Оглавление
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния психологическойкультуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей
1.1 Соотношение понятий «культура»,«психологическая культура», «детская субкультура»
1.2 Общество сверстников и еговлияние на формирование психологической культуры детей
1.3 Психологическая культурародителей – фактор формирования психологической культуры детей
Выводы
Литература
Введение
В настоящеевремя психология начинает занимать всё более заметное место в общей культурестраны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная ипрактическая психология представлены во всех областях общественной жизни:политической, экономической, производственной, социальной, юридической, вобласти образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны.Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности — гуманизм,демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. — основаны напсихологических законах общения и взаимодействия людей [41].
К сожалению,отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценнуюреализацию во всех областях жизни, как этих принципов, так и научных достиженийпсихологии. [29]Определённуюответственность за это несёт современная система образования. Думается, что приопределении перспективных путей развития образовательных структур и программцелесообразно учитывать их соответствие общественным потребностям своеговремени. Необходимость психологического образования с дошкольного возраста какраз и вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечаетинтересам как всего современного общества, так и каждого из его граждан.[41]
Учёные-педагогии психологи утверждали, что психология необходима как предмет общегообразования, поскольку она формирует целостное мировоззрение ребёнка: учит еговзаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и ссамим собой. [1]. Психологическое образование должнопредусматривать не только психологическую грамотность, но и воспитание ихпсихологической культуры, которая является основой и результатомпсихологического здоровья молодого поколения страны. [36] Не случайно Д.С.Лихачёв подчеркивал, что культура — это огромное целое явление, которое делаетлюдей, населяющих определённое пространство, из просто населения — народом,нацией [27]. Именно в детстве «сокрыта универсальная генетическая программа развитиякак совершенствования». [25]. Поэтому вновь проблему воспитания детейцелесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культурыкак важной составляющей общей культуры человека [4].
Актуальностьисследования проблемы психологической культуры обусловлена ведущей ролью этогокачества в процессах жизнедеятельности человека, его общения, социальнойадаптации, продуктивного личностного развития.
Цель курсовойработы: выявить влияние психологической культуры ребенка старшего дошкольноговозраста на его положение в группе сверстников.
Задачитеоретического исследования:
1. Провеститеоретический анализ литературы по проблеме влияние психологической культурыребенка старшего дошкольного возраста на его положение в группе сверстников.
2. Определитьосновные проблемы и направления в исследовании влияния психологической культурыребенка старшего дошкольного возраста на его положение в группе сверстников.
Объект исследования:психологическая культура дошкольников.
Предметисследования: влияние коммуникативной составляющей детской субкультуры наположение ребенка в группе сверстников.
Гипотезы:
1. Психологическаякультура ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой сложнуюсистему, которая по-разному детерминирует его положение в группе сверстников.
2. Владениеопределенными элементами детской субкультуры является значимым факторомвоздействия старшего дошкольника на сверстников.
3. Психологическаякультура значимых для ребенка взрослых (родителей оказывает существенноевлияние на психологическую культуру и межличностные отношения детей.
Методыисследования:
1. Анализ литературы
2. Обобщение исистематизация изученного материала
Глава I. Влияние психологической культуры в социальной микросреде наформирование психологической культуры детей
1.1 Соотношение понятий «культура»,«психологическая культура», «детская субкультура»
Обращенность современногообщества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантойобщественного развития. [38] В образовании, как явлении цивилизации, происходиттакже ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру вважнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личности.[41] Слово «культура» произошло от латинского cultura (agri) и первоначальноозначало возделывание земли. Культура часто означает улучшение иоблагораживание и человеческих обычаев и способов поведения, воспитаниечеловека. Это словоупотребление перенесено из земледелия, но относится не крастениям, а к людям. Под культурой следует понимать все то, что созданоцеленаправленным размышлением и специфичными для людей способами (методами)деятельности. Эти средства позволяют создать как материальные, так инематериальные, духовные ценности. В этом смысле к культуре принадлежит каждое,даже простейшее, созданное человеком орудие, примитивнейший инвентарь, любаямысль, идея, зародившаяся в уме человека. С помощью культуры люди удовлетворяютсвои потребности (материальные и духовные) и строят отношения между собой.[35]
Культура каксистема искусственных средств отличает человека от животных. Понятие «культура»многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. И самое первоеопределение термину (по мнению американских антропологов) дал английскийэтнограф Эдуард Тэйлор (1832—1917). «Культура – комплекс, включающий знания,верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности инавыки, усвоенные человеком как членом общества». [5] Вплотную этим вопросомзанимались Альфред Кребер и Клайд Клакхон, которые написали книгу «Culture: Acritical Review of concepts and Definitions» в 1952 году. (На русском языке онавышла в 1992 году под названием «Культура: Критический анализ концепций идефиниций»). Ученые в своей работе собрали 164 определения культуры и свышесотни ее описаний. Они систематизировали определения по «упору» или «акценту»(на преемственность, на генезис и так далее). Вот некоторые из определений:«Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, то естьповедения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в егозародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиватьсякаждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антропологР.Бенедикт).
«Культура — это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Онасостоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К.Янг). «В самомшироком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано илисмодифицированно сознательной или бессознательной деятельностью двух или болееиндивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение другдруга» (социолог П.Сорокин).
«Культура –прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальныесвязи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Беккет). [23]
Мэтрыотечественной философии, психологии, педагогики, культурологии (М.М. Бахтин,Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачёв, А.Ф. Лосев, Ю.М.Лотман, К.Д. Ушинский и др.) придавали решающее значение культуре как условиюразвития человека. Они утверждали, что человек становится частью человечества,постигая культуру и творя её. При этом они подчеркивали психологическийконтекст данного постижения, так как духовная культура объединяет явления,которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психическойдеятельностью человека (язык, знания, уровень интеллектуального, нравственногои эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формыобщения людей). [7, 8,27, 28, 29]
Психологиявносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человекакак такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологическойкультуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое вчеловеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннегомира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление иреальное поведение людей. [29]
Вопросыразвития психологического здоровья и психологической культуры все чащеподнимаются в современной педагогической и психологической литературе. Внаучной среде сформировалось и активно используется понятие психологическогоздоровья. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитиесубъективной реальности в процессе жизни, где под нормой понимается не тосреднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте дляконкретного человека, а под субъективной реальностью понимается «душа»,«внутренний мир», «индивидуальный дух», «человеческое в человеке». Но вслед запонятием психологического здоровья, по аналогии с медициной, возникает понятиепсихологической гигиены, а также и более общее понятие психологическойкультуры. Под психологической культурой следует понимать не просто знаниепричин возникающих психологических проблем и последствий тех или иных действий.Психологическая культура – это в первую очередь способность и готовность решатьпроблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы нетормозить процесс личностного развития. [28]
Учёныевыделяют такое присущее человеку психологическое свойство как интеллигентность.Свойство интеллигентности, по словам Ю.М.Лотмана, является определённымкультурным достижением человечества и принадлежит человечеству в целом. Можнопредположить, что интеллигентность — это высшая форма проявления сущностипсихологической культуры человека. Личностными качествами интеллигентногочеловека являются человеческое отношение к миру и людям, привязанность к своемународу, к своей Родине, к своей культуре и уважение культуры других народов;развитое чувство справедливости, чести, совести, чувство независимости, вчастности, социально независимая позиция и способность отстаивать эту позицию. [29]В представлении А.Ф.Лосева, психологическое свойство интеллигентностипроявляется в тысяче и тысяче мелочей: в желании не обидеть человека, в уменииуважительно спорить, в умении незаметно помочь другому. [28] Д.С. Лихачёввысказывал даже мысль о том, что учебное заведение теряет право насуществование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентность.Воспитание психологической культуры личности невозможно без определённогоуровня психологической грамотности. [27] Важным содержательным аспектомпсихологической грамотности, справедливо замечает Е.А. Климов, являетсясобственно научная, пусть элементарная, но истинная — осведомлённость о фактахи закономерностях, характеризующих субъективный мир человека. [19]
Тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельноот психологической грамотности. Психологическая грамотность как совокупность элементарныхпсихологических знаний и умений представляет собой азы психологическойкультуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных идругих особенностей. Психологическая грамотность означает овладениепсихологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами ит. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфереобщения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическаяграмотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводуразнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точкизрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственногообщения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации,и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знакови их значений, способами деятельности, в частности способами психологическогопознания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнениинорм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций. Подграмотностью мы понимаем вслед за Е. А. Климовым,Б. С. Гершунским, Б. С. Ерасовым необходимую минимальнуюступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом. [19]
Общаяпсихологическая грамотность — это ступень в освоении культуры, доступнаякаждому нормально развивающемуся человеку. [18]
Но однихзнаний для развития психологической культуры недостаточно. Культура личностивсегда проявляется во взаимоотношениях людей. Можно сказать, что основупсихологической культуры личности составляют психологические знания, оплодотворённыеобщечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний вобществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести,ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства каксвоего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств,которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокомусопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутьюпсихологической (внутренней) культуры личности. Януш Корчак, великолепно зная ипонимая психологию ребёнка, писал: «Я часто думал о том, что значит «бытьдобрым»? Мне кажется, что добрый человек — это такой человек, который обладаетвоображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другойчувствует». [28]
Психологическаякультура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание квнутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям иинтересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, кокружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни кактаковой. [6] Таким образом, в науке 20 века некоторые ученые обратили вниманиена существование особого детского мира, обладающего собственной культурнойсистемой представлений о мире и о людях, социальных норм и правил, наследуемыхот поколения в поколение детей традиционных форм фольклорных текстов. ПоВиноградову Г. С. термин «детский фольклор» обнимает собою всю совокупностьразных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуарвзрослых.[9]
Детскаясубкультура (от лат. sub под и cultura возделывание, воспитание, развитие) вшироком значении все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; вболее узком смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельностии форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или инойконкретно-исторической социальной ситуации развития. [31] В общечеловеческойкультуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем онаобладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свойсобственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторыповедения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся взначительной степени независимо от взрослых. [32]
Возникновение детскойсубкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловленополовозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокуюдревность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость)члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности,тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все болееавтономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым иритуальным действиям взрослых к игре как особой непродуктивной формеактивности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведениемребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений. [44]
Это тот мир, которыйдетское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза, егосоставляют:
· детский фольклор(считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
· детский правовойкодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства иопекунское право в разновозрастных группах, право на использованиегрибного/ягодного места);
· детский юмор(потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
Творческая, пристрастнаяпереработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условиемавтономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детскойсубкультуры, таких, как различные жанры детского фольклора к ним. [9]
Поопределению М.В. Осориной, «детский фольклор — одна из форм коллективноготворчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устныхтекстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющихважное значение в регулировании их игровой к коммуникативной деятельности» [32].Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опытмногих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшемушкольнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а вподростковом возрасте приобретение психологической независимости от взрослых иотстаивание своей позиции. [9]
Содержание детскойсубкультуры может меняться в зависимости от возрастных характеристик детей. [31]
Анализаспектов детской культурной традиции показывает, что она имеет разнообразныефункции и удовлетворяет основные социально-психологические потребности детей,осваивающих правила межличностного общения. С точки зрения психолога, многиетрадиционные формы детского поведения являются своеобразным психологическимтренингом навыков общения ребенка. Постепенно усложняющиеся задачи самопознанияи саморегуляции, осознания правил и норм взаимоотношений между людьми исотрудничества с другими он усваивает, активно проживая их в играх и шалостях,в ситуациях испытания храбрости и дразнении. И всегда ребенок может найти опоруи выход из положения, обратившись к детской традиции и фольклору, которые вбуквальном смысле слова обслуживают все важнейшие сферы жизни ребенка:отношение к самому себе, общение со сверстниками и миром взрослых, с природой итаинственным миром сверхъестественного. [42]
1.2 Общество сверстников и его влияние на формированиепсихологической культуры детей
Межличностные отношениядетей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляютцелостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. [40] Межличностныеотношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудоминтерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) илишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальныхметодик для обнаружения. Вопрос о необходимости изучения этих отношенийнеоднократно поднимался различными исследователями, среди них: КоломинскийЯ.Л., Рояк А.А., Репина Т.А., Мухина В.С., Аркин Е.К., Усова А.П., АржановаА.И., Кульчицкая Е.И. По мнению ученых, ранний возраст обладает особойблагодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируетсянаглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизньобогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать попредставлению. [20, 21, 34]
Ж. Пиажеприписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не можетстроить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, чтообщество детей возникает только в подростковом возрасте). [34] В отличие отнего А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагогисчитают, что первое детское общество образуется в детском саду. Но вдошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском садумогут создаваться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развитияличности, поскольку ущемляет ее. [2, 41]
Межличностныеотношения (взаимоотношения) — это многообразная и относительно устойчиваясистема избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей междучленами контактной группы. Несмотря на то, что межличностные отношенияактуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, самареальность их существования значительно шире. Выражаясь образно, межличностныеотношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его часть предстаетв поведенческих аспектах личности, а другая, подводная часть, большая, чемнадводная, остается скрытой. [26]
Длямежличностного общения в современном социуме характерны различные ситуации.Каждому взрослому человеку знакомо состояние неловкости, замешательства,ощущение собственной неполноценности, когда не знаешь, как утешить человека вгоре, что ответить на пренебрежительное или вызывающее обращение, каким образомотстоять свою правоту, чем развеселить приунывшую кампанию. Все эти проблемыобщие и для взрослых, и для детей. [41] Дети различных возрастов должны уметьрешать их самостоятельно, поскольку взрослого может не оказаться рядом. Дляэтого требуется не только понимать, что происходит, но и владеть определённойтехникой общения. Спецификой этой техники может стать детский фольклор какспособ разрешения конфликтов. Наблюдения показывают, что дети часто применяютфольклор в различных спорных ситуациях. [9] Одна из важнейших черт детскойсубкультуры наличие собственного языка общения между детьми, отличающегосяособым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью. Д.Б.Элъконин при изучении устной и письменной речи учащихся обнаружил своеобразиене только лексических значений и грамматических форм, но и синтаксиса детскогоязыка, например, при несовпадении грамматического и психологическогоподлежащего [44]. В своих словотворческих опытах ребенок фиксирует резервныйпотенциал родного языка, возможности его развития, не ведая об этом, вот почемуК.И. Чуковский и Р. Якобсон называли детей гениальными лингвистами. Еще однаважная черта детской субкультуры табуирование личных имен в детских сообществахи наделение сверстников прозвищами и кличками. Эта сторона проявленияавтономизации детской группы, особенно характерная для подростковой и юношескойсреды, к сожалению, до сих пор не стала предметом внимания исследователей.Между тем именно прозвища представляют собой своеобразное проявление самогосодержания детской субкультуры и богатый материал для уяснения механизмовфункционирования детских сообществ в онто- и социогенезе. [20]
Разнообразиехарактеров, ситуаций, неясности отношений, в которых так трудно разобраться сходу, заставляют детей почувствовать важность правил не только для игры, но идля того, чтобы регулировать общение, особенно в затруднительных случаях. [44]В детском фольклоре исследователи обнаружили своеобразный детский правовойкодекс, регулирующий формы поведения в сложных и конфликтных ситуациях. Этонормы, закрепленные в традиционных словесных формулах, имеющих для детейконкретную силу. Дразнилки против ябед, жадин, плакс — мощное средство, спомощью которого утверждаются нормы коллективной жизни детей и пресекаетсянежелательное для группы поведение. Передача всего богатства содержания детскойсубкультуры происходит непосредственно «из уст в уста» в условиях неформальногообщения на игровых площадках, в летних лагерях, санаториях, больницах. Лишь кконцу периода детства, наряду с устными, появляются письменные текстыпесенники, девичьи альбомы, «гадалки», сборники анекдотов. Действенность этогосредства достаточно высока, поскольку является продуктом общения детей. [9]
В дошкольномвозрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общениестановится ее частью и условием. Игра дошкольников является многоплановым,многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений:сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.Первые два типа детских отношений в игре составляют ее внешний план, так какоткрыты для непосредственного наблюдения. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «играсоциальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е.возникает из условий жизни ребенка в обществе». [44]
К 3-м годам,моменту прихода ребенка в детский сад, только начинает развиваться ведущаядеятельность дошкольников — игра. Она еще очень примитивна по содержанию, также, как и первые социальные отношения, складывающиеся внутри нее. В болеестаршем возрасте полученный опыт систематизируется и конкретизируется, а, следовательно,усложняются и игры. Также обогащается словарный запас ребёнка и происходитсобственно знакомство с детским фольклором. [25] Теперь уже всё чаще можнонаблюдать, как дети поступают в спорных ситуациях и как решают их с помощьюфольклора. А инструментом мирного выхода из спорной ситуации стали различныесчиталки, стишки, дразнилки и т.д. Такой способ решения — освященная традициейдетская культурная норма. В четыре — пять лет ее перенимают достаточноповерхностно от старших детей. Через год-два ребенок начинает осознавать ееглубинный смысл и с пафосом утверждает, справедливость жребия, тщательно следяза соблюдением случайности выбора. Например, удлиняются тексты считалок, чтобыневозможно было заранее угадать, на кого попадет последнее слово. [25]
Такимобразом, рожденные, опосредованные игрой, межличностные отношения тем не менеемогут существовать и независимо от нее, как и от любой другой детскойдеятельности, в чем существенно отличаются от ролевых и деловых, всецело«утопленных» в игре. Вместе с тем они тесно переплетаются и, будучи оченьэмоциональными у дошкольников, нередко «врываются в игру». Особое значение дляразвития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеютотношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реальнопроявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основунравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективесверстников. [10]
Благодаряособой эмоциональной насыщенности межличностные отношения гораздо более других«привязаны» к самой личности ребенка и могут быть очень избирательными иустойчивыми. Тут особенно ценно, что это не навязанные взрослым «правиласправедливости», которые нарушаются, как только дети остаются одни, а нормаповедения, нерушимый закон, существующий в самом детском сообществе, помогающийнаходить мирный, «культурный» выход из затруднительных ситуаций, типичных длясоциальной жизни младших детей. Передаваемые от поколения к поколению детейфольклорные тексты считалок служат средством воплощения этого закона в жизнь. [7]
При всейочевидной важности отношений ребёнка со сверстниками существует явнаянедооценка роли последних в формировании личности ребёнка. [26] Отношения совзрослыми, в процессе общения с которыми дети усваивают важнейшийсоциально-психологический опыт, овладевают образцами поведения в коллективе, — необходимое условие становления и дальнейшего развития личности ребёнка. [1] Нов дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают заниматьдругие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении сосверстниками только оформляется, то в дошкольном она уже становится одной изглавных. [4] В 4-5 лет ребенок уже достаточно точно знает, что ему нужны другиедети, и явно предпочитает общество сверстников. Дети проявляют активноестремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результатекоторого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылкидля воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение сосверстниками становится важным фактором полноценного формирования личностистаршего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать своидействия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все этоспособствует накоплению морального опыта. [25, 26]
Каждыйребенок занимает в группе сверстников определенное положение, котороевыражается в том, как к нему относятся сверстники.[11] Степень популярности,которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственногоразвития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другимидетьми, внешности и т.д. Тем самым были выявлены симптомы детскогонеблагополучия в коллективе. Данные, полученные в результате изучения работразличных авторов, свидетельствуют о том, что на первых этапах исследованиядетской группы основными симптомами детского неблагополучия являются малаяобщительность ребенка или, наоборот, открыто конфликтующее со сверстникамиповедение. Малая общительность — объективно существующее явление. У таких детейрезко снижены основные характеристики общения по сравнению с остальными членамигруппы. Малая общительность в большинстве рассматриваемых различными авторами случаевсвидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чемговорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровыхобъединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми. Симптоммалообщительности, проявляемый внешне одинаково, — сложное явление. [3, 22]
Малообщительныедети занимают разное положение в сфере оценочных и избирательных отношений вгруппе. Проведенное А.А. Рояк исследование позволило разделить малообщительныхдетей на три подгруппы: 1) первоначально стремятся к общению, позже отходят отнего из-за недостаточно доброжелательного отношения сверстников; 2)первоначально стремятся к общению, но позже отходят от него, несмотря надоброжелательное отношение сверстников; 3) с момента прихода в группу (имеетсяв виду средняя группа д/с — от 4 до 5 лет) взаимно со сверстниками не стремятсяк общению. [39] Кроме малообщительных детей, внимание исследователей привлеклитакже открыто конфликтующие со сверстниками дети. В их отношениях сосверстниками также имеются серьезные осложнения. Как и в случае смалообщительными детьми, у всех открыто конфликтующих со сверстниками детейотношения в группе оказались осложненными. [6, 10, 39]
Открытоконфликтующие со сверстниками дети были разделены на несколько групп: 1) дети,которые активно стремятся к контактам со сверстниками, но последние настойчивоне желают принимать их в игру; 2) дети, контакты которых с ровесниками,несмотря на обоюдное желание, нередко сопровождаются конфликтами.Неблагополучие детей внутри каждой из групп вызывается различнымипсихологическими причинами. [12]
Так, малаяобщительность может вызываться отсутствием у ребенка достаточно развитыхигровых умений и навыков: сниженной подвижностью, тормозящей реализациюадекватных способов сотрудничества: невозможностью реализовать индивидуальные,не связанные с игрой потребности: несформированностью потребности в совместнойигре (в этих случаях сам ребенок уходит от совместных игр.). [21]
Разными посодержанию причинами вызывается и неблагополучие детей, открыто конфликтующихсо сверстниками: недостаточное владение игровыми навыками, сочетаемое сотсутствием развитых способов положительного общения; неправильнаясформированность потребности в совместной игре, преобладание эгоистических,авторитарных тенденций. [15, 22]
Такимобразом, становится очевидной необходимость исследовать личность ребенка вгруппе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастномэтапе развития, в опосредованных деятельностью межличностных отношениях детей.Очевидной становится необходимость изучения этих отношений. Именно через этуплоскость отношений ребенок наиболее тесно соприкасается с миром переживаний,ибо без эмоционального «тепла» межличностных отношений, без чьей-либопривязанности в группе он не может быть эмоционально удовлетворен. [31]
Изучениедетской субкультуры — игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета испособов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях – дает возможностьнаиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс. [9]
1.3 Психологическая культура родителей – фактор формированияпсихологической культуры детей
Мир детства – особый мир.И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, ночасто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно длявзрослых. [24]
Научиться пониматьсостояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не попринуждению («это он должен знать в своем возрасте»), а в процессе радостногосотрудничества со взрослым, — большое родительское искусство. [43]
Особаяроль в развитии ребенка, его эмоциональной и личностной сферы, традиционноотводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и наболее поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком,родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношенияс окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективнойорганизации его поведения, стабилизации аффективных процессов. [13] Благодарясвоим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условиядля эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей,которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливаютчувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержкудругим людям.Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка сблизкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех егопсихических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональнойсферы, воображения и пр. [13, 14,16, 17]
Д.Б.Эльконин пишет: «В процессе совместной деятельности взрослые постепеннопередают общественно выработанные способы потребления предметов. В совместнойдеятельности взрослые организуют деятельность ребенка, а затем осуществляютфункции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий...». [44] Впроцессе близких взаимоотношений со своими родными у ребенка с первых днейжизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных,перенимает их нормы поведения. Поэтому родители играю ответственную роль вжизни ребенка. [1]
Общение со взрослым имеетисключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важнымоно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основыличности и деятельности растущего человека. [37]
Дошкольный возраст является предметом пристального вниманияученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, какмомент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитиепсихических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваиваетширокий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детстваразвивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархиимотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным являетсявлияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системывнутрисемейных, а также детско-родительских отношений. [34]
Первые экспериментальные исследования в областидетско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник,выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый ростисследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологииопубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений. [3]
В отечественной психологии статистика более скромная, поэтомуиспытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Каксправедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многиедругие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и насегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностикидетско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей. [16]
Интерес многихсовременных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослогодля детского развития, ведь именно семья является источником и опосредующимзвеном передачи ребенку социально – исторического опыта и эмоциональных иделовых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, семья всегда была, есть ибудет важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка. [4, 8]
В старшем дошкольномвозрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со сторонывзрослого. Ребенку уже недостаточно просто внимания и совместных игр. Ему нужносерьезное, уважительное отношение к нему, к его вопросам, интересам идействиям. В возрасте 5-7 лет потребность в уважении, в признании взрослымстановится основной потребностью малыша. В поведении детей это выражается втом, что они начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает ихдействия, ругает, часто делает замечания. Им важно, чтобы родители не толькозаметили, но и обязательно похвалили их действия. [43]
Родитель является дляребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, не толькопартнером по игре, но конкретной личностью с определенными качествами (своимположением в обществе, возрастом, профессией и т.д.). Все эти качества оченьважны для старшего дошкольника. [24]
Дошкольный возраст, как отмечает А.А. Крылов, являетсяначальным этапом становления субъекта познавательной и практическойдеятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрениягенеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. К концудошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственногоотношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоениянравственных оценок, правил и норм поведения. Таким образом, в общении совзрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме,постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процессих формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения.Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе идругим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у неголичностных свойств. [1] Семейная среда — это сочетание личностных особенностейродителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Существенноевлияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни,преобладающий в семье [37]. В исследованиях Коломинского Я. Л., внутрисемейныеотношения рассматриваются как межличностные отношения в процессе общения.Именно в процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает образ жизни семьидля последующего его воспроизводства, а также общение является одним изсоциально-психологических механизмов становления личности. Содержание иэмоционально-нравственное наполнение таких отношений в каждой семье уникальны,так как зависят от индивидуальных особенностей и уровня психологическойкультуры каждого члена семьи. Живой пример родителей – это специфическая формапередачи социального и нравственного опыта старших поколений младшему. Однаковоздействие родительских образцов имеет не механический характер, а постепенноусваивается и перерабатывается ребенком. Именно поэтому дети не могут абсолютноточно копировать родителей и быть их зеркальным отражением. [21]
Очень важнопонять, как ребенок и как взрослый представляют себя в системедетско-родительских отношений. В лице взрослого ребенок находит не столько носителянекоторого личного опыта, сколько выразителя общечеловеческого начала полномочногопредставителя культуры. Взрослый является посредником между ребенком икультурой и передает ему для освоения то практическое богатство, котороечеловечество выработало в процессе своей истории. Существующие в обществесоциальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представленийо том, каким должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, сын идочь по отношению к престарелым родителям. [30].
Смирнова Е.О., Быкова М. В. отмечают девять вариантов родительского поведения: строгий,объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий,потакающий, ситуативный, зависимый и придерживаются мнения о том, что вреальной жизни многообразие ситуаций, в которых оказываются родители и дети,исключает возможность реализации одного стиля и предполагает осуществлениеразличных вариантов родительского поведения [18, 36].
В современнойпсихологии стили семейного воспитания условно делят на три основные группы:попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. [5] Первый изних проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность иотчужденность членов семейного союза друг от друга, полное безразличие к делами чувствам другого. Два других – авторитарный и демократический – образуютсвоеобразную шкалу. На одном полюсе шкалы царит жесткая авторитарность:безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость,агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а надругом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь,развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всехучастников семейного процесса [17, 19, 20].
Фурманов И.А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. к неблагоприятным стилям семейноговоспитания относят потворствующую гиперпротекцию, доминирующую гиперпротекцию,эмоциональное отвержение, повышенную моральную ответственность, гиперпротекцию,а также тип «родителя – начальника» и «родителя – товарища». Авторы отмечают,что ни одна из этих ролей не позволяет родителям создать в семье атмосферудоверия [16].
Захаров А. И.выделяет такие значимые стороны поведения родителей как гиперопека,непоследовательность и протеворечивость воспитания, характеризующиеся разрывоммежду требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностьпедагогических действий, дезориентирующих ребенка, а также негибкость родителейв отношениях с детьми, аффективность, тревожность и авторитарность семейноговоспитания [42].
Анализсовременного общества и современной семьи показывает, что родители зачастую неспособны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка,что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты,допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказатьсяневосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении ребенка, втрудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклоненияхпсихического и личностного развития. [30]
Многиесоциальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями снизким уровнем психологической и педагогической культуры, которая проявляется вбезответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильноймотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания,неготовности и нежеланием менять сложившиеся стереотипы воспитания. [30, 32]
Современныйритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятостьродителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культурысущественно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется вобъединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновениисовместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения другк другу, что часто приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки,неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайнихслучаях выражается в педагогической запущенности и задержках психическогоразвития. [30]
Однако внастоящее время отсутствует единая система формирования психологическойкультуры родителей. Нет четкого представления о феноменологии психологическойкультуры родителей, формах и методах ее формирования в современных условиях. [1]
Дляхарактеристики психологической культуры родителей были выделены два следующихпараметра:
1) способы иприемы общения родителей с детьми в ходе воспитательного воздействия: методысловесного воздействия (побуждение, убеждение, увещевание, принуждение), методыконтроля, наглядного показа, поощрения, наказания.
2) стильвзаимодействия с ребенком, который синтезирует в себе весь характеркомпетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей и даетинтегральную характеристику определенному уровню психологической культурыродителей. [8]
Критериемвысокого уровня психологической культуры семьи являются внутрисемейныеотношения, в первую очередь по отношению родителей к ребенку. Было установлено,что для родителей с низким уровнем характерны следующие особенности. Вотношении к ребенку такие родители воспринимают его незадачливым, непутевым,плохим; испытывают досаду, злость, раздражение по отношению к нему. Такиеродители не в состоянии встать на место ребенка, видеть мир его глазами. Онипрактически не имеют знаний о законах психического и личностного развитияребенка и часто не желают перестраивать систему отношений с ребенком с цельюпреодоления негативных проявлений в возрастных кризисах. Такие родители слаборазбираются в сильных и слабых сторонах своего ребенка, а иногда ихпредставления крайне неадекватны действительности, поэтому их требования кребенку расходятся с его реальными возможностями. Нередко они не имеютпредставлений о способах и методах организации деятельности ребенка,предоставляя ему развиваться самому по себе. Контактируя с ребенком, родители снизким уровнем психологической культуры редко хвалят его, чаще негативнооценивают его деятельность, проявляет неадекватную реакцию на успех ребенка,либо полное безразличие. Очень часто такие родители, взаимодействуя с ребенком,показывают свое неприятие его индивидуальных особенностей, сочетая с жесткимиформами наказания, авторитаризмом, либо могут подчеркнуто игнорировать ребенка,порождая у него чувство ненужности, агрессии.
Родители сосредним уровнем психологической культуры постоянно ощущают тревогу за ребенка,стараются оградить его от трудностей и неприятностей жизни, ребенок все времякажется им слабым и беззащитным. Для таких родителей характерно стремление кпостоянному самоконтролю, они довольно ответственны, часто внутренне напряжены,им свойственно преобладание утомляемости и озабоченности. Знаниязакономерностей психического развития, возрастных кризисов у них довольноразмыты. Родители имеют не всегда объективные представления о сильных и слабыхсторонах личности своего ребенка или видят только сильные, либо слабые стороныего личности, испытывают трудности в прогнозировании дальнейшего развитияличности ребенка, не знают каким образом можно организовать деятельностьребенка для его полноценного развития. Родители этой категории либонедооценивают, либо переоценивают реальные возможности ребенка. Одни из нихспокойны, другие безразличны, третьи проявляют излишнее волнение и тревогу зауспех или неуспех ребенка. Взаимодействуя с ребенком, могут следоватьлиберальному стилю, предоставляя ребенку свободу выбора, слабо контролируя егодеятельность, или, наоборот, стремятся удержать, привязать к себе ребенка,лишить его самостоятельности.
Родителям свысоким уровнем психологической культуры ребенок нравиться таким, какой онесть, они не стремятся активно «переделать» его, уважают его индивидуальность,стараются как можно больше времени проводить с ребенком, заинтересованы в егоделах и планах, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способностиребенка, хорошо осведомлены о них. Родители доверяют ребенку, поощряют егосамостоятельность. Они уверены в себе, хорошо рефлексируют свои собственныемотивы, планомерно реализуют свои намерения, у них развито чувство внутреннегодолга, активность и самостоятельность. Родители этой категории хорошопрогнозируют дальнейшее развитие всех сторон личности ребенка в соответствии сего реальными возможностями и способностями. Взаимодействуя с ребенком, такиеродители часто используют позитивную оценку, похвалу, одобрение деятельностиребенка, последовательны в требованиях к нему. [30]
Перечисленныевыше критерии являются элементами психологической культуры родителей, ониформируются в виде запретов, советов и указаний. У каждого человека есть своесобственное представление о развитии и воспитании ребенка, а также реализуетсята или иная психологическая концепция. Анализ процессов, происходящих всовременной семье, свидетельствует о доминировании той или иной концепции вотношении ребенка. [14]
Такимобразом, характер семьи изначально содержит в себе противоречивостьродительских ориентаций по отношению к ребенку в семье. Различие этихориентаций обнаруживается в характере и содержании стиля воспитания ребенка,который является одним из наиболее значимых показателей психологическойкультуры родителей. [16]
Основныеэлементы психологической культуры родителей могут по-разному детерминироватьэмоциональное благополучие ребенка, а также его представления о многообразиитех психологических приемов, которые в дальнейшем помогут ему справиться сразличными неблагоприятными факторами окружающей микросреды. Таким образом,взрослые, своим собственным примером, должны научить ребенка бытьпсихологически культурным и иметь определенный уровень психологических знаний ипсихологической деятельности. [29]
Непосредственноевлияние на развитие личности ребенка оказывает стиль его взаимоотношений сродителями и эмоциональный тон семейных взаимоотношений. Общение родителей идетей представляет собой процесс постоянного взаимодействия. Совокупностьпсихологических знаний ребенка образуют его психологическую предобразованнсть.Такого рода житейские знания позволяют в дальнейшем детям выстраивать своюсобственную линию поведения и взаимоотношений со сверстниками. [43]
Исследованияотечественных психологов Алексеевой Л. С., Буевой Л. П., Жизневского Б. П.,Коломинского Я. Л., Панько Е. А., Фурманова И. А. в области взаимоотношенийдетей дошкольного возраста и родителей показало, что подавляющее большинстводетей, у которых в семье отношения строятся на основе сотрудничества, проявляютготовность к сотрудничеству и в коллективе своих сверстников [1, 20, 21].Психологическая среда в такой семье оказывается более человечной иположительно-эмоциональной.
Семья, гдеродители использует неадекватные элементы воспитания спонтанного уровня,например, эмоциональные, физические или словесные воздействия на ребенка,становится для ребенка травмирующим фактором. [24]
Таким образом, психологическаякультура родителей представляет собой такое личностное образование, котороевыражается в их ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание иразвитие ребенка, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своегоповедения, в творческом владении психолого-педагогическими технологиями,знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком. [30] О важномусловии полноценного воспитания хорошо сказала в свое время Н.К. Крупская:«Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественныеинтересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошеевлияние на ребенка». [5]
Итак, в первые семь летжизни последовательно возникают главные виды потребности ребенка в общенииребенка с другими людьми: потребность во внимании, в сотрудничестве, уважении,сопереживании и взаимопонимании. От того, как и насколько полно родителиудовлетворяют эти потребности, зависят не только их отношения с ребенком, но иуспешность развития самого ребенка, т.е. своевременное формирование егоспособностей и личностных качеств. [31]
Выводы
В ходе даннойработы производилось исследование детской психологической субкультуры. Изучениедетской субкультуры — игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета испособов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях – дает возможностьнаиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс, а такжеимеет большое значение для развития сознания и личности ребенка, детскогосообщества, группы сверстников.
Детскаясубкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективноготворчества детей в свободном общении, играх познавательной деятельности в неформальныхгруппах. При этом одна из важнейших функций детской субкультуры состоит врегуляции взаимоотношений между членами детского игрового сообщества иотношений с окружающим миром природы и миром взрослых. [30] Она передается отребенка к ребенку в непосредственном общении и характеризуется следующимиособенностями:
1. Она являетсячастью или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат дети, новсегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность.
2. Детскаясубкультура отличается консерватизмом, обладает своеобразными «Цензурнымифильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои. При этом она гибко реагируетна события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее втрадиционно-детские культурные структуры. [21]
Общая психологическаякультура личности – это составная часть базовой культуры личности, позволяющаяему эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, способствующаяуспешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью. [7, 28]
Задачавзрослых в семье, школе, обществе — помочь ребёнку овладеть средствамипонимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистическоговзаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных,экономических и экологических реальностей окружающего мира. Психологическаянеграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культурыотношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создаютусловия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска»- риска не стать человеком. [6, 17, 32]
Дети должныбыть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески,как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическоеобразование представляется необходимым и естественным для нормального развитиясовременного подрастающего человека. [30] Психологическая культура не толькопроявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этоговзаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимнымуважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулированиесознанием, чувствами, отношениями людей. Овладение культурой начинается смомента рождения человека. Помните, у А.М. Горького в рассказе «Рождениечеловека» есть пронзительные строки: «Новый житель земли русской, человекнеизвестной судьбы, лёжа на руках у меня, солидно сопел». И эта судьба взначительной степени определяется той культурной средой, которая с моментарождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это научениепроисходит в контексте культуры и образования. [21]
Литература
1. Алексеева Л. С.,Бурмистрова Е. В., Чупракова Н. Н., Косолапова Л. А. Формы и методы работы сдетьми и родителями центров социальной помощи семье. – М.: НИИ семьи ивоспитания, 2000. – 190с.
2. Аркин Е. А.Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. – М.: Государственноеиздательство, 1935. – 130с.
3. Бодалёв А.А. Овзаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1994.- №1.- с.122-127.
4. Божович Л.И.Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
5. Большойпсихологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб.: М,2003.
6. Выготский Л.С.Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4.
7. Выготский Л.С.Собр. соч.: в 6 т. — М, 1984. — т. 4.
8. Гозман Л.Я.,Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы иперспективы // Психологический журнал.- 1991.- №4.- с.84-92.
9. Детскийпоэтический фольклор: Мир детства и традиций, 1996.
10. Деятельность ивзаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.
11. Донцов А. И.,Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психол.жури. 1980. Т. 1. № 6. С. 119—133.
12. Донченко Е. А.,Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1987.
13. Думитрашку Т.А.Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросыпсихологии.- 1991. -№1.- с.135-142.
14. Думитрашку Т.А.Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии.- 1996.-№2.- с.104-113.
15. Егорова М.С. идр. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: — СПб.:Алтейя, 2001
16. Захарова Е.И.Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительскоговзаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с.9-17.
17. Зиновьева М.В.Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детейдошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2000.- №3.-с.35.
18. Зинченко В.П.Психологические основы педагогики. — М., 2003.
19. Климов Е.А.Введение в психологию труда. — М, 1998.
20. Коломинский Я.Л., Жизневский Б. П. Становление социально-психологической структуры совместнойдеятельности в онтогенезе // Совместная деятельность: Методология, теория,практика. М., 1988.
21. Коломинский Я.Л.Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. – Мн.: Нар.Асвета, 1984
22. Конфликты вшкольном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.
23. Кравченко А.И.Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект,2001.
24. Кулакова Е.Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч.- 1999.- №5.-с.11-13.
25. Лисина М.И.Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.
26. Лисина М.И.Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989
27. Лихачев Д.С.Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб., 2006.
28. Лосев А.Ф.Дерзание духа. — М., 1989.
29. Лотман Ю.М.Воспитание души. — СПб., 2001.
30. Матуля Г.Я.Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культурымолодой семьи.- Минск:,1990.
31. Особенностипсихического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина,А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988
32. Осорина, М. В.Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Речь, 2004.
33. Петровская Л. А.О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С.126—143.
34. Пиаже Ж. Речь имышление ребенка. М.; Л., 1932.
35. Полищук В.И.Культурология: Учебное пособие.- М.: Гардарика, 1998.
36. Преподаваниепсихологии в школе. Учебно-методическое пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. — М; Воронеж; НПО МОДЭК, 2007.
37. СатирВ. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.- М., 2000.
38.Соколов Э.В. Культурология. — М.:Интерпракс, 1994
39. Рояк А. А.Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личностиребенка. М., 1988.
40. Флэйк – ХобсонК., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.:, 1998.
41. Челпанов Г.И.Психология. Философия. Образование. — М.; Воронеж; НПОМОДЭК, 1999.
42. Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.
43. ЭйдемиллерЭ. Г., Юстицкий В. В. Психологияи психотерапия семьи. СПб., 1999.
44.Эльконин Д. Б. Психология игры.М., 1978.