных эмоций также очень важна для человека, так как дает емуинформацию о вредности или опасности окружающей среды. Страх, например, можетпробудить в человеке силы, о которых он и не подозревал и тем самым спасти емужизнь. Но если отрицательные эмоции будут доминировать в поведении и структуреличности, психологический облик человека изменяется [2, с. 288].
Придоминировании гнева формируется агрессивная, конфликтная личность. Придоминировании страха у человека развиваются тревожность, беспокойство,застенчивость, боязливость. При крайних формах преобладания отрицательныхэмоций человек все воспринимает в мрачном свете, у него развивается депрессия,выражающаяся в резко выраженной пассивности, снижении или полном отсутствииинтереса к окружающему миру [2, с. 289].
Вэтих случаях человек нуждается в психологической или психиатрической помощи. Причинойдепрессии может стать горе, вызванное трагическими обстоятельствами, болезньюили тяжелой утратой. Помощь человеку, переживающему сильную, невосполнимуюастеническую реакцию, состоит в том, чтобы дать ему возможность выговориться,сопереживать вместе с ним, способствовать формированию новой жизненнойперспективы и новых смыслов.
Людисильно отличаются между собой по доминирующим эмоциям и их внешнему выражению,умению и желанию раскрывать свой внутренний мир, свои чувства. Одним людямсвойственны сильные переживания и бурное проявление эмоций. Другие болееспокойны и сдержанны в эмоциональном плане.
Полнаяоткрытость чувств для других людей присуща только детям. По мере взросления ониначинают заботиться о неприкосновенности своих внутренних переживаний иовладевают умением сдерживать их внешние проявления. В большей мере сдержанноеэмоциональное поведение характерно для интровертов. Это бывает также следствиемвоспитания, дефицита общения. Существуют и определенные половые различия.Мужчины более сдержанны в выражении чувств.
Неумениеили нежелание раскрывать свои чувства нередко создает трудности в общении,препятствует конструктивному разрешению конфликтов. Люди различным образомпроявляют свои эмоции в официальной обстановке и в интимно-личностном общении.Теплота отношений, дружба, любовь помогают человеку преодолеть барьерсдержанности и замкнутости. В тренинги повышения коммуникативнойкомпетентности, например, включены специальные упражнения, развивающие уменияанализировать свои эмоции и чувства и адекватно использовать их в процессахобщения.
Эмоциональнаяустойчивость проявляется в разной степени чувствительности к эмоциональнымраздражителям и в разной степени нарушения психических механизмов регуляции подвлиянием эмоционального возбуждения. При высокой эмоциональной устойчивости,чтобы вызвать эмоцию, требуется более сильный раздражитель [3, с. 322].
Возникающиев процессе деятельности эмоции не снижают ее эффективность. Человек можетсохранять контроль над своими эмоциями и успешнее противостоять стрессу.Эмоциональная устойчивость зависит как от психофизиологических, так и отпсихологических факторов. К первым относятся свойства нервной системы, ковторым — сложные механизмы саморегуляции и контроля поведения, формируемые впроцессе воспитания личности.
Л.С.Выготский показал, что в основе этих механизмов лежит сложная и неоднозначнаявзаимосвязь эмоций и мышления [1, с. 534]. С одной стороны, осмысление своихэмоций приводит к их ослаблению или даже разрушению.
Американскийпсихолог Э. Титченер утверждал, что внимание враждебно эмоциям, если онососредоточено прямо на них [4, с. 196]. С другой стороны, эмоции и мышлениефункционируют в человеческом сознании как единое целое. В этом заключаетсясформулированный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта вструктуре поведения и деятельности человека. Решение о том или ином действиипринимается человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств имотивов. Когда действия и поступки осуществляются только на основе доводовразума, они менее успешны, чем в том случае, когда подкреплены эмоциями [4, с.197]. Обычно конкретный акт поведения начинается и завершается эмоциональнойоценкой ситуации и принятого решения, но мысль при этом доминирует.
Есличеловек оказывается не в состоянии осознать и осмыслить свои эмоции, он неможет обрести над ними власть. В этом случае верх над интеллектом беретэмоциональность, следствием чего могут быть принятие импульсивных решений, илиразличные формы неадекватного поведения: несдержанность, агрессивность,повышенная тревожность, беспричинное веселье и др. Особенно ярко неспособностьсправиться со своими эмоциями проявляется в сложных критических ситуациях,например в условиях конфликта, дефицита времени или сверхмотивациидеятельности. Так, эмоционально неустойчивые школьники обычно показывают болеенизкие результаты при выполнении ответственных контрольных работ или наэкзаменах.
Знаниеособенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию егодействий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения,рациональной организации деятельности. Эмоциональная устойчивость являетсянеобходимым условием успешного осуществления многих видов профессиональнойдеятельности, в том числе педагогической [10, с. 533]. Работа учителяотличается высокой динамичностью, напряженностью, обилием конфликтных ситуаций,многообразием проблем, требующих быстрых и нетривиальных решений. При этомважно, чтобы учитель умел грамотно справляться с возникающими эмоциями иаффектами, не поддавался чувствам раздражения, обиды, антипатии. Впсихологическом облике учителя важны такие эмоциональные качества, какспокойствие, рассудительность, сдерживание импульсивных реакций, способность кконтролю своего эмоционального состояния.
Своеобразиеэмоциональной сферы человека во многом определяет специфику его поведения,деятельности, общения, отношения к жизни и эмоционального самочувствия. Укаждого индивида складывается индивидуальная система колебания эмоциональногосамочувствия, ощущение себя счастливым или несчастным. Б.И. Додонов образноназвал такого рода колебания «эмоциональным маятником» [10, с. 534].
Уодних людей эмоциональное самочувствие приближается к полюсу «счастье», удругих – к полюсу «несчастье». Различия в эмоциональном самочувствии частонаблюдаются у людей, объективно находящихся в сходных жизненных условиях. Этоозначает то, что ощущение себя счастливым или несчастным зависит не только отобстоятельств жизни, но и от потребностей и характера человека, его ценностей исмыслов, особенностей его эмоциональности и личности в целом./> 2.2 Взаимосвязь между эмоциямии работоспособностью
Взаимосвязьмежду эмоциями и работоспособностью проследим на примере трудовой деятельностируководителя — менеджера.
Специфическойособенностью трудовой деятельности руководителя является то, что она, с однойстороны, протекает в условиях повышенной нервной напряженности, различныхстрессовых ситуаций, ускоренного ритма жизни и эмоционального подъема, с другой-при малоподвижной физической нагрузке, длительной обездвиженности тела, чтовызывает гиподинамию (гипокинезию) тела. Такое состояние является источникоммногочисленных нарушений работы организма, сосудистой дистонии, застойныхявлений и болевых синдромов.
Интенсивноевоздействие окружающей среды на эмоциональную сферу, ускоренный темп жизни,информационные нагрузки, жесткий дефицит времени, неупорядоченность режимаработы и, как следствие, перегруженность различными второстепенными работамимогут вызвать различные нервно-психические расстройства, аллергическиесостояния, сердечно-сосудистые заболевания. Продолжительная фиксацияконечностей, взгляда, вынужденная длительная поза приводят к нарушениюпериферического кровообращения, ритма дыхания, а возможности диафрагмы как«венозного» сердца в полном объеме не используются. К тому же некоторыеруководители подвергают себя избыточной интоксикации за счет курения,нерегулярного питания, а иногда и переедания. Все это вызывает иногда болееинтенсивный процесс биологической акселерации или преждевременной старости, ктому же приводит к «омоложению» таких заболеваний, как атеросклероз,ишемическая болезнь сердца и др. По данным исследований, их возникновениеопределяется нередко 35-45 годами, что сокращает сроки активной жизни на 20-25лет [13, с.438].
Неправильнаяорганизация умственного труда вызывает утомление, состояние эмоциональногонапряжения, приводит к астенизации, снижению потенциальных возможностейруководителя, к «чувству мозгового дефицита», впервые отмеченному французскимученым Дежерином. Наблюдаются снижение критики и аморфное мышление, снижение и«провалы» памяти, быстро истощаемое активное внимание и низкая продуктивнаядеятельность, рассеянность, тяжесть и шум в голове, угнетенное состояние,ощущение профессиональной несостоятельности, сомнений, тревоги, неверия в своисилы, недовольства собой, досады и смущения, плохого настроения [13, с. 434].
Эмоцииудовольствия и неудовольствия, стенические – повышающие жизнедеятельностьорганизма, а у человека – его дееспособность, и астенические – понижающие их,могут закономерно проявляться в самых различных видах нашей деятельности, влияяна ее результат, превращая наши действия, подход к ним и рациональностьвыполнения в привычку.
Плохоенастроение не совместимо с профессиональной деятельностью, возлагаемыми ивыполняемыми функциями. Оно может ухудшаться под воздействием изменяющегосяфизического состояния, личных жизненных неудач, неприятностей и т. п. И все этоможет передаваться подчиненным, сказываться на производственной деятельности,может привести к неоправданным действиям в процессе принятия решений, вызыватьошибки и аварии.
Придействии различных отрицательных эмоций в организме могут возникатьразнонаправленные ответные реакции со стороны внутренних органов и эндокриннойсистемы. Они зависят от глубины, стойкости и психологического содержанияпереживаний, эмоциональных психопатологических реакций и могут привести копределенной утрате трудоспособности и инвалидности.
Выводы
1. Эмоции существуюткак единство переживания и поведения человека.
2. Еслиэмоциональные процессы и состояния часто возникают и однотипно переживаются всхожих ситуациях, они приобретают устойчивость и закрепляются в структуреличности, становятся эмоциональными свойствами личности.
3. Некоторыеэмоциональные свойства, в частности уравновешенность, вспыльчивость,обидчивость, зависят от свойств нервной системы и темперамента.
4. Эмоциональныесвойства личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системеопределенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее частоповторяющихся эмоциональных состояний.
5. Эмоциональность– это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество идинамику эмоций и чувств.
6. Знаниеособенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию егодействий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения,рациональной организации деятельности.
7. Эмоции могутспособствовать повышению работоспособности, а могут и снижать ее.
/>ГЛАВА3 ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДОШКОЛЬНИКОВ
3.1изучение эмоциональной сферы малыша при помощи графической методики «кактус»
Графическая методика«Кактус» применяется в комплексе с классическими тестами и основными методикамипсихологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяетзаинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационнаяпомощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможныепроблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющаяпомощь).
При интерпретациирисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие илиотсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов,возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портретличности.
Графическая методика«Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этойметодике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша, отметить наличиеагрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.
При проведениидиагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 ипростой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми « люшеровских»цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показателитеста Люшера.
Инструкция. « На листе белой бумаги нарисуйкактус – такой, какой ты себе представляешь».
Вопросы и дополнительныеобъяснения не допускаются.
При обработке результатовпринимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам:пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажимкарандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для даннойметодики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный,детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение,количество).
В рисунке могутпроявиться следующие качества испытуемых:
Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие,длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степеньагрессивности.
Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
Эгоцентризм,стремление к лидерству – крупный рисунок, центр листа.
Неуверенность в себе,зависимость – маленькийрисунок, расположение внизу листа.
Демонстративность,открытость – наличиевыступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность,осторожность – расположениезигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – использование ярких цветов,«радостные» кактусы.
Тревога – использование темных цветов (вариантс цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистымилиниями.
Женственность – наличие украшений, цветов, мягкихлиний и форм.
Экстравертированность– наличие на рисункедругих кактусов или цветов.
Интровертированность –на рисунке изображенодин кактус.
Стремление к домашнейзащите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображениекомнатного растения.
Отсутствие стремленияк домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.
После завершениярисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которыепомогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактусдомашний или дикий?
2. Этот кактуссильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится,когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растетодин или с каким – то растением по – соседству? Если растет с соседом, то чтоэто за растение?
5. Когда кактусподрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциииграют очень большую роль в жизни каждого человека. С помощью эмоций мыопределяем значимость внешних воздействий и оцениваем собственное поведение.Все наши победы и поражения окрашены эмоциями. Многие жизненные событиязапоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Воспитание культуры эмоций ичувств учащихся составляет важное направление в общей воспитательной работесемьи и школы, является актуальной задачей литературы, искусства, средствмассовой информации. Неумение управлять своими эмоциями нарушает егомежличностные взаимодействия с другими людьми, не позволяет адекватно строитьпроизводственные, семейные, дружеские отношения, становится препятствием длявыбора и успешного овладения многими профессиями. Гармоничное развитиеэмоциональной сферы необходимо каждому человеку для полноценной жизни в обществе,адекватного отношения к другим людям и самому себе, для сохранения своего здоровья.
Вэмоциях объективно переживаются, становятся внутренним событием отношениячеловека к миру и к самому себе, поэтому эмоции и чувства так или иначеприсутствуют во всей психологии личности.
Эмоциипредставляют собой важную, выразительно яркую и значимую сторону исконной,атрибутивной субъективности психического образа мира.
Практическиепереживания есть у человека всегда, хотя и не обязательно выражены,представлены его сознанию и самосознанию.
Личностьсуществует, функционирует и развивается во взаимодействиях, общении, вотношении с другими людьми. Эти отношения закладываются в направленностиличности, выражаются в ее характере, а переживаются в эмоциях, т.е. становятсядля личности некоторым субъективно отмеченным фактом ее психической жизни,поэтому эмоции и чувства по определению взаимодействуют со всей психикой человека.Они феноменологически и функционально пересекаются с деятельностями, потребностями,способностями, сознанием и самосознанием, темпераментом и характером, психическимопытом и речью, с познавательной, оценочной, волевой и регулярной сферамипсихики.
Стресс– это необычная реакция организма и психики человека на слишком сильное внешнеевоздействие. Слишком сильный стресс может привести к расстройству здоровья илидаже к смерти человека. Избежать стрессов нельзя, однако необходимо имиуправлять с целью смягчения их воздействия на человека.
Умениеуправлять стрессами особенно важно для учителей, управленческих работников. Наних возлагается высокая ответственность, в связи с чем их труд уже поопределению является источником стресса.
/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология.-М., 1999.- 413 с.
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию:Учебное пособие для вузов.- Книжный дом «Университет», 1999.- 461 с.
3. ГиппенрейтерЮ.Б. Введение в общую психологию.- М.: МГУ,2005- 440 с.
4. Котова И.Б., Канаркевич О.С.,Березина Н.Н., Березин А.Ф. Основы психологии. – Ростов н /Д: Феникс,2002.- 448с.
5. Леонтьев А.Н.Лекции по общей психологии. М., 2000.
6. Немов Р.С. Общая психология. – М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
7. Психология для студентов вузов /Подобщ. Ред. проф. Е. И. Рогова.- М.: ИКЦ «МарТ», 2004.- 560 с.
8. Психологияиндивидуальных различий: Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.Я. Романова. М., 2000.
9. Психология: Учебник /Под ред.А.А.Крылова.- М., Проспект,1998. – 486 с.
10. Психология:Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского.- М.: Юрайт — Издат,2005.- 660 с.
11. Психологияэмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993
12. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.- 564 с.
13. Сацков Н.Я.Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя.- Д.:Сталкер,1998.- 439.
14. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология: учебное пособие.- М., 2001.- 422 с.