Гипероглавление:
Галустова О. В.
159.9(091)(075.8)
Галустова Оксана Викторовна
История психологии
как самостоятельная наука |
Предмет истории психологии
Основные задачи предмета истории психологии
2. Методологические основы истории
4. Психологические идеи
Гераклита и Демокрита Гераклит
Представление о душе:
Теория познания Гераклита:
Понятие о мире и душе:
душа также смертна, как и тело. 2. Учение о психиче-ских процессах
Интервьюирование
Биографический и автобиографический методы
8. Проблема аффектов в античной психологии Концепция аффектов у Аристотеля.
Концепция аффектов у стоиков.
Чувственное познание
темпграмента в античной психологии Гиппократ
■ Гален
,,- .......,. *
10. Направления развития античной психологии
Первое направление
Третье направление
Этапы развития психологии
в период от античности до Нового времени
1 12. Развитие психологии
в Европе в эпоху Средневековья
ставлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.
знание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания.
13. Психологические идеи
у философов Средневековья
Аврелия Августина и Фомы Аквинского , Аврелий Августин
Фома Аквинский
14. Развитие психологии в эпоху Возрождения
Леонардо да Винчи
Хуан Луис Вивес
Значение психологических идей Бэкона
17. Концепция тела и души,
дуализм в философии Р. Декарта
Дуализм Р. Декарта.
взаимодействии.
18. Псииггая рационализма
и мышления в философии Р. Декарта
Понятие рационализма
Рефлекторная схема Декарта.
2 1. Эмпирическая психология Томаса Гоббса
` 22. Понятия сознания и опыта,
души и ассоциаций у Дж. Локка
Понятия сознания и опыта.
Понятие души.
Понятие ассоциации.
23. Основные направления развития
25. Понятие способностей у Гартли
Эмоции, воля.
26. Понятие ассоциации у Дэвида Юма
27. Понятие сознания у Джорджа Беркли
1 28. Становление французской эмпирической психологии в
о том, что два явления связаны между собой, влияет прин- ■ цип ассоциации.
29. Учение об ощущениях Э. Кондильяка `
30. Причины различия
умственных способностей человека по К. Гельвецию
Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо
32. Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения
В. Н. Татищев
М. В. Ломоносов
А. Н. Радищев
Историческое значение теории
3 3. Немецкая эмпирическая психология в
в. Концепция И. Ф. Гербарта
ясное сознание (апперцепция),
сознание (перцепция),
бессознательное,
34. Английская
ассоцианистическая психология в
37. Ассоциативная психология А. Бэна
38. Теория эволюционного ассоцианизма Герберта Спенсера
39. Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на развитие психологии
Изменение предмета психологии
Введение фактора изменчивости организма под действием внешней среды:
Закон Вебера-Фехнера Эрнст Вебер
Густав Теодор Фехнер
Возникновение зоопсихологии
Развитие возрастной психологии,
Возникновение дифференциальной психологии,
Влияние исследований Г. Гельмгольца и Э. Пфлюгера на развитие психологии
Герман Гельмгольц
Эдуард Пфлюгер
42. Естественно-научные
44. Экспер! ионтальн
психология В. Вундта
1. Сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объем.
методов создает свою науку о развитии ребенка — педологию;
- формирование возрастной психологии как самостоятельной области научного знания;
45. Историческая роль концепции В. Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки
46. Исследования Г. Эббингауза и их значение для психологии
3 47. Экспериментальная психология В. Вундта в Вюрцбургской школе
к -9
48. Развитие экспериментальной психологии в структурализме Э. Титчинера
критериев по сей день строится любое психологическое исследование.
2. Ощущения и чувства обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью.
- несенсорную, имеющую в своем составе не чувственные, а умственные компоненты.
49. Дифференциальная психология Ф. Гальтона `
50. Развитие тестовых методик в психологии
Чарльз Спирмен
52. Оформление возрастной психологии в самостоятельное направление
Историческое значение теории Гальтона
53. Психологическая концепция
интенциональных актов Ф. Брентано
интенциональность,
Предмет психологии
Задача психологии
54. Психологические идеи В. Джеймса
56. «Открытый кризис»
в психологии в 20-30-е гг.
Гештальтпсихология
5. Метод исследомнм интеифМИЛЬНЫХ актов -
3. Глубинная психология
4. Французская социологическая школа
Описательная психология
Бихевиоризм Дж. Уотсона
59. Характеристика
и историческая роль бихевиоризма
Достоинства и недостатки бихевиоризма:
"* 60. Гештальтпсихология
Основные идеи гешталыПСМШШГМи:
7. Высшие психические функции, например речь и мышление, также являются навыками;
8. Механизмом удержания навыков является память;
6 1. Теория поля Курта Левина
63. Описательная психология В. Дильтея
Основные идеи описательной психологии:
64. Глубинная психология
Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления:
Историческая ценность концепции Дильтея:
Психоанализ 3. Фрейда
Основные положения и принципы психоанализа
66. Структура личности
Суперэго (Сверх-Я)
.--------------------------------------------------------------------#
67. Развитие личности в психоанализе
Стадии психосексуального развития
---------------------------------------------------------------------i
68. Характеристика и историческое
значение психоанализа 3. Фрейда Историческое значение теории 3. Фрейда
Направления критики теории 3. Фрейда:
71. Историческое значение и критика идей К. Г. Юнга
Историческое значение идей Юнга
72. Индивидуальная психология А. Адлера
Чувство неполноценности,
Стремление к превосходству,
Фиктивный финализм,
Социальный интерес
Творческое «Я»
Критика индивидуальной психологии 1
74. Хараг«рМИгика и направления развития неофрейдизма
В русле неофрейдизма развивались следующие теории.
.__ _____________________„ ,________________ «_____ > `
Когнитивная психология выдвигает следующие
идеи. |
. |
- 1
Направления в развитии гуманистической психологии.
Направления критики когнитивной психологии
77. Гуманистическая психология А. Маслоу *
78. Феноменологическая психология К. Роджерса
■ Основные идеи феноменологической концепции Роджерса.
79. Направления в развитии
отечественной психологии в
развиваются два параллельных подхода.
отличительные особенности.
Психологические идеи И. М. Сеченова
82. Учение И. П. П; ООМ
об условно-рефлекторной деятельности
Основные положения учения Павлова
83. Развитие педологии в СССР
Этапы развития педологии в СССР
84. Развитие психотехники в СССР в 20-30-е гг.
6. Подкрепление может быть не только биологическим (пища), но и социальным.
6. Сознание имеет социальную обусловленность.
Гомельский период.
Московский период
86. Деятельностный подход
в отечественной психологии в трудах С. Л. Рубинштейна
87. Понятие о деятельности в трудах А. Н. Леонтьева
88. Отечественная психология в постсоветский период
28. Становление французской эмпирической психологии в
43. гНаправления в развитии психологии как самостоятельной науки в конце
в 23
51. Развитие науки психотехники в начале
56. «Открытый кризис» в психологии в 20-30-е гг.
.................................................................................
...........................................................................................
...................................................................................
.......................................................................................
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--4. Психологические идеи
Гераклита и Демокрита Гераклит (род. ок. 544 — умер ок. 483 до н. э.). 1. Представление о душе: душа («психея») является «искоркой» космоса, который определялся как «вечно жи-вой огонь». Все окружающее человека и сам человек подвержены вечному изменению. Единым и для души, и для космоса является закон, согласно которому нет беспричинных явлений и все они являются неотвратимым результатом столкновения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не знают. 2. Теория познания Гераклита: процесс познания означает не уход вглубь собственных мыслей и переживаний и полное отречение от всего внешнего, а предполагает познание закона Логоса, по которому явления переходят друг в друга и малый мир отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка; следовательно, постигать свою душу — значит углубляться в закон (Логос).
Демокрит (родился ок. 460 — умер ок. 471 до н. э.). 1. Понятие о мире и душе: все сущее состоит из атомов — мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Душа является материальным веществом, состоящим из самых мелких круглых, гладких, очень подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Душа движет телом посредством движения мелких атомов огня. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают, т. е.
душа также смертна, как и тело. 2. Учение о психиче-ских процессах основано на понимании человека как соединения определенных атомов друг с другом. Восприя-
--PAGE_BREAK--Восприятие — первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.
2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.
3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память -
--PAGE_BREAK--I органических тел от неорганических. Поскольку психи-
I ка является формой жизни, выдвижение на передний
I план психобиологической проблемы было крупным
шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не
обитающую в теле душу, имеющую пространственные
| параметры и способную (по мнению как материалистов,
I так и идеалистов) покидать организм, с которым она
I внешне связана, а способ организации поведения жи-
1 вых систем.
Третье направление ставило душевную деятель-| ность индивида в зависимость от форм, которые созда-1 ются не природой, а человеческой культурой, а именно от 1 понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, дей-1 ствительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от 1 пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального 1 мира, от реальной истории культуры и общества и пред-
--PAGE_BREAK--знание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания.
В эпоху Средневековья душа изучалась в русле богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей прежде всего чувственного познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души.
--PAGE_BREAK--Значение психологических идей Бэкона
1. Завершил этап развития психологии, где предметом изучения являлась душа, и дал начало развитию нового этапа, где главным предметом изучения становится сознание.
2. Предложил конкретные способы практического изучения предмета: опыт, эксперимент.
3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой является психология: философия рассматривает челове- ■ ка как такового, гражданская философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, заложил принцип междисциплинарное™ наук.
4. Способствовал разделению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела, разделение их предметов и задач, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответствии с конкретными задачами.
--PAGE_BREAK--Рефлекторная схема Декарта. Декарт первым ввел понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следующему: внешний импульс приводит в движение частицы, называемые «животными духами». Далее посредством этого внешнего импульса «животные духи» заносятся в мозг по «трубкам», из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.
--PAGE_BREAK--25. Понятие способностей у Гартли
Все способности человека объясняются через меха-низм ассоциаций.
Мышление не существует в системе психики человека как самостоятельный процесс, а обусловлено механизмом ассоциации, в процессе которого создается связь между образом предмета и словом. Процесс понимания слова рассматривался как образование ассоциации между словом и значением, и этот процесс устанавливается в детстве из опыта. Возникновение представлений и мнений основано на пассивном отражении сознанием идей через механизм ассоциаций, а новые мысли и представления являются комбинацией или разложением старых идей.
Память вмещает в себя два понятия — собственно память, которая является воспроизведением ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены, и воображение, которое появляется только в том случае, когда этот порядок нарушается. Способность памяти запечатлевать и воспроизводить следы прежних воздействий является основой обучаемости.
Эмоции, воля. Эмоции отождествляются со страстями и являются движущей силой поведения. Достигая определенного порога, силы, они могут определяться как желание или, наоборот, отвращение. Волевая активность происходит в том случае, если страсть, или эмоция, настолько сильна, что приводит к какому-либо действию. В основе формирования воли лежит ассоциативная связь слова и движения, соединение сенсомоторных реакций с речью: слово (его физический базис — вибрация) присоединяется (по ассоциации) к чувственным впечатлени-
--PAGE_BREAK--29. Учение об ощущениях Э. Кондильяка '
Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) выделял лишь один источник опыта — ощу- 1 щение, а первичным ощущением, на котором основано все человеческое восприятие и, следовательно, опыт, является обоняние. Существует следующая схема формирования всех психических способностей через первичность обоняния:
1) этап первый — возникает ощущение запаха и, неоднократно повторяясь, трактуется как опыт, который включает в работу память. Внимание появляется при определенном, более сильном по сравнению с другими ощущении. С возникновением памяти формируются два ощущения — прошлое и наличное;
2) этап второй — возникает суждение, также основанное на ощущении, так как внимание по отношению к двум ощущениям дает сравнение;
3) этап третий — возникновение потребности на основе сравнения двух ощущений — удовольствия и неудовольствия, которые тесно взаимосвязаны, так как без познания второго невозможно понимание первого. Однако понять разницу между ними человек может, только сравнив их, а сравнение есть результат ощущения;
4) далее на основе потребности возникает воображение, задача которого сводится к восстановлению образа, соответствующего потребности;
5) на основе потребности создаются воля и желание;
6) взаимодействие организма со средой также осуществляется с помощью ощущения, которым на этот раз является осязание. Именно через силу воздействия организма на предмет или, наоборот, предмета на организм
С
--PAGE_BREAK--Историческое значение теории Руссо заключается в том, что в ней впервые была произведена попытка с научной точки зрения объяснить психическую природу ребенка и дана первая в истории психологии возрастная периодизация психического развития. И хотя теория Руссо не учитывала многих факторов, влияющих на становление личности ребенка, она явилась основой для дальнейших разработок в области возрастной психологии.
--PAGE_BREAK--1 ассоциаций:
1 — процесс зарождения и порядок идей через ассоциацию их с исходными ощущениями зависят от состояния и 1 порядка существования оригиналов этих идей — самих | ощущений;
1 — сила и активность ассоциируемых ощущений: чем 1 сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления
за ним каких-либо идей; | — частота повторения ощущения прямо пропорцио-■ нальна формированию идеи: чем чаще повторяется одно 1 и то же исходное ощущение, тем более вероятно закреп-| ление за ним соответствующей идеи.
4. Описание интеллектуальной деятельности, в частности памяти, как поэтапного процесса припоминания через ассоциацию:
--PAGE_BREAK--Густав Теодор Фехнер (1801-1887) разрабатывал законы зависимости ощущений от силы вызывающих их раздражителей и выдвинул следующие идеи:
1. Различие между ощущениями, вызванными двумя одинаковыми стимулами, зависит от первоначальной величины этих раздражителей.
2. Введение термина «порог ощущений и разностный порог», означающего ту минимальную разницу, которую испытывает в своих ощущениях индивид при изменении силы и качества раздражителя.
3. Введение закона Вебера-Фехнера, суть которого заключается в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя: для того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии, необходим рост величины стимула в геометрической прогрессии.
Благодаря разработанным в недрах психофизики и психометрии теориям и используемым методам исследо-
--PAGE_BREAK--h
44. Экспер! ионтальнIпсихология В. Вундта
В. Вундт в своей концепции экспериментальной психологии разрабатывал понятие предмета, метода и задач психологии как науки.
1. Предмет психологии — не поведение и деятельность, а сам человек, его внутренняя сущность, т. б. сознание и его содержание - простейшие элементы (ощущения и чувства), возникающие в непосредственном опыте индивида.
2. Задача психологии — с помощью эксперимента изучить эти простейшие элементы сознания и связи между ними через их выделение с помощью метода интроспекции, установление характера и нахождение законов этой связи.
3. Методы психологии — интроспекция как особая процедура, требующая специальной подготовки и умения отвлечься от всего внешнего и сосредоточиться на самой сути сознания, и эксперимент как способ уточнения данных, полученных в ходе самонаблюдения.
4. Экспериментальная психология делится на две отрасли, имеющие разные методы и объекты исследования:
1) психология индивидуального сознания, где объектом исследования через метод интроспекции являются простейшие элементы сознания;
2) «психология народов», где объектом изучения становятся высшие психические функции и психическое развитие различных народов, а методами их изучения являются этнологические наблюдения и анализ продуктов культуры, языка, мифов, нравов.
Понимание сознания и ассоциаций у Вундта сводится к следующему.
--PAGE_BREAK--к -9 48. Развитие экспериментальной психологии в структурализме Э. Титчинера
Э. Титченер (1867-1927) развивал в Америке вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурализмом и настаивал на противопоставлении ее активно развивающемуся в то время в Америке функционализму Брентано и Джеймса. Титчинер выдвигал следующие идеи относительно исследовательского аппарата психологии (предмет, методы, задачи, цели).
1. Предметом структурной психологии является структура сознания, понимаемая как совокупность отдельных элементов, имеющих элементарную природу и не поддающихся дальнейшему анализу.
2. Цель структурной психологии — изучение структуры сознания через изучение этих элементарных частиц, т. е. изучение способов их структурирования и составленных в результате различных комбинаций, когда исследователю необходимо ответить на вопрос о том, почему создается именно такая комбинация.
3. Выдвигаются следующие задачи психологии как науки:
- разложить душевное состояние на простейшие составные части;
- найти законы соединения этих частей;
- привести эти законы в связь с физиологической организацией.
4. Методом исследования должна быть интроспекция, но суть ее у Титчинера состоит в том, что испытуемому необходимо дойгл дс очистого содержания сознания» без вмешательства физических характеристик стимула («ошибка стимула»), подменяющих само явление и те не-
--PAGE_BREAK--52. Оформление возрастной психологии в самостоятельное направление
На протяжении многих веков изучение психического развития ребенка и создание концепций воспитания осуществлялось в русле философии (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк, А. Бэн и др.) и естествознания, изучавшего ребенка с точки зрения физиологии, биологии и медицины (работы Ч. Дарвина). В конце XIXв. стали намечаться предпосылки для формирования возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.
1. Разработка идей развития в биологии, в эволюционной теории Чарльза Дарвина.
2. Активное развитие самой психологии как самостоятельной науки, развитие экспериментальной, дифференциальной психологии, лабораторные эксперименты В. Вундта, исследования памяти Г. Эббингауза, изучение индивидуальных различий Ф. Гальтона.
3. Появление в русле экспериментальной психологии объективно-научных методов исследования, эксперимента, использование математических методов для проверки и анализа полученных результатов.
4. Обусловленный требованиями времени и ходом развития общества переход психологии от теоретической науки к практике и практическому применению накопленных знаний, в частности применение этих знаний в области педагогики и обучения, т. е. возникновение тесной связи между психологией и педагогикой.
Возрастная психология как самостоятельная наука появилась на стыке двух других наук — психологии и педагогики. Целью детской психологии становится разработка объективных общих рекомендаций относительно при-
--PAGE_BREAK--56. «Открытый кризис»
в психологии в 20-30-е гг. XXв.
В начале XXв. в различных отраслях психологии проводилась масса исследований, результаты которых по-новому отвечали на главнейшие вопросы этой науки. Психология как наука о сознании начинает претерпевать изменения своего предмета, что обусловило возникновение кризиса в ее развитии. Предпосылки, обусловившие возникновение «открытого кризиса»:
1) понимание учеными практической и теоретической несостоятельности старых установок, взглядов и методов исследования явлений и феноменов науки;
2) интенсивное развитие дифференциальной, возрастной психологии, зоопсихологии обеспечило появление новых направлений, концепций и взглядов на предмет психологической науки;
3) развитие новой биологии, которая меняла представление о сознании как о замкнутом в себе субъекте и тем самым расширяла сферу непознаваемых путем классического метода интроспекции явлений — поведение животных, детей, психически больных людей.
Психология сознания распалась на 5 крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом по одному из пунктов старой психологии сознания, выдвигая свой предмет и свои методы исследования.
1. Гештальтпсихология — целостный, а не атомистический подход к изучению сознания.
2. Бихевиоризм — замена сознания на поведение как предмет изучения, исключение из области методов исследования интроспекции как не обладающего характеристикой объективности.
--PAGE_BREAK--59. Характеристика
и историческая роль бихевиоризма
Бихевиоризм как течение в психологии явился протестом против психологии сознания, против структурализма Титчинера и в то же время против функционализма В. Джеймса. Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим психологическим направлением в Америке, бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик и оказал сильнейшее влияние как на американские психологические и психотерапевтические школы, так и на всю науку психологию в целом. Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии.
Достоинства и недостатки бихевиоризма:
1. Обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований, но при этом потребность в расширении предмета изучения была отражена однобоко и неадекватно, гак как игнорировалось сознание как объективная сущность;
2. Исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии, но понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы;
3. Обозначение задачи управления поведением человека, нацеленности научного исследования на связь с практическими задачами, но из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельност-ной сущности и выступает как реагирующее существо;
--PAGE_BREAK--63. Описательная психология В. Дильтея
Вильгельм Дильтей (1833-1911) — основатель описательной психологии — еще одного направления, возникшего в результате «открытого кризиса».
Основные идеи описательной психологии:
1. Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, объяснение и построение гипотез. Главными задачами психологии являются постижение и понимание смысла душевной жизни. ■
2. Методом описательной психологии является понимание, которое принципиально отличается от интроспекции. Для понимания характерен целостный подход к человеку, при этом исследователю необходимо отказаться от построения различного рода гипотез, объясняющих причины, и сосредоточиться на простом понимании явлений душевной жизни.
3. Смысловые содержания душевной жизни личности становятся понятными, если постигается направленность данного человека (что для него ценно). Развитие личности рассматривается с точки зрения развития ее ценностей на каждом возрастном этапе, что предполагает качественное изменение ценностей и переход от элементарных к более сложным.
4. Личность — целостная структура, которая включает в себя одновременно интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и волевую сферы, очень тонко взаимодействующие между собой.
5. Душевная жизнь человека рассматривается не в органическом, а в историческом ключе, человеческая форма жизнедеятельности определяется как воплощение переживаний в творениях культуры.
--PAGE_BREAK--Эго (Я) — часть личности, которая находится в кон-I такте с реальностью, это своего рода сознание человека,
локализующееся на сознательном уровне психики. Эго сле-дует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.
3. Суперэго (Сверх-Я) — источник моральных и рели-
■ гиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали роди-
--PAGE_BREAK--Персона (Persona) — роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.
2. Анима (Anima) и Анимус (Animus) — это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.
3. Тень (der Schatten) — это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индиви -дуальное бессознательное.
--PAGE_BREAK--■ ного чувства, обусловливает понимание человека как 1 существа социального, что расширяет границы понима- , ния человеческой природы. |
3. Отведение обществу важной роли в формировании и I развитии личности дает основание считать Адлера осно- 1 вателем социального психоанализа. Адлер одним из пер- 1 вых признавал, что не только заложенные в человеке и передающиеся по наследству элементы являются источ- | ником формирования личности, но и общество оказывает | существенное влияние на этот процесс. 1
Критика индивидуальной психологии 1
Рассмотрение личности как продукта ее собственного
творчества открывало дорогу к пониманию деятельной |
стороны субъекта, который не пассивно воспринимает i
мир, а творит его. Однако, оставляя без внимания взаи- 1
--PAGE_BREAK--Направления в развитии гуманистической психологии. В рамках гуманистической психологии сложились два различных подхода: первый разрабатывался Р. Мэем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр. Представители второго подхода — Маслоу и Роджерс — постулировали изначальную конструктивность и позитивность психики человека.
--PAGE_BREAK--1 обошедший стороной и Россию и нашедший здесь массу 1 поклонников, также способствует развитию эксперимен-1 тальной психологии в нашей стране. Именно в России проблема поведения получила наиболее глубокую и де-| тальную разработку и было создано несколько фундамен-| тальных школ, исследующих эту проблему. Таким образом, 1 психология как наука о поведении, возникшая в период 1 «открытого кризиса», названная бихевиоризмом и полу-1 чившая такую гопу^ярност'. s Америке, а впоследствии и е мире аозникя •«-я г •••. России, и у ее истоков стояли | такии ь»дные ^ьчыл^н,;-,-л /ченые, как И. У. Сеченов,
--PAGE_BREAK--5. Рефлекс может потерять силу, если не будет постоянного планомерного подкрепления, так как постепенно происходит нарушение связи, установленной между сигналом и реакцией на него организма.
6. Подкрепление может быть не только биологическим (пища), но и социальным.
7. Распространение понятия рефлекса как психологического феномена на мотивационную часть личности через введение нового вида рефлекса — «рефлекс цели» и «рефлекс свободы», что означает, что деятельность организма хоть и зависит от внешних обстоятельств, но не может осуществляться без энергетических затрат организма, а они уже имеют непосредственное отношение к психике.
--PAGE_BREAK--Третий этап (1931-1934): книга «Мышление и речь», где знаки рассматриваются с точки зрения их эволюционного значения. Изучаются следующие проблемы:
- взаимосвязь мотивации и познавательных процессов;
- соотношение обучения и воспитания, введение в эту сферу понятия «зона ближайшего развития»: только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развития.
6. Сближение науки с практикой с учетом современного развития общества, появление новых отраслей практической психологии: психология менеджмента, рекламы, активное использование психологических знаний в области управления и развития человеческих ресурсов в бизнесе.
7. Развитие психологического консультирования и психотерапии, психологической службы в школе, где основная задача — работа с индивидуальными трудностями человека.
Психология из академической науки превращается в практическую дисциплину, имеющую широкий спектр применения и позволяющую использовать свои знания и наработки в большинстве сфер современной жизни -политике, экономике, праве, медицине, военном деле, образовании, менеджменте и др.
зданной Д. Б. Элькониным периодизации психического развития ребенка).
7. Всю совокупность человеческого опыта можно разделить на три вида: индивидуальный, видовой и социальный, которые наличествуют у каждого человека.
Идеи А. Н. Леонтьева оказали сильнейшее влияние на развитие большинства отраслей отечественной психологии — социальной, детской, педагогической, инженерной, патопсихологии, зоопсихологии, эргономики. Более того, идеи его положили начало развитию этих отраслей психологии в СССР. Как и С. Л. Рубинштейн, Леонтьев является одним из основателей отечественной психологии.
--PAGE_BREAK--34. Английская ассоцианистическая психология в XIX в 19
35. Учение об ассоциациях Т. Брауна 19
36. Ассоцианистическая концепция Дж. Ст. Милля 19
37. Ассоциативная психология А. Бэна 21
38. Теория эволюционного ассоцианизма Герберта Спенсера 21
39. Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на развитие психологии 21
40. Развитие психофизики и психометрии. Закон Вебера-Фехнера 21
41. Влияние исследований Г. Гельмгольца и Э. Пфлюгера на развитие психологии 23
42. Естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки 23
43. гНаправления в развитии психологии как самостоятельной науки в конце XIX-начале XX в 23
44. Экспериментальная психология В. Вундта 23
45. Историческая роль концепции В. Вундта в развитии психологии как самостоятельной науки 25
46. Исследования Г. Эббингауза и их значение для психологии 25
47. Экспериментальная психология В. Вундта в Вюрцбургской школе 25
48. Развитие экспериментальной психологии в структурализм Э. Титчинера 25
49. Дифференциальная психология Ф. Гальтона 27
50. Развитие тестовых методик в психологии 27
51. Развитие науки психотехники в начале XX в 27
52. Оформление возрастной психологии в самостоятельное направление 27
53. Психологическая концепция интенционапьных актов Ф. Брентано 29
54. Психологические идеи В. Джеймса 29
55. Теория личности В.Джеймса 29
56. «Открытый кризис» в психологии в 20-30-е гг. XX в 29
57. Бихевиоризм Дж. Уотсона 31
58. Теория «оперантного бихевиоризма» Скиннера 31
47
--PAGE_BREAK--