Реферат по предмету "Психология"


Эмоциональные процессы

Содержание
Введение
Глава 1. Виды эмоций
1.1 Родовые свойства эмоций
1.2 Аффекты
1.3 Эмоции
1.4 Чувства
1.5 Пространство эмоций
Глава 2. Эмоциональные процессы
2.1 Модальность эмоциональных процессов
2.2 Интенсивностные характеристики эмоциональных процессов
2.3 Двузначность эмоций
2.4 Обобщенность эмоциональных процессов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. К эмоциональным процессам относится широкийкласс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют,отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие насубъекта, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождаютпереживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т.п., которыеиграют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональныепроцессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях ипринадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоцииутрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно обусловленныйхарактер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высшихэмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые учеловека составляют главное содержание его эмоциональной жизни. По своемупроисхождению, способам проявления и формам протекания эмоции характеризуютсярядом специфических закономерностей.
Вместе с развитием представлений о биологической роли ифизиологических механизмах эмоциональных процессов развивалось ипсихологическое понимание эмоций. Выделение эмоций как особого классапсихических процессов, успехи психологических и патопсихологическихисследований позволили преодолеть как интеллектуалистические, так ибиологизаторские взгляды на природу эмоций человека и выделить их специфическиеособенности.
Цель курсовой работы анализ эмоциональных процессов,управление эмоциями.
Задачи:
понятие и виды эмоций;
изучит эмоциональные процессы.
Глава 1. Виды эмоций1.1 Родовые свойства эмоций
Естественно напрашивающаяся тактика такого поиска ведетпрежде всего к выяснению вопроса, распространяются ли наиболее общиехарактеристики когнитивных процессов и на процессы эмоциональные, представляятем самым свойства, объединяющие здесь пока первые два класса триады. Это, всвою очередь, ведет к вопросу об «общем множителе», который можновынести за скобки многочисленного перечня эмпирических характеристик всехкогнитивных процессов. Последовательный пересмотр всех представленных ранееэмпирических перечней, начиная от параметров ощущения и кончая наборомхарактеристик концептуальной мысли, позволяет сделать несколько заключений,непосредственно относящихся к поставленному вопросу.
«Общий множитель» всех перечней эмпирическиххарактеристик познавательных процессов действительно имеется — этопространственно-временная структура, модальность, интенсивность. Все остальныехарактеристики каждого перечня по отношению к этой исходной подгруппе являютсяпроизводными и содержат разные модификации и сочетания пространственно-временных,модальных и интенсивностных параметров.
Все перечни эмпирических характеристик когнитивныхпроцессов, кроме списка свойств ощущений, включают минимум две подгруппы. Первойявляется общая для них всех вышеупомянутая исходная тройка, а вторые подгруппыв перечнях свойств процессов различны, и входящие в их состав характеристики всвою очередь членятся на различное число более мелких группировок. В перечне жехарактеристик сенсорных процессов исходная триада является единственной. Всеэти обстоятельства согласованно свидетельствуют об универсальном характерепервой, исходной подгруппы всех перечней. Во-первых, тот факт, что эта тройкаявляется общим корневым блоком всех перечней, говорит сам за себя. Во-вторых,об универсальности параметров пространственно-временной структуры, модальностии интенсивности ясно говорит производный характер всех остальных свойств, вкоторых эти первичные характеристики играют роль исходного материала,представленного в разных модификациях, пропорциях, сочетаниях. В-третьих, тообстоятельство, что в перечне характеристик ощущения эта исходная подгруппаявляется единственной, также приводит к заключению об ее универсальности. Такойвывод имеет двоякое основание: с одной стороны, поскольку ощущение являетсяпростейшим психическим процессом, в нем, естественно, представлена именно итолько основа «чувственной ткани», в которой еще не вычлененыразвернутые предметные структуры. Здесь мы имеем дело только с полем или фоном,предметные фигуры которого выражены лишь в максимально редуцированной форме. Именнопоэтому, по-видимому, производные, вторичные характеристики в эмпирическомперечне ощущений отсутствуют. Иначе говоря, частная специфичность, отличающаяразные психические процессы друг от друга, здесь еще не выражена, апредставлены свойства, характеризующие общеродовые признаки психики. С другойстороны, к тому же выводу подводит и рассмотренное выше положение о том, чтотри основных вида ощущений соответствуют трем членам психологической триады. Еслиэто соответствие не случайно и ощущение действительно является исходнымкомпонентом не только познавательных, но именно всех психических процессов, тоотсюда также следует, что общие эмпирические характеристики ощущений содержат всвоем составе универсальные родовые признаки психики, видовые модификациикоторых здесь еще не получили своего развития.
Кроме указанных выше доводов о вероятности сформулированногопредположения говорят результаты произведенного А.М. Эткиндом (1979) анализаметодов личностного тестирования. Этот анализ показал, что многостороннеапробированные психодиагностические возможности таких методов, каксемантический дифференциал Осгуда, тест Роршаха и цветовой тест Люшера,базируются, по-видимому, на том, что за выявленными здесь основными факторамискрываются именно пространственно-временные и модально-интенсивностныехарактеристики. В той мере, в какой этот вывод отражает реальность, из него всвою очередь следует, что эти свойства объединяют не только сами по себе трикласса психических процессов, но и тот психический «материал» илипсихическую ткань, из которой организована структура психического субъекта,входящего необходимым компонентом в двучленную формулу эмоциональной единицы.
Имеются серьезные основания ожидать, что перечень основныхэмпирических характеристик эмоциональных процессов также включает в свой составминимум две главных подгруппы, первая из которых содержит соответствующиемодификации пространственно-временной структуры, модальности и интенсивностикак исходных, родовых признаков психических процессов, а вторая воплощает всебе производную, видовую специфичность структуры эмоциональных гештальтов. Этоожидание, базирующееся на теоретических и эмпирических основаниях, даетнаправление ближайшему шагу эмпирического поиска.
Опуская здесь рассмотрение этапов самого процесса этогопоиска, перейдем сразу к краткому изложению его результатов, представленных внижеследующем перечне эмпирических характеристик эмоциональных процессов.1.2 Аффекты
Аффектами называют в современной психологии сильныеотносительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резковыраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характеркоторых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания исамовоспитания. У человека вызываются не только факторами, затрагивающимиподдержание его физического существования, связанными с его биологическимипотребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихсясоциальных отношениях, например в результате социальных оценок и санкций. Однаиз особенностей аффектов состоит в том, что они возникают в ответ на ужефактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми кконцу события (Клапаред); в связи с этим их регулирующая функция состоит вобразовании специфического опыта — аффективных следов, определяющихизбирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам,которые прежде вызывали аффект. Такие аффективные следы («аффективныекомплексы») обнаруживают тенденцию к навязчивости и тенденцию к торможению.Действие этих противоположных тенденций отчетливо обнаруживается вассоциативном эксперименте (Юнг): первая проявляется в том, что дажеотносительно далекие по смыслу слова-раздражители вызывают по ассоциацииэлементы аффективного комплекса; вторая тенденция проявляется в том, чтоактуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевыхреакций, а также торможение и нарушение сопряженных с ними двигательных реакций;возникают также и другие симптомы (изменение кожно-гальванической реакции,сосудистые изменения и др.). На этом и основан принцип действия так называемого«детектора лжи» — прибора, служащего для диагностики причастностиподозреваемого к расследуемому преступлению. При известных условиях аффективныекомплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Особое,преувеличенное значение последнему придается, в частности, в психоанализе. Другоесвойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то илииное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, котораяможет разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении — «аффективномвзрыве». В связи с этим свойством аккумулированных аффектов былипредложены в воспитательных и терапевтических целях различные методы изживанияаффектов, их «канализации».1.3 Эмоции
В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собойболее длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнемповедении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражаютоценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, ксвоей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливовыраженный идеаторный характер; это значит, что они способны предвосхищатьситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи спредставлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшаяособенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации, поэтомуэмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальныхпереживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний,возникающих в общении о другими людьми и, в частности, передаваемых средствамиискусства (Б.М. Теплов). Само выражение эмоций приобретает черты социальноформирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чемсвидетельствуют и многочисленные этнографические описания, и такие факты, как,например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей. Собственноэмоции находятся в другом отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первыевоспринимаются субъектом как состояния, происходящие «во мне», вторые- как состояния моего «Я». Это различие ярко выступает в случаях,когда эмоции возникают как реакция на аффект; так, например, возможно появлениеэмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитымаффектом, например аффектом острого гнева. Особый вид эмоций составляютэстетические эмоции, выполняющие важнейшую функцию в развитии смысловой сферыличности.1.4 Чувства
Более условным и менее общепринятым является выделениечувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для ихвыделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий врезультате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением илиидеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном, отвлеченном (например,чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.). Возникновениеи развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональныхотношений, своеобразных «эмоциональных констант». Несовпадениесобственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужилив психологии основанием идеи об амбивалентности как о якобы внутренне присущейособенности эмоций. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее частовозникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения кобъекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (например,глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоциюнеудовольствия, даже гнева).
Другая особенность чувств состоит в том, что они образуютряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончаявысшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Этиразличные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств:образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека.
Существенную роль в формировании и развитии высшихчеловеческих чувств имеют социальные институции, в частности социальнаясимволика, поддерживающая их устойчивость (например, знамя), некоторыесоциальные обряды и церемониальные акты (П. Жане). Как и собственно эмоции,чувства имеют у человека свое положительное развитие и, имея естественныепредпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.1.5 Пространство эмоций
Перейдем теперь к пространственной подгруппе характеристиквременно-пространственной структуры эмоциональных процессов. Исследовать ихсущественно труднее, чем временные характеристики. Пространственныехарактеристики даже мыслительных процессов, отражающих объективную реальность,а не отношение к ней субъекта, до недавнего времени очень плохо поддавалисьизвлечению из-под феноменологической поверхности. Совершенно естественно, что вобласти экспериментального исследования эмоциональных процессов положение ещеболее сложно. С другой стороны, однако, тот существенный факт, что вэкспериментальных исследованиях В. Вундта временные параметры эмоциональныхпроцессов были уже им органически увязаны с восприятием движения (а в движениисовместно представлены временные и пространственные характеристики), взначительной мере определил последующий ход экспериментальных исследований ввундтовской школе.
Тот факт, что ритм как компонент эмоционального состояниянаходится в ближайшей взаимосвязи с двигательным ритмом и получает своедвигательное выражение, не нуждается в специальных дополнительных обоснованиях.Это хорошо известно каждому из жизненного опыта, а в области психологииискусства это прежде всего относится к исполнению и восприятию танца. По-видимому,на достаточно серьезных эмпирико-теоретических основаниях Л. Клягес считал, чтокаждое эмоциональное состояние имеет в своем составе определенную совокупностьдвижений или двигательный гештальт, который может получить свое воплощение врисунке и даже в почерке. Исходя из этого, М.Т. Винтерер сделала попыткупоказать, что существует универсальная закономерность выражения эмоциональныхсостояний в продуктах графической деятельности.
Наличие графических эквивалентов эмоциональных состоянийподтверждается и исследованием Х. Лундхольм, посвященным изучению аффективноготона линий. Испытуемые Х. Лундхольм в ответ на предъявление группыприлагательных, выражающих различные оттенки эмоциональных состояний, должныбыли нарисовать линию, которая могла бы передать соответствующее этому словунастроение. Х. Лундхольм пришла к выводу, что выраженность характерасоответствующей эмоции в таком графическом эквиваленте зависит от того,насколько в нем запечатлено движение, представляющее собой двигательноесопровождение соответствующих эмоциональных состояний (иными словами, насколькоздесь выражены двигательные гештальты). Теоретически интерпретировать результатэтого экспериментального исследования можно, вероятно, по-разному, но здесьважно отметить тот факт, что существует значительное сходство рисунков, выполненныхразными испытуемыми при изображении одного и того же эмоционального состояния.
Методическим продолжением этой линии был ряд работ нашихсотрудников М.В. Осориной, А.М. Эткинда, Ф.Н. Вексельман и А.И. Берзницкаса,специально направленных на экспериментальную проверку исходных теоретическихположений концепции эмоций, представленной в данной монографии. Основная задачаэтих работ — выявить временные и пространственные характеристики эмоциональныхпроцессов. Пространственные характеристики эмоциональных процессов относительнонаиболее полно исследованы А.И. Берзницкасом (1980), который в работе,посвященной в основном исследованию интеллектуальных эмоций, предлагалиспытуемым семь слов-стимулов, соответствующих определенным классамэмоциональных состояний. Таковы радость, огорчение, удивление, сомнение,уверенность, догадка и чувство понятности. К каждому слову-стимулу испытуемыйдолжен был сделать рисунок, графически выражающий внутреннюю картинусоответствующего переживания. Чтобы испытуемые чувствовали себя свободнее, ихпредупреждали, что степень владения навыками рисования в данном случаесовершенно несущественна. При таких условиях выполнение рисунков,объективирующих внутреннюю картину соответствующего эмоционального переживания,не вызывало у испытуемых никаких помех и задание выполнялось достаточносвободно и легко, что свидетельствует об адекватности такого способаобъективации переживаний. Каждая эмоция объективировалась в двух типах рисунков:в виде линеограммы (линейное изображение) и в виде пиктограммы (закрытое,замкнутое изображение).
Такой выбор типов рисунков представляется чрезвычайноудачным, потому что линеограмма в большей степени выражает скрытую впространственной организации линии ее временную характеристику (поскольку линияодномерна), а пиктограмма в большей мере отображает пространственную структуру,в которой временные компоненты хотя и присутствуют, но представлены всущественно более скрытой форме, так как общая структура такого изображениядвухмерна и замкнута.
При анализе совокупности полученных рисунков с помощьюклассификационной схемы, разработанной М.В. Осориной, показано, что в картинеили паттерне переживаний объединяются два типа образов. Первый из нихпредставляет собой образные модели или схемы, а второй — чувственно-эмоциональныекомпоненты. На основании анализа рисунков автор приходит к заключению, чтоэлементы схемы или модели, как правило, соответствуют когнитивному, илиобъективному, компоненту эмоциональной единицы, а элементычувственно-эмоциональных образов — ее субъектным компонентам. В такой структуребольшинства рисунков А.И. Берзницкас усматривает еще одно эмпирическоеподтверждение положения о двухкомпонентности эмоциональной единицы. Врезультате тщательного аналитического рассмотрения рисунков удалось выявитьсходство графических реализаций одних и тех же переживаний у разных испытуемыхи сделать заключение о том, что в инвариантных признаках пространственнойорганизации эмоционального паттерна адекватно проявляются свойстваинтеллектуальных эмоций и особенности их функционирования. Вся эта продуктивнаялиния обобщения, ведущая исследование в глубину корневых, структурообразующихфакторов организации эмоциональных паттернов, позволяет прийти к оченьсущественному выводу и представить весь перечень паттернов соответствующихэмоций в терминах частных модификаций ритмической характеристики.
Возникновение эмоционального процесса приводит кформированию новых форм реагирования. Иногда эмоциональные реакции бываютбурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента.Такая эмоция принимает форму аффекта.
Но эмоции могут формироваться и постепенно, длительное времяоставаясь латентными; в таком случае не наблюдаются ни специфическиеэмоциональные проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании — существуеттолько повышенная готовность к эмоциональной реакции.
В дальнейшем появляются организованные изменения в поведении.Сначала это могут быть преимущественно «сопутствующие» экспрессивныеизменения, позднее эмоциональный процесс распространяется на все большее числоафферентных путей, все меньше места остается неэмоциональному поведению. Одновременнопроисходит осознание протекающего эмоционального процесса и связанных с нимизменений в процессах регуляции. Оно может опережать появление внешнихизменений, однако бывает, что человек длительное время не отдает себе отчета всвоих эмоциях, в лучшем случае наблюдает их последствия в виде тех или иныхнепонятных проявлений своего поведения. Иногда эмоции вовсе не находятотражения в сознании.
Эмоция, получившая достаточную силу и организованность,приобретает способность оказывать большое влияние на функциональное состояниеразличных психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется внескольких различных формах:
в форме выразительных движений,
в форме эмоциональных действий,
в форме высказываний об испытываемых эмоциональныхсостояниях,
в форме определенного отношения к окружающему.
Глава 2. Эмоциональные процессы2.1 Модальность эмоциональных процессов
Как и в области эмпирического исследования и описаниявременно-пространственной структуры эмоциональных процессов, изучение иописание их модальных характеристик также по существу начинается с В. Вундта, азатем резко перемещается из лабораторной экспериментальной психологии в областьпсихологии прикладной, а
В. Вундт, как мы уже упоминали, связывал сенсорные источникиритмической организации эмоциональных процессов с ощущениями кинестетическоймодальности. Эту связь он констатировал, анализируя временные характеристикичувства удовольствия и неудовольствия. Но помимо этого у В. Вундта имеетсяспециальное описание органической взаимосвязи эмоциональных процессов ссенсорными образами по существу всех модальностей. Зависимость чувства откачества ощущения особенно явственно проступает в тех модальностях, где, пословам В. Вундта, чувственный тон почти совершенно поглощает все остальныесоставные части ощущения (см. том же). К таким модальностям В. Вундт относитощущения органические, а из экстерорецептивных модальностей — осязательные,обонятельные и вкусовые.
В связи с анализом модальных компонентов ощущенийинтерорецептивной модальности и их роли в общей организации эмоциональныхпроцессов В. Вундт делает очень существенное указание на то, что в рецепторныхаппаратах ощущений органической модальности нет приспособлений для точноговосприятия градаций соответствующих сенсорно-эмоциональных структур, но такиеприспособления есть в рецепторных аппаратах сенсорных образований всех высших экстерорецептивныхмодальностей. Это обстоятельство существенно потому, что, отражаяориентированность психики главным образом на внешнюю реальность, оно вместе стем указывает на бедность средств языка интерорецептивных модальных компонентовв противоположность модальностям экстерорецептивным, которые в силу их большегоколичественного и качественного разнообразия оказываются более адекватнымсредством для воплощения всего многообразия динамики чувств и настроенийразличного уровня организации.
Исходя из этих соотношений, В. Вундт подробно описываетслуховые и зрительные модальные характеристики соответствующих эмоциональныхпроцессов. Прежде всего он указывает на особую роль слуховой модальности ворганизации эмоциональных процессов. Это существенное обстоятельство (до сихпор еще, к сожалению, далеко не полностью оцененное по достоинству) имеетпринципиальное значение, поскольку есть основания полагать, что именно с нимсвязана эмоциогенная роль музыки, музыкального звукоряда. В. Вундт указывает наособенно интимную связь чувств со звуковысотными и тембровыми сенсорнымимодальными характеристиками, и хотя описывает их в контексте анализа физическихчувств, он тем не менее делает здесь принципиальное указание на тообстоятельство, что элементарные чувственные компоненты, связанные созвуковысотными и тембровыми различиями, не ограничиваются только этим уровнем,а входят в состав сложных душевных движений как элементарный фактор.
Иначе говоря, В. Вундт ясно понимал, что эти исходныемодальные характеристики относятся не только к элементарным чувствамудовольствия и неудовольствия, а являются универсальными, проходят сквозь всюиерархию эмоциональных процессов, включая высшие чувства. Именно исходя изэтого, В. Вундт дает свое описание связи тонов различной высоты с различнымиэмоциональными состояниями человека. Очень поучительно, что в этом контексте В.Вундт охарактеризовал различные эмоциогенные возможности разных музыкальныхинструментов в зависимости от звуковысотной организации производимых ими звуков.Не менее поучительно, что свой интересный и подробный анализ цветовых модальныххарактеристик эмоциональных процессов В. Вундт начинает с проницательногозамечания Гёте о том, что смотрящий через цветное стекло человек как быотождествляет себя с цветом, и его глаз и дух настраиваются в унисон.2.2 Интенсивностные характеристики эмоциональныхпроцессов
С точки зрения истории соотношений эмпирического базиса итеоретических обобщений в области проблемы эмоций чрезвычайно поучительно, чтоанализ интенсивностной характеристики эмоциональных процессов тоже начинается сэкспериментальных исследований и теоретических обобщений В. Вундта, втщательных описаниях которого представлен, как уже упоминалось, весь комплексосновных эмпирических характеристик эмоций. Исходя из своих представлений оборганической взаимосвязи когнитивных и собственно эмоциональных компонентов вструктуре эмоциональных явлений, В. Вундт подвергает исследованию зависимостьинтенсивности чувственного тона ощущения от интенсивности самого ощущения и,соответственно, от интенсивности вызывающего его раздражения.
Двухкомпонентность эмоциональных процессов.
Двухкомпонентность эмоциональной единицы, заключая в себеосновную специфику эмоций именно как психического отражения отношений субъектак объекту, занимает особое положение в перечне эмпирических характеристикэмоциональных процессов, аналогичное положению метрической инвариантности вперечне эмпирических характеристик процессов перцептивных. В обоих случаяхведущие характеристики перечней, будучи носителями основной специфичностикаждого из этих процессов, одновременно воплощают в себе результатытеоретических конкретизаций и эмпирических обобщений.
Двухкомпонентность структуры эмоционального явлениянепосредственно следует из положений о том, что эмоция представляет собойотображение отношения субъекта к объекту, и о том, что отображение отношенийнеобособимо от отображения членов этих отношений. Одним из таких членовявляется отображение объекта эмоции, т.е. когнитивный компонент эмоциональнойединицы, вторым — отображение состояния субъекта. С другой стороны, положение одвухкомпонентности является непосредственным обобщением исходных эмпирическихконстатаций. Именно поэтому вывод о включенности в структуру эмоциональногоявления двух основных составных ее частей мы находим уже у В. Вундта приописании как исходных параметров простейших физических чувств, так ихарактеристик высших душевных движений. К тем эмпирическим констатациям В. Вундта,которые приводились выше, добавим здесь следующее. Анализируя связь характерадушевного движения и его телесного проявления от силы вызвавшего ихвпечатления, В. Вундт делает заключение, что "… уже из этого видно, чтопсихологический источник душевных движений есть процесс апперцепции" (1880).Таким образом, и здесь констатируется наличие когнитивного компонента эмоции икомпонента, воплощающего в себе отношение носителя эмоции к ее объекту.
Взятое в самом общем виде эмпирическое описаниедвухкомпонентности эмоций по существу включает в себя всю многообразнуюсовокупность фактов, выражающих двойную детерминацию эмоций, с одной стороны,потребностями субъекта, которые определяют характер его отношения к предметуэмоций, а с другой — формами и уровнями психического отражения объекта эмоции. Кпервой группе фактов относятся все феномены, выражающие зависимостьсоответствующей эмоции от потребности, с удовлетворением или неудовлетворениемкоторой данная эмоция связана, и от интенсивности этой потребности. Ко второйгруппе фактов принадлежат все психологические феномены, выражающие зависимостьсоответствующей эмоции от формы и уровня ее когнитивного компонента. Сюдаотносятся, например, характеристики чувственного тона ощущений, восприятий ипредставлений, связанные с их модальностью, пространственно-временнойструктурой и интенсивностью. Сюда же относятся особенности интеллектуальныхэмоций, когнитивные компоненты которых воплощены в мыслительных процессахразных форм и уровней организации, а также те феномены и характеристикиэстетических и нравственных переживаний, в которых выражена их зависимость отформы психического отражения соответствующих объектов. Иными словами, сюдаотносятся все те эмпирические характеристики эмоций, которые заключают в себемногообразные и различные частные модификации их общего свойства, со временСпинозы называемого предметностью.
Опуская здесь рассмотрение всех этих многочисленных имногосторонне описанных фактов обеих групп, остановимся на тех проявленияхдвухкомпонентности, которые имеют ближайшее отношение к общему контекстунастоящего исследования. Если описанные выше первичные характеристики являютсядействительно исходными по отношению к двухкомпонентности, то вовременнопространственной структуре, модальности и интенсивности эмоций должнапроявиться двухкомпонентность как их производная характеристика. И наоборот: вфеноменах двухкомпонентности должны получить свое выражениепространственно-временные и модально-интенсивностные характеристики, частныемодификации которых образуют эту двухкомпонентность как характеристикупроизводную.
Адекватность того, что центральное образование мы относим кэквиваленту состояний самого субъекта, а периферийные, фоновые компоненты — кобъективации отображения внешней реальности (при условии, однако, что вструктуре переживания части эти могут меняться местами, как и в ситуацииперцептивных соотношений фона и фигуры), подтверждается выражением явнойнаправленности некоторых эмоциональных состояний вовнутрь, на себя, а других,открытых по отношению к объективной реальности, к объекту эмоции — вовне.
Очень показательно, что в вундтовских описанияхэмоциональных состояний, содержавших, как уже упоминалось, положение об ихдвухкомпонентности, но не сформулированных В. Вундтом в терминах соотношенияфона и фигуры, содержатся, однако, указания на то, что в ряде случаевсубъективный компонент эмоции может поглощать ее объективные составные части, ав других — способствовать их большей полноте, точности адекватности. Такимобразом, в других терминах здесь фактически было в первоначальном вариантесформулировано эмпирическое обобщение, содержащее в себе разные вариантыфигурно-фоновых отношений в общей двухкомпонентной структуре эмоции.
Что касается проявлений двухкомпонентности во временныххарактеристиках эмоциональных состояний, то, хотя это составляетэкспериментальную задачу будущих исследований, уже сейчас, вероятно, естьдостаточные основания сделать следующее заключение: в той мере, в какой верноположение, что музыкальный образ представляет собою экстериоризованную модельвременной структуры эмоционального состояния, верно, по-видимому, и то, что вструктуре музыкального произведения в разных вариантах содержатся компоненты,воспроизводящие характеристики объекта эмоции, рисующие картину внешнейреальности. Вместе с тем в нем содержатся компоненты, временная структуракоторых выражает именно внутреннее состояние субъекта, его отношение к внешнимявлениям, воплощающим в себе объекты эмоций. Проверка и конкретизация этихположений, однако, также, безусловно, является делом последующих эмпирических итеоретических исследований природы эмоций.
2.3 Двузначность эмоций
Наличие наряду с двухкомпонентностью эмоциональных явленийтакже их двузначности представлено самим фактом противоположного характерапереживания положительных и отрицательных эмоций. Под поверхностным слоем этойинтроспективно открывающейся двузначной феноменологической картиныэмоционального переживания достаточно прозрачно проступает объективная связьэмоций этих двух знаков с удовлетворенностью или неудовлетворенностью техпотребностей, которые выражают отношение субъекта эмоции к ее объекту. Положительнаяэмоция объективно представляет собой состояние субъекта, которое он стремитсямаксимизировать или во всяком случае удержать стабильным, а отрицательнаяэмоция — состояние, которое он старается минимизировать. На элементарном уровнеэто достаточно выразительно представлено опытами Дж. Олдса, эмпирическимобобщением которых являются его выводы о наличии центров удовольствия инеудовольствия, «рая и ада». Другим объективным и вместе с теминтроспективным выражением противоположности знаков эмоций является наличиенейтрального диапазона, связывающего и одновременно разделяющего отрицательныеи положительные состояния, плюсы и минусы.
В той мере, в какой двузначность является действительнопроизводной характеристикой эмоциональных явлений, в ее эмпирических описанияхнеизбежно должны быть обнаружены модификации первичных характеристик: пространственно-временнойструктуры, модальности и интенсивности, как это имеет место в картинедвухкомпонентности структуры эмоционального явления.
Если, однако, в двухкомпонентности эмоционального явленияисходная временная характеристика в силу ее одномерности скрыта изамаскирована, то в двузначности существенно легче могут быть обнаружены «следы»такой одномерной линейной структуры, поскольку двузначности соответствуетдвойная направленность, а направление по своей природе является величинойлинейной. Не случайно поэтому уже в вундтовских описаниях временных характеристикэмоций, полученных в его опытах с метрономом, содержится указание назависимость знака чувственного тона соответствующего ощущения от скоростиударов маятника и от величины интервалов между ними. При отклонении скоростиударов маятника от средней величины как в сторону уменьшения, так и в сторонуувеличения чувство удовольствия начинает сменяться чувством неудовольствия,что, по мнению В. Вундта (1912), связано с изменяющимся характером инапряженностью ожидания, т.е. опять-таки с временной организациейсоответствующего переживания. В. Вундт пытался соотнести знак эмоции схарактером ее временной организации не только по отношению к элементарномууровню физических чувств, но и при анализе эмоций высшего уровня.
После В. Вундта эта линия анализа временной организацииэмоций и ее проявления, в частности, в двузначности последних существенноослабевает и даже прерывается. В настоящее же время ее продолжают теисследователи, которые приходят к необходимости выявить временную организациюэмоций, скрытую за их пространственными эквивалентами, получающими, вчастности, свое выражение в пиктографических и линеографических объективациях. Вупоминавшемся исследовании А.И. Берзницкаса сделана попытка связать различиязнаков эмоции с разными особенностями их ритмической организации, которая,получая различное выражение в пространственных структурах пиктограмм, тем неменее явным образом коренится в природе психического, в данном случаеэмоционального, времени. Таким образом, возврат к временным характеристикамопосредствован здесь изучением пространственных эквивалентов, в которыхпроявления двузначности легче поддаются обнаружению.
И действительно, уже в экспериментальном исследовании М. Винтерерпоказано, что пиктограммы положительных и отрицательных эмоций пространственноорганизованы по-разному, что выражается по преимуществу в разном соотношениикомпонентов изображаемой эмоции. Изображения положительных эмоций отличаютсябольшей расчлененностью, пространственной раскрытостью и направленностью вовнеи вверх. В исследовании аффективного тона линий, произведенном Х. Лундхольм,также показано, что между линейными объективациями положительных иотрицательных эмоций имеется различие, выраженное разным соотношением острыхуглов в общей структуре линий. Так, отрицательному чувственному тонусоответствует доминирование острых углов. В экспериментальных исследованиях,цель которых — эмпирически проверить теоретические положения настоящеймонографии, также изучаются различия пространственных эквивалентовпротивоположных по знаку эмоций. Такие данные в разных сочетаниях содержатся вработах М.В. Осориной, Ф.М. Вексельман и А.И. Берзницкаса. В работах М.В. Осориной,например, показано, что положительному чувственному тону соответствуетплавность пространственных объективаций соответствующей эмоции, аотрицательному тону, как и в экспериментах Х. Лундхольм, отвечает явновыраженная угловатость пространственных линейных объективаций. В продолжающемэту экспериментально-теоретическую линию исследовании Ф.М. Вексельман показано,что положительные эмоции пространственно объективируются по преимуществунаправлениями вверх и наружу, а отрицательные — вниз и вовнутрь, что особеннохарактерно для эмоции страха.
Важным свидетельством того, что такая эквивалентностьхарактера пространственных объективаций соответствующих эмоций их знаку,полученная в ранних исследованиях М. Винтерер и Х. Лундхольм, а затем ввышеприведенных результатах современных исследований, не случайна, азакономерна, является и тот факт, что в исследовании А.И. Берзницкаса,посвященном интеллектуальным эмоциям, между пиктограммами отрицательных иположительных эмоций (огорчения и радости) обнаружены различия такого же рода. Посколькуинтеллектуальные эмоции относятся к одному из высших уровней эмоциональнойиерархии, есть, по-видимому, основания заключить, что проявления двузначности впиктографических эквивалентах пространственной организации охватывают собоюэмоции разных уровней, в том числе и высших.
Перейдем теперь к проявлениям двузначности в модальныххарактеристиках эмоциональных явлений. В экспериментальной психологии такуювзаимосвязь впервые исследовал опять-таки В. Вундт. Соответствующие описания онначинает со ссылки на Гёте, который назвал цветовые тона от красного дозеленого положительной стороной цветового круга, а от зеленого до фиолетового — отрицательной стороной, чтобы этим подчеркнуть, что первым присущ положительныйили возбудительный чувственный тон, а вторым — подавляющий или отрицательный. Отправляясьот этих обобщений Гёте, подкрепленных естественнонаучным и художественнымопытом последнего, В. Вундт дает тщательный и тонкий анализ цветовыхэквивалентов различных эмоций. При этом он подчеркивает, что крайним концамспектра соответствуют противоположные в основной своей тенденции знаки эмоций. ДалееВундт проницательно указывает на связь цветотоновых эквивалентов эмоций схарактером изменения их светлотных характеристик при переходе от красного концаспектра к фиолетовому. Этой линии изменений соответствует переход от радостноговозбуждения, воплощенного в красно-розовой части спектра, к томительномубеспокойству и мрачной серьезности, воплощенных в сине-фиолетовых цветахпротивоположного конца спектра. Какова бы ни была степень точности этихэмпирических обобщений, во всяком случае здесь имеется серьезная попыткавыявить цветотоновые и светлотные эквиваленты знаковых различий между эмоциями.
Линия этих эмпирических обобщений В. Вундта, пройдя далеесложный путь развития психодиагностических методик цветового тестированияэмоциональных состояний, продолжается и на современном этапе экспериментальныхисследований. Так, в работе А.М. Эткинда, выявившей эмоциональные профилицветов и цветовые профили эмоций, сопоставление полученных данных позволилоавтору сделать следующее двойное заключение. Во-первых, эмоциональное значениецвета, по-видимому, является функцией его светлоты, что совпадает спредсказаниями В. Вундта, во-вторых, — и это особенно важно для настоящегоконтекста — светлые цвета стабильно связываются с активными и положительнымиэмоциями, а темные — с пассивными и отрицательными. Особое положение занимаетзона амбивалентности, также имеющая принципиальное значение для описания ипонимания знаковых различий между эмоциями. Так, гнев в силу своейдвойственности имеет двойную структуру цветового эквивалента — от активнокрасного до черного, а отвращение получает промежуточный цветовой эквивалент вкоричневом. Экспериментальные результаты исследования А.И. Берзницкаса,продолжающего ту же линию, свидетельствуют, что процедура цветовогоранжирования дает возможность четко поляризовать классы эмоций по шкале «приятно-неприятно»,т.е. выявить соответствие модальных эквивалентов эмоций различиям между ихзнаками. Аналогичный прерывистый путь от В. Вундта до настоящего момента прошлоисследование отношений между слуховыми модальными характеристиками эмоций иразличиями между ними по знаку. Однако следует отметить, что, по-видимому,из-за временной одномерности и пространственной нестабильности слухового рядаэмпирические обобщения здесь менее определенны. В. Вундт указывает на связьчувства неудовольствия со слуховым диссонансом, а чувства удовольствия — сконсонансом и гармонией, но делает спорное заключение о том, что отрицательноечувство диссонанса относится к элементному уровню физических чувств, а чувствогармоничности или согласованности соответствует высшим эстетическим чувствам.2.4 Обобщенность эмоциональных процессов
Двузначность эмоций, занимая промежуточное положение междуих двухкомпонентностью и обобщенностью, связана с этими характеристиками посодержанию, и ПОТОМУ описание двузначности логически и эмпирически приводит крассмотрению обобщенности.
Эмпирико-теоретическая ситуация здесь очень близка к той,которая сложилась в области главной характеристики эмоций — их двухкомпонентности.Так, положение об обобщенном характере эмоциональных процессов прямо инепосредственно следует из определения эмоций как отражения отношения субъектак объекту. Как это происходит везде, где мы имеем дело с отражением отношений,в частности и в области мышления, отношение может оставаться неизменным приизменении его членов. Уже по одному этому отражение отношений является ихобобщением, из чего вытекает обобщенный характер отражения отношений и вэмоциях (т.е. в отражении отношений субъекта к объекту). Это выражается в томпростом факте, что человек может одинаково относиться к различным, но сходнымобъектам. В этом и состоит суть эмоционального обобщения. В таком смысле выводоб обобщенности эмоций прямо и непосредственно вытекает из жизненного опытачеловека и является эмпирическим обобщением не только житейского, но ихудожественного опыта изображения эмоциональных состояний человека в музыке,живописи и литературе. В таком общем виде, однако, эта характеристикаобобщенности относится в одинаковой мере к положительным и отрицательнымэмоциям. Вместе с тем — и в этом главная суть связи обобщенности эмоций с ихдвузначностью — жизненный, художественный и научный опыт свидетельствует о том,что между положительными и отрицательными эмоциями имеются существенныеразличия и по их обобщенности. О таких различиях красноречиво говорит,например, знаменитое толстовское: «Все счастливые семьи похожи друг надруга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». С присущей ЛьвуТолстому поразительной проницательностью и художественной лаконичностью здесьвполне определенно выражен факт существенно большей конкретности исоответственно меньшей обобщенности отрицательных эмоций.
К аналогичным выводам приводит не только художественный, нои научно-психологический опыт. Существенно большее разнообразие отрицательныхпереживаний получает свое выражение в том простом факте, что числоотрицательных эмоций значительно превышает число эмоций положительных. Так, всписке эмоциональных переживаний, приведенном А.Н. Луком (1968), содержится 24положительные эмоции и 70 отрицательных. Не требует, по-видимому, особыхпояснений то обстоятельство, что большее разнообразие выражает большуюконкретность и меньшую обобщенность. Число частных индивидуальных и видовых признаковвсегда, естественно, больше числа общих родовых признаков. Соответственно этомучисло родов всегда меньше числа видов, и чем более общей является категория,тем меньшим является общее число категорий такой же общности. Именно такойвывод подкрепляется описанным выше фактом большей интенсивности отрицательныхэмоций по сравнению с эмоциями положительными. Большая конкретность исоответственно меньшая обобщенность отрицательных эмоций требует, естественно,больших энергетических затрат и, следовательно, большей интенсивностивыраженности. Все это вполне аналогично соотношению интенсивностныххарактеристик с обобщенностью в первичных и вторичных образах (Веккер, 1976). Чемболее обобщенным является образ, тем он более фрагментарен, менее адекватен и,соответственно, менее ярок, а, значит, его интенсивностная характеристика менеевыражена.
Таково, казалось бы, достаточно определенное положение делна феноменологической поверхности эмпирического описания. Однако общаяэмпирико-теоретическая стратегия настоящего исследования и сделанные на ееоснове выводы обязывают нас и здесь, уже на уровне описания фактов, сделатьнекоторые дополнения и поставить допросы, адресующиеся прежде всего кэмпирическому материалу.
Обобщенность как производная характеристика связана нетолько с двузначностью, но через нее и с двухкомпонентностью структурыэмоциональной единицы, а через двухкомпонентность — с тремя исходнымипервичными характеристиками, т.е. с пространственно-временной структурой,модальностью и интенсивностью. В эмпирическом описании обобщенности положениедел вполне аналогично тому, которое характерно для эмпирического описаниядвузначности. В обоих случаях неучет опосредствующей роли двухкомпонентностинеизбежно ведет к маскировке когнитивного компонента структуры эмоций, а отсюда- к отнесению обобщенности только к субъектному члену этой структуры.
Заключение
Накопленные факты показывают, что даже так называемые низшиеэмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития,результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с однойстороны, и формирования новых видов эмоций — с другой; это относится также кэмоционально выразительным, мимическим и пантомимическим движениям, которые,включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мереусловный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняютсяотмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом,эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой нерудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития ивыполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной,необходимую и важную роль. В ходе своего развития эмоции дифференцируются иобразуют у человека различные виды, различающиеся по своим психологическимособенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широкомсмысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоциии чувства.
Исходя из всего сказанного, естественно предположить, чтосила, богатство, интерсубъективность и высокая эмоциогенность художественногоизображения человеческих эмоций.
Отсюда следует, что большая выраженность вегетативныхсдвигов при отрицательных эмоциях не может быть однозначным свидетельством впользу дефицита конкретности и, соответственно, существенно большейобобщенности положительных эмоций. В силу направленности на внешнюю реальностьих конкретность по преимуществу связана, по-видимому, именно с их когнитивнымкомпонентом.
И это опять-таки соответствует высокой степени конкретностии интенсивности положительных интеллектуальных и эстетических, а такжесоциально-нравственных эмоциональных переживаний человека.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление впроцессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2002, — 341с.
2. Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудахотечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. — С-Пб.: Изд.«Питер», 2000. — с.91-95
3. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под общ. ред. И.В. Дубровиной. — Изд.4-е, стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 464с.
4. Изард К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. — М.: Логос, 2000. — 175 с.
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл,2001.276 с.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство,отрочество: учеб. для вузов / В.С. Мухина. — изд.7-е, стер. — М.: Академия, 2002.456с.
7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. — Изд 4-е. — М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2003. — 688 с.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. Кн.2. Психология образования / Р.С. Немов. — Изд 4-е. — М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2003. — 608 с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. Кн. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование сэлементами математической статистики / Р.С. Немов. — Изд 3-е. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. — 640 с.
10. Петровский А.В. Введение в психологию. / А.В. Петровский; под общ. ред. А.В.Петровского. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 583 с.
11. Петровский, А.В. Общая психология: учеб. пособие для институтов / А.В. Петровский,А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; под общ. ред. А.В. Петровского. — Изд.3-е,перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2006. — 463 с.
12. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя идругих / составители Р. Римская, С. Римский. — М.: АСТ — ПРЕСС, 2003. — 376с.: ил.(Педагогика, психология, медицина).
13. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. — М.:Просвещение, 2000. — 86 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер,2000. — 720 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.