Реферат по предмету "Психология"


Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)

Факультетпсихологии
Кафедра общей иэкспериментальной психологии
Курсовая работа
На тему:«Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностныекачества)»
Москва 2010

Оглавление
Введение
Глава1 Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении
Глава2 Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности
Глава3 Формирование личностных качеств в бихевиоризме
Глава4 Происхождение личностных качеств с позиции теории личностных конструктов Дж.Келли
Глава5 Личностные качества в гуманистическом направлении психологии
Глава6 Происхождение личностных качеств с позиции феноменологического подхода КарлаРоджерса
Заключение
Списоклитературы

Введение
В настоящее время психология не может однозначно ответитьна вопрос: что представляет собой личность? Несмотря на то, что понятиеличности является основополагающим для множества известных направленийпсихологии, единого понимания его не разработано до настоящего времени. Темойкурсовой работы выбрано «Формирование личностных качеств (откуда и какпоявляются у человека личностные качества)». Понимание того, как формируются иоткуда берутся личностные качества, позволит нам в некоторой степени понятьсаму природу личности. Данная проблема является актуальной для всей мировойпсихологии, и до тех пор, пока не существует единого мнения о том, что естьличность, и что ее определяет, психологическая наука будет разрозненной. Вданной курсовой работе мы не ставим задачу разработки единого подхода к пониманиюличности. Целью работы является анализ и обобщение наиболее известных изсуществующих подходов к вопросу происхождения личностных качеств, а такжемногосторонне раскрытие понятия личностных качеств, опираясь на различныетеории.
В повседневной жизни человек постоянно обращается к своейличности, взаимодействует с другими людьми через личность, сталкивается сразличными личностными проявлениями. Даже работа практического психолога, как илюбая коммуникация между людьми, в различной степени затрагивает личностисубъектов общения. При всем этом понятие личности и личностных качеств остаетсятуманным и неопределенным, что создает большое поле для научных исследований.Одним из главных вопросов мировой психологии является вопрос понимания иопределения личности. На данный момент по различным источникам существует болеесотни различных определений личности, при этом нельзя с полной уверенностьюсказать, что все они ошибочны. Именно поэтому имеет смысл проводить обобщенияразличных подходов для раскрытия понятия личности.

Глава 1. Взгляд на природу личностных качеств впсиходинамическом направлении
Ссылаясь на книгу «Теории личности» Хьелла и Зиглера, врамках психодинамического направления мы будем рассматривать теории ЗигмундаФрейда, Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга. Основателем данного направленияявляется З. Фрейд. Для раскрытия происхождения личностных качеств обратимся кструктуре личности, предложенной Фрейдом, в которой выделяется три компоненталичности: я, сверх-я и оно (ego,super ego, id). «Оно» включает в себяпримитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые являютсяполностью бессознательными. «Я» отвечает за принятие решений. «Сверх-Я»представляет собой систему ценностей и моральных норм. Анализируя развитиеличности в данной системе взглядов, можно сделать вывод о том, что личностныекачества формируются у человека в возрасте до пяти лет. В этом возрастномпериоде личность человека проходит несколько стадий своего развития, послечего, по словам Фрейда, основа личности уже не поддается каким-либо изменениям.В психоанализе говорится о том, что характер стадии развития определяется тем,каким образом находит выход жизненная энергия «либидо». Т.е. на каждойпсихосексуальной стадии энергия «либидо» имеет свой способ выражения. В критическиемоменты жизненная энергия ищет выход, тем способом, который присущсоответствующей стадии развития, в результате чего у ребенка возникаеткакая-либо потребность. Характер потребности зависит от того, на какойпсихосексуальной стадии находится ребенок. В зависимости от того, какудовлетворяется данная потребность, и удовлетворяется ли она вообще, могутпроисходить различные изменения личности. Мы можем говорить о том, что именно вэти моменты формируются личностные качества.
Например, возьмем первую психосексуальную стадию –оральную. Зоной сосредоточения «либидо» на данной стадии является рот, вследствии чего у ребенка возникают потребности, связанные с этой зоной, т.е.сосание, кусание, жевание и т.п. Если данные потребности будут удовлетворяться недостаточно,то это, согласно теории Фрейда, приведет к фиксации на оральной стадии, чтобудет выражаться в дальнейшем в поведении человека, которое будет определятьсяличностными качествами. Если же, данные потребности будут удовлетворятьсячрезмерно, то в таком случае, тоже возникнет фиксация на оральной стадии, нодругого рода, что также вызовет формирование определенных качеств личности, иопределенного поведения.
В процессе прохождения всех стадий развития, к пяти годаму ребенка уже будет сформированная система личностных качеств, которые вдальнейшем приобретут более детализированный характер.
Таким образом, можно сказать, что личностные качествачеловека формируются на базе удовлетворения или неудовлетворения инстинктов,возникающих на различных стадиях психосексуального развития, и определяютсяхарактером выхода жизненной энергии «либидо».
Проводя сравнение концепции стадий психосексуальногоразвития с теорией В.Д. Шадрикова, можно указать на определенное сходство,которое заключается в том, что согласно В.Д. Шадрикову, удовлетворение или неудовлетворение потребностей ребенка взывает положительные или отрицательныеэмоции. Согласно принципу единства потребностей, знаний и переживаний, учеловека закрепляются те или иные мотивации, в результате удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Закрепленные мотивации определяют в дальнейшемличностные качества человека.
Далее обратимся к индивидуальной психологии АльфредаАдлера. Основным положением данной теории является суждение о том, что человекпредставляет собой единый, самосогласующийся организм. Адлер говорит о том, чтони одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, атолько в соотношении с личностью в целом. Основным механизмом, определяющимразвитие тех или иных личностных качеств, является субъективное чувствонеполноценности. Адлер считал, что при рождении у всех людей органы теларазвиты не в одинаковой степени, и в последствии страдает именно тот орган,который изначально был слабее, чем остальные. Именно это приводит квозникновению чувства неполноценности. Согласно Адлеру, все поведение человекав дальнейшем направлено на преодоление этого чувства неполноценности, посколькуеще одним принципом концепции Адлера является стремление личности ксовершенству. Здесь можно провести аналогию с теорией способностей В.Д.Шадрикова. Согласно данной теории, с рождения все люди обладают одинаковымнабором способностей, но развитыми в различной степени, можно предположить, чтоте способности, которые развиты у ребенка в меньшей степени, послужатформированию чувства неполноценности. В попытках преодоления чувствасобственной неполноценности, у человека формируются личностные качества,которые в дальнейшем отражаются в стиле жизни. Как и Фрейд, Адлер считал, чтоспособы преодоления чувства неполноценности закрепляются у ребенка в возрастедо пяти лет.
Стиль жизни по Адлеру включает в себя уникальноесоединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности,определяют неповторимую картину существования индивидуума. То есть, стиль жизниявляется выражением способов преодоления чувства неполноценности или выражениемего личностных качеств. В дальнейшем Адлер сформулировал несколько личностныхтипов, которые являются обобщением личностных качеств человека.
Таким образом, мы можем говорить о том, что личностныекачества, согласно теории А. Адлера происходят из закрепленных способовпреодоления чувства неполноценности. Также стоит сказать о том, что, по мнениюАдлера, то, какие способы преодоления чувства неполноценности закрепляются,зависит еще и от степени опеки со стороны родителей.
Следующим подходом, который мы рассмотрим, являетсяаналитическая психология К.Г. Юнга. В отличие от теорий, рассмотренных ранее, ваналитической психологии считается, что личность развивается в течение всейжизни человека. Личностные качества в теории Юнга определяются многимихарактеристиками, в частности, эго – направленностью и ведущимипсихологическими функциями. Также на личностные качества, в данной концепции,оказывают влияние бессознательные образы, архетипы, конфликты и воспоминаниячеловека. В процессе своего развития личность накапливает опыт, на основекоторого формируется эго-направленность, и некоторые психологические функциивыходят на передний план. Сочетанием эго-направленности и ведущихпсихологических функций, которых по Юнгу четыре: мышление, ощущение, чувство иинтуиция, определяются личностные качества, проявляющиеся у человека, примерыкоторых Юнг описывает в своей работе «Психологические типы». Таким образом, можноговорить, что в подходе Юнга личностные качества человека определяются какнакопленным опытом, так и содержанием бессознательного.
Подводя итог анализа происхождения личностных качеств впсиходинамическом направлении, можно сформулировать некоторые общие положения.Источником энергии, которая необходима для формирования личностных качествявляется содержание бессознательного. В зависимости от того, каким образом этаэнергия реализуется, формируются те, или иные личностные качества. Немалоевлияние на формирование личностных качеств оказывают родители, удовлетворяющиепотребности ребенка в раннем детстве, а также социум в последствии.
Глава 2. Личностные качества в диспозициональном направлениипсихологии личности
Диспозициональная теория личности была предложенаГордоном Олпортом. Проводя синтез определений личности, существовавших на тотмомент, Олпорт приходит к выводу о том, что «человек – это объективнаяреальность», и то, что лежит за конкретными поступками внутри самогоиндивидуума, есть личность. Согласно Олпорту, личность представляет собойдинамическую организацию психофизических систем внутри индивидуума, которыеопределяют характерные для него поведение и мышление. С точки зрения данногоподхода, не существует двух совершенно одинаковых людей, то есть, каждыйчеловек представляет собой индивидуальность.
В своей концепции Олпорт разрабатывает понятиепсихологической черты. Он определяет личностную черту как предрасположенностьвести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Можно сказать, чтоличностная черта – «это психологические особенности, преобразующие множествостимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такоепонимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковыеответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения,интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.»[3, с.180]Я думаю, что мы можем поставить знак равенства между личностной чертой иличностным качеством в теории Олпорта..
Олпорт выделяет общие и индивидуальные личностные черты.Общие личностные черты присущи всем людям, но выражены в разной степени.Индивидуальные черты присущи только конкретному человеку. По словам Олпорта,для адекватного описания личности человека необходимо рассматривать как общие,так и индивидуальные личностные черты. В последствии Олпорт назвалиндивидуальные личностные черты индивидуальными диспозициями личности, так кактакой вариант терминологии не вызывал путаницы между понятиями. Индивидуальныедиспозиции, в свою очередь, разделялись Олпортом на кардинальные, центральные ивторичные, в зависимости от степени влияния на поведение человека. То есть отстепени обобщенности и выраженности. Стоит отметить, что Олпорт не считалличность совокупностью индивидуальных диспозиций, не сводил её к набору черт. Всеповедение человека и организация личности подвержено влиянию центрального,структурирующего и определяющего закона функционирования личности, которыйОлпорт называл проприум.
В развитии личности Олпорт выделяет семь стадий, которыенеобходимо рассмотреть для понимания происхождения личностных качеств.
На первой стадии происходит осознание личностью своихтелесных ощущений, то есть, по словам Олпорта, формируется телесное Я. Олпортсчитал, что телесное Я является опорой для самосознания человека в течение всейего жизни.
На второй стадии, по Олпорту, происходит формированиесамотождественности, которое может быть названо, как психическое Я. Этоформирование может длиться в течение всей жизни.
При дальнейшем развитии у человека формируется чувствосамоуважения. Данная стадия связана с формированием самостоятельности. Взависимости от того, как удовлетворяется потребность ребенка всамостоятельности, будут формироваться те или иные личностные черты.
Следующей стадией развития является расширение ребенкомграниц себя, что выражается в отнесении к своему Я предметов и объектовокружающей действительности.
Пятая стадия характеризуется формированием у ребенкаобраза себя. Этот образ формируется в зависимости от того, чего ожидает отребенка окружение. Ребенок начинает оценивать себя относительно других, приэтом формируя свои личностные диспозиции.
На следующей стадии у ребенка формируется рациональноеуправление собой. Возникает рефлексивное мышление, притом, что мнение окруженияостается для ребенка догматичным, не подверженным критике.
Завершающей стадией является личное стремление. Онохарактеризуется автономным поведением, полным осознанием и принятием себя.Формируется стремление к самосовершенствованию. Олпорт говорит о том, чтоличное стремление завершает свое формирование только в зрелости.
Данные стадии являются не только этапами развитияличности, но и ее формами, существующими единовременно. Происхождениеличностных черт может быть охарактеризовано через эти формы. То есть, мы можемговорить о том, что основой для формирования личностных качеств являютсятелесные ощущения человека. В дальнейшем эти ощущения дополняются ощущениямисамотождественности. После этого на формирование личностных качеств начинаетвлиять социальное окружение, от которого зависит удовлетворение стремленийребенка к самостоятельности. Социальное окружение также закладывает моральныенормы и принципы, с которыми ребенок начинает себя соотносить. Также оказываетвлияние на формирование личностных качеств то, как ребенок себя понимает, и то,как он рационально пытается себя вести.
Олпорт считает, что личность является динамичной системойи находится в постоянном развитии. То есть, другими словами, согласно Олпорту,личность формируется в течение всей жизни человека.
Стоит отметить, что Олпорт выделял еще одну формуфункционирования личности или проприума, которая заключается в познанииличностью самой себя. По его мнению, познание себя представляет собойсубъективную сторону Я, которая сознает объективное Я.
Таким образом, говоря о теории Г.Олпорта можно говорить отом, что личностные качества берут свое начало во врожденных характеристикахиндивида, и в дальнейшем формируются под воздействием социума и собственныхрефлексивных механизмов, а также механизмов рационализации.
Еще одной диспозициональной теорией личности являетсятеория черт личности Рэймонда Кеттелла. Согласно Кеттелу, личность – это то,что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Специфическаяответная реакция, по Кеттеллу, есть некоторая неопределенная функция отстимулирующей ситуации в конкретный момент времени и от структуры личности. Своютеорию Кеттелл строил для того, чтобы предсказать поведение человека вконкретной ситуации. Для верного предсказания необходимо учитывать не тольколичностные особенности человека, но также его настроение в данный моментвремени и социальные роли, требуемые конкретной ситуацией. Согласно Кеттелу,черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагироватьопределенным образом в разных ситуациях и в разное время. Здесь мы видимсходство в понимании черт личности Кеттелом и Олпортом. Черты личности в теорииКеттелла обладают устойчивостью и предсказуемостью.
Кеттелл разделял черты личности на поверхностные иисходные. Исходные черты представляют собой более глубокие и основополагающиеструктуры личности, в то время как поверхностные черты являются болееконкретным выражением исходных черт. В своих исследованиях Кеттелл изучалразличные личностные черты, и в итоге, после применения факторного анализа, емуудалось выделить шестнадцать исходных черт, больше известных как шестнадцатьличностных факторов.
В происхождении личностных черт Кеттелл выделял дваосновных момента. Ряд черт, называемых конституциональными, развиваются изфизиологических и биологических данных индивидуума, то есть формируются наоснове врожденных характеристик. Либо приобретенных физиологических нарушений.Остальные черты Кеттелл считал сформированными под влиянием окружающей среды,куда он относил как социальные, так и физические влияния. Такие черты отражаютхарактеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируютмодель, запечатленную в личности ее окружением.
«Исходные черты, в свою очередь, могут бытьклассифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются.Способности как черты определяют умения человека и его эффективность вдостижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности,зрительно-моторная координация – вот некоторые примеры способностей. Чертытемперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествамповедения. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональныеисходные черты, определяющие эмоциональность человека. Динамические чертыотражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие инаправляющие субъекта к конкретным целям.»[3, с.203]
Подобно тому, как Олпорт предлагает понятиеиндивидуальных личностных диспозиций, Кеттелл вводит понятие уникальныхличностных черт. «Общая черта – это такая черта, которая присутствует вразличной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например,самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив,уникальные черты – это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообщеу кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно частопроявляются в сферах интересов и установок.»[3, с.204]
Кеттел делает попытку определить сравнительный вкладнаследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью онпредлагает статистическую процедуру – многопрофильный абстрактный вариантныйанализ, позволяющий оценить не только наличие или отсутствие генетическоговлияния, но также и степень обусловленности черт генетическим влиянием иливоздействием окружающей среды. Эта процедура предполагает сбор данных оразличных проявлениях сходства между монозиготными близнецами, выросшими водной семье; между братьями и сестрами, выросшими в одной семье; монозиготнымиблизнецами, воспитанными в разных семьях и родными братьями и сестрами,выросшими врозь. Результаты применения данной техники, основанной наиспользовании личностных тестов для оценки той или иной черты личности,показывают то, что значение генетических и средовых влияний существенноменяется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65-70%вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влияниюгенетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты,как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше.В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личностиопределяется влияниями окружающей среды и одна треть – наследственностью.
Помимо влияния окружающей среды и наследственности,Кеттелл говорит о том, что влияет на формирование личностных качеств социальныегруппы, в которых происходит развитие личности. Как и Олпорт, Кеттелл полагает,что личность развивается в течение всей жизни человека. Кеттелл считал, чтопосредством черт личности можно описать не только сами личности, но и тесоциальные группы, членами которых они являются.
Таким образом, личностные качества в теории Кеттеллаформируются на основе конституциональных особенностей индивида, под влияниемокружающей среды и наследственных факторов в соотношении два к одному, и, взависимости от тех социальных групп, к которым причисляет себя человек, и вкоторых находится.
Теперь рассмотрим формирование личностных качеств вконцепции Ганса Айзенка. Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личностимогут быть расположены иерархически. Айзенк говорит о том, что все многообразиеличностных черт может быть подвергнуто обобщению. Более конкретные личностныекачества обобщаются в личностные черты, те, в свою очередь, могут быть обобщеныдо суперчерт, и наиболее общей структурой личностных качеств Айзенк называетличностный тип. Стоит отметить, что в концепции Айзенка личностные чертыпредставлены в виде некоего континуума, то есть для каждой личностной чертысуществует два полюса крайней выраженности, и, помимо этого, между этими двумяполюсами также существует степень некая степень выраженности личностной черты.Все личностные черты Айзенк сводит к трем суперчертам: экстраверсия, нейротизми психотизм.
В своих исследованиях Айзенк делает попытку «установитьнейрофизиологическую основу для для кадой из трех суперчерт или типов личности.Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как этопоказано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин«активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину отнижнего предела до верхнего. Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимыи, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – поэтой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. Инаоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны кпоступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации,которые могут их возбудить.»[3, с.209]
«Айзенк предполагает, что индивидуальные различия понейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. Вособенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказываетвлияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизмаобычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иныестимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаютсятакже более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновениястимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.
В порядке рабочей гипотезы Айзенк связывает основыпсихотизма с системой, продуцирующей химические вещества, вырабатываемыежелезами внутренней секреции, которые при попадании в кровь регулируют развитиеи сохранение мужских половых признаков.
Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведенияличности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. Вчастности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счеткомбинированного влияния черт личности и функционирования нервной системы.Например, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высокриск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивныерасстройства, а также фобии. И наоборот, человек с высоким уровнем экстраверсиии нейротизма подвержен риску психопатических расстройств. Однако Айзенк спешитдобавить, что психические расстройства не являются автоматически результатомгенетической предрасположенности.»[3, с.209] Айзенк считает, что генетическинаследуется склонность человека вести себя определенным образом в различныхситуациях.
Таким образом, Айзенк отмечает то, что личностныекачества происходят из наследственных факторов, и обусловлены в большой степенифизиологическими особенностями организма, но также он говорит о большой роливлияния окружающей среды на развитие личностных качеств. Здесь стоит отметитьсходство взглядов Айзенка и Кеттелла на факторы, обуславливающие происхождениеи развитие личностных качеств.
Глава 3. Формирование личностных качеств в бихевиоризме
В поведенческом направлении практически не используетсяпонятие личности. В большей степени бихевиористы обращаются к понятиюповедение. При рождении человек обладает определенным набором безусловныхрефлексов. На основе этих рефлексов в последствии происходит формированиеусловных рефлексов, в ходе научения.
Основным положением поведенческой психологии Скиннераявляется то, поведение человека является ответом на возникающие стимулы.Критика этого направления заключается в том, что одни и те же стимулы могутвызывать у одного и того же человека разные реакции, и также, различные стимулымогут вызывать одинаковые реакции. Несмотря на это, мы можем попытатьсярассмотреть личностные качества. Как, сформированные в процессе научения,способы реагирования, то есть, как условный рефлекс, или как совокупностьусловных рефлексов.
В таком случае мы можем говорить о том, что личностныекачества происходят из условных рефлексов, выработанных в ходе развитиячеловека. Здесь возникает сходство с диспозициональным направлением, котороеговорит о том, что личностные качества или черты – это наиболее сходные способыповедения человека в различных ситуациях.
Таким образом, для многостороннего описания происхожденияличностных черт стоит отметить то, что одним из факторов формирования можетявляться научение по механизму условных рефлексов.
Глава 4. Происхождение личностных качеств с позициитеории личностных конструктов Дж. Келли
Джордж «Келли придавал большое значение тому, как людисознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория личностных конструктовсосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическуюсферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной нааналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, чтоподобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочиегипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть иконтролировать события жизни. Здесь имеется в виду не то, что каждый человекбуквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы илисоциальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Келлипредполагает, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезыи следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те жепсихические процессы, что и ученый в ходе научного поиска. Таким образом, воснове теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наукаявляется выжимкой тех способов и процедур, с помощью которых каждый из насвыдвигает новые идеи о мире. Цель науки – предсказать, изменить и понятьсобытия, то есть основная цель ученого – уменьшить неопределенность.»[3, с.287]И все люди, с точки зрения Келли, имеют такие цели. Мы все заинтересованы впредвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.
Такой взгляд на личность человека приводит Келли к двумследствиям. Первое следствие заключается в том, что люди главным образомориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Келлиутверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своейприроде. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, онаредко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидетьи проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношениек действительности. Это делается с той целью, чтобы будущую реальность можнобыло лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое, пословам Келли.
Второе следствие заключается в том, что люди обладаютспособностью активно формировать представление о своем окружении, а не простопассивно реагировать на него. Келли описывает жизнь как постоянную борьбу зато, чтобы осмыслить реальный мир опыта. Именно это качество позволяет людямтворить их собственную судьбу. То есть, поведение человека не контролируетсянастоящими событиями, как например, считает Скиннер, или прошлыми, какпредлагает Фрейд, а скорее контролирует события в зависимости от поставленныхвопросов и найденных ответов.
Келли говорит о том, что ученые создают теоретическиеконструкты для объяснения и предсказания явлений действительности. Подобноэтому человек использует личностные конструкты для объяснения и предсказанияокружающего мира и себя самого.
Ключевым понятием теории Келли является личностныйконструкт. Под личностными конструктами Келли понимает понятийные системы, илимодели, которые человек создает и затем пытается приспособить к объективнойдействительности. Когда человек предполагает, что с помощью конкретногоконструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие всвоем окружении, он начинает проверять это предположение по событиям, которыееще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек,сохраняет его, чтобы использовать и дальше. Если же прогноз не подтверждается,то конструкт, на основании которого он был сделан, подвергнется пересмотру илидаже вообще может быть исключен. Келли описывает личностные конструкты какбиполярные и дихотомичные.
По мнению Келли, поведение человека полностью реактивно,то есть зависит от внешних и внутренних стимулов. Личность, как и личностныекачества, понимаются в теории личностных конструктов как бесполезныеабстракции. Что мы увидим, если рассмотреть конкретное личностное качество сточки зрения теории личностных конструктов? Если понимать личностное качествокак склонность вести себя определенным образом в различных ситуациях, топрименив к этому положению теорию личностных конструктов, мы получим следующее.Ситуация представляет собой некий стимул, внешний либо внутренний, которыйпобуждает человека к действию. А действие человека, в свою очередь будетзависеть от того, правильно ли человек сможет предсказать окружающуюдействительность. Для предсказания и определения окружающей обстановки человекиспользует личностный конструкт, после чего совершает действие. В том случае,если конструкт позволил человеку правильно предсказать окружающуюдействительность, личностный конструкт сохраняется, и в следующей ситуациичеловек снова будет его использовать, что возможно, будет выражаться в сходномспособе поведения человека. Это мы и будем расценивать как личностное качество.
Таким образом, в концепции Келли, личностное качествоявляется абстрактным понятием, которое описывает сходные способы поведениячеловека, в результате использования им одних и тех же личностных конструктов.

Глава 5. Личностные качества в гуманистическомнаправлении психологии
В качестве яркого представителя гуманистическогонаправления мы возьмем теорию Абрахама Маслоу. Одним из наиболеефундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу,является то, что каждого человека необходимо изучать как единое, уникальное,организованное целое. Организм и личность, по мнению Маслоу, не сводится кнабору дифференцированных характеристик, а представляет собой единое целое, тоесть функционирует как система, не сводимая к совокупности ее элементов.
Разрушительные силы, по мнению Маслоу, в людях являютсярезультатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а некаких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человекезаложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.
Можно найти некоторое сходство данных положений с идеямиВ.Д. Шадрикова, согласно которым от природы во всех людях от рождения заложены одинаковыеспособности, которые в дальнейшем зависят от того, будет человек их развиватьили нет. Личностные качества формируются на основе того, как удовлетворялись,либо не удовлетворялись потребности человека в процессе созревания личности,поскольку это вызывает положительные, либо отрицательные эмоции. В зависимостиот того, как удовлетворялись, или не удовлетворялись потребности, у человеказакрепляются те или иные мотивации, формировавшиеся на основе этихпотребностей.
А. Маслоу также отталкивается в своей теории от понятиямотивации. Он полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и этоделает их жизнь значительной и осмысленной.
Все потребности, по мнению Маслоу, являются врожденными,и упорядочены в иерархическую структуру. На нижних уровнях располагаютсяфизиологические потребности, или витальные. По мере возрастания у потребностейстепени духовности, они располагаются выше в иерархии.
Все поступки и действия человека подчинены даннойиерархии. Мотивация поведения человека основывается на том, какие изпотребностей являются неудовлетворенными. Стоит отметить, что, по мнениюМаслоу, потребности более высоких уровней не начинают удовлетворяться до техпор, пока не удовлетворены потребности более низких уровней. Но, в то же время,Маслоу допускал, что в особых случаях более духовные потребности могут начатьудовлетворяться, несмотря на неудовлетворенность потребностей уровней,расположенных в иерархической структуре ниже. Ключевым моментом в концепциииерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бываютудовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частичносовпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровняхпотребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяетсвои потребности примерно в следующей степени: 85% – физиологические, 70% –безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10%– самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникаютпостепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, ноодновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следуеттакже отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархиипотребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться,человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности небудут в достаточной мере удовлетворены.
Можно предположить, что личностные качества, согласноконцепции Маслоу, обусловлены особенностями самих потребностей человека, итакже особенностями способов удовлетворения этих потребностей. Также Маслоууделяет внимание степени осознания человеком своих потребностей и принятых вобществе нравственных норм, что оказывает влияние на формирование тех или иныхмотиваций.
В дополнение к своей теории иерархической структурыпотребностей, Маслоу формулирует два вида мотиваций человека: дефицитные мотивыи мотивы роста. Дефицитные мотивы направлены на изменение условий, всоответствии с возникающими потребностями и согласно их иерархии. Мотивы ростанаправлены на отдаленные цели, связанные со стремлением человека воплотить своивозможности в действительность. Основой для мотивов роста, по мнению Маслоу,являются метапотребности, это такие потребности, которые должны обогатить ирасширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего иразнообразного опыта. Маслоу предполагает, что метапотребности важны в равнойстепени и не располагаются иерархически, подобно дефицитным потребностям. Такжеон выдвигает гипотезу о том, что метапотребности имеют под собой инстинктивнуюи биологическую основу.
Таким образом, личностные качества, с позиции Маслоу,являются результатом того, как человек осознает свои потребности, какую отводитроль их удовлетворению и какой личностной значимостью их наделяет.
Глава 6. Происхождение личностных качеств с позициифеноменологического подхода Карла Роджерса
Для раскрытия вопроса происхождения личностных качеств вданном направлении, необходимо рассмотреть взгляд на личность в целом, спозиции К. Роджерса. Позиция Роджерса относительно природы человекасформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющимиэмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений он пришелк выводу, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована надвижение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьмазаслуживает доверия. Он считал, что человек является активным существом,ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а несозданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.
Основным моментом данной теории является положение о том,что все люди естественно развиваются к конструктивному осуществлениюсвойственных им врожденных возможностей.
Личность и поведение, по мнению Роджерса, являются вбольшей степени функцией уникального восприятия человеком окружения. Регуляцияповедения происходит под влиянием руководящего мотива в жизни, который Роджерсназывал самоактуализацией. Все остальные мотивы, возникающие у человека,являются только специфическим выражением господствующего мотива, лежащего воснове существования. Стремление человека к достижениям является способомвоплощения своих внутренних возможностей. Тенденция к самоактуализациипредставляет собой процесс осуществления человеком на протяжении всей жизнисвоих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясьдостичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками иволнениями.
По словам Роджерса, субъективное восприятие и переживаниячеловека являются основой для всех его действий. То есть, с позиции даннойтеории, мы можем рассмотреть личностные качества как способ реализациигосподствующего мотива, основывающийся на субъективном восприятии человекомокружающего мира и на переживаниях этого человека. Роджерс говорил, чтоповедение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретациисобытий, из чего следует вывод о том, что каждый человек уникален и обладаетуникальным внутренним миром, основанным на его переживаниях и субъективномопыте. В данном случае можно указать на сходство взглядов К. Роджерса и В.Д.Шадрикова на внутренний мир человека. По словам В.Д. Шадрикова, основу внутреннегомира формируют переживания человека и субъективный опыт удовлетворения своихпотребностей, и также выдвигается положение о том, что каждый человек уникалени интерпретирует окружающий мир посредством своего внутреннего мира.
Определяющим понятием в подходе К. Роджерса является Я –концепция, которая представляет собой часть поля восприятия человека,направленную на него самого и на собственные ценности. Другими словами, Я –концепция является представлением человека о себе, в том числе и относительноролей, присутствующих в человеческих отношениях. Одним из компонентов Я –концепции является Я – идеальное, то есть представление человека о том, какимон хотел бы быть в идеале. Я – концепция выполняет регулирующую функцию вповедении человека, поэтому мы не можем не сказать о ней, рассматривая вопроспроисхождения личностных качеств.
Таким образом, личностные качества, с позициифеноменологического подхода К. Роджерса, берут свое начало в уникальномвнутреннем мире человека, и являются способами реализации господствующегомотива, основанными на субъективном опыте и переживаниях человека, а также,зависящие от Я – концепции.

Заключение
Подводя итог анализу происхождения личностных качеств,можно сказать следующее. В большинстве подходов личностные качества понимаютсякак устойчивые способы поведения, свойственные человеку в различных ситуациях.Несмотря на то, что в большинстве подходов взгляды на происхождение личностныхкачеств различаются, можно выделить несколько общих положений. Истоком личностныхкачеств, по мнению большинства авторов, являются потребности, которые служатосновой для мотивов. Личностные качества происходят из закрепленных способовреализации данных мотивов.
Многие авторы отмечают большую роль условий окружающейсреды в формировании личностных качеств. Воспитание, внешние и внутренниеусловия оказывают влияние на развитие личностных качеств у человека. Квнутренним условиям можно отнести представление человека о себе, особенностиего потребностей, субъективное восприятие и переживания. К внешним условиямможно отнести влияние родителей, социальное окружение человека, роли, которыечеловек себе приписывает, а также принадлежность к той или иной социальнойгруппе.
В зависимости от того, как удовлетворяются потребностичеловека в процессе созревания его личности, формируются различные качестваличности. Если принимать во внимание уникальность внутреннего мира каждогочеловека, его субъективной картины мира, переживаний и жизненного опыта, томожно говорить о практически бесконечном разнообразии качеств личности.
В ходе данной работы мы проанализировали наиболееизвестные подходы к пониманию личности, рассмотрели различные взгляды напроисхождение личностных качеств. Данная теоретическая основа может бытьиспользована при проведении экспериментальных исследовании личностных качеств иих происхождения. Проблема изучения личностных качеств актуальна в психологииуже достаточно долгое время, и данной работой мы можем внести вклад в изучениеи понимание механизмов формирования качеств личности.

Список литературы
1.        Психологический словарь под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко и др.- М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.
2.        Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. — М.: КСП+, 1997 г.;
3.        Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб.: Питер Пресс, 1997.
4.        Шадриков В.Д. Метальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007.
5.        Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. – М.: Университетскаякнига, Логос, 2006.
6.        Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М.: Логос, 1999.
7.        Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: Прогресс – универс, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.