Реферат по предмету "Психология"


Эмоциональные процессы. Воля как форма активности

Эмоциональные процессы.Воля как форма активности.

План
Введение
Эмоции и чувства, их значение и место в психики человека
Основные эмоциональные процессы и управление ими
Понятие воли и ее значение для деятельности личности
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Эмоции и чувствавыражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания обэмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Непонимая себя, невозможно понять другого человека. Эмоции образуют основнуюпобудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий иобщения. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другогочеловека приводит к психологической несовместимости и нередко становитсяпричиной тех или иных конфликтов. Роль эмоциональных побуждений труднопереоценить. Духовный мир человека не определяется рамками его профессии илиобразования. Его эмоциональные запросы и отношения могут быть многостороннимиили узкими, широкими, богатыми или бедными, ограниченными. Сознание человека,по мнению известного академика В.И. Вернадского, есть особая сила природы средивсех других. Социально-детерминированное сознание человека есть знание, котороеможет стать достоянием других членов общества.[1] Сознание — это мышлениевместе с кем-то. Осознать — значит приобрести потенциальную возможностьпередать свое сознание другому, более того — сочувствовать ему, сотрудничать сним. Стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительногоэмоционального настроя обеспечивает здоровье, бодрость и счастье. Дляблагоприятного, положительного «эмоционального климата» необходимыдоброжелательность, культура.

Эмоции и чувства, ихзначение и место в психике человека
В индивидуальномразвитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают какзначимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются изакрепляются потребности и интересы человека. Чувства выполняют в жизни идеятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. Вотношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобыподкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны сработой сознания, могут произвольно регулироваться.
Эмоции влияют навыраженность переживаний человека. При этом настроение определяетсяэмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, ана их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроениебольшинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Людивесьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому инаоборот. Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение.Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы,более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания:экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи — выпадение илипоседение волос. Острое эмоциональное напряжение может проявляться самымиразличными болезненными ощущениями-чрезмерной потливостью, тошнотой, потерейаппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других. Такиефункциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органовобусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.
В длинном пути эволюциичеловека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешногои быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которыескладываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми.Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны судовлетворением или неудовлетворением его потребностей.
Эмоции — это реакциичеловека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярковыраженную субъективную окраску. В отличие от познавательных явлений(восприятия, памяти, мышления), для которых работающими «единицами»психики являются образы, понятия, представления, эмоции выражаются в видепереживаний человека по поводу того или иного объекта, события, поведениядругих людей. Эмоции и мышление взаимосвязаны и потому существует связь между характероммыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно влияет на общеесамочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.
Эмоциональныемежличностные отношения имеют свою определенную динамику. Они могут достигатьвеличайшей напряженности и постепенно угасать или критически разрушаться илиразрешаться. Само время стирает в памяти трагическое, забываются пережитыестрадания, становятся менее значимыми прошлые обиды и огорчения. Эмоции,переходящие в аффекты в безуспешной борьбе рассудка со страстями, правильномуосознанию поддаются трудно. При этом нередко ни интеллект, ни добрая воля неспособны нормализовать психическое равновесие человека. Под влиянием эмоций онстановится как бы слепым перед лицом фактов, не может контролировать своидействия. Ненормально продолжительные аффекты мы можем наблюдать у лиц сэпилептоидным складом характера, врожденно слабоумных, легко возбуждающихся отмелкой неприятности на несколько дней.
Нередко слова «эмоция» и«чувство» употребляются как синонимы. В более узком значении эмоция — этонепосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянногочувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» — это душевное волнение,душевное движение. Например, боязнь или страх как чувство, т.е. устойчивоеотношение к определенным объектам, жизненным ситуациям, может переживаться вотличающихся друг от друга эмоциональных процессах: иногда человек бежит отстрашного, а иногда цепенеет и замирает от страха, наконец, может от страха иотчаяния броситься навстречу опасности. Повторяясь, возникая все чаще и чаще,эмоции превращаются в чувства — устойчивы эмоциональные переживания.
Умение человекасдерживать свои чувства, откладывая их проявление до более подходящего момента,зависит от эффективности работы мозга. Одни люди рациональны, другие-импульсивны. Разумно развивать в себе терпеливость, учиться сдерживать свойязык, чтобы не обострять взаимоотношений с близкими и друзьями. Хорошоустроенный мозг стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
От доброгочеловека всегда исходит душевная теплота, он более эмоционален, чемрассудочный, душевно холодный человек. Душевно холодные люди не могут нисочувствовать чужому горю, ни радоваться успеху, удаче близкого человека.
Чувствоудовольствия, приятные ощущения человек всегда стремится не только усилить, нои повторить. При этом он действует неосознанно, импульсивно, т.е. егопсихологическое состояние недифференцированно. Для того, чтобы удовольствиепродлить и сделать приятным, необходимо его сократить.
При некоторыхформах невроза больной может испытывать и «чувство потери чувства», т.е.мучительное бесчувствие, тягостное эмоциональное опустошение, безвозвратнуюутрату, способность радоваться и страдать. У больных шизофренией, например,восприятие не отожествляется с реальными образами и не проецируется вовне.Больные «слышат» голоса, звучащие в голове, видят «внутренним глазом», говорято запахах, исходящих из головы, но в реальности всего этого не существует.
Человек нередкопереживает чувство собственной неполноценности, чаще всего это бывает в детствеи накладывает отпечаток на формирование и развитие личности. Преодолениечувства собственной неполноценности более гармонично протекает в молодомвозрасте, когда организм и его нервная система легче приспосабливаются кпеременам. В пожилом же возрасте, особенно в старости попыткиперекомпенсирования более болезненны.
Компенсациячувства собственной неполноценности может быть полезной для индивида и дляобщества, если он активизируется в учебе, каких-то увлечениях, общественнойжизни. Но бывает, что человек пытается найти душевный комфорт за счет алкоголя,курения, лекарственных наркотических веществ и др. Этим только обостряютсяпроблемы. Человек оказывается во власти эмоции, даже если она и не оченьсильна. Он практически беззащитен, когда плачет или смеется!
Итак, эмоции могутбыть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия,лежать в основе энергетики самого индивида.
Основные эмоциональныепроцессы и управление ими
Прежде всего,необходимо разобраться в понятиях эмоций и чувств. Что же это такое?
Если заглянуть впсихологический словарь, то в нем эмоции трактуются следующим образом: Эмоции (лат.-потрясаю, волную) — психическое отражение в форме непосредственногопристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленногоотношением их объективных свойств к потребностям субъекта».[2]
Эмоции — особыйкласс субъективных психологических состояний, отражающих в форменепосредственных переживаний приятного процесс и результаты практическойдеятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.[3]
Кроме того, эмоции- психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный начувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, ихблагоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. [4]
Эмоции возникли,как утверждал Ч. Дарвин, в процессе эволюции как средство, при помощи которогоживые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворенияактуальных для них потребностей.
Эмоциональныеощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способподдерживания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают оразрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Самая старая попроисхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ формаэмоциональных переживаний- это удовольствие, получаемое от удовлетворенияорганических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделатьпри обострении соответствующей потребности.
Кроме того, кклассу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это такназываемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы исостояния человека. Любые проявления его активности сопровождаютсяэмоциональными переживаниями.[5]
У человека главнаяфункция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем другдруга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучшепреднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Эмоции и чувствапредвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеютидеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражаютсмысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный моментпотребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия илидеятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемымиситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственныевнутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям,сопереживаются.
Чувства — ещеболее, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженныйпредметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальнымили воображаемым).
Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически.Подчеркивая собственно-личностное значение эмоциональных процессов, В.К.Вилюнас пишет: « Эмоциональное событие может вызвать формирование новыхэмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненавистистановится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».[6]Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще ненаступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее иливоображаемых ситуациях. Чувства же носят предметный характер, связываются спредставлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоитв том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная отнепосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовнымценностям и идеалам.
Настроение — самоедлительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
Эмоции выполняют функциюоценки, являясь своеобразной системой сигналов, посредством которых субъектузнает о значимости происходящего.[7] Эмоции выполняютследующие основные функции:
― сигнальную,которая выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи спроисходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека;
― регулятивную,которая выражается в том, что стойкие переживания направляют поведениечеловека, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся преграды.
Классифицируются эмоциипо разным основаниям:
1. по влиянию надеятельность – стенические — повышающие продуктивность деятельности и астенические- снижающие результаты деятельности. Эмоциональные состояния, возникшие впроцессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека.Первые называются стеническими, вторые — астеническими. Возникновение ипроявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкоркиголовного мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутреннихорганов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца,дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевыхмышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, влимбической системе существование центров положительных и отрицательных эмоций,получивших название центров «наслаждения рая» и «страдания, ада».
2. по выраженностисигнальной функции — отрицательные, положительные, амбивалентные (одновременносодержащие отрицательные и положительные переживания, например, любовь иненависть);
3. по содержанию взависимости от объекта переживания — моральные, праксические (связанные сдеятельностью), интеллектуальные (связанные с познанием), эстетические;
4. по интенсивностиэмоциональных проявлений — эмоциональная уравновешенность, эмоциональнаяимпульсивность, эмоциональная лабильность (быстрая смена одних эмоций другими);
5. по формепроявления — настроение, аффект, стресс, страсть.
С.Л. Рубинштейнсчитал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ееорганическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные,нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую(аффективно-эмоциальную) чувствительность, предметные чувства и обобщенныемировоззренческие чувства.[8]
К аффективно-эмоциональнойчувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия инеудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органическихпотребностей.
Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиямиотдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметамподразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Онипроявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и вотвращении к другим.
Мировоззренческиечувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальнымсобытиям, нравственным категориям и ценностям.

Понятие воли и еёзначение для деятельности человека
Воля — сознательное преодоление человекомтрудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человеклибо отказывается от действия в выбранном направлении, либо наращивает усилия,чтобы преодолеть барьер.
Воля обеспечиваетвыполнение двух взаимосвязанных функций:
― побудительнаяфункция обеспечиваетсяактивностью человека
― тормозная функция воли, выступающая в единстве спобудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявленийактивности. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.
Волевые проявлениячеловека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписыватьответственность за результаты собственных действий. Качество, характеризующеесклонность человека приписывать ответственность за результаты своейдеятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственнымусилиям и способностям, называется локализацией контроля (в психологическойлитературе используется термин «локус контроля». Есть люди, которые склонныобъяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами (судьбой,обстоятельствами, случаем и т.д.). Тогда говорят о внешней (экстернальной)локализации контроля.
Исследования показали,что склонность к экстернальной локализации контроля связана с такимиличностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях,тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намеренийи т.д. Если индивид, как правило, принимает на себя ответственность за своидеяния, объясняя их, исходя из своих способностей, характера и т.д., то естьоснования полагать, что у него преобладает внутренняя (интернальная)локализация контроля. Выявлено, что люди, которым присуща внутренняялокализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели,склонны к самоанализу, общительны, независимы. Интернальная или экстернальнаялокализация контроля волевого действия, имеющего как положительные, так иотрицательные социальные последствия, являются устойчивыми качествами человека,формирующимися в процессе воспитания и самовоспитания.
Волевое действие состоитиз ряда взаимосвязанных этапов: определение цели и стремление ее достичь — осознание возможностей для достижения цели — появление мотивов, подкрепляющихили отрицающих эти возможности — борьба мотивов и выбор — принятие одной извозможностей для достижения цели осуществление принятого решения. Существуютпростые и сложные волевые действия. В простом волевом акте побуждение кдействию, практически, автоматически переходит в самодействие. Сложномуволевому действию присущи все конкретные этапы, обозначенные выше. Психическимикомпонентами воли являются цель, мотив, выбор решения, волевое усилие подостижению поставленной цели. Волевые действия личности зависят от наличия уиндивида разнообразных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости,выдержки, решительности, инициативности, самостоятельности, организованности,дисциплинированности, смелости, исполнительности и др.
Важнейшие звенья простоговолевого акта — принятие решения и исполнение — нередко вызывают особоеэмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие. Волевое усилие- это форма эмоционального состояния, мобилизующего внутренние ресурсы человека(память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы кдействию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояниезначительного напряжения.
В результате волевогоусилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие другихмотивов. Волевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека напреодоление внешних и внутренних трудностей (нежелания отвлекаться отинтересной книги, соблюдать режим и т.д.). Победа над ленью, страхом,усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональноеудовлетворение, переживается как победа над собой. Наличие воли, волевой регуляцииповедения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствует оего умысле на совершение тех или иных действий, а в случае противоправного иххарактера — об умышленной вине содеянного («злой» или преступной воле). Однакоимеются лица, совершающие преступления из-за сниженных способностей к волевойрегуляции.
Установлениепатологических психических состояний, психических расстройств и заболеваний усубъекта, которые отрицательно повлияли на процессы его волевой регуляции,нарушили его целенаправленную деятельность, служит основанием для признаниялица невменяемым со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Востальных случаях дефекты волевой регуляции поведения влекут рассмотрениепротивоправных действий по неосторожности, то есть лицо совершающее их, неотличалось должными и необходимыми внимательностью и предусмотрительностью.
Диапазон проявленийслабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняястепень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, кпримеру, абулия и апраксия.
Абулия — это возникающее на почве мозговойпатологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при пониманиинеобходимости принять решение действовать или исполнять его. Отчетливо понимаянеобходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, неможет заставить себя что-либо для этого предпринять. Человек, перемещающийся покомнате без видимой цели, входит в дверь только потому, что она оказаласьоткрытой, хотя никаких намерений входить в дверь у него не было, и делать ему вдругом помещении нечего.
Апраксия — сложное нарушение целенаправленностидействий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной тканилокализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся внарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняютсязаданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевогоакта.
Абулия и апраксия — сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики.Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено,как правило, не мозговой патологией, а определенными условиями воспитания;коррекция безволия возможна, как правило, лишь на фоне изменения социальнойситуации развития личности. Для людей с развитой волей присущи следующие чертыхарактера:
― целеустремленность,т.е. ясное представление того, чего он хочет добиться, определение главной ивторостепенной цели;
― решительность,которая проявляется в продуманном, своевременном принятии решений относительнотого, какими путями и способами необходимо добиваться цели, и планомерномосуществлении поставленной задачи;
― настойчивость,способность вопреки различным трудностям идти к поставленной цели, довестиначатое дело до конца;
― выдержка,самообладание, проявляющиеся в умении сдерживать проявление отрицательныхпсихических состояний, эмоций, мешающих достижению целей;
― самостоятельность,выражающаяся в способности противостоять посторонним воздействиям;самостоятельность тесно связана с инициативой, творческим подходом к решениювозникающих задач, с умением аргументировано отстаивать свою точку зрения идобиваться ее осуществления; самостоятельность ничего общего не имеет снегативизмом, упрямством, немотивированным отрицанием других мнений.
Воля определяет многиеположительные качества человека: его исполнительность, дисциплинированность,решительность, самоотверженность, мужество, смелость.

Заключение
Таким образом, мы видим,что «непосредственное отражение своих состояний», «переживание отношения», «выражение отношения»-это все характеристики эмоций.
Эмоции возникли впроцессе эволюции и являются средством, при помощи которого все живые существаустанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения необходимых дляних потребностей. К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты,страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во всепсихические процессы и состояния человека.
Эмоции могутвызываться, как реальными, так и воображаемыми ситуациями.
Эмоции могут бытьсигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия.
Чувства — ещеболее, чем эмоции, устойчивые психические состояния, т.е. выражают устойчивоеотношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
Эмоции следуют заактуализацией мотива. Чувства носят предметный характер и связываются спредставлением или идеей о некотором объекте. Чувства совершенствуются иразвиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончаявысшими, относящимися к духовным ценностям и идеалам.
Человек можетиспытывать разного рода чувства- моральные, эстетические, интеллектуальные, атакже положительные и отрицательные.
Познаваядействительность, люди, так или иначе, относятся к предметам и явлениям,окружающим его: к вещам, событиям, к другим лицам, к своей личности. Радость,печаль, гнев, восхищение, возмущение и другие — все это различные видысубъективного отношения людей к действительности, переживание ими того, что наних воздействует. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувстватяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося имнепоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могутпроявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека кагрессивным формам реагирования, в том числе к совершению противоправныхдействий насильственного характера.
Регуляцию эмоциональнымсостоянием человека и его поведением в целом осуществляет воля. Волевыедействия, закрепляясь в процессе регулярного выполнения, формируются вразнообразные волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку,решительности, инициативность, самостоятельность, организованность,дисциплинированность, смелость, исполнительность и др.

Список используемойлитературы
1. Анохин П.К. Теорияфункциональной системы как предпосылка к построению физиологическойкибернетики// Биологические аспекты кибернетики/Гл. ред. А.М. Кузин.М.: Изд-воАН СССР, 1962 г.
2. Вилюнас В.К.Основные проблемы психологической теории эмоций/\ Психология эмоций, 1998г.
3. Дружинин В.Е.Психология эмоций, чувств, воли.-М.: ТЦ Сфера, 2003
4. Каменская Е.Н.Основы психологии.-Ростов н/Д: Феникс, 2003
5. Немов Р.С.Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии.--М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997
6. Рубинштейн С.Л.Человек и мир. М., 1976г.
7. Столяренко Л.Д.Основы психологии. Учебное пособие.-Ростов н/Д.: Феникс, 2003
8. Общая психология.Учебное пособие / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1990
9. Общая психология.Курс лекций / Под ред. Е.И.Рогова. — М., 1995
10. Практическаяпсихология. Учебник / Под ред. проф. М.К.Тутушкиной. СПб.: Изд-во«Дидактика Плюс»,1998
11. Психология:Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1990
12. Психология.Учебник. / Под ред. А.А.Крылова. — М., 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.