Реферат по предмету "Психология"


Учение о личности в психологии

РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Психология»
на тему: «Учениео личности в психологии»
Ростов-на-Дону, 2010г.
1. Проблема человека и личности в психологии
В отечественнойпсихологии последнего десятилетия складывается парадоксальная ситуация.Признанные успехи практической психологии определяются не только возросшейсоциальной востребованностью, но и конкретными результатами, сложившимися врусле естественнонаучной традиции. Но жизнь стала выдвигать новые задачи.Большую остроту приобрели проблемы психологической помощи людям в трудных ичрезвычайных ситуациях, психологического обеспечения деятельностигосударственных и коммерческих структур, политических партий, движений,избирательных кампаний и др. Практические психологи вплотную столкнулись среалиями сложнейших начал и механизмов субъективного сознания человека,поисками оптимальных жизненных стратегии, путейпреодоления повседневных трудностей и духовных кризисов. Но категории духа,души, сложных феноменов сознания были за пределами естественнонаучной традиции.Они существовали и оставались в философии, этике,богословии, других гуманитарных науках.
В последние годы вотечественной психологии осознается необходимость осмысления путей еедальнейшего развития. Главное направление поисков — более широкое, целостноепонимание феномена человека. Линия на гуманитаризацию отечественной психологии вырабатываласьусилиями многих авторов. Она активно воспринимается почти всем профессиональнымпсихологическим сообществом. Особая заслуга здесь принадлежит Б.С. Братусю. Он ввелтермин ≪гуманитарнаяпсихология≫, представил обоснование и опытразработки новых течений в этом русле. Гуманитарная ориентация особенно созвучнамышлениюпрактических психологов.
Предмет гуманитарнойпсихологии пока очерчивается в самых общих чертах. В методологическом плане онаориентируется на традиции гуманитарных наук, имеющих единицей анализа целостногочеловека. В широком плане ее предлагается рассматривать как постклассическийпериод развития психологической науки. Исследовательское поле гуманитарнойпсихологии существенно расширяется.
Естественнонаучнаяпсихология изучала психику как особый аппарат или инструмент отражения мира иориентировки в нем. Но человек — существо родовое, безмасштабное,самотрансцендирующее. В. франкл подчеркивал, что человек — это больше, чем психика:человек — это дух. В отечественной психологии неоднократно выдвигалась идеярасширения исследовательского поля психологии и включение в негопсихологических проблем человека, его сущности, его развития. В своих последнихработах С. Л. Рубинштейн писал о том, что за проблемой психического ≪закономерно,необходимо встает другая, как исходная и более фундаментальная — о месте несознания только как такового во взаимосвязях явлений материального мира, а оместе человека в мире, в жизни≫.
Гуманитарная психологиясобирает воедино философско-психологические, культурологические,конкретно-психологические и другие подходы к феномену человека и на первый планвыдвигает проблему его саморазвития, выявления его сущности и личности. Впсихологии XX в. эти проблемы поставил и обосновал К. Юнг. Он обратился кизучению духовного начала личности, по-новому осмыслил динамику ее душевной жизни.Проблема саморазвития человека, его сущности и личности становится центральнойв духовно-ориентированных концепциях личности.
П.Д. Успенский вчеловеке различает две основные подструктуры — сущность и личность. К сущностион относит врожденные духовные и наследственные природные свойства человека.Они устойчивы и не могут быть утрачены. Сущностные природные свойства определяютцентры простейших психических функций — интеллектуальных, эмоциональных,половых, двигательных, инстинктивных. Сущностные духовные свойства определяютразвитие сознания и высших эмоциональных и интеллектуальных функций.
К личности П.Д.Успенский относит свойства, которые человек приобретает и которые выражают егоотношение к другим людям и разным сторонам мира Они могут изменяться и дажеутрачиваться, но играют огромнейшую роль в его жизни. По П.Д Успенскому, вструктуре психики личность занимает второе место после сущности. Но личностьнеобходима человеку, как и его сущность, и они должны развиваться равномерно,не подавляя друг друга, сохраняя иерархию психического склада человека.
Условия современнойжизни, замечает П.Д. Успенский, благоприятствуют недоразвитию сущностичеловека. С другой стороны, сформировавшиеся личностные свойства, ожидания,притязания могут как способствовать, так и препятствовать ее развитию.
В отечественнойпсихологии к проблеме сущности человека привлечено внимание С.Л. Рубинштейна вего последних работах. Главной характеристикой человека является его отношение кдругому человеку: ≪… Первейшее из первыхусловий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку,людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину…Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношенийчеловека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии≫.Б.С. Братусь находит новые пути философско-психологического иконкретно-психологического осмысления человека, сближая эти подходы. Во-первых,автор обосновывает необходимость преодолеть подмену человека личностью, попыткувыведения из нее самой оснований человеческой жизни, некий персоноцентризм,успешно насаждаемый в психологии.
Отечественныепсихологи, сделавшие столь много для разведения понятий ≪индивид≫,≪личность≫,≪индивидуальность≫и др., прошли мимо принципиально важного вопроса о различении понятий ≪человек≫и ≪личность≫.Человек рассматривается как безмасштабное родовое существо, трансцендирующеесвои границы, не поддающееся конечным определениям. Аппарат психологии не можети не должен быть применен к нему в полной мере.
Другое дело — личность,с позиций психолога. Она может быть понята, полагает автор, как особыйпсихологический инструмент саморазвития человека. В психологии принятоподчеркивать, что запоминает или мыслит не память или мышление, а человек.Аналогичным образом и бытийствует не личность, а человек. Субъектом бытияявляется только человек. Следует отметить, что личность — далеко неединственный психологический инструмент человека. Сюда относятся ипознавательные процессы, и эмоции, и характер, и другие психологическиеобразования. И каждое из них играет свою партию в становлении субъекта. Еслиподросток выпячивает характер, то юноша — уже личность с характером, а узрелого человека личность на определенном этапе исчерпывает свои возможности,отходит, ≪снимается≫как сослужившая и во всей полноте открывается то, чему она служит.
Личность, т. о., —сложный, уникальный внутренний ключ человека. В чем специфика личности какпсихологического инструмента? Сущностные духовные свойства человека прирождении даны в потенции. Ему надо развить их, ≪выделить≫в себе. Ему нужен орган, который позволит направлять и координироватьсложнейший процесс самостроительства в себе, в своей сущности. Этим органом иявляется личность. Речь идет о развитии человека. Личность, как орудие, илиинструмент, оценивается в зависимости от того, как она служит своемуназначению, т. е. способствует или нет приобщению субъекта его человеческойсущности.
Во-вторых, Б. С.Братусь обосновал основной путь, или принцип психологического изучениячеловека, — соотнесение его ≪вертикального≫и ≪горизонтального≫измерений. Традиционная психология занималась преимущественно ≪горизонтальными≫связями личности, рассматривала ее как социальное существо, субъектадеятельности.
Здесь накоплен большойматериал, вполне оправданы объективные методы, адресованные преимущественно кизучению отдельных свойств личности. Эти методы вошли в фонд психологической наукии будут, конечно, ≪работать≫в ней. Вслед за А.С. Выготским, целыепоколения отечественных психологов только мечтали о ≪вершинной≫психологии.
Б. С. Братусь поставилвопрос о том, что многие годы психология разводила понятия: ≪индивид≫,≪личность≫,≪субъектдеятельности≫, ≪индивидуальность≫.Теперь настало время искать пути их соединения. Гуманитарные науки, на орбитукоторых выходит психология, единицей анализа имеют целостного человека. Авторпредлагает рассматривать соотнесение ≪вертикального≫и ≪горизонтального≫измерений как основной принцип психологического изучения человека.
Психологияхарактеризуется настойчивым стремлением преодолеть присущий ей узкийэлементаризм, функционализм и понять человека как целостное существо. Но основыцелостности понимаются по-разному. По-разному решаются и ключевые вопросы оприроде человека — о ведущих источниках внутренней активности, о внутреннейсвободе или детерминированности, рациональности или иррациональности и др.
Формируется целыйспектр общепсихологических концепций, которые объединяет общая ориентация нарешение данных вопросов и разъединяют полученные результаты, выводы, обобщения.Среди этих теорий в отечественной психологии наибольшее влияние приобрели тринаправления: психодинамические; культурно-исторические и поведенческие;гуманистические и духовно-ориентированные. На базе каждого из этих направлений сложилисьсвои общетерапевтические методы. На основе их в последние годы создаютсяновейшие психотехнологии и другие психотехнические разработки. Таким образом,именно в области общепсихологических учений происходит прорыв и сближение академическойи практической психологии. Первой такой общепсихологической теорией сталатеория 3. Фрейда.2. Психодинамические теории личности 2.1 Учение З.Фрейда
Учение австрийскоговрача-психиатра 3. Фрейда (1856—1939) складывалось в последние годы XIX в. ипервые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, илипсихоанализа.
В структуре личности 3.Фрейд выделяет три сферы: бессознательное, или ≪ИД≫(оно);сознание,или эго(я); супер-эго(сверх-я). Ведущую роль в психике играет ИД.Содержание его составляют две группы инстинктов: инстинкты продолжения жизни, илиЭроса, энергию которых Фрейд назвал либидо, и инстинкты смерти, разрушения,агрессии, или танатоса. Энергия этих инстинктов развертывается с раннегодетства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной нежности к матери и чувствесоперничества с отцом, у девочек — наоборот. Эти неосознанные, сублимированные(замещенные) формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (длядевочек — Электры). На последующих стадиях психического развития индивида эроспроявляется в энергии сексуальных влечений, творчества, жизнедеятельности.Танатос получает выражение в ссорах, драчливости детей, затем у взрослых вагрессивности, конфликтах, преступлениях, войнах.
На психологическомуровне эрос и танатос проявляются в форме влечений. Это одно из исходныхпонятий Фрейда. Влечения энергизированы, напряжены, властны, руководствуютсяпринципом удовольствия и стремятся направлять поведение. Но на их пути встает эго,сознание.Оно включает систему социально-детерминированных представлений, понятий,руководствуется принципом реальности. Его задача — координировать влечениямежду собой, определять их реалистичность и разрабатывать пути, планы действий.На страже сознания стоит высший цензор личности — супер-эго,сверх-я. Оно включает совесть, нравственные запреты и идеалы,высшие нравственно-духовные представления. Они формируются, по Фрейду, в раннемдетстве, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненногоопыта ребенка.
Основным источникомвнутренней активности является ИД, бессознательное. Эгоисупер-эготолькопереключают на себя часть энергии ИД, снижая этим его напряжение.Взаимоотношение трех основных сфер личности Фрейд представляет следующимобразом. Он сравнивает ИД и эго слошадью и всадником. Всадник движется благодаря энергии лошади. Другое сравнение:маленькая темная передняя, в которой кипят страсти. Вход в светлую просторнуюгостиную через узкую дверь. У двери стоит высший цензор личности — супер-эго,сверх-я. И еще, в одной из последних работ Фрейд сравниваетбессознательное с морем, в котором выделяется небольшой остров — ≪Я≫,сознание.
В душевной жизничеловека Фрейду удалось также уловить механизмы, феномены, процессы, которыеопределяют динамику личности. В этом направлении фрейдовского ученияисследователи выделяют два аспекта: учение о механизмах внутренней защиты ≪Я≫и учение об окольных путях бессознательного. Они и будут предметом нашегодальнейшего анализа. Влечения эроса и танатоса, как мы уже отмечали, стремятсянаправлять поведение. Но если они неприемлемы для сознания, оно старается невпустить их. Каким образом? Ведь влечения энергизированы, настойчивы, властны.В сознании возникает состояние тревоги. Ее назначение в том, чтобы мобилизоватьзащитные силы, выработать наиболее эффективные защитные стратегии. В динамикедушевных состояний клиентов 3. Фрейд уловил целый ряд таких механизмов, которыеназвал защитными механизмами ≪Я≫.Они индивидуальны, формируются в опытах раннего детства. У каждого человекаскладывается свой набор, точнее, паттерны внутренних защитных механизмов, которымион чаще неосознанно и осознанно пользуется в трудных ситуациях.
Сублимация, илизамещение вида психической энергии, характеризуется переключением, ≪уходом≫в другую сферу жизнедеятельности. Так, женщины в ситуациях семейных драм ≪уходят≫в материнство, новые сферы общения, искусства, литературу.
Мужчины в подобныхситуациях ≪уходят≫в профессиональную или иную деятельность, спорт, хобби или интерес к алкоголю.Вытеснение как прямой путь ухода от тревоги проявляется как особый процессудаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание, как ≪сознательное≫забывание. Допустим, у человека неожиданная неприятность или значительноепотрясение. Он осмысляет его и старается больше не переживать по этому поводу.В других случаях механизм вытеснения почти не осознается. Человека преследуютличные неудачи, но благодаря вытеснению он настолько игнорирует их в своейпамяти, что неспособен даже рассказать о них.
Обесценивание объекта —косвенный путь ухода от тревоги, связанной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями,планами. Молодой человек встречался с девушкой, был очарован, мечтал о браке ивдруг неожиданно узнает, что он был для нее вторым, ≪запасным≫вариантом. Он потрясен, переживает боль потери и к тому же очень задет,уязвлен, мечется, но через некоторое время в сознание приходят другие мысли: ≪Акак она сказала: да, можешь больше не приходить!≫,≪Аженственна ли она?≫, ≪Авообще, какой она человек?≫. Лепестки розыон начинает обрывать, сознание опирается на известный стереотип: ≪Авиноград-то зелен≫.
Самообвинение — путьухода от тревоги путем частичного принижения достоинств своей личности. Другоймолодой человек в аналогичной ситуации, переживая неудачу в отношениях сизбранницей, начинает рассуждать таким образом: ≪А,собственно, на что я мог рассчитывать? Урод? Урод!!! Лопух? Лопух!!!≫Проекция — приписывание своих недостатков, социально неодобряемых мотивовповедения, мыслей другим людям. Скупой чаще приписывает скупость другим,завистливый — зависть и т. д.
Так студент объясняетсвою низкую оценку на экзамене плохим настроением экзаменатора, неудачливыйпредприниматель акцентирует внимание на кознях конкурентов, отсутствии льгот,которые имеют другие.
Рационализация проявляется,как стремление найти социально приемлемые объяснения для маскировки своихистинных социально неодобряемых мотивов. Этот механизм ложной аргументациисвоего поведения широко используется в межличностном и деловом общении. Пример,в студенческой группе обсуждается ситуация финансового дефицита у одного изстудентов. Один из участников диалога, которого в группе знают как скупогочеловека, говорит о том, что, предлагая помощь, можно обидеть сокурсника,вопрос это тонкий, деликатный, здесь нельзя спешить и т. д.
Определенная категориялюдей сознательно вырабатывает специфический стиль общения — мягкий,уклончивый, маскировочный. Они как бы не спешат прямо, открыто выразить своюпозицию и ≪прикрывают≫ее расхожими стереотипами, ≪дежурными≫фразами или якобы рациональными, а по существу надуманными аргументами.
Мы рассмотрели ряд защитныхмеханизмов сознания. У Фрейда описан более широкий их спектр. В работе склиентом важно уловить его индивидуальные защитные механизмы и в дальнейшем наних опираться.
Теперь обратимся кдругому аспекту учения 3. Фрейда о динамике личности — учению об окольных путяхбессознательного. Нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение всфере бессознательного и снова ищут выход в сознание. Фрейд уловил окольныепути бессознательного. К ним он отнес свободные ассоциации,сновидения,оговорки, очитки, описки, юмор. Феномен свободных ассоциаций, по признаниюближайших учеников Фрейда, — одно из самых выдающихся его открытий. Он заметил:если долго, приватно беседовать с клиентом на свободные темы, он начинаетобращаться к значимым для него проблемам.
Еще раз подтверждаетсяизвестная народная мудрость: ≪У кого чтоболит, тот о том и говорит≫. И 3. Фрейдаозарила смелая мысль — на основе этого психологического факта построить новыйметод изучения глубинных душевных переживаний — метод свободных ассоциаций.Клиенту предлагается рассказывать обо всем, что он думает, что его беспокоит,радует, волнует. Или: психотерапевт предлагает клиенту в течение длительноговремени говорить обо всем, что приходит в голову, совершенно не заботясь о том,насколько разумны, реалистичны, логичны его высказывания. Психоаналитикинтерпретирует эмоционально-смысловое содержание переживаний, выявляетглубинные, вытесненные потребности, мотивы, влечения.
3. Фрейд придавалбольшое значение интерпретации, вырабатывал требования к ней. В дальнейшемпоследователями Фрейда на основе метода свободных ассоциаций разработан целыйарсенал т. н. проективных методов: тесты Розенцвейга, Люшера, тематическийапперцептивный тест, рисуночный тест, метод неоконченных рассказов и др.
Другой окольный путьбессознательного — сновидения. Этот феномен, издавна привлекавший вниманиеисследователей, получил новое освещение в работах 3. Фрейда. Он показал, чтосновидения играют довольно значительную роль в гармонизации психической жизнииндивидуума. Каким образом? Он обнаружил специфическую особенность сновидений —функцию отреагирования актуальных эмоциональных переживаний и назвал сновидения≪королевскойдорогой в бессознательное≫. В образах сновиденийотражаются значимые переживания, вытесненные влечения, которые таким путемоткрываются сознанию и одновременно снимают часть напряжения в сферебессознательного.
Фрейд уделил многовнимания учению о символике сновидений, что получило выражение в одной из егопервых работ ≪Толкование сновидений≫.Аналогичным образом значимые бессознательные переживания получают отражение воговорках, описках, юморе. Данная проблематика представлена в таких работах,как ≪Психопатологияобыденной жизни≫, ≪Психологияюмора и его отношение к бессознательному≫.
Представление Фрейда омеханизмах внутренней защиты личности, об окольных путях бессознательного, каки ряд других, более частных новых представлений, позволили ему составитьцелостную психодинамическую теорию, с позиций которой он стал объяснятьсложнейшие феномены личности. Он интерпретировал любовь как рационализациюизбирательного сексуального влечения. Эстетические и этические предпочтения влюбви следует рассматривать как рационализацию секса Многочисленные оппонентыупрекали 3. Фрейда в том, что он недоучитывает, обесценивает духовную сторонулюбви. В одной из своих последних работ — ≪«Я»и «ОНО»≫ — 3. Фрейдпереосмысляет свою интерпретацию данного феномена и пишет о том, что только унемногих, культурных людей любовь являет синтез физического и духовноговлечений. У большинства же любовь—только рационализация избирательногосексуального влечения. 3. Фрейд вносит существенные корректировки в своеучение, но в целом остается на позициях биологического детерминизма.
Теория и практикапсихоанализа существенно обогатила психологию XX в., впервые подняла ее на тотуровень, с которого открывается возможность целостного видения природычеловека, всей динамики его душевной жизни и реальной помощи в разрешенииглубоких внутриличностных и межличностных конфликтов, психических травм, другихсложнейших психологических проблем. Вместе с тем учение 3. Фрейда было иостается остродискуссионным. Пересмотру подвергается биологический детерминизм,сведение природы человека к энергии инстинктов. Многие ученики и последователиФрейда стремились преодолеть его биологический монизм и понять человека нетолько как биологическое, но и как социальное и духовное существо. Некоторые изних еще при жизни 3. Фрейда далеко отошли от ортодоксального психоанализа и посуществу разработали новые концепции о человеке, в которых, однако,прослеживается в большей или в меньшей мере ориентация на фрейдовскиепредставления о механизмах, процессах динамики личности. Наиболее крупными ивлиятельнейшими фигурами в этом направлении стали А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни,Э. Фромм, Г. Салливан. 2.2 Индивидуальнаяпсихология А. Адлера
Альфред Адлер (1870—1937),венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринялучение 3. Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венскогопсихоаналитического общества. В течение всей жизни А. Адлер много и успешнозанимался психотерапевтической практикой. Он поновому увидел причиныпсихологических проблем своих пациентов: они связаны с такими сферами, какработа, дружба, любовь, культурные, политические интересы и т. п. Еговыступления, затем доклад в Венском психоаналитическом обществе встретилирезкую критику. Он вышел из него и с группой своих единомышленников создал ≪Обществоиндивидуальной психологии≫, которое быстро получилоподдержку, а затем мировое признание.
А. Адлер пошел по путисоциализации учения Фрейда. Он расширил и существенно изменил представление обисходных, побудительных силах личности. К ним он относит, помимо первичных инстинктовжизни и смерти, триаду врожденных социогенных потребностей (мотивов): чувствонеполноценности, стремление к совершенству (превосходству) и социальноечувство.
Далее Адлер обнаружил,что чувство неполноценности, социальное чувство и стремление к совершенству укаждого человека выражены специфически. Взаимодействие этих исходных мотивовформирует ведущие стратегии и способы восприятия, мышления, переживаний иповедения. Он вводит новое понятие — индивидуальный стиль жизни.
Индивидуальный стильжизни складывается на основе взаимодействия чувства неполноценности,социального чувства и стремления к превосходству (совершенствованию). Но чемнаправляется этот процесс? Адлер упорно, настойчиво искалответна этот вопрос и пришел к заключению, что внутренним источником интеграцииличности, ее индивидуального стиля жизни является креативное (творческое)начало. Природа этого начала осталась для Адлера не ясна, но он сталрассматривать его как базисную основу человека. Именно креативное началоопределяет его внутреннее единство, целостность.
Концептуальноепредставление о творческом стержне личности составляет вершинное достижениеучения Адлера и позволяет считать его одним из первых провозвестниковгуманистической психологии.
Представленные основныеположения адлерианской теории характеризуют его понимание природы его. Адлеррассматривает человека как единое и самосогласующееся существо. Структурусаморегулирующейся личности он представляет как индивидуальный стиль жизни, вкотором интегрируются исходные мотивационные тенденции: мотив неполноценности икомпенсации, социальный интерес; стремление к совершенству. Далее человек —свободное, самодетерминирующееся существо, стремящееся к совершенству, росту,развитию. Личность каждого является его собственным творением. Источникомвнутренней свободы является творческое ≪Я≫человека. 2.3Аналитическая психология К.Г. Юнга
К.Г. Юнг (1875—1961),швейцарский врач-психиатр, в начале своей деятельности также испытал влияниеуже первых работ 3. Фрейда. В психической жизни пациентов К. Юнг обнаружил существеннуюроль духовных компонентов. И он стремился понять роль духовности в природечеловека.
Структуру психики К.Юнг рассматривает как взаимодействие сознания, индивидуального бессознательногои коллективного бессознательного. Сознание включает самосознание и обеспечиваетцелостность и устойчивость личности. Индивидуальное бессознательное содержитпсихическую энергию индивидуума.
Коллективноебессознательное представляет более глубокий слой в структуре психики и содержитее глубинные духовные основы. В коллективном бессознательном, отмечал К. Юнг,содержится все духовное наследие человеческой эволюции. Он полагал, чтосодержание коллективного бессознательного складывается благодарянаследственности и одинаково для всего человечества. К. Юнг стремился уловитьхотя бы некоторые первоосновы в динамике духовного бессознательного. Онвыдвинул и обосновал представление о том, что коллективное бессознательноесостоит из мощных первичных психических образов, которые он обозначил какархетипы, или первичные модели. Архетип — это врожденные духовныепредрасполагающие идеи, побуждения, под влиянием которых люди реализуютуниверсальные модели восприятия, мышления, поведения в ответ на конкретныеситуации. К. Юнг описал целые ряды архетипов, среди них он выделил самость,персону, тень и др.
Структура личности, поК. Юнгу, — емкое психологически насыщенное образование. Оно включает иобщечеловеческие, и расовые, и культурные, и индивидуальные черты. Далее онстремился обобщить различия между людьми, проявляющиеся в отношении к миру. К.Юнг выделил два универсальных типа направленности или типа жизненныхориентации: экстраверсия и интроверсия. Первая проявляется в преобладанииинтереса к внешнему миру. Эти люди открыты, общительны, активно идут и устанавливаютконтакты. Интроверты сдержанны, погружены в мир своих мыслей и переживаний,малообщительны. У индивида преобладает экстравертированная илиинтровертированная ориентация.
Данная типология,ставшая классической в психологии, была дополнена К. Юнгом другой типологией,основанной на преобладании одной из основных психических функций: мышления,ощущения, чувства, интуиции. Он выделил психологические типы: мыслящий,чувствующий, ощущающий, интуитивный.
И наконец, еще однонаправление в учении К. Юнга — концепция развития личности. В ней можновыделить три новых положения. Первое: развитие личности осуществляется какдинамичный эволюционный процесс, который идет на протяжении всей жизни инаиболее активно на этапах психической зрелости. Позитивное, огромное значениеприобретает осознание человеком своего духовного, религиозного и дажемистического опыта. Это положение прямо противостоит фрейдовскому представлениюоб опыте раннего детства и его травмах детства, как решающих факторахличностного развития.
Второе положение.Конечная жизненная цель — ≪обретение самости≫,являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству.Основным процессом этого движения является процесс индивидуализации илиинтеграции противоборствующих внутриличностных тенденций. Итогом процессаиндивидуализации является самореализация.
Третьеположение—самореализация, или ≪обретениесамости≫,является сложным, труднодостигаемым результатом. Она предполагает жизненныйопыт, психическую зрелость и специальные усилия, духовную работу. Поэтомувысокие уровни личностного роста доступны только психически зрелым и одареннымлюдям.

 3.Культурно-исторические личности
Названные теориипринадлежат одной научной школе, имеют общее исследовательское поле, носкладывались в разные годы советского периода отечественной психологии наоснове различных культурных традиций и представляют по существу различныеконцептуальные учения.
Психологическиевоззрения Л.С. Выготского развивались на закате серебряного века, илиРенессанса российской культуры. Еще были живы идеи В. С. Соловьева о ≪духовнойвертикали≫ человека и ≪всеединстве≫чувственного, рационального и духовного знаний, были влиятельны учения Г. Г.Шпета, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, П. А. Флоренского. В то же время Л. С.Выготский был искренне увлечен марксистской идеей о формировании новогочеловека и его социальной обусловленностью.
Теория Л. С. Выготскогоназывается культурно-исторической. Попробуем кратко охарактеризовать еесущность. Ключевой характеристикой сознания является его опосредованностькультурой. Л. С. Выготский исследует внутренние механизмы, или психологическиеинструменты культурного опосредования сознания и показывает, что такиминструментом являются знаки, точнее, системы культурных знаков. В процессеобщения ребенка со взрослыми происходит усвоение систем культурных знаков. Они опосредуют≪низшие≫,непроизвольные психические функции внимания, памяти, мышления, эмоции и темсамым обеспечивают интериоризацию, или формирование новых качественных образованийв сознании ребенка.
Проблема знаковобсуждалась в литературе до Л. С. Выготского и после него. Его заслугазаключается в том, что он эмпирически, на большом фактическом материалепрослеживает роль знака и слова в психологическом развитии ребенка иобосновывает положение о ≪знаковой организации≫или знаковой функции сознания и всех психических процессов.
Л.С. Выготский затемперешел к изучению ≪внутренней стороны≫знака, т. е. его значений, и исследовал этапы развития значений у ребенка. Такимобразом, благодаря знаковой организации сознания формируется его семантика,система значений и смыслов. Автор развивает учение о системном и смысловом строениисознания, подчеркивает его целостность. Л. С. Выготский мечтал и прогнозировалразвитие ≪вершинной≫психологии. Его учение о знаковой организации или знаковосимволической функциисознания — значительный шаг в этом направлении и фундаментальный вклад вразработку теоретических основ гуманитарной психологии.
Другой круг проблем висследованиях Л. С. Выготского — это психология развития ребенка. Он многозанимался изучением мышления, речи, прочих психических процессов, рассматривалобщий ход психического развития ребенка и обосновал положение о социальнойситуации развития, о новообразованиях, характеризующих этапы возрастногоразвития, о зоне ближайшего развития ребенка, опережающем характере обучения ипр. Эти положения определили ведущие направления исследований в областивозрастной и педагогической психологии, которые были продолжены учениками.
Л.С. Выготскогокритиковали за преувеличение роли знака в формировании сознания, за идеализм,за недостаточный вклад в марксистскую психологию, за участие в педологическихисследованиях. Работы его не публиковались, он был запрещен, но не забыт.
А. Н. Леонтьев, затем иряд других сотрудников Л. С. Выготского учли резкую критику в его адрес, отошлиот него и стали искать новый подход к изучению сознания, который был названпсихологической теорией деятельности. А. Н. Леонтьев (1903—1979) в течениетридцати лет фактически возглавлял ≪официальную≫психологию.
В теории деятельностиуделяется большое значение описанию структуры этого процесса, в которомвыделяются три компонента: деятельность — мотив; действие — цель; операция —условие. В характеристике сознания автор выделяет роль значения и смысла.Последний рассматривается как соотношение мотива и цели. Смысл деятельности, т.о., структурирует сознание. Предметная, практическая деятельность в целомявляется важнейшим источником формирования сознания и личности в целом. Какимобразом? Основным инструментом, или орудием предметной деятельности, является,по А. Н. Леонтьеву, действие. В процессе реальной предметной деятельностипроисходит интериоризация действий во внутренний план деятельности. Встаетболее сложный вопрос, как дальше развивается этот внутренний план деятельности,ведь он осуществляется без видимого влияния предметной деятельности? Какиевнутренние процессы обеспечивают дальнейшее развитие внутреннего планадеятельности?
Деятельностный подходрассматривался как ведущее направление в психологии 40—80-х гг. В этом планевыполнены циклы интересных исследований. Деятельностную трактовку психическихпроцессов развивали С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. П.Смирнов. Этот подход использовали при изучении способностей, разработкеэффективных методов обучения (П. Я. Гальперин), новейших концепций развивающегообучения (В. В. Давыдов), развитии учения о личности (А.Г. Асмолов).
В конце 80-х гг. вРоссии развернулась дискуссия о статусе понятия деятельности, его месте средидругих гуманитарных понятий, об объяснительных возможностях теории деятельностии теорий ≪недеятельного≫типа. Теорию деятельности в варианте А. Н. Леонтьева упрекали в том, что онаупрощает духовный мир человека, редуцируя его к предметной деятельности, чтоона бездуховна, механистична. Вместе с тем в психологической литературепредпринят опыт переосмысления теории деятельности и определения ее дальнейшейперспективы в русле гуманитарной психологии. Здесь следует выделить одну изпоследних публикаций В. В. Давыдова и блистательные статьи В. П. Зинченко.
4.Развитие конкретно-психологических подходов к личности в отечественнойпсихологии
В отечественнойпсихологии советского и постсоветского периода проблема личности выдвигается вцентр исследовательского внимания. Но в понимании ее природы, сущностиразвивались и сталкиваются несколько подходов. Первый подход ставил акцент насоциальной сущности личности. Он опирался на марксистское учение о личности,выражал позицию ≪официальной≫психологии. По существу, это был социологизаторский подход: личность сводиласьк ее социально значимым свойствам, рассматривалась как продукт деятельности иконкретно-исторических условий развития общества. В литературе бытовалоопределение личности как субъекта труда, познания, общения, который формируетсяв конкретно-исторических условиях общества.
Второй подход ставилакцент на природном, биологическом в личности. Он стал робко пробиваться, затемутверждаться в психологии 60—70-х гг. XX в., рассматривался как более широкийвзгляд на человека и в известной степени стал жестко ограничиватьсоциологизаторский подход. Было переосмыслено отношение к ранее запрещеннойпедологии, которая связывала психическое развитие с развертываниемнаследственности. Появился интерес к огромному описательному материалу в трудахЭ. Кречмера, У. Шелдона, к материалам близнецового метода и другимпсихогенетическим исследованиям. Расширилось понимание природы человека.Личность стала рассматриваться как социальное и биологическое существо.
Акцент ставился насоциальном в личности, но ее психическое развитие и становление связывалосьтакже и с развертыванием наследственности и присвоением социального опыта,процессами социологизации. Основные результаты этих исследований подведены вмонографии В. М. Русанова.
Третий подход ставитакцент на духовном в личности. Понятия духа, души, как известно, были за бортом≪официальной≫психологии. Понятие духовности бытовало в литературе в усеченном виде. Нопонимание человека как духовного существа характерно не только для российскогоменталитета. В отечественной психологии оно имело сильные культурные традиции,глубокие корни. Учение о духовном измерении и нравственно-духовной сущностичеловека, которое развивалось в работах В.С. Соловьева, А.Ф. Лосева, М.М.Бахина, П.А. Флоренского и других представителей серебряного века в российскойкультуре, оставалось созвучным многим представителям всех поколенийпрофессиональных психологов. Духовно-ориентированный подход к личностипоследовательно осмыслен в работах Г.И. Челпанова, А.Ф. Лазурского, другихученых, которые не переиздавались, но были хорошо известны психологам. Данныйподход по существу противопоставлен «официальной» психологии, развивалсяфактически подпольно и настойчиво искал прямые и окольные пути выхода наисследовательское поле психологии. Вопрос о духовной сущности человекаосторожно, но ставился на дискуссиях и симпозиумах по проблемам предметапсихологии, личности, креативности, воли, потребностей. Окольные пути былинепростыми. Отдельные авторы стремились легализировать свои теоретическиепозиции и выработали прием «разведения» идеологического иконкретно-психологического подходов к феноменам личности. Может быть, впервыеН. Д. Левитов в 50-х гг. предложил различать «широкое» (идеологизаторское) и «узкое»(конкретно-психологическое) понимание характера. Л. И. Божович в 60-х гг.обосновала толкование направленности как идеологического и психологическогообразований. Складывается новая платформа конкретно-психологического подхода кличности. На арене психологических знаний появляется целый ряд теоретическихучений о личности, среди которых наиболее разработаны концепции Л. И. Божович, В.С. Мерлина, Б. И. Додонова. В центре внимания этих авторов — категория внутреннейпозиции личности, отношений, диспозиций, преобладающих переживаний, страданий,жизненных ценностей, счастья. Проблематика по существу гуманитарная.Исследуются внешние проявления душевной жизни. Но категория духовности в этихработах не обозначается, она как бы прикрывается, камуфлируется более принятымив те же годы понятиями: внутренние мотивы, побуждения, склонности, осознанныестремления и т. д.
5. Гуманистические и духовно-ориентированные теорииличности
Гуманистическаяпсихология возникла в Америке в конце 60—70-х гг. XX в. и заявила о себе как отретьем, новом направлении в психологии. Она противопоставила себя психоанализуи бихевиоризму, возвратила в психологию давние представления о духовной природечеловека и традиции общечеловеческих ценностей.
Наиболее выдающиеся еепредставители: У. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мей. Их концепцииформировались под влиянием экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, М.Хайдегер, К. Ясперс и др.), а также имели глубокие корни в традицияхфеноменологической психологии, в работах у. Джемса, В. Штерна.
Исходные положениягуманистических психологов. Первое. Они развивают оптимистическое представлениео природе человека как существе разумном, свободном, саморегулирующемся, творческом.Второе. Гуманистические психологи рассматривают человека в конкретной жизненнойситуации и контексте его жизненного пути. Предметом психологического путиявляется субъективный опыт человека, его субъективное сознание и поведение.Третье. Гуманистические психологи глубоко осознали ограниченность объективныхметодов и раскрывали возможности субъективных подходов, искали пути их синтеза.
С гуманистическимнаправлением тесно связана примыкающая к нему экзистенциальная психология. Еслипервая возникла в США и затем распространилась в Европе, то вторая,экзистенциальная психология является «сугубо европейским продуктом».
Представителиэкзистенциальной психологии — ранние Ш. Бюллер, Е. Бейкер, Р. Мей. Онирассматривали такие проблемы, как бытие человека, выбор, свобода, смерть,одиночество, бессмысленность жизни. В центре их внимания — экзистенциальныйопыт человека, осознание, рефлексия таких аспектов жизни, как уникальностьсобственной личности; свобода, ответственность; тревога, одиночество,страдание, смерть, любовь, внутренняя тишина. 5.1 Теорияличности А. Маслоу
А. Маслоу (1908—1970)получил три ученых степени за исследование поведения приматов. Затем занималсяпсихоанализом. Его увлечение восточной психологией и встречи с крупнейшимиевропейскими психологами, такими как Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни, М.Вертхаймер, которые переехали в Америку, спасаясь от Гитлера, побудили его кпереосмыслению природы человека.
А. Маслоу отметил, чтоработы 3. Фрейда построены на изучении людей, страдающих неврозами. Онорганизовал масштабное исследование на материалах психически зрелых,гармоничных, творческих людей — путешественников, мореплавателей, военныхначальников, своих знакомых, коллег и т. д. Результаты получил новые ивпечатляющие. Обобщая их, А. Маслоу построил свою теорию личности, в основекоторой лежит его концептуальное представление о мотивации поведения человека ихарактеристика творческих, самоактуализирующихся личностей.
По А. Маслоу,внутренняя активность личности проявляется прежде всего через мотивы ипотребности. Последние являются инстинктоидными и организованы в иерархическуюсистему, которую стало принято называть пирамидой потребностей. Доминирующиепотребности расположены внизу. Если они удовлетворяются, то проявляются иосознаются потребности более высокого уровня. Низший уровень — потребностифизиологические, т. е. потребности в пище, питье и т. п. Они обеспечивают физическоевыживание, поэтому являются наиболее сильными, неотложными. Второй уровеньсоставляют потребности безопасности, защиты. Сюда относятся потребности встабильности, законе, порядке, предсказуемости событий, преодолении болезней, хаосаи т. д. Они обостряются в неспокойные периоды жизни общества и проявляютсятакже в предпочтении постоянной работы и других мотивированных поискахбезопасности.
Третий уровень впирамиде А. Маслоу составляют потребности в принадлежности и любви. Уже вмладенческом возрасте у ребенка появляется потребность в тесном эмоциональном контактес матерью, близкими людьми. Затем предметная направленность этой потребностирасширяется, развивается стремление устанавливать тесные эмоциональные связи,отношения любви, дружбы, привязанности в семье, группе, с другими людьми. А.Маслоу считает, что в современном обществе у большинства людей эта потребностьостается неудовлетворенной на разных этапах возрастного развития. Отсюда —психологические проблемы, внутренние конфликты, неврозы.
Следующий уровеньсоставляют потребности в самоуважении. Автор выделил два вида уважения:самоуважение и уважение других. Первый вид характеризуется такими показателями,как компетентность, реальные достижения, независимость, свобода. Второй видсвязан с показателями престижа, признания, статуса, репутации, оценки другими.
И, наконец, высшимуровнем в иерархии потребностей является потребность в самоактуализации. Этостремление к самосовершенствованию, реализации своего личностного и творческогопотенциала. Люди должны быть тем, кем они могут быть, т. е. оставаться вернымсвоей природе.
Самоактуализация можетпринимать форму творческих усилий, выбора сферы деятельности, качественногоуровня выполнения своих социальных ролей, профессиональных, гражданских, нравственныхустремлений. А. Маслоу показал, что внутреннее побуждение к реализацииличностного потенциала естественно, необходимо, дано каждому человеку. Нотолько отдельные люди достигают высокого уровня реализации своего личностногопотенциала. Его исследования позволили обнаружить и описать два типапреобладающей мотивации: дефицитарная мотивация и мотивация роста. Высокийуровень мотивации роста формирует самоактуализирующуюся личность.
А. Маслоу детальнопроанализировал и обобщил биографические материалы 75 известных и близких емулюдей, отличавшихся выраженным преобладанием мотивации личностного роста, исоставил характеристики самоактуализирующихся личностей. Данное концептуальноепредставление в литературе рассматривается как одно из достиженийгуманистической психологии, которое в последние годы активно используется при разработкегуманитарных психотехнологий в практической психологии. Автор выделил 15психологических характеристик самоактуализирующихся людей. Рассмотрим некоторыеиз них.
Самоактуализирующихсялюдей отличает свежесть, спонтанность и реалистичность восприятия. Они видятмир и людей такими, какие они есть. Им свойственна большая восприимчивость, вто же время большая свобода от стереотипов, тревожности, надуманных ожиданий,неоправданного пессимизма или оптимизма. Данная особенность эффективноговосприятия распространяется на разные стороны жизни: искусство, науку,политику.
Далее. Эти людихарактеризуются открытостью, простотой, непосредственностью. Они могут легкопринимать правила, традиции, быть терпимыми к принятым стандартам вобразовательных, государственных или других организациях. Но их внутренняя жизньсвободна от условностей, они могут резко отклонить социальные нормы, когдаубеждены в необходимости этого.
Людей с высоким уровнемсамоактуализации характеризуют также уверенность в себе, независимость,ощущение внутренней силы, человеческого достоинства. Они демократичны,комфортно чувствуют себя и в тесных дружеских контактах, и наедине с собой. Иеще одна характеристика. Самоактуализирующиеся личности отличаются открытостьюк нуждам других, общественным интересам, проблемам своей группы, народа,культуры, цивилизации. Они свободны от внутриличностных конфликтов, защит,комплексов и склонны к более или менее масштабной деятельности в интересахсообщества.
А. Маслоу выделяеттакже такую характеристику самоактуализирующихся людей, как креативность. Приэтом он выделяет два вида творчества — продуктивное и личностное. Личностная креативностьвыражает высокий уровень психического здоровья, внутреннюю гармоничность иэффективность в разных сферах общественного и личностного бытия человека.Вместе с тем А. Маслоу показал, что самоактуализирующиеся личности не свободны отслабостей и недостатков. В его концепции ставится акцент на позитивном началеличности, ее психическом здоровье, реализации творческого потенциала. 5.2 Теорияэкзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла
Виктор Франкл (родилсяв 1905 г.) — еще один выдающийся персонолог и психотерапевт нашего времени. Онвошел в психологию как основатель третьей Венской психотерапевтической школы.Первой Венской школой стал психоанализ 3. Фрейда, вторую школу «индивидуальнойпсихологии» создал А. Адлер.
В. Франкл — венскийврач-клиницист, занимался психотерапевтической практикой, уже к концу 30-х гг.отмечает, что его клиентов чаще волнуют не проблемы подавленных сексуальных влечений,как во времена 3. Фрейда, а потери смысла жизни, жизненных ценностей,одиночества и т. п. Он формулирует положение о том, что у каждого времени естьсвои психологические проблемы и неврозы, и к началу Второй мировой войны заканчиваетрукопись своей первой книги — «Врачевание души», где развивает основные идеиновой концепции личности. В центре ее — учение о врожденной тенденции поискасмысла жизни.
Но война приноситстрашные испытания ученому: на четыре года он становится узником фашистскихконцлагерей. Опыт человеческих страданий и «упрямства духа», который помогалвыжить в лагерях смерти, по-новому высвечивает основные идеи его учения.
В. Франкл по-другомувыстраивает здание психологии личности. В его теории экзистенциального анализаможно выделить несколько компонентов: о духовной сущности человека и свободе воли;смысле жизни и ценностях; о логотерапии. Рассмотрим их более подробно.
Учение о духовнойсущности человека является главным стержнем творческого наследия В. Франкла,вокруг которого он выстраивает свои другие теоретические концепции: «Человек —это больше, чем психика: человек — это дух». Каждый на нас чувствует, осознаетв себе духовное начало. Но традиционно феномен духовности осмыслялся вбогословии, философии, литературе, искусстве. В. франкл, вслед за К. Юнгом и К.Роджерсом, вводит понятие духовности в категориальный строй современнойпсихологии и выделяет его наиболее существенные проявления и характеристики.
Духовностьрассматривается им как духовное начало, которое, как искра божья, заложено вдушу каждого человека и объединяет всех людей. Это соприсутствие сущего всемусущему. В сфере человеческой духовности автор выделяет слои сознательной иподсознательной духовности. Слой подсознательной духовности содержит источникии корни всего сознаваемого. «Дух покоится на бессознательном». В. Франкланализирует ведущие проявления бессознательного духовного. К ним он относитпрежде всего совесть, или нравственную интуицию. Совести открывается то, чтоеще не существует, а лишь должно существовать. Это — духовная аптиципация,предвосхищение. Бог в душе человека, он подсказывает «то, что надо». «Однакото, что надо, всегда только одно».
Далее духовноебессознательное, по В. Франклу, проявляется в познавательной и художественнойинтуиции. «Вдохновение коренится в сфере бессознательной духовности. Художниктворит по вдохновению, и поэтому источники его творчества находятся и остаютсяво тьме, которую сознание не в состоянии осветить полностью».
Еще одна сферапроявления бессознательной духовности человека — это любовь. В. Франклотмечает, что полное духовное соприсутствие или событие возможно лишь междуравными друг другу сущими. Полную отдачу себя другому без остатка он называетлюбовью. Это способность понять человека в его сути, уникальности и в егопотенциальных возможностях. Любовь своим духовным взором предвосхищаетнереализованные перспективы личностного и духовного развития человека,открывает в нем то, что только может быть.
Далее, анализируяосновные проявления духовности человека, В. Франкл выделяет несколькофундаментальных духовных побуждений. К ним он относит следующие: интенциональность,или изначальная индивидуальная открытость миру. «Сущность человека включает всебя его направленность на что-то или на кого-то, на дело или на человека, наидею или на личность! И лишь поскольку мы интенциональны, постольку мыэкзистенциональны… Человек здесь не для того, чтобы наблюдать или отражать самогосебя, он здесь для того, чтобы представлять себя, поступаться собой, чтобыпознавая и любя, отдавать себя» стремление к самотрансценденции, или выходучеловека за пределы самого себя, в его направленности реализовать себя в своихценностях, смыслах, поступках; стремление к самоотражению, или саморегуляции.
Внутренним источникомданных побуждений является свободная воля. Учение о духовности и свободе воли уВ. Франкла взаимосвязаны. Духовность, свобода и ответственность рассматриваютсяим как основные экзистенциалы человеческого существования. Духовность человекареализуется через его внутреннюю свободу. «Необходимость и свободалокализированы не на одном уровне: свобода возвышается, надстроена над любойнеобходимостью. Причиненные цепи всегда и везде замкнуты и в то же времяразомкнуты в высшем измерении, открыты для высшей «причиненности». Над свободойволи возвышается только божественное провидение.
В. Франкл характеризуетсвободу человека по отношению к влечениям, наследственности и обстоятельствамвнешней среды. Во взаимодействии со всеми этими факторами человек можетвыработать свое отношение, позицию, сказать им «да» или «нет».
Но свобода не сводитсяк этим трем категориям, они понимаются более широко. Это свобода взять на себяответственность за свою судьбу, свобода изменяться, быть таким, стать другим.Человек решает за себя, а решение за себя есть формирование себя.
Теорияэкзистенциального анализа признает человека свободным, но лишь условно. Ончасто ограничен субъективными обстоятельствами. Реализуя свою свободу, онделает выборы и берет на себя ответственность за их выполнение. Свобода,лишенная ответственности, вырождается в произвол. Человек ответствен за аутентичностьсвоего бытия, за нахождение и реализацию смысла своей жизни, за свою жизнь.
Другое направление втеории экзистенциального анализа — учение о смысле жизни и ценностях. Обобщаясвои жизненные и клинические наблюдения, автор формулирует тезис о том, что человекстремится обрести смысл жизни, и ощущает вакуум, или фрустрацию, если этостремление остается нереализованным. Это изначальное духовное стремление присущевсем людям, является основным двигателем поведения и развития личности, нодалеко не всегда достаточно отчетливо осознается. Смысл жизни для человекавсегда существует, даже при особых, самых трудных и безысходныхобстоятельствах. Если у психически больного имеется тесная эмоциональная связьс каким-либо человеком, его жизнь уже оправдана. Для человека смысл его бытияне субъективен, он не изобретает его, а находит в мире, в объективнойдействительности, но этот смысл уникален и неповторим для каждого.
В. Франкл говорит оконкретном смысле жизни данной личности в данной ситуации. Любой периоджизненного пути индивида, каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный дляразных людей, но для человека он является единственным, истинным.
В нахождении смысловпомогают совесть, т. е. нравственная интуиция, а также интуиция —познавательная и художественная. В. Франкл вводит понятие сверхсмысла, т. е.смысла Вселенной, смысла бытия, смысла истории. Эта категория трансцендентна человеческомусуществованию, поэтому о ней мы не может знать, можем только предполагать, чтоона осуществляется через историю, судьбы народов, отдельных людей.
Смысл жизни всегдаможет быть найден для каждого человека. Но найти свой уникальный смысл вконкретных обстоятельствах — это только половина дела. Надо еще егореализовать. Для этого дана свобода воли, чтобы найти и реализовать его, дажеесли свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Человек несетответственность за осуществление уникального смысла своей жизни.
Наиболее обобщенныежизненные смыслы В. Франкл рассматривает как жизненные ценности. Он выделяеттри группы: ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношений.Этот ряд отражает три основных пути, какими можно найти смысл жизни. Первый —что он дает миру в своих творениях, второй — что он берет от мира в своихвстречах и переживаниях; третий — это позиция, которую он занимает по отношениюк другому или ситуациям.
Среди этих группценностей приоритет принадлежит ценностям творчества, которые реализуются черезтруд. Ценности творчества связаны с изначальным духовным побуждениемчеловекак трансценденции, стремлениям к выходу за пределы себя и реализации себя вдеяниях, творениях, служении людям. В соответствии с этим самоактуализация, поВ. Франклу, является не самоцелью, а одним из результатов творческойдеятельности. Ценность переживаний — другой путь обретения осмысленности жизни.В этом плане В. Франкл раскрывает ценностный потенциал любви и потенциалстраданий, которые выступают как источники эмоционально-духовного насыщения.Вместе с тем и любовь, и страдания не являются необходимым условием осмысленностижизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее можеторганизовать свою жизнь весьма осмысленным образом.
Третья группа — ценностиотношения, которым В. Франкл придает наибольшее значение. Человек, пишет он,далеко не всегда может изменить обстоятельства, но в его силах изменитьотношение к ним. При любых обстоятельствах он свободен занять осмысленнуюпозицию к обстоятельствам, возвысить или минимизировать их значение для себя.
Как только мы добавляемценности отношений к другим категориям ценностей, становится очевидным, чточеловеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своейвнутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца — до последнейминуты.
И, наконец, еще однонаправление в творческом наследии В. Франкла — предложенный им новый методпсихотерапии — логотерапия. Логотерапия (от древнегреческого «логос»— смысл) ставитсвоей задачей помочь человеку в его поисках смысла жизни.
Согласно логотерапии,борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. Отсутствиесмысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл назвал «экзистенциальнойфрустрацией». Субъективно оно переживается как ощущение внутренней пустоты,бессмысленности существования. Это состояние может углубляться и порождатьспецифические «пусоченные неврозы» (от греческого «пус», означающего дух,смысл). Пусоченные неврозы причинно коренятся в особой духовной сфере личности,в которой локализованы смыслы. В. Франкл назвал ее «поэтическим измерением»человека.
Логотерапия направленана то, чтобы помочь человеку найти его единственный, уникальный смысл в даннойситуации. И это должен сделать он сам. Логотерапия ставит целью расширение возможностейклиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать всебе данная ситуация. Здесь используется метод духовно-ориентированногодиалога, позволяющий подтолкнуть клиента к открытию им для себя адекватного смысла.В. Франкл показал, что наибольшие практические достижения логотерапии связаны сценностями отношений, с нахождением людьми смысла своего существования вситуациях, представляющихся крайне трудными или безвыходными.
/>Список литературы
1)        Майерс Д. Психология. – М.:Попурри, 2008.
2)        Зубовский Н.А. Психология. – М.:Тропа Троянова, 2006.
3)        Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. – СПб.: Питер, 2007.
4)        Фонсегрив Ж. Элементы психологии. –М.:Либроком, 2009.
5)        Джонстон Д. Психология. – М.:Астрель, 2007.
6)        Джемс У. Научные основыпсихологии. – М.: Харвест, 2008.
7)        Ананьев Б.Г. Психология и проблемычеловекознания. – М.: МОДЭК, 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Imf World Bank And Africa Essay Research
Реферат Механизмы взаимодействия адаптации личности с политической системой
Реферат Пути повышения использования фотосинтетически активной радиации при возделывании картофеля в условиях лесостепи Среднего Поволжья
Реферат Операционные системы 11
Реферат Психо-медична типологія особистості та здоров'я
Реферат Особенности сварки алюминия
Реферат Издержки производства и ценообразование
Реферат Система автоматизации документооборота. Электронный документ
Реферат Принцип динамичесого баланса - философская основа мировоззрения, способ повышения эффективности научных исследований
Реферат Подготовка и проведение презентаций
Реферат Война в романе Война и мир
Реферат Соя
Реферат Последнии достижения в области генетики
Реферат Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики
Реферат Тема моральных обязательств в драме Ф Шиллера Разбойники