Введение
В отечественной психологии существуют различныетрактовки личности, но во всех подходах в качестве ведущей характеристикивыделяется ее направленность. Направленность обусловливает систему побужденийличности, мотивацию поведения, содержание жизненных позиций. Она выражается вдоминирующих целях и мотивах деятельности, интересах, идеалах, убеждениях,системе отношений, жизненных планах и перспективах, формируемых на основе потребностей.
В процессеисправления и ресоциализации осужденных большое значение имеет изучениесодержания направленности их личности
В разныхконцепциях направленность раскрывается по-разному: как «динамическаятенденция» (С.Л. Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев),«доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), динамическая |организация сущностных сил человека (АС. Прангвишвили)
Понятие направленности личности
Направленность– этосовокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности иотносительно независимых от наличных ситуаций
Различают несколько связанных иерархических формнаправленности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал,мировоззрение, убеждение. Все они являются мотивами деятельности осужденных. Мотивыдеятельности – это то, что побуждает человека к действиям и поступкам, обеспечивающимудовлетворение возникающих потребностей. Простейшим побуждением человекаявляется влечение, которое характеризуется неосознанностью цели действия.Желание представляет собой осознанную потребность в чем-либо вполнеопределенном.
Стремление у осужденного возникает при включении вструктуру желания волевого компонента, а его интерес есть познавательнаяформа направленности на предметы. Согласно данным исследований, доминирующимиинтересами у большинства правонарушителей (как мужского, так и женского пола),отбывающих уголовные наказания, являются материальные, примитивные иразвлекательные.
При включениив интерес осужденного волевого компонента он становится склонностью, аконкретизируемая в образе или представленного – это система воровской философии,взглядов на окружающий мир; убеждение (высшая форма направленности) – этосистема мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своимивзглядами, принципами.
Главная роль в направленности личностипринадлежит осознаваемым мотивам. На основе потребностно-мотивационной сферыформируются жизненные цели осужденного. В них находит выражение осознаваемая им«концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но иреальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности. Следуетподчеркнуть, что одни мотивы (установки, влечения, желания) носят побудительныйхарактер, другие (интересы, мечты, идеалы, убеждения) – притягательный (В.И. Слободчиков,Е.И. Исаев, 1995).
Ф.Р. Сундуров (1980) для выявленияпотребностей осужденных предложил им выбрать в каждой из пар то или иноеутверждение. Осужденные единодушно выделили потребность быть свободным. Онавлечет 'за собой ограничение или неудовлетворение других потребностей(активности действий, ощущений, эстетического наслаждения, сексуальных, материальных).
Все опрошенные готовы были отказаться от довольнозначимых для них благ (свиданий, переписки, посылок и бандеролей) при условиисокращения оставшегося срока наказания наполовину.Структура направленности личности осужденных
В.Г. Деев (1986) обосновал структуру и типологиюнаправленности осужденных молодежного возраста и выделил в ее структуре триподструктуры:
1) генерализованную (влечения, желания иинтересы, стремления, идеалы, мировоззрение и убеждения), которая обусловливаетсодержание направленности личности;
2) подструктуру отношений, которая служитиндикатором содержательной стороны направленности личности;
3) подструктуру жизненных планов, перспектив ицелей деятельности личности. В совокупности эти подструктуры являютсяпоказателем жизненной позиции личности осужденного.
Он разделил осужденных на семь групп понаправленности личности:
1) условные коллективисты;
2) с активной отрицательной групповойнаправленностью;
3) отрицательные индивидуалисты;
4) пассивные отрицательные;
5) неустойчивые;
6) активисты-одиночки;
7) приспособленцы.
Нарушения в реализации сложившейся направленностиили ее позитивного изменения могут вызываться, например, состоянием фрустрации,связанным с потерей жизненного смысла. Оно возникает в тех случаях, когдачеловек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимымипрепятствиями или они воспринимаются как таковые и деформируют целеполагающее поведениечеловека.
Ценностныеориентации осужденных
Ценностные ориентации являются одним изэлементов личности, в целом определяющих активность человека и избирательность егоотношений.
Человек направляет свою психическую активностьлишь на те явления, предметы, вещи и тех людей, которые непосредственно егоинтересуют, отвечают его запросам, стремлениям, идеалам и убеждениям,удовлетворяют его потребности. Эти вещи, предметы, явления, люди приобретают длянего ценностное значение, а отношение к ним выступает как ценностная ориентация.
В структуреценностных ориентации осужденных принято выделять три основных компонента:
1. Когнитивный (познавательный) компонентсодержит информационный аспект (знания и убеждения человека, касающиеся даннойценности) и временную перспективу (степень влияния предполагающихся в будущемизменений, связанных с ценностью, на ее восприятие индивидом в настоящиймомент). Кроме того, он включает в себя восприятия, оценки и ожидания субъектаотносительно различных социальных ценностей, стереотипы, сложившиеся вобществе, в оценке каких-то благ, групповые мнения относительно тех или иныхобъектов.
2. Эмоциональный (аффективный) компонент включаетнаправленность и интенсивность переживаний и отражает чувства, испытываемыесубъектом к данной ценности. Каждое устойчивое предпочтение как компонентценностной ориентации содержит положительное переживание.
3. Динамический, поведенческий компонент(конативный) обусловливает связь ценностных ориентации с реальным поведениемличности. Он отражает тот факт, что человек не только определенным образомотносится к данному объекту как к ценности исходя из своих убеждений, но и стремитсявести себя соответствующим образом.
Исследования, проведенные в 70-х годах В.Ф. Пирожковым,А.С. Михлиным (1975), позволили выявить пять основных ценностей, имеющихнаибольшее значение для осужденных: семейное благополучие, интересная работа,материальная обеспеченность, образование, обеспеченность жильем. Они установилизависимость ценностных ориентации от пола и возраста осужденных, сроканаказания, вида учреждения.
Семья как ценность. Семья является благом,которое нельзя ничем заменить. Содержание семейного счастья составляютвзаимопонимание, супружеская верность, наличие детей, здоровье жены, взаимнаязабота, уют и др. Знание сотрудниками, особенно психологом, отношения каждого осужденногок семье как социальной ценности позволяет эффективно использовать ееположительное влияние для их ресоциализации.
Интересная работа как ценность. Человеку чащевсего по душе работа, требующая проявления выдумки, сообразительности, сноровкии мастерства, способствующая развитию личности, вызывающая чувствоудовлетворения. Задача сотрудников пенитенциарного учреждения и психологическойслужбы – воспитание у осужденных устойчивого интереса к труду, что способствуетих ресоциализации и позитивной адаптации в условиях свободы. В то же время уэтих лиц возникают проблемы с реализацией права на труд, поскольку многие изних не имеют профессии и специальности.
Материальная обеспеченность как ценность. Большинство материальныхпотребностей в результате криминального образа жизни приобретают извращенныйхарактер и удовлетворяются способами, представляющими социальную опасность.Знание отношения осужденных к реальным или ожидаемым материальным благампозволяет спрогнозировать поведение каждого из них и разрабатыватьиндивидуальные и групповые программы их исправления и ресоциализации.
Образование как ценность. Общеобразовательноеобучение и про фессиональная подготовка – одно из основных средств исправленияи ресоциализации осужденных. Образовательный уровень осужденных, как правило,невысокий. Мотивами получения образования являются приобретение знаний иповышение своего культурного уровня, поступление в техникум или вуз и т.п.Развитию и закреплению у осужденных этих положительных мотивов могла быспособствовать грамотно организованная индивидуальная и групповая работа сними.
Обеспеченность жильем как ценность. В настоящее время оченьсложно купить квартиру и даже получить общежитие. Кроме того, имеютсяограничения в регистрации по мотивам судимости в ряде городов (закрытые военныегородки, зоны экономического бедствия, закрытые административно-территориальныеобразования и др.).
Ценностные ориентации осужденных зависят от ихвозрастных особенностей. Семейное благополучие считают наибольшим благом всеосужденные, кроме лиц в возрасте до 24 лет и старше 60 лет. Интересную работукак ценность отмечают осужденные в возрасте до 24 лет. Средний возрастосужденных, указывающих на образование как ценность, – 26 лет.Заинтересованность в материальной обеспеченности возрастает по мере перехода отмладших возрастных групп к старшим. Проблема жилья волнует, как правило,осужденных старшего возраста.
На ценностные ориентации лиц, отбывающихнаказания в исправительных учреждениях, влияет характер совершенногопреступления, число судимостей, вид режима и срок наказания. Ценностныеориентации осужденных отличаются не только по степени интенсивности идейственности, но и по содержанию, внутренней структуре. Важно выяснить то,каким ценностям осужденный отдает предпочтение, что он вкладывает в это понятие.
Исследования, проведенные в 80-х годах, называюти другие ценности, способствующие ресоциализации осужденного (А.Н. Олейник,2001). К ним относятся:
– свобода (чувствительность к дополнительнымограничениям и запретам); безопасность» на которую влияет стратификация;
– здоровье, которое зависит от особенностейусловий отбывания Наказания (переуплотненное размещение, несбалансированноепитать-),
общение с близкими и знакомыми. Крайне редкиевстречи с ними нарушают родственные и социальные связи, способствуютнапряженности отношений, обостряют сексуальный голод;
– потребность в психической разрядке.Отсутствие разнообразного досуга и других естественных форм уменьшениянапряжения стимулирует развитие конфликтов;
– духовная (моральная) поддержка.Неудовлетворенная потребность в заинтересованном, сочувствующем собеседнике всвязи со специфическим для мест лишения свободы недоверием к окружающим людям(как к другим осужденным, так и к персоналу) является причиной возникновения чувстваодиночества и ощущения своей ненужности;
– заинтересованный труд. В условиях лишениясвободы используется неквалифицированный малооплачиваемый труд, которыйусугубляет восприятие его как принудительного, то есть как средства наказания.
Г.Ф. Хохряков и В.П. Голубев (1982) входе исследования выявили следующие ценностные ориентации, которые подтвердилитенденции в ранее проведенных исследованиях. Особенности ценностных ориентациисвязываются с влиянием их на поведение осужденных:
1) свобода;
2) прошлая и будущая жизнь, то есть жизнь доотбывания наказания в местах лишения свободы и предполагаемая жизнь послевыхода на свободу;
3) «Я», то есть собственная личность, и «другие»;
4) справедливость;
5) семья, жена (девушка, невеста);
6) друзья;
7) труд, профессия, учеба;
8) начальство;
9) режим как условие отбывания наказания;
10) материальные блага.
Сравнение ценностных ориентации осужденных в 70-еи 90-е годы показало, что изменилась их структура. Стал также иным их ранг:
1) здоровье;
2) общение с друзьями;
3) материальное благополучие;
4) семья;
5) самостоятельность, независимость;
6) образование;
7) спокойная неутомительная работа;
8) развлечения и удовольствия;
9) реализация своего творческого, физическогопотенциала, способностей;
10) религия;
11) высокое общественное и материальноеположение.
Однако способы достижения материальногоблагополучия, самостоятельности и независимости, высокого общественногоположения по-прежнему имеют противоправный характер.
По данным исследований, проведенных под нашимруководством, в последние годы треть осужденных в качестве ценности называютматериальное благополучие; другая треть – физическую силу для подавления другихи добывания необходимых для себя средств; каждый пятый семью и рейтинг среди осужденныхв исправительном учреждении; каждый 10-й – жилье. Снижается рейтинг учебы,работы, религии.
Что касается жизненных планов осужденных послеосвобождения, то большинство из них в будущем собираются создать семью (ранг1); хотят устроиться в производственной сфере (ранг 2); намерены уехать заграницу (ранг 3); желают заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (ранг4); хотят посвятить себя предпринимательской деятельности (ранг 5); не намереныработать (ранг 6).
Выделяются группы осужденных с близкими, среднимии дальними жизненными планами, ориентированные на современные или традиционныесоциально-экономические условия. Жизненные планы определяют поведениеосужденных в колонии и степень готовности их к жизни в условиях рыночнойэкономики. Исследование показало, что лишь каждый 6–7-й из осужденныхмолодежного возраста ориентируется на реализацию дальних жизненных планов,находясь в исправительном учреждении (А.В. Наприс, 1997). Этупсихологическую закономерность можно объяснить феноменом «ломки дальнихжизненных планов» (А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков, 1975), когда ценностимогут утратить свое мотивационное значение при длительном лишении возможностиих реализовать.Психологическая защита личности в процессе переубежденияосужденных
Защитапсихологическая – это система регуляторных механизмов, которые направлены наустранение или сведение до минимума негативных травмирующих личностьпереживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниямитревоги и дискомфорта. Ситуации, требующие психологической защиты,характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности ее идентичностии самооценки
В связи с осуждением у человека снижаютсявозможности удовлетворения своих потребностей. Кроме того, совершениепреступления и нахождение в местах лишения свободы наносят ему психическуютравму. При этом поведение регулируется с помощью механизмов психологическойзащиты, направленной в конечном счете на сохранение стабильности самооценкиосужденного, его образа «Я» и образа мира. Ее функцией является «ограждение»сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.
Механизмамипсихологической защиты являются отрицание, вытеснение, проекция, идентификация,рационализация, замещение, отчуждение.
Результат успешной психологической защиты – прекращениеимпульсов, провоцирующих тревогу.
Остановимся на характеристике основных защитных механизмов.
Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожити может привести к конфликту, не воспринимается. При этом у осужденных заметно искажаетсядействительность.
Вытеснение – универсальный способ избавления отвнутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемогомотива или неприятной информации. Быстрее всего осужденный забывает то плохое,что он причинил своим преступлением другим людям.
Проекция – бессознательный перенос осужденным надругое лицо собственных импульсов и чувств, неприемлемых для себя. Так,осужденный, проявивший агрессию по отношению к другому человеку, старается показать,что потерпевший виноват сам.
Идентификация – перенос осужденным насебя качеств, присущих другому человеку и желательных для себя. Неосознаваемоеследование образцам позволяет преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.
Рационализация – псевдоразумное объяснениеосужденным своих желаний, поступков, вызванных причинами, признание которыхгрозило бы потерей самоуважения. В этом случае человек пытается «скрыть» ОТсебя тот факт, что его действия побуждались мотивами, находящимися в конфликтес его нравственными стандартами.
Замещение – осужденный переносит действие с недоступногообъекта на доступный. При этом разряжается напряжение, но не достигаетсяжелаемая цель. Замещение может переходить от практической деятельности к уходув мир фантазии.
Отчуждение – характеризуется чувством утратыосужденным эмоциональной связи с другими людьми, равнодушием к ранее значимымсобытиям или собственным переживаниям.
Психологическая защита обеспечивает сохранениечеловеком внутреннего комфорта даже при нарушении им правовых норм и моральныхзапретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она создаетпочву для самооправдания, заглушает совесть и чувство вины за совершенноепреступление. Без разрушения психологической защиты осужденный не может встатьна путь исправления и самосовершенствования. В этой связи важным представляетсяпереубеждение, под которым понимается коренное изменение взглядов и убежденийличности. Ошибочные взгляды и убеждения у осужденных различны и могут иметьразные причины, но их успешное изменение у осужденных криминальной направленностиневозможно без выяснения мотивов преступного деяния.
Начало разрушения старых взглядов и убеждений – порождениесомнения в их истинности, помощь осужденному в осознании их противоречивости инесостоятельности. Однако понимание и осознания ошибочности и несостоятельностивзглядов является только началом отказа от них. Нередко осужденный осознаетошибочность своих взглядов и убеждений, а отказаться от них не может в силупривычки. В этом случае необходимо вызвать внутренний конфликт личности.Преодолению инертности сознания способствует активизация эмоциональной иволевой сфер осужденного.
Переубеждение не завершается разрушениемошибочных взглядов и убеждений. Их можно преодолеть окончательно только путемзамены и вытеснения другими. Формируя у человека новые убеждения, надоопираться на положительное в нем и одновременно помогать ему избавляться ототрицательного. При этом нельзя забывать, что большое влияние на изменениеубеждений у осужденного оказывает ближайшая микросреда.
Исследования ученых-пенитенциаристов показывают,что слабая эффективность переубеждения, а значит, исправления и ресоциализацииосужденных связана с тем, что она ориентирована на воздействие только в сфересознания.
Многие преступники знают закон, поэтому принятосчитать, что противоправное поведение определяется сознательнымиантиобщественными установками и защитными механизмами их оправдания. («Воровская»идея испокон веков поддерживается кодексом «воровской» чести и братства). (К. Полькен,X.Сцепоник,1988; В. Челидзе, 1990; Я. Маховский, 1993).
Эффективную коррекцию поведения осужденного можноосуществить, по мнению некоторых ученых, методом кодирования, то есть введениемкоманд в подсознание, стиранием антиобщественных установок и разрушением «воровской»идеи. Нейропедагогическая реабилитация должна строиться, по мнению авторовэтого подхода (Г.А. Аминов, Э.Г. Аминов, В.П. Сафонов, 1997), помодульному принципу (сознательный и подсознательный уровни психики)
Человек может контролировать сознание и ограниченв управлении подсознательными процессами. В психике существует особаяфункциональная система, защищающая подсознание от прямого воздействия сознания(так называемый критический фильтр сознания). Чтобы изменить установки,привычки субъекта, находящиеся в подсознании, необходимо обойти критическийфильтр сознания или отключить его, снизив уровень сознания, то есть вызватьтранс. Формула нейропедагогической реабилитации (рецептура кодирования) такова:транс + код. Апробация и анализ более двух десятков психотсрапевтическихметодов показали универсальность формулы реабилитации: во всех случаяхвызывается особое состояние сознания и на этом фоне (или до появления его)вводится команда.
3. Фрейд и его последователи ставят задачу«вытащить» информацию из подсознания и называют это психоанализом (Р. Урсано,С. Зоненберг, С. Лазар, 1992). При нейропедагогической реабилитации,напротив, производится ввод информации в подсознание.
В модуленейропсихологического трансирования применяют различную технику снижения критическойфункции сознания через воздействие на основные нейропсихологические блоки мозга(восприятия, программирования, энергетики). Воздействие осуществляется путем самогипноза,индукции аутогенного состояния, медитации.
Заключение
Как заметил Ф.М. Достоевский, мысли освободе постоянно преследуют заключенных. Он писал, что всякий каторжникчувствует, что он не у себя дома, а как будто в гостях. «По своей природе он – существо,жаждущее свободы. Потребность в свободе особенно остро переживается в первыйдень заточения, где бы то ни было».
С потребностью в свободе тесно связано стремлениек независимости и самостоятельности в своих действиях и суждениях. Осужденныеболезненно переживают ограничение своей независимости в связи с применениемнаказания в виде лишения свободы. При этом срабатывает механизмнеудовлетворенной потребности быть независимым, силу которого трудно определитьчеловеку, не попадавшему в эти условия. По мнению Ф.М. Достоевского, неиспытав, нельзя судить о некоторых вещах.
Подавляющее большинство осужденных воспринимаютсам факт лишения свободы как значительное принижение (заслуженное илинезаслуженное) их личности. У неоднократно судимых потребность в престижеприобретает извращенную форму, они почти всегда стремятся продемонстрироватьсвои достоинства, быть на виду, подчеркнуть свою исключительность, ценность инеповторимость, делают все, чтобы обвинить других и одновременно оправдатьсебя, поскольку претендуют на роль «правдолюбца», «правдоискателя». Создаетсясвоего рода нравственная платформа, благодаря которой они оправдывают свои преступления.
Список литературы
1. Андреев Н.А.Социологияисполнения наказания. М., 2001.
2. Деев В.Г.Социально-психологическаяхарактеристика осужденных молодежного возраста и особенности их перевоспитанияв ИТУ. М., 1982.
3. Деев В.Г.,Ушатиков А.И. Характеристика направленности личности несовершеннолетнихправонарушителей. Рязань, 1978.
4. Исправительно-трудоваяпсихология. Рязань, 1985.
5. Ковалев А.Г.Психологическиеосновы исправления правонарушителя. М., 1968
6. Михлин А.С.,Пирожков В.Ф. Ценностные ориентации осужденных. Рязань, 1975.
7. Наприс А.В.Психологическаяхарактеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденныхмолодежного возраста: Автореф. дис… канд. психол. наук. Рязань, 1997.
8. НовоселоваА.С. Психолого-педагогическиеосновы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личностиосужденных. Пермь, 1998.
9. Поздняков В.М.Отечественнаяпенитенциарная психология: история и современность. М., 2000.
10. Ушатиков А.И.Идеалы иволевая активность несовершеннолетних правонарушителей в процессе исправления иперевоспитания в условиях ВТК // Проблемы совершенствования деятельностиИТУ. Рязань, 1978.